Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике

Содержание.

Введение …………………………………………………..………..2

1. Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике

1.1. Введение в экономику отраслевых рынков……………….…………4

1.2. Значение теории отраслевых рынков…………………………….…..5

2. Рынок и отрасль.

2.1. Рынок…………………………………………………………….…….8

2.2. Границы отраслевого рынка. Методы определения границ рынка………………………………………………………………………….……....14

2.3. Отрасль……………………………………………………………..…16

3. Фирма.

3.1. Факторы выбора границ фирмы……………………………………..18

3.2. Внутренняя структура фирмы…………………………………….....20

3.3. Альтернативные цели фирмы…………………………………….…21

3.4. проблемы корпоративного контроля……………………………….24

Заключение……………………………………………………..…..26

Список использованной литературы……………………………...27


Введение.

«Теория организации отраслевых рынков», «Экономика отраслевых рынков», в зарубежных странах данную науку называют «Industrial Economics», «Industrial organization». Названия у данной дисциплины разные, но суть одна. В теории отраслевых рынков изучается подробно способы формирования рыночных структур, поведение фирм и отраслей. Изучив экономическую теорию и теорию отраслевых рынков, можно найти множество схожих черт между ними, но на самом деле эти две обособленные теории нельзя отождествлять. Каковы общие черты ТОР с микроэкономикой? Перечислим:

  • изучение взаимодействия производителя и потребителя;
  • определение влияния рынка на действия производителя и потребителя;
  • анализ ценообразования в различных условиях;
  • учет различных переменных, влияющих на результат деятельности.

А теперь перечислим их различия:

  • Микроэкономика учитывает наиболее существенные переменные, а ТОР многочисленные дополнительные количественные и качественные переменные.
  • В Микроэкономике созданы общие модели, а в ТОР более конкретные модели, с опорой на микроэкономику, с наиболее полным учетом практики.

Исследованию отраслей сферы услуг и промышленности уделяется основное внимание в теории организации отраслевых рынков. Из-за стратегической значимости в национальной экономике отраслям обрабатывающей промышленности уделяется центральное внимание.

Анализ структуры рынка, еще один важный вопрос данной теории. Анализ структуры рынка начинается с изучения фирмы, черты которого определяют последствия деятельности отрасли.

В данной контрольной работе будут рассмотрены фирма, рынок и отрасль: подходы к их определению. Из вышесказанного можно судить об актуальности данной темы.

Объект данной работы: фирма, рынок и отрасль с теоретической точки зрения.

Предмет данной контрольной: процесс рассмотрения фирм, отраслей и рынков в условиях рыночной экономики.

Целью данной работы является:

– изучение фирмы и рассмотрение эффективности его существования;

– изучение отрасли, определения несовпадений с понятием рынка; – изучение рынка и основных классификаций рынка, и методов определения границ рынка.

В задачи данной мне контрольной работы входит:

– ознакомиться с введением в теорию отраслевых рынков и ее значение.

– рассмотреть рынок, границы отраслевого рынка и определить методы определения данных границ.

– рассмотреть отрасль, ее несовпадение с понятием рынка.

– изучить фирму, рассмотреть подходы к определению границ фирмы.


1. Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике

1.1. Введение в экономику отраслевых рынков

До сих пор в качестве основной дисциплины для экономистов была экономическая теория (макроэкономика и микроэкономика), но сейчас этого мало для решения более глубоких задач, требуется новая база теории. Для того чтоб выполнить поставленные перед экономистами задачи были введены новые экономические теории. Одной из таких теорий является наука, которая исследует способы формирования рыночных структур. Называется эта наука – теория отраслевых рынков, и помимо этого она изучает виды рыночных структур, экономические последствия, выявленные от функционирования рыночных структур. В теорию отраслевых рынков включаются также поведение предприятий отдельных регионов и отраслей. [1]

Обобщив это понятие: экономика отраслевых рынков – наука, которая изучает особенности организации и экономические последствия функционирования отраслевых рынков, а также наука, изучающая стратегическое поведение производителей в условиях несовершенной конкуренции. Отраслевой рынок можно определить как совокупность предприятий, выпускающих схожу продукцию (по потребительскому назначению) при использовании близких производственных ресурсов и близких технологий и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке. Исследованию отраслей промышленности и сферы услуг уделяется основное внимание в экономике отраслевых рынков. А вот главное центральное место уделяется отраслям обрабатывающей промышленности из-за значительного масштаба и влияния на уровень национальной экономики. Главной задачей экономики отраслевых рынков является определение роли рыночных процессов в удовлетворении потребительских спросов производителями, причин, вызывающих нарушение эффективности рынка, и способов регулирования отраслевых рынков с целью повышения эффективности их функционирования.[2]

Немного об истории развития экономики отраслевых рынков. В истории развития можно выделить 3 этапа. Разберем все 3 этапа коротко.

I этап. Теория рыночных структур (1880-1910 гг.)В начале 1880-х гг. вышли работы У.С. Джевонса, которые в итоге объяснили эффективность рыночного механизма и неэффективность монополий. Вследствие развития исследований в этом направлении в США началось формирование первых федеральных регулирующих органов и принятие антимонопольного законодательства. Также в этот период можно отметить работы Ф.И. Эджворта, А. Маршалла и Д.Б. Кларка. Однако исследования, проводимые на этом этапе, были основаны на упрощенных моделях, которые не отвечали реальной действительности, особенно в поведении фирм-олигополистов рынка дифференцированной продукции. Усиление процессов концентрации производства в отраслях экономики развитых стран и дифференциации продукции послужило к переходу на второй этап.

II этап. Исследования рынков с дифференциацией продукции (1920-1950 гг.) В 1930-х гг. выходят работы Г. Хотеллинга и Э. Чемберлина, посвященные рынку дифференцированных продуктов. «Теория монополистической конкуренции» Чемберлина, «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Робинсона, а также «Современная корпорация и частная собственность» Берле и Минза – одни из первых работ, посвященных анализу рынков олигополии. В 1930-1940 гг. на основе теоретических данных, указанных в этих работах, происходит развитие эмпирических исследований.

III этап. Системный анализ отраслевых рынков (1950 гг. – по наше время) На этом этапе формируется экономика отраслевых рынков как самостоятельный раздел экономической теории. В 1950-е гг. Э.С. Мейсон предложил классическую парадигму «Структура-поведение-результативность», которую затем дополнил Бейн. В середине 1950-х гг. выходит первый учебник по экономике отраслевых рынков. И начиная с 1970-х гг. растет интерес к экономике отраслевых рынков. [3]

1.2 Значение теории отраслевых рынков

Теория организации отраслевых рынков играет большую роль в решении многих экономических проблем, таких как поведение хозяйствующего субъекта, его модификации в зависимости от действий других субъектов экономики, включая государство. Особая роль теории состоит в проведении эффективной промышленной и антимонопольной политики государства. Экономическая теория показывает классификацию структур, способы влияния экономического агента на параметры рынка. Она изучает деятельность фирм в отрасли и влияние их решений на отраслевую организацию, изучает вопросы формирования рыночных структур, основные принципы поведения фирм на разных рынках, влияние результатов такого поведения на экономику, изучает варианты отраслевой политики государства и возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры.

В экономике существуют два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения Гарвардской школы и Чикагской школы. Первая представляет собой парадигму: «структура – поведение – результативность», а вторая рассматривается с точки зрения теории цен.

Гарвардская школа (Гарвардская традиция):

Этот подход к изучению был предложен в 50-е годы Эдвордом Мейзоном и Джоем Бейном и затем получил название «structure – conduct – performance». В рамках этой парадигмы функционирование отрасли зависит от продавцов и покупателей, которое задается структурой рынка. Структура отрасли зависит от базовых условий, например спрос и технология на продукт. Например, в отрасли, где издержки снижены с помощью технологических условий, будет преобладать меньшее количество фирм. Эта фирма будет максимизировать прибыль с использованием монопольного ценообразования. Следовательно, можно сделать выводы по поводу использования данной парадигмы: определенные характеристики отраслей (большое число продавцов), оказывают влияние на положение фирм, на конкурентные стратегии, положение покупателей на определенных рынках.

Чикагская школа:

Данная парадигма анализа поведения фирм на рынке изучает проблемы экономического выбора, встречающиеся у экономических агентов. Джордж Стиглер был одним из первых исследователей, применившим микроэкономическую теорию к анализу рынков. Он полагал, что микроэкономическая теория должна ответить на вопросы , касающиеся причин и последствий государственной промышленной политики с помощью эмпирических данных о рынках. Одна из наиболее актуальных проблем, изучающихся в данной парадигме, являются квазимонопольные рынки: их функционирование и результативность. Это такие рынки, где существует монопольная власть в независимости от того, что продавцов мало. Здесь объясняются причины отсутствия жесткой связи между рыночной долей фирмы и ее экономическим положением, так же обсуждаются такие процессы, как возникновение на рынках доминирующих продавцов, обладающих монопольной властью.

Следует отметить еще одну важную проблему в теории организации отраслевых рынков – это идентификация факторов, определяющих экономическое положение фирм. Зарубежные ученые говорят о прямой зависимости доходности капитала от их рыночной доли. Но кроме этого, огромную роль играет высота барьеров входа в отрасль и стратегическое поведение участников рынка.

Значимый инструмент современного анализа рынков – теория игр. Теория игр моделирует конкуренцию среди фирм как взаимодействие стратегий, описывающих поведение одной из фирм. Стратегия фирмы определяет параметры выпуска продукции, цену продукта, уровень расходов на рекламу. И здесь мы видим значение экономики отраслевых рынков для определения стратегии с помощью теории игр (каким образом стратегия определяет уровень прибыли фирмы).

Таким образом, выше были перечислены основные проблемы, входящие в область изучения экономики отраслевых рынков. [1]

Ниже представлена схематично Парадигма «Структура – поведение – результативность» и показано, что и как влияет на поведение, структуру и результативность.

Рисунок 1 - Парадигма «Структура-поведение-результативность»

2. Рынок и отрасль.

2.1. Рынок.

Рынок – базовое понятие экономики отраслевых рынков, именно здесь фирмы взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие фирм на рынке и является целью исследования данной теории (учебное пособие предназначено)

Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров или услуг и потребителями. Обмен должен происходить на добровольной основе в форме равного обмена товара на деньги или товара на товар. В первом случае – торговля, во втором – бартер. Доступ на рынок должен быть свободным, как для покупателей, так и для производителей, обмен происходит в условиях конкуренции. [4]

Можно встретить множество различных определений рынка: суть одна. Рынок – совокупность экономических отношений сделки купли-продажи товаров по ценам, установленным на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. [5]

Классификация рынков.

1. По объекту сделки:

  • рынок средства производства – товарно-денежные отношения, субъектами которой являются промышленные предприятия, продающие и покупающие товары производственного назначения. Это могут быть рынок топлива и минерального сырья, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.
  • потребительский рынок – рынок покупателей, покупающих товары для личного потребления.
  • рынок услуг – рынок, на котором удовлетворяются различные потребности в материальных и нематериальных услугах.
  • рынок труда – рынок, где образуется спрос и предложение на рабочую силу.
  • финансовый рынок – рынок, где происходит обмен денежных операций. Это может быть предоставление кредита, размещение финансов в производстве и т.д.
  • фондовый рынок (или, по-другому, рынок ценных бумаг). На таком рынке происходит купля-продажа ценных бумаг.
  • информационный рынок – рынок купли-продажи интеллектуального труда.
  • рынок высоких технологий (высокие технологии – это наукоемкие технологии).

2. По субъекту сделки:

  • рынок продавца (на таком рынке объем предложения меньше объемов спроса, условия благоприятнее для продавца)
  • рынок покупателя (наоборот, спрос меньше предложения)
  • рынок поставщика – рынок необходимых ресурсов. Например, рынок сырья, материалов, трудовых ресурсов, электроэнергии и т.д.
  • рынок производителя – рынок, на котором продаются и покупаются товары промышленного назначения, т.е. это те товары, которые служат для производства других товаров и услуг. По-другому, можно назвать рынок товаров производственного назначения.
  • рынок посредника – рынок, на котором покупаются и продаются товары с целью их последующей перепродажи.

3. По наличию посредников:

  • с посредниками
  • без посредников

4. По пространственному размещению (география сделки)

  • локальный рынок (местный) – к примеру, город, район, область.
  • национальный рынок – рынок, деятельность которой распространяется на всю национальную территорию.
  • межнациональный рынок (часть мирового рынка)
  • мировой рынок (транснациональные и межнациональные компании)

5. По месту осуществления сделки:

  • биржевой – рынок, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг, где имеются определенные правила выполнения сделки. Купля-продажа ценных бумаг осуществляется через биржу.
  • внебиржевой – сделка купли-продажи ценных бумаг напрямую, а не через биржу.
  • дикий – рынок, на котором преобладает спекулятивные операции. Его еще называют черным рынком.
  • еженедельный – рынок, на котором предлагаются товары (овощи, фрукты) еженедельно, и цены в таких случаях обычно ниже розничных цен.

6. В зависимости от характера сделки:

  • свободный рынок – рынок не регулируется государством, а цены ставятся в зависимости от спроса и предложения.
  • регулируемый рынок – на действия такого рынка оказывает значительное влияние государство.

7. По числу сделок:

  • емкий рынок (на таком рынке продается большое количество продукции при некотором уровне цен, при чем продается активно).
  • узкий рынок – рынок, на котором происходит небольшое число сделок и цены колеблются.
  • устойчивый (стабильный рынок) – рынок, на котором сохраняется уровень цен.

8. По времени передачи прав собственности на объект сделки:

  • рынок реального товара – при таком рынке передача прав собственности происходит в момент осуществления сделки
  • рынок с отсрочкой платежа
  • рынок с отсрочкой поставки продукта
  • рынок Спот (на таком рынке происходит немедленная поставка товара и платеж, в течении 2 банковских дней)
  • рынок фьючерсов – рынок, на котором заранее договариваются о цене и дате поставки.
  • рынок СПРЭД (на этом рынке выявляют разницу между лучшими ценами заявок на продажу и покупку в один и тот же момент времени).

9. По формам собственности:

  • государственный
  • частный
  • смешанный

10. По формам хозяйствования:

  • государственный
  • кооперативный рынок (несколько предпринимателей принимают участие в деятельности рынка)
  • индивидуальной трудовой деятельности (на этом рынке один индивидуальный предприниматель)
  • арендный рынок
  • рынок совместных предприятий (в совместные предприятия могут входить как физические, так и юридические лица).
  • рынок транснациональных корпораций – рынок, имеющий во владении компании в разных странах.

11. С точки зрения рыночного законодательства:

  • легальный – рынок на основе законов
  • нелегальный рынок (незаконный), по иному, черный
  • «серый» - комбинации нелегального и легального рынка
  • «коричневый» (коррупционный)

12. По временному признаку:

  • текущий рынок – рынок реальных цен и объемов продаж.
  • ретроспективный – рынок, за какой-либо промежуток времени
  • прогнозируемый – рынок прогнозируемых объемов производства

13. По характеру продаж:

  • оптовый рынок – рынок, на котором продаются большие объемы товаров.
  • розничный (единичный) рынок – рынок потребителей товаров личного назначения.
  • экспортный – внешний рынок (вывоз товаров из страны)
  • импортный - ввоз в страну товаров.

14. По степени отклонения от равновесного состояния (насыщенность товарной массой):

  • равновесный
  • дефицитный (спрос превышает предложение)
  • профицитный (предложение больше спроса)

15. По степени наличия конкуренции:

  • рынок совершенной конкуренции – рынок, на котором множество продавцов и покупателей; действия каждого рынка не влияет на уровень цены. Действует ценовая конкуренция, товар однородный.
  • рынок монополистической конкуренции – рынок, на котором большое количество продавцов и покупателей. Разные продавцы предлагают разные товары, т.е. товар дифференцирован по качеству, по упаковке, марке и т.д. Ценовая конкуренция отсутствует.
  • рынок олигополии – рынок несовершенной конкуренции, на котором продавцов несколько, а появление новых затруднено, т.е. барьеры практически непреодолимы.
  • рынок монополии – рынок, в который присутствует только один продавец, контролирующий производство. Барьеры в такой структуре непреодолимые, а товар уникальный.

16. По фазе жизненного цикла:

  • зарождающийся
  • растущий
  • стабильный
  • затухающий

17. По степени фокусирования на потребителя:

  • массовый – рынок, рассчитанный на всех потребителей
  • целевой – рынок, рассчитанный на определенную группу потребителей
  • единичный – рынок, существующий вне зависимости от заменяемости товаров и взаимосвязи товаров.

18. В зависимости от проводимой ценовой политики

  • рынок низких цен
  • рынок средних цен
  • рынок высоких цен

19. По способу установления цены на рынке:

  • принудительный
  • свободный

20. По ассортименту:

  • замкнутый
  • насыщенный
  • смешанный

21. По маркетинговым целям реализации товара:

  • действенный рынок – рынок реальных товаров
  • экспериментальный (пробный)
  • потенциальный – рынок перспективных спросов на товар

22. По условиям реализации товара:

  • совершенный – рынок с едиными условиями реализации товара
  • несовершенный – рынок с разными условиями реализации товара.

23. Повторность вовлечения в хозяйственный оборот:

  • первичный рынок – первое производство и размещение товара и цен на него.
  • вторичный – рынок, повторного производства, например, рынок поддержанных автомобилей.

24. По динамике протекающих процессов:

  • активный рынок – рынок, на котором ведется высокая деловая активность.
  • вялый – рынок с низкой деловой активностью.

25. По характеру выгоды:

  • рынок материальных выгод (например, выгода в товарах и деньгах)
  • рынок нематериальных выгод (например, оказание политических услуг)
  • рынок смешанных выгод.

26. По уровню реагирования на мегаэкономические изменения (например, экономический кризис):

  • рынок быстрого реагирования
  • рынок среднего реагирования
  • рынок низкого реагирования [6,7,8,9,10]

2.2 Границы отраслевого рынка. Методы определения границ рынка.

Следующий вопрос контрольной – это границы отраслевого рынка и методы его определения. И может показаться, что это легко. Цель исследования – вот от чего зависит определение границ рынка. Например, для товаров длительного пользования временные границы шире, чем для товаров текущего пользования. У товаров производственного назначения меньшее количество наименований продукции, чем у товаров потребительского назначения. А определение локальных границ зависит от остроты конкуренции и барьеров входа на рынок. Выделяют несколько типов границ рынка:

  1. временные границы – промежуток времени, необходимый для эксплуатации товара)
  2. продуктовые границы (область рынка товаров, способных заменять друг друга в потреблении)
  3. локальные (пространственные) – границы, устанавливающие территориальную принадлежность. [10]

Для определения степени замещения товаров в потреблении используют показатель перекрестной ценовой эластичности спроса. Этот показатель используется для выделения однородности рынка. В том случае, если произойдет разрыв в цепи товарных заменителей, можно говорить о том, что произошел разрыв границ. При изменении перекрестной эластичности, менее заданной величины можно говорить о границах. [5]

В странах Европейского союза используются другие показатели выделения рынка:

Во-первых, географическая ограниченность рынка: к одному рынку относятся те фирмы, которые имеют одинаковые условия конкуренции, одинаковые барьеры входа в отрасль, наличие или отсутствие таможенных пошлин, одинаковые национальные предпочтения, несущественные различи в ценах.

Во-вторых, корреляция цен товаров во времени. Также как и в определении однородности рынка, здесь используется показатель перекрестной ценовой эластичности спроса. При положительной корреляции цен товары являются субститутами (заменителями). Например, если поднять цену товара А, то, естественно, увеличится спрос на товар В, и это приведет к увеличению цены товара В.

В-третьих, показатель изменения выручки при изменении цены. Если выручка возрастет при увеличении цены товара А, то можно говорить о том, что рынок ограничен только товаром А. А если же выручка сократится (и соответственно прибыль), то нужно искать товар, который заменяет товар А. А здесь уже нельзя говорить о рынке товара А, нужно найти товар В – заменитель, и проверять рынок по предложенной методике рынок товаров. Таким образом, определяем границы рынка с помощью динамики роста выручки при росте цены товаров. Этот критерий основывается на показателе прямой ценовой эластичности спроса, и выручка будет расти при том случае, если спрос достаточно неэластичен. [11]

И есть еще один показатель: правило пяти процентов (или принцип небольшого, но значимого для потребления и невременного роста цены). Например, если увеличить цену товара А на некоторую величину, при том что увеличение цены товара должно быть значительным, но и несущественным, чтоб не спугнуть потребителя, и не заставить его отказаться от приобретения данного товара, но при этом же потребитель не должен подумать, что это временное явление (т.к., скорее всего, будет ждать некоторое время снижения цены, в общем, он должен понять, что цена не снизится) и посмотреть на реакцию фирм производителей. Если у товара А нет близких заменителей, то выручка соответственно будет расти, будет расти и прибыль фирмы, т.к. увеличения издержек не произойдет, то можно говорить об ограниченности рынка товаром А. Если же имеется другой товар-заменитель, к которому перейдут покупатели, то выручка фирмы и, следовательно, прибыль фирмы упадут, или же не будут расти, нужно искать товар-заменитель.

Таким образом, опытным путем было выявлено, что если при небольшом увеличении цены, а именно при увеличении цены на 5%, прибыль фирмы растет, то рынок является ограниченным, а данная фирма монополистом, если же прибыль сокращается, то рынок неопределенный, нужно искать товар В, заменитель. [1]

Далее, после выявления границ рынка мы должны определить точность наших данных. Это возможно с помощью двух показателей: показатель охвата (определяет отношение доли продаж данного товара предприятиями, отнесенных к одной отрасли, к продажам данного товара всех отраслей на этом рынке) и показатель специализации (отношение доли товара данного предприятия, отнесенного к отрасли, к объему товаров данной отрасли всех предприятий). Если показатель специализации и показатель охвата будут велики, то можно гордо говорить о правильности выделения границ рынка. [11]

2.3. Отрасль.

Многие путают понятия отрасли и рынка. Дадим толкование отрасли и поймем в чем же различие с рынком. Рынок, как мы определили выше, совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих сделки купли-продажи на основании спроса потребителей. Отрасль – объединение предприятий, производящих схожую продукцию с использованием близких технологий и ресурсов. Отрасль действует на основании предложения продавцов. То есть сразу видны различия, рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – схожестью назначения технологий. Товары, которые используют предприятия, могут быть близкими заменителями, а могут быть совершенно разного назначения. Предприятия подотрасли можно отождествлять с отраслевым рынком (они объединены выпуском близких по назначению продукции) [12]

Виды отраслей на практике.

Отраслевая дифференциация – это постоянный процесс обособления производства в отдельные виды, отрасли и подотрасли.

Экономика любой страны представлена в виде многоотраслевого народнохозяйственного комплекса. Народнохозяйственный комплекс делится на несколько групп отраслей. В нее включаются:

  • отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, снабжение населения продукцией (торговля, общественное питание).
  • отрасли непроизводственной сферы, транспорт, связь, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство.
  • социальное обслуживание населения: здравоохранение, образование, информационное обеспечение, культура и искусство, наука, просвещение, отрасли управления и обороны.

Для исследования любого вида комплекса нужно знать функциональные отраслевые классификации. Существует несколько групп отраслей по этому принципу:

  • первичные отрасли (добывающая промышленность и сельское хозяйство)
  • вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность)
  • транспорт, торговля, здравоохранение, жилищное строительство, обслуживающее производство и население
  • управление, наука и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к выделению новых отраслей, при том, что идет снижение доли добывающих отраслей и, наоборот, рост доли наукоемких отраслей.

Современная промышленность характеризуется постоянным развитием процессов специализации, вследствие этого возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств. [13]

Промышленность состоит из 16 комплексных отраслей, включающих специализированные отрасли и виды производств, характеризующиеся общностью продукции и технологических производств:

  1. Электроэнергетика (включает в себя 7 отраслей)
  2. Топливная промышленность (включает 16 отраслей, подотраслей и видов производств)
  3. Машиностроение и металлообработка (включает 13 отраслей, подотраслей и видов производств)
  4. Черная металлургия (включает 11 отраслей, подотраслей и видов производств)
  5. Цветная металлургия (включает 36 отраслей, подотраслей и видов производств)
  6. Химическая и нефтехимическая промышленность (включает в себя 32 отрасли, подотрасли и видов производств)
  7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ( включает 19 отраслей, подотраслей и видов производств)
  8. Промышленность строительных материалов (32 отрасли, подотрасли и видов производств)
  9. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (10 отраслей, подотраслей и видов производств)
  10. Легкая промышленность (48 отраслей, подотраслей и видов производств)
  11. Пищевая промышленность (34 отрасли, подотрасли и видов производств)
  12. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность (2 отрасли)
  13. Микробиологическая промышленность (7 подотраслей и видов производств)
  14. Медицинская промышленность (3 отрасли)
  15. Полиграфическая промышленность (1 отрасль)
  16. Другие отрасли (13 отраслей, подотраслей и видов производств) [14]

3. Фирма.

3.1 Факторы выбора границ фирмы.

Фирма – субъект экономической деятельности, использующая ресурсы для производства товара с целью получения прибыли. Фирма представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу. Она является юридически независимым экономическим агентом. Функция фирмы в экономике: покупка ресурсов с целью производства товаров и услуг. Фирма – инструмент распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования. Фирма существует до тех пор, пока получает прибыль (ведь цель фирмы – это получение прибыли)

Существуют 3 концепции к определению фирмы: неоклассическая (технологическая), контрактная, стратегическая.

Неоклассическая концепция фирмы. Согласно этой концепции, фирма - самостоятельная единица, оптимизирующая издержки. Отношение издержек к объему выпуска определяет верхнюю и горизонтальную границы фирмы. [1]

Фирма максимизирует свою прибыль при следующих допущениях:

  1. Фирма есть субъект, принимающий решения
  2. Прибыль – разность между выручкой и ценой, включая альтернативные издержки и налоги.
  3. Прибыль – показатель, являющийся главным критерием оценки деятельности фирмы.
  4. Все действия фирмы принимаются рационально.
  5. Фирма обладает полнотой информации, касающейся положения на рынке товаров и факторов производства. [15]

Контрактная концепция фирмы. Согласно этой концепции, фирма представляет собой отношения между работниками фирмы, управляющими и собственниками. И эти отношения часто формализуются в виде договоров (контрактов). Также имеются и неформальные правила, которые должен соблюдать каждый участник фирмы, и при нарушении этих правил могут последовать формальные и неформальные санкции.

При таких отношениях (т.е. при наличии внутренних и внешних контрактов) фирма сталкивается с двумя видами затрат: трансакционные издержки и издержки контроля.

Трансакционные издержки представляют собой издержки, связанные с обеспечением выполнения контрактов. Это могут быть затраты на совершение деловых операций, поиск деловых партнеров, ведение переговоров, заключение контракта. А издержками контроля являются расходы на проверку выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Фирма может купить товар у рынка, а может и произвести сама. Это зависит от величины трансакционных издержек: чем эти издержки выше, тем более вероятность того, что фирма сама произведет товар, а не купит у рынка этот же товар.

Границы фирмы (как обособленного субъекта) определяются двумя видами издержек: трансакционные издержки определяют нижнюю границу (минимальный размер), а издержки контроля – ее верхнюю границу (максимальный размер).

С помощью контрактной концепции фирмы можно выделить 2 основные организационные фирмы: унитарная форма (ее называют U-форма) и многопродуктовая (M-форма).

Унитарная форма фирмы – фирма, которая производит один товар или одну услугу. Такой форме фирмы характерна линейная организационная структура управления, т. е. последовательно подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру. U-форма фирмы имеет небольшие издержки контроля и большие трансакционные издержки. Благодаря линейной структуре (отсутствию промежуточных звеньев) издержки контроля низкие, а вот трансакционные издержки высокие, так как требуется обеспечение внешних контрактов. Так как с помощью контрактов фирма может прийти к своей цели. Часто фирмами унитарной формы являются малые и средние предприятия.

M-форма фирмы – это когда все стадии выпуска каждого продукта подчиняются одному продуктовому центру. Трансакционные издержки в данных фирмах низкие, а издержки контроля высокие, так как наблюдается усложнение контроля над системами управления.

Стратегическая концепция фирмы. Согласно этой концепции, фирма не только подчинятся экономическим отношениям, но и сама формирует их – выступает активным субъектом рынка.

Фирма учитывает поведение других макроагентов (поведение конкурентов, спрос и действия государства). Фирма активно влияет на спрос, формируя потребительские предпочтения. Также фирма воздействует на государство: с целью добиться желаемого размера налогообложения, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и т.д. Цена товара, ее качество и количество выпуска, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками – все эти параметры предъявлены в виде стратегии фирмы, и с помощью них она реализует свои цели.

3.2. Внутренняя структура фирмы.

Виды фирм по размеру – включает в себя такие критерии, как численность занятых, объем продаж и используемого капитала величина активов. В основном, применяется критерий численности занятых, так как остальные критерии могут колебаться в зависимости от видов деятельности.

И так, в зависимости от численности занятых выделяют 3 вида фирм: мелкие (до 50 занятых), средние (от 50 – 500 занятых) и крупные (свыше 500 занятых).

Виды фирм по формам собственности (кто является собственником фирмы): государственные, частные и смешанные. Чаще встречаются фирмы смешанного вида.

Виды фирм по организационно правовой форме:

  • Индивидуальное (семейное) предприятие, где собственником фирмы является одно физическое лицо или семья, распространено как мелкий и средний бизнес.
  • Товарищество: полное и коммандитное. В первом случае все участники фирмы обладают полной ответственностью, во втором – есть участники с полной ответственностью, а есть участники с ограниченной. Коммандитные товарищи отвечают по всем обязательствам только своим вкладом в фирму, а другие - всем своим имуществом.
  • Корпорации (акционерное общество): открытые (их акции могут продаваться на бирже) и закрытые (их акции распределяются только внутри фирмы).

Виды фирм по типам внутренней структуры управления (зависит от формы фирмы – U-форма или M-форма):

  • линейная форма (последовательное управление всеми стадиями производственного процесса, вплоть до сбыта)
  • функциональная форма (разделение производственного процесса по функциям, для каждого характерно собственное управление)
  • штабная (линейно-функциональная) форма (осуществляется одновременное управление по функциям производственного процесса и по продуктам; формируется штаб, который регулирует стадии производственного процесса и производство отдельных продуктов)
  • многодивизиональная (матричная) форма (выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты; происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений).
  • самостоятельные центры прибыли (происходит предоставление полной производственно, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы, с целью быстрого реагирования на изменение спроса и технологические нововведения)
  • холдинг (присутствует наибольшая степень управленческой самостоятельности подразделений) [1]

3.3. Альтернативные цели фирмы:

Модель Баумоля:

Согласно этой модели, целью фирмы – получить максимально возможную общую выручки от продаж своей продукции. Но это ведет к снижению прибыли по сравнению с ее максимальным уровнем. Вместе с тем, что максимизация общей выручки приведет к сокращению объемов продаж, так еще и сократится рыночная доля фирмы, снизится рыночная власть фирмы из-за увеличения рыночных долей других фирм, сократятся или вовсе потеряются каналы сбыта продукции, и также снизятся привлекательность фирм для инвесторов.

Предполагается, что предприятие начинает работать, имея при этом максимальный уровень денежных средств, и затем постоянно тратит их на свою деятельность. Все поступающие средства фирма тратит на приобретение краткосрочных ценных бумаг, и как только запасы истощаются, то фирма начинает продавать эти ценные бумаги и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины.

Особенностью модели Баумоля является то, что потребность предприятия находится на «постоянном и прогнозируемом уровне», что может быть осуществлено за счет равномерных выплат с расчетного счета из кассы. Модель Баумоля проста и приемлема в тех случаях, когда денежные доходы предприятий стабильны и прогнозируемы. То есть для использования модели Баумоля следует предварительно проанализировать предстоящие действия.

Модель Уильямсона:

Эта модель рассматривает интересы управляющих, проявляющиеся в их поведение в отношении различных статей расходов. В своей модели Уильямсон выделил следующие цели управляющих:

  • контроль инвестиционных расходов фирмы;
  • число рабочих, подчиненных этому управляющему
  • премии, жалования и другие денежные вознаграждения
  • привилегии – автомобили компании, роскошный офис (различные формы управленческой слабины).

С увеличением размера фирмы все эти цели возрастают. Уильмсон привел формулу которая описывает задачи управляющих. И в них он включил такие переменные:

  • S – избыточные расходы на персонал;
  • M – «Управленческая слабина» Менеджеры могут как скрывать часть прибыли так и завышать ее по сравнению с реальной.
  • I – произвольные производственные расходы
  • ПR – прибыль объявленная
  • ПA – прибыль реальная
  • T – налоги
  • Пmin и Пmax – прибыль минимальная и максимальная

Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня объявленной прибыли (ПR). Следовательно, задачу можно описать следующим образом: [16]

U = f(S, M, I) max

ПR Пmin + T

S = Пmax - ПA

M = ПA – ПR

I = ПR – Пmin – T

Рисунок 2 – Модель Уильямсона

В случае если работник владеет фирмой, цель его – максимизация дохода на одного занятого. Если работники занимают доминирующее положение в фирме, цель будет такой же. Преобладание таких фирм в экономике могло бы нарушить стабильность рыночного равновесия.

Рыночное поведение предполагает действия, совершаемые предприятиями как продавцами (покупателями) товаров и услуг. Основные (ключевые) элементы рыночного поведения:

  • Цели фирмы (максимизация прибыли, максимизация выручки)
  • Методы конкуренции – это могут быть: дифференциация продукции, политика цен и уровней выпуска.
  • Межфирменное взаимодействие (например, степень интенсивности конкуренции фирм друг с другом)

Рыночное поведение со структурой рынка определяет действенность рынка, и, наоборот, структура рынка с действенностью рынка определяют рыночное поведение. Структурные особенности, имеющие стратегическое значение для рыночного поведения, включают:

  • Степень концентрации продавцов и покупателе (доля фирмы в общем объеме продаж)
  • Условия входа на рынок и выхода из него.
  • Характеристика товара (однородный или дифференцированный товар)
  • Вертикальная интеграция
  • Способность фирм участвовать на нескольких рынках.

3.4. Проблемы корпоративного контроля.

Выше было показано, как различаются цели управляющих и собственников. Каким образом происходит этот конфликт, далее мы рассмотрим подробнее. Собственник компании имеет функции владения, а функцией управляющего является распоряжение. Этот конфликт углубляется из-за асимметрии информации, предоставляемой руководящим. Такая ситуация происходит, потому что управляющие находятся ближе к производству, и они могут искажать информацию для достижения своей цели.

Существует несколько способов контроля деятельности руководящих:

  • Деятельность совета директоров. Но он усложнен конфликтами между директорами, и опять же присутствует асимметричность информации
  • Решения общего собрания акционеров. Общее собрание может проверять отчеты менеджеров и выводить решения об их замене. Давление акционеров может послужить фактором, ограничивающим злоупотребление менеджеров. Проблема в том, что отчеты должны проводиться регулярно, и этот процесс неэффективен при большом количестве акционеров.
  • Угроза банкротства фирмы. При такой угрозе управляющие будут работать эффективнее и не потеряют своего места.
  • Угроза слияния или поглощения. Если управляющий недобросовестно выполняет свою работу, и как следствие прибыль фирмы снижается, то наступает угроза поглощения фирмы другой фирмой. Но в настоящее практика менеджмента выработала немало способов обезопасить управляющих от поглощения и сохранить статус после поглощения.
  • Конкуренция на рабочем месте. При этом случае заключается контракт, согласно которому размер денежного вознаграждения зависит от результатов проделанной работы.
  • Денежные поощрения управляющих. Денежными поощрениями могут служить премии, бонусы за достижение поставленных целей, также это могут быть пакеты акций за хорошую работу.
  • Репутация менеджера. Увольнение менеджера сказывается на его репутации, и это снижает его оценку на рынке труда.

Изучив все аспекты фирмы, мы убедились, что фирма – сложный экономический субъект с разнообразием целей (цели собственника, управляющего, работающего), что может порождать конфликты внутри фирмы. Каждая концепция фирмы помогает найти способы формирования современной фирмы, чего микроэкономическая теория объяснить не в состоянии. [1]


Заключение.

Контрольная работа, состояла из теоретической части, в которую были включены вопросы, касающиеся введения в теорию отраслевых рынков, фирмы, отрасли и рынка. Изучив подробно все аспекты данной теории, мы убедились, во-первых, в том, что теория отраслевых рынков жизненно важна в экономической практике в России и за рубежом.

В данной работе были рассмотрены два подхода к изучению экономики отраслевых: Гарвардская и Чикагская школы.

Были даны различные определения понятию рынка. Определений множество, но суть одна: рынок – это совокупность отношений по поводу сделки купли-продажи на основе спроса потребителей. Рассмотрели границы отраслевого рынка: продуктовые, временные, локальные. Изучили методы определения границ отраслевого рынка. при этом разобрались, что значит корреляция цен товаров во времени, правило пяти процентов и как они влияют на определение границ рынка.

Понятие рынок и отрасль – это совсем разные понятия, и их отличия в том, что рынок представляет собой совокупность отношений покупателей и продавцов и базируется на спросе потребителей. А отрасль – это совокупность предприятий, производящих товары схожего назначения с применением близких по назначению технологий. Фирма базируется на основе предложения. На практике выделяется множество отраслей разной промышленности, начиная от добывающей промышленности, включающей в себя несколько отраслей, подотраслей и видов производств, заканчивая медицинской, полиграфической отраслями.

Большая часть времени была уделена изучению фирмы, субъекта экономики, производящего товар с использованием ресурсов. Главной целью фирмы является получение прибыли. Изучив 3 концепции к определению фирмы, были изучены верхние и нижние границы фирмы, определяющиеся трансакционными издержками и издержками контроля. Все 3 подхода к анализу фирмы позволяют выделить критерии классификаций фирмы. Выбор «покупать или производить» делается на основе величины трансакционных издержек. если они достаточно велики, фирма сама может произвести нужный товар, а если нет, то закупаться у рынка. Альтернативные цели фирмы показали насколько важно участие каждого сотрудника фирмы в эффективной деятельности. Каждая фирма имеет цель – получить максимальную прибыль, при минимальных издержках. Но цели управляющих немного отличаются от целей собственников, отсюда возникает конфликт в управлении предприятием. И для решения этого конфликта имеются меры, предотвращающие возникновение этих конфликтов.

Список использованной литературы.

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие – М.: Юрайт, 2010.-441с.
  2. Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ffre.ru/jgemerbewrnaatyotr.html
  3. Информационный портал «Введение в экономику отраслевых рынков» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allrefs.net/c5/3yymw/?full
  4. Свободная энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рынок
  5. Васильева С.В., Секисов А.Г. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – Чита: ЧитГУ, 2011. – 125 с.
  6. Информационный портал «Академик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  7. Информационный портал «Это бизнес – торговый словарь экономических терминов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-15-5/221.htm
  8. Информационный портал «Институт управления и оценки бизнеса» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investobserver.info/rynok-proizvoditelej/
  9. Свободная энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  10. Информационный портал «Студопедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.org/8-117627.html
  11. Информационный портал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://io.economicus.ru/index.php?file=1-1
  12. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика в 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004 г.
  13. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехничекого университета, 2009 г. – 340 с.
  14. Информационный портал «Промышленность и строительство» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.promsn.ru/principy_klassifikacii_otraslei_promyshlennosti-2.html
  15. Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutional.narod.ru/lectures/lectures8.htm
  16. Вольчик В.В.. Курс лекций по институциональной экономике, 2000 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ink/ekonomicheskaya-teoriya_826/alternativnyie-tseli-firm-25047.html

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Базовые условия

Предложение: Спрос:

Сырье Ценовая эластичность

Технология Наличие заменителей

Затраты Темпы роста Цикличность Тип маркетинга

производства Сезонность

Метод закупки

труктура рынка

Количество продавцов и покупателей

Дифференциация продукта

Барьеры на вход

Структура затрат

Вертикальная интеграция

Диверсификация

Поведение

Ценовая стратегия

Продуктовая стратегия и реклама

Стратегия в НИОКР

Инвестиционная стратегия

Результативность

Эффективность производства и размещения ресурсов

Технический прогресс

Справедливость и занятость

Государственная политика

Налоговая политика

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Инвестиционная политика

Инновационная политика

Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике