ДОМ КУЛЬТУРЫ - КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PAGE \* MERGEFORMAT2

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО «ОСНОВАМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

ДОМ КУЛЬТУРЫ - КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исполнитель:

студентка 212 группы

Белозор Екатерина Сергеевна

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры

менеджмента СКД

Простакова С. А.

Допущена к защите

«____» ______________ 2013 г.

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………....….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................................7

1.1. Обзор литературных источников по теме исследования………………..…...7

1.2. Субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования………………………………………………..…….. ………..…….12

1.3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры……………………………………………………………….…….17

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района)……………………………………………………………..…………..……25

2.1 Историко-демографическая справка об агрогородке и характеристика социально-культурной среды агрогородка Новые Максимовичи………………25

2.2 Анализ культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры (на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района)….…….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………..………………..………………….……40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – всё это связывалось непосредственно со свободным временем [1, с. 3-4].

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и так далее [2, с. 87-88]. Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус [3, с. 88].

Клубные учреждения концентрируют свои усилия на изучении и возрождении национальных культурных традиций, художественных промыслов и ремесел, создании условий для самовыражения различных этнокультурных сообществ [4, с. 67].

В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни [2, с. 89].

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер [2, с. 93].

Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит oт интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга.

Переход на рыночные отношения вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления [5, с. 54].

Ставя цель - развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность [2, с. 91].

Многочисленные исследования показывают, что деятельность учреждений культуры не отвечает новым требованиям интеллектуального прогресса, максимальной реализации творческой инициативы народа, рационального использования досуга. Но эта проблема не оставлена без внимания: существуют разработанные программы для отдельных регионов, методические и практические рекомендации по обновлению и изменению специфики [2, с. 100-101].

Значительная часть, свыше 55%, посетителей учреждений культурно-досугового типа, сознательно используя разнообразные каналы (не ограничиваясь лишь личным эмпирическим знакомством с культурно-досуговой деятельностью), ищет пути совершенствования своего досуга в целях повышения его культурного и социального потенциала. Это обстоятельство приобретает все большее значение в ускорении вызревания и осознания потребностей в культурно-досуговой деятельности, в формировании инициативных предложений по совершенствованию современных структур [3, с. 104]. Сегодня Дома культуры, клубы, библиотеки, музеи, кинотеатры, парки культуры и отдыха, театрально-зрелищные организации помимо организации культурно-досуговой деятельности, финансируемой из средств государственного бюджета, оказывают населению десятки видов платных услуг, многие из которых ранее были бесплатными [6, с. 29].

На современном этапе развития сферы культуры наступила стадия организационно-экономических преобразований. В этой связи в культурно-досуговой сфере стали необходимы новые пути решения вопросов деятельности учреждений, развития эффективной системы управления. Именно исследовательская деятельность учреждений культурно-досуговой сферы на удовлетворение реальных интересов населения; необходимо знать востребованность и общественную значимость тех или иных культурных услуг, предоставляемых учреждениями культурно-досуговой сферы. Чтобы шагать в ногу со временем, нужно опираться на информационно-аналитическую основу, социологическую информацию, мониторинговые исследования культурных потребностей и запросов различных групп населения. Поэтому активизация исследовательского и аналитического сопровождения деятельности культурно-досуговых учреждений становится актуальной [7, с. 123-124].

Различными аспектами истории, теории и практики культурно-досуговой деятельности с 80-90-х годов двадцатого века занимаются российские исследователи Г. А. Аванесова, Л. А. Акимова, М. А. Ариарский, Л. Н. Волобуева, Е. И. Григорьева, И. Н. Ерошков, А. А. Жаркова, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, М. Б. Зацепина, Н. С. Квасова, Т. Г. Киселёва, Е. М. Клюско, Н. В. Котельникова, Ю. Д. Красильникова, Н. Ф. Максютин, В. Е. Новаторов, В. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко и другие.

В белорусском культурном пространстве различные вопросы данной проблематики освещены в работах Я. Д. Григорович, А. И. Смолика, Н. Н. Королёва, М. А. Беспалой, Е. А. Макаровой, С. Б. Мойсейчук, Н. И. Аксютика, Л. П. Сивуровой, Л. И. Козловской, Н. В. Самерсовой, И. Л. Смаргович и других [7, с. 16].

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных деятельности клубных учреждений села в организации досуга населения современная ситуация диктует клубным учреждениям необходимость поиска подходов к организации досуга, особенно в сложных условиях современного села.

Цель нашей работы: Проанализировать культурно-досуговую деятельность клубного учреждения современного села и выработать рекомендации по её совершенствованию.

Задачи:

  1. Осуществить обзор литературных источников по теме исследования.
  2. Рассмотреть субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования.
  3. Изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры.
  4. Проанализировать социально-культурную среду агрогородка.
  5. Провести анализ культурно-досуговой деятельности клубного учреждения в организации досуга населения.
  6. Выработать рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой деятельности.

Объект исследования: Культурно-досуговая деятельность дома культуры.

Предмет исследования: Специфика организации культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры.

База исследования: Сельский Дом Культуры агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района Могилёвской области.

Методы исследования:

- теоритический анализ специальной литературы;

- невключённое наблюдение;

- анализ нормативно-правовой документации;

- метод системного анализа, на основе которого была рассмотрена организация культурно-досуговой деятельности населения (на примере сельского дома культуры агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района Могилёвской области).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Обзор литературных источников по теме исследования

При написании данной работы я использовала научную и учебно-методическую литературу, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Республики Беларусь. Первоисточниками для написания моей курсовой работы являются «Закон о культуре в Республике Беларусь» и методическое издание Бухель С. Л. «Нормативно-правовые документы в деятельности клубных учреждений», в которых определены правовые, экономические, социальные, организационные основы в сфере культуры; а также «Положение о клубном учреждении в Республике Беларусь», без которого не может обойтись в своей работе - любое учреждение культуры нашей страны. В наше время в юридической системе законодательных и нормативных актов для учреждений культуры особое значение приобретают правовые документы, которые принимаются на уровне Министерства культуры. С их помощью работники сферы культуры организовывают свою культурно-досуговую деятельность. Известно, что «Кодекс о культуре в Республике Беларусь» - находится в стадии «разработки».

В трудах российских исследователей – А. Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Е.И. Григорьева, Г. А. Аванесовой, И. М. Асановой, Ю. Е. Зиятдиновой А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, Л. С. Жарковой и других - рассматриваются история, теория и методика досуга, раскрываются организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов.

Асанова И. М. утверждает, что «назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности» [8, с. 60].

По мнению Григорьевой Е. И., культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его [9, с. 32].

В своём автореферате «Ноосфера культурных потребностей» Зиятдинова Ю. Е. говорит о том, что развитие и формирование культурных потребностей происходит через культурно-досуговые учреждения.

Аванесова Г. А. указывает на то, что «практика организации досуга всегда связывает три самостоятельных направления: рекреационную и художественно-эстетическую стороны досуговой деятельности; вопросы её общественного значения и государственно-правового регулирования; её организационно-сервисные, предпринимательские, финансовые аспекты» [3, с. 3]. По её мнению - особенно важно обращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям (большинство которых носит коллективный характер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях [3, с. 88].

В своей работе «Педагогика досуга» Воловик А. Ф. и Воловик В. А. считают, что досуговая деятельность представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление, творчество и экстериоризация, что и определяет «целенаправленный, планомерный и систематический воспитательный процесс организации досуговой деятельности и перевод её на более высокий уровень развития » [1, с. 15].

Одним из наиболее употребляемых понятий в теории и практики культурно-досуговой деятельности является технология культурно-досуговой деятельности. Наиболее основательной разработкой теории технологии культурно-досуговой деятельности занимается российский исследователь А. Д. Жарков, определяющий данное понятие как научно обоснованную систему знаний об условиях, формах, методах и приёмах создания материальных и духовных ценностей, практическое исследование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности [7, с. 20].

По мнению Жаркова А. Д. гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании [2, с. 87-88]. Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать и распадается [10, с. 10].

Жаркова Л. С. в «Организации деятельности учреждений культуры» говорит о том, что – как подсистема, часть более крупного целого (метасистема) учреждение культуры вписано в систему культурно-досуговой деятельности региона [11, с. 114].

Важными для моего исследования стали работы наших белорусских исследователей в сфере культурологии и организации досуговой деятельности. В исследовании проблемы организации культурно-досуговой деятельности я опиралась на следующие учебные пособия и научные статьи И. Л. Смаргович: «Основы культурно-досуговой деятельности», «Реформирование и оптимизация деятельности клубных учреждений в Беларуси», «Культурные услуги в досуговой сфере: предпочтения на региональном уровне», в которых детально рассмотрены организационные аспекты культурно-досуговой деятельности, субъекты, формы, методы работы и организации досуга разновозрастных категорий населения, функционирование учреждений культуры, формирование и развитие культурно-досуговой индустрии в Республике Беларусь.

По мнению И. Л. Смаргович – культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село). Сельский клуб – учреждение культуры клубного типа, располагающееся в сельской местности, целью которого является организация досуга населения, создание условий для развития народного творчества, в том числе через деятельность клубных формирований и коллективов художественного любительского творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, поддержка социально-культурных инициатив населения [7, с. 39-41]. Ирина Леонидовна считает, что именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте [12, с. 464].

В своих научных статьях: «Клубныя ўстановы як суб'ект рэалізацыі прыярытэтаў дзяржаўнай культурнай палітыкі» и «Дзяржаўныя клубныя ўстановы на мяжы стагоддзяў: стан і кірункі развіцця» Макарова Е. А. считает что, управление такой сложной и многоуровневой системой, как сфера культуры, должна опираться на собственные законы функционирования; не смотря на то, что в современный период жизни нашего общества роль государства как гаранта культурной политики значительно возрастает.

В статье «Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития» Макарова Е. А. на примере клубных учреждений раскрывает такие актуальные вопросы для сферы досуга, как: подготовка кадров по современным специальностям, развитие теории социально-культурной деятельности, становление экономики культуры как науки; даёт типологию клубных учреждений, говорит о значимости художественного любительского творчества, о формировании фестивальных традиций в нашей стране.

Григорович Я. Д. считает, что наиболее перспективными формами организации досуга являются любительские объединения, их деятельность способствует творческой активности людей [13, с. 136].

В работе Сивуровой Л. П. «Социально-культурные услуги: сущность и характеристика» глубокое понимание сущности культурных услуг, повышение их содержательности и качества – является очень важным на современном этапе [14, с. 100].

Ажойчик Н. А. в статье «Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры» рассматривает многочисленные факторы, влияющие на оказание платных культурных услуг населению; выделяет ряд серьёзных проблем в политике внедрения платных услуг; указывает на то, что традиционно бесплатную услугу нельзя вдруг сделать платной, не улучшив её содержание и качество. Среди учреждений культурно-досуговой сферы, содействующих снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановлению сил посредством активного отдыха, приоритет (по мнению Ажойчик Н. А.) принадлежит клубным учреждениям как самым массовым, доступным для каждого члена общества, учитывающим эстетические потребности различных категорий населения [6, с. 27].

Культурно-досуговая деятельность представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое всегда является предметом специального исследования как научного, так и прикладного характера. Я считаю, что наши белорусские авторы-исследователи в сфере культуры, ярко раскрывают вопросы и проблемы теории, методики, взаимодействия субъектов культуры, формы и технологии формирования культуры личности, а также основы культурной политики, принципы организации культурно-досуговой деятельности нашей страны.

1.2. Субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования

Культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время: в отдыхе и развлечениях, познании, общении, творчестве, празднике и зрелищах [12, с. 373]. Важнейшими компонентами досуговой деятельности выступают конкретные люди или группы, обладающие определёнными досуговыми потребностями. Они относятся к категории объектов досуговой деятельности. И в тоже время они предстают активными субъектами, так как, участвуя в самом процессе культурно-досуговой деятельности, люди и группы людей являются творцами и трансляторами культурных ценностей. К субъектам культурно-досуговой деятельности относятся люди-специалисты, социальные группы, организации и фирмы, многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются удовлетворение социально-культурных потребностей человека или группы людей в сфере досуга, накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение необходимого объёма знаний. Важнейшими субъектами организации культурно-досуговой деятельности являются учреждения и организации культурно-досуговой сферы [7, с. 21-22].

Субъектами организации культурно-досуговой деятельности в нашей стране являются клубные учреждения (Дворцы и Дома культуры, сельские клубы, центры досуга, центры и Дома ремёсел, фольклора, клубы-библиотеки, эколого-культурные центры и т.д.), учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, парки культуры и отдыха, зоопарки, кинотеатры, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения, спортивные центры и комплексы (Дворцы спорта, тенниса, водно-спортивные комбинаты, спортивные базы), культурно-спортивные центры, горнолыжные комплексы, туристско-экскурсионные предприятия, цирки, аквапарки; коммерческие культурно-развлекательные учреждения – дискоклубы, культурно-развлекательные центры, бильярд-клубы, боулинг-клубы, караоке-клубы; любительские объединения, общественные организации и так далее. Социально-культурные учреждения (театры, музеи, библиотеки, филармонии, галереи, туристско-экскурсионные предприятия, санаторно-курортные учреждения, историко-культурные комплексы) также включены в процесс организации культурно-досуговой деятельности населения, так как предоставляют населению культурные услуги, которые люди потребляют в рамках досугового времени (выставки, спектакли, концерты, экскурсии и другие) [15, с. 105].

Культурно-досуговая деятельность осуществляется субъектами культурно-досуговой деятельности на базе досуговых объектов. К досуговым объектам относятся постоянно действующие филиалы культурно-досуговых учреждений на базе других предприятий, учреждений и организаций, концертные залы и площадки, кинозалы, видеосалоны, компьютерные центры, танцевальные и дискотечные залы и площадки, игровые залы, рестораны, спортивные залы и площадки (баскетбольные, волейбольные, теннисные площадки, велодорожки, зоны для скейтборда, катки), помещения для малых спортивных форм, стадионы, катки, аттракционы, базы и пункты проката, парки и другие специализированные объекты, на базе которых можно организовать различные культурно-досуговые мероприятия и программы [7, с. 22].

Клубные учреждения реализуют основные цели государственной культурной политики, создают условия для сохранения и трансляции культурных ценностей, предоставляют населению возможность занятий социально-культурной деятельностью [7, с. 48].

Как социальные институты культуры клубные учреждения имеют значительный потенциал для реализации основных целей государственной политики в области культуры. Они способствуют укреплению основ культурной жизни народа с учетом того, что демократия в культурной политики означает ответственность государства за то, чтобы каждому члену общества были гарантированы доступ к культурному наследию, возможность заниматься культурной деятельностью. В современный период жизни нашего общества роль государства как гаранта культурной политики значительно возрастает. Деятельность государства как субъекта культурной политики направляется главным образом на регулирование процессов производства, хранения, распространения и освоения культурных ценностей. Безусловно, управление такой сложной и многоуровневой системой, как сфера культуры, подсистемой которой является культурная сфера досуга, должна опираться на собственные законы функционирования [16, с. 89].

Государственная культурная политика – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры. Формами государственной поддержки культурно-досуговой сферы в нашей стране являются: научно-теоретическая; правовая; организационно-творческая; кадровая (подготовка кадров и повышение квалификации); финансово-экономическая; материально-техническая; информационно-методическая; рекламно-издательская [7, с. 22].

Согласно «Закону аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» основными принципами осуществления и обеспечения культурной деятельности являются:

  • свобода художественного творчества и иной творческой деятельности, саморазвитие творческих процессов;  
  • разнообразие направлений, форм, жанров и стилей в творческой деятельности, недопустимость монополизма в культуре и монополизации культурной деятельности; 
  • приоритет развития белорусской национальной культуры;
  • общедоступность культурных ценностей, находящихся в государственных и общественных фондах; 
  • равенство субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимость установления преимуществ и привилегий в области культуры, противоречащих закону; 
  • ориентация на национальные и общечеловеческие ценности, культурные ценности, которые носят высокохудожественный и высокоморальный характер; 
  • гуманистическая направленность и усиление личностного начала в культурной деятельности; 
  • всемерно охрана, сохранение, рациональное использование и приумножение историко-культурного наследия и интеллектуальной собственности в области культуры; 
  • свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь; 
  • взаимодействие белорусской национальной культуры с культурами других народов и ее интеграция в мировую культуру; 
  • сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности и управлении ею [17].

На современном этапе приоритетами государственной культурной политики Республики Беларусь в области культурно-досуговой деятельности выступают следующие направления:

  1. национальная культура, традиционные виды искусства и ремёсел, обычаи и обряды белорусов и других народов Беларуси;
  2. детское творчество во всех видах и формах;
  3. социально-культурные и культурно-досуговые программы для социально незащищённых слоёв населения (жители деревни, регионов чернобыльской зоны, подростки, инвалиды);
  4. рекреационно-развлекательная деятельность различных категорий населения и содержательный цивилизованный отдых;
  5. любительское художественное творчество и движение любительских объединений;
  6. празднично-зрелищная деятельность (организация и проведение праздников, концертов, фестивалей и так далее) [7, с. 22-23].

Деятельность клубного учреждения основана на добровольности посещений, она протекает в свободное время человека, заполняет и организует его досуг. Виды деятельности клубных учреждений:

-организация культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий;

-создание и организация работы клубных формирований (кружки, студии, клубы, коллективы);

-информационно-методическая работа;

-организация работы по сохранению культурного наследия;

-оказание платных услуг населению.

Структурными единицами клуба как учреждения культуры являются:

-клубы по интересам, любительские объединения;

-учебно-творческие студии, кружки;

-коллективы любительского художественного и технического творчества.

Аудиторию клубного учреждения представляют широкие слои населения: дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста, семьи [7, с. 39].

1.3 Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения [5, с. 66- 67].

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения [3, с. 69].

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи [5, с. 67]. Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. « При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [3, с. 91].

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью [5, с. 67].

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители «третьего возраста» (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях [3, с. 91].

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие [5, с. 67].

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) [3, с. 91].

Многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы среди женщин. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства, университеты или факультеты педагогических знаний; они вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм культурно-досуговой деятельности. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность для женщин-матерей посещать культурно-досуговые программы [5, с. 67].

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное [3, с. 91].

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении [3, с. 69].

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами [7, с. 39-40].

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения [19, с. 7].

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств ( науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, «за круглым столом», клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные «огоньки», клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие [20, с. 68].

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению. Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

-проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

-платные кружки, студии, курсы, «школы»;

-услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

-услуги студий звукозаписи;

-спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы [7, с. 44].

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от «диктата», а заодно – и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки – вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие [21, с. 465].

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов – аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет [12, с. 375].

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села [21, с. 465]. Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте [12, с. 464].

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными «поставщиками» культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов – аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района)

2.1 Историко-демографическая справка и характеристика социально-культурной среды агрогородка Новые Максимовичи

Новые Максимовичи - деревня в Колбчанском сельском совете, основана в первой половине 19 века в результате переселения сельчан со Случчины. В 1897 году – застенок Максимовичи (29 дворов, 205 жителей). В 1908 году открыта школа. В 1917 году деревня Максимовичи Новые (36 дворов, 245 жителей). Открыта школа, на базе которой создана трудовая школа 1 степени. В 1925 году в ней обучались 72 ученика. В 1935 году для школы построено новое помещение, в 1940 году начальная школа преобразована в семилетку. В это время в Новых Максимовичах уже работала паровая мельница, кузница.

В 1926 году – 47 дворов, 309 жителей. В 1929 году организован колхоз «Красный маяк». В колхозе сеяли махорку, лен, зерновые культуры, сажали картофель, кукурузу. В 1940 году представители колхоза были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с занесением в Почетную книгу УВНХ. Во время войны колхоз не осуществлял деятельность. После войны хозяйство было переименовано в колхоз имени Жданова. А в 1977 году колхозы «50 лет Октября» и имени Жданова были объединены в колхоз «Родина».

В начале 1992 года – 113 подворья, 396 жителей. В деревне средняя школа, Дом культуры, библиотека, детский сад, ФАП, отделение связи, комплексно-приемный пункт бытового обслуживания населения, хозяйский двор. Недалеко от деревенских могил Братская могила воинов и партизан, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков, в 1964 году на могиле поставлен памятник – скульптура воина с флагом.

Скульптурный памятник в память о погибших в годы Великой Отечественной войны односельчанах установлен в 1992 году возле Дома культуры в агророгородке Новые Максимовичи.

Памятник скульптурный на Братской могиле воинов и партизан расположен возле гражданского кладбища агрогородка Новые Максимовичи.

Агрогородок расположен в 15 км от железнодорожной станции Несята на линии Могилев – Осиповичи. Рядом проходят мелиорационные каналы, соединенные с рекой Несета (приток реки Ольса).

В соответствии с «Программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы» агрогородок Новые Максимовичи введен в эксплуатацию в 2008 году.

Сегодня агрогородок Новые Максимовичи – современный населенный пункт. В нем проживает 456 человек, из них 318 – трудоспособного возраста, 98 – детей и 40 пенсионеров.

В настоящее время сфера образования данного населенного пункта представлена Максимовичской средней школой с численностью учащихся 79 человек и Максимовичским детским садом, который посещает 14 человек. В школе работает 9 спортивных секций по различным видам спорта: волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам, биатлону, лыжам.

Организацией культурного досуга населения, пропагандой здорового образа жизни в агрогородке занимаются Дом культуры, сельская библиотека, детская музыкальная школа.

Досуговыми объектами Максимовичского Дома культуры являются: актовый зал на 200 посадочных мест, танцевальный зал, комнаты кружковой работы, студия звукозаписи и другие клубные помещения.

Работа учреждения культуры направлена на реализацию целевых программ: «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси», «Формирование здорового образа жизни». В 2009 году Максимовичский СДК стал филармонической площадкой.

В зону обслуживания входит 7 населенных пунктов: д. Новые Максимовичи (центральная усадьба), Старые Максимовичи Липница, Кутин, Вяленник, Старые Наборки, Новые Наборки.

При Доме культуры работает 11 клубных формирований, которые обеспечивают полезный и разносторонний отдых жителей территории агрогородка: кружок «Изостудия», любительское объединение «Юный пчеловод», дискоклуб «Ника», кружок сольного пения (взрослый) «Званочкі»,

любительское объединение «Спадчына», кружок сольного пения (детский) «Росинка», кружок «Умелые ручки», кружок здорового образа жизни «Медуничка», детский кружок «Театр игры», любительское объединение «Золушка», любительское объединение «Цветовод и садовод».

Вся работа направляется на наиболее полное удовлетворение духовных потребностей жителей деревни. Регулярно проводятся мероприятия патриотической направленности, циклы тематических познавательных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Большое внимание уделяется организации досуга людей пожилого возраста, проводились благотворительные мероприятия для категории людей с ограниченными возможностями, выездные благотворительные концерты.

В помещении Дома культуры работает детская музыкальная школа, где обучаются 32 ребенка по классу баяна, фортепиано и хореографии.

В 2005 году создан сельский музей, в котором собраны вышитые полотенца, утюги, ухваты, ступы, соломенные короба и различные хозяйственные предметы. Фотоснимки, документы, награды и личные вещи участников Великой Отечественной войны.

За годы своего существования сельская библиотека из избы-читальни (1961г.) преобразовалась в уютное культурно-просветительское учреждение. В зоне обслуживания библиотеки – 7 населенных пунктов. В течение года библиотека обслуживает около 400 читателей, среди которых 80 детей. Книжный фонд библиотеки насчитывает свыше 13699 экземпляров, 9 наименований журналов, 11 - газет. Библиотека имеет уютный читальный зал на 10 мест. Максимовичская библиотека работает по целевой программе «Сбережем природу», в которой особое внимание уделяется полезным качествам меда, пчеловодству и отношению к окружающей среде.

Библиотека агрогородка Максимовичи является современным информационным центром с рядом платных и бесплатных услуг для читателей. Платные услуги: поиск информации в базе данных «Кличевский район. 1917-2004», «Экономика края в историческом развитии края», «Наши знаменитые земляки», «Край в произведениях искусства и художественной литературы»; поиск информации в Internet; набор текста на компьютере и вывод его на лазерном принтере или на другой носитель; ксерокопирование; сканирование; выдача литературы с коммерческого фонда.

Основные направления деятельности библиотеки являются: краеведческое воспитание, пропаганда литературы краеведческого характера, особенно произведений писателей-земляков; экологическое воспитание детей и подростков; библиотечно-библиографическое обслуживание специалистов сельского хозяйства; информационное обслуживание пользователей библиотеки. При библиотеке действуют клубы и кружок декоративно-прикладного искусства:

- краеведческий клуб «Спадчына», через который взрослые и дети могут лучше узнать свой край, историческое наследие деревни;

- экологический клуб «Расінка», который содействует экологическому информированию молодежи, воспитывает чувство ответственности за окружающую среду, любви ко всему живому;

- кружок «Горніца» является декоративно-прикладным. В нем дети производят вязаные куклы, куклы из меха, вышитые панно и другие изделия.

Медицинское обслуживание населения обеспечивает Новомаксимовичский фельдшерско-акушерский пункт, в котором на обслуживании находится 450 человек. При ФАПе работают акушерский и процедурный, детский, зубной, физиотерапевтический кабинеты, аптечный пункт.

В Новых Максимовичах работает почтовое отделение, где установлен пункт коллективного пользования с доступом в Интернет, считыватель пластиковых банковских карточек и множительная техника.

К услугам населения представлена АТС, работает отделение АСБ “Беларусбанк” и филиал центра социального обслуживания населения.

Торговое обслуживание жителей агрогородка осуществляет магазин Кличевского райпо. Им также предоставлена возможность заказа и приобретения товаров по предварительной записи.

Бытовое обслуживание осуществляет Новомаксимовичский комплексно-приемный пункт, который оказывается 11 видов различных услуг, в том числе: ремонт сложной бытовой техники, прачечной, ритуальные и другие.

2.2 Анализ культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с населением (на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района)

За 10 месяцев 2014 года учреждением культуры было проведено 172  мероприятия, из них – 22 детских, всего было привлечено –  2219 посетителей различных возрастных групп.

  1. Культурно-досуговая работа по основным направлениям деятельности.

Патриотическое воспитание:

Очень приятно отметить то, что работники клубного учреждения агрогородка Новые Максимовичи не забывают людей, в чьи судьбы черной отметиной легла Великая Отечественная война. Их остается все меньше и меньше этих живых свидетелей истории, время берет свое, они постепенно уходят от нас в мир иной. Непосредственное общение с людьми пожилого возраста, теми, кого можно назвать живой легендой, героями прошлого и примером для подражания в настоящее время, является важным воспитательным моментом для подрастающего поколения. Там, где это возможно клубные работники привлекают таких односельчан к работе с детьми и молодежью (вечера встреч, беседы, уроки и часы мужества, участие в праздничных мероприятиях, посвященных годовщинам памятных исторических событий). В свою очередь молодое поколение участвует в подготовке и проведении огоньков для ветеранов войны и труда, их чествовании, оказании помощи на дому (тимуровской работе), в создании Уголков Славы и Памяти. В этом просматривается своеобразная связь поколений. Такие мероприятия напоминают о критических и героических моментах истории нашей Родины, рассказывают о её легендарных победах и подвигах, дарят радость общения, возрождают в душах гордость за Беларусь, заряжают положительной энергией и людей старшего возраста и молодых.

Основными формами работы в этом направлении являлись: театрализованные представления, тематические вечера и концерты, вечера встреч, вечера песни, огоньки, литературные и литературно-музыкальные гостиные:

- «В суровых буднях песни воевали, в атаку рвались сквозь огонь и дым», литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню защитников Отечества;

- «Есть в красках Победы оттенки войны», лекция Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны;

- «Квітней, наша Радзіма», литературно-музыкальная композиция;

- «А память священна», чествование на дому участников и ветеранов ВОВ, вдов погибших и умерших участников этой войны.

Работа с детьми и подростками:

Развитие способностей, формирование творческой личности, воспитание чувства гордости за нашу Родину – вот те задачи, которые ставят перед собой работники культуры при подготовке и проведении мероприятий для детей и подростков.

Формы мероприятий, проведённых с детьми очень разнообразны: различные игровые программы с элементами театрализации, театрализованные и познавательные конкурсные программы, игры-путешествия, спортивные и культурно-развлекательные программы, конкурсы, викторины, видеофильмы:

- «В гостях у дедушки Мороза», праздничный танцевальный вечер;

- «Ой, Коляда, Колядушка!», театрализованное представление;

- «Детям на потеху», детский фольклорный праздник;

- «Масленка», театрализованное представление;

- «Вас ждут приключения на острове чтения», беседа-игра;

- «Тише едешь – дальше будешь», игровая программа с элементами театрализации;

- «Ура каникулы!», конкурсно-игровая программа;

- «Планета детства», беседа, приуроченная к Международному Дню защиты детей;

- «Весёлые старты» – спортивно-оздоровительный праздник;

- «Безопасное лето», детский праздник;

- «Здравствуй, школа», праздник первого звонка;

- «Фруктовая карусель», конкурсно-игровая программа;

- «Зимние зарисовки», выставка детского творчества.

Наибольшее количество детских мероприятий проводятся на каникулах. Школьники с нетерпением ждут их и воспринимают как настоящий праздник, а люди, от которых зависит организация и проведение детского отдыха, прикладывают все силы, чтобы не омрачить его. На зимние каникулы проводятся мероприятия, связанные с новогодними праздниками и обрядами, и игры на воздухе; в дни весенних каникул – неделя театра и детской книги.

Организация досуга молодежи

Поиски нравственных идеалов, выработка правильных норм поведения в обществе и в быту, приобретение будущей профессии и обретение занятия по душе – такие проблемы предстоит решить молодежи. Организуя досуг этой категории населения, работники культурно-досугового учреждения стараются оказать помощь в реализации их жизненных планов. Молодые люди привлекаются к активной культурной деятельности и к занятиям в различных творческих формированиях при клубном учреждении.  Для молодёжи проведены мероприятия:

- «Новогодняя сказка», танцевально-развлекательная программа;

- «Татьянин день», вечер отдыха;

- «Звёздный небосвод», конкурсно-игровая программа;

- «Здоровье и моя будущая профессия», круглый стол;

- «Звёзды дискотек», танцевально-развлекательная программа;

- «Формула здоровья», конференция;

- «Сильные, ловкие, смелые», день спорта и здоровья;

- «Знай свои права и обязанности», встреча с сотрудниками РОВД.

Работа с семьями

Работники клубного учреждения принимают активное участие в работе с семьями, решают такие задачи, как - укрепление семейных традиций и связи поколений; пропаганда культуры супружеских отношений, здорового образа жизни и благоприятных условий воспитания детей; популяризация  активных и позитивных форм семейного досуга и отдыха и многое другое. Они проводят чествования многодетных семей, отмечают другие мероприятия, связанные с организацией семейного досуга и работой, направленной на сохранение и преемственность семейных традиций.

15 мая 2014 года большинство мероприятий, посвященных Международному дню семьи, проходило под названием «Крепка семья – крепка Беларусь», но были и другие названия:

- «Папа, мама, я – спортивная семья», спортландия;

- «Мы семья, а это, значит, справимся с любой задачей», вечер отдыха, посвящённый международному Дню семьи;

- «В дом культуры всей семьёй», акция;

- «Там, где дружная семья, удач тропинка пролегла», КВН.

Организация досуга пожилых людей, инвалидов и других социально-незащищенных групп населения.

Работе с этой категорией людей всегда уделялось особое внимание.  Формы проведения мероприятий для пожилых разнообразны: чествования на дому, вечера отдыха, встречи, огоньки, посиделки, концерты:

- «Жизнь – только миг», беседа;

- «Мы желаем…», вечер отдыха;

- «Пётр и Павел – рябинники», осенние посиделки;

- «Осенние мелодии», вечер встреч, посвящённый Дню пожилых людей.

Для тех, кто не может принять участие в торжественных встречах, работники культуры организовывают поздравления на дому:

- «Ветеран живет рядом»;

- «Солдатские вдовы».

Ежемесячно организовываются выездные благотворительные концерты, благотворительные акции и мероприятия для категории людей с ограниченными возможностями, так как большую часть жителей деревень составляют пенсионеры.

Работа с населением по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и СПИДа.

Работники Максимовичского сельского Дома культуры регулярно ведут работу с населением по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и СПИДа, особое внимание уделяется детям, подросткам и молодежи. Пропагандируется здоровой образ жизни, наглядно  и на словах освещается деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Формы мероприятий разнообразны: тематические вечера, кинолектории, акции, устные журналы, беседы, детские утренники, часы и уроки общения, походы в лес и спортивные мероприятия. Проводятся они в период школьных каникул, во Всемирный день без табака и курения (31 мая), в Международный день борьбы с наркоманией (26 июня) и Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря). Были проведены:

- «Конфета в обмен на сигарету», акция;

- беседа «Здоровая планета в наших руках»;

-встреча с сотрудниками медучреждений «СПИД – плата за беспечность?»;

-беседа «Как родителям уберечь ребёнка от дурной компании?»;

-профилактическая лекция «Дети и алкоголизм»;

-фотовыставка «Как прекрасен этот мир».

«Мы против курения» под таким названием прошла акция в честь Всемирного дня отказа от курения, она прошла при поддержке Кличевского районного Дома культуры. В этот день раздавали листовки с информацией о вреде табака и курения, демонстрировали видеоролики о пагубном влиянии никотина на организм человека. В рамках этой акции прошла еще одна: «Обменяй сигарету на конфету». Молодежный десант торжественно уничтожил все собранные сигареты.

2. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.

В Максимовичском сельском клубе систематически ведут работу тимуровские отряды, созданные из учащихся старших классов сельской школы. Они оказывают односельчанам пожилого возраста, инвалидам, ветеранам и вдовам помощь по дому и приусадебному хозяйству, доставляют покупки из магазина и прочее. В апреле этого года был проведён десант по благоустройству территории памятных мест и братских могил «Гэта мая Радзіма».

Учреждение культуры не стоит на месте, развиваясь, усовершенствуется материально-техническая база. Так с приобретением кинопроектора  работы, конечно, прибавилось, но зато наши праздники приобрели неповторимый окрас, интерес со стороны зрителей вырос, актовый зал всякий раз  переполнен до отказа. Видеофильмы о родном крае, да еще в сопровождении песни или интересного рассказа, производят неизгладимое впечатление.

Стало доброй традицией проведение праздника деревни, который отмечают всегда на православный праздник Покрова найсвятейшей Богородицы, на котором все жители деревни становятся главными героями дня.

В день библиотекаря  чествовали ветеранов библиотечного труда, со сцены звучали стихи в их честь, были поздравления  и подарки.

В день учителя  артисты вокального ансамбля «Званочкі» Максимовичского Дома культуры приняли участие в концерте в городе Кличеве, посвященному чествованию  лучших учителей района.

3. Платные виды услуг культурно-досугового учреждения.

За 10 месяцев 2014 года было проведено 64 платных мероприятия, которые посетили 649 человек, в том числе для детей 4 мероприятия, их посетило 210 человек.

Клубные учреждения района   оказывает платные услуги населению: это дискотеки, платные мероприятия по заявкам предприятий и организаций, юбилеи, новогодние утренники для детей, концерты, тематические программы, показ видеофильмов, выездные концерты в другие населённые пункты и за пределы своего района.

Начиная с 2007 года, проводятся платные  кино-видеосеансы.

За 10 месяцев 2014 года было продемонстрировано 36 киносеансов с привлечением 119  зрителей, из них для детей 19 сеансов, которые посетило 132 человека.

4. Деятельность клубных формирований.

Для людей, проявляющих устойчивый интерес к какому-либо виду искусства или творческой деятельности, в агрогородке Новые Максимовичи создано и работают 11 клубов по интересам и любительских объединений, в которых проводят свое свободное время 119 человек, из них детских  –6 , в них –74 человека.

Участниками любительского коллектива «Спадчына» являются ученики Максимовичской средней школы и труженики колхоза «Родина». Всех этих людей объединил интерес к истории родного края. Они с увлечением занимаются сбором информации о жителях нашей местности, «раритетных» вещей; проводят работу с архивным материалом, анализируют мемуарную литературу; ведут беседы с участниками Великой Отечественной войны; занимаются поиском и обработкой фронтовых писем, фотографий; организовывают этнографические экспедиции в соседние деревни, активно участвуют в культурно - массовых мероприятиях Максимовичского СДК.

В настоящее время в кружке «Изостудия» занимается 12 детей. На занятиях они знакомятся с основными техниками изобразительного искусства; основами рисунка, живописи, композиции, знакомятся с творчеством белорусских писателей. Также в процессе обучения проводятся беседы, конкурсы, викторины, экскурсии в музеи. 

В любительском объединении "Юный пчеловод" занимается 8 детей. Дети с увлечением занимаются в кружке. На теоретических занятиях они знакомятся с биологией пчелиной семьи, с породами пчел, с инвентарем, необходимым для осмотра пчел. На практических занятиях дети присутствуют при осмотре пчел, учатся мастерить рамки, натягивать вощину, откатывать мед. В Максимовичском СДК организовываются выставки меда, встречи с местными пчеловодами.

Дискоклуб «Ника» образован в 2009 году. Сейчас в нем занимаются 10 юношей. На занятиях разрабатывают сценарии дискотек, знакомятся с различными жанрами музыки, активно участвуют в проведении тематических дискотек, в культурно-массовых мероприятиях агрогородка.

Участников любительского объединения «Цветовод и садовод» объединяет любовь к растениям; они делятся своими навыками выращивания растений: как цветов, так и плодовых деревьев. Планируют организовывать выставки и продажу комнатных растений. 

Любительское объединение «Золушка» создано в 2008 году. Участники объединения делятся своими навыками по бисероплетению, по вязанию спицами и крючком, по квилингу (на занятиях используется ноутбук для просмотра презентаций).

На занятиях кружка «Умелые ручки» для своих изделий дети используют различные материалы: манку, соль, пуговицы, макаронные изделия, крупы, птичье перо, опилки, бересту. С восторгом участники создают собственные работы. Руководитель кружка способствует развитию творческих способностей у детей. Также в процессе обучения проводятся беседы, конкурсы, викторины, экскурсии в музеи. 

Кружковцы «Театра игры» с увлечением занимаются в кружке, ведь детям, как воздух, необходимы игры и праздники.  Они с интересом знакомятся с различными новыми постановками «Старых» сказок; это и «Репка на новый лад», «Волк и семеро козлят» и «Колобок в новом мире». Самым интересным для детей является разучивания различных игр и обрядов. С их участием организовываются такие праздники, как - Масленица, Рождество, Купалье. 

На занятиях кружка здорового образа жизни «Медуничка» - дети знакомятся с основными правилами гигиены, с лекарственными растениями, с правилами поведения на улице, в лесу; дома, когда остался один. На занятиях организуются познавательные игры, конкурсы, презентации.

Вокальный ансамбль «Росинка» образовался в 2010 году на базе Максимовичского СДК. Участниками коллектива являются ученики сельской школы. Они ежегодно принимают участие в районном конкурсе "Кличевская звездочка". Участниками вокального ансамбля «Званочкі» являются учителя сельской школы, работники колхоза, пенсионеры.

Вокальные коллективы принимают активное участие во всех культурно - массовых мероприятиях, проводимых в колхозе, в детском саду и в Доме культуры агрогородка. Участвуют в выездных мероприятиях в малонаселенные и отдалённые населенные пункты Колбчанского сельского совета. Неоднократно выезжают за пределы района с разнообразными концертными программами (в Березинский, Борисовский районы).

В Максимовичском учреждении культуры регулярно проводятся выставки детских рисунков, организовываются выставки работ любительских объединений. 

 5. Значимые события культурной жизни агрогородка.

В этом году праздник Деревни был «особенный» потому, что впервые совпал с праздником районного масштаба «Дажынкі-2014». Руководство района решило изменить традиции и провести праздник тружеников сельского хозяйства на базе Максимовичского Дома культуры, а не в райцентре. Агрогородок сразу помолодел и обновился в короткие сроки, были благоустроены социальные и культурные объекты.

Место возле Дома культуры в этот день превратилось в огромную сценическую площадку. Тут разместились импровизированные сельские усадьбы каждого из агрогородков, чайная гостинная, торговые ряды, детская площадка с аттракционами.

Начался праздник с поздравления лучших хлеборобов района, которое проходило в актовом зале местного Дома культуры. Под аплодисменты присутствующих главе районного исполнительного комитета вручался главный каравай, испеченый из зерна нового уражая. Приветствуя виновников торжества и гостей праздника, руководитель района отметил, сегодняшний увесистый хлебный каравай района – это результат хорошей организации и ответственной работы в сельскохозяйственных организациях на всех этапах, укоренение современных агротехнологий.

Затем началась церемония вознаграждения победителей жатвы. Один за другим поднимались на сцену для получения наград экипажи комбайнёров, водители автомобилей, машинисты зерносушильных комплексов.

Им в этот день свои лучшие песни посвящали и артисты заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь ансамбля народной песни и музыки «Жытніца», и другие самодеятельные таланты Кличевщины, а также творческий коллектив «Яжебинки» из города Борне-Сулиново Республики Польша.

На празднике не было места для грусти. Сельчане и гости с удовольствием слушали песни, угощались душистым шашлыком в ресторане под открытым небом, детвора проводила время на аттракционах, спортивные болельщики поддерживали команды на волейбольных площадках, а также молодые семьи, которые участвовали в конкурсе «Властелин села». Праздник удался на славу. Теперь с нетерпением все ждут следующего праздника деревни. А раённые «Дажынкі» в следующем году будут проводится в агрогородке Несята.

  7. Совместная работа с другими организациями и ведомствами по организации досуга населения.

Максимовичский СДК поддерживает неразрывную связь с детским садом, школой и библиотекой, ведь они не только являются источниками талантов, но и помогают в подборе литературы  для сценариев, участвуют в постановках.

Сотрудничество с этими организациями можно назвать творческим союзом, на работе которого держится организация  многих общепоселковых праздников и  мероприятий.

Поддержка ощущается и со стороны администрации, районной и местной (администрация Колбчанского сельского совета) и других  активистов поселка. Значительный вклад в культурное развитие агрогородка вносит руководитель КСПК «Колхоз «Родина» - Василий Васильевич Белый. Не одно мероприятие не проходит без его материальной поддержки. Руководство «Колхоза «Родина» финансирует проведение различных культурно-массовых мероприятий и экскурсионных поездок, приобретение оборудования и сценических костюмов, благоустройство прилегающей к СДК территории и ремонт.

Сельский Дом культуры агрогородка сотрудничает  с другими учреждениями культуры, оказывает методическую, консультативную помощь в подготовке к мероприятиям.                                                                                    

Ежемесячно работники учреждения культуры агрогородка выезжают  с концертными номерами  в соседние деревни.                   

СДК сотрудничает  с районной газетой «Сцяг Саветаў», мероприятия не раз освещались на страницах газеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Клуб в широком понимании – это государственная, общественная, частная организация, которая имеет статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан [4, с. 37]. Сельские клубы, сельские Дома культуры, другие типы клубных заведений занимают прочное место в своём регионе, имеют определённый организационно-творческий потенциал и разнообразный набор культурных услуг для населения [22, с. 86].

В сельской местности (в отличие от города) центр досуга (Дом культуры, сельский клуб) зачастую является единственным «поставщиком» культурных и досуговых услуг населению (используя рыночную терминологию). У посетителей сельских клубных учреждений, наибольшей популярностью у населения пользуются следующие клубные культурно-досуговые услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, концерты-поздравления, вечера отдыха, театрализованные представления, литературно-музыкальные гостиные, праздничные мероприятия и народные гулянья (8 Марта, Новый год, 23 февраля и другое), народно-обрядовые праздники, праздники деревень, проведение семейных торжеств, вечера-воспоминания, услуги компьютерных центров и другое.

Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. В качестве платных культурных услуг предоставляются и востребованы у населения следующие: занятия любительским художественным творчеством (танцевальные кружки и студии – взрослые и детские), спортивно-оздоровительные (занятия аэробикой, фитнесом, бильярдом), развлекательно-коммуникативные (вечера встреч, студии детского досуга, тематические вечера отдыха и тематические развлекательные программы – как для детей, так и для взрослых), музыкально-развлекательные (дискотеки, танцевальные вечера), зрелищные мероприятия (кинопоказы, театрализованные представления, выездные концерты и выездные спектакли), культурно-познавательные (экскурсии), специфические социально-культурные (услуги культ-организатора и ведущего для проведения вечеринок и программ, торжественная регистрация брака, беспроигрышные лотереи, выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства, поздравления на дому, написание сценариев).

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов – аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. В качестве потенциально востребованных услуг клубные посетители отмечают такие, как спортивно-оздоровительные занятия (услуги спортивных секций и спортивных залов, занятия настольным теннисом, бильярдом), услуги кафе-мороженого и безалкогольных напитков, культурно-зрелищные услуги (караоке-клубы, праздники деревень, детские праздники, семейные праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера отдыха «Кому за…», свадебные обряды, корпоративные вечера), занятия художественным творчеством (кружки декоративно-прикладного творчества), специфические социально-культурные услуги (работа детских комнат, игровых площадок для детей при Домах культуры, интернет-кафе) [12, с. 376].

Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба [15, с. 44-45].

Здесь незаменимым средством выступают регулярные социологические исследования (анкетирование, устные и письменные опросы, беседы) культурно-досуговых предпочтений населения [12, с. 378]. Не очень популярны у жителей агрогородков занятия творчеством. Практически отсутствует интерес к местным историко-культурным достопримечательностям, истории родного края. Отмечается низкая степень удовлетворённости населения агрогородков работой объектов культурно-досуговой сферы, их недостаточное разнообразие. Критикуются устаревшие формы работы, слабая материально-техническая база учреждений культуры, неудобный график их работы.

Очевидна необходимость разработки технологий культурно-досуговой деятельности, с помощью которых возможно изменить характер культурной активности населения (например, применение в деятельности учреждений культуры аннимационной технологии, способствующей активному вовлечению отдыхающих в творческий процесс). Необходимо пробуждать интерес жителей сельских регионов к культурному наследию, осознанию ценности аутентичного искусства и традиционной культуры, формировать у молодого поколения уважительное отношение к уникальным особенностям своей территории. Во многом этому может способствовать создание сельских музеев природы и краеведческих музейных экспозиций при центрах культуры агрогородков [15, с. 124-125].

Сельский Дом культуры является центром по организации досуга населения. Рассмотрев и изучив практические и теоритические аспекты организации культурно-досуговой деятельности мы можем сделать вывод, что в настоящий момент деятельность сельского Дома культуры не может в полной мере удовлетворить потребности населения в проведении досуга. С одной стороны работа по организации досуга населения на селе строится на конкретную знакомую аудиторию. Учитываются социально-психологические особенности и предпочтения. С другой стороны очень напряженная обстановка с профессиональными кадрами. Поэтому выбор профиля кружков весьма ограничен.

В результате проделанной работы мы можем дать рекомендации, что для совершенствования организации культурно-досуговой деятельности сельского клубного учреждения необходимо:

- регулярно изучать интересы и запросы различных категорий населения;

- планировать работу Дома культуры по организации досуга населения с учетом социально-возрастных особенностей и предпочтений;

- организовывать и осуществлять работу кружков разных профилей (в том числе и на платной основе);

- необходимо совершенствования культурной инфраструктуры в сельской местности (наличие спортивных объектов, детских площадок и другое);

- привлекать большее количество людей в клубные формирования;

- использовать в работе различные инновационные формы культурно-досуговой деятельности;

- организовать новые виды платных услуг населению (караоке-клуб, Интернет-кафе, поздравления на дому, ведение различных мероприятий, написание и разработка сценариев под заказ, продажа изделий художественного любительского творчества, прокат сценических костюмов и театрального реквизита; изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей; организация творческих выставок в музее; демонстрация кинофильмов; работа студии звукозаписи);

- повышать профессиональный уровень работников клубного учреждения;

- вести согласованную работу по организации досуга населения с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека), организациями и ведомствами.

Таким образом, удовлетворение культурно-досуговых потребностей жителей агрогородков требует совершенствования социально-культурной инфраструктуры, модернизации форм деятельности уже имеющихся учреждений и создания современных комплексных объектов, отвечающих разнообразным культурным запросам населения [15, с. 125].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта, 1998. – 240 с.

2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

3. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

4. Макарава, А. А. Дзяржаўныя клубныя ўстановы на мяжы стагоддзяў: стан і кірункі развіцця / А. А. Макарава // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 64-73.

5. Культурно-досуговая деятельность: учебник для вузов культуры и искусств / Т. Г. Васильева и [др.]; под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.-М.: МГУК, 1998.-461с.

6. Ажойчик, Н. А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. - С. 27-32.

7. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И. Л. Смаргович // Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013.-174 с.

8. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – 3-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. -192 с.

9. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

10. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2002. — 288 с.

11. Жаркова, Л. С Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. -М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. -144с.

12. Смаргович, И. Л. Культурные услуги в досуговой сфере: предпочтения на региональном уровне / И. Л. Смаргович // Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навуковай канферэнцыі (Мінск, 23-24 лістапада 2011 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. - Мінск, 2013. - С. 373-378.

13. Грыгаровіч, Я. Д. Прыкладная культуралогія: вуч. дапаможнік / Я. Д. Грыгаровіч, А. І. Смолік. –Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005.-228 с.

14. Сивурова, Л. П. Социально-культурные услуги: сущность и характеристика / Л. П. Сивурова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2014. – С. 99-103.

15. Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / редкол.: А. И. Степанцов, С. Б. Мойсейчук, К. И. Ремишевский; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. –Минск: БГУКИ, 2014.-133 с.

16. Макарава, А. А. Клубныя ўстановы як суб'ект рэалізацыі прыярытэтаў дзяржаўнай культурнай палітыкі / А. А. Макарава // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры. - 2003. - № 2. - С. 89-95.

17. Закон о культуре Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 декабря 2009 г., № 114-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1666.

18. Положение о клубном учреждении в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 ноября 2004 г., № 23 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 180. – 8/11695.

19. Зиятдинова, Ю. Е. Ноосфера культурных потребностей: социокультурный феномен: автореф. дис. д-ра. социол. наук: 22.00.06 Ю. Е Зиятдинова; Адыгейск. гос. ун-т.-Майкоп, 2010.-52с.

20. Бухель, С. Л Нормативно-правовые документы в деятельности клубных учреждений: метод. издание / С. Л. Бухель, Н. М. Игнатьева–Могилёв, 2011.-96 с.

21. Смаргович, И. Л. Реформирование и оптимизация деятельности клубных учреждений в Беларуси / И. Л. Смаргович // Культура. Наука. Творчество : сборник научных статей / Белорусская государственная академия музыки [и др.]. - Минск, 2011. - Вып. 5. - С. 463-469.

22. Макарова, Е. А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е. А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. - 2008. - № 10. - С. 86-87.

 

ДОМ КУЛЬТУРЫ - КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