Исследование психологической готовности к обучению в среднем звене

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к обучению в среднем звене

1.1. Понятие структура и особенности формирования учебной деятельности………………………………………………………………………. 5

1.2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте 8

1.3. Психологическая готовность к обучению в среднем звене………… 11

Выводы по первой главе ……………………………………………………… 15

Глава 2. Исследование психологической готовности к обучению в среднем звене

2.1. Организация исследования …………………………………………… 16

2.2. Анализ результатов исследования ………………………………… 32

Выводы во второй главе …………………………………………………… 48

Заключение ……………………………………………………………………… 49

Список использованных источников………………………………………… 52

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Период перехода младшего школьника в среднее звено часто сопровождается разного рода трудностями, возникающими не только у школьников, но и у педагогов. Рубеж IV - V классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения. Симптомами этого «разочарования» являются: отрицательное отношение к школе в целом, к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе [19, c. 323].

Все трудности возникают из-за неготовности ребенка к переходу к обучению в среднем звене. Значение степени готовности к обучению в среднем звене трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяют успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление. Кроме того, в настоящее время система современного образования направлена на индивидуализацию школьника. Таким образом, проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе стала актуальной и популярной. Можно с полной уверенностью и убежденностью сказать - это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене и взаимосвязи ее составляющих.

Исходя из актуальности, тема работы: «Психологическая готовность к обучению в среднем звене».

Объект исследования: учебная деятельность.

Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в среднем звене.

Контингент исследования: младший школьник в период перехода в среднее звено.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи основных составляющих психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене с результатами успеваемости в период адаптации.

Задачи исследования:

  1. На основе изучения и анализа научной, учебно-методической

литературы и периодической печати рассмотреть основные понятия и особенности данной проблемы;

  1. Провести исследование составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене;
  2. Проанализировать результаты успеваемости учащихся 5 классов в адаптационный период;
  3. Провести корреляционный анализ результатов исследования;
  4. Обосновать выводы.

Гипотеза: мы предполагаем, что результаты успеваемости учащихся в адаптационный период зависят от основных составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене.

Работа носит опытно-экспериментальный характер и состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической готовности к обучению в среднем звене

Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [11, с. 34].

Так же необходимо выделить, что учебная деятельность является:

  • общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
  • общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
  • общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Очень важно будет отметить, что усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Говоря об учебной деятельности необходимо выделить ее структуру.

Структуру учебной деятельности рассматривали многие ученые, в нашей работе мы на структуре В. В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Структура учебной деятельности В.В.Давыдова:

1. Потребность в учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических знаний.

2. Мотивы учебных действий.

Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.

3. Учебная задача.

Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).

4. Учебные действия (от общего к конкретному): а) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; б) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; в) преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»; г) построение системы частных задач, решаемых общим способом; д) контроль за выполнением предыдущих действий; и) оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.

5. Учебные операции

Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (действие соотносится с целью задачи, а его операции – с условиями задачи).

Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина:

Учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;

Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

Действия контроля (самоконтроля), которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

Действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного осуществления. Наиболее активно этот процесс осуществляется в период младшего школьного возраста.

1.2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности.

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются. Действия, направленные на усвоения общего образца – способа решения задачи, соответствующим образом мотивируется. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно этот материал.

Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии – так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способ выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.

В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения [12, с. 152].

Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности.

В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания.

Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков [12, с. 159].

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно сформировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, а конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.

Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. Следует оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.

В умственном росте школьника большую роль играет формирование учебной направленности, ответственного отношения к учению, таких мотивов или побуждений к учению, которые укрепляют его стремления достигнуть успехов в учебной работе [6, с. 286].

Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма разнообразны.

У школьников третьих и четвертых классов мотивами выступают – стремление занять первое место в коллективе класса, проявить качества хорошего ученика.

Так же, в третьих и четвертых классах на первый план выступает интерес не к самому процессу деятельности (не к тому, что делает ученик при усвоении знаний), а к тому, каково содержание этих знаний.

В процессе школьного обучения мотивы учения постепенно укрепляются и углубляются [6, с. 286].

Средний школьный возраст – это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.

Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда – и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников [6, с. 294].

1.3. Психологическая готовность к обучению в среднем звене

Психологическая готовность - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа взаимоотношений. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях средней школы [12, c. 323].

Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам начального школы и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения с взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы [3, с. 483].

Можно выделить следующие составляющие понятия «психологическая готовность к обучению в среднем звене»:

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
  2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах)
  3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

Учебная деятельность в начальной школе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов, которые обуславливают успешность усвоения программного материала и являются основой формирования знаний или когнитивных особенностей учащихся. Этими процессами являются: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Дело в том, что детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии.

Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников совершенствуется вместе с расширением опыта и общим развитием в процессе обучения. Открывается возможность более сознательного оперирования пространственными и временными понятиями.

Основной особенностью является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием его требований. Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Не лишаясь живости, яркости и конкретности, представления младших школьников постепенно становятся более реалистическими, все более верно отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие [7, с. 50].

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника, появляется мышление в понятиях.

Слово остается в словаре ребенка на всю жизнь. Понятие же, обозначенное этим словом, будучи обобщенным отражением действительности, растет, углубляется вместе с общим развитием ребенка и служит средством раскрытия существенных признаков новых явлений, активным способом обнаружения внутрипредметных и межпредметных связей [10, c. 269].

Сформированность основных компонентов учебной деятельности зависит от состояния эмоциональной и волевой сфер личности младшего школьника.

