Правосознание и правовая культура

Воронежский институт МВД России

_____________________________________________________________

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине теория государства и права

На тему «Правосознание и правовая культура»

Выполнил

Лабецкий Игорь Игоревич

Правоохранительная деятельность , 2014, 17взвод

Руководитель

Чепурная Елена Валерьевна

Старший преподаватель

Кандидат юридических наук

Подполковник полиции

Воронеж 2015

ПЛАН

Введение ------------------------------------------------------------------------- № 3стр.

Глава 1. Правосознание как форма сознания. --------------------------- 7 стр.

1.1 Понятие правосознания и его структура. ------------------------------- 7стр.

1.2. Соотношение ментальности правосознания. ---------------------- 12 стр.

1.3.Конституционное правосознание как элемент правосознания--14 стр.

Глава 2. Правовая культура как неотъемлемый элемент культуры.--17 стр.

2.1. . Понятие, содержание правовой культуры. --------------=---------17 стр.

2.2. Формирования правовой культуры. ---------------------------------- 22 стр.

2.3. Связь правовой культуры и правосознания. ----------------------- 26 стр.

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 28 стр.

Список литературы ------------------------------------------------------------- 30 стр.

Введение.

Весьма значительное положение в системе правого регулирования общественных отношений присваивает себе правовая культура правосознание. Во многом они устанавливают нам порядок и принцип нашего поведения в определённых ситуациях, заведомо субъективной оценки, предвзятого мнения по тому или иному вопросу.

Правовая культура представляет собой элемент, подмножество обобщённой культуры, которая состоит из материально выраженных и духовно приобретаемых ценностей, причастных правовой действительности. Она является не только итогом накопленных за жизненный путь представлений о таком явлении как право, но и прием, способ адекватного, чётко выверенного реагирования на возникающие жизненные перипетии тесным образом связанные с правовой сферой. Она является своего рода образом мышления, основанном социальном опыте.

Как общая культура разделяется на отдельные самостоятельные элементы, но тесно связанные и взаимодействующие друг с другом, так и правовая культура имеет в своём составе некоторые ячейки, составляющие её основу. Какой ячейкой выступает правосознание. Правосознание это осознание права, представление о праве, отношение к нему. Причём не обязательно осознание реального права, очень часто правосознание есть представление о наилучшем праве, идеальном со всех точек зрения.

Правосознание весьма действенно работает по вопросам регулирования возникающих отношений как в коллективах, та и в обществе в целом. Оно активно способствует уменьшению конфликтных ситуаций, является мощным фактором образования и сплочения единого гражданского цивилизованного общества. Адекватное правовое сознание как отдельных личностей, так и общества в целом, уважение и не препятствование закону является фундаментом формирования и жизни сплочённого сильного государства.

Изучая такое явления как правосознание, явно видно его деления по компонентам. Их представляют познание, то есть осознания права, оценка, образование отношения к нему, регулирование, а значит управления действиями индивида при решении возникших с участием его правоотношений.

Тема «Правосознание и правовая культура» является актуальной по причине нескольких факторов. Первым будет то, что правовая культура является качественной характеристикой уровня развитости народа, состояния его законодательства и его реальности. Вторым аспектом можно назвать то, то правовая культура является неотъемлемой частью культуры населения государства. Третьим можно считать то, что воспитание правовой культуры является приобщение к знаниям о таких явлениях как право и государство, прививание у них понятий о законности, статусе личности, то есть его права и свободы, взращивание у народа направленности на законопослушное поведение. Ну и последним, но не по значению является то, что правосознание занимает одно из главных мест в правовом регулировании возникающих социальных отношений.

Целью написания данной работы следует назвать описания таких явления как правовая культура и правосознание. Выявления их сущности и содержания, постараться выявить их влияние на происходящие процессы. Выявить их связь друг с другом и с другими предметами, понять их функции и назначения.

