Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЭКСТЕРНАТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Конституционное право

Тема: Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа

Выполнила: студент Каюкова Ю.А.

Екатеринбург, 2012

Оглавление………………………………………………………………………………………2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие конституционно-правового статуса субъектов РФ………………………5

Глава 2. Понятие «сложносоставные субъекты». Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа……………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25

Список использованных источников и литературы…………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Конституция 12 декабря 1993 года способствовала процессу становления конституционно-правовых статусов субъектов Российской Федерации. Данный процесс идет до сих пор и, вероятно, имеет длительный характер, который соответствует времени существования самой России как федеративного государства. Смею предположить, что пока существует Россия как федерация, будет продолжаться процесс становления конституционно-правовых статусов субъектов, слияния, изменения границ, отстаивание права на независимость от других субъектов.

Несмотря на изученность данного вопроса в литературе, тема остается актуальной, так как возникают новые пробелы и проблемы, требующие исследования.

Актуальным остается вопрос конституционно-правовых статусах «сложносоставных» субъектов Российский Федерации, о статусе автономий внутри них и регламентации отношений между автономиями и субъектами, о разграничении полномочий между автономиями и субъектами, о построении отношений между ними на принципе сотрудничества и уважении прав друг друга, о праве автономии на статус самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации.

Цель работы: Исследовать конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задачи:

  • Изучить источники, теоретический материал по вопросу конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, конституционно-правового статуса «сложносоставных» субъектов, конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Использовать изученный материал для анализа конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Сформулировать выводы по поставленной цели работы.

Межпредметные связи работы: история, теория государства и права, история отечественного государства и права.

Глава 1. Понятие и особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Конституция РФ – Основной Закон государства, исходящий из принципа необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.1 Эти особенности отражены, в частности, в ст. 66.

Субъект федерации – это публично-правовая организация народа (населения), обладающая на своей территории (по конституции и/или договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции федерации, являющаяся участником федеративных правоотношений, статус которого может быть изменен только с его согласия. В структуре правового статуса субъекта федерации, который может быть общим и специальным, выделяются права, обязанности и ответственность субъектов федерации.

А.Н. Лебедев полагает, что субъекты федерации могут обладать общим, специальным и особенным статусами. Общий статус определяет существование любого субъекта федеративных отношений, специальный характерен для этих субъектов в определенных видах правоотношений (федеративных, международных, межсубъектных). Особенный статус возможен, если в составе федерации существуют члены с различными правами и обязанностями по отношению к федерации.2

Субъекты федерации учреждаются в целях эффективного функционирования федеративного устройства в целом. Для реализации целей федеративного государства, субъекты федерации выполняют определенные законом функции: 1) децентрализация государственной власти между Федерацией и ее субъектами; 2) интеграция и сохранение исторически сложившегося государственно-политического единства федеративного государства; 3) участие народа (населения) субъекта федерации в делах общефедерального характера. Несомненно, что субъектам федерации присущи и иные функции, зависящие от специфики той или иной федерации.

Признание Конституцией особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, наличия иерархии в их статусах. Конституционный смысл понятия "статус субъекта РФ" определяется нормами статьи 5 Конституции РФ, где дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".

Несмотря на то, что субъекты федерации не равны по уровню их социально-экономического развития, размерам территории, численности населения и иным исторически сложившимся условиям, не означает, что Российская Федерация носит асимметричный характер, поскольку "симметрия" Федерации определяется конституционным принципом равенства прав всех субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Различаясь фактически, субъекты РФ в конституционном отношении являются одинаковыми.

Правовой статус субъекты РФ обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора.3 Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями России и не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава РФ, равны в своих правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др. (ст. 66).

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.4 Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ параметрами:

1) Республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;5

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.6 В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 статья 77).

4) Каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ, что регламентируется нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Статья 78 Конституции РФ закрепляет, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (часть 4 статьи 78).

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.7 Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.

В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Субъекты федерации, обладая особой государственной властью, государственным суверенитетом не обладают. Данное положение основывается на следующих фактах:

  • Власть субъекта юридически ограничена федеральной конституцией и/или иными федеральными правовыми актами».8
  • РФ как государство не входит в состав другого государства, иначе бы она утратила суверенитет. Субъекты входят в состав РФ, не приобретают суверенитет, ограничены в области внешних сношений».

