ПОДГОТОВКА ЛИБЕРО - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЗАЩИТНИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
«ПОДГОТОВКА ЛИБЕРО - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЗАЩИТНИКА»
Автор: Мартюшенко Александр Петрович,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ПРИЕМ ПОДАЧ.
ГРУППОВАЯ ПОДГОТОВКА.
ПРИЕМ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОИГРОВОЧНЫХ ПЕРЕДАЧ.
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ ЗАЩИТЫ.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОВКОСТИ.
ВЫВОД.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1 ВВЕДЕНИЕ.
Несмотря на универсализм, требуемый от волейболистов при выполнении технико-тактических действий, в настоящее время выделяют несколько специфических функций, в которых специализируются игроки. Это функции связующего, нападающих первого и второго темпа и др.,а в последнее время появилось новое амплуа в командах – это «либеро» - специализированный защитник. Из правил соревнований по волейболу:
Глава 2. Игрок «либеро».
20. Игрок «либеро»
20.1 Назначение «либеро».
20.1.1 Каждая команда имеет право назначить среди 12 игроков одного (1)
Специализированного защитного игрока «либеро».
20.1.2. «Либеро» должен быть записан в протокол перед матчем в специальной колонке, отведенной для этого. Его номер должен быть также записан в карточку расстановки на 1-ю партию.
20.1.3. «Либеро» не может быть ни капитаном
команды ни игровым капитаном.
20.2 Игровая форма.
«Либеро» должен носить форму (или специальную накидку/нагрудник/ для перерегистрированного Либеро), у которого, как минимум, футболка должна быть контрастна по цвету с другими футболками членов команды. Форма «Либеро» может иметь другой дизайн, но должна быть пронумерована аналогично форме других членов команды.
20.3 Разрешенные действия «Либеро».
20.3.1 Игровые действия
20.3.1.1 «Либеро» разрешается заменять любого другого игрока на задней линии.
20.3.1.2 он ограничен играть, как игрок задней линии и ему не разрешается выполнять атакующий удар с любого места (включая игровую площадку и свободную зону), если в момент касания мяч находился полностью выше верхнего края сетки.
20.3.1.3 Он не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.
20.3.1.4 Игрок не может завершить атакующий удар по мячу, находящему выше верхнего края сетки. Если пас направлен «либеро» палацами сверху из своей передней зоны. Мяч может быть свободно атакован, если «либеро» совершает аналогичные действия находясь позади передней зоны.
20.3.2 Замещения игроков.
20.3.2.1 Замещения «либеро» не считаются как обычные замены. Их число не ограничено, но между двумя из них должен быть проведен розыгрыш мяча.
«Либеро» может быть замещен только тем игроком, которого он заменил ранее.
20.3.2.2 Замещения могут иметь место перед свистком на подачу:
А) в начале каждой партии после проверки 2-м судьей стартовой расстановки; или
Б) пока мяч находится вне игры.
20.3.2.3 Замещение, совершенное после свистка на подачу, но перед подающим ударом, не должно отменяться, но должно явиться предметом устного предупреждения после окончания розыгрыша мяча. Последующие аналогичные замещения должны быть предметом наказания за задержку.
20.3.2.4 «Либеро» и замещаемый игрок может выходить или покидать площадку только через боковую линию перед скамейкой его команды между линией зоны атаки и лицевой линией.
20.3.3 Перерегистрация нового «либеро».
20.3.3.1 В случае травмы зарегистрированного «либеро», с предварительного разрешения первого судьи. Тренер может перерегистрировать нового «либеро» на одного из игроков, который в момент перерегистрации не находился на площадке.
Травмированный «либеро» не может вновь войти в игру до конца матча.
20.3.3.3 В случае перерегистрации «либеро» его игровой номер должен быть записан в графу замечаний. А также в лист расстановки на следующую партию
Таким образом, «либеро» выполняет чисто защитные функции. В которые входят прием подач и нападающих ударов способом сверху или снизу, страховка блокирующих и «доигровочные» вторые передачи для нападающего удара из глубины площадки. И если принять во внимание почти постоянное нахождение «либеро» на задней линии, то можно констатировать о выполнении данным игроком большого объема защитных действий.
Двигательные действия «либеро» носят скоростно-силовой (молниеносный старты, ускорения, броски, падения – выход к мячу) и точностно-координационный (точный прием, передача мяча) характер.
Эффективное выполнение такого вида двигательной деятельности обеспечена высоким уровнем проявления быстроты. Ловкости, а также психических функций, как зрительное восприятие (распределение и быстрое переключение внимания);. Объем, интенсивность и устойчивость внимания; вестибулярной устойчивостью, при выполнении бросков, рывков, падений, неожиданных изменений направления при передвижениях.
Большое значение для «либеро» имеет тонкая дифференцировка мышечно - двигательных, зрительно-вестибулярных и слуховых ощущений, на основании которых появляются такие восприятия. Как «чувство мяча», «чувство площадки», «чувство партнера» и др.
При подготовке к соревнованиям с «либеро» должна проводиться специализированная подготовка, некоторые аспекты которой рассматриваются ниже.
2.ПРИЕМ ПОДАЧ.
(индивидуальная подготовка)
И. п. «либеро» в центре площадки. Поочередные подачи 3-4 игроков в различные зоны. После каждого приема «либеро» быстро возвращается в и. п. (10-20 приемов).
То же, но «либеро» стоит спиной к сетке.
И. п. «либеро» между зонами 4 и 3 у сетки. Поочередные подачи 3-4-х игроков в зону 5. После подброса мяча для подачи «либеро» быстро перемещается в зону приемов.
То же, но подача поочередно в зону 6 и 1 (и. п. «либеро» в зоне 3-2 у сетки)
И. п. в зоне 6 ближе к лицевой линии. После каждого приема в цель – кувырок или рывок до боковой линии с касанием ее и возврат в и. п.
То же, но поочередный прием мячей в зонах 1 и 6 (10-20 приемов)
«Либеро» жонглирует мячом в 6-7 м. от сетки. По сигналу подача с другой стороны площадки – принять подачу (10-20 попыток).
Р. S. Подачи силовые, планирующие, нацеленные. Прием подач на связку или в зону связки.
3. ГРУППОВАЯ ПОДГОТОВКА.
Расположение «либеро» по игровой расстановке (два или более игроков на приеме). Чередование силовых, целенаправленных, укороченных, планирующих подач в зону «либеро». Прием подач в зону пасующего.
Перед приемом сосредоточиться, расслабить мышцы туловища, принять и. п. для приема подачи, постоянно переступая ногами, определить способ подачи и возможную траекторию полета мяча, не «дергаться» преждевременно, помня об условной зоне своих действий.
Примерные упражнения.
После каждого приема игроки меняются зонами. Поочередные подачи (10-20приемов).
То же, но после каждого приема «либеро» делает рывок до сетки с касанием ее и возврат на и. п.
То же, но «либеро» возвращается в другую зону приема (в момент, рывка партнеры «либеро» меняются зонами).
Прием подач на закрытой сетке. После каждого приема «либеро» меняет зоны, (тренер информирует об этом подающих игроков
( 10-20 приемов)
Прием подач в игровых расстановках без атаки, с атакой против блока (10-20 приемов).
То же, но используя замены запланированных сроков.
4.ПРИЕМ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ.
(индивидуальная подготовка)
При совершенствовании защитных действий «либеро» необходимо создавать обстановку повышенного эмоционального состояния путем речевой стимуляции тренера и активных действий самого «либеро», а так же разнообразия и усложнения выполнения упражнений.
Совершенствование приема нападающих ударов целесообразно разбить на две группы упражнений:
Группа «А» - прием нападающих ударов не в игровых условиях (удары не через сетку);
Группа «Б» - прием нападающих ударов, выполняемых через сетку.
Примерные упражнения группы «А»:
В паре: «либеро» принимает мяч после кувырка.
То же. Но прием мяча совершается после поворота на 360 градусов.
То же, но чередовать силовые удары с обманными.
То же, но после приема мяча «либеро» обегает партнера (нападающий игрок выполняет две-три передачи над собой).
В тройке – два игрока на линии нападения, «либеро» на лицевой линии принимает мяч после поочередных ударов от партнеров.
То же, но «либеро2 перемещается перед приемом мяча в линию перед атакующим игроком.
То же, но игроки стоят в линию («либеро» между нападающими). Поочередной прием мячей «либеро» с поворотом на 180 градусов.
Четыре игрока с мячами стоят в углах одной стороны площадки. «либеро» в центре. Поочередные удары в «либеро».
То же, но после каждого приема кувырок.
Четыре нападающих игрока на линии нападения в 2-х метрах друг от друга, «либеро» на лицевой линии против левофлангового. Прием поочередных ударов перемещаясь по лицевой линии.
Прием н/у на закрытой сетке, (и. п. «либеро» в зоне 6). Атака из зон 4 и 2 по линии. Определив зону атаки «либеро» занимает зону приема мяча или обманного удара.
То же, но при групповом блоке.
Прием н/у, оценивая скорость и направление разбега, положение туловища и бьющей руки нападающего игрока (разбег «косо» к сетке – удар по ходу; прямо к сетке – удар по линии; в замахе (остановка бьющей руки) – обман; нет остановки – удар. Выбрать место и способ действия.
Совершенствование защитных действий в расстановках с конкретными заданиями «либеро» по организации защитных действий: многократное повторение только защиты с подачей; только защита и атака; защита – атака – защита.
Р. S. Определив качество второй передачи и зону атаки «либеро» концентрирует внимание на движениях нападающего игрока, постоянно находясь в движении, а в момент удара по мячу определяет положение рук блокирующих над сеткой и на основе полученной информации, а так же учитывая выбранную систему игры в защите (или предъигровую установку) ищет место встречи с мячом. Одним из правил «либеро» является – «не прятаться « за блок. Может быть договоренность с блокирующими игроками – открыть (или закрыть) то или иное направление удара. Если «либеро» в какой-то позиции страхует, то необходимо своевременно занимать исходную или окончательную позицию.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ «ДОИГРОВОЧНЫХ» ПЕРЕДАЧ.
По правилам соревнований «либеро» не разрешается выполнять передачу способом сверху на удар из зоны атаки. Но, в игре периодически случаются ситуации, когда из-за некачественного приема подачи или нападающего удара одним из игроков команды (мяч не доходит до зоны связующего игрока) роль пасующего из глубины площадки должен взять на себя «либеро». Без совершенной техники передачи способом сверху выполнение качественной передачи на удар проблематично. Поэтому. Этому виду деятельности «либеро» в тренировках должно уделяться определенное внимание.
Примерные упражнения. Моделируется «некачественный прием.
И. п. «либеро» в зоне 5, мяч с подачи «подбит» в зоне 6. «Либеро» выходит к мячу и передача на удар в зону 2. (5-10п подач).
То же, но передача на удар в зону 4.
То же, но и..п. «либеро» в зоне 1.
То же, что 1,2, 3 не «некачественный» прием нападающих ударов.
Совершенствование передачи в двусторонних, контрольных, товарищеских играх.
Совершенствование быстроты.
Исходя из тенденций развития современного волейбола одной из основных акций при подготовке к соревнованиям является физическая подготовка, характеризующаяся высоким развитием определенных физических качеств, особенно быстроты и ловкости, которые обеспечивают качественную и эффективную игру в защите.
Для волейбольного «либеро» эти физические качества являются определяющимися при выполнении защитных действий.
Быстрота – способность максимально быстро оценить обстановку, принять решение, переместиться к мячу и выполнить технико-тактическое действие в минимальный для определенных условий отрезок времени. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах: а) быстрота двигательной реакции; б) быстрота передвижений; в) предельная быстрота отдельных движений.
Важнейшей при игре в защите для «либеро» является быстрота двигательной реакции. Если принимать во внимание, что скорость полета мяча после нападающего удара без помех достигает (при игре мужских команд) примерно 25030 м/сек, а время полета мяча до пола после удара на 6-8м. от сетки составляет 0.10-0,12 сек.
Почти все игровые действия «либеро» относятся к типу сложных реакций – реакция на движущийся объект (мяч) и реакция с выбором.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: - «либеро» должен увидеть мяч, оценить позицию блокирующих, скорость и направление полета мяча, выбрать план действий и начать осуществлять его.
Такая реакция продолжается от 0,25 до 1 сек. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого в тренировке используют:
-увеличение скорости полета мяча (постепенно);
-внезапное появление мяча (закрытая сетка, из-за блока, и др.);
-сокращение дистанции (средняя, ближе, еще ближе);
- действия «либеро» на ожидаемую или неожидаемую команду (сигнал) тренера
Учитывая это. Сигналом для начала движения в упражнениях служит полет мяча, движение партнера (или соперника) и изменение игровых ситуаций.
Примерные упражнения.
Прием подач (скорость полета мяча после подачи незначительная; увеличение силы удара по мячу; максимальная сила удара по мячу).
То же, но прием нападающих ударов выполняемых с незначительной силой, со средней и максимальной силой увеличение скорости полета (постепенное).
Прием подач на закрытой сетке.
Прием нападающих ударов или страховка против группового блока.
Прием нападающих ударов, выполненных с далеких от сетки вторых передач. С 1.5 м от сетки, с близких к сетке.
Прием нападающих ударов с групповым блоком: в момент замаха бьющей руки команда тренера: обман, ход, от блока, выше блока – принять решение и выполнить его.
Реакция с выбором: выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки.
Примеры:
- в парах, принять мяч на поменявшего место игрока;
- принять подачу в зону выхода пасующего;
- при групповом блоке крайний блокирующий не выпрыгнул на блок играть в защите по боковой линии;
-передача на нападающий удар игроку задней линии – удар будет в район лицевой линии (занять соответствующую зону защиты).
При совершенствовании сложных реакций, идти от «простого к сложному», путем постепенного увеличения числа возможных изменений игровых ситуаций, выполняя каждое изменение Многократно.
Например:
Защитник знает, что атака будет из 4 зоны, но не знает будет ли обман или удар - оценить положение и действовать по складывающейся ситуации.
Защитник не знает из какой зоны (4или 2) будет атака. Но направление ударов из каждой зоны известно. По ситуации принять решение и осуществить его.
Защитник знает зону атаки, но не знает, что будет закрывать блок. По ситуации принять решение и осуществить его.
Защитник не знает ни зону атаки, ни какие зоны будут закрыты блоком.
Когда мяч зафиксирован взглядом до начала перемещения, здесь приобретает большое значение умение предугадывать траекторию и зону полета мяча по действиям пасующего и нападающего игрока.
6.ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ ЗАЩИТЫ.
I. – от начала приема подачи до 2-ой передачи – начало ориентации действий защитников ;
II. – от момента выполнения второй передачи до начала разбега нападающего игрока. Необходимо перемещение к предполагаемому месту действия блокирующих, защитника и страхующего.
III. – от середины разбега да момента отталкивания нападающего игрока – коррекция деятельности всех игроков защиты. Здесь наблюдается перемещение игроков к предполагаемому месту действия.
IV. – от момента отталкивания от опоры нападающего игрока до удара – окончательный выбор места на площадке с учетом развития атаки для всех игроков защиты (блок, перемещение игрока из-за блока, перемещение страхующего (их на страховку).
V. – от момента нападающего удара до его приема защитником или страхующим – ситуационная ориентировка.
Продолжительность фазы атаки в волейболе колеблется от 1,49 до 2,31 сек.
Быстрота передвижений – способность максимально быстро переместиться по площадке к месту встречи с мячом с последующим выполнение технического приема. Передвижения защитника складываются из ходьбы, разновидностей бега, рывков, ускорений, скачков, падений. Все виды передвижений на незначительные расстояния.
Примерные упражнения.
Бег высоко поднимая бедро. Со сгибанием ног внутрь и касанием стоп одноименной рукой.
Бег забрасывая голень назад, с касанием пяток одноименной рукой.
Бег спиной вперед с оптимальной величиной шагов.
Бег зигзагом между ориентирами до 1 Ом в одну сторону.
Ходьба, рывок (6-10м), остановка (по сигналу).
Рывок зигзагом (легкий бег 10м., рывок в сторону на 10м, остановка и т. д.) (по сигналу).
В паре (между игроками 6-8м.) «Либеро» выполняет кувырок. А второй набрасывает мяч в сторону или впереди первого – передача – прием мяча партнеру.
Челночный бег на 9.6м; 9-3-6-3-9м. с приемом передачей в конце каждого отрезка дистанции (вариант: перед приемом – падение).
То же, но боком к направлению бега.
Перемещение на 3-4. Вперед-назад. Влево - вправо, с падением с последующим выполнением приема 0 передачи мяча в цель.
В паре передачи мяча сверху – снизу на 4-5м. – рывок к мячу – передача и вернуться на и. п.
И. п. «либеро» в зоне 5. На другой стороне площадки в зонах 4 и 2 нападающие игроки с мячами. Из зоны 2 удар в «либеро» - прием - перемещение по боковой линии до линии нападения; прием мяча отнападающего зоны 4 0 перемещение по линии падения до боковой линии; прием мяча от нападающего зоны 2 – перемещение в зону 1;
Прием мяча от нападающего зоны 4 и на и. п. (2 круга без отдыха, отдых между кругами 10-15 сек.. повторить 4-6 раз)
Прием поточных нападающих ударов в зоне 1 «либеро» от нападающих зоны 4 с собственного подброса.
Передача над собой в 3-х метрах от сетки. По сигналу – рывок до сетки, коснуться ее рукой и на и. п.
При совершенствовании быстроты передвижения необходимо соблюдать следующие условия:
-упражнения выполнять после хорошей разминки в первой половине тренировки (на фоне утомления совершенствуется не быстрота, а специальная выносливость);
- длительность одной серии беговых, рывковых упражнений и упражнений с падениями 15-20 сек;
- число серий в тренировке 5-7;
- отдых между сериями до 1 мин.
Предельная быстрота отдельных движений – в кротчайший отрезок времени выполнить прием-передачу мяча способом сверх-снизу двумя руками и одной рукой.
Основной подход к методике совершенствования: многократное выполнение технических приемов защиты с наличием сбивающих факторов;
- разнообразные подачи, блок, атака с обманом и др.
7.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОВКОСТИ.
Ловкость для «либеро» - способность выполнять защитные действия точно. Быстро и правильно.
Точно – владение в совершенстве техникой приема – передачи снизу-сверху двумя руками;
Быстро и правильно - ударным движением без нарушений правил игры (остановка мяча, броски, прокаты мяча и др.) Значит, «ловкий либеро» быстро приспосабливается к постоянно меняющимся условиям игры с качественным выполнением защитных действий.
Упражнения «на ловкость» требуют повышенного внимания и точности движений и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки.
Объем и длительность серий упражнений в рамках одной тренировки должны быть небольшими. Т. к. большой объем и длительные серии утомляют нервную систему (снижается скорость проводки нервных импульсов от центральной нервной системы к мышцам. Обеспечивающим тот или иной двигательный акт). Одним из путей совершенствования ловкости волейбольного «либеро» считать:
- усложнение упражнений путем изменения исходных положений, дополнительных движений;
-двустороннее освоение упражнений – в левую и правую сторону. Левой и правой рукой и др.
- изменение пространственных границ (изменение границ площадки, величины дистанции, количество играющих и др.)
- выполнение упражнений по заданию. В ответ на сигнал, внезапно изменять ситуацию и др.
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у «либеро» способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.
В одной тренировке целесообразно осваивать 2-3 упражнения. Постоянно меняя их содержание.
Примерные упражнения.
Стоя спиной к стене (2-3м. от стены), в прыжке подтянуть колени к груди, бросить мяч в пол под собой. Приземлившись, повернуться к стене и принять мяч в пол под собой. Приземлившись, повернуться к стене и принять мяч, отскочивший от стены.
То же, но участвуют два игрока. Бросок по направлению отскока от стены партнеру (расстояние между игроками 2-3 м.). В начале упражнения один из игроков прыгает несколько раньше партнера.
«Либеро» стоит без мяча спиной к стене, в 2-3м. от стены. Второй игрок стоит с мячом перед «либеро» на расстоянии 2-3 м. от него. Удар в пол в место стояния «либеро», тот перепрыгивает мяч, быстро поворачивается к стене и принимает мяч, отскочивший от стены.
Неоднократные прыжки через вращающуюся скакалку с приемом мяча от партнера при приземлении (прием-передача в цель).
Неоднократные кувырки в разных направлениях с поочередным приемом мяча от 2-х партнеров в цель.
Кувырок с последующим рывком на 3-5 м. для приема - передачи мяча в цель (партнер направляет мяч в защитника ударом).
То же, но с поочередными кувырками, рывками. Приемом мяча в противоположных направлениях.
Подброс мяча, выполнить кувырок, встать и передача мяча в цель.
Прыжки через вращающуюся скакалку и рывок к мячу (на расстоянии 3-5м) подброшенному партнером для передачи в цель.
У стены передача сверху двумя руками после отскока от пола (двумя мячами одновременно) – 15-20 передач.
Пробегание под вращающейся скакалкой в одну сторону и прыжок через нее в другую, с поочередными передачами и приемом мяча в цель с двух сторон (после пробегания; после прыжка).
Прыжки через качающуюся скакалку с приемом-передачей одного или двух мячей поочередно в цель.
Прием силовых и обманных нападающих ударов с падениями, рывками, бросками.
8. ВЫВОД.
По мнению специалистов волейбола (действующие тренеры команд различной спортивной квалификации) сборный игровой портрет волейбольного «либеро» выглядит так:
- «либеро» необходим на площадке в течение всей игры;
-основные функции его – прием подач, нападающих ударов, передачи из глубины площадки для нападающих ударов;
- выбор зоны защиты зависит от установки тренера, от расположения блокирующих, от собственной интуиции;
- быстрота реакции и передвижения. Скорость переработки информации, объем поля зрения, рефлексия основные физико – психологические качества, обеспечивающие успешность в защитных действиях;
- оптимальный рост для мужчин 185-190 см., для женщин 175-180 см.
«специализировать» игрока на «либеро» необходимо после окончания
ДЮСШ.
9.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте» Матвеев Л. П. Киев, 1999.
«основы управления подготовкой юных спортсменов» Набатникова М. Я. Москва, 1982.
«Методы отбора в игровые виды спорта» Никитушкин В. Г. Москва, 1998.
«Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте» Платонов В. Н. Киев, 1997.
«Спортивные игры» Портнов Ю. М. Москва, 2000.
21