Организация государственного управления в культурной сфере

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

Виолетта

[Выберите дату]


Содержание.

Введение……………………………………………………………….....стр. 3

Глава 1 Культурная сфера как объект управления и социального развития

1.1Сущность культурной сферы………………………………………..стр. 5

1.2Развитие культурной сферы…………………………………………стр. 9

Глава 2 Организация государственного управления в культурной сфере

2.1 Структура органов управления в сфере культуры………………..стр. 13

2.2 Основные направления государственной политики в сфере культуры………………………………………………………………….стр. 17

Заключение……………………………………………………………….стр. 24

Библиографический список……………………………………………..стр. 26


Введение.

Культура – многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни страны. Культурные ценности представляют собой богатство и достоинство государства.

Культурные традиции, заложенные нашими предками, являются неотъемлемой частью престижа страны на мировой арене. Недаром, приглашая международную делегацию, сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры, тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей.

Культура как сложное социальное явление представляет собой ценностно-нормативный механизм социальных взаимодействий, который важнейшей своей задачей считает обеспечение целостности общества и социальный порядок. Следовательно, культуру можно назвать зеркалом социума, где отражается развитие и особенности целой нации.

В подтверждение вышесказанному можно привести формулировку понятия «культура», изложенное в статье 2 Проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»: «культура – совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве».

Актуальностью данной темы является то, что Россия – социальное государство и культура, являясь важной составляющей в социальном аспекте роста и развития страны, требует особой политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие гражданина в обществе.

Понимая значимость развития культуры, перед государством стоит главный вопрос каким образом осуществлять процесс управления в социальной - культурной сфере так, обеспечить коммуникативную достоверность и охрану информации о культурной жизни страны.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к вопросам управления в сфере культуры обращалось большое количество ученых, вследствие чего довольно обширно представлена литература, касательно исследуемого вопроса.

Цель данной курсовой работы является изучение и анализ организации государственного управления в сфере культуры.

В соответствии с целью были выявлены ряд задач.

  1. определить сущность культурной сферы
  2. проанализировать развитие культурной сферы
  3. выявить специфику государственного управления культурой
  4. охарактеризовать организацию государственного управления культурой

Объектом исследования является система государственного управления.

Предметом исследования является организация управления в сфере культуры и искусства.

Глава 1 Культурная сфера как объект управления и социального развития

  1. Сущность культурной сферы

Все отрасли социальной сферы, в том числе и культура, приобретают огромное значение в развитии общественного производства, оказывая влияние на благоустройство и качество жизни граждан.

Рассматривая сущность культурной сферы, прежде всего, необходимо проанализировать понятие «культура».

Первоначально термин «культура» возник в римской культуре как аграрное мастерство в качестве возделывания и обработки земли. Наиболее привычным для современного общества является возделывание и взращивание как воспитание и образование. Тем самым сущность культуры переходит в новое русло уже как инструмент гармоничного становления личности, поиска путей в обретении своего человеческого облика.

Анализируя источники отечественных гуманитарных знаний, можно отметить, что достаточно долгое время не уделялось рассмотрению еще одного смысла культуры, сакрального. Культура как культ, почитание, прежде всего, религиозной направленности была неотъемлемой частью древних цивилизаций. Поклонение богам, следование определенным обычаям считалось высшей ценностью мировоззрения той эпохи. В античном мире термин «пайдейя» (др. греч. – обучение, формирование ребенка, воспитанность, культура) воплощает единство множественных смыслов культур. Понятие, возникшее в философии софистов в 5 до н.э., стало предметом для анализа у Исократа и Ксенофонта и было разработано у Платона в диалогах «Государство» и «Законы». Сущность пайдейи по Платону заключается в том, что учение о бессмертии души неразделимо с политической программой достойного воспитания гражданина, что является фундаментом государственного устройства. Тем самым, пайдейя становится не только смысл политики, но и смысл жизни души гражданина, который сводится к хорошему воспитанию, образованию, а значит культуре. Продолжателем в вопросе разработки понятия стал Аристотель в трактате «Политика»: согласно учению, объединение людей в единое государство возможно только путем ее воспитания, то есть через внедрения определенных моральных нравов, философии, законов. Именно воспитание-пайдею Аристотель считал важным условием счастья для каждого члена общества. Подводя итог анализа данного периода, можно сказать, что античный человек, сравнивая себя с другими народами, гордился разумом, чувствами и умением жить не только по природно-физиологическим законам, но и по установленным моральным нормам. Несмотря на нестабильную политическую ситуацию, когда основы гражданственности отступают перед хаосом, культура выработала сугубо атараксичный характер, тем самым сохраняя свой внутренний мир.

Монотеистические культуры, такие как христианство и ислам, развивают по принципу атараксии идеалы личности, погруженной в свой внутренний мир, который теперь объявляется производным от Бога. Теологическая концепция говорит о том, что даже самая слабая личность становится сильной, если верит в единого Бога, тем самым становясь абсолютной личностью. Идеологические направления привнесли в культурную сферу основы персонализма. Теперь культура как возделывание предполагает развитие нечто большего в человеке, сотворенным Божественной Силой. Соответственно, культура есть воспитание духовной неисчерпаемости личности.

Современное понятие «культуры» видит свои истоки в философии европейского Просвещения, когда проявляется интерес к материальному, вещественному началу культуры. Именно тогда можно говорить о зарождении целой культурной сферы как подсистемы общества. Постулат философии И.Канта сформирован на идее разделения мира природы и мира свободы, человеческого мира культуры. Человек моральный, а значит культурный, становится свободной личностью, у него есть возможность определить единственный правильный жизненный путь. Впервые определяется высшее материальное проявление культуры в виде искусства. С этим связано всестороннее развитие и рост различных видов искусств, чьи продукты сегодня составляют богатое культурное наследие европейских стран и России.

Сегодня понятие «культура» относится к такой совокупности отраслей народного хозяйства как социальная сфера. Отрасли социальной сферы приобретают огромное значение в современном мире. И культура оказывает непосредственное влияние на состояние духовного потенциала общества. Развитие культуры как отрасли народного хозяйства характеризуется такими показателями как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений клубно-культурного типа, количества массовых библиотек, масштабных конкурсных проектов.

Культурная сфера не имеет определенных жестоких как временных, так и пространственных рамок. Ее существование целиком происходит в собратстве с другими сферами общества: материально-производственной, политической. Близкие родственные связи с социальной сферой определяют основное направление деятельности культуры как целостного осуществления, результатом которого становится человек.

Несмотря на дружественную зависимость всех сфер общества, наиболее существенные изменения культуры не всегда можно объяснить социальными и иными причинами. Например, рассматривая культурологические научные работы, до сих пор четко не удалось аргументировать тот факт, что культура не переставала развиваться даже в самые критические периоды эпохи. Она продолжала свое развитие и в условиях рабовладельческого общества, а также в годы тоталитарных режимов и диктатур.

Культура как продукт общественной жизнедеятельности и практики имеет огромное влияние на людей. Люди не только создают объекты культурной сферы, но и овладевают знаниями, таким образом, занимаясь изучением и освоением своей культуры.

Культурная же сфера представляет собой самобытное, упорядоченное единство в своей сущности. Процессы функционирования и развития культурной сферы во многом обусловлены объективными закономерностями и базируются на определенных принципах управления культурой и искусством. Человеческий фактор, несомненно, является компонентом культурной сферы. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, накопление его личных моральных ценностей будут оценкой функционирования сферы, а место человека в структуре культуры – показателем потенциальных возможностей ее социального воспроизводства.

Рядом с творческим аспектом культурная сфера рассматривает и аспекты усвоения культуры. Тем самым становится ясно, что чем шире масштабы созданных культурных ценностей, тем больше становится объем деятельности, необходимый для ее освоения и наследования, передачи поколениям.

Общество формирует и регулирует формы и способы передачи культурных ценностей. В ходе истории происходит не только овладение уже приобретенными знаниями, но и дальнейшее развитие, совершенствование и охрана продуктов культурной деятельности.

Основополагающим субъектом культуры является личность, которая раскрывает в себе все ее проявления. Человек, безусловно, сам творит свою культуру, но становление личности является результатом культурных эволюционных этапов общества. Таким образом, выходит, что культура творит человека под «надзором» общества. Эмоциональное поведение индивида формируется в процессе его инкультурации, то есть с вовлечением в деятельность культурной сферы.

1.2 Развитие культурной сферы.

Анализ современных научных исследований в области развития страны показывает, что набирающие оборот рыночные отношения в Российской Федерации, также как и во всех странах с транзитной экономикой, требует усиления государственного участия в развитии социальной сферы, частью которой является культура.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года особую роль в условиях качественного перехода на пути инноваций определяется за эффективной культурной политикой, направленной на сбережение нации, а главным образом ее культурного достояния. Также культура страны, по Концепции развития РФ, является определяющим фактором роста человеческого потенциала.

Обозначенная стратегическая парадигма культурной политики предполагает, что единая нация может обрести социально-экономическую силу исключительно, интегрируя население страны на основе российской культуры путем доступности к культурным ценностям для всех субъектов культурной сферы.

Прослеживая развитие культурной сферы Российской Федерации, стоит упомянуть и о некоторых ключевых вопросах, обозначенных в других официальных документах. В Концепции Федеральной целевой программы, получившая название «Культура России (2012-2016 годы)» подчеркивается, что реализуя задачи предыдущей целевой программы, не удалось поднять культуру на предполагаемый уровень, добиться расширения форм и объема участия государственной власти и общества в поддержке культурной сферы.

Оценивая развитие культурной сферы в России, стоит отметить ее определенный спад за последний временной период в качестве участника рыночных отношений. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, это неэффективное расходование бюджетных средств, предназначенных для развития культурной сферы. Во-вторых, отсутствие выделения основных приоритетных направлений. Во многом также влияет на развитие сферы культурной сферы, имеющиеся несовершенства нормативно-правовой базы в области государственного партнерства, меценатства и благотворительности для культуры.

В настоящее время, когда страна вступила в реализацию новой экономической модели, развития отраслей культуры характеризуется, прежде всего, переходом от традиционной сферы культуры к так называемой культурной индустрии. Несомненно, подобный процесс продиктован изменением жизненного уклада за счет инновационных технологий, резкий ростом нематериальных благ в структуре потребления, которыми являются, например, медиапотребления.

Рассматривая культуру как сферу потребления в прямой зависимости от экономики, необходимо отметить, что за период 2002-2009 гг. количество театров, библиотек и музеев, а также учреждений культуры и досуга не уменьшилось от объема валового продукта, следовательно, непозволительно сделать вывод о существовании статистической зависимости от экономического состояния страны. Напротив, получается, что кризис 2008-2009 гг. практически не сыграл определенной негативной роли в динамике количество учреждений культуры и искусства, а также в активности их посещаемости, исключением становятся только кинотеатры. Таким образом, выходит, что динамика числа учреждений культуры, соответственно, и развития культурной сферы в России определяется иными причинами, независимыми от роста экономического фактора. В первую очередь, необходимо обратить внимание на объемы государственных инвестиций в развитие культуры и искусства.

Проследить развитие культуры и возможность дальнейшего совершенства в управлении культурной сферой стоит начать с достаточно обширного периода с 1980-2009 гг. Анализ данного периода показывает, что снижение общего числа учреждений и процента посещаемости коснулись только учреждений курного досуга и библиотек. По данным статистики в России за период с 1990-2009 гг. общее количество различного рода библиотек сократилось на 24,7 %, а число зарегистрированных пользователей - на 27 %.

В ходе годами проводимых государственных реформ, касающихся культуры и искусства стоит отметить рост числа профессиональных театров и расширение музейного комплекса Российской Федерации. Отрадно говорить ещё о том, что количество зарегистрированных музеев постоянно увеличивается и держится определенный темповой уровень. Так, за три года, с 2005 по 2009, число музеев увеличилось на 10%, которые выражаются в 254 новых единицах. В первую очередь рост количества коснулся краеведческих музеев, которые по состоянию на 2009 года составляет большую часть музейного комплекса России. Согласно данным Росстата лидером по посещаемости музеев Северо-Западный и Центральные федеральные округа. Но, несмотря на положительную динамику и рост показателей и усилия органов власти, общее состояние учреждений культуры и, соответственно, культурной сферы остается достаточно сложным.

Особенности современного развития культурной сферы кратко можно охарактеризовать, во-первых, изменением системы бюджетного финансирования и расширением сферы применения различных федеральных целевых программ, направленных на улучшения культурного сектора. Во-вторых, для культурной сферы стало преимущественно новым наличие развитой конкуренции в творческих и особенно зрелищных отраслях, таких как театр, цирк, музыкальное искусство.

Следует также сказать, что наблюдается неравномерное развитие культурной сферы в масштабах всей страны из-за колоссально отличного социально-экономического развития регионов. Именно этот факт не дает возможность привлечения организациями и учреждениями культуры средств крупных инвесторов, неиспользованных финансовых ресурсов субъектов, которые представляют малый и средний бизнес каждого субъекта страны. А также сложны договорные процедуры с частными лицами, заинтересованными в спонсорской помощи.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов приводит к возможному резкому падению конкурентоспособности отдельных отраслей культуры, к неэффективному распределению государственных бюджетных средств, к падению качества товара на рынке культуры и искусства.

Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время сфера культуры в меньшей степени, чем остальные сферы, входит в ключевые приоритеты государственной социальной политики, что приводит к сокращению бюджетных инвестиций в развитие производства в сфере культуры и искусства. Сегодня государственные инвестиции направлены лишь на обеспечение основной и текущей деятельности культурной сферы, необходимые на поддержания культурного наследия. Сложно в таком случае говорить о полноценном развитии культурной сферы. Надежнее и выгоднее для инвесторов сегодня будут государственные гарантии, которые обеспечивают не только обязанность, но и особую имущественную надежность. Инновационный курс развития России в сфере культуры и досуга остается в будущем.

В таком случае растущее значение начинают приобретать такие вопросы, как методологическое обеспечение взаимодействия отраслей культуры и искусства с экономической и политической жизнью стран, как в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Важную роль, несомненно, играет национальная культурная политика государства, которая бы поставила бы культуру на путь престижной отрасли социально-культурной сферы. Несомненно, развитие интереса граждан к отраслям культуры будет на порядок выше, если государство сможет разработать необходимую поддержку, обеспечить возможностью ступить на путь инноваций и объединения с другими отраслями народного хозяйства.

Глава 2 Организация государственного управления в сфере культуры.

2.1 Структура органов управления в сфере культуры.

Управление в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения культурного наследия общегосударственного значения и народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного управления реализуют такие федеральные органы исполнительной власти как Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Определенный ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Российской Федерации. В их ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Также объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи.

Министерство культуры Российской Федерации, согласно Положению о нем Правительства от 6 июня 1997 г. является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Также к компетенции Минкульта относится осуществление государственного регулирования и координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.

Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля над соблюдением установленного порядка вывоза и России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей. Министерство культуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых определяется Правительством Российской Федерации. Примером может служить Российская государственная библиотека или Государственный историко-культурный Музей-заповедник «Московский Кремль».

Основными задачами Министерства культуры являются:

- осуществление в сфере культуры государственной политики, которая обеспечивает необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

- содействие развитию национальных культур народов России.

- определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры

- разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ систем мер по предупреждению незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности.

- осуществление государственного контроля над вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата

- управление деятельностью подведомственных организаций.

Основными нормативно-правовыми источниками в управлении культурой являются Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ. Так, например, правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г, устанавливающий основные принципы деятельности библиотек и гарантирует права человека и общественных объединений на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной мировой культуры и на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. определяет особенности положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, находящихся в ведомстве музеев.

Государственного регулирование в области архивного дела и контроль над сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации осуществляет Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

В список ведомств, отвечающих за развитие культурной отрасли, входят Государственный комитет РФ по печати (Роскомпечать), Государственный комитет РФ по кинематографии (Госкино России), Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) и другие.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления: Госкомимущество, Центральный Банк, прокуратура, налоговая инспекция и другие.

Таким образом, структура органов государственной власти управления в сфере культуры представляет собой четко выстроенную иерархию ведомств, четко разграничивающих свою компетенцию. Из анализа данных ведомств следует, что все составляющие культурной отрасли находятся в ведении особых служб и комитетов, которые регулируются Министерством культуры РФ. Также выделяются определенные специализированные федеральные службы, обеспечивающие управление определенных отраслей культуры.

2.2 Основные направления государственной политики в сфере культуры.

Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятом Федеральном законе от 9 октября 1992г. N 3612 – I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

- архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение; радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

В статье 1 Федерального закона от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обозначены также первоочередные задачи государства в культурной сфере:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.1

Анализируя задачи, обозначенные в 90-е гг., необходимо отметить тот факт, что культура рассматривается государством как самостоятельная отрасль, не имеющая связи, например, с экономикой и политикой страны. Из списка задач видно, что государственная политика в культурной сфере направлена только на сохранение памятников культуры и этнические особенности. Первостепенной задачей не ставятся инновационное развитие культуры и процесс интеграции с другими отраслями народного хозяйства.

Наибольшее значение для управления в области культуры имеют Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

Рассматривая вышеперечисленные правовые источники, можно определить первоочередные и долгосрочные цели культурной политики Российской Федерации. Так, к первоочередным можно отнести:

- разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает в себя стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сфере культуры ;

- действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей, а также возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

- установление мер, усиливающих ответственность за преступление против культурного наследия страны.

Долгосрочные цели определяются, во-первых, формированием идеологических и нравственных основ демократического правового государства, во-вторых, созданием условий развития и воспроизводства творческого потенциала общества, а также формированием неискаженного исторического сознания и созданием культурного пространства страны.

И снова при анализе основных правовых документов, включающих в себя основные цели культурной политики, видно, что государственные ориентиры носят консервативный характер. Тем не менее, цели и задачи, представленные в документах 90-х гг., успешно реализуются в современном обществе.

Особый интерес представляет предложение Минкульта по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации, согласованное Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № МФ-П44-2462. В документе представлен план государственной политики в развитии сфере культуры до 2015 года, направленный на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

По мнению Минкульта сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда других факторов экономического характера. Тем самым, как считает Минкульт в данном документе, ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социально самочувствие населения.2

Исходя из подобной позиции, Минкульт предлагает разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления. Для этого необходимо разработать номенклатуру государственных услуг в области культуры и модельные стандарты, инфраструктуры отрасли, в том числе и на селе, и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры. Оптимизация, главным образом, определяется путем создания многофункциональных учреждений – социально-культурных центров, культурно-спортивных комплексов, а также передвижных систем обслуживания, такие как автоклубы, библиобусы.

Несомненно, оптимизируя организационные сети культуры, государство сможет гораздо быстрее и эффективнее вывести культуру на путь нового развития - инновационного. Возможно, решится ситуация с нехваткой федерального бюджета на улучшения состояний учреждений культуры, в частности, на селе.

В качестве инструмента для реализации поставленной цели ставится вопрос о совершенствовании системы материального стимулирования специалистов в области культуры и искусства. Во многих субъектах РФ были приняты целевые программы по поддержке молодых специалистов, работающих в области культуры. Примером может являться Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. «Развитие культуры Зауралья на 2014-2020 гг».

Немало важно также и техническое переоснащение объектов культуры. В этих целях Минкульт предлагает разработать натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения культурной сферы.

На основе данных положений, учитывая то, что основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений. Этот вопрос Минкульт решает предложением о необходимости принятия правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организации культуры, в том числе и учреждений клубного типа, музеев, детских школ искусств. Несомненно, принятие правовых актов по гарантии условий обеспечения населения услугами организации культуры актуальны в существующей обстановке. Закрепленные нормативными актами положения об обеспечении культурного образования и досуга в стране смогут поднять статус культурного сектора у населения в целом.

Открытым вопросом остается и качество услуг в сфере культуры, зависящее во многом от молодых профессионалов. Разработка мер по привлечению талантливой молодежи для работы в отрасли, что, по мнению Минкульта, позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, а также ускорить внедрение инновационных методов работы. Основной задачей в предложении Минкульта звучит модернизация системы повышения квалификации специалистов и разработки стандартов требований к персоналу. Данные задачи, по мнению автора работы, весьма сложны в реализации из-за недостаточного финансирования работников культуры и общего не престижного статуса профессий, связанных с обеспечением услуг в культурной сфере. В первую очередь для повышения качества услуг и подготовки профессионалов государству необходимо создать наилучшие условия для привлечения молодых специалистов, готовых продуктивно работать.

Вторая часть предложения Минкульта о политики в сфере культуры посвящена сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов России. Основные аспекты по данному вопросу сводятся к совершенствованию законодательства об объектах культурного наследия народов России, урегулированию правового положения особо ценных памятников истории и культуры. Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников в Российской Федерации.

Подводя итог анализа целевых ориентиров культурной политики государства, стоит отметить, что курс, избранный в 90-х гг XX века, актуален и в современной обстановке. Основными целями по-прежнему остаются сохранение и поддержка историко-культурной составляющей общественной жизни. В частности, необходимо отметить, что государство предоставляет поддержку в совершенствовании творческих проектов, оказывает поддержку в виде системы государственных грантов. Немаловажную роль отводят и материальной базе учреждений профессионального образования: модернизация помещений, оснащенность специальным оборудования для эффективной работы, обеспечение необходимым профессиональным инструментарием.

Особо отменить хочется тот факт, что на основе предложения Минкульта можно рассуждать о постепенной ориентации сферы культуры на рынок путем внедрения современных форм менеджмента, создания условий для адаптации сферы культуры и массовых коммуникаций к рыночным условиям, стимулирования увеличения доли частного финансирования, в то числе использование механизма партнерства, развития меценатства и благотворительности. Обсуждается вопрос об интеграции России в мировой культурный процесс путем подготовки и реализации международных проектов в сфере культуры, способствующие росту престижа российской культуры.

 

.

Заключение.

Рассматривая культуру как отрасль социальной сферы, необходимо помнить, что основными субъектами являются человек и общество. Поэтому организация государственного управления в данной сфере должна формироваться с учетом особенностей общественных взаимоотношений.

Обозначив основные целевые ориентиры, государственная культурная политика должна, прежде всего, удовлетворять потребности всех отраслей народного хозяйства.

Сегодня можно наблюдать за тем, что культура становится мощным рычагом для социально-экономического развития страны. Богатство ресурсов, как природных, так человеческих, создает весьма твердую почву для выхода России на конкурентоспособный международный рынок путем культурной интеграции. Идеологическая роль культуры остается актуальна и в настоящее время: сохранение исторических документов, памятников, воспитание молодого поколения с истинными знаниями истории своей страны всегда будут высшей целью культурной политики.

Развитая государственная структура управления в области культуры, представленная Министерством, комитетами и службами, создает все условия для достижения основных целей культурной политики. Управленческая стратегия и тактика в области культуры очень сложна из-за многозначности самой культуры и многоуровневости ее структуры.

Стоит также отметить, что, к сожалению, наиболее острым до сих пор остается вопрос финансирования культурной сферы. Автор работы считает, что проблему нехватки федерального бюджета возможно несколько смягчить путем разделения финансовых функций социокультурной политики между государственными вложениями и благотворительными, коммерческими секторами.

В то же время, социальная значимость культуры растет, а в пору кризисного существования - обостряется, так как усиливается потребность общества в стабилизирующем факторе развития, каковым является культура. Деятельность государства, вносящего значительный вклад в определение путей культурного развития общества в целом и привлечение соответствующих ресурсов, сегодня является важнейшей предпосылкой развития российской культуры.

Библиографический список.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.- М., Юридическая литература, 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации от 09.10. 1992г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
  3. Закон РФ от 29.12.1994г.N 79-ФЗ "О библиотечном деле".
  4. Закон РФ от 26.05.1996г.N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
  5. Закон РФ от 22.08.1996г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (с изменениями на 5 мая 2014 года).
  6. Указ Президента РФ от 12.11.1993г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" (с изменениями на 7 июня 2013 года).
  7. Указ Президента РФ от 01.07.97г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".
  8. Постановление ГД ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД "О проекте федерального закона "О творческих работниках и творческих союзах".
  9. Постановление ГД ФС РФ от 26.12.97г. N 2069-ГД "О проекте федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ)"
  10. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по реализации от 1.06.2006 г. МФ-П44

Учебная и справочная литература

  1. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.,2013. – 98 с.
  2. Вернер Йегер Пайдейя Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) Т. 2 Перевод с немецкого М.Н. Ботвинника / «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, Москва, 1997 – 203с
  3. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика М.: Наука, 2012. - 456 с.
  4. Культура в общественной жизни / Пер. с нем. З. В. Горловой. Науч. ред. А.И. Арнольдов. М.: Мысль, 1999. - 244 с.
  5. Левит С.Я. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука, 2009. - 123 с.
  6. Мохов Н. Экономика, планирование и организация культуры. -Вопросы экономики, 2000, № 9, 55-66 с.
  7. Пакулина, И. С. Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных  услуг // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - 335 с.
  8. Румянцев A.M. Социальные и экономические проблемы современности:. 2-е изд., М.: Наука, 2011. - 441 с.
  9. Суник Б.В. Материально-техническая база и обеспечение учреждений культуры. М,: Сов.Россия, 1880. - 52 с.
  10. Тихомиров Ю.А,. Государствоведение: проблемы и перспективы.- Советское государство и право, М. 1984, № 6, - 87 с.
  11. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юрист, 2013. – 320 с.
  12. Шабайлов В.И. Правовое регулирование социально-культурной деятельности. Минск: Наука и технику, 2001. – 183 с.
  13. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры.- М., НИИК,2011.- 43-47 с.
  14. Орлова З.А. Социальная политика в сфере культуры. //

" Ориентиры культурной политики" -1995,- №5.- 19 с.

  1. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях.// "Ориентиры культурной политики" - 2005,- №1.- 3-11 с.
  2. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей.- М., НИИК, 2012.- 23 с.
  3. Экономика и управление культурой.// Экспресс-информ.- Пути перестройки системы управления в сфере культуры на территориальном уровне. - 2000,- №5.- 12 с.
  4. Онуфриенко Г.В.Модели культурной политики в условиях рынка. (Итоги научно-информационного исследования). // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем.- Научн. - информ. сб.,- 2006.-11 с.
  5. www. nаsledie.ru
  6. www. mkrf.ru

1 Федеральный закон от 9 октября 1992 N 33612 – I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

2 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации

Организация государственного управления в культурной сфере