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении утвердил позицию об отсутствии суверенитета у субъектов Российской Федерации.9

Поэтому субъекты не являются самостоятельными образованиями, а, скорее, государственноподобными. Тем не менее, положения о суверенитете, ограниченном пределами исключительного ведения республики, по-прежнему сохраняются в конституциях ряда республик (например, Чеченской Республики).

Согласно части 3 статьи 66 по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Часть 3 статьи 66 устанавливает дополнительные возможности для определения статуса автономной области, автономных округов. При необходимости автономная область, автономные округа вправе инициировать принятие специального федерального закона, конкретизирующего особенности статуса соответствующих субъектов РФ. До настоящего времени эта возможность не была реализована.

Полномочия РФ и субъектов распределяются согласно Конституции РФ на полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, полномочия, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов, полномочия, находящиеся в ведении субъектов РФ.

Статья 71 Конституции РФ закрепляет следующие полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Согласно статье 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 74 Конституции РФ).

Таким образом, Конституция РФ как Основной Закон закрепила государственное устройство России по административно-территориальному и национально-территориальному признакам, что является необходимым условием сохранения исторически сложившейся специфики развития территориальных образований. Субъекты вне полномочий РФ и полномочий, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов, обладают всей полнотой государственной власти, свободны в принятии решение, издании нормативных актов, равноправны в конституционном смысле в системе федеративного устройства, но не обладают суверенитетом, так как само понятие суверенитета является признаком самостоятельного государства.

Автономное территориальное образование признается самоуправляющейся территориальной единицей, обладающей самостоятельностью в рамках конституции и/или закона. Права автономии в области регулирования являются производными, а не собственными, источником которых является акт власти государства, даже если автономия вправе разработать свой акт, определяющий ее статус, этот акт подлежит утверждению полномочными органами государства. Относительная самостоятельность этих территориальных образований выражается в том, что решения органов власти или населения образований, принятые в пределах автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами власти более крупного образования, в которое входит автономное территориальное образование. Обычно в общегосударственном парламенте имеется представительство автономий.

Глава 2. Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа.

Автономные (национальные) округа в своем правовом развитии прошли следующие этапы: национальное административно-территориальное образование – квазигосударственное автономное образование – субъект федерации. В связи с этим конструкция «сложносоставности» трансформировалась следующим образом: административно-территориальное образование находится в составе другого территориального образования более высокого уровня – квазигосударственное образование одного вида в составе образования другого вида – субъект федерации в составе другого субъекта.10

Большинство автономных округов, за исключением Ханты-Мансийского-Югры и Ямало-Ненецкого, формально являясь субъектами федерации, с финансово-экономической точки зрения не способны без федеральной финансовой помощи выполнять свои основные функции, что все более обостряет вопрос о фиктивности их конституционно-правового статуса и о существовании их в качестве субъектов федерации.

Особым типом субъектов федерации в России являются сложносоставные субъекты федерации (еще их называют "матрешечными"). Это — края и области, в состав которых входят автономные округа. Всего до начала процессов укрупнения субъектов федерации насчитывалось семь сложносоставных субъектов федерации, поскольку в состав Тюменской области и Красноярского края входили по два автономных округа.

Феномен «сложносоставности» предопределяет наличие у «входящего» и «включающего» субъектов федерации специального статуса, предполагающего обязанность частично перераспределить компетенцию «входящего» субъекта в пользу «включающего», и договор в данном случае является лишь формой выражения субординационных отношений между формально равноправными субъектами федерации.

Конституции 1993 г., уравнявшая в правах внутрирегиональные автономии со своими краями (областями), способствовала процессу усиления интересов внутрирегиональных автономий к приобретению статуса самостоятельных субъектов РФ. Российская Конституция оставила возможности для урегулирования ситуации вокруг внутрирегиональных автономий. Статья 66 предполагает принятие индивидуальных законов об автономных областях и автономных округах, которые могут уточнять их статус, возможность урегулирования отношений между краями (областями) и автономными округами с помощью федеральных законов и двусторонних договоров. Однако эти положения Конституции практически никогда не использовались.

Неудачей завершилась и попытка принятия федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Этот закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в 1997 г., но затем отклонен президентом. В 2003 г. он снят с рассмотрения.

После 1993 года происходит выравнивание статуса автономных округов и других субъектов федерации. Статус равноправных субъектов федерации позволил автономным округам установить прямые отношения с центром, в том числе финансово-бюджетные. На территории автономных округов действовало только российское и собственное законодательство, а краевая (областная) юрисдикция отсутствовала. В то же время включение территории автономных округов в состав территории краев (областей) предполагало право на участие в формировании краевых (областных) органов власти. На практике одни автономные округа этим правом пользовались, тогда как другие дистанцировались от краев (областей), подчеркивая свою независимость.

Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, которые относятся к числу экономически наиболее сильных регионов, так как на их территории добывается основная часть нефти и природного газа в России, стали претендовать на политическое обособление от области. По финансово-экономическим показателям Ханты-Мансийский АО находится на втором месте в России после Москвы. Естественно процесс политического обособления не прост, но долгий и конфликтный, так как здесь затрагиваются интересы области как «включающего» субъекта.11

Тюменская администрация мотивировала необходимость сохранения единства области тем, что в регионе сложился единый социально-экономический комплекс с единой системой жизнеобеспечения, в рамках которого юг обеспечивает север сельскохозяйственной продукцией и принимает на постоянное место жительства людей, отработавших на севере. В автономных округах утверждали, что Тюмень намерена объединить бюджеты трех субъектов федерации и "грабить" округа. Окружные администрации активно отстаивали тезис о "двух властях", заявляя, что если по конституции округ и область равноправны, на территории округа не может быть двух властей — окружной и областной.

Выход двух округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа из состава Тюменской области назревало в ходе долгих и порой конфликтных взаимоотношений, противостояния в формировании органов власти субъектов, в отстаивании своей независимости.12

В 2004 г. изменилась и принципиальная позиция властей Тюменской области и Ямало-Ненецкого АО. Сенсацией стала заявленная готовность губернатора Ямало-Ненецкого АО Ю. Неелова к объединению. Сторонами были подписаны документы, декларирующие начало объединительного процесса. Однако вскоре этот процесс прекратился, не получив поддержки в Ханты-Мансийском АО.

Р.Ф. Туровский считает, что сам по себе процесс ликвидации автономных округов через объединение с областями и краями является угрозой действующей политико-административной структуры, так как автономные округа создавались как национально-территориальной автономии. Поэтому их ликвидация встречает негативную реакцию национальных элит и может привести к росту национализма в тех округах, где этническая идентичность является значимым политическим фактором.13

На данный момент Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ сохраняют правовой статус автономных образований в составе субъекта Российской Федерации – Тюменской области. Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ сотрудничают на основе Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО).14 Согласно статье 10 Договора частники Договора обязуются избегать любых действий или бездействия, вызывающих срыв (создающих угрозу срыва) осуществления совместно согласованных и принятых решений, реализации совместных региональных программ и проектов или искусственно тормозящих решение вопросов, имеющих совместный государственный интерес Участников Договора. Для согласованной работы два автономных округа и область создают координационные органы – Совет Дум (статья 6) и Совет Губернаторов (статья 7). В случае возникновения разногласий и невозможности их урегулирования созданными в соответствии с настоящим Договором координационными органами Участники Договора могут:

а) создавать согласительные комиссии для урегулирования споров;

б) передавать группам экспертов, совместно созданным Участниками Договора, разработку предложений по разрешению спорных проблем;

в) принимать окончательные решения по спорным вопросам на основе рекомендаций и предложений согласительных комиссий и групп экспертов;

г) обращаться в суды.

На сегодняшний день повторяется процесс урегулирования взаимоотношений 2004 года в пользу ликвидации автономных образований и образования единого субъекта – Тюменский край.

Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа определяется Конституцией РФ, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Устав ЯНАО).15 Согласно статье 1 Главы 1 Устава ЯНАО Ямало-Ненецкий автономный округ в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации. Ямало-Ненецкий автономный округ (ранее - Ямало-Ненецкий национальный округ) образован Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 года. Часть 3 статьи 1 определяет, что статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Часть 4 статьи 1 устанавливает, что условием изменения статуса автономного округа, а также прекращения существования автономного округа, в том числе в случае его объединения с другими субъектами Российской Федерации, является выраженное на референдуме автономного округа согласие на это граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме автономного округа, место жительства которых расположено на территории автономного округа. Изменить свое наименование автономный округ может самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ (часть 5 статьи 1).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа (часть 3 статьи 2).

Статья 3 Устава ЯНАО регламентирует отношения автономного округа с другими субъектами Российской Федерации, которые строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, договорами, соглашениями, настоящим Уставом автономного округа, законами автономного округа.

Согласно части 2 статьи 3 в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, расположенными в Арктической зоне Российской Федерации, органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории автономного округа, в пределах своей компетенции, наряду с решением других задач, участвуют:

1) в совместном развитии и использовании прибрежной инфраструктуры, создании и развитии сети циркумполярных охраняемых территорий;

2) в решении вопросов использования природных ресурсов, пастбищ и других объектов, расположенных на сопредельных территориях;

3) в разработке совместных программ и планов по охране здоровья населения, окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, сохранению и развитию традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, иных этнических общностей;

4) в совместной деятельности по обеспечению иных интересов населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации.

Органы государственной власти автономного округа в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа, имеют право на заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в том числе в сфере международного циркумполярного сотрудничества (часть 2 статьи 4).

Согласно статье 5 автономный округ имеет свою территорию, образуемую в пределах его границ земельной, водной поверхностью, недрами и воздушным пространством… Территория автономного округа не может быть изменена без его согласия. Автономный округ граничит с субъектами Российской Федерации: Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, Красноярским краем (часть 2 статьи 5). В остальной части граница автономного округа совпадает с государственной границей Российской Федерации.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа гарантируются права и свободы граждан (статья 7 Устава ЯНАО), права коренных малочисленных народов Севера, объединений названных народов и лиц, к ним относящихся (статья 8). Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий устанавливают дополнительные гарантии прав проживающих на территории автономного округа коренных малочисленных народов Севера (часть 2 статьи 8). Гарантируется право граждан на участие в осуществлении государственной власти автономного округа (статья 9), признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12).

Согласно статье 11 государственная власть в автономном округе осуществляется посредством разделения на исполнительную, законодательную и судебную. Система органов государственной власти автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Законодательное Собрание автономного округа, Правительство автономного округа, Уставный суд автономного округа являются высшими органами государственной власти автономного округа. Губернатор автономного округа - высшее должностное лицо автономного округа (часть 2 статьи 11).

Согласно статьям 14, 15 автономный округ имеет свои символы: флаг, герб, гимн, их описание и порядок официального использования устанавливаются отдельными законами автономного округа.16. Административный центр автономного округа - место нахождения высших и центральных органов государственной власти автономного округа – г. Салехард. Статус административного центра автономного округа устанавливается настоящим Уставом автономного округа и законом автономного округа.17

Таким образом, конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа определяется Уставом (Основным Законом) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО, в котором закреплены права, обязанности, ответственность автономного округа как национально-территориального образования. Ямало-Ненецкий автономный округ на сегодняшний день остается национальной автономией в составе субъекта Российской Федерации – Тюменской области, наравне с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Отношения между данными административными образованиями регламентируются Договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция РФ – это Основной Закон государства, который исходит из принципа необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, при этом учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Данные особенности реализуются в понятии «субъект федерации» как публично-правовой организации народа (населения), обладающая на своей территории (по конституции и/или договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов, закрепление их исторически сложившихся, национальных особенностей закреплено в статье 66 Конституции РФ. Статьи 71, 72, 73 разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов.

Интересным и актуальным является понятие «сложносоставные» субъекты. Это — края и области, в состав которых входят автономные округа. Всего до начала процессов укрупнения субъектов федерации насчитывалось семь сложносоставных субъектов федерации, поскольку в состав Тюменской области и Красноярского края входили по два автономных округа. Феномен «сложносоставности» предопределяет наличие у «входящего» и «включающего» субъектов федерации специального статуса, предполагающего обязанность частично перераспределить компетенцию «входящего» субъекта в пользу «включающего», и договор в данном случае является лишь формой выражения субординационных отношений между формально равноправными субъектами федерации. Конституции 1993 г., уравнявшая в правах внутрирегиональные автономии со своими краями (областями), способствовала процессу усиления интересов внутрирегиональных автономий к приобретению статуса самостоятельных субъектов РФ. Российская Конституция оставила возможности для урегулирования ситуации вокруг внутрирегиональных автономий. Статья 66 предполагает принятие индивидуальных законов об автономных областях и автономных округах, которые могут уточнять их статус, возможность урегулирования отношений между краями (областями) и автономными округами с помощью федеральных законов и двусторонних договоров. Однако эти положения Конституции практически никогда не использовались.

Ямало-Ненецкий автономный округ на сегодняшний день остается национальной автономией в составе субъекта Российской Федерации – Тюменской области, наравне с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Отношения между данными административными образованиями регламентируются Договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО). Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа определяется Уставом (Основным Законом) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО, в котором закреплены права, обязанности, ответственность автономного округа как национально-территориального образования.

Выводы: Для реализации цели данной курсовой работы мы изучили источники, теоретический материал по вопросу конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, конституционно-правового статуса «сложносоставных» субъектов Российской Федерации, нормативные акты, устанавливающие права, обязанности, ответственность субъектов, а в частности Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО), Устав Ямало-Ненецкого автономного округа.

Автономные округа в Российской Федерации основаны на принципе национально-территориального деления. Это важный конституционный принцип, который государства обязано соблюдать. На сегодняшний день остро стоит вопрос о конституционно-правовом статусе автономий, входящих в состав краев, областей, вопрос о ликвидации или сохранения статуса автономии. Этот вопрос уже возникал в прошлом, теперь это вопрос времени.

Список использованных источников и литературы:

Источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). Гарант Эксперт.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Гарант Эксперт.
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Гарант Эксперт.
  4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. Гарант Эксперт.
  5. Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО). Гарант Эксперт.
  6. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО (с изменениями и дополнениями). Гарант Эксперт.
  7. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 г. N 21-ЗАО "О статусе административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа" (с изменениями от 24 октября 2007 г., 23 мая 2008 г., 1 марта, 23 декабря 2010 г.)
  8. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2003 г. N 41-ЗАО "О гербе Ямало-Ненецкого автономного округа", Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 1996 г. N 47 "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа". Гарант Эксперт.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Гарант.
  10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - "Эксмо", 2010 г. Гарант Эксперт.

Литература:

  1. Емельянов А.С. Конституционная реформа: юридические, политические и экономические аспекты укрупнения субъектов Российской Федерации. - Ежегодник "Публично-правовые исследования", 2006. Том 1.
  2. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование) / В.В. Иванов.- М.: Изд-во МГУ, 2002.- 256 с.
  3. Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины / В.В. Игнатенко.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.- 56 с.
  4. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., ИГП РАН, 1999. 187с.
  5. Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: научно-практическое исследование. - Система ГАРАНТ, 2010 г.
  6. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика.- М., 2010 г. – 223 с.

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - "Эксмо", 2010 г. Гарант Эксперт.

2 Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С.33.

3 Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П. абз. 4 п. 2.1 мотивировочной части. Гарант Эксперт.

4 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). Гарант.

5 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). Глава 1 статья 5. Гарант Эксперт.

6 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Гарант Эксперт.

7 Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Гарант Эксперт.

8 Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины / В.В. Игнатенко.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.- С. 13.

9 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Гарант.

10 Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование) - М.: Изд-во МГУ, 2002.- С. 23.

11 Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика.- М., 2010 г. – С. 110.

12 Емельянов А.С. Конституционная реформа: юридические, политические и экономические аспекты укрупнения субъектов Российской Федерации. - Ежегодник "Публично-правовые исследования", 2006. Том 1

13 Туровский Р.Ф. там же

14 Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 марта 2003 г. N 9-ЗАО). Гарант Эксперт.

15 Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО (с изменениями и дополнениями). Гарант Эксперт.

16 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2003 г. N 41-ЗАО "О гербе Ямало-Ненецкого автономного округа", Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 1996 г. N 47 "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа". Гарант Эксперт.

17 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 г. N 21-ЗАО "О статусе административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа" (с изменениями от 24 октября 2007 г., 23 мая 2008 г., 1 марта, 23 декабря 2010 г.)

Конституционно-правовой статус Ямало-Ненецкого автономного округа