ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг…………...5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена изучению видения гражданами США истории России рубежа XX-XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.

Рубеж веков во многом знаковый для России период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз - одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.

События октября 1993 года, экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформация экономики России начала 2000-х годов, возвращение в стране статуса супердержавы в глазах мирового сообщества, экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не в полной мере завершенный и сейчас, - вот лишь неполный список знаковых событий этого исторического этапа

Изучение истории России рубежа XX-XXI веков позволит, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время. Этим определяется актуальность работы.

Для решения основной цели - изучения знаковых событий в истории России рубежа веков, ставятся следующие частные задачи:

- изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х гг.;

- понять социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике;

- выявить основные проблемы России, ставшие перед ней в процессе ее интеграции в мировое сообщество;

- оценить основные перспективы развития России в XXI веке;

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг.

Политические результаты реформ 1990-х годов – стойкое отвращение большинства жителей России от демократии. Попытки рассматривать изолированно 1990-е и 2000-е годы абсурдно. Настоящее является продолжением прошлого.

Сохранение созданной в 1990-х годах политической системы стало важнейшей задачей постсоветской номенклатуры.

В созданном в 1990-х годах в России политическом и социально-экономическом механизме заключён внушительный потенциал жизнедеятельности. Он основан на огромных финансовых, материальных, природных и административных ресурсах, ангажированных СМИ и на широкой коррупционной сети.

Самые тяжёлые политические потери это то, что российские реформаторы 1990-х гг. убили в своём народе желание построить демократическую страну. Демократии ещё долго не будет в России, потому что та «демократия», которую российские реформаторы продемонстрировали народу, как только власть оказалась в их руках, предстала в столь антинародном виде, что затмила своей антинародностью даже советский тоталитарный режим.

Правящая группировка декларировала опасность возвращения социализма – это настойчиво внедрялось в общественное сознание. Давление на избирателей было организовано на высоком профессиональном уровне, но затраты окупились.

Социологические исследования того времени показывали отсутствие установок на возврат к социализму у большинства (75-85%) опрошенных.

Жёсткое индоктринирование массового сознания и подтасовки результатов голосования, осуществлённые правящей номенклатурой на президентских выборах 1996 года, изменили вектор политического развития страны. Народу не дали возможность исправить перегибы монетаристов, как это произошло во всех постсоциалистических странах Восточной Европы, когда партии левого политического спектра пришли на смену первым крайним либеральным. Именно такую роль должны были сыграть в России президентские выборы 1996 г.

Президентские выборы 1996 года спровоцировали появлению в России новой профессиональной группы – лишённой нравственных ограничений, - «политтехнологов».1

Сейчас общество пожинает плоды, посеянные и взращённые реформаторами 1990-х годов. Нынешняя политическая надстройка логически безупречно завершает созданный в России в 1990-х годах экономический базис. Приватизация 1992-1995-х годов создала в России новых собственников и новые отношения собственности. А именно эти отношения в системе общественных отношений являются базовыми. Отношения собственности определяют социальную структуру общества, его гражданско-правовую и общественно-политическую систему.

В результате реформ высшая бюрократия получила в свои руки и власть, и национальную собственность. Стоимость разведанных полезных ископаемых на территории нашей страны оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозируемых запасов – в 140 трлн. долларов.2

Необходимо подчеркнуть, что анализ процесса появления существующей ныне политической системы – это осмысление того, что развивалось. Выбранная тогда экономическая модель нашла для своего сохранения и воспроизводства наиболее адекватную форму политической гарантии.

В 2003 г. критиковать реформы было нельзя – не было достаточного временнго тренда. В 2007 году в разбогатевшем государстве «бедные» 1990-е критиковать было уже не только можно, но и нужно. Но делать это следовало так, чтобы не возникло никаких нежелательных аллюзий для правящей номенклатуры.

Идеологическая задача представителей нынешней власти – противопоставить себя реформаторам, показать, что они ничего общего не имеют с тем, что творилось в 1990-х. Поэтому нынешняя официальная российская пропаганда никогда не акцентирует внимание на причинно-следственной связи 1990-х и 2000-х годов, а, наоборот, старательно избегает темы преемственности. Партия Е.Гайдара и А.Чубайса «Союз правых сил» (СПС) самым активнейшем образом участвовала в избрании В.Путина. В общественное сознание внедряется мысль о кардинальном различии общественного устройства «тогда» и «теперь».