К числу авторов изучающих данную тематику следует отнести Н. В. Вопленко, занимающейся исследованием правосознания и правовой культуры в общем виде, с вязанных с ними всевозможных процессов и явлений, их содержание и сущность. Е. Ю. Калинина в частности описывает взаимосвязь правосознания с ментальностью. М. А. Куцай в своей работе рассуждает над ролью социально гуманитарных наук в формировании таких феноменов, как право осознание и правовая культура. Л. А. Данькова изучает один из элементов правовой культуры , а именно национального правосознания. Изучение значения правосознания и правовой культуры в системе ценностей гражданского общества в целом ставит своей задачей А. Ч. Чупанова. Условия и факторы образования правовой культуры и право осознания отдельной личности исследует Т. А. Титаренко. Такое явление как конституционное право и его значения в механизме правового регулирования изучает дуэт Г. А. Наквасиной и В. В. Хрулёвой. И. М. Хиль исследует роль правосознания и юридической культуры в мотивации правомерного поведения, а Е. А. Шуклина их значение в системе мер предупреждения преступности сельской местности.

Методология работы представляет собой объединений различных теоритических принципов, специальных приемов, логических выводов из найденной совокупности информационных материалов.

Перечень использованных приёмов, методов и принципов для исследования и написания данной курсовой работы:

  • Принцип конкретности
  • Принцип системности
  • Сравнительно - правовой метод
  • Формально – юридический метод
  • Принцип объективности
  • Принцип историзма
  • Анализ
  • Дедукция
  • Индукция и др.

В своей совокупности они представляли сильный инструмент познания и изучения правосознания и правовой культуры, являлись ключом к выяснению сути и содержания этих предметов. По мере их использования складывалась общая картина с явными конкретными элементами, выделяющимися из общей массы содержания предмета изученя.

Глава 1.Правосознание как форма сознания.

Параграф 1. Понятие правосознания и его структура.

В наши дни постоянно сталкиваемся со сферой юридической деятельности. Наша жизнь и поведение в обществе всегда регулируется совокупностью естественного и позитивного права. И в зависимости от ментальности народа, национального состава, его культурных и духовных предпочтений и особенностей формируется общественное правосознание. Исходя из структуры термина «правосознание» явно видно, что он состоит из двух соединённых воедино понятий: право и сознание.

Если разбираться с каждым из них по отдельности, то «право» с точки зрения юридических наук имеет очень широкое и развёрнутое значение, огромное количество определений, описывающих его с разных сторон. И всё же в общем случаи профессор В. К. Кабаев определил термин «право» как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы , выраженной большею частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения1.

Анализируя сказанное выше и вычленяя определённые фрагменты определения получается, что одним из первоисточников ( в материальном значении ) права являются идеи человеческой справедливости и свободы, а это значит его представления , накопленный тысячелетиями опыт правильного и обоснованного поведения – норм. Норм как позитивных, так и естественных.

Право на всём протяжении истории человеческой цивилизации являлось и является самым адекватным ответом на попытку защиты своих интересов , интересов общества , интересов государства. В зависимости от различных факторов, развитие получали разные «ответы». Это характерно как для позитивного, так и для естественного права. Одним из примеров такого различия в позитивном праве являются взгляд на источники права в разных странах. Англо-саксонская правовая система в перечне источников права неукоснительно ставит юридический ( судебный ) прецедент, в отечественной же правовой системе только решение конституционного суда является источником права.

Теперь рассмотрим термин «сознание». Он также как и право носит неоднозначный характер. С точки зрения словаря составленного Ожеговым Сергеем Ивановичем термин «сознание» -это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психологическая деятельность как отражение действительности2. Сознание отражает все аспекты влияния внешнего мира на человека и общество в целом. В зависимости от окружающей обстановки, её особенности, силы различных факторов, и их продолжительности , формируется личностная оценка , норма поведения , то есть говоря иным языком - человеческое сознание, которое для каждого отдельного человека одновременно является и субъективным, и объективным. Поскольку у каждого свои взгляды на действительность, на мир , что его окружает и взаимодействует с ним, а значит и с правом в том числе.

Сознание с точки зрения философии есть специфическая человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Это высший вид духовной активности личности, выражающейся в способности отражать реальность в форме чувств и мыслительных образов, предвосхищающих практическую деятельность и сообщающих ей целенаправленный характер. Основные формы ( виды ) человеческого сознания определяются спецификой отражаемых объектов или сферами общественной жизни. Так, сознание, направленное освоение экономики, политики, права, морали и так далее, образует соответствующие формы общественного сознания в виде экономического, политического, правового и нравственного осознания действительности. Сказанное означает, что правосознание – одна из форм общественного сознания , являющаяся особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности. Оно является той идейно-психологической средой, из люди черпают свои представления о праве, и одновременно тем инструментом, с помощью которого они определяют и оценивают своё отношение к правовой действительности , решают практические задачи поведения в сфере, подвластной праву3.

Исходя из выше сказанного, следует вывод, что правосознание человека представляет собой человеческое осознание права, как одной из составных и неотъемлемых составляющих его жизнедеятельности, суждение о форме его содержания и претворение в жизнь своих представлений о данной сфере. Факторами играющими колоссальную роль в формировании правосознания обоснованно считаются социальное положение, всевозможные интересы и потребности индивидуума, круг общения ( Социальная группа ) , политическая обстановка и скоротечность их изменения.

Л. И. Данькова в соей научной работе, опираясь на научный труды И. А. Ильина, говорит, что правосознание — это форма или сфера сознания. отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок, ценностей и ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. И.А. Ильин определял правосознание как правовое чувство, добавляя, что правосознание охватывает также и волю, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного опыта. Он исходил из того, что правосознание не просто формально-юридическая, но и универсальная онтологическая категория, из которой выводятся все основные эмпирические социальные реалии; рассматривал правосознание как основу мирового порядка и вместе с тем как органическую часть мировой культуры4.

Правосознание является одним из элементов сознания общества, его составной частью. Поскольку систему права составляют отрасли права, а как уже было сказано выше право и правосознание крепок связанны воедино, то и систему правосознания составляет совокупность правосознаний разделённых по различным отраслям прав: Конституционное правосознание , Уголовное правосознание, Гражданское правосознание, и так далее.

Все эти элементы правосознания вместе составляют полную картину представления индивида о праве, его восприятия такого предмета как права. Каждая часть правосознания, отделённая от других по принципу разделения по отраслям права, представляет собой обособленное от других сфер права форм общественного сознания по конкретном группам институтов регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Но не только таким образом можно проводить деления правосознания. К примеру явно различным можно считать уровень правосознания. Представления о праве гораздо рознятся и у квалифицированного юриста и среднестатистического обывателя.

В этой связи правосознание можно также разделить на:

  1. Обыденное правосознание.
  2. Теоритическое правосознание.5

Соответственно обыденным правосознание обладают люди, не имеющие полноценной правовой подготовки, простые люди. Встречающиеся с правом в повседневной жизни, в простых его проявлениях.

Теоритическим же правосознанием владеют юристы, ученые – правоведы и другие лица, занимающиеся изучением права и его явлений, а также люди занимающиеся деятельностью тесно связанной с применением и использованием права.

Параграф 2. Соотношение ментальности правосознания.

Правосознание народа само по себе является некой составной частью другого предмета. Эту точку зрения отстаивает в своей статье

кандидат юридических наук, Е.Ю. Калинина. Она убеждает нас в том, что ментальность будет пониматься как отражение окружающей действительности, ее осмысление (активный компонент) и оценка, эмоциональное восприятие (бессознательный, инертный компонент). Правосознание, понимаемое как подструктура ментальности, может быть определена как отражение, осмысление правовой действительности (правовая идеология) и оценочно-эмоциональное восприятие (правовая психология).6

Её высказывание иной раз подтверждает тезис сказанный ранее. О непосредственной связи правосознания и менталитет. Менталитет оставляет глубокий след, на законодательстве страны. Каким бы ни был высоким уровень оглядки на законотворчества других государств, использования чужой правовой системы, заимствование опыта право регулирования, всё равно особенность народа, его культуры, истории будут играть ключевую роль в создании, функционировании и усовершенствовании законодательства, его основ, принципов.

Как гласит народная мудрость «что русскому хорошо, то немцу смерть». Этот принцип актуален на все временна, и на всей территории. И это естественно и для права. То что хорошо работает к примеру в Германии, не в той же степени будет работать в России., и на оборот. Даже сходные по образу жизни народы всегда имеют различия, малые, но всё же отличия.

Из всего вышесказанного следует вывод, что для улучшения своего законодательства не подходи вариант бездумного копирования чужой правовой системы, даже если она очень действенна и имеет минимум недостатков. Следует понимать, что для решения собственных проблем нужно прибегать к собственной мысли, развивать свои убеждения. Конечно не надо отказываться от чужого опыта, ведь народная мудрость также гласи «дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих». И как итог всего сказанного ране следует вывод, что наилучшим способом улучшения и развития собственного законодательства есть собственная правовая доктрина, базирующаяся постулатах опыта прошлого и с оглядкой на решения других государств.

Параграф 3. Конституционное правосознание как элемент правосознания.

В работе «Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования» описан непосредственный элемент правосознания – Конституционное правосознание. В ней говорится что, необходимость рассмотрения конституционного правосознания в механизме правового регулирования обусловлена следующими фактами.

Во-первых, современный этап развития государства связан с необходимостью модернизации правовой российской системы. Не случайно в своем выступлении на торжественном собрании палат Федерального Собрания РФ, посвященном 20-летию Конституции РФ, В.В. Путин отметил, что «Конституция РФ, провозгласив высочайший статус прав и свобод граждан, ценности федерализма и сильного государства, стала надежным фундаментом для развития страны. Дальнейшее раскрытие громадного потенциала Конституции прямо зависит от эффективности правотворческой деятельности на всех уровнях». Президент считает важным, что «по инициативе законодателей было проведено исследование нормативной базы, используя этот анализ, опыт правоприменительной практики, необходимо идти вперед, повышая конкурентоспособность национальной юрисдикции, творчески совершенствуя качественно и количественно отечественное законодательство в соответствии с буквой и духом Конституции» . Необходимо создание высокоэффективного механизма правового регулирования общественных отношений, в котором одним из направлений является понимание и грамотное использование фундаментальных идей и принципов, закрепленных в Конституции РФ. «Стремления государственных и общественных институтов должны быть сконцентрированы прежде всего на реализации созидательного потенциала главного закона государства… При этом важнейшей задачей является гарантированная обеспеченность и реализация принципов и норм Конституции, ее прямого действия как непосредственно, так и через текущее законодательство»

Во-вторых, принятая в 1993 году Конституция РФ провозгласила на высшем уровне принципиально новые, правовые идеи, задачи и цели государственного и общественного развития. Она закрепила на государственном уровне необходимость признания и соблюдения основ конституционного строя и в связи с этим внесла изменения как в институты правового положения личности, так и в систему организации и деятельности органов государственной власти.7

Поскольку конституционное право среди других отраслей права является ведущей, то из этого вытекает вывод о том, что конституционное правосознание следовательно является ведущей, указывающей направление представления о праве в целом, задаёт некие рамки идеального отражения и духовного освоения правовой действительности в разуме человека и обществе отдельного государства, где имеется такое явление как конституция.

Поскольку сам текст конституции представляет собой систематизированный сборник основополагающих принципов демократического государства, то и конституционное правосознание является качественным отражением этих принципов в сознании человека и общества. Создаётся некий общий взгляд, фундаментальное представление о законодательстве страны.

Конституция РФ, являвшаяся в начале своего принятия временной, а на данный момент постоянной, считается очень жесткой, крайне сложно меняющейся. Для введения новых статей требуется много времени. Таким же образом обстоит дело и с конституционным правосознанием, поскольку знания и представления человека о каком-либо факте и сфере являются привычными. В силу свой природы человек не склонен к изменению своих привычек, для человека они по факту правильными. Но как известно не вся совокупность населения государство достаточно и верно осведомлены о сущности содержащихся в законодательстве норм. Этому способствует множество причин. К ним можно отнести слабую правообразованность, не ясность изложения норм в источниках права, ознакомления с устаревшими законами, создание представления о нормах не из законодательства или мнения осведомленных в полной мере лиц ( юристов ), а из мнения других лиц и так далее. Самым плачевным и первостепенным для изменения и внесения корректировок являются огрехи законодательства. Для современного состояния правотворчества это представляет очень важную проблему, требующую многомерной оценки, осмысления уроков истории права своей страны, так и зарубежный опыт, прогнозирование наиболее оптимальных методов реагирования на возникающие общественные отношения.

Конституционное правосознание в общем смысле имеет свои цели. Его главной задачей является достижение обществом самого развитого уровня права. Это является очень сложной задачей. Сам факт достижения абсолютного права является утопией, но вот повышения правоактивности, решение общественных отношений чисто правовым методом, уменьшение и устранение лазеек в позитивном праве, всё это представляется возможным.

Глава 2. Правовая культура как неотъемлемый элемент культуры

Параграф 1. Понятие, содержание правовой культуры.

«Правовая культура» как термин юриспруденции состоит из двух слов: «право» и «культура». Если с первым термином уже разобрались, то о втором следует поговорить. Итак, культура является очень содержательным и многозначным понятием, используемым в разных ситуация с разным подтекстом и неоднозначным значением. Под ней, в самом широком смысле, можно понимать всю совокупность духовных ценностей человечества, накопленных им за период существования общества, как первобытного, так и более развитого, пополняемую с каждым мигом жизни человечества. С каждой написанной книгой, напечатанной статьёй, нарисованной картиной, снятым фильмом, вышедшим на телеэкраны документальным фильмом, спетой песне и исполненным танцем и так далее.

В более узком, можно понимать, как, опять же, совокупность духовных ценностей, накопленных определённым народом, цивилизацией или государством, за период своего существования. Культура особая, отличная от других в силу своего менталитета, национального и этнического наполнения, своей истории, а значит и разного, может и не в главных, но во второстепенных чертах развития. К примеру в литературе есть такое понятие как русский романтизм. Колыбелью романтизма является далеко не Россия, но в ней ему были приданы особые, свойственные только русскому сознанию черты. И в самом узком, как систему поведения отдельного человека в социуме. Его реакция на те или иные ситуации, с которыми он сталкивается. Его взгляд и оценка, критерии которые формируются с учетом опыта и идеологической позиции.

Самым первым источником слова «культура» является живший в период античности Марк Порций Катон Старший (234—149 годах до нашей эры). Слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (около 160 году до нашей эры) Культура от латинского cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание8. В его высказываниях речь шла не о сегодняшнем понимании это термина в гуманитарных науках, а понимании аграрных. К примеру ка зерновые культуры и так далее. Как мы видим возникшее в период античности слово претерпело массу изменений в значении. Этот факт ещё одно доказательство тому, что культура собирает в себе большое количество как похожих значений, так и абсолютно отличных друг от друга.

Сам термин культура в контексте гуманитарных наук обозначает совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей9. В фундаменте современного гуманитарного понимания культуры лежит множество элементов, основными из которых являются ум и разум, способности к творчеству, мораль и духовное наполнение, в частности религиозная предрасположенность. Эта культура делится на множество элементов одним, таких как культура поведения, духовная культура, поп-культура, непосредственно правовая культура и другие.

Исходя из точки зрения кандидата юридических наук И. М. Хиля следует, что правовая культура – это, прежде всего, система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношения между личностью и правом10. Исходя из мнения кандидат юридических наук И. М. Хиля, разбирая в отдельности ключевые части определения, мы понимаем, что основой правовой культуры является упорядоченная совокупность норм и ценностей. Если говорить о нормах, то одним из них будут нормы морали, а значит представления о хорошем и плохом, о правильном и не правильном. Или нормы права, а значит исходя из легистского подхода это вся система нормативно правовых актов, используемых в повседневной жизни. Другим не менее важным элементом определения правовой культуры является укоренившее в сознании. То есть не все номы и принципы поведения в социуме, а только те, которые оставили неизгладимый след на сознании человека, те которые мы даже неосознанно используем, и ли осознано прибегаем, так как считаем их истинно верными. Опять же «обуславливающих поведение» человека. «Выраженных в традициях», а значит заложенных когда-то давно и устоявшихся, неизменных. «Взаимоотношение между личностью и правом», то есть то как отдельный человек осознаёт, соблюдение, исполнение и использование.

С осознанием мы разобрались выше. Что касается других комплектующих, то следует разобраться в формулировки каждого из них.

Под соблюдением права ученый юридический мир понимает воздержание от запрещённых правом действий. То есть не нарушение законодательства, правомерное поведение. Иначе можно это назвать законным поведением, деятельность в рамках установленных буквой закона. Законность является постоянным и нерушимым принципом деятельности всех государственных органов.

Исполнение предполагает осуществление субъектами права определённых обязанностей. Под этим понимается деятельность лица в сфере, обязывающей, эти действия законом. Такие нормы в законодательстве по юридической терминологии носят название обязывающие нормы права. Они обязывают субъекта прав к определённым действиям предусмотренной нормой.

А использование – это совершение субъектом правовых отношений дозволенных правовой нормой действий в своих интересах. Под этим понимается, действия лица в рамках норм для своей пользы. Нормы дающие такие права называются управомочивающие, иначе говоря, дающие право на то или иное.

И так, правовая культура, как и культура в обыденном понимании имеет классификацию. Её могут подразделять на:

  1. Правовую культуру общества
  2. Правовую культуру личности
  3. Правовую культуру некоторой группы

Правовая культура общества представляет собой систему ценностей и норм, заложенных в общественном сознании и используемых для решения правоотношений. Это определённый уровень право образованности народа. Его реакция и тип поведения при решении стоящих перед ним задач в сфере правоотношений. Уровень правовой культуры является очень явным показателем развитости населения страны. В идеале можно сказать, что если уровень правовой культуры является достаточно высоким, то и уровень правовой культуры личности соответствует ему. По факту это не совсем так. Ведь к примеру планка правовой культуры обычного человека находится порядком ниже планки юриста. Но в совокупности эти грани смываются и выходит некое среднее арифметическое, являющееся непосредственной характеристикой народа странны.

Правовая культура личности является соотношением, связью права с одним конкретным человеком. Совокупность ценностей и норм накрепко залёгших в разуме определённого индивида, определённым образом отделяющим его от других и наоборот, приравнивающий к третим. Проявляется непосредственный показатель различия одного индивида от другого. Различие обычного человека со средним образованием, сталкивающегося с правом в обыденных его проявлениях (налоги, правила дорожного движения и так далее), юриста с высшим юридическим образованием, применяющего свои знания в профессиональной деятельности (предоставления юридической консультации, участие в судебном процессе и в других ситуациях), доктора юридических наук, целью которого является разработка концепций и теорий права и так далее. У всех них явно присутствует неравнозначный уровень правовой культуры.

Правовая культура групп в свою очередь является отражение правовых суждений и взглядов определенного объединённого устойчивого коллектива людей. Причём соединённого по разным причинам, это могут быть одинаковые интересы, участие в одной профессиональной деятельности, с равным уровнем образования. Эти факторы в свою очередь имеют большое значения для представлений о праве и его явлениях. В связи с этим часто когда говорят о правовой культуре группы лиц имеют в виду совокупность профессоров юриспруденции с одной стороны, правоведов с другой, обывателей с третьей и так далее. Группами можно назвать личностей с относительно одинаковым уровнем правовой культуры.

Параграф 2. Формирования правовой культуры.

Очень важным элементом в жизни общества во все временна формирования культуры, а в частности правовой культуры. Процесс образования правовой культуры является крайне необходимое условие, которое обеспечивает массовое правильное правовое поведение, то есть реализует права, обязанности и свободы, соответствующие букве закона. Этот процесс должен и происходит с самого раннего сознательного возраста, начиная с родительского воспитания, продолжая школьным обучением и заканчивая самообучением в общественной жизни.

Естественно, что в самом раннем возрасте не целесообразно говорить о формировании правовой культуры. В данный период жизни человеку не свойственно осознать что такое закон, ему это сравнительно близко можно донести то, что нарушать его плохо, то есть сформировать ранние моральные принципы, что такое хорошо, а что такое плохо, не более того. Поэтому следует обратить особое внимание непосредственно на более поздний период. На молодое поколение.

Процесс развития правовой культуры сопровождается формированием правосознания молодых людей, переоценкой ценностей, критическим осмыслением историко – правового опыта предшествующих поколений,новимы представлениями о своём будущем и будушем общества, необходимость развития правовой культуры личности, при которой уважение к праву, закону становится личным убеждением каждого человека, выдвигает требования обеспечить не внешнее правомерное поведение членов общества, а поведение, основанное на глубоком осознании социальной необходимости и полезности правовых норм, на убеждении в их справедливости и ценности.

Развитие правовой культуры представляет собой необходимое условие обеспечения, то есть реализации, прав, свобод и обязанностей в соответствии с требованием закона.

Т. А. Титаренко в своей работе «Условия и факторы формирования правосознания и правовой культуры личности» отдаёт огромное значение влияние социума на правовую культуру личности и общества в целом. О говорит что, Формирование правовой культуры происходит внутри процесса социолизации личности, в связи с определенной социально - демографической группой - в среде молодёжи. Длительность становления правосознания определяет и многочисленность фактов влияющих на его формирование.

Являясь показателем качественного состояния жизни общества, правовая культура прямо связанна с таким понятием, как правовая социализация личности. Этот процесс обуславливает формирование её правовой культуры и является следствием общественного развития, продуктом, синтезирующим в себе характерные черты среды формирования, правовых традиций, социально – правовых установок, ценностных ориентаций общества и так далее11.

Главным фактором правового культура образования является так называемая среда обитания, та социальна обстановка, социальное наполнение круга общения, окружение индивида. Из неё подчёрпываются знание о праве, представления, и предвзятое отношение. Точка зрения касательно положительности, нейтральности или отрицательности такого явление как право в целом.

Не зря Титаренко в своей работе упоминает среду молодёжи, как одним из элементов социализации и формирования правовой культуры. Данную социальную сферу проходит каждый человек. Она оставляет крупный отпечаток в сознании человека, а может даже лихо перевернуть его прежние моральные устои и принципы. Подростковый период в жизни человека представляется весьма сложным в эмоциональном смысле. Абсолютно естественно может изменится образ авторитета. В простонародье это называется «попасть в плохую компанию». В данной ситуации человек имевший на тебя решающее положительное влияние (отец, мать), буду играть второстепенную роль. На первый план приходит более сильный и властный сверстник. В лучшем случаи он может оказать вполне адекватным, примерным человеком, а в худшем формирующейся или сформировавшейся антиобщественной персоной. Естественно вреда от законопослушного адекватного товарища не буде, вполне может проявляться даже некая польза. А вот от антиобщественного элемента хорошего примера ждать не приходится. Влияние данной личности может полностью оторвать подростка от пути законности, пошатнуть те устои в сознании, которые били ему заложены ранее, положительным примером исходившим от родителей и учителей в школе.

Особое влияние молодёжи подчеркивает и М. А. Куцай. О утверждает, что именно молодёжь лучше адаптируется к новым социально – политическим реалиям, является носителем инноваций, они и являются объектом формирования политической культуры, становления гражданственности.12 Ведь именно молодое поколение составит основу будущего более правого государства, с более высоким уровнем правосознания и правовой культуры. Будут носителями, продолжателями формирования, усовершенствования законодательства. В следствии этого на плечи взрослого поколения ложиться задача направить новое поколение в правильное, заложить в сознание идею решения общественных отношений не сточки силы, а правовым путём. Внушить что только правовое государство в нынешнее время способно полноценно существовать и функционировать.

Причем эту деятельность нужно проводить на всей территории страны, а не только в среде городов и больших населённых пунктов. Большое внимание нужно уделять и сельской местности. Поскольку там по статистике уровень правосознания и правовой культуры значительно ниже, нежели в другой среде. Над этим вопросом рассуждает низкий уровень правосознания является фактором, способствующим росту преступности. В основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан не случайно подчёркивается, что правовой нигилизм девальвирует подлинные духовные нравственные ценности, служит почвой для многих негативных общественных явлений. Поэтому необходимость развития правовой культуры сегодня не вызывает сомнений.13

Более ровный уровень правосознания и правовой культуры является залогом единого гражданского общества.

Параграф 3. Связь правовой культуры и правосознания.

Правосознание и правовая культура очень тесно связанны друг с другом, но как?! Что из них является подмножеством другого или они равновесны. Теории права понимает правовую культуру как более широкое понятие. Правосознание является подсистемой правовой культуры. Но их значение друг для друга имеет равное значение, так как как утверждает Т. А. Титаренко процесс развития правовой культуры сопровождается формированием правосознания.

Подтверждает связь правосознания и правовой культуры доцент кафедры теории государства и права А. Ч. Чупанова. Изучая проблемы значения этих предметов в системе ценностей гражданского общества, она пришла к выводу, что правосознание и правовая культура являются одним из важнейших факторов формирования и функционирования гражданского общества.14

Тезис о том что правосознание и правовая культура представляют собой важным элементом образования и работы гражданского общества был подтвержден примерами выше.

Связь правосознания и правовой или в более узком смысле говоря юридической культуры подтверждают многие профессора – авторы учебников по теории государства и права и других юридических наук. Примером того может послужить учебник по теории государства и права Н. А. Василенко. В своём труде он связывает правосознание и юридическую культуру с культурой в целом. Также он производит разделения оценок юридической культуры.

Уровень, качество правовой культуры измеряется:

- состоянием правосознания, т.е. степень знания права, качество отношения к нему;

- состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико-юридических измерениях, и содержательном отношении;

- состоянием и качеством работы судебной системы; правоохранительных органов;

- уровнем законности и стабильности правопорядка;

- развитием самой правовой культуры.15

Каждая из этих характеристик представляет собой качественный показатель не только уровня правовой культуры, но и оценку развитости общества в целом.

Заключение.

Анализируя совокупность всего сказанного ранее, можно сделать вывод, что правовая (юридическая) культура социума выступают в качестве первостепенных элементов системы ценностей, которые формируют наше поведения, оказывают во многом решающее воздействие на наши поступки. Данные неотъемлемые составляющие нашей жизни находятся в не постоянном, изменчивом состоянии, хотя во многом являются очень крепкими столпами формирования поведения. Под давлением бурно изменяющейся жизни, чужого мнения, реформ и пропаганды медленно, но верно меняются. Нужно нацелить это изменение только в лучшую сторону, в сторону совершенствования правовой сферы, в сторону формирования более надёжного гражданского общества.

В связи с этим следует проводить информационное правовое обучение, информирование граждан о наличии того или оного правой нормы. Это должно одинаково производиться вне зависимости от территории, будь то город или село. Но конечно будут различия в уровне правосознания специалиста юриспруденции и обычного гражданина. Степень развитости юриста в этой сфере должна доходить максимума возможного знания о предмете. Следует понимать, что взращивание более совершенных правовой культуры и правосознание немыслимо без совершенствования в сфере законодательства, обдуманных адекватных реформ. Причем это процесс должен касаться фундамента законодательства страны. В этой связи более совершенные знания специалистов сыграют одну из главных ролей.

Также не следует забывать, что уровень правовой культуры тесно связан с материальным состоянием в стране, ведь человек, чьё имущество находится на хорошем уровне и крепко защищено правовыми нормами от чужих посягательств, сам не станет посягать на чужое владение, что в целом благоприятно сыграет на криминальной ситуации в стране.

Разумеется, не следует забывать что правовая культура есть часть культуры в общем виде. Из этого следует, что развитие правосознания и правовой культуры зависит от формирования культуры, духовных ценностей народа, нравственных и моральных качеств.

Списиок литературы

  1. Г. А. Коробов. Теория государства и права. Дискретный конспект.
  2. Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru/
  3. Н. Н. Вопленко. Правосознание и правовая культура. Учебное пособие. Волгоград 2000.
  4. Л. И. Данькова. Правовая культура как элемент национального правосознания. Издательство Московского гуманитарного университета 2014.
  5. И. В. Григорьева. Теория государства и права.
  6. Е.Ю. Калинина. Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования. Ментальность и правосознание.
  7. Г.А. Наквасина, кандидат юридических наук, доцент. В.В. Хрулева, кандидат юридических наук, доцент. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  8. Википедия https://ru.wikipedia.org
  9. И.М. Хиль, кандидат юридических наук, доцент КубГУ. Правосознание и правовая культура и их роль в мотивации правомерности поведения
  10. Т. А. Титаренко. Условия и факторы формирования правосознания и правовой культуры личности.
  11. М. А. Куцай. Кандидат философских наук, доцент. Роль социально – гуманитарных наук в формировании правосознания и правовой культуры.
  12. Е.А. Шуклина. Правосознание и правовая культура с системе мер предупреждения преступности в сельской местности.
  13. А. Ч. Чупанова, доцент кафедры теории государства и права. Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества.
  14. Н.А. Власенко. Теория государства и права.

1 Г. А. Коробов. Теория государства и права. Дискретный конспект.

2 Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru/

3 Н. Н. Вопленко. Правосознание и правовая культура. Учебное пособие. Волгоград 2000.

4 Л. И. Данькова. Правовая культура как элемент национального правосознания. Издательство Московского гуманитарного университета 2014.

5 И. В. Григорьева. Теория государства и права.

6 Е.Ю. Калинина. Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования. Ментальность и правосознание.

7 Г.А. Наквасина, кандидат юридических наук, доцент. В.В. Хрулева, кандидат юридических наук, доцент. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

8 Википедия https://ru.wikipedia.org

9 Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru

10 И.М. Хиль, кандидат юридических наук, доцент КубГУ. Правосознание и правовая культура и их роль в мотивации правомерности поведения

11 Т. А. Титаренко. Условия и факторы формирования правосознания и правовой культуры личности.

12 М. А. Куцай. Кандидат философских наук, доцент. Роль социально – гуманитарных наук в формировании правосознания и правовой культуры.

13 Е.А. Шуклина. Правосознание и правовая культура с системе мер предупреждения преступности в сельской местности.

14 А. Ч. Чупанова, доцент кафедры теории государства и права. Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества.

15Н.А. Власенко. Теория государства и права.

Правосознание и правовая культура