В период младшего школьного возраста проявляются такие чувства как: удовлетворения от успешной учебной деятельности, чувства ответственности за свое поведение перед учителем и товарищами, уважение и любовь к учителю, а также интеллектуальные чувства, которые проявляются в форме любознательности, сомнения, восхищения и радости от новых «открытий».

В процессе воспитания любви к родной природе формируются чувство патриотизма, любви к Родине. В возрасте от 7 до 11 лет развивается также и чувство дружбы.

Волевая сфера личности, как и другие личностные характеристики младшего школьника, являются основой второй составляющей психологической готовности к обучению в среднем звене – произвольность, рефлексия, внутренний план действий [2, c. 157].

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.

ВЫВОДЫ по первой главе

Таким образом, учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Изучением структуры учебной деятельности занимались В. В. Давыдов и Д.Б. Эльконин. Ими выделены такие структурные компоненты как учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности. Она имеет свою специфику и направлена на интеллектуальное и личностное развитие. Успешность дальнейшего обучения в школе во многом зависит от того, насколько учащиеся овладели основными компонентами этой деятельности на начальном этапе обучения. Это во многом обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

При переходе младшего школьника в среднее звено часто возникают проблемы, которые отражаются на результатах взаимоотношений, личностном развитии, а также на результатах успеваемости. Эти проблемы обусловлены недостаточной психологической готовностью школьников, составными элементами которой являются сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, т.е. когнитивные особенности, новообразования младшего школьного возраста, т.е. личностные особенности, и новый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Все эти причины взаимосвязаны, но в каждом отдельном случае причинно-следственный характер этой связи, степень выраженности того или иного нарушения развития, значимость его на фоне индивидуальных психических особенностей каждого ребенка будут различны. Что необходимо знать и учитывать при организации учебного процесса в период адаптации.

ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене

2.1. Организация исследования

Для изучения личностной, интеллектуальной и волевой составляющих психологической готовности был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось среди учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» 2013-2014 учебном году и среди учащихся 5 классов 2014-2015 учебном году. В исследовании приняли участие 79 учащихся.

Для проведения исследовании была взята методика Р. Кеттелла «Модифицированный факторный детский личностный опросник» [15, c. 247].

Личностные факторы, используемые в детском варианте вопросника, представляют собой:

Низкие значения фактора (1-3 стена)

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный

//////---------------

-А+

Высокие значения фактора (8-10 стенов)

Открытый, доброжелательный, общительный, участлив

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

Низкая степень Высокая степень

сформированности -В+ сформированности

интеллектуальных функций, интеллектуальных функций,

преобладают конкретные достаточно развиты

формы мышления, объем абстрактные формы мышления,

знаний невелик большой объем знаний

Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются различия между, успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый

-С+

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

Неторопливый, сдержанный, флегматичный

-D+

Нетерпеливый, активный, легко возбудимый

Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.

Послушный, зависимый, уступчивый

-E+

Доминирующий, независимый, напористый

Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

-F+

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора Fне меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

Недобросовестный, Добросовестный,

пренебрегающий - G+ исполнительный,

обязанностями ответственный

Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослым. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе

-H+

Социально-смелый, непринужденный, решительный

Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору H непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя

-I +

Чувствительный, нежный, зависимый от других

Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость, отрицательный – реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влиянием внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.

Безмятежный, спокойный, оптимистичный

- O +

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то врем как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.

Низкий самоконтроль, Высокий самоконтроль, хорошее плохое понимание -Q3+ понимание социальных нормативов

социальных нормативов

Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

Расслабленный, - Q4 + Напряженный,

спокойный, раздражительный,

невозмутимый фрустрированный

Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.

Предлагаемый детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и прочее. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам В - три варианта ответа.

Для проведения детям раздаются тестовые брошюры и опросные листы (Таблица 3). Каждый школьник пишет свое имя, фамилию, возраст, класс, № школы и другую информацию, которую экспериментатор хотел бы получить, в верхней части опросного листа.


Перед тем, как приступить к работе проводится инструкция.

Инструкция: «Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»). Поставь крестик (х) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для тебя точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или чаще так бывает). Если вопрос вызывает затруднение, обращайся за помощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (11, 15, 19, 23, 27). Просмотри все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос»

Тест адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла

Часть 1

  1. Ты быстро справляешься со своими домашними обязанностями или ты их выполняешь долго
  2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься или ты смеешься
  3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями
  4. Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь
  5. У тебя много друзей или не очень много
  6. Другие мальчики (девочки) умеют больше, чем ты или ты можешь столько же
  7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь
  8. Ты много читаешь или большинство ребят читают больше
  9. Когда учитель выбирает другого мальчика (девочку) для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно или ты быстро об этом забываешь
  10. Какое слово будет противоположным по значению к слову «СОБИРАТЬ»?

«РАЗДАВАТЬ» или «НАКАПЛИВАТЬ» или «БЕРЕЧЬ»

  1. Ты обычно молчаливый или много говоришь
  2. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой или у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно
  3. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке или быть капитаном дальнего плавания
  4. Какая из следующих букв отличается от двух других?

«С» или «Т» или «У»

  1. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или начинаешь ерзать
  2. Если ребята (девочки) беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь или ты ждешь, когда они кончат
  3. Ты смог бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно
  4. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8, … Какая следующая цифра в этом ряду?

10 или 16 или 12

  1. Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный или ты тихий и спокойный
  2. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать самому
  3. В свободное время ты лучше почитал бы книгу или поиграл в мяч
  4. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?

«МОКРЫЙ» или «ХОЛОДНЫЙ» или «ТЕПЛЫЙ»

  1. Ты всегда осторожен в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь, задеваешь за предметы
  2. Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это никогда не волнует
  3. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь или быть летчиком (пилотом, стюардессой)
  4. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?

КОЛЯ или АНЯ или НАТАША

  1. Учитель часто делает тебе замечания на уроках или ты, считаешь, что ведешь себя так, как надо
  2. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор или молчишь
  3. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются или когда ты занимаешься, должна быть тишина
  4. Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть, когда они начинаются
  5. Тебя обижают взрослые или они тебя хорошо понимают
  6. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта или ты немного волнуешься
  7. С тобой случаются большие неприятности или мелкие, незначительные
  8. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку или ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки
  9. Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься, как и все остальные ребята или тебе надо больше времени
  10. Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) или врачом
  11. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается или редко
  12. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной работе, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не увидит учитель
  13. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой или они частенько слушают тебя
  14. Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза или этого не бывает
  15. Большинство твоих планов тебе удается осуществить или порой получается не так, как ты задумал
  16. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного или идешь сразу же
  17. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься
  18. Понравилось ли тебе оставаться с маленькими детьми или не понравилось бы оставаться с ними
  19. Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает
  20. Уроки дома ты делаешь в разное время дня или в одно и то же время дня
  21. Хорошо ли тебе живется или не совсем хорошо
  22. С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой или на выставку современных машин(новых товаров)
  23. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроении или сильно расстраиваешься
  24. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем
  25. Когда ребята шумят в классе, ты всегда сидишь тихо или ты шумишь вместе с ними
  26. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или тебя это сердит
  27. Случалось тебе делать что-то такое, чего бы ни следовало делать или такого не случалась с тобой
  28. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить или тебе нравится более серьезные
  29. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется или тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание
  30. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу или поехал путешествовать
  31. Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен всеми
  32. Какой учитель тебе больше понравился бы больше: мягкий, снисходительный или строгий
  33. Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Часть 2

  1. К тебе хорошо относятся почти все или только некоторые люди
  2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый или тебе сразу хочется повеселиться
  3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо немного больше времени
  4. Бываешь ли ты иногда не уверен в себе или ты уверен в себе
  5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого видеть
  6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен или ты делаешь все быстро
  7. Другим детям нравиться, то что ты предлагаешь или им не всегда нравится
  8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют или твои одноклассники выполняют требования учителя более точно
  9. Думаешь ли ты, что дети пытаются тебя перехитрить или относятся к тебе по-дружески
  10. Ты делаешь все всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получаются
  11. Больше всего общего с «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют

«ВОДА» или «БУРЯ» или «ЗИМА»

  1. Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться
  2. Ты возражаешь иногда своей маме или ты ее побаиваешься
  3. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу или кататься на лыжах с высоких гор

15.«ХОДИТЬ» так относиться к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову

«ВЕРХОМ» или «ПОЛЗКОМ» или «БЫСТРО»

16.Ты считаешь, что ты всегда вежлив или бываешь надоедливым

  1. Говорят ли, что с тобой трудно договариваться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело
  2. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) или ты этого никогда не делал
  3. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, … Какая следующая цифра в этом ряду?

2 или 1 или 9

  1. Хочется ли тебе иногда быть непослушным или у тебя никогда нет такого желания
  2. Твоя мама делает все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше
  3. Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал быстрой лошадью или львом (тигрицей)
  4. Дана группа слов «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно

Слово не подходит к остальным. Какое?

«ЧАСТО» или «НИКТО» или «ВСЕ»

  1. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно или тебе от радости хочется прыгать
  2. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это или ты относишься к нему так же
  3. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать или нырять с вышки
  4. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший?

СЕРЕЖА или ВОВА или ПЕТЯ

  1. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради или от этого почти никогда не говорит
  2. В спорах ты что бы то ни стало, стремишься доказать, что ты хочешь или спокойно можешь уступить
  3. Ты лучше послушал бы историю о войне или о жизни животных
  4. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс или обычно это делают другие
  5. Ты долго помнишь о своих неприятностях или ты быстро о них забываешь
  6. В игре ты с большим удовольствием изображал (шила) бы пилота сверхзвукового самолета (наряды) или известного писателя (балерину)
  7. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным или настроение у тебя почти не портится
  8. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера или бывает, что делаешь это утром
  9. Хвалит ли тебя учитель или он о тебе мало говорит
  10. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен
  11. Часто ли ты обижаешься или это случается редко
  12. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще немного продолжаешь заниматься своим делом
  13. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком или ты совсем не смущаешься
  14. Ты скорее стал бы художником или охотником (парикмахером)
  15. У тебя все удачно выходит или бывают неудачи
  16. Если ты не понял условие задачи, ты обращаешься к товарищу или к учителю
  17. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись или ты находишь, чтоэто не очень легко делать
  18. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя или тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
  19. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо или с тобой такого не бывает
  20. По пути из школы ты останавливаешься поиграть или после школы ты идешь сразу домой
  21. Всегда ли твои родители выслушивают тебя или они часто сильно заняты
  22. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно или тебе это безразлично
  23. У тебя мало затруднений или много
  24. В свободное время ты лучше пошел бы в кино или сажать деревья (цветы) во дворе
  25. Ты охотнее расскажешь маме о твоих школьных делах или о прогулке, экскурсии
  26. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного или ты сердишься на них
  27. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть или ты просто оглядываешься
  28. Тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете что-то друг другу или тебе больше нравится играть с ними
  29. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован или ты всегда разговариваешь спокойно
  30. Охотнее ты пошел бы на урок или посмотрел бы встречу по футболу
  31. Если ты слушаешь радио илисмотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры или ты их не замечаешь
  32. Бывает ли тебе трудно в школе или тебе легко в школе
  33. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя их комнаты, ты можешь хлопнуть дверью.

Указания для обработки

Для обработки был использован стандартный шаблон-ключ (Таблица 4). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оценивались в один балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммировались по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводилась в «шкальную» - стандартную («стен») путем соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8-10 лет или 11-12 лет).

Данные в стенах (Таблицы 1, 2), полученные в результате обследования, являются материалом данного теста.

Таблица 1

Нормативные данные

Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (п =141)

Стены

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,6

2,5

B

0-2

3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,9

1,8

C

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,5

D

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,4

E

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,1

F

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,6

2,0

G

0

1

-

2

3

4

5

6-7

8

9-10

42

2,1

H

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,3

I

0

-

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,4

1,9

O

-

0

1

2

3

4

5-6

7

8

9-10

3,9

2,5

Q3

-

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,6

2,1

Q4

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,0

2,4

Таблица 2

Нормативные данные

Стеновые нормы: девочки 11-12 лет (п =135)

Стены

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

A

0-2

3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,3

2,2

B

0-3

4

5

6

7

-

8

9

-

10

7,3

1,8

C

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,6

D

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

5,1

2,5

E

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,0

2,1

F

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4,8

2,1

G

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

5,2

2,2

H

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

-

10

6,3

2,2

I

0-2

3

-

4

5

6

7

8

9

10

6,3

1,8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

O

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,4

1,9

Q3

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,8

2,4

Q4

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,5

Таблица 3

Бланк ответов

Фамилия Имя Дата

Част I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Часть II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Факторы

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

Q3

Q4

Часть I +Часть II

Стандартные оценки

Таблица 4

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

A

C

C

A

C

A

C

A

C

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

B

D

E

F

B

D

E

F

B

D

E

F

B

D

E

F

B

D

E

F

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

G

H

I

O

G

H

I

O

G

H

I

O

G

H

I

O

G

H

I

O

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Q3

Q3

Q4

Q4

Q3

Q4

Q3

Q4

Q3

Q4


2.2. Анализ результатов исследования

Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм (Таблицы 5, 6. 7, 8; рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Среди исследуемых личностных факторов были выделены те, которые относятся к интеллектуальной сфере (фактор В), личностной сфере (факторы A, C, I) и волевой (факторы F, G, H, Q3).

Результаты исследования в 2013-2014 учебном году показали:

Таблица 5

Результаты интеллектуальной готовности

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ №2 г. Осы»

апрель, 2014 г.

Ф.И.

Интеллект

(фактор В)

1

2

3

1

А. Вячеслав

8 выс

2

А. Елизавета

7 ср

3

А. Ангелина

9 выс

4

А. Андрей

7ср

5

Б. Егор

8 выс

6

Б. Никита

7 ср

7

Б. Александр

8 выс

8

Б. Екатерина

4 ср

9

Б. Влада

5 ср

10

Б. Ксения

7 ср

11

Б. Сергей

6 ср

12

В. Алена

9 выс

13

В. Дмитрий

7 ср

14

В. Елизавета

4 ср

15

Г. Ольга

4 ср

16

Г. Дарья

8 выс

17

Д. Тимофей

7 ср

18

Д. Елена

8 выс

19

Д. Алексей

7 ср

20

Д. Яна

8 выс

21

Д. Дарья

7 ср

22

Е. Анастасия

8 выс

23

Е. Яна

7 ср

24

Ж. Алина

5 ср

25

З. Алена

7 ср

26

З. Алина

5 ср

1

2

3

27

З. Светлана

7 ср

28

К. Никита

6 ср

29

К. Евгений

6 ср

30

К. Кирилл

7 ср

31

К. Яна

10 выс

32

К. Максим

10 выс

33

К. Владимир

6 ср

34

К. Ангелина

8 выс

35

К. Ксения

5 ср

36

К. Алина

8 выс

37

К. Матвей

6 ср

38

К. Мария

3 низ

39

К. Оксана

6 ср

40

К. Софья

8 выс

41

Л. Артем

6 ср

42

Л. Ольга

8 выс

43

М. Юлия

5 ср

44

М. Данил

3 низ

45

М. Луиза

7 ср

46

Н. Анна

6 ср

47

Н. Стас

3 низ

48

О. Владимир

6 ср

49

О. Софья

4 ср

50

О. Юлия

10 выс

51

О. Владислав

8 выс

52

П. Екатерина

7 ср

53

П. Влад

4 ср

54

П. Дарья

4 ср

55

П.Екатерина

8 выс

56

П.Валерия

9 выс

57

П. Максим

6 ср

58

П. Дарья

4 ср

59

Р. Максим

7 ср

60

С. Диана

10 выс

61

С. Софья

8 выс

62

С. Алиса

9 выс

63

С. Иван

5 ср

64

С. Степан

6 ср

65

С. Алена

4 ср

66

С. Анастасия

8 выс

67

С. Ксения

7 ср

68

С. Анжелика

6 ср

69

С. Ксения

5 ср

70

С. Ксения

8 выс

71

С. Павел

10 выс

72

1

Т. Иван

2

6 ср

3

73

Т. Данил

6 ср

74

У. Анна

9 выс

75

У. Ксения

3 низ

76

Ц.Наталья

4 ср

77

Ч. Мария

4 ср

78

Ш. Елена

7 ср

79

Ш. Влад

5 ср

Низкий

0

Средний

62 %

Высокий

38 %

Рис. 1. Результаты интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов интеллектуальной готовности (фактор В) к обучению в среднем звене (Таблица 5, рисунок 1) выявил, что среди учащихся 4 классов нет детей с низким уровнем интеллекта. Высокий уровень развития интеллектуальных функций показали 38% учащихся. Это дети, у которых хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Остальные учащиеся (62 %) показали средний уровень развития интеллекта.

Таблица 6

Результаты личностной готовности

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ №2 г. Осы»

апрель, 2014 г.

Ф.И.

Общительность

(фактор А)

Уверенность в себе (фактор С)

Сензитивность

(фактор I)

1

2

3

4

5

1

А. Вячеслав

7ср

7ср

3низ

2

А. Елизавета

7ср

2низ

7ср

3

А. Ангелина

10выс

6ср

7ср

4

А. Андрей

5ср

5ср

6ср

5

Б. Егор

3низ

4ср

7ср

6

Б. Никита

5ср

7ср

6ср

7

Б. Александр

6ср

4ср

8выс

8

Б. Екатерина

8выс

4ср

10выс

9

Б. Влада

5ср

5ср

9выс

10

Б. Ксения

3низ

5ср

8выс

11

Б. Сергей

9выс

6ср

6ср

12

В. Алена

5ср

4ср

6ср

13

В. Дмитрий

7ср

5ср

4ср

14

В. Елизавета

2низ

4ср

7ср

15

Г. Ольга

7ср

4ср

5ср

16

Г. Дарья

6ср

4ср

6ср

17

Д. Тимофей

9выс

5ср

5ср

18

Д. Елена

5ср

2низ

9выс

19

Д. Алексей

5ср

5ср

6ср

20

Д. Яна

6ср

5ср

7ср

21

Д. Дарья

5ср

5ср

7ср

22

Е. Анастасия

7ср

3низ

6ср

23

Е. Яна

4ср

7ср

9выс

24

Ж. Алина

5ср

3низ

10выс

25

З. Алена

2низ

4ср

6ср

26

З. Алина

6ср

7ср

7ср

27

З. Светлана

3низ

5ср

7ср

28

К. Никита

6ср

4ср

6ср

29

К. Евгений

6ср

5ср

9выс

30

К. Кирилл

6ср

4ср

5ср

31

К. Яна

2низ

10выс

8выс

32

К. Максим

8выс

6ср

4ср

33

К. Владимир

5ср

6ср

6ср

34

К. Ангелина

5ср

4ср

7ср

35

К. Ксения

7ср

5ср

8выс

36

К. Алина

8выс

6ср

10выс

37

К. Матвей

6ср

7ср

4ср

38

1

К. Мария

2

2низ

3

3низ

4

2низ

5

39

К. Оксана

2низ

2низ

5ср

40

К. Софья

4ср

1низ

10выс

41

Л. Артем

7ср

4ср

7ср

42

Л. Ольга

5ср

5ср

5ср

43

М. Юлия

2низ

4ср

5ср

44

М. Данил

6ср

3низ

8выс

45

М. Луиза

6ср

5ср

9выс

46

Н. Анна

4ср

3низ

5ср

47

Н. Стас

4ср

3низ

5ср

48

О. Владимир

6ср

6ср

8выс

49

О. Софья

4ср

2низ

5ср

50

О. Юлия

2низ

4ср

4ср

51

О. Владислав

5ср

5ср

6ср

52

П. Екатерина

3низ

4ср

9выс

53

П. Влад

10выс

4ср

8выс

54

П. Дарья

5ср

4ср

9выс

55

П. Екатерина

5ср

4ср

8выс

56

П. Валерия

4ср

3низ

8выс

57

П. Максим

6ср

5ср

6ср

58

П. Дарья

3низ

1низ

7ср

59

Р. Максим

7ср

7ср

1низ

60

С. Диана

8выс

6ср

8выс

61

С. Софья

8выс

6ср

4ср

62

С. Алиса

5ср

4ср

6ср

63

С. Иван

5ср

3низ

7ср

64

С. Степан

3низ

5ср

10выс

65

С. Алена

1низ

1низ

7ср

66

С. Анастасия

2низ

4ср

7ср

67

С. Ксения

4ср

7ср

9выс

68

С. Анжелика

5ср

3низ

8выс

69

С. Ксения

6ср

3низ

10выс

70

С. Ксения

3низ

4ср

6ср

71

С. Павел

9выс

5ср

7ср

72

Т. Иван

6ср

7ср

6ср

73

Т. Данил

9выс

6ср

6ср

74

У. Анна

5ср

4ср

5ср

75

У. Ксения

6ср

3низ

6ср

76

Ц. Наталья

3низ

5ср

10выс

77

Ч. Мария

4ср

3низ

6ср

78

Ш. Елена

2низ

1низ

7ср

79

Ш. Влад

9выс

5ср

1низ

Низкий

24%

25 %

6 %

Средний

62 %

74 %

63 %

Высокий

14%

1%

31 %

Рис. 2. Результаты исследования уровня общительности

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования общительности (фактор А) (Таблица 6, рисунок 2) среди учащихся 4 классов показал, что дети с низким уровнем общительности составляют 24 % от общего числа обследуемых детей. Эти учащиеся отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Высокий уровень – у 14 %, что характеризует детей как эмоционально-теплых, общительных, веселых. Средний уровень общительности выявлен у 62 % детей данной выборки.

Рис. 3. Результаты исследования уровня уверенности в себе

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования уровня уверенности в себе (фактор С) (Таблица 6, рисунок 3) среди учащихся 4 классов показал, что 25% детей имеют низкий уровень диагностируемого качества. Это дети, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. Детей со средним уровнем – 74 %. Высокий уровень развития уверенности в себе отражает у ребенка спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Однако среди учащихся данной выборки высокий уровень диагностируется только у 1 % детей.

Рис. 4. Результаты исследования уровня сензитивности

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования сензитивности (фактор I) (Таблица 6, рисунок 4) среди учащихся 4 классов показал, что детей с низким уровнем 6 %, это те учащиеся, которые практичны, отличаются реализмом, независимы. Средний уровень выявлен у 63 % учащихся. Детей с высоким уровнем развития сензитивности 31 %. Это дети мягкие, сентиментальные, доверчивые, нуждающиеся в поддержке, в большой степени подверженные влиянием внешней среды.

Таблица 7

Результаты уровня волевой готовности

учащихся 4 классов МБОУ «СОШ №2 г. Осы»

апрель, 2014 г.

Ф. И.

Беспечность

(фактор F)

Ответственность

(фактор G)

Социальная

смелость (фактор Н)

Самоконтроль

(фактор Q3)

1

2

3

4

5

6

1

А. Вячеслав

6 ср

4ср

3 низ

5ср

2

А. Елизавета

9 выс

3 низ

2 низ

2 низ

3

А. Ангелина

6 ср

4ср

6ср

3 низ

4

А. Андрей

5 ср

8 выс

3 низ

3 низ

5

Б. Егор

6 ср

4 ср

1 низ

3 низ

1

2

3

4

5

6

6

Б. Никита

7 ср

5ср

2 низ

3 низ

7

Б. Александр

3 низ

5ср

6ср

3 низ

8

Б. Екатерина

5 ср

8выс

4ср

6ср

9

Б. Влада

6 ср

7ср

3 низ

5ср

10

Б. Ксения

7 ср

6ср

2 низ

3 низ

11

Б. Сергей

3 низ

8ср

6 ср

10выс

12

В. Алена

6 ср

5ср

5ср

3 низ

13

В. Дмитрий

5 ср

4ср

6ср

4ср

14

В. Елизавета

4 ср

2 низ

1 низ

8выс

15

Г. Ольга

6 ср

7ср

5 ср

7ср

16

Г. Дарья

8 выс

3 низ

7ср

1 низ

17

Д. Тимофей

6 ср

4ср

6ср

3 низ

18

Д. Елена

4 ср

5ср

6ср

7ср

19

Д. Алексей

4 ср

8выс

6ср

9выс

20

Д. Яна

7 ср

4ср

2 низ

5ср

21

Д. Дарья

8 выс

7ср

5ср

6ср

22

Е. Анастасия

5 ср

5ср

5ср

2 низ

23

Е. Яна

2 низ

7ср

5ср

7ср

24

Ж. Алина

4 ср

7ср

6ср

6ср

25

З. Алена

7 ср

3 низ

2 низ

2 низ

26

З. Алина

9 выс

6ср

8выс

5ср

27

З. Светлана

4 ср

5ср

3 низ

7ср

28

К. Никита

5 ср

4ср

5ср

4ср

29

К. Евгений

5 ср

4ср

3 низ

4ср

30

К. Кирилл

9 выс

4ср

5ср

4ср

31

К. Яна

5 ср

3 низ

4ср

3 низ

32

К. Максим

7 ср

8выс

8выс

8выс

33

К. Владимир

3 низ

8выс

7ср

10выс

34

К. Ангелина

4 ср

4ср

4ср

4ср

35

К. Ксения

6 ср

5ср

3 низ

4ср

36

К. Алина

4 ср

10выс

8выс

8выс

37

К. Матвей

6 ср

8выс

5ср

5ср

38

К. Мария

5 ср

4ср

5ср

5ср

39

К. Оксана

5 ср

2 низ

4ср

2 низ

40

К. Софья

6 ср

5ср

5ср

41

Л. Артем

3 низ

6ср

3 низ

7ср

42

Л. Ольга

6 ср

10выс

3 низ

3 низ

43

М. Юлия

4 ср

2 низ

2 низ

3 низ

44

М. Данил

4 ср

10выс

3 низ

9выс

45

М. Луиза

8 выс

7ср

5ср

7ср

46

Н. Анна

5 ср

3 низ

3 низ

4ср

47

Н. Стас

6 ср

6ср

7ср

5ср

48

О. Владимир

4 ср

4ср

5ср

4ср

49

О. Софья

6 ср

4ср

2 низ

5ср

50

О. Юлия

7 ср

3 низ

2 низ

1 низ

51

О. Владислав

5 ср

4ср

4ср

5ср

1

2

3

4

5

6

52

П. Екатерина

4 ср

6ср

4ср

7ср

53

П. Влад

6 ср

9выс

8выс

8выс

54

П. Дарья

5 ср

7ср

4ср

7ср

55

П. Екатерина

7 ср

3 низ

5ср

3 низ

56

П. Валерия

3 низ

5ср

3 низ

5ср

57

П. Максим

7 ср

5ср

4ср

7ср

58

П. Дарья

4 ср

4ср

4ср

4ср

59

Р. Максим

7 ср

4ср

5ср

3 низ

60

С. Диана

5 ср

7ср

4ср

8выс

61

С. Софья

6 ср

5ср

4ср

4ср

62

С. Алиса

8 ср

7ср

4ср

4ср

63

С. Иван

7 ср

6 ср

7ср

7ср

64

С. Степан

2 низ

6ср

3 низ

5ср

65

С. Алена

4 ср

3 низ

1 низ

4ср

66

С. Анастасия

4 ср

2 низ

1 низ

6ср

67

С. Ксения

7 ср

9выс

5ср

7ср

68

С. Анжелика

7 ср

5ср

3 низ

4ср

69

С. Ксения

3 низ

8выс

7ср

6ср

70

С. Ксения

4 ср

6ср

4ср

4ср

71

С. Павел

3 низ

8выс

4ср

3 низ

72

Т. Иван

8 выс

5ср

6ср

4ср

73

Т. Данил

5 ср

9выс

7ср

7ср

74

У. Анна

6 ср

3 низ

9выс

1 низ

75

У. Ксения

5 ср

7ср

4ср

5ср

76

Ц. Наталья

5 ср

10выс

2 низ

5ср

77

Ч. Мария

5 ср

7ср

4ср

2 низ

78

Ш. Елена

9 выс

2 низ

1 низ

3 низ

79

Ш. Влад

8выс

5 ср

4ср

3 низ

Низкий

12 %

19 %

36 %

32 %

Средний

75 %

62 %

58 %

56 %

Высокий

13 %

19 %

36 %

12 %

Рис. 5. Результаты исследования уровня беспечности учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования уровня беспечности (фактор F) (Таблица 7, рисунок 5) среди учащихся 4 классов показал, что низкий уровень развития беспечности у 12 % учащихся. Эти дети отличаются благоразумием, серьезностью, рассудительностью и осторожностью. Высокий уровень у 13 % эти дети отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Остальные учащиеся (75 %) диагностируют средний уровень.

Рис. 6. Результаты исследования уровня ответственности учащихся 4 класса МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования ответственности (фактор G) (Таблица 7, рисунок 6) среди учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что низкий уровень ответственности у 19 % учащихся. Это дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. Высокий уровень у 19 % учащихся это школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Средний уровень выявлен у 62 % учащихся.

Рис. 7. Результаты исследования уровня социальной смелости учащихся 4 класса МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования социальной смелости (фактор Н) (Таблица 7, рисунок 7) среди учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что у 36 % учащихся выявлен низкий уровень развития социальной смелости у этих детей проявляются застенчивость и робость. Средний уровень у 58 % учащихся. Высокий уровень выявлен у 36 % учащихся это означает что ребенок непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми.

Рис. 8. Результаты исследования уровня самоконтроля учащихся 4 класса МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Анализ результатов исследования самоконтроля (фактор Q3) (Таблица 7, рисунок 8) учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что детей с низким уровнем развития самоконтроля 32 % что означает, что эти дети не умеют контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организованы. Средний уровень выявлен у 56 % учащихся. Высокий уровень у 12 % учащихся, у этих детей лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни.

Рис. 9. Результаты успеваемости учащихся 5 классов

МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» в адаптационный период

Анализ результатов успеваемости (Рисунок 9) учащихся 5 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» показал, что 80% учащихся данной выборки усваивают программный материал на «хорошо». В среднем на «удовлетворительно» справляются 18 % учащихся данного класса, остальные учащиеся (2%) успевают на «отлично».

Таблица 8

Корреляционный анализ основных составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене

Для выявления взаимосвязи личностной, интеллектуальной и волевой готовности к обучению в среднем звене с результатами успеваемости, как основного показателя успешности адаптации, был использован метод корреляционного анализа. В результате корреляционного анализа (Таблица 8) выявлено, что показатель успешности успеваемости имеет значимую положительную взаимосвязь с фактором I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. есть чем выше уровень сензитивности, тем выше уровень успеваемости. Это, вероятно, связано с тем, что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к изменениям во внешней среде, зависимые от других людей, быстрее усваивают требования по каждой учебной дисциплине и имеют более высокую успеваемость. Остальные показатели не имеют значимых связей с показателем успеваемости.

Выводы по второй главе

Изучив и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень развития интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей личностной готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю уверенности в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель сензитивности (31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности наиболее выраженным является показатель социальной смелости (36%), наименее выраженным – самоконтроль (12%).

В результате корреляционного анализа выявлено, что значимую положительную взаимосвязь показатель успешности успеваемости имеет с показателем I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень сензитивности высокая успеваемость обусловлена высокий сензитивностью. Это, вероятно, связано с тем, что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к изменениям во внешней среде, зависимые от других людей, быстрее усваивают требования по каждой учебной дисциплине и имеют более высокую успеваемость. Остальные показатели не имеют значимых связей с показателем успеваемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами в работе изучена и проанализирована литература по данной теме. Подобран и систематизирован обширный материал по изучению психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене.

Дано понятие «учебной деятельности» как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. Рассмотрены синонимы учебной деятельности: научение, обучение, учение. Изучена структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина, в которую входят:

Учебно-познавательные мотивы

Учебная задача

Учебные действия

Действия контроля (самоконтроля)

Действия оценки (самооценки)

Проанализирована организация учебной деятельности младшего школьника.

В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников.

Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма разнообразны.

Раскрыто понятие «психологической готовности» - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях средней школы.

Рассмотрены составляющие психологической готовности:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, т.е. когнитивные особенности.
    • развитие новообразований младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, внутренний план действий, т.е. личностные особенности.
    • тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками, т.е. межличностные особенности.

В результате проведенного констатирующего эксперимента выявлено, что среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень развития интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей личностной готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю уверенности в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель сензитивности (31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности наиболее выраженным является показатель социальной смелости (36%), наименее выраженным – самоконтроль (12%).

Экспериментальное исследование выявило, что показатель успешности успеваемости имеет значимую положительную взаимосвязь с фактором I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень сензитивности, тем выше уровень успеваемости.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Вероятно, эти результаты характерны для учащихся данной выборки. Кроме того, глубоко не изучена коммуникативная составляющая психологической готовности и не проанализированы навыки овладения учащимися структурных компонентов учебной деятельности, что является основанием для дальнейшей разработки этого вопроса.

По результатам проведенных исследований были составлены рекомендации практическим работникам образовательных учреждений (Приложение), которые необходимо учитывать при составлении индивидуальных планов, чтобы построить учебный процесс на основе интереса школьников к учебной деятельности.

Цель данной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Собранные в работе материалы могут быть использованы для теоретического изучения данного вопроса педагогами школ и студентами педагогических образовательных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бреслав, Г.М. Основы психологических исследований: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 496 с.
  2. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 1992. – 105 с.
  3. Волокитина, М.Н. «Очерки психологии младших школьников» // Издательство «Академия Педагогических Наук РСФСР», 1955. – 216 с.
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. В 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский, Академия педагогических наук СССР Москва «Педагогика», - М.: 1982. – 220 с.
  5. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова // Актуальные проблемы возрастной психологии. — М.: 1978. – 118 с.
  6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  7. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167 с.
  8. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. - №7 – 12 с.
  9. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: // Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
  10. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. Серия высшее образование / - Ростов н/д, издательство «Феникс», 2003. – 562 с.
  11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.:// Логос, 2007. – 384 с.
  12. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 c.
  13. Маркелов, В.В. Методологические основы и технологии психолого-педагогического эксперимента Пермь, ПОИПКРО, 2000.
  14. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. Ред. В.В. Давыдов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
  15. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  16. О психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене [Электронный ресурс] – Режим доступа: /http:// webzone.ru/st/067800.htm./.
  17. Рекомендации работникам образовательных учреждений [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=6094
  18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
  19. Современный психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. – М.: Издательство МГУ, 2007. - 584 с.
  20. Сомова, Н.Л. В пятый класс – в первый класс: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. – СПб.: КАРО, 2001. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

По результатам проведенных исследований были составлены следующие рекомендации практическим работникам образовательных учреждений:

Рекомендации учителям-предметникам

- учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов;

- не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста;

- следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усваивать материал;

- налаживайте эмоциональный контакт с классом, с родителями учащихся;

- никогда не используйте оценку как средство наказания ученика; не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;

- учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность.

Рекомендации классным руководителям

- помогите сориентироваться подросткам, проведите экскурсию по школе, покажите, что где находится. В классе вывесите расписание звонков и уроков, а также номера кабинетов и план их расположения на этажах.

- постоянно поддерживайте контакт с психологом школы, совместно с ним участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива;

- познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка;

- осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей;

- совместно с учителями предметниками учите детей соблюдать и соотносить требования по каждому отдельному предмету;

- организуйте досуг ребят, увеличьте совместное времяпровождение, привлекайте к этому родительский комитет.

Рекомендации родителям

  • Воодушевите подростка на рассказы о своих школьных проблемах.

Выбирайте время для общения с ребенком. Но не проявляйте интерес просто вопросом: «Как прошел школьный день?» Запоминайте детали рассказа ребенка, тогда вы сможете представлять себя картину его школьной жизни в целом.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь с учителями ребенка хотя бы раз в два месяца. Если между вами и учителем возникли серьезные разногласия, постарайтесь приложить все усилия, чтобы мирно разрешить ситуацию. Иначе вы можете случайно поставить подростка в неловкое положение выбора между вами и уважением к своему учителю.

  • Не связывайте оценки ребенка за успеваемость со своей системой наказаний и поощрений.

Если подросток хорошо справляется с учебой, больше показывайте свою радость. Проявляйте спокойную озабоченность, если у ребенка не все ладится. Помогите ему справиться с учебными проблемами. Наихудшим выходом будет установление правил типа: «Ты не будешь больше играть на компьютере, пока не начнешь получать хорошие оценки». Это приведет к эмоциональным проблемам.

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ребенок.

Специфика школы диктует свои требования к знаниям. Зная особенности своего ребенка, вы сможете представить, справится ли он с учебной нагрузкой данного заведения.

  • Помогайте подростку выполнять домашние задания, но не делайте их вместо него.

Учите ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (но не отмахивайтесь словами «Сам думай!»). Потратьте время, чтобы объяснить подростку не понятое им, или покажите, где ему найти недостающую информацию.

  • Помогите ему почувствовать интерес к тому, что преподается в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка. А затем установите связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например, если ребенок увлечен компьютером и в то же время ему нравится география или история, то пусть научится делать доклады по этим предметам в виде презентаций. Также ищите любые возможности показать применение школьных знаний в домашней деятельности.

  • Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни подростка происходят изменения.

Стрессовыми ситуациями для школьника являются, например, самое начало и окончание каждого учебного года. Так, в сентябре ему надо адаптироваться и привыкнуть к постоянным учебным нагрузкам, а к маю организм физически устает. Таким же сложным периодом для подростка является и переход в среднюю и старшую школу.

  • Поддерживайте подростка в его начинаниях, пусть даже они носят временный характер. Поощряйте интересы ребенка. Постарайтесь увидеть в его самых странных увлечениях позитивное начало.
  • Укрепляйте самооценку ребенка. Обучайте его анализировать свои неудачи. Это поможет подростку в дальнейшем избегать повторных ошибок. Тем самым вы поддержите его интерес к увлечению.
  • Прививайте подростку стремление разобраться в сути явлений действительности, понимать причинно-следственные связи. Это поможет ему видеть и осмысливать закономерности, а также применять свои знания в жизни.

Исследование психологической готовности к обучению в среднем звене