Сценарий урока для 3 класса «НОВЫЙ ГОД»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №147

Улыбка комбинированного вида

города Чебоксары Чувашской Республики

Сценарий урока для 3 класса

НОВЫЙ ГОД

Составила: Симакова Т. Л.

Воспитатель 1 квал. категории

Первый день

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД?

    Выставка открыток о Новом годе ( Предварительная работа с родителями воспитанников).

    Составление шестиэкранки ( метод системного анализа). Дети перечисляют все подсистемные признаки Новогоднего праздника.


Надсистема






ПРОШЛОЕ


НАСТОЯЩЕЕ


БУДУЩЕЕ

Северный Полюс


Дома, в детском саду

На работе и т. д.

Система


Пришел с Северного

Полюса

Новый год


Уйдет на Северный

Полюс

Подсисте

Ма

Снега, льды.

Метели, сильные морозы, полярная ночь

Нарядная елка

Дед Мороз, Снегурочка

Подарки и т. д.

МЕТОД СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

    Рассказ воспитателя о Северном Полюсе, полярной ночи. Почему на Северном Полюсе всегда снег, мороз, холод?

    Дидактическая игра

    Нравится – не нравится Новый год

    -Мне нравится Новый год, потому что…

    -Мне не нравится Новый год, потому что…

    За каждый ответ ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, выявляется победитель.

      Дидактическая игра

      Цепочка слов
    - Новый год.

    Цель : продолжать учить детей подбирать определения к определенному слову, расширять словарный запас.

    Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика - это слово

    Новый год
    , а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к данному слову)

      Дидактическая игра

      Придумай слово на букву

      С
    (Снег, снежинка, снеговик, Северный полюс, снегоуборочная машина и т. д. )

    Дидактическая игра

    Что не так?

    -Первого февраля наступает Новый год.

    -Январь – последний месяц года и т. д.

      Словесная игра

      Измени по образцу

    Праздник – праздники

    Снегурочка - , снеговик - , подарок - , елка - , календарь - , год - , мороз - …

      Дидактическая игра

      Запомни пары слов

    Воспитатель читает пары слов. Слова связаны между собой по смыслу. Воспитатель называет первые слова пар, а ребенок вспоминает второе слово этой пары.

    Елка – лес ; подарок – радость ; горка – санки ; снег – дождь ;гирлянда - звезды

    Шапка – шарф, белка – дупло, медведь – берлога, художник – картин

    Второй день

    ЕЛКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА

      Обратить внимание на выставку открыток, найти открытки с изображением новогодней елки, рассмотреть их.

      Рассмотреть искусственную елочку в группе.

    - Какое настроение может быть у елки? ( У живой и у нарядной ) Почему?

    - Чем мы можем порадовать елочку? Как ее развеселить?

    - Сделайте елочке комплимент. По желанию дети читают стихи о елочке.

      Метод комплексной аналогии. С чем можно сравнить елочку?

    ( по цвету, по форме, колючести, нарядности, долгожданности )

    -Что является одеждой для елки? ( Иголки, кора )

    - Для кого елка является домом? ( белок, птиц… )

    - А на празднике? ( для игрушек, подарков )

      Решение противоречия

    Елка на Новый год должна быть на празднике в детском саду и в то же время ее нельзя рубить. Как быть?
    ( Искусственная елочка)


      Дидактическая игра

      Хорошо – плохо
    - ИСКУССТВЕННАЯ ЕЛКА


    ХОРОШО ПЛОХО

    -Елки в лесу сохранятся Не пахнет смолой

    -Долго может стоять в помещении Дорогая

    -Можно побрызгать духами и Белки, птицы остаются без дома…

    Елка будет хорошо пахнуть

    - Один раз купишь и будешь

    - Наряжать каждый год …

    ЖИВАЯ ЕЛКА

    - Красиво в доме В лесу становится мало елок

    - Пахнет смолой, лесом Быстро осыпается

    Колется

    Елочку жалко

    После праздника елки выбрасывают

    На улицу, появляется мусор.

    Вывод : Лучше наряжать искусственную елку.


      Словесная игра

      Назови правильно
    .

    Цель: Учиться употреблять словосочетания в нужной форме.

    Что?- новогодняя елка. Нет чего?- … Подойти к чему?... Наряжать что?...

    Любоваться чем?... Вспоминать о чем?...


      Словесная игра

      Измени по образцу

    Ночи в январе – январские ночи. День в январе - ; День в феврале - ;

    Погода в декабре - ; Погода в феврале -, Погода в январе - .

      Словесное упражнение

      Как можно закончить предложение?

    - Мы обрадовались, когда…

    - Скоро Новый год, значит …


      Совместная деятельность. Лепка.

      Волшебная елочка

    Материал: картон на каждого ребенка ( 10 15 см), пластилин, простой карандаш, иголки от настоящей елки).

    На картоне дети рисуют эскиз елочки ( контур), затем выкладывают пластилином силуэт, прикрепляют еловые иголки. Лепят различные украшения или делают игрушки из бумаги, фольги, прикрепляют пластилином.

      Совместная деятельность.

      Мастерская Деда Мороза
    . Дети изготавливают

    Украшения для елки.


      Упражнение

      Сосчитай до 5


    -Одна новогодняя игрушка, две новогодних игрушки…

    - Одна горящая свеча, две горящих свечи.. и т. д.


      Упражнение

      Умные задачки

    -Саше и Никите Дед Мороз подарил книжку и конструктор. Какой подарок получил Никита, если у Саши конструктор. ( Книжка )

    -Гале и Полине Дед Мороз подарил книжку и коляску. Какой подарок получила Галя, если у Полины не коляску? ( Коляска)

    Третий день

    ВОЛШЕБНАЯ ЕЛОЧКА


      Дидактическая игра "Цепочка слов " - ЕЛОЧКА. Елочка какая?

    Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика - это слово

    Елочка
    , а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к слову

    Елочка)


      Метод эмпатии.

      В лесу родилась елочка

    ( на слова песни

    В лесу родилась елочка)

    В. : Из чего родилась елочка?

    Д.: Из семечка.

    В.:Из шишек упали семечки в землю, появился росток.

    (воспитатель говорит слова и предлагает детям повторить движениями )

    В.: Подул ветерок, семечки вылетели из шишек и полетели на землю.

    (Дети бегают, плавно двигаются по комнате, затем приседают )

    В.: Солнышко пригревает, полил дождик, семечко превратилось в росток. Выросла елочка. ( Дети имитируют рост елочки )

    В.: Метель ей пела песенку :

    Спи, елочка, бай-бай.
    Мороз снежком укутывал:

    Смотри, не замерзай
    ( Дети имитируют сон, сложив ладошки под щечку).

    В. :Трусишка зайка серенький меж елочкой скакал, и даже волк, сердитый волк порою пробегал. Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит, лошадка мохноногая торопится – бежит. Везет лошадка дровеньки, а в дровнях – мужичок… Он хочет срубить елочку.

    Кто-то по желанию детей будет дровосеком, можно выбрать 2-3 дровосеков. Желательно выбрать детей подвижных, агрессивных, это поможет им выплеснуть лишнюю энергию. Обратить внимание на реакцию детей, она будет разной :кто-то с защитной реакцией может выставить руки, как бы защищая себя, кто-то прячется за других детей, кто-то может убежать. Дети, которые любят быть в центре внимания, наоборот, сделают шаг вперед, как бы говоря, что они ничего не боятся.

      Совместная деятельность

      Путешествие елочки по волшебной дорожке

    С использованием метода морфологического анализа ( ММА )

    ЦЕЛЬ: Развитие связной речи, умения сочинять небольшие сказки ( на основе открыток или рисунков детей )

    Материал: Макет волшебной дорожки, вырезанные елочки из открыток или рисунков детей.

    Воспитатель предлагает детям сочинить сказку о своей елочке и отослать ее Деду Морозу.


    ЛЕС

    ПО ВЫБОРУ

    ДЕТЕЙ ГЕРОЙ

    СКАЗОК


    САПОГИ-

    СКОРОХОДЫ


    ДЕТСКИЙ САД


    ЕЛОЧКА

    Сказка составляется по плану.

    Рассматриваем первую картинку.

    _Что изображено?

    -Почему елочка решила пойти в лес?

    -Кого могла елочка встретить в лесу?( у каждого ребенка может быть свой герой или герои, он выбирает плоскостную фигуру персонажа или рисует его и ставит на волшебную дорожку).

    -Что между ним произошло?

    -Кто пришел на помощь?

    -Кто помог елочке попасть в детский сад на праздник?

    План сказки может быть другой, как и содержание волшебной дорожки)


      Дидактическая Игра

      Что общего?
      Что общего у елочки с другими деревьями?

      (деревья лиственные, еловые)

        Совместная деятельность.

      Откуда пришла елочка?

      Заполнение девятиэкранки. МСА( метод системного анализа).



      Посадки молодых

      Елочек


      В лесу среди высоких

      Елок и других деревьев


      Дома, в детском саду и т. д.


      Семечко - росток


      ЕЛКА


      Нарядная елка


      Росток

      Корень


      Корень

      Ствол

      Ветки

      Иголки


      Корень

      Ствол

      Подставка для елки

      Игрушки

        Совместная деятельность. Рисование

        Волшебная елочка с методом

        Морфологического анализа (ММА)

        Материал: альбомный лист, различный изобразительный материал, дополнительный

        Материал: вата, снежинки небольшого размера.

        При коллективной работе – обои. Дополнительным материалом оформляется фон:

        Облака, падает снег и т. д


        Строение


        Цвет


        Форма


        Величина


        Запах


        На ощупь


        Ствол

        Иголки

        Плоды


        Предложения

        Детей


        Треугольная

        Круглая

        Прямоуголь-

        Ная


        Большая

        Маленькая

        Средняя



        Предложения

        Детей


        Колючая

        Мягкая

        Воспитатель предлагает детям нарисовать необычную елочку. Составить таблицу, обговорить каждый признак.

        ЕЛКА

        Обговорить с детьми, какой формы, цвета они хотят нарисовать ствол.

        Какие будут иголки? ( цвет, форма)

        Какие будут плоды?( на настоящей елочке – шишки, а что может расти на волшебной?

        Каждый ребенок рисует свою елку, выбрав размер, материал, каким будет рисовать. После того, как дети нарисуют, обговариваем запах, какая будет на ощупь.

        Четвертый день

        В ГОСТИ К ДЕДУ МОРОЗУ

        Выставка открыток с Дедом Морозом и Снегурочкой.

          Беседа

          Что такое Новый год?

        -Где сейчас может быть Дед Мороз?

        -Из чего может быть построен дом Деда Мороза? Мебель, посуда, одеяло?

        -Как вы думаете, какое любимое блюдо Деда Мороза? ( Снег, сосулька, мороженое и т. д. )-

        -Чего или кого Дед Мороз боится?


          Дидактическая игра

          Что общего?
        ;

        Чем отличаются?


        ДЕД МОРОЗ ДОКТОР АЙБОЛИТ

        -лечит деревья, траву лечит зверей, людей

        Укрывает под снегом

        -старый старый и т. д.

          Совместная деятельность. Конструирование

          Дворец Деда Мороза

        С методом морфологического анализа ( ММА )



        Строение

        Дворца



        Материал


        Дополнитель-

        Ный материал


        Цвет


        Размер


        Стены

        Крыша

        Окна

        Дверь


        Глина

        Пластилин

        Дощечки(дерево)

        Картон


        Елочный дождь

        Вата

        Фольга


        По выбору

        Детей


        Большой

        Средний

        Маленький


        Предложить детям придумать название дворцу. ( Снежный, ледяной, хрустальный, дедморозный, вьюжный и т. д. )

        Пятый день

        ТРАНСПОРТ ДЕДА МОРОЗА

          Совместная деятельность. Ознакомление с окружающим и рисование

        С использованием метода морфологического анализа ( ММА )

        В.:- Какой характер может быть у Деда Мороза?

        - На чем он может к нам приехать? Откуда?

        - На каком транспорте передвигаются люди Севера?

        - Олени, собачьи упряжки, нарты, воздушный транспорт, снегоход, лыжи…

        ММА ( Метод морфологического анализа )

        Вид

        Транспорта

        Материал


        Форма


        Вид

        Управления


        Цвет



        Нарты

        Снегоход

        Лыжи

        Самолет

        Вертолет



        Дерево

        Железо

        Стекло

        Картон



        Круг

        Призма

        Прямоугольник

        Овал


        Самоуправляю-

        Щийся

        Дистанционное

        Электронное

        Механическое


        По выбору

        Детей


          Дидактическая игра

          Хорошо - плохо - новогодние подарки

          Новогодние подарки – это хорошо Почему?

          Новогодние подарки – это плохо. Почему?


            Дидактическая игра

            Наоборот

          Горячий – холодный, зима – лето, жар – холод, горячо – холодно, твердый – мягкий, ласково – грубо, глубоко – мелко, иней – пар, мороз – жара, снег – дождь.


            Совместная деятельность.

            Приключения Деда Мороза
          . Составление рассказа о приключениях Деда Мороза по открыткам.

          Воспитатель ставит на фланелеграф

          волшебной дорожки
          , предлагает детям сочинить историю о приключениях Деда Мороза.

          1 ВАРИАНТ. Воспитатель ставит сам открытки, дети сочиняют историю.

          11 ВАРИАНТ. Открытки лежат на столе, ребенок сам выбирает открытку и рассказывает о приключениях Деда Мороза.

          111 ВАРИАНТ. Воспитатель начинает историю, ставит открытку Деда Мороза, затем открытку выбирает ребенок, продолжает историю, начатую воспитателем. После двух - трех предложений, следующий ребенок выбирает открытку и продолжает историю. Главное, чтобы рассказ получился законченным.


            Самостоятельная деятельность.

            Что бы я попросил у Деда Мороза
          .

          Рисование или запись воспитателем пожелания детей, оформление газеты с этими пожеланиями для родителей группы.

          Использованная литература:

          1. Венгер Л. А.,Дьяченко О. М. Угадай, как нас зовут. М.,1994г

          2. Никитин А. И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону, 1992г

          3. Курбатова Л. Триз – в повседневную жизнь.//Дошкольное воспи тание №4, 1993г//

          4. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Владимир. 1995г.

          5. Лешко Т. В. , Синицина Е. И. Через игру – к творчеству. Обнинск,1994г

          6. Никитин А. И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону, 1992г

          7.Никитин А. И. , Страунинг А. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности. Ростов-на –Дону,1992г

          8.Страунинг А. М. Страунинг М. А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари

          Грамматика фантазии
          .Ростов-на-Дону, 1992г.

          9. Страунинг А. М. Моделирование маленькими человечками//Дошкольное воспитание 1998г,№3

          10.Страунинг А. М. Метод фокальных объектов //Дошкольное воспитание,1997г,№1

          11. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игра на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари

          Грамматика фантазии
          .Ростов-на-Дону,1992г

          12.Страунинг А. М. Методы активизации творческого мышления.//Дошкольное воспитание 1997г, №3 -№4

          13. Шустерман Э. Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. М.,П., 1993г.