Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой
Произведение ранней лирики Ахматовой, "Песня…" отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: "Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки". Здесь же излюбленные поэтессой "говорящие детали": перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой в певучем стихотворном размере анапест, которым написана "Песня".
Мир лирической героини раскололся, привычные вещи кажутся другими (три ступени кажутся целой лестницей и т. д.). "Песня…" передает острые переживания героини в момент разлуки, муки безжалостной судьбы: "грудь холодела", "унылой… злой судьбой", "умри", "последней встречи". Чтобы усилить ощущение теряемой любви, глаголы Ахматова использует исключительно в прошедшем времени - в знак того, что действие уже не повторится. Сама природа, кажется, сопереживает героине (осень шепчет), но "темный дом", где горят "равнодушно-желтым" огнем - огнем разлуки - свечи, молча провожает ее. В стихотворении описана лишь сцена прощания некогда любивших друг друга людей, но Ахматова передает между строк и счастливую предысторию этой любви, и драматизм женской судьбы героини. О том, что "Песня последней встречи" - поэтическая исповедь, напоминает и частое повторение местоимения "я", что позволяет каждому читателю (в первую очередь читательнице) "примерить" на себя переживания лирической героини Ахматовой.