Как же тогда квалифицировать созданную в 1990-х году в России общественно-политическую формацию? По этому поводу в литературе существует множество различных дефиниций, среди которых российский капитализм определяется как «дикий» «олигархический», «пещерный», «бандитский», «варварский», «номенклатурный», «блатной»66, или как «неоэтакратизм», «плутократия», «клептократия», «порнократия», «мелитократия» и т.п. Польский теоретик Ядвига Станицкис, активно работающая в проблематике посткоммунистических перемен, определяет российский капитализм как «капитализм без государства», т.е. без чётко и жёстко установленных законом цивилизованных норм и правил рыночных
отношений.3

Анализ обширной литературы на эту тему приводит к выводу, что теоретически наиболее обоснована, пожалуй, феодальная модель.
Возникшая в результате реформ сверхцентрализованная, беспредельно коррумпированная экономика, породила нынешнюю вполне феодальную «вертикаль власти». Один из наиболее известных советских социологов В.Шляпентох, в 1978 г. эмигрировавший в США, в 2007 г выпустил фундаментальную монографию «Contemporary Russian as a Feudal Society. A New Perspective on the Post-Soviet Era» («Современная Россия как феодальное общество. Новый ракурс постсоветской эры.»), где приводит серьёзную аргументацию в обоснование правомерности термина «феодализм» по отношению к нынешней России. 4

М.Веллер со свойственной ему полемической заострённостью так характеризует созданную в России общественно-политическую систему: «Ужас не в том, вся российская верхушка обкрадывает государство и народ. А в том, что это носит характер разрушительного раскрадывания – прожирания и расхищения страны. Воровство и есть основное занятие российских властей. Воровство в сегодняшней Российской Федерации прекратить в принципе невозможно. Потому что российское государство в своём сегодняшнем виде практически и конкретно создано ворами для того, чтобы воровать. Это не государство. Это комиссия по дележу и ликвидации наследства».5

В России, как и в других постсоветских и постсоциалистических странах за контроль над крупными промышленными предприятиями борются три разновеликие по своему влиянию силы. Во-первых, настоящие предприниматели, в том числе и иностранные, действительно заинтересованные в получении прибыли, и, следовательно, в развитии и совершенствовании производства. Во-вторых, теневые капиталы, уже разорившие не одно прежде доходное предприятие, так как этот капитал нацелен только на скорейшее, сиюминутное получение сверхприбыли, т.е. за год-два извлечь максимум возможного, а затем сбежать. В-третьих, самое опасное, – это политики, которые стремятся получить в своё распоряжение (прямое или опосредованное) наиболее рентабельные предприятия для использования их в качестве источника своего обогащения, и, разумеется, финансирования своих избирательных кампаний («финансовые потоки»).

В результате реформ отчуждение населения от власти, характерное для тоталитарного режима, было не только не преодолено, но стало более значительным.

Политическая индифферентность, социальная пассивность населения, утрата каких-либо форм общественной солидарности характеризует нынешнее состояние современной России, что является не вполне подходящей основой для формирования гражданского общества. Здесь одна из причин отсутствия социальной базы для демократической оппозиции нынешнему режиму. Те же, кто полагает, что недовольство масс можно организационно оформить под лозунгами демократии, политически наивны. Им следует подождать ещё 25-30 лет пока не уйдёт поколение, пережившее 1990-е годы. В нынешней России существует реальная опасность формирования протестного движения на базе право-радикальных идей.

Один из грубых методологических просчётов российских реформаторов в 1992 г. состоит в том, что отношения собственности изначально рассматривались ими лишь в сугубо экономической плоскости.

К политической системе общества тесно примыкает её правовая составляющая. Часто употребляемое в политическом обиходе правящей номенклатуры понятие «правовое государство» является такой же социальной виртуальностью как и «гражданское общество», «независимый собственник», «средний класс». За пореформенные годы российская судебно-правовая система окончательно деградировала.

Нынешней России трудно справиться с той пропастью проблем, которые были созданы за три четверти века тоталитарного режима и за минувшие двадцать лет, когда были ликвидированы в значительной степени институты государственного патернализма, но не были созданы условия для самореализации трудоспособного населения. Вместо государственного регулирования экономики Россия получила произвол чиновников, использующих свои должности в корыстных целях. Поэтому политическая система снизу не складывается, подавляющее большинство населения в политической жизни не участвует: она им не нужна. Формирование гражданского общества вновь откладывается. Идеология, запущенная в массовое сознание в начале 1990-х годов об обогащении любой ценой, привела к резкому изменению общественных приоритетов. Реформаторы деформировали базовую ценностную модель россиян. Процесс криминализации общества привёл к снижению статуса умственной деятельности, ценность знания уступила место ценности социальной агрессии, неразборчивости в средствах достижения цели и грубой физической силы. Поэтому среди героев дня современной России не нужно искать созидателей и производителей. Свет социальных юпитеров высвечивает иных героев. В лучшем случае – это банкиры, менеджеры, дилеры, биржевые маклеры, владельцы охранных служб, дизайнеры, визажисты, имиджмейкеры, торговцы зарубежным ширпотребом, и, разумеется, государственные чиновники – наивысший рейтинг! Социологические исследования показывают, что бюрократический аппарат – наиболее предпочтительное место в жизни для значительной части молодых россиян. Самые высокие конкурсы сегодня в те высшие учебные заведения, которые готовят работников государственной службы, чиновников. Попадание в этот социальный слой обеспечивает в нынешней России стабильно высокий уровень потребления. А главное, что сложившаяся за годы реформ порочная социальная система может быть в этих условиях законсервирована на многие годы.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг.

В начале января 1992 года правительством Е.Гайдара были отпущены розничные цены на товары массового спроса. Так началось общественное переустройство России, переход от планово-распределительной экономики к свободному рынку, от тоталитарного к демократическому государственному устройству.

Хозяйственные итоги реформ нашли своё отражение в многочисленных работах зарубежных экономистов. Их выводы сводятся к произошедшему за эти годы превращению России в сырьевой придаток Запада и Востока. Если в 1989 г. в экспорте товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38,7%, то в 2010 г. – 4,7%. Если в 1991 г. Россия делила второе-третье место в мире среди 38 стран, производящих станки, то в 2010 г. она оказалась третьей от конца и её доля в производстве мирового станкостроения составила менее 0,3%. Если в 1991 году самолёты России составляли около 40% мирового парка гражданской авиации, то на начало 2010 года менее 2%.

Технологическое отставание нашей страны от передовых государств наметилось ещё в позднесоветский период. Реформы и были призваны сократить отставание, модернизировать экономику.

Высокие технологии составляют в нынешнем российском экспорте 0,13%, т.е. столько же, сколько у одной из самых отсталых стран Евросоюза – Португалии. В результате реформ была создана простейшая экономическая модель, суть которой заключается в продаже своей природной ренты. За пореформенные годы в России были разрушены многие высокотехнологичные предприятия, но не было построено ни одного нового предприятия, оборудованного конкурентоспособной отечественной техникой.

Широко проанализирован и тот урон, который понесла социальная сфера общества. Социологи зафиксировали, что более трети населения России живёт за порогом или на грани бедности, а 7% находятся в состоянии крайней бедности, глубокой нищеты. Ещё 14% бедных также прочно «застряли» в этом состоянии. Кроме того, 17% населения пребывает в состояние постоянного риска бедности, хотя пока им удаётся удерживаться «на плаву», балансируя на грани бедности и малообеспеченности, и численность этой «группы риска» возрастает.6 Реформы привели к качественному сдвигу структуры потребления, что отмечено многими экономистами. На Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников в 2005 году вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Института экономики сельского хозяйства И.Ушачёв сказал: «В среднем объёмы потребления продовольствия на душу населения с 1990 года сократились на 22,6%, а по отдельным видам продуктов, таких как мясо – в 1,4 раза, молока – в 1,7 раза, рыбопродуктов в 1,9 раза… Значительная часть населения страны не может позволить себе питаться даже на уровне минимальной потребности, а средние рациональные нормы питания доступны лишь 10-20% россиян»10. Спад потребления ценных продуктов питания сосредоточился почти исключительно в той части населения, которая относится к бедным. Т.е. не менее чем для 30% населения потребление самых необходимых для здоровья продуктов питания упало до того уровня, при котором начинается физиологическая деградация.

