Экскурсия по Александровскому саду
PAGE \* MERGEFORMAT 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..…….…3
- Текст авторской экскурсии………………………………………………..4
- Технологическая карта экскурсии……………………………………….10
Заключение…………………………………………….……………………..…..12
Список литературы………..…………………………………………………..…13
Введение
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". В разные времена в термин "экскурсия" вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.
Главное - исходить из целей экскурсии, отделив это понятие от близких, но отличных от него, таких как экспедиция и путешествие.
Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.
Лично я решил написать экскурсию по Александровскому саду и по прилежащим памятникам, потому что не был там ни разу, и конечно, выбрал, с той целью, что бы перед написанием этой работы съездить и увидеть всё своими глазами.
Текст авторской экскурсии
Здравствуйте дорогие друзья, вас приветствует туристская фирма «Экскурсовед Санк-Петербурга», и ваш сегодня гид на этот час Новиков Дмитрий Михайлович. Сегодня мы за небольшое время познакомимся Александровским садом и с другими объектами, в частности с памятниками на этой обзорной экскурсии, которая будет проходить в пешем порядке. Наш маршрут будет таким: Дворцовая набережная (остановка), то есть где мы и сейчас находимся Бюст Жуковского Бюст Лермонтова Бюст Глинки Бюст Горчакова Бюст Гоголя Памятник Петру I «Медный Всадник» Адмиралтейский проспект, остановка Исаковский Собор, откуда вы на автобусе поедете до гостиницы, где и проживаете, не беспокойтесь, я провожу вас и посажу в автобус в тот который именно вам нужен.
Перед тем как мы отправимся, хочется не много остановиться на правилах безопасности:
- Следовать за мной;
- Фотографироваться с объектами только как вам будет дано время, а это не больше трем минут;
- Если возникают вопросы задавать после выданного материала по объекту.
А сейчас я вас посчитаю, все ли здесь,
На этом пока всё, отправляемся в Александровский сад, во время движения, я буду предоставлять вам информацию, так что далеко не отходите.
Текст на одну из остановок
Памятник Петру Великому «Медный Всадник»
Сейчас перед вами, как большинство уже наверно догадалось, или успело прочитать памятник Петру I «Медный всадник». Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 17681770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен. В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника. Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось, и тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».
Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшим об этой глыбе и имевшим намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшим для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.
Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоем, сохранившийся до настоящего времени - Петровский пруд. Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам.
Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.
Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Несмотря на все принятые меры, за всё время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию, за которым с интересом следила общественность всей Европы. Тем не менее, руководители работ всегда находили выход из положения. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Эта перевозка действительно была уникальна и уникальна до сих пор: это перемещение самого большого монолита (самого большого не только в первоначальном виде, но даже и в конечном, отесанном) из когда-либо перемещавшихся человеком, причем монолиты хотя бы сравнимой массы перемещались лишь в древности.
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782
Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…». Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. Чтобы оценить напряжённость обстановки и отношений действующих лиц, нужно привести письмо скульптора от 3 ноября 1774 года Екатерине II, взывавшего к её покровительству:
«Всемилостивейшая государыня, в начале прошлого месяца г. Бецкой велел мне через Фельтена написать требования мои относительно отливки статуи, хотя формальность эта показалась мне излишнею, тем не менее я немедленно отправил письмо, с которого прилагаю при сём копию, с тех пор я не получал ответа. Без августейшего покровительства Вашего я нахожусь во власти человека, который с каждым днём более меня ненавидит, и если Вашему Величеству не угодно лицезреть меня более, то мне пришлось бы здесь жить хуже, чем всякому пришельцу, который под конец находит покровителя…»
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.
Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя. В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.
На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лта 1782.» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.» с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века одной из самых популярных тем в русской поэзии.
Легенда о майоре Батурине. Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин (по другой версии, почт-директор Булгаков добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, говорит ему Петр Великий, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина.
Это был последний объект нашего знакомства с Александровским садом на сегодня. Сейчас мы отправляемся на Адмиралтейский проспект, на остановку Исаковский Собор. Так же, кто заинтересован нашей фирмой и ее услугами, мы предоставляем экскурсии по минимальной цене на такие темы: «Обзорная экскурсия на колесах», «Петроград величие империи», «Самые знаменитые памятники Санкт-Петербурга» и другие. Хочется добавить, что наша фирма существует не только здесь, но и в большинстве других городов Российской Федерации. Заинтересованных, прошу подойти ко мне, и получить визитные карточки нашей компании. Спасибо вам, что работаете с фирмой «Экскурсовед Санкт-петербурга», мы вам очень за это благодарны. Теперь и пора нам расставаться, автобус уже ждет, пойдемте я вас посажу.
Технологическая карта пешеходной экскурсии
"Прогулка по Александровскому саду»
Тема экскурсии: " Обозрение исторических фактов, связанных с созданием Александровского сада и прилежащих к нему культурных ценностей»
Продолжительность: 1 час 5 мин.
Автор - разработчик: Новиков Дмитрий Михайлович.
Содержание экскурсии: знакомство с Александровским садом.
Маршрут экскурсии: Дворцовая набережная (остановка) Бюст Жуковского Бюст Лермонтова Бюст Глинки Бюст Горчакова Бюст Гоголя Памятник Петру I «Медный Всадник» Адмиралтейский проспект, остановка Исаковский Собор.
Категория: 15-30 лет.
Участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута |
Остановка |
Объект показа |
Продолжительность осмотра |
Основное содержание информации |
Организационные указания |
Методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
На месте встречи группы |
Дворцовая набережная |
Александровский сад |
10 мин |
вступительная беседа: история строительства сада. |
проводится на месте приема группы. экскурсовод представляется группе, называет фамилию, имя, отчество, при этом называет учреждение, которое он представляет. после этого экскурсовод сообщает о теме экскурсии, маршруте, о продолжительности экскурсии, времени и месте окончания экскурсии. экскурсовод проводит инструктаж о правилах поведения внутри дворца. |
вступительную беседу следует начать с представления темы и маршрута. вступление должно быть лаконичным. оно должно, частично раскрывать содержание материала экскурсии, подготовить экскурсантов к его восприятию, заинтересовать их. |
Дворцовая набережная |
Бюст Жуковского |
Бюст Жуковского |
5 мин. |
Биография Жуковского |
экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности представленных объектов |
используя прием рассказа |
Бюст Жуковского |
Бюст Лермонтова |
Бюст Лермонтова |
5 мин |
История появления Бюста |
экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности представленных объектов. |
рассказывая о бюсте комнате обратить внимание на, историю его появления. |
Бюст Лермонтова |
Бюст Глинки |
Бюст Глинки |
5 мин. |
История появления бюста, информация о композиторе. |
экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности бюста. |
Обратить внимание на биографию композитора и связь с садом. |
Бюст Глинки |
Бюст Горчакова |
Бюст Горчакова |
10 мин. |
История появления бюста, информация о о Горчакове. |
экскурсовод рассказывает о происхождении представленных объектов и их исторической ценности. |
Обратить внимание на биографию Горчакова. |
Бюст Горчакова |
Бюст Гоголя |
Бюст Гоголя |
10 мин |
Биография Н.В. Гоголя. |
экскурсовод рассказывает о происхождении объекта. |
используя прием рассказа. |
Бюст Гоголя |
Памятник Петру Великому «Медный всданик» |
Памятник «Медный всадник» |
10 мин |
Создание памятника, история о Петре Великом. |
экскурсовод рассказывает о памятнике и о Петре Великом. |
Использует прием цитирования, рассказа. |
Памятник Петру Великому «Медный всадник» |
Остановка Иссаковский Собор |
Реклама других возможных экскурсий нашей компании. |
15мин |
экскурсовод рассказывает о других темах экскурсий. |
рассказывая о других темах экскурсий, провожая до остановки группу, называет контактные данные фирмы и прощается. |
Заключение
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.
Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.
Список литературы
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон [с изм. на 17 января 2007г.]
2. О защите прав потребителей: федер. закон от 07 февраля 1992г. № 2300-1. 3. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ
4. Об образовании в Свердловской области: закон Свердл. обл. [с изм. на 27 декабря 2004г.]
5. Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. М., 1993..
6. О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области: закон Свердл. обл. утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2006 г.
7. О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области: постановление Свердл. обл. от 22 декабря 2005г. № 1107-ПП
8. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации: прилож. 1 к приказу Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности».
9. Свердловская область: путеводитель Ле Пти Фюте. М.: Авангард, 2003. 10. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2003.
11. Сокровищница Уральских недр: справ. - путеводитель по Уральскому геологическому музею. - Свердловск: Свердловское книжное изд-во, 1957. 12. Тренин, И. М. Экскурсии с учителями и учащимися I-IY классов / И. М. Тренин. М.: Учпедгиз, 1963.
13. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: "Советский спорт", 2001.
15. Профессия "Экскурсовод": Учебно-методические материалы. - М.: РИБ "Турист", 2000.
16. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. Мн.:БГЭУ, 2004.
17. Сайт Википедия. www.wikipedia.org
Приложение
Карта маршрута обзорной экскурсии
По Александровскому саду
Экскурсия по Александровскому саду