ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО СПОРТА
PAGE 8
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО СПОРТА
2.1. Организационная структура детского спорта {ДЮСШ, ФСО, спортивные клубы, секции)
В настоящее время в регионах России создана эффективная система образовательных учреждений спортивной направленности. Она включает в себя детско-юношеские спортивные школы, дворцы детского спорта, центры образования, спортивно-педагогические колледжи, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, городские и региональные физкультурно-спортивные объединения. Данные образовательные учреждения относятся к комитетам, министерствам и ведомствам и координационно взаимосвязаны с федерациями России по видам спорта.
Если рассматривать количество образовательных учреждений спортивной направленности по округам, то наибольшее их число находится в Центральном федеральном округе (947 учреждений) и Приволжском федеральном округе (943 учреждения), меньшая численность в Дальневосточном (203 учреждения) и Уральском федеральных округах (389 учреждений).
Несмотря на то, что наблюдается положительная тенденция к увеличению численности занимающихся, их охват составляет всего 9,2% от общей численности населения Российской Федерации, что существенно ниже уровня охвата занятиями физической культурой и спортом в других развитых странах (40%).
Структура любой педагогической системы представляет собой совокупность следующих инвариантных элементов:
1) учащиеся (в спортивной школе - занимающиеся);
2) цели воспитания, в том числе и тренировки (общие и частные);
3) содержание воспитания и тренировки;
4) процессы воспитания (в спортивной школе - собственно тренировки и обучения);
5) педагоги (тренер-преподаватель);
6) организационные формы воспитательной работы.
Структурная организация деятельности педагогического коллектива в ДЮСШ определяется взаимодействием руководящего состава (ниже, перечислить), непосредственно педагогического коллектива, реализующего концепцию развития конкретной детско-юношеской спортивной школы, а также субъектов образовательно-воспитательного процесса - юных спортсменов. Эффективность структурной модели взаимодействия определяется уровнем профессионализма следующих звеньев: директор ДЮСШ, заведующий по учебной работе ДЮСШ, старшие тренеры по видам спорта (спортивным специализациям), тренеры, тренеры-стажеры, врач, технический персонал ДЮСШ, группы юных спортсменов, родительские коллективы.
Структура физкультурно-спортивного объединения состоит из ряда отделов, рассматривающих и оптимизирующих различные аспекты учебно-тренировочного процесса, учебно-методического центра повышения квалификации физкультурных кадров, спортивных школ различного типа, спортивных сооружений и другого материально-технического обеспечения.
Физкультурно-спортивную деятельность в спортивном клубе организует председатель, который руководит рядом отделов, тренерско-преподавательским составом, организующим работу секций с различным контингентом (дети, подростки и взрослые), материальной базой и техническим обеспечением.
Учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности - это открытая социально-педагогическая система, которая:
1) как и другие социальные организации, создается обществом и функционирует на основе социального заказа государства, общества, социума, семьи с учетом интересов и потребностей личности;
2) не может абстрагироваться от социальной ситуации, выполняет заданную социальную роль на основе определенных целей, задач и функций и со своей стороны влияет как на окружение, так и на общество в целом;
3) не может существовать без детей, родителей, педагогов-тренеров и работать без выделяемых обществом ресурсов (финансовых, материальных, технологических, информационных, кадровых и т.д.);
4) зависит от успешности или неуспешности действий других образовательно-воспитательных институтов, учитывает уровень и спектр оказываемых услуг другими образовательными учреждениями социума;
5) имеет обширный диапазон направлений социально-педагогической и образовательной деятельности, влияющих на окружение, на общество в целом.
Управление задает необходимые рамки, обозначает те скрепляющие процедуры, без которых невозможно обеспечить внешнюю целостность объекта. Из этого следует, что управленческая конструкция учреждений дополнительного образования детей по спортивной направленности должна быть «по возможности гибкой, шарнирной, оставляющей значительные степени свободы для подлинной органичной самоорганизации, обеспечивающей внутреннюю целостность и устойчивость объекта» (Е.А. Ямбург, 2000).
К процессам, обеспечивающим внутреннюю связанность структурной модели деятельности педагогического коллектива, можно отнести:
1) выработку и постепенное принятие всеми членами педагогического коллектива общих установок в контексте общешкольной (ДЮСШ) образовательной философии;
2) определение направленности деятельности педагогического персонала, интегрирующего в профессиональной деятельности совокупность установок, интересов, интенций, во многом определяющих распределение ролей и структурное построение модели в целом;
3) построение взаимодействия педагогов между собой и с привлеченными специалистами (медиками, психологами, педагогами), в ходе которого вырабатывается согласованный язык, рождаются объемные стратегические смыслы, формируется общий для всех специалистов контекст, позволяющий преодолевать объектное, узкопрофессиональное отношение к ребенку-спортсмену и повышать устойчивость спортивно-педагогической системы;
4) неизолированность, взаимное проникновение подсистем, подключение их друг к другу повышает внутреннюю связанность модели ДЮСШ, ФСО и других учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.
Устойчивые структуры проявляют свойства самодостраивания, самовоспроизведения, направленности на получаемое целое. Сложные нелинейные системы способны сами себя организовывать, структурировать. Управленческое искусство состоит в том, чтобы научиться определять этот набор органичных, собственных структур, характерных именно для данной модели, следуя естественным тенденциям самоорганизации. Так, одним из органов управления в ДЮСШ является тренерский совет, на котором разрешаются проблемные ситуации по организации учебно-тренировочной, соревновательной деятельности детей, образовательно-воспитательному процессу, оптимизации деятельности значимых структурных подразделений в решении поставленных тактических и стратегических задач в ДЮСШ.
Механизм управления современным образовательным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы отношений школы и всех участников учебно-тренировочного процесса.
Структура этих отношений в спортивной школе такова: школа - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; тренер - тренер; тренер - родители; тренер - спортсмен; спортсмен - спортсмен.
Среди детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования по спортивной направленности, распределение по этапам подготовки представлено в следующем соотношении: из 100% детей, пришедших заниматься спортом на этап предварительной подготовки, 60% переходят в группы начальной подготовки. В ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности происходит естественный отсев и спортивный отбор по видам кондиционной, координационной, мотивационно-волевой готовности в учебно-тренировочные группы, таким образом, из 100% пришедших в спорт лишь 40% переходят в учебно-тренировочные группы и 3,6% - в группы спортивного совершенствования. Данная статистика характеризует не только естественную предрасположенность определенной категории детей к состязательной деятельности, но и динамику становления и развития мотивационной сферы личности в системе спортивной деятельности. И от того, насколько гармонично, экологично и сообразно запросам личности будут претерпевать свое становление и развитие потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки и убеждения в структуре спортивной деятельности, будет зависеть деятельностное присутствие и самореализация ребенка в спорте.
Согласно программно-нормативным документам, в большинстве видов спорта набор в ДЮСШ должен осуществляться с 7 лет, в практике деятельности учреждений дополнительного образования детей по спортивной направленности происходит более раннее привлечение ребенка к системе спортивной деятельности на 2 года и более. Данная позиция педагогов-тренеров оправдана, поскольку, чем раньше будет создана координационная и кондиционная база средствами разнопланового игрового характера, тем больше вероятность ребенку органично вписаться в специфическую систему состязательной деятельности, не растрачивая, а наращивая свой физический и психологический потенциал.
По мнению В.П. Савина, структура подготовки юных спортсменов состоит из трех звеньев:
- начальное звено: массовый спорт, организуемый системой соревнований дворовых клубов по месту жительства (например: на призы «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др.);
- среднее звено: ДЮСШ, СДЮШОР, УОР;
- высшее звено: спортивные клубы, ШВСМ.
По возрасту происходит деление на 4 периода: предварительной подготовки (7-9 лет), начальной спортивной специализации (10-12 лет), углубленной специализации (13-16 лет), спортивного совершенствования (17-18 лет).
На период младшего школьного возраста ребенка в основном приходится этап начальной подготовки.
Основные задачи этого этапа:
1) укрепление здоровья, повышение разносторонней физической подготовленности детей, преимущественно ловкости, быстроты, гибкости, выносливости;
2) постановка школы базовой техники в виде спорта;
3) обучение основным технико-тактическим приемам;
4) становление и развитие интереса к систематическим занятиям спортом;
5) воспитание личностных качеств юных спортсменов, значимых в спортивной деятельности и общей социализации личности ребенка: ответственности, трудолюбия, терпеливости, настойчивости, интуитивности, уверенности в себе, коллективизма, морально-волевых и других жизненно необходимых качеств и черт характера;
6) выявление наиболее способных детей для дальнейшего совершенствования в виде спорта.
Среди педагогических и управленческих подходов, обеспечивающих рост результатов, можно выделить систему методов, комплексное применение которых обеспечивает развитие учреждений дополнительного образования детей по спортивной направленности:
1) методы разработки управленческих решений и их подготовки к практической реализации;
2) методы руководства;
3) методы корректировки принятия решений.
К первой группе методов эффективной управленческой деятельности относятся: сбор информации (беседы, опрос, анализ деятельности и др.); изучение информации (анализ, синтез, систематизация и др.); разработка идеальных моделей руководства (моделирование); принятие решений о развитии ФСО, ДЮСШ и других детских учреждений дополнительного образования (коллегиальных, единоличных, смешанных); подготовка принятого решения к его реализации (в рамках планирования учебно-тренировочного процесса).
Ко второй группе методов управления относятся организационно-распорядительные (постановка персональных задач тренерам и юным спортсменам, контроль и др.); психолого-педагогические (оказание помощи, моральное и материальное стимулирование тренеров и юных спортсменов).
К третьей группе методов управления относят методы корректировки принятия решений - внесение дополнений и изменений в программу учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. По мнению прогрессивных педагогов (Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Э.Н. Гусинского, Е.А. Ямбурга и др.), управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами этой системы, то есть является резонансным. Важна не величина, не сила управляющего воздействия, а его правильная пространственная ориентация. Так, если системообразующим фактором организации деятельности учреждений дополнительного образования по спортивной направленности является здоровье ребенка, то отношения в системе будут нести гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, целесообразность которой проявится не только в спортивном дос-тиженческом аспекте, а в целостном становлении и развитии личности, социально востребованной и индивидуально осуществленной. Что стоит в основе организации системы ценностных предпочтений в педагогическом коллективе тренеров? Первенство любой ценой или ресурсно обусловленное и ценностно мотивированное развитие личности ребенка в процессе спортивной деятельности? На этот вопрос педагог-тренер отвечает каждый день ребенку, его родителям, педагогическому коллективу и прежде всего самому себе - человеку, призванному раскрывать и развивать потенциал физических и духовных сил ребенка.
День становится педагогическим не тогда, когда он несет воспитателя, как несет река щепку, а тогда, когда сам воспитатель управляет им так же, как управляет лодкой человек, плывущий по реке к цели. А река эта - жизнь.
Ш.А. Амонашвили
Знать, как действовать, - половина дела, другая половина -знать, когда совершать действие.
И. Ефремов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО СПОРТА