По данным Левада-Центра, в России прожиточный минимум население оценивает в 2 раза выше его официального уровня, при этом 21,3% населения едва сводят концы с концами и их доходов не хватает даже на еду, ещё 40,5% балансируют на грани абсолютной бедности, им хватает средств на еду, но не хватает на одежду.7

Исследования демографов показывают, что экономические реформы дорого обошлись стране: более двух третей всех причин депопуляции россиян связано с резким ухудшением здоровья нации, снижением качества медицинского обслуживания, а также с возникшими в 1990-е годы такими массовыми феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия населения, детская беспризорность и бомжатничество. В середине 1990-х годов в страну вернулись многие болезни, с которыми было покончено в советское время, и, прежде всего, инфекционные, такие, как туберкулёз, так как фактически перестала функционировать созданная в советское время эффективная система его профилактики, диагностики и лечения. Если в 1990 году рождаемость в России составила 1989 тыс. чел., то в 2000 году – 1267 тыс. чел., смертность на 1 тыс. человек населения в 1990 году была 11,2, в 2000 году стала 15,5.Число самоубийств в 1995 г. по сравнению с 1991 г. возросло на 59,7%, в том числе у мужчин на 66,4%, а у сельских мужчин – даже на 73,6%». 8

Губительнее сказались реформы на здоровье детей и подростков: от социального бедствия их организм и психика страдают сильнее, чем у взрослых. В дореформенном 1991 году в РСФСР на 10 тыс. детей было 38,5 инвалида, в 1995 году уровень детской инвалидности составил 116,3 на 10 тыс. детей, в 2005 г. – 209,7. Т.е. за 15 лет произошёл более чем пятикратный рост детской инвалидности. В 2005 г. директор Государственного научного центра им. Сербского, бывший министр здравоохранения РФ Т.Дмитриева сообщила, что уровень психических расстройств в РФ с начала 1990-х гг. увеличился в 11,9 раза, а доля освобождённых от призыва по соответствующим показателям составляет 22,7% от общего числа призывников.18 В 2007 году Министерство образования РФ впервые опубликовало данные о суициде среди школьников – 3091 человек в 2006 году, что вывело Россию по этому показателю на первое место в мире (в 1991 году наша страна по этому показателю занимала 79-е место). В 2008 году Россия вышла на первое место в мире по потреблению героина. Если в 1980-е годы случаи отказа от детей в роддомах Российской Федерации составляли в среднем около 1100 в год, то в 1990-е статистика фиксировала ежегодное количество матерей-отказниц в среднем более 20 тысяч.9 В середине 1990-х годов в стране возникло новое массовое социальное явление – детская проституция.

В 1990-е годы появилось унизительное для великой страны явление – «утечка мозгов». Бегство россиян из своей страны с каждым годом приобретает всё более широкий характер. По данным руководителя Счётной палаты РФ С.Степашина, в 2010 году из России выехало 1 млн. 250 тыс. человек.

Российские аналитики приходят к выводу о глубоком упадке общественной морали, деинтеллектуализации общества, кризисе образования, о том, что падение качества высшего образования, начавшееся в середине 1990-х годов, вряд ли можно остановить в ближайшие годы. По данным общероссийского опроса, проведённого в мае 2008 года ВЦИОМ, 67% опрошенных хотели бы, чтобы их дети учились не в России, а за границей.10
Криминальная приватизация подняла мощный вал преступности. Уже к середине 1990-х гг. некоторые преступные группировки были известны в стране не меньше, чем новые банки и корпорации. В январе 1995 года на территории России действовали более 15 000 криминальных групп (в 1990 году их было менее 50) . 11

Все перечисленные аспекты российской реформации 1990-х годов в целом вполне объективно оценены как академическим сообществом, так и широкой общественностью, в т.ч. и в США. Очевидность результатов реформации, отражённая в реальных показателях, не создаёт основы для сколько-нибудь существенных различий в оценках.

В отличие от других европейских государств в России либеральные идеи не имеют столь широкой социальной базы в обществе. Обращение общества к либеральным ценностям отличает лишь отдельные периоды в российской истории XIX-XX веков. Десятилетие, охватывающее вторую половину 80-х и первую 90-х годов ХХ века, было именно таким периодом. Популярность всего, что связано со свободой личности, персональной инициативой и другими либерально-демократическими ценностями стремительно возрастала в российском обществе. К началу 1990-х годов она захватила значительную, если не большую часть населения, причём, самую продуктивную её часть. Многочисленные социологические исследования показывали чёткую установку большинства россиян на принятие демократических ценностей.

Дискредитация демократии и создание реальных предпосылок к авторитаризму – главный общественно-политический результат деятельности российских реформаторов в 1990-х годах. В этом их историческая вина и перед российским народом, и перед российским государством. Нынешнее свёртывание демократических свобод, насаждение «политической вертикали» – прямое следствие деятельности реформаторов 1990-х годов. Следует, как это не горько, признать, что ориентации и установки нынешней власти на свёртывание демократических институтов, возникшие с приходом В.Путина, вполне отвечают потребностям значительной части общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические и экономические реформы оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь российского государства. Нынешняя Россия – результат деятельности реформаторов 1990-х годов. Нынешний глубокий социальный кризис диктует необходимость задуматься о произошедшем, сделать анализ случившегося, извлечь уроки.

В конце 1980-х годов ЦК КПСС стал активно искать выход из той, ставшей очевидной для всех, тупиковой ситуации, в которую всё глубже погружалась страна. Советские руководители искренне считали, что общественное устройство страны надолго, если не навечно. Они были наивны в своей уверенности. Нынешние –интеллектуальнее, а потому и сомневающиеся, не столь благодушные. В феврале 2010 года в президентском послании Д.А.Медведева можно обнаружить фразу о том, что при сложившемся режиме модернизация России невозможна.

Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми политико - экономическими преобразованиями которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. В целом, реформы начала 1990-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны - они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 1990-е годы, а другой заложили основу для экономического роста наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов.

Отметим, также, что указанные экономические реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аргументы и факты, № 41, 2005
  2. Седов Л. Кошелёк и взгляды на жизнь//Независимая газета, 11.07.2008.
  3. Л.Шевцова. Россия – год 2005: логика отката. //Независимая газета, 25.01.2005.
  4. Р.Гринберг. Место и шансы России в мировой экономике.//Проблемы теории и практики управления, № 5, 2006.
  5. Социальные неравенства и социальная политика в современной России /Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. М., 2008.
  6. Н. Римашевская. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
  7. Л.Рыбаковский. Демография (статьи XXI века)/Сб. Демографическое развитие России в конце XX - начале XXI веков. М., 2009.
  8. Я.Гилинский. Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб, 1996.
  9. Б.Дубин. Запад для внутреннего употребления// Космополис, №; 1, 2003.
  10. В.Полеванов. Технология великого обмана. М., 1995.
  11. Fish M.S. When Mone Is Less Superexecutive Power and Political Underdevelopment in Russia. – Russia in the New Century: Stability or Disorder? / V.E. Bonnel, G.W. Breslauer (eds), Boulder, Colo.;Oxford, UK: Westview Press, 2001.
  12. Tocqueville A. Democracy in America. New York, 1990. Vol.II.
  13. http://www.inosmi.ru
  14. http://www.inosmi.ru
  15. http://www.nytimes.com
  16. http://www.bbc.co.uk

1 Б.Ельцин. Президентский марафон. М., 1997, с.49.

2 Россия и Западная Европа. М., 2007, с.14.

3 Я.Станицкис. Посткоммунизм. – явление тайны//Социологические исследования, №1, 2002, с.17-28.

4 В.Шляпентох. Современная Россия как феодальное общество. Новый ракурс постсоветской эры. М., 2010.

5 М.Веллер. Великий последний шанс. СПб., 2006, с.45.

6 Социальные неравенства и социальная политика в современной России /Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. М., 2008, с.178-179.

7 Седов Л. Кошелёк и взгляды на жизнь//Независимая газета, 11.07.2008.

8 Л.Рыбаковский. Демография (статьи XXI века)/Сб. Демографическое развитие России в конце XX - начале XXI веков. М., 2009, с.169-170.

9 Исупова О.Г. Отказ от новорожденных и репродуктивные права женщин//Социологические исследования, № 11, 2002, с.92-93.

10 Аргументы и факты, № 21, 2008, с.14.

11 Я.Гилинский. Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб, 1996, с.77.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг