Реформы Александра II
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
Биография Александра II………………………………………………................4
Реформы Александра II……………………………………………..…...............12
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...29
Введение
В настоящем реферате будет рассмотрена одна из интереснейших, на мой взгляд, тем, касающихся истории XIX века, а именно период правления великого императора Александра II (освободителя). В моей работе я рассмотрю «Политический портрет Александра II», его видение проблем того времени и их решения.
Отдельно следует отметить деятельность Александра II, как деятельность величайшего реформатора своего времени.
Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.
Его реформы оставили глубокий, неизгладимый след в истории Российского государства, дали толчок дальнейшему развитию России как социального, культурного и правового государства, поэтому я считаю, тему моей работы актуальной и интересной к изучению по сей день.
ГЛАВА 1
Биография Александра II
|
Александр II Николаевич «освободитель» (1818 г.-1881 г.) - Российский император с 1855 года, из династии Романовых. Старший сын Николая I.
Родился 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1818 года, в Москве. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III).
Известно, что рождение Александра привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, великий князь Николай Павлович, третий сын императора Павла I, занимал в то время более, чем скромное положение и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.
Родители будущего императора были люди очень разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.
Александр получил очень хорошее образование. Наставником его был великий мыслитель В. А. Жуковский, воспитателем боевой офицер, требовательный и умный К. К. Мердер. Благодаря К.К. Мердеру мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации.
Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который оставался в целом доволен успехами сына и усердием учителей. Но император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына, и с этим приходилось считаться1. По "Плану учения", рассчитанному на 12 лет и составленному В.А. Жуковским, целью преподавателей являлось "образование для добродетели", ибо "Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным". В конечном итоге, Александр II получил разностороннее образование: владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Кроме того, наследнику прочитали специальные курсы М. М. Сперанский, министр финансов Е.Ф. Канкрин, советник Министерства иностранных дел Ф.И. Врунов и военный историк и теоретик А. Жоминисреди.
Личность наследника престола формировалась под влиянием отца Николая I, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну1. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.
Государственная деятельность Александра II началась с 1834 года в должности сенатора, с 1835 года - член Святейшего Синода, с 1841года - член Государственного совета, с 1842 года - Комитета министров.
Несмотря на активную государственную службу Александр II много путешествовал: в 1837 году путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Западная Сибирь), в 1838-1839 годах - по Европе.
В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Из Неаполя через Швейцарию и Прирейнскую область он направился к своим родным в Штуттрарт и Карлсруэ. Желая поскорее вернуться на родину, он захотел ускорить свою поездку в Лондон, последний этап своего заграничного путешествия - и для этого решил сократить свой маршрут, вычеркнув из него мелкие столицы Германских союзных государств, как Дармштадт, Мекленбург, Брауншвейг и т. д. Престарелый герцог Гессенский Людовик II настоял, однако, чтобы Александр посетил его двор хотя бы на несколько часов. Молодой цесаревич вынужден был принять приглашение и нехотя прибыл в Дармштадт 12-го марта 1837 года.
Это посещение сыграло большую роль в жизни Александра II. У Людовика II было четверо детей - три сына и одна дочь, которая была младшей в семье - в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр Николаевич страстно в нее влюбился. В тот же вечер он сказал своим адъютантам - Орлову и Каверину: "Вот о ком я мечтал всю жизнь. Я женюсь только на ней". И он немедленно написал своим родителям, умоляя их разрешить ему просить руки принцессы. Его ждали в это время в Лондоне, и он вынужден был прервать свое пребывание в Дармштадте. Ответ родителей был мало ободрительным. Ему было приказано как можно скорее вернуться в Россию; что же касается его брака, то этот вопрос нужно обсудить и во всяком случае отложить. Тогда Александр решительно заявил Орлову и Каверину, что он скорее откажется от трона, чем от брака с принцессой Марией. Вернувшись в Петербург, он подтвердил своим родителям непреклонность своего решения. Император Николай уступил2.
По прибытии в Россию принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария (род. 27 июля 1824 г.), приняла миропомазание по уставу православной церкви 5 декабря 1840 г. с именем великой княжны Марии Александровны. На другой день последовало обручение, а 16 апреля 1841 г. совершено бракосочетание цесаревича Александра с принцессой Марией Гессеннской. Несмотря на тайну связанную с ее рождением (она была приемной дочерью Людовика II) молодая царевна была приветливо встречена своей новой семьей и будущими подданными. По общему мнению, она была признана красавицей и прекрасно воспитанной. Несмотря на свою молодость, она проявляла всю серьезность своего характера; всей душой отдалась она делам благотворительности и восхищала Святейший Синод своим благочестием. При дворе ее упрекали лишь в суровости, замкнутости и
в любви к этикету. От первого брака император имел 8 детей:
• Александра (18421849);
• Николай (18431865);
• Александр III (18451894);
• Владимир (18471909);
• Алексей (18501908);
• Мария (18531920);
• Сергей (18571905);
• Павел (18601919).2
Второй, (морганатический брак) был заключен после смерти императрицы с давней (с 1866 года) любовницей, княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой (1847г.1922г.), получившей титул светлейшей княгини Юрьевской.
Дети от морганатического брака (узаконены после венчания):
- светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872г. 1913г.);
- светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873г. 1925г.);
- Борис (1876г. -1876г.), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;
- светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878г. 1959г.).
Помимо детей от Екатерины Долгорукой, имел несколько других внебрачных детей.
Первые годы царствования
Еще будучи наследником, Александр II участвовал в делах управления. В последние годы царствования Императора Николая I и во время его путешествий Александр II неоднократно заменял своего августейшего родителя; в 1848г., во время своего пребывания при венском, берлинском и других дворах, он исполнял различные важные дипломатические поручения. Приняв в свое управление военно-учебные заведения, Александр II с особенной любовью заботился об их нуждах и постепенном усовершенствовании как научного преподавания, так и воспитания.
Вступление Александра II на престол 19 февраля 1855 г. произошло при очень тяжких обстоятельствах. Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, обнаружила многие внутренние язвы Российского государства, показала полную несостоятельность прежнего быта. Оказалось необходимым полное переустройство многих частей, но на пути всякого улучшения крепостное право стояло неумолимым препятствием. Потребность в реформах становилась осязательной, неотложной. Наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."3.
С наступлением мира не замедлила начаться и новая эра внутреннего обновления. В 1856 году повелено озаботиться открытием женских гимназий и учрежден ученый комитет для составления и рассмотрения программ преподавания и учебных руководств. В день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д., освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участвовавшим в мятеже 14 декабря 1825 г. и в тайных обществах того времени, отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях и т. п.
Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II. Император Александр II, вступая на престол, был убежден, что освобождение крестьян должно совершиться именно в его царствование. Таково было и общее настроение интеллигенции, и даже в самой крестьянской среде носилось смутное предчувствие близкой воли. Указы об ополчении в 1954 и в начале 1955г. вызвали в целых девяти губерниях значительные беспорядки, так как крестьяне массами заявляли желание вступить в ополчение, считая службу в ополчении за переход к воле.
ГЛАВА 2
Реформы Александра II
Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу XIX века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с XVIII века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине XIX века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того, чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.
С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.
В 1859-1861 годы крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война (1853г.-1856г.), которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.
В 1855 году на престол взошел император Александр II, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.
Великие реформы начались.
Суть реформ Александра II заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.
Крестьянская реформа (отмена крепостного права 1861 г.)
Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены.
Александр II в речи перед московским дворянством 30 марта 1856 года: «… и сами вы знаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».
19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
Основной акт «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержал главные условия крестьянской реформы:
- Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временно обязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям членству в сельском обществе и владению надельной землёй.
- Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
- Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей волость.
- Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.
- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
- Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
- Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству 4.
В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.
Судебная реформа (1864 г.)
Еще одна важная реформа Александра II это реформа судебной системы.
Сложная, многоступенчатая судебная система обладала многочисленными недостатками, к началу царствования Александра II в полной мере осознанными на всех уровнях российского общества, в том числе и бюрократией. Устарелые судебные порядки со всех сторон подвергались критике, раздражали общество и власть, не имели защитников. Судебная реформа признавалась необходимой и Министерством юстиции, и большинством членов Государственного Совета, и многими крупными государственными деятелями, имевшими личное влияние на Александра II. По мере смягчения цензуры в печати судебная система стала подвергаться и нападкам в прессе. Общественное же мнение о судебном строе уже много лет было устойчиво негативным.
Кроме того, весь комплекс проводившихся и проектируемых в тот период реформ способствовал развитию стремления к преобразованию судебной системы. Освобождение крепостных крестьян вывело значительную часть населения из-под неформального («домашнего») суда помещиков. Хотя, в теории, помещики располагали правом суда над крестьянами только при мелких проступках, на деле крепостные оказывались в государственном суде в редких случаях. Теперь же дела массы освобожденных подданных должен был разбирать общий суд. Освобождение крестьян дало возможность задуматься о введении суда присяжных - при крепостном праве всякая коллегия, сформированная из лично свободных людей, оказалась бы непредставительной по отношению к населению в целом. Появление в губерниях земского самоуправления существенно облегчило возможную организацию выборов внесословных судей - теперь их можно было выбирать в объединяющих сословия земских собраниях. Идея гласности суда поддерживалась быстрым развитием эффективного инструмента этой гласности независимой прессы5.
Дополнительным фактором были и определенные успехи образовательной системы. Количество профессиональных юристов с высшим образованием постепенно увеличилось, и к началу 1860-х годов уже стало возможным заполнять ими вакансии в губернских судебных палатах. Постепенно увеличивалось и количество лиц с непрофильным высшим и средним образованием. Это обстоятельство давало возможность ввести специальные и общие образовательные цензы для судебных должностей разных уровней и сформировать профессиональную адвокатуру. Условием привлечения этих образованных людей к службе в судах было радикальное улучшение репутации судебного ведомства, полностью подорванной взяточничеством и волокитой.
Государственный Совет образовал для разработки новых Судебных уставов комиссию, которая включала в себя всех лиц, ранее работавших над законопроектами. Председательствовал в комиссии государственный секретарь Д. П. Бутков, а в его отсутствие - А. М. Плавский. Комиссия разделялась на три отделения, отделение судоустройства возглавлял А. М. Плавский, отделение уголовного судопроизводства Н. А. Буцковский, отделение гражданского судопроизводства С. И. Зарудный. Всего в комиссию входило 34 лица. Разработкой законодательства о судопроизводстве в мировых судах занималось II Отделение Собственной Е. И.В. канцелярии.
В декабре 1864 года комиссия закончила работы и внесла законопроекты в Соединенные департаменты. Новые Судебные уставы состояли из четырех основных законов: Учреждения судебных мест, Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, и сопровождались рядом технических норм, определяющих штаты судебных учреждений и переходные положения в процессе их введения. В марте-июле 1864 года законопроекты были рассмотрены Соединенными департаментами, утвердившими их практически без разногласий, а в сентябре-октябре Общим собранием Государственного Совета. 20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые Судебные уставы. В императорском указе Сенату объявлялось: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние»6.
При принятии Судебных уставов Государственный Совет высказался за распространение их на всю империю в течение 4 лет. В действительности же процесс затянулся более чем на 25 лет, причем при введении Уставов во многих местностях были допущены существенные отклонения от их первоначальных идей.
Однако, в конечном итоге, суд перестал ориентироваться на сословный принцип при разрешении дел по существу, и все граждане страны теперь имели равные права и обязанности перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт, даже отдельную ветвь власти, что сохранилось в практически неизменном виде по сей день.
Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы
Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.
Для осуществления всех функций избирались представители. Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.
Также раз в году собиралось губернское земское собрание для общего руководства хозяйственными делами всей губернии. Это собрание выбирало из своего состава губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. За работой всех земских учреждений наблюдали губернаторы и министерство внутренних дел.
Земства занимались народным образованием, медицинским обслуживанием, надсмотром над снабжением продовольствием, дорогами, страховками, ветеринарным обслуживанием. Земства во многом напоминали самоуправление, основанное Иваном Грозным в XVI веке и уничтоженное Петром I. Немного позже, в 1870 г., было создано подобное городское самоуправление.
Земства позволили возврат допетровских всесословных органов самоуправления, а не сословных (т.е. дворянских), какими они стали после Петра I и его наследников.
Военные реформы (60-х 70-х годов)
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. В 1874 г. была введена общая воинская повинность.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным7.
Кроме того, в армии стали больше заниматься образованием солдат и офицерского состава.
Армия получила новое вооружение и обмундирование, получив при этом значительные дотационные средства за счет государственной казны. Сменился сам принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.
Финансовые реформы (60-х 70-х годов)
Важной составной частью общей реформации являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства. Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджетная система России характеризовалась такими чертами: Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну.
Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели.
Был низкий уровень сметной дисциплины. Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. Много вреда принесла действовавшая система экономических капиталов. По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить, как хотели, а в казну не возвращали. Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто - бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Но на практике эта премия чаще всего была премией за плохую работу. Министерства не успевали сделать все то, что им положено было сделать за год, у них образовывался остаток. А заинтересованности в том, чтобы все сделать, у них тоже не было, поскольку то, что осталось, доставалось им в виде премии. Нередко возникала такая ситуация, когда приходилось брать займы за границей, в то время как деньги в стране были, но они были на счетах министров, они были неприкосновенны.
Важное место имело создание в 1860 году Государственного банка. Гос. банк создавался вместо большого количества государственных кредитных учреждений. Он должен был централизовать все дело государственного кредита.
Задачи гос. банка:
- он должен был кредитовать промышленность и сельское хозяйство, но это задача на будущее, поскольку в 1860 году денег у него не было;
- банк занимался преимущественно скупкой и продажей государственных ценных бумаг.
Была реорганизована старая налоговая система. Новая стала более справедливой. К середине XIX века она была несправедливой. Из налоговых поступлений больше платили крестьяне и мещане в рамках подушной подати. Между тем наиболее зажиточные категории населения, дворянство и купечество, меньше 20%. Т.е. финансовое благополучие государства обеспечивали не самые богатые люди8.
А в первой половине 1870-х годов были приняты меры, которые сделали распределение налогового бремени более справедливым.
Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». В чем суть реформы? Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения.
В 1863 году было отменено взимание подушной подати с мещан. Вместо подушного сбора в городах был введен налог на городскую недвижимость, облагая этими налогами всех владельцев недвижимости, в том числе и дворян, которые раньше налогов не платили.
В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов
В 1875 году был введен государственный поземельный налог. Его платили все собственники земли, в том числе и помещики.
С другой стороны, привлечение к платежам лиц, которые раньше вообще не платили налогов, способствовало росту поступлений в государственное казначейство.
Реформа образования (реформа Толстого Д.А. 1863 г. 1864 г.)
Также были сделаны большие перемены в системе народного образования.
В качестве министра народного просвещения граф Толстой Д.А. провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, по свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова, во введении в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872 г.).
В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внёс публицист и профессор М. Н. Катков. Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствование распространению поверхностных радикальных взглядов. С аналогичными целями (чтобы исключить необходимость поездок студентов в европейские университеты и, тем самым, воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы) предпринимались серьёзные усилия по созданию и надлежащему оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах.
В университетах профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных лиц и заведовал хозяйством университета самостоятельно, что ранее было невозможно.
Доступ в гимназии был открыт для детей "всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены "женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты "высшие женские курсы", дающие высшее образование9.
Вместе с военными училищами и университетами стали открываться новые обычные школы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.
Реформа печати (народного просвещения 1865 г.)
Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства. Уменьшение цензуры.
С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.
Заключение
Александр II был интересной исторической личностью и оставил глубокий след в истории. Ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.
В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.
Политические и финансовые реформы Александра II названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолён, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.
Реформы императора Александра II, направленные на улучшение народного благосостояния, воспринимались атеистически-воинствующей русской интеллигенцией, как уступки испугавшегося их царя, как на первые шаги к конституционной монархии, шаги на пути к осуществлению их мечтаний - захватить политическую власть в свои руки.
Благие деяния Александра II помнят не только в России, но и в других странах, они увековечены в памятниках и других памятны и ценных вещах.
- Третьего сентября 1991 года Госбанк СССР выпустил палладиевую монету достоинством 25 рублей в честь 130-летия события.
- В 2011 году Банк России выпустил памятную монету, посвящённую 150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»:
Монета СССР 500-летие единого русского государства: Отмена крепостного права, 1861 г. Палладий 999 пробы, 25 рублей. |
||
Монета Банка России Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г. Золото 999 пробы, 1000 рублей. |
Воздвигнуты памятники во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Минске, Киеве, Хельсинки, Софии и других городах.
Список использованной литературы:
• Большая Российская Энциклопедия: В 30 т./Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов, отв.ред. С. Л. Кравец. Т.5 Великий князь Восходящий узел орбиты. М.:БРЭ,2006. 783 с.:ил.:карт. С.550. ISBN 5-85270-334-6 (Т.5)
• Карпов, «О военных П. при графе Аракчееве» («Русский Вестник», 1890, № 2, 3 и 4)
• «Военный П. при графе Витте» («Древн. и Нов. Россия», 1880, № 7)
• Васильчиков А. И., кн. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах / В 2-х тт. СПб., 1876. 564+444 с.
- Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем : Юбилейное издание: В 6 т. М., изд-во И. Д. Сытина, 1911.
- Джаншиев Г. Эпоха великихъ реформ. СПб., 1907. С. 1125.
- Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1954. 292 с. 50 000 экз.
- Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011. 718 с. (Основой изд. без испр. и доп. является «Самодержавие и отмена крепостного права в России, 18561861» (М., 1984)). 1000 экз. ISBN 978-5-8243-1548-6.
- Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 18561861. М., 1984.
- Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян//Кавелин К.Д. Русский национальный интерес. М.: Издательский Дом "Экономическая газета", 2010. ISBN 978-5-900792-70-5.
- Корнилов А. А. Крестьянская реформа. СПб.: Изд. П. П. Гершунина, 1905. 271 с.
- Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К. А. Софроненко. М.: ГИЮЛ, 1954. 318 с.
- Петлин Н. С. Выкуп у помещиков крестьянских наделов и его последствия. СПб., 1894. 22 с.
- Покровский М. Н. Русская история с древнейших времён / При участии Н. Никольского и В. Сторожева. М.: Мир, 1911. Т. 5.
- Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении : (Основы социальной динамики). 2-е изд. Л.; М.: Книга, 1928. Т. 11: Производственный капитализм и революционное движение в России второй половины XIX и начала XX века. 406 с.
- Троицкий Н. А. Россия в XIX веке : Курс лекций : [Для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «История»]. М.: Высш. школа, 1997. 431 с. 5000 экз. ISBN 5-06-003210-8.
- «Лекции по русской истории» С. Ф. Платонов, Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.
- «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
- «История России». Учебник - 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - Москва, Изд. «Проспект» 2003 год.
- «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М - НОРМА, 1997 год.
- «Гессен И.В. Судебная реформа.. СПб, 1905. 267 с. Гессен
- Судебные уставы, Высочайше утвержденные 20 ноября 1864 года, с разъяснением их по решениям Кассационных департаментов Правительствующего Сената.. М.: Изд. А.Е.Гарнака, 1869. 930 с. Судебные уставы 1864 года
- Немытина М.В. Суд в России: вторая половина XIX - начало XX вв / Дисс-я на соискание степени д.ю.н.. М.: Академия управления МВД, 1999. 403 с.Немытина
- Судебная реформа. / Под редакцией Н.В.Давыдова и Н.Н.Полянского. В 2-х томах.. М.: Объединение, 1915. С. 1381; 310. Судебная реформа
- Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. СПб.: Изд. И.К.Гассанова, 1912. 356 с.
1 Покровский М. Н. Русская история с древнейших времён / При участии Н. Никольского и В. Сторожева. М.: Мир, 1911. Т. 5.
2 Большая Российская Энциклопедия: В 30 т 2. Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов, отв.ред. С. Л. Кравец. Т.5 Великий князь Восходящий узел орбиты. М.:БРЭ,2006. 783 с.:ил.:карт. С.550. ISBN 5-85270-334-6 (Т.5)
3 Немытина М.В. Суд в России: вторая половина XIX - начало XX вв / Дисс-я на соискание степени д.ю.н.. М.: Академия управления МВД, 1999. 403 с.Немытина
4 Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011. 718 с. (Основой изд. без испр. и доп. является «Самодержавие и отмена крепостного права в России, 18561861» (М., 1984)). 1000 экз. ISBN 978-5-8243-1548-6.
5 Судебная реформа. / Под редакцией Н.В.Давыдова и Н.Н.Полянского. В 2-х томах.. М.: Объединение, 1915. С. 1381; 310. Судебная реформа
6 Судебные уставы, Высочайше утвержденные 20 ноября 1864 года, с разъяснением их по решениям Кассационных департаментов Правительствующего Сената.. М.: Изд. А.Е.Гарнака, 1869. 930 с. Судебные уставы 1864 года
7 Карпов, «О военных П. при графе Аракчееве» («Русский Вестник», 1890, № 2, 3 и 4)
8 Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении : (Основы социальной динамики). 2-е изд. Л.; М.: Книга, 1928. Т. 11: Производственный капитализм и революционное движение в России второй половины XIX и начала XX века. 406 с.
9 Джаншиев Г. Эпоха великихъ реформ. СПб., 1907. С. 1125.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Реформы Александра II