Жизненный цикл проекта

Содержание

Введение

3

Глава 1

Теоретические основы изучения жизненного цикла проекта 

5

1.1

История управления проектами

5

1.2

Сущность и основные особенности проекта

8

1.3

Цель и стратегия проекта

10

Глава 2

Жизненный цикл проекта

14

2.1

Понятие и сущность жизненного цикла проекта

14

2.2

Фазы проектного цикла

17

2.3

Участники проекта

22

Заключение

27

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Реальное использование концепции так называемого проектного управления (управления проектами, ProjectManagement) началось около 18 лет назад в условиях радикального реформирования отечественной экономики.

В настоящее время в России формируются условия и предпосылки широкого применения методов управления проектами. В связи с этим, на многих предприятиях управление проектами должно представлять основную форму планирования и контроля текущей деятельности. Практически каждый менеджер должен планировать деятельность своих подчиненных на основе проекта. Методы управления проектами позволяют точно знатьменеджеру, что требуется делать в каждый момент времени и кто именно должен это делать, а также вероятность своевременного завершения отдельных операций проекта.

Эффективность и устойчивость деятельности современной организации во многом определяется качеством осуществляемых управленческих мероприятий в сфере руководства проектным циклом. Компетентное управление проектным циклом является показателем правильного направления стратегического развития в соответствии с имеющимися возможностями.

Именно управление проектами (УП) способно радикально изменить ситуацию в менеджменте, для которого в XXI в. становятся характерными:

-переход к предпринимательскому менеджменту;

-признание факта, что организации не могут рассматриваться как устойчивые системы;

-общее признание положений так называемого всеобщего менеджмента качества и других современных концепций управления;

- усиление роли потребителя, выдвинувшего ряд собственных требований к создаваемой продукции/услугам.

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Жизненный цикл проекта является важнейшей составляющей в управлении проектами. От того, насколько эффективно организован процесс управления по всем стадиям жизненного цикла проекта, зависит и судьба проекта.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью его тщательного анализа и практической значимостью в деятельности предприятия. Поскольку сегодня каждая организация, прежде чем приступить к осуществлению деятельности занимается проектным планированием, осуществляет все шаги предприятия в соответствии с четко поставленным планом, то качественное управление проектным циклом является очень актуальным вопросом в нынешних условиях оперирования предприятий в любой сфере хозяйствования.

Вопросы управления проектами рассматриваются в работах В. Воропаева, Б. Колтынюка, И.И.Мазура, М. Разу, А. Товба, Г. Ципеса, В. Д. Шапиро, Ю. Якутинаи других исследователей.

Объектом изучения курсовой работы является жизненный цикл.

Предмет изучения курсовой работы – жизненный цикл проекта.

Цель курсовой работы – выявление особенностей жизненного цикла проекта.

-рассмотреть историю управления проектами;

- изучить сущность и основные особенности проекта;

-охарактеризовать цель и стратегию проекта;

-проанализировать жизненный цикл проекта;

-рассмотреть фазы проектного цикла;

-изучить состав участников проекта.

  1. Теоретические основы изучения жизненного цикла проекта 
    1.1 История управления проектами

Истоки управлениями проектами уходят в глубь истории.

Однако зарождение управления проектами как самостоятельной дисциплины относится к 30-м годам и связывается с разработкой специальных методов координации инжиниринга крупных проектов в США - авиационных в US AirCorporation и нефтегазовых в известной фирме Exxon.

В 1937 году американский ученый Л.Гулик разработал первую матричную организационную структуру в целях руководства и реализации сложных проектов. Впервые практическое применение в полном объеме она получила в 1953-1954гг. в подразделениях совместных проектов ВВС США, специальных проектов по вооружению, в 1955 году – в Подразделении специальных проектов военно-морского флота США. Это были первые наиболее организованные механизмы для достижения интеграции при управлении сложными крупными проектами.

Вследствие интеграции сложилась практика управления проектами: определение требуемых результатов; тщательное планирование; назначение главного контрактора, ответственного за разработку и выполнение проекта1.

Разработанные в эти годы методы и техника сетевого планирования и управления (СПУ) дали мощный толчок развитию управления проектом. Уже в 1958 году PERT и СРМ используются для планирования работ, оценки риска, контроля стоимости и управления ресурсами на ряде крупных военных и гражданских проектов в США. В 1959 году комитетом Андерсона (NASA) был разработан системный подход к управлению проектом на каждой стадии жизненного цикла. В таком подходе особое внимание должно было уделяться предпроектному анализу. Этап становления управления проектом в 50-е годы завершился опубликованием Л. Гэддис в HarvardBusinessReview первой обобщающей статьи по проектному управлению.

Одновременно с выработкой и широким распространением методов сетевого планирования и управления в этот период формулируются общие принципы применения системного подхода в решении проблем управления. Таким образом, произошел переход от поэлементного к целостному системному взгляду на проблемы управления.

Развитие управления проектом концентрируется исключительно на методах и средствах СРМ и PERT.

Начинается распространение сетевых методов управления проектом в Европе и Америке.

Дальнейшее развитие в 60-е годы получает организационная интеграция. В 1964 году американский ученый С. Эльмахраби разрабатывает методы построения и расчета стохастических альтернативных сетевых моделей, активно используемых в управлении научно-исследовательскими проектами, связанными с поисковой и творческой деятельностью.

Развитие системного подхода к управлению проектом (70-е годы). Продолжается развитие и внедрение систем сетевого планирования и управления. Так, техника сетевого анализа и его компьютерные приложения впервые вводятся в учебных заведениях США в качестве обязательных инженерных предметов.

Разрабатываются методы и средства, основанные на системном подходе и теории систем, эффективно применяемые при структуризации проблем и оптимизации функций целеполагания. Прежде всего, это ПАТТЕРН-метод, используемый для построения структуры целей и задач, наиболее адекватно соответствующих выявленным проблемам. Этот метод стал эффективно использоваться при управлении научно-исследовательскими проектами.

В Советском Союзе в это время активно развивается так называемое программно-целевое управление, являющееся предшественником проектного управления.

Передовые методы системного анализа находят применение в области повышения эффективности управленческих решений при реализации самых различных проектов. В методологию управления проектом удачно включаются методы теории игр, методы дерева решений и другие средства анализа решений в условиях неопределенности и риска.

В 70-е годы реализации крупномасштабных проектов (созданию атомных электростанций, транспортных сетей, нефтегазовых объектов, объектов химической промышленности, систем мелиорации и др.) стали препятствовать защитники окружающей среды. В связи с этим возникла необходимость изучать окружение проектов и учитывать внешние факторы - экономические, экологические, общественные и др. - при управлении проектом.

В этот период разрабатываются методы управления конфликтами (1977), изучаются проблемы руководителя проекта и команды проекта (1971), организационные структуры управления проектом (1977-1979).

Наметилась тенденция к сокращению объемов производства серийных товаров и услуг, увеличению спектра товаров с ограниченным объемом производства и целевыми качествами (тенденция кастомизации). В управлении проектом развиваются методы с ориентацией на конкретного заказчика.

В практику входят методы управления конфигурацией (изменениями в содержании проекта). Осуществляется включение современных методов управления качеством в общую методологию управления проектом. Осознаются высокая роль и значение партнерства и слаженной работы команды проекта. Управление рисками выделяется в самостоятельную дисциплину в рамках управления проектом.

Наконец, четвертое поколение компьютеров и новые информационные технологии, разработанные на их основе, позволяют эффективнее использовать методы и средства управления проектом для таких целей, как планирование, составление графиков работ, контроль и анализ времени, стоимости, ресурсов и др. Эти методы начинают широко использовать не только крупные, но и средние, и мелкие фирмы.

Деятельность по выявлению и обобщению лучшего опыта управления проектами интенсивно развивается. Управление проектом окончательно сформировалось как междисциплинарная сфера профессиональной деятельности.

Многие государства (такие, как Великобритания, Германия, Австралия, Франция) утверждают национальные стандарты в области управления проектом. Активное развитие получают международные ассоциации по управлению проектом, основной целью которых является повышение интенсивности обмена знаниями в этой области.

В настоящее время продолжается развитие новых направлений управления проектом.

1.2 Сущность и основные особенности проекта

Проекты могут быть совершенно разными. Один проект может содержать 100 задач, в то время как другой – 10000 задач. Для одного проекта достаточно всего несколькихресурсов, для другого их потребуется сотни. Один проект выполняется два месяца, а длязавершения другого потребуется несколько лет.

Как отмечают И.И. Мазур и В.Д.Шапиро, понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, основные из них таковы:

-направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

-координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

-ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом2.

Проект отличается от производственной системы тем, что проект является однократной, не циклической деятельностью.

Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.

Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом. Вот некоторые из них.

В самом общем виде проект(англ.- project) - это «что-либо, что задумывается или планируется, например большое предприятие» (толковый словарь Webster).

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное - результат при участии ряда ограничений и механизмов.

В «Кодексе знаний об управлении проектами» проект-некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения. Проект включает замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 1.)3.

Проект

Рис. 1.Основные элементы проекта

Проекты могут быть совершенно разными. В качестве примеров проектов можно привести: строительство жилого дома или промышленного объекта, программу научно-исследовательских работ, реконструкцию предприятия, создание новой организации, разработку новой техники и технологии,создание кинофильма, переезд в новый дом, развитие региона и многое другое.

Проекты выполняются в течение конечного периода времени. У них есть более или менее четко выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время.


1.3 Цель и стратегия проекта

Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей, составляющих иерархическую структуру. Цель каждой части проекта должна быть подчиненаобщей цели. Важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач.

Возникновение идеи или замысла о возможности что-то сделать и получить какой-либо результат является этапом зарождения проекта.

Затем появляются конкретные очертания в виде целей.

Для успешной реализации проектов необходима постановка целей.

Цель проекта является желаемым результатом деятельности.

Достижение целей проекта характеризуется тремя основными показателями:

-качеством;

-временем;

-издержками.

По мнению Рощина В.М. различают генеральную цель (говорят также -миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 1 Приложение 1)4.

Миссия - это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.

Определение цели проекта - важный этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования - выполнимы.

При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсамии требуемым качеством получаемых результатов.

Следующим важным этапом является стратегия проекта. Как считают Мазур И.И. и др., стратегия проекта - центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта5.

Из каких частей состоит стратегия проекта?

Стратегия проекта должна вырабатываться на самой первой стадии его осуществления, быть комплексной и охватывать все основные аспекты его реализации. По мере разработки проекта стратегия должна обновляться и пересматриваться.

Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов:

1. Анализ ситуации (стратегий завершенных проектов-аналогов, а также факторов внешней и внутренней среды);

2. Оценка альтернатив и окончательный выбор стратегии (соответствие стратегии проекта целям долгосрочного развития предприятия; согласование целей и возможностей участников проекта; учет интересов сторон, не принимающих непосредственного участия в проекте, но на которые проект может оказывать прямое воздействие);

3. Реализация и контроль стратегии проекта (исполнение стратегии всеми участниками проекта, а также ее корректировка в зависимости от изменившихся условий и целей хозяйствования).

Рассмотрим факторы среды.

К числу факторов внешней среды можно отнести:

-технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);

-ресурсообеспеченность (наличие, доступ);

-экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);

-ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);

- социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);

-политические (внешняя, внутренняя, экономическая);

-экологические (уровень загрязнения, мероприятия);

- конкуренты (количество, размеры, сила).

К факторам внутренней среды относят:

-целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);

-маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);

-сбыт (объем продаж, скидки);

-каналы распределения (как, через кого продается);

-производство (оборудование, технология, площади);

- персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);

- снабжение (поставщики, условия и системы поставки);

-исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

-финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);

-номенклатуру продукции (степень диверсификации);

- разработку стратегии, исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

• корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения);

• деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации.

При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:

1) стратегию лидерства в издержках;

2)стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению);

3) стратегию концентрации на определенных направлениях (на группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

4)функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Фактор так называемой организационной культуры является существенным элементом стратегии включающий: видение (философию) организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.


Глава 2. Жизненный цикл проекта

2.1Понятие и сущность жизненного цикла проекта

Анализируя такой важный параметр проекта как период или время реализации проекта, следует отметить, что с данным параметром тесно связаны такие элементы как  дата зарождения проекта, начало реализации проекта, срок исполнения проекта и дата завершения проекта.

Кроме этого менеджеры проекта или организация, как правило, разделяют проект на фазы, чтобы обеспечить более качественное управление с соответствующими отсылками на текущие операции исполняющей организации. Совокупность этих фаз составляет жизненный цикл проекта.

Жизненный цикл проекта – исходное понятие для исследования проблем финансирования работ и принятия соответствующих решений6.

Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Обычная последовательность фаз в жизненном цикле проекта показана на рис.2 (Приложение 2).

Начало проекта для деловых людей связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.
Окончанием существования проекта может быть:

• ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;

• перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;

• достижение проектом заданных результатов;

• прекращение финансирования проекта;

•начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);

• вывод объектов проекта из эксплуатации.

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Вся деятельность по проекту протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз и этапов выполнения проекта в логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные с этим проблемы решаются с помощью опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.

Жизненный цикл проекта определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Например, когда организация обнаруживает благоприятную возможность, которую она хотела бы использовать, она часто авторизует анализ осуществимости, чтобы решить, следует ли браться за выполнение проекта. Определение жизненного цикла проекта может помочь менеджеру проекта решить, следует ли считать анализ осуществимости первой фазой проекта или выделить его в отдельный проект. Когда результат этого предварительного анализа не очевиден, лучше выделять его в отдельный проект. Фазы жизненного цикла проекта не совпадают с группами процессов управления проектом.

Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает некую форму технической передачи или сдачи результатов, и часто именно это указывает на переход от фазы к фазе. Результаты поставки одной фазы обычно проверяются на предмет завершенности и точности и проходят процедуру одобрения, прежде чем начнутся работы следующей фазы. Однако иногда фаза может начаться до одобрения результатов поставки предшествующей фазы в тех случаях, когда сопутствующий этому риск рассматривается как приемлемый. Такая практика наложения фаз, обычно выполняемых последовательно, является примером применения метода сжатия расписания, который называется «быстрый проход».

Не существует одного наилучшего способа определить идеальный жизненный цикл проекта. У некоторых организаций есть принятые принципы, согласно которым для всех проектов предполагается одинаковый жизненный цикл, в то время как другие организации позволяют команде управления проектом выбирать жизненный цикл, наиболее подходящий для своего проекта. Общеотраслевые принципы часто обуславливают использование предпочтительного жизненного цикла в этой отрасли.

Нередко общеотраслевые принципы обуславливают использование предпочтительного жизненного цикла в этой отрасли.

В целом достаточно большое количество факторов влияет на характеристику жизненного цикла проектов. К таким факторам влияния можно отнести четыре основных фактора, которые изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Факторы влияния на проект

По уровню влияния наиболее вероятен их следующий рейтинг:

·     тип проекта – самое большое влияние;

·     финансовые возможности – следующий фактор;

·     технологические особенности реализации проекта – третья позиция;

·     и выбранная стратегия реализация проекта.

Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:

  • Какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в какой фазе должно быть проведено проектирование?)
  • В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки
  • Кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании)
  • Как контролировать и подтверждать каждую фазу.

Рассмотрим фазы проектного цикла.

2.2Фазы проектного цикла

Обычно жизненный цикл проекта разделяют на фазы, фазы в свою очередь делят на стадии, ну а стадии - на этапы. Нужно помнить о том, что в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности стадии жизненного цикла проекта могут быть различны7.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла проекта очень важно для менеджера проекта. Потому что деятельность менеджера, задачи, методики, средства напрямую зависят от того, на какой стадии жизненного цикла находится проект.

Многие жизненные циклы проектов имеют ряд общих характеристик:

- фазы обычно идут последовательно и ограничиваются передачей технической информации или сдачей технического элемента;

- уровень затрат и численность задействованного персонала невелики в начале, увеличиваются по ходу выполнения проекта и быстро падают на завершающем этапе проекта;

 -способность участников проекта повлиять на конечные характеристики продукта проекта и окончательную стоимость проекта максимальны в начале проекта и уменьшаются по ходу выполнения проекта. Главная причина этого состоит в том, что стоимость внесения изменений в проект и исправления ошибок в общем случае возрастает по ходу выполнения проекта;

-  уровень неуверенности и, следовательно, риск недостижения целей наиболее велик в начале проекта. Уверенность в завершении проекта, как правило, увеличивается по ходу выполнения проекта.

Лишь немногие жизненные циклы проектов идентичны друг другу, хотя во многих случаях жизненные циклы проектов включают в себя фазы со схожими названиями и схожими результатами. Некоторые жизненные циклы состоят из 4 или 5 фаз, но некоторые имеют 
9 фаз и более.

Значительные различия могут существовать даже в пределах одной области приложения. В одной организации жизненный цикл разработки программного обеспечения может включать только одну фазу создания продукта, а в другой могут выделяться отдельные фазы для разработки архитектуры и окончательной доводки.

Но в любом случае важным требованием для разделения проекта на структурные элементы является выявление важных контрольных точек (вех), во время прохождения которых просматривается ожидаемая и дополнительная информация, а также оцениваются возможные направления развития проекта.

Являясь обобщающим показателем всего процесса разработки и реализации проекта, жизненный цикл проекта, может быть разделен не только на фазы, подпроекты или этапы, но и на более мелкие элементы, что и составит подробную структуру проекта.

В каждом конкретном проекте фазы могут разбиваться на подпроекты из соображений размера, сложности, уровня риска и ограничений на порядок финансирования.

Типичный жизненный цикл инвестиционного или технического проекта состоит из 4 фаз:8

·     начальная фаза – разработка миссии (концепции проекта);

·     фаза разработки – планирование проекта;

·     фаза реализации – поэтапный процесс исполнения проекта;

·     фаза завершения – процесс выхода из проекта.

Начальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является разработка концепции проекта, включающая:

·     сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование);

·     выявление потребности в изменениях (проекте);

·      определение основных параметров и характеристик проекта:

-цели и стратегия  их достижения, задачи, результаты;

-основные требования, ограничительные условия, критерии;

-уровень риска;

-окружение проекта, потенциальные участники;

-требуемые время, ресурсы, средства и др.

·     определение и сравнительная оценка альтернатив;

·     представление предложений, их апробация и экспертиза;

·      утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

Фаза разработки. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонент проекта и подготовка к его реализации. 
Общее содержание работ этой фазы:

·     назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды;

·     установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников;

·     развитие концепции и разработка основного содержания проекта:

-конечные результат(ы) и продукт(ы);

-стандарты качества;

-структура проекта;

-основные работы;

-требуемые ресурсы.

·     структурное планирование, в том числе:

-декомпозиция проекта;

-календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения;

-смета и бюджет проекта;

-потребность в ресурсах;

-процедуры управления проекта и техника контроля;

-определение и распределение рисков.

·     организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями;

·     организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту;

·     представление проектной разработки;

·     получение одобрения на продолжение работ.

Фаза реализации проекта. Главное содержание этой фазы следует из ее наименования – выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта. Основными работами этой фазы являются:

·     организация и проведение торгов, заключение контрактов;

·           полный ввод в действие разработанной системы управления проектом;

·     организация выполнения работ;

·     ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта;

·     ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта;

·     детальное проектирование и технические спецификации;

·     оперативное планирование работ;

·     установление системы информационного контроля за ходом работ;

·     организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в том числе запасами, покупками, поставками;

·     выполнение работ, предусмотренных проектом (в том числе производство   строительно-монтажных и пусконаладочных работ);

·     руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:

-ход работ, их темпы;

-качество работ и проекта;

-продолжительность и сроки;

-стоимость и другие показатели;

·     решение возникающих проблем и задач.

Завершающая фаза или окончание проекта. На этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и разрешение конфликтов и закрытие проекта. Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем:

·     планирование процесса завершения проекта;

·     эксплуатационные испытания окончательного продукта(ов) проекта;

·     подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;

·     подготовка документации, сдача объекта и конструкторской продукции заказчику;

·     оценка результатов проекта и подведение итогов;

·     подготовка итоговых документов;

·     закрытие работ и проекта;

·     разрешение конфликтных ситуаций;

·     реализация оставшихся ресурсов;

·     накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;

·      расформирование команды проекта.

Заметим, что последние три фазы могут выполняться с совмещением работ во времени – по последовательно-параллельной схеме.

Для организационно-экономических проектов жизненный цикл может содержать следующие фазы (табл. 1. Приложение 3):

·     фаза обоснования направлений организационно-экономических изменений (концептуальная фаза);

·     фаза планирования проекта;

·     фаза реализации проекта;

·     фаза завершения проекта;

·     фаза постпроектного сопровождения организации и развития проекта.

У подпроектов также могут быть разные жизненные циклы. Например, архитектурная фирма, получившая заказ на проектирование нового офисного здания, участвует в двух фазах проекта заказчика: сначала на этапе проектных работ – в фазе определения, а затем на этапе надзора за строительными работами – в фазе реализации. При этом собственно проектирование здания – это отдельный проект архитектурной фирмы, имеющий свои фазы: разработку концепции, определение, реализацию, завершение. Архитектурная фирма может даже рассматривать проектирование здания и надзор за строительными работами как отдельные проекты со своим собственным набором фаз.

2.3.Участники проекта

Участники проекта - неотъемлемая часть проекта, без которой его реализация невозможна. Перечень участников проекта не всегда одинаков, это связано с тем, что проекты сами по себе различны, имеют индивидуальные особенности.

Участники проекта – это лица или организации, либо активно участвующие в проекте, либо на чьи интересы могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта. Участники также могут влиять на цели и результаты проекта. Команда управления проектом должна выявить участников проекта, определить их требования и ожидания и, насколько это возможно, управлять их влиянием в отношении требований, чтобы обеспечить успешное завершение проекта. 

По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

• основная команда — группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;

• расширенная команда — более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;

• заинтересованные стороны — люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.
Участники проекта имеют различные уровни ответственности и полномочий при участии в проекте, причем ответственность и полномочия могут меняться на разных этапах жизненного цикла проекта. Их ответственность и полномочия варьируются от случайного участия в обзорах и фокус-группах до полного обеспечения нужд проекта, в том числе финансовой и политической поддержки. Участники проекта, игнорирующие свои обязательства, могут вызвать непоправимые последствия для целей проекта. Подобным образом, менеджерам проекта, игнорирующим участников проекта, следует ожидать тяжелых последствий для результатов проекта.

Иногда выявить участника проекта довольно сложно. Например, рабочий сборочной линии, чей профессиональный рост на предприятии зависит от результата проекта разработки нового продукта, тоже является участником проекта. Незнание ключевых участников проекта может привести к большим сложностям при исполнении проекта. Например, к требованиям проекта по обновлению программного обеспечения в связи с проблемой 2000 года (Y2K) пришлось добавить много дополнительных задач по документации из-за того, что слишком поздно было обнаружено, что юридический отдел являлся важным участником проекта.

Участники могут оказывать положительное или отрицательное влияние на проект. Положительно влияющие участники – это обычно те, кому выгодно успешное завершение проекта, тогда как отрицательно влияющим участникам успешное завершение проекта представляется нежелательным. Например, деловые круги общества, которое выиграет от проекта индустриального развития, могут быть положительно влияющими участниками, так как они видят экономическую пользу успешного проекта для общества. Наоборот, группы по защите окружающей среды могут быть отрицательными участниками, если они считают, что проект вредит природе. В интересах положительно влияющих участников будет помощь осуществлению проекта, например, в получении необходимых разрешений. Действия отрицательно влияющих участников могут заключаться в препятствовании осуществлению проекта путем требования более тщательных экологических инспекций. Команда проекта часто не обращает внимания на отрицательно влияющих участников, тем самым рискуя провалить проект.

Рассмотрим, кто же может войти в состав участников проекта. Вот список ключевых участников проекта:

  • Менеджер проекта. Лицо, ответственное за управление проектом.
  • Заказчик/пользователь. Лицо или организация, которые будут использовать продукт проекта. Может существовать множество уровней заказчиков. Например, к числу заказчиков нового фармацевтического препарата могут относиться врачи, назначающие данный препарат, пациенты, которые его принимают, страховщики, которые его оплачивают. В некоторых областях приложения заказчик и пользователь совпадают, в то время как в других под потребителем подразумевается юридическое лицо, получающее продукты проекта, а под пользователями – тех, кто будет непосредственно использовать продукт проекта.
  • Исполняющая организация. Предприятие, чьи сотрудники непосредственно участвуют в исполнении проекта.
  • Члены команды проекта. Группа, которая выполняет работы по проекту.
  • Команда управления проектом. Члены команды проекта, непосредственно занятые в управлении его операциями.
  • Спонсор. Лицо или группа лиц, предоставляющая финансовые ресурсы – деньгами или в натуральном выражении – для проекта.
  • Источники влияния. Лица или группы, которые напрямую не связаны с получением или использованием продукта проекта, но которые, в связи с их положением в организации-заказчике или исполняющей организации, могут положительно или отрицательно повлиять на ход выполнения проекта.
  • Офис управления проектом (PMO). Если в исполняющей организации имеется этот офис, он может быть участником проекта, если он несет прямую или непрямую ответственность за результаты проекта.

Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:

• Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.

• Контрактор (генеральный контрактор) - сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту - это может быть весь проект или его часть.

• Субконтрактор - вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

• Поставщики -субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе — материалы, оборудование, транспортные средства и др.

• Органы власти -стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

• Потребители конечной продукции - юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них9.

Таким образом, обобщая можно отметить, что жизненный цикл проекта, как в целом, так и структурно является с одной стороны важным объектом системы управления проектом, с другой стороны – методом или механизмом данной системы управления.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы.

Истоки управлениями проектами уходят в глубь истории.

Однако зарождение управления проектами как самостоятельной дисциплины относится к 30-м годам и связывается с разработкой специальных методов координации инжиниринга крупных проектов в США - авиационных в US AirCorporation и нефтегазовых в известной фирме Exxon.

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, основные из них таковы:

-направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

-координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

-ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.

Проект отличается от производственной системы тем, что проект является однократной, не циклической деятельностью.

В связи с возникающими рисками, проектами надо управлять. Управление проектом- профессиональная деятельность по руководству ресурсами (человеческими и материальными) путем применения методов, средств и управлениядля успешного достижения заранее поставленных целей в результате выполнения комплекса взаимосвязанных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов.

Управление рисками проекта является одним из основных процессов в управлении проектами, которое присутствует на всех стадиях его жизненного цикла.

Жизненный цикл проекта – исходное понятие для исследования проблем финансирования работ и принятия соответствующих решений.

Жизненный цикл проекта определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Определение жизненного цикла проекта может помочь менеджеру проекта решить, следует ли считать анализ осуществимости первой фазой проекта или выделить его в отдельный проект. Когда результат этого предварительного анализа не очевиден, лучше выделять его в отдельный проект. Фазы жизненного цикла проекта не совпадают с группами процессов управления проектом.

Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает некую форму технической передачи или сдачи результатов, и часто именно это указывает на переход от фазы к фазе.

Не существует одного наилучшего способа определить идеальный жизненный цикл проекта.

Типичный жизненный цикл инвестиционного или технического проекта состоит из 4 фаз:

·     начальная фаза – разработка миссии (концепции проекта);

·     фаза разработки – планирование проекта;

·     фаза реализации – поэтапный процесс исполнения проекта;

·     фаза завершения – процесс выхода из проекта.

Участники проекта - неотъемлемая часть проекта, без которой его реализация невозможна. Перечень участников проекта не всегда одинаков, это связано с тем, что проекты сами по себе различны, имеют индивидуальные особенности.

Таким образом, жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:

·     какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в какой фазе должно быть проведено проектирование);

·     в какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки;

·     кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании);

·     как контролировать и подтверждать каждую фазу.

Я думаю, что все задачи, которые были поставлены перед нами, мы успешно решили.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) СПС КонсультантПлюс.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) СПС КонсультантПлюс.

3.Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» СПС КонсультантПлюс.

4.Горбовцов Г.Я.Управление проектом :Учебно-практическое пособие / Г.Я.Горбовцов. - М.:Изд. центр ЕАОИ, 2007. - 279 с.

5.Жизненный цикл проекта[Электронный ресурс] – режим доступа: http://edu.dvgups.ru/:

6.Жизненный цикл бизнес-проекта: этапы и стадии развития проекта http://www.prostoy.ru/11.html

7.Как управлять проектами. PMBOK. Жизненный цикл проекта и организация.[Электронный ресурс] – режим доступа: http://f-stroy.com/2012/10/cikl-proekt/.

8.Краткая история проектного управления за рубежом[Электронный ресурс] – режим доступа: //http://rf-biz.ru/78.php.

9.Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста.- М. : ИНФРА-М, 2010.- 608с.

10. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник / И.Я. Лукасевич.- М.: Вузовский учебник, 2011.- 413с.

11.Мазур И.И. и др. Управление проектами : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников; под общ.ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. - 6-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2010. - 960 с.

12.Макаревич Л.М. Управление предпринимательскими рисками / Л.М. Макаревич.- М. : Издательство «Дело и Сервис», 2006.- 448с.

13.Рощин В.М. Управление проектами [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nashaucheba.ru/.

14.Сафина Г.Р. Введение в анализ предпринимательских рисков и проектный анализ: учебное пособие / Г.Р.Сафина.- Казань: Изд-во Казан.гос. технол. ун–та, 2010.– 80 с.

15. Участники проекта [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.pmuniversity.ru/

Приложение 1

Рисунок 1

Рис.1 Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)

Приложение 2

Рисунок 2

Рис.3 Обычная последовательность фаз в жизненном цикле проекта

Приложение 3

Таблица 1

Фазы проекта

Фазы

Содержание фазы

Концептуальная фаза

Диагностика экономических, управленческих и социальных проблем

Обоснование направлений организационно-экономических изменений

Формирование концепции организационных изменений

Создание концептуального образа организационных изменений

Определение участников проекта

Определение источников финансирования

Формирование команды

Формирование целей и стратегии их достижения

Фаза планирования

Планирование бюджета

Планирование сроков

Планирование взаимодействия

Планирование организационных изменений

Планирование экономических мероприятий

Фаза реализации

Формирование заказов

Создание новой организационной или экономической системы

Обучение персонала

Реализация инвестиционно-инновационной программы

Формирование рационального имущественного комплекса

Создание системы управленческого учета

Внедрение систем управления затратами

Управление рисками

Фаза завершения

Оценка результатов проекта

Фаза постпроектногосопровождения и развития проекта

Институализация созданной организационной или экономической системы

Формирование новой организационной и экономической культуры

Разработка механизмов прогнозирования банкротства

Совершенствование работы по планированию, нормированию,контроллингу

1Краткая история проектного управления за рубежом //http://rf-biz.ru/78.php

2Мазур И.И. и др. Управление проектами.- М., 2010.- С.18

3Мазур И.И. и др. Управление проектами.- М., 2010.- С.20

4Рощин В.М. Управление проектами http://nashaucheba.ru/

5Мазур И.И. и др. Управление проектами.- М., 2010.- С. 47

6Мазур И.И. и др. Управление проектами.- М., 2010.- С.52

7Жизненный цикл бизнес-проекта: этапы и стадии развития проекта http://www.prostoy.ru/11.html

8Жизненный цикл проекта http://edu.dvgups.ru/

9 http://www.pmuniversity.ru/upload/iblock/5c4/participants.pdf

PAGE \* MERGEFORMAT 2


Цели реализации

(результаты,

решения)

Замысел

(проблема,

задача)

Средства

реализации

(решения)

Жизненный цикл проекта