Перспективы развития франчайзинга в России
Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Концепция франчайзинга как финансового инструмента.............6
1.1. Понятие и экономическая суть франчайзинга..................................... 6
1.2 Законодательно-правовая база франчайзинга................................... 10
1.3 Понятие франчайзингового договора................................................ 14
Вывод по первой главе.
Глава 2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса……………………………………………………………………19
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия.................. 19
2.2. Анализ эффективности франчайзинговой схемы……………………
Вывод по второй главе.
Глава 3. Перспективы развития франчайзинга в России.......................................
3.1 Подходы и методы моделирования взаимодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга............................................................................
3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга........................................
Вывод по третьей главе.
Заключение....................................................................................................
Список использованной литературы...........................................................
Приложение...................................................................................................
Введение
На данный период времени в России, нет людей, которых можно удивить, товарами и услугами, такими товарными знаками как
- Makdonald`s
- Adidas
- Zinger
- Microsoft
- Sony
- Samsung
- BMW
- Ford и т.д.
Эти и многие другие товарные знаки, в нашем подсознании ассоциируются, с определенными производителями. Все они имеют высокую репутацию, косвенно указывая на высокое качество товаров и услуг.
Лишь, благодаря эффектному каналу дистрибуции, по которому все товары знаменитых марок распространяются как внутри страны, так и по всему миру, такое действие называется франчайзинг.
Франчайзинг- система взаимовыгодных, партнерских отношений, предприятий : крупного и малого бизнеса. Франчайзинг - подразумевает под собой, объединение аренд, купли-продажи представительства, но остается самостоятельной формой договорных отношений.
Практически всегда, франчайзи, выплачивает единовременный взнос, за право пользоваться на рынке каким-либо брендом и именем франчайзера.
Франчайзер- назначает егулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в педелах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий вседнем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании «Mcdonalds», к примеру вносят 12% выручки.
В настоящее время развитие предпринимательства в России- затрудняется, повышением коммерческих рисков. Реализация современных бизнес -проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.
Организация предприятия бизнеса на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.
Цель написания дипломной работы: это изучить внедрение франчайзинговых схем в экономике России. Поставленная мной цель, приведет к решению некоторых взаимозависимых задач
- Изучение опыта ведения зарубежного и отечественного ведения бизнеса.
- Исследовать все основные задачи и особенности заключения франчайзинговых договоров.
- Сделать анализ на примере действующей Российской фирмы, все преимущества и недостатки бизнеса на основе франчайзенга.
- Определить особенности франчайзенга, как инструментом управления финансами.
Предметом- исследования данной дипломной работы- являются франчайзинговые отношения.
Объектом исследования субъекта предпринимательской деятельности, который использует в своей деятельности франчайзинг.
Моя дипломная работа, состоит из трех частей, в которых последовательно я буду раскрывать все проблемы исследования.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что одним из современных видов партнерского бизнеса является франчайзинг, именуемый также «льготным предпринимательством» Франчайзинг - это форма ведения бизнеса. Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона - франчайзер-передает другой стороне - франчайзи - право вести определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения и имидж франчайзера (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т. п.) . В качестве франчайзера может выступать как крупная фирма, хорошо известная потребителю, так и фирма, добившаяся прочного положения со своим бизнесом на рынке, для которой необходимо или желательно обеспечить себе возможность быстрого роста при минимальных финансовых затратах, обеспечив рабочую силу и ресурсы для достижения поставленной цели в обмен на предоставленное франчайзи право вести бизнес в соответствии с разработанной франчайзером системой и его имиджем.Франчайзи копирует схему организации бизнеса, основанной на опыте процветающей фирмы. Франчайзер при этом может взять на себя обязательство поставить необходимое оборудование, материалы и сырье, осуществляет обучение франчайзи и его персонала, консультирует и оказывает помощь в управлении бизнесом, может оказать непосредственную финансовую помощь или косвенную в виде поручительств и гарантий. Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчайзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей.
Глава 1.Концепция франчайзинга, как финансового инструмента.
- Понятие и экономическая суть франчайзинга.
Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», значение которая имеет, как «льгота», освобождение от налогового взноса. После чего, это слово закрепилось в англоязычных государствах.
Франчайзинг- имеет двухсотлетнюю историю. В началах 1800 года, появилось данная система. По схеме присуще франчайзингу, работала компания : « CocaColla» ( с 1886г), « Singer» ( c 1860), и другие широко известные народу компании. На сегодняшний момент, франчайзинг получил развитие более чем в 70отраслях хозяйсива. Франчайзинг, стал являться наиболее прогрессивной формой ведения малого и крупного бизнеса. Договор франчайзенга, это самостоятельный объект правового регулирования от 80 и более стран мира.
Первый год существования франчайзинга, достаточно сложен, в исполнении и формировании системы. После апробации, развитие возвышается. Приведем пример, на двух франчайзинговых системах, которые пришли и на Российские рынки.
- Открытие первого салона « Альфа график», в 1979 году в штате Аризона. Восемь салонов, открылись уже в 1980 году, а к 1985, сеть была расширена до 100 предприятий.
- К моменту 1945 года, было открыто первое кафе мороженное « БаскинРоббинс», распространено было в 52 странах.
- 1988 год первое открытие кафе в Москве.
- в 1992г. построена в Москве фабрика, что дало возможность развития франчайзинговой сети в России. По расчетам специалистов в России и государствах СНГ насчитывается порядка 90 работающих и находящихся в завершении строительства кафе.
Франчайзинг- имеет как приемущество, так и недостатки.
- Преимущества
1.1.приобретение некоторую гарантию существования,
1.2.экономие средств на маркетинговых исследованиях,
1.3. имеет гарантию поставок сырья, материалов и т.д.
1.4.открывает свое дело с меньшим риском,
1.5.получает поддержку и советы от своего партнера- наиболее крупной фирмы.
- Недостатки
1.1.учет интересов партнера (крупных компаний и др держателей акций),
1.2.регулярные отчисления не от прибыли, а от объема продаж, тем самым можно подставить держателя лицензии в трудовые финансовые условия,
1.3.выкупвсего необходимого оборудования и материалов,( тем самым ограничить в действиях держателя лицензий).
В последнее время, достаточно активно, используют систему франчайзинга Российские компании
- Лукойл;
- 1С;
- Крошка Картошка
- Русские Блины
- Крошка Картошка
- 1С;
Регистрация в Роспатенте, договоров коммерческой концепции, получение прав для пользования товарным знаком, становится достаточно распространенным явлением.
Франчайзинг- вертикальная маркетинговая система, развивающая структурное отношение в целом.
Эта система, способствует управлять конфликтами и контролировать каналами распределения, тем самым гарантирует стабильность деятельности партнера по бизнесу.
Изобразим схему франчайзинга: ( схема 1.Приложение)
Для применения Франчайзинга в России, в настоящее время, имеются определенные правила- предпосылки:
- Необходимость продвижения на российском и международном рынках отечественных производителей;
- Формирование «малого предпринимательства»,в котором важна поддержка в организации самого бизнеса, рекламе и маркетингового исследования;
- Формирование и отработка системы управления качеством, по всей цепи « производителя-потребителя»;
- Система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга.
В зависимости от направления, выделяют 4 вида франчайзенга
- Франчайзинг товара
- Производственный франчайзинг
- Сервисный франчайзинг
- Франчайзинг « Бизнес- Формат».
При«завязке» первых трех видов, на конкретной деятельности, франчайзинг бизнес- формат, представляет собой, включение в систему разнородных направлений деятельности. В основе « бизнес - формата», обязательно далжна лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, что подразумевает собой становление частью, единой корпоративной системы.
Смоделируем систему франчайзинга (p.s. необходимо исходить из интересов сторон, которым, они и будут руководствоваться в своей деятельности).(схема 2. Приложение)
Взаимодействие франчайзера с системными участниками, осуществляется , через субфранчайзера, либо нескольких субфранчайзеров. Необходимо, соблюдать определенные условия, которые предшествуют первому появлению «пилотного» правления франчайзи
- Оценивать готовность потенциальногофранчайзера, к переходу на новую систему;
- Определить предмет договора франчайзинга, разработав тем самым пакет документов, который входит во франшизу;
- Оценивать рынки потенциального характера, на которых предпологается проводить, активное движение;
- Разработать политику, привлечения к работе в системе.
Моделируя систему франчайзи, необходимо учитывать, что система должна работать в рамкаха законодательного поля России, учитывая отраслевую, региональную специфику, а так же психологическое восприятие, в обществе.
1.2.Законодательно правовая база франчайзинга.
Рассматривая в дипломной работе, все преимущества франчайзинга, говорим мы и о том, что сотрудничество франчайзи и франчайзеров, подразумевает под собой приток, высококачественных товаров на рынок, тем самым удовлетворяет потребный спрос. Однако,не всегда широкое распространение франчайзинга,отвечает интересам потребителя. Иногда, оно может привести к нарушению прав, потому что сама система франчайзинга , основана на своеобразной подмене субъекта: франчайзи, выступает на рынке под чужим именем,используя фирменный товарный знак франчайзера.
Огромная опасность,в этой связи представляет производственный франчайзинг. Возьмем к примеру, ситуацию с лицензиями товарного производства, преобладатель изначально осведомлен,об их происхождении, осознавая, что покупая продукцию, произведенную не владельцем товарного знака, а фирмой стороннего типа- он может не получить ожидаемого качества. Продукция франщизных предприятий, не дает потребителю подозревать, что товар произведен не самим владельцем товарного знака или его дочерней организацией. Возникает требования регистрации договоров франчайзинга, информирование потребителей, и самое главное, обеспечение надлежащего качества товаров и услуг, возлагая ответственность на франчайзера и франчайзи. Законодательная, регламентация франчайзинга необходима - для защиты потребителей.
Причина №2.
Заключается, она в необходимости защиты ранка, от злоупотребителей, возможными связями с недобросовестными реализаторами франшиз, и заключениями франшизных договоров, ограничив, тем самым права франчайзи, и нанести ущерб его деятельности.
Припоявление Гражданского Кодекса Российской Федерации, а точнее с приобретением в 1996 году второй части, стало возможным говорить о законодательной базе франчайзинга. Ряд положений Кодекса, вполне отвечает международным критериям, на основе которых отношения франчайзинга выделяется:
- Одна из сторон, предоставляет другой стороне ( преобладатель- пользователю),комплекс исключительных прав, в том числе, фирменное наименование и коммерческую информацию. (ст. 1027, п1 ГК.РФ)
- Пользователь, пользуется деловой репутацией и коммерческим опытом правообладателя, в определенном объеме, на определенной территории, в определенной сфере:
- Продаже товаров,
- Выполнении работ,
- Оказании услуг ( ст.1027, п2 ГК.РФ)
- Пользователь- правообладателю, выплачивает вознаграждение, в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки,или наценки оптовых товаров ( ст.1030 ГКРФ).
Благодаря этому, заменив правообладателя по указанной терминологии на франчайзера,а пользователя на франчайзи и указав фиксированные разовые и периодические платежи,стоимостью франшизи и роялти, мы получаем отношение франчайзинга.
Задача защиты интересов потребителей, реализуется прежде всего через положение о государственной регестрации договора коммерческой концессии или договора франчайзинга (ст.1028,п 2 ГК РФ). Закон предусматривает и обязанности пользователя ( франчайзи) информировать потребителей о присудствии посреднических отношений, обеспечив надлежащее качество предлагаемых товаров, услуг, работ( ст.1032 ГК РФ).Ответственность потребителя (франчайзера), по требованиям, предъявляемых к пользователю( франчайзи)(ст.1034ГК РФ) .
По вопросам мелких предприятий отвечает статья 1033,п 2ГКРФ), и рассматриваются с ними в общем контенте.
С точки зрения правового оформления бизнеса, неоспоримы приемущетства франчайзинга.
Во- первых: франчайзеру нет необходимости регистрировать и открывать многочисленные филиалы,на удаленных от него территориях.
Во- вторых : он, избавлен от хлопот, т.к. приобретение земли и ее владением, недвижимостью, оборудованием,и другими основными фондами.
В-третьих: франчайзер, не несет обязательст, по заключению трудовых договоров, с персоналом которые вновь создают франшизные предприятия.
1 января 1995 вступило в действие юридическое закрепление права, в том числе и договорного права Гражданского Кодекса Российской Федерации. Сделано возможным правовое оформление, отношение франчайзинга в целом. Право интеллектуальной собственности и понятие конфиденциальности коммерческой информации, которая была предложена законом, на ряду с принятым Законом ранее, о товарных знаках, составили основу для создания правовой базы франчайзинга, а окончательно правовое оформление его отношений как договора коммерческой концессии в сфере предпринимательской деятельности было предложено во второй части Гражданского кодекса.
Закон, признает « соглашение двух или нескольких лиц», об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.( ст.420 ГКРФ). Гражданское право разработало целую систему договоров, в каждом из которых, учитываются особенности определенного вида экономических отношений. Для заключения договоров и достижения результатов действия,определенного правового результата, необходимо согласованное выражение согласовано волей двух и более сторон (ст.154ГК.РФ).Но, законодательство предварительно оговаривает обязанности сторон, о заключении договора,если конечно, это предусмотрено законом или добровольно принятыми обстоятельствами. (ст.421п.1 ГКРФ).Все содержание договора зависит, из желания двух сторон.
Приведем пример:
Договор заключается на определенный срок( 1год, 10 или 15 лет)- по истечению данного срока, прекращается взаимоотношение сторон, если конечно не оговариваются какие-либо условия. Например: автоматическое продление договора, при условии всех исполнений обязательств. Для заключения гражданско-правовых договоров, установлена процедура. Договор, считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем условиям.( ст.432 п.1 ГК.РФ.).
Три условия и три примера, когда Закон является существенным:
- Условия о предмете договора (Пример:Комплекс, иключительных прав, закрепленных за франчайзером, для договора франчайзинга)
- Условия существенны или необходимы,для договоров данного вида. ( Пример: предоставление по договору франчайзинга, комплекса исключительных прав, за вознаграждение.
- Соглашения, должны быть достигнуты по условиям: ( Пример: если одна сторона настаивает, на нотариальном удостоверении договора, договор считается законным с момента,заверения нотариусом.
1.3.Понятие франчайзингового договора.
Франчайзинговый договор, как и любой официальный договор, представляет собой- важный документ. Франчайзинговый договор- имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат для уточнения взаимоотношений в течение небольшого периода времени. После завершения сделки такой контракт больше не имеет силы.
Франчайзинговый же договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.
Франчайзор подписывает франчайзинговый договор со многими франчайзи, поэтому было бы неразумно каждый раз менять какие-то пункты по запросу отдельногофранчайзи. Франчайзор должен с самого начала подготовить франчайзинговый договор так, чтобы у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его. Если кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как не совсем совершенный. Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.
Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация.
Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.
Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены семьи следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.
Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.
Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т. п.
Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.
Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.
Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.
Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.
Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора. Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них.
Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им, возможно, было воспользоваться. ( Пример франчайзингового договора, предоставлен в приложении ) рис. 3
Вывод по Главе 1.
В данной главе, была произведена исследовательская работа, понятия франчайзинга. Введение в саму суть работы франчайзинга, его появление в странах и разработки системы франчайзинга. Приведены мной примеры франчайзинговыхдоговоров.
Глава 2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса.
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия « Сервисstrend»
Компания «Сервисstrend», организована в 2000 году. Компания оказывает услуги в комплексной автоматизации предприятий, на базе программных продуктов, бухгалтерской компании «1С Предприятие».Компания состоит из коллектива менеджеров и программистов, имеющий опыт автоматизации предприятия с 1996 года.
На данный момент, компания «Сервисstrend»,входит в десятку самых крупнейших фирм франчайзи. Компания является 1С: Франчайзи. Он авторизован центром обучения «1СПредприятие». Сервисstrend, принимает активное участие в проекте франчайзинговой фирмы.
В январе 2001 года, фирма «Сервисstrend», вошла в десятку, крупнейших франчайзи фирм-франчайзи, для размещения своего представительства фирмы 1С. В настоящее время фирма «Сервисstrend», успешно работает и предоставляет услуги,по консультировании фирмы «1С Предприятие».
Сервисstrend, принимает активное участие в проекте и аттестации,франчайзинговой сети фирмы 1 С, по системе качества. В августе 2001 года, фирма успешно прошла сертификацию, на соответствии системы менеджмента, по международному стандарту качества ISO и стала четвертой компанией фирмы 1С, которая получила данный сертификат.
В октябре 2005 года, компания «Сервисstrend», первой среди фирм франчайзи получает сертификат « Колсантинг». Работы проводятся, консультантами высокого профиля.
Особенности фирмы «Сервисstrend»
- Ориентация на основание комплексного обслуживания участника;
- Демонстрация программного обеспечения;
- Индивидуальное обучение;
- Ряд консультаций.
Лидер в сопровождении формы 1С, компания «СервисStrend», предлставляет систему сопровождения
- Индивидуальное сопровождение,
- Комплексное сопровождение,
На данныймомнет, в компании работает более 100 сотрудников такие как:
- Специалисты в области бухгалтерского учета,
- Специалисты по программному обеспечению 1С,
Партнерами компании Сервисstrend- являются:
- Институт Профессиональных бухгалтеров,
- Аудиторская компания « Интерком- Ауди»,
- Издательство «ГлавБух». Газета- « Налоги и право».
Проанализируем финансовое положение предприятия (Таблица.1)
Коэффициенты |
Нормативное значение |
2013 |
2014 |
Изменение |
Автономия |
0,5 |
0,1045 |
0,6824 |
0,5778 |
Соотношение заемных и собственных средств |
1 |
8,5677 |
0,4655 |
-8,1022 |
Соотношение мобильных и иммобилизованных средств |
- |
9,5630 |
10,7266 |
1,1637 |
Маневренность |
0,5 |
0,4110 |
0,9097 |
0,4986 |
Абсолютная ликвидность |
02,-07 |
0,0020 |
0,0319 |
0,0229 |
Ликвидность |
1 |
0,0507 |
0,5822 |
0,5315 |
Покрытие |
2 |
0,6459 |
1,5952 |
0,9493 |
Таблица 1. Анализ финансовых коэффициентов.
Финансовые коэффициенты, представленные в таблице, показывают финансовое состояние предприятия.
По данным анализа мы видим, доля имущества сформирована за счет собственных источников, и увеличилась с 10,45 до 68,24 %. Значит, риск кредиторов не высок, так как, реализовав половину имущества за собственные средства, предприятие сможет погасить свои долговые обязательства.
Высокий показатель коэффициента автономии, показатель которого (8,5667), указывает на то, большая часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных средств.
Высокий показатель соотношения мобильных и иммобилизованных средств ( 9,5630), и его рост (+1,1637) положительно характеризует предприятие, и указывает нам на существенным преобладанием, мобильных средств.
Из анализа видно, что в начале периода- активы формируются в основном, за счет взаимных средств, а в конце периода- формирование более чем на 90% стали собственные средства. В течении периода, произошло увеличение коэффициента с (0,020 до 0,319). Значит, предприятие в начале периода не смогло бы срочно погасить свои обязательства. Но, если учесть, малую вероятность того, что все кредиторы одновременно потребуют выплаты долгов, можно сказать, что соотношение легкореализуемых активов, и краткосрочной задолженности допустимо.
В определении коэффициента ликвидности также учитываются быстрореализуемые активы. Несмотря на рост в конце периода он так и не смог попасть под ограничения. Что объясняется значительным преобладанием пассивов над активами.
Причиной несоответствия ограничениям многих показателей является деятельность предприятия - строительно-ремонтные работы связанные с долгосрочным привлечением больших средств, как собственных, так и заемных. Следовательно, подобная динамика коэффициентов является нормальным явлением для предприятия и в целом его положение устойчиво.
Рассчитаем соответствующие показатели предприятия. ( Таблица 2)
Анализ фин. устойчивости |
Тыс.руб |
2013 год |
2014 год |
Абсолютное изменение. |
Источник собственных средств,за вычетом иммобилизованных |
40000 |
- |
- |
- |
О.С. и долгосрочные вложения средства |
23560 |
29784 |
6224 |
- |
Наличие собственных и оборотных средств (п.1-п.2) |
16440 |
- |
- |
- |
Долгосрочные кредиты и взаимные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общая величина основных источников, формирование. П5+п6 |
16440 |
- |
- |
- |
Общая величина затрат |
- |
- |
- |
- |
Излишек или недостаток |
- |
- |
- |
- |
Собственные долгосрочные заемные источники( п3+п4) |
16440 |
Таблица 2. Анализ финансовой устойчивости
Из таблицы видно, увеличение произошло почти по всем статьям, тем самым характеризует финансовую устойчивость предприятия, что является положительным фактором.
Значительное увеличение источников собственных средств (п1), произошло за счет, отражения в балансе прибыли, от работ выполненных в течение периода, что позволило предприятию увеличить основные фонды,( п2), за счет приобретения новых основных средств. Значительный остаток собственных средств (п3).позволил предприятию обойтись без заемных средств,( п4,6) сформировав тем самым значительный резерв (п7).
А сейчас в таблице №3 рассмотрим показатели ликвидности предприятия.
Наименование |
Тыс.руб |
Активы |
2013 |
2014 |
Пассивы |
2013 |
2014 |
Платежный излишек или недостаток |
2013 |
2014 |
Наиболее ликвидные активы |
676 |
4896 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Наиболее срочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Быстрореализуемые активы |
16,713 |
84,452 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные пассивы |
0 |
0 |
16713 |
84452 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Медленно реализуемые пассивы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Долгосрочные пассивы |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Труднореализуемые активы |
23,560 |
29,784 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Постоянные пассивы |
40000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица №3 Анализ ликвидности баланса.
Условие абсолютной ликвидности:
AI > ПI
AII > ПII
AIII > ПIII
AIV < ПIV
Ликвидность баланса определяется как покрытие обязательств предприятия его активами. Анализ ликвидности заключается в сравнении средств актива сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке ее убывания с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания этих сроков. В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы делятся на:
1. Наиболее ликвидные;
2. Быстрореализуемые;
3. Медленнореализуемые;
4. Труднореализуемые
Пассивы группируются по степени срочности их оплаты:
1. Наиболее срочные;
2. Краткосрочные;
3. Долгосрочные;
4. Постоянные
В данном балансе нарушено условие ликвидности AI > ПI
Рассмотрим, в каком состоянии находятся основные средства предприятия (таблица 4)
Показатель |
Начало периода |
Конец периода |
Абсолютное изменение |
Первоначальная стоимостьтыс.руб. |
24,552 |
33,403 |
8,851 |
Износ |
992 |
3,947 |
2,955 |
Остаточная стоимость |
23,560 |
29,456 |
5,896 |
Коэффициент износа |
4,04% |
11,82% |
7.77% |
Коэффициент годности |
95,96% |
88,18% |
-7,77% |
Балансовая прибыль |
43,156 |
- |
- |
Фондоотдача |
996,06% |
861,33% |
-134,73% |
Таблица 4. Анализ состояния и использования основных средств
О.С., которые находятся на балансе предприятия к концу концу периода эксплуатировались более интенсивно, и вызывает увеличение износа ( п2), коэффициента износа (п4), следовательно и снижения коэффициента годности. (п5),Но, остаточная стоимость- увеличилась. Это произошло за счет приобретения основных средств нового типа.(п1). Использование основных средств позволило увеличить балансовую прибыль ( п.6), а уменьшение фондоотдачи, говорить нам о том, что эффективное использование основных средств на предприятии - снизилось.
В таблице № 5 проанализируем финансовые результаты.
Анализ финн.результатов |
Начало периода |
Конец периода |
Абсолютное изменение |
Прибыль, тыс. руб. |
43,156 |
- |
- |
Использование прибыли(тыс.руб.) |
4,031 |
4,743 |
711 |
Нераспределенная прибыль тыс. руб. |
0 |
- |
- |
Нераспределенная прибыль прошлого года |
0 |
0 |
0 |
Рентабельность% |
107,02 |
152,35 |
45,33 |
Таблица № 5 Анализ финансовых результатов.
Что, можно сказать исходя изтаблице № 5, что абсолютное значение увеличилось на 17,65%, а рентабельность возросла на 45,33 %- характеризуя тем самым предприятие с положительной стороны. Увеличение рентабельности, произошло, благодаря снижению общей величины затрат.
2.2.Анализ эффективности франчайзинговой схемы.
Рассмотрим более подробно с финансовой стороны условия сотрудничества в качестве франчайзи 1С. На схеме 3( приложение) рассмотрена схема взаимодействия франчайзера и франчайзи , которая построена на основе франшизы бизнес-формата.
В соответствии с этой схемой:
1. франчайзер (лицензиар), который владеет определенной торговой маркой и “ноу-хау”, предоставляет - франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом:
· право на ведение дела под его торговой маркой;
· определенный набор товаров и услуг;
2. франчайзи, в свою очередь, предоставляет франчайзеру обязательство соблюдения установленных франчайзером стандартов качества продукции и услуг, а право его контролировать и соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей (при этом система платежей состоит из единовременного первоначального взноса и регулярных отчислений роялти).
Обязанности, взятые на себя обеими сторонами, закрепляются договором франшизы.
Одной из основных проблем взаимодействия активных элементов, которыми в данном случае являются франчайзи и франчайзер, является устойчивость. Серьезность этой проблемы заключается в том, что, потратив много сил на налаживание данного взаимодействия, тому или другому предприятию, а иногда и обоим начинает казаться, что оно для них не выгодно, что влечет за собой невыполнение договорных обязательств и последующий разрыв договора. Совершенно очевидно, что для того, чтобы существенно снизить вероятность такого исхода, предприятия должны быть уверены в том, что данное взаимодействие для них выгодно.
Определим условия, при выполнении которых может быть обеспечено устойчивое взаимодействие на основе франчайзинга.
Для этого введем следующие обозначения:
P цена товаров и услуг в зависимости от вида деятельности;
Q объем реализованной продукции;
PmQm величина выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно франчайзи;
Cm суммарные издержки автономно функционирующегофранчайзи;
PRm прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующийфранчайзи;
PfmQfm объем выручки (дохода), который может получить франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга;
Cfm издержки франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга (за исключением роялти и первоначального взноса, выплачиваемого франчайзеру);
L установленный процент от выручки (дохода), на основании которого формируется роялти;
(PfmQfm:100)*L величина роялти, выплачиваемая франчайзифранчайзеру;
L1 величина вступительного взноса, выплачиваемая франчайзифранчайзеру при их взаимодействии на основе франчайзинга;
PbQb оценка величины выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно действующийфранчайзи (в данном случае предполагается, что как франчайзер, так и франчайзи могут создать на данной территории одинаковые по своим производственным возможностям объекты, обусловленные спецификой данного территориального образования, которая выявлена на основе маркетинга);
Cb суммарные издержки автономно функционирующегофранчайзи;
PRb прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующийфранчайзи;
PfbQfb объем выручки (дохода), который может получить франчайзер при взаимодействии с франчайзи;
Cfb издержки франчайзера при взаимодействии с франчайзи (включая издержки на предоставление услуг по проведению маркетинговых исследований, обучению и т. д.).
В качестве теоретической основы для решения данной задачи может быть использован математический инструментарий классических кооперативных игр.
В данном случае в качестве игроков выступают “большое” (в нашем случае ) и “малое” (в нашем случае ) предприятия, и поэтому множество Iсостоит из двух элементов I = {1,2}.
Игра (I, v) называется существенной, если выполняется соотношение:
(1)
где v (i) выигрыш игрока i, действующего автономно (i=1,2).
В данном случае выигрыш игроков будет составлять:
v (1) = PRm = (PmQm Cm); (2)
v (2) = PRb = (PbQb Cb), (3)
где
v (1) прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее малое предприятие;
v (2) прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее большое предприятия.
При расчете для анализируемого предприятия возьмем сумму выручки и остальных составляющих не в рублях, а в у. е. (для облегчения наочного восприятия).
Проведем расчет для анализируемого сообщества:
v (1) =10620 6145 = 4475 тыс.руб.
v (2) =245130 72631 =172499 тыс.руб.
Обозначив через:
v (I) выигрыш коалиции I, в которую в данном случае входит два игрока (малое и большое предприятия), получим соотношение:
v (I) = QfPf Cf. (4)
v (I) =384561 52300 = 332261 тыс.руб.
Применяя условия несущественности игры к франчайзингу, получим соотношение:
(PmQm Cm) + ( PbQb Cb) <QfPf Cf. (5)
(10620 6145) + (245130 72631) < 384561 52300
Полученное соотношение отражает тот факт, что прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и , строго больше суммы прибыли, которую может обеспечить себе действуя автономно.
Игра (I, v) называется несущественной, если выполняется условие:
, (6)
т. е., выполняется соотношение:
(PmQm Cm) + ( PbQb Cb) = QfPf Cf. ( 7)
Таким образом, если игра является несущественной, то прибыль, образующаяся от взаимодействия большого и малого предприятия в системе франчайзинга, равняется сумме прибылей автономно действующих большого и малого предприятий, из чего следует, что если даже предприятия вступят во взаимодействие, то оно окажется неустойчивым, так как ни то, ни другое предприятие не имеют прямых экономических стимулов к объединению.
Основным понятием в кооперативной игре является понятие дележа, представляющего собой вектор Х = (х1,х2,….хn), каждая компонента которого хi представляет собой сумму, которую получит игрок iI при распределении полезности, имеющейся в распоряжении множества игроков I.
Обозначим через xi эффект, который получит участвуя в франчайзингвой схеме 1С, тогда обозначив через:
хi прибыль, получаемая предприятием в системе франчайзинга;
(у1 + у2) система платежей малого предприятия большому, соответственно получим:
х1 = PfmQfm Cfm (у1 + у2); (8)
х1 =(19500 6320) (250 + 100) = 12830 тыс.руб.
Дележ в кооперативной игре должен удовлетворять двум условиям:
· индивидуальной рациональности;
· групповой рациональности.
Условие говорит о том, что, участвуя в коалиции, анализируемое предприятие получает по меньшей мере столько, сколько оно могло бы получить, действуя самостоятельно и не заботясь о действиях других игроков. В рассматриваемой нами модели выполнение условия индивидуальной рациональности означает, что прибыль, получаемая , взаимодействующего в системе франчайзинга, должна быть не меньше прибыли, получаемой им в случае автономного функционирования.
Таким образом, соблюдение условия индивидуальной рациональности требует выполнения следующего неравенства:
PfmQfm Cfm (PfmQfm :100)*L L1 ( PmQm Cm); (9)
(19500 6320) (19500:100)*0,1 250 (10620 6145)
12910,5>4475
Содержательно неравенство отражает тот факт, что должно получать такую часть прибыли, образующейся от взаимодействия с франчайзером, которая была бы не меньше прибыли, получаемой им, действующим автономно.
Таким образом проведя расчет с использованием минимальной величин выручки анализируемого предприятия мы получили наглядные доказательства преимущества работы именно по франчайзинговой схеме. В приложении 2 также имеется прайс-лист сценами по которым предприятие закупает и реализует программный продукт 1С.
Вывод по главе № 2.
В данной главе, было рассмотрено финансовая характеристика и экономический баланс предприятия. Был рассмотрен анализ финансирования организации и выведена рентабельность предприятия.
Глава 3. Перспективы развития франчайзинга в России
3.1.Подходы и методы, моделирования малых и больших предприятий, на основе франчайзинга.
Развитие рынка в России, не возможно без увеличения доли малого бизнеса, этот сектор,диномично реагирует на рыночнуюконъюктуру, формируя тем самым,импульс для структурной перестройки и создания дополнительных рабочих мест.
В нашей стране и странах с развитой экономикой, малый бизнес в ВВП, находится в деапазоне от 50% это страны к нашей (США, Великобритания), до 60 % (Италия и Франция). А в нашей стране, эта доля составляет только 10-11%.
Установлено, что за 8 лет, с 2006 -2014 годы, 82% рабочих мест, создавались малыми формами, их численность составляла -100 работников.
Россия, становление малого предпринимательства, испытывает трудности. Обусловлены они не только законодательством, в котором нет благоприятных условий, развивающий малый бизнес, но и контингентом, занятым в этой сфере, который не имеет обходимых экономических и юридических знаний. А, не имея эти знания, не возможно представить проведения серьезных маркетинговых исследований, принятий обоснованных решений, связанных со сбытом товаров и услуг и выбором наиболее эффективной стратегии и тактики, для ведения конкурентоспособности. Совокупность, данных причин ведет предприятие к банкротству.
Малые российские предприятия, все глубже начинают познавать роль торговой марки - имя, термин, знак, символ или их сочетание, предназначенное для идентификации товаров и услуг и их дифференциации от товаров или услуг, предоставляемых конкурентами.
Успех торговой марки, зависит от многих факторов , основное явление это предоставление нового товара, извещение клиента о выгодах- тем самым помогая себе заключить успешную сделку. Очень важно подчеркнуть, что обработка и защита товарного знака, требует его владельца определенной инвестиции, направляющей на :
- Рекламу товарного знака,
- Обеспечение определенного товарного уровня,
- Защиту товарного знака.
Товарный знак тем самым, имеет все признаки капитального не материального актива, имеющий информационную сущность.
Франчайзинг - стремление, малых российских предприятий, сотрудничать с крупными фирмами. Все это привело Россию использование марок известных фирм, с другой привело к развитию в больших городах, взаимодействия крупных и малых предприятий.
Наиболее стандартный вариант с правом на использовании его торговой марки, франчайзерпредоставляет франчайзи предоставляет определенный набор услуг:
- оценку и подбор месторасположения торговой точки;
- оказание помощи в переговорах,о лизингесублизинге или аренде;
- оказание помощи при подборе транспортных средств;
- проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое “ноу-хау” путем обучения персонала, применяемым им самим методам управленияи организации процесса работы;
- проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи;
- оказание консультативной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе;
- проведение систематической переподготовки сотрудников франчайзи по управлению и технологическим проблемам;
- обеспечение поставки необходимого сырья, оборудования по заказам франчайзи;
- предоставление помощи в определении источников финансирования;
- оказание помощи в работе в течение первой недели с момента открытия фирмы на франшизной основе;
- оказание консультативной помощи в организации и поддержании связей со средствами массовой информации и проведении рекламы.
Формируя такой набор, главная фирма руководствуется принципами:
- Предлагаемый набор услуг, должен быть действительно необходим, для франчайзи.
Платежи, которые формируются при использовании торговой марки представлю ниже
- Вступительный взнос,
- Регулярное отчисление (роялти).
Вступительный взнос- это плата за лицензию, на право продажи продукции.
Иногда величина вступительного взноса формируется как определенный процент, величина которого обычно составляет 5 10% от общей суммы затрат на организацию торговой точки.
Важный фактор это конкуренция. Если франчайзер установил слишком высокую цену, то он рискует не привлечь к себе покупателей.
На практике, фирма СервисStrend, использует различные комбинации платежей. Их я представлю в (Таблице № 6)
Комбинация платежей № п/п |
№ комбинации |
Виды платежей |
1.1.Вступительный взнос № 1 |
Арендные платежи |
роялти |
1.2.Премия за подбор помещения и оборудования |
Наценка за первую поставку сырья и материалов Арендные платеж |
Платежи по лизинговому договору; Плата за кредит; Рекламные взносы. |
Таблица 6
Основная цель франчайзераэто привлечение средств франчайзи. Выполняющую 2 основных функций :
- предоставляет капитал для создания нового предприятия;
- осуществляет управление торговым предприятием.
Главным элементом механизма франчайзинга, является использование франчайзи, как важнейший источник капитала.
Существуют виды франчайзинга:
- товарный
- деловой
- бизнес формат
Последний вид, предполагает что франчайзи- лицензирует бизнес формат, организационную систему, и торговую марку, которые используют франчайзи.
Использование данной формы, которая исследуется в этой дипломной работе, предполагает, что франчайзи вместе с маркой покупает и ноу-хау франчайзера, которые и применяет в своей деятельности. Таким образом, франчайзи в системе бизнес-формата действует в соответствии с рыночной стратегией головной корпорации, руководствуясь ее правилами менеджмента и соблюдая ее технические требования и технологические требования к производству продукта или предоставлению услуги. Очевидно, что для выполнения этих условий в системе франчайзер-франчайзи необходимо наличие единого информационного пространства, которое поддерживается между ними за счет обмена информацией с помощью программ обучения.
Наиболее типичным примером использования этой формы франчайзинга в настоящее время является предоставление услуг населению или бизнесу, а именно, создание сети производителей программного продукта, сети гостиниц ресторанов быстрого питания и т. д в которых выполняются такие же, как и в головном предприятии, требования к качеству и технологическому процессу изготовления продукта и предоставления услуги.
- Преимущества и недостатки франчайзинга.
Эта глава, дипломной работы, посвящается анализу преимуществ и недостатку использования франчайзинга в хозяйчтвенной деятельности.
Приемущества для франчайзи. Дадим определению франчайзору.
Франчайзор это человек, который создает или создал рабочий бизнес. Бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Этот бизнес должен поддаваться успешному повторению. Открывать как можно больше предприятий , работа которых, стремилась бы строилась по такой же работе, как и бизнес франчайзи. Такой бизнес имеет хорошую репутацию, и определенный поверенный рынок.
При создании и развитии франчайзиноговой системы, на ее основе будут рассматриваться 5 позиций :
- Франчайзинг приносит дополнительные деньги для раскрутки бизнеса.Эти фонды создаются с помощью франчайзи. Они делают первоначальный взнос, преобретая полный пакет франчайзинга. Подписав несколько договоров с франчайзи, франчайзор, может им услуги по управлению менеджментом, т. к. поддержку по консалтингу и маркетингу.
- Франчайзи делают дополнительные выплаты, для поддержки услуг, предоставляемых франчайзером. Все франчайзеры ежемесячно, платят франчайзеру за предоставления им услуг. Часть этих денег, идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи.
- Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег.
- Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
- Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных предприятий. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.
Преимущества для франчайзи.
Все материалы предоставляемые франчайзером, предназанчины для поддержки и усиления франшизы. Приемущества:
- Материалы
- Обучение
- Консалтинг
Но, самое большое преимущество это отношение между франчайзером и франчайзи.
Значение франчайзи ведет под собой, собственный бизнес,но вы не один на один со своими проблемами и рисками. Франчайзи, дающий согласие на вложение денег во франчайзинговоепредприятие,оно остается независимым владельцем бизнеса.Это означает, что его никогда не уволят с этой работы.
Такая поддержка, помогает ему избежать ошибок, которые делают другие предприниматели.Франчайзор остерегает от принятия неправильных решений франчайзера.
Франчайзинг это быстрое начало бизнеса и очень эффективное. Эта система, дает информацию, которая помогает франчайзи найти местоположение, для предприятия, сделать его дизайн, и убедиться в том, что бизнес функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
В свою очередь, франчайзи всегда имеет право стать специалистом в новом бизнасе,не затрачивая годы на обучения или просто работая в этом бизнасе. Специальные программы дают ему право, на получение всех необходимых знаний в этой сфере. Франчайзор и франчайзи обязательно должны проработать вместе, определенное время, чтобы иметь шанс на успешное ведение бизнеса.
Франчайзинг, дает право использовать как репутацию так и товарный знак франчайзора. Выполняя франчайзинговый договор, франчайзер получает полномочия от франчайзера на использование использование товарного знака.Франчайзи, работающий в данной системе франшизы, получает право использовать товарный знак. Поэтому, если мы владеем товарным знаком « СервисStrend», вы пользуетесь правом на вледением этой фирмы, дающий мнгновенное узнавание на рынке. Индивидуадьный предприниматель, в отличие от франчайзи, должен думать не только о продажах, но и о том. Как создать хорошую репутацию никому не известной фиры, а франчайзи же наоборот покупает себе репутацию вместе с франшизами. Индивидуальный предприниматель не имеет доступа к известному всему миру имени, а франчайзи сразу же сразу же пользуется именем,получившее уже признание в стране.
Четкие территориальные границы устанавливает франчайзинг, ведя бизнес.
Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.
Что нужно принять во внимание обеим сторонам:
- Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
- Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
- Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
- Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
- Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программефранчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.
- Выход из франчайзинговой системы успешно работающихфранчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.
Чтобы избежать,все трудности перечисленных выше, франчайзоры должны внимательно отбирать предпринимателей, для продажи франшиз. Провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет, определение наличие качеств у франчайзи, которые потребуются для ведения успешного бизнеса. В умение франчаезера, должно входить быстрое определение проблемы, которая назревает и умело ее устранить.
Недостатки для франчайзи
- Невыполнение контракта,франчайзингового договора. Соблюдение правил франчайзинговой системы.Все эти правила сформулированы и описаны в договоре.
- Франчайзи, должен следовать определенным правилам, по ежедневным операциям в бизнесе.
- Установление сотрудничества,которое необходимо,для всех систем франчайзи. Каждый франчайзи в целом, является товарищем по бизнесу.
- Отчутсвие поддержки, со стороны франчайзера, которая является важнейшим аспектом,в отношениях франчайзинга. Недостаточная поддержка, укорачивает силу договора.
В начале, исполнения франчайзингового договора, франчайзи должен внимательно ознакомиться с материалами.Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг.Франчайзи должен узнать является ли франчайзор членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре.
Заключение
В заключение хочу отметить, опыт западных стран, говорит нам, о том, что успешное развитие экономики, определяется интеграцией мелких фирм и крупной компанией, являющимися основными элементами системы западной экономики. Крупные фирмы приносят стабильность, и управление, а малые фирмы формируют среду , обеспечивает гибкость производства. Опыт проведения российских реформ, показывает нам, отсутствия должного внимания, в обеспечение устойчивости. Что приводит к неэффективному использованию средствами, ставив определенные преграды на пути их проведения. Формирование тенденций развития франчайзинга, в России, обретает необходимую устойчивость, и помогает одним из российских предприятий принять лучшие образцы западных технологий, и создавать другим свои марки. Осуществление этих сдвигов, нужно умело оценивать различные аспекты взаимодействия.
По данной дипломной работе , исходя из темы,я хочу дать действенную схему оценки,бизнеса предпринимателя, для его бизнеса и покупки франшизы.Покупка конкретной франшизы не дает сто процентного успеха, для этого надо проводить тщательное исследование, и определить на сколько процентов подходит для бизнеса данная закупка.
Несмотря на то, что франчайзинг является,успешной концепцией, что уже доказано неоднократно,покупка конкретной франшизи не дает нам 100% гарантии. Проведя несколько исследований - шанс на успех возрастет в разы.
Список литературы.
1)Журнал "TOP-franchising. Успешеный бизнес" №2 - ежеквартальное печатное издание.
2)"Франчайзинг - экономика 21 века"из 2014
3)Универсальная модель франчайзинга
4) Багдасарян А. Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора; Статут, 2014. - 224 c.
5) Меркулов А., Фокин В., Ватутин С., Тришин М., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я; Феникс, 2015
6)Ибадова Л.Т. Франчайзинг в сфере малого бизнеса // Право и экономика.
7)Малышева О.А. Договор коммерческой концессии // Право и экономика. 2007. № 11.омика. 20014. № 3.
8) Матанцев, А.Н. 600 способов продвижения торговой марки / А.Н. Матанцев. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. - 352 с.
13. Рыкова, И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И.В. Рыкова. -- М.: Современная экономика и прав
Нормативно правовые акты:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»)
Сайты:
http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html
http://franchise.mediapalace.ru/index.php/kontseptsiya-franchajzinga
Приложение.
Товарный знак и фирменный стиль |
Другие объекты интеллектуальной собственности |
Ноу-хау |
Услуги, обеспечивающие поддержку |
Передача прав |
Оказания услуг |
Платежи |
Франчайзи-пользователи |
Схема 1 . « Схема Франчайзига».
Определение 2 |
Определение 1 |
Определение 3 |
Схема 2. Моделирование системы франчайзинга.
ДОГОВОР
о коммерческой концессии (франчайзинг)
г. _________________ «__»___________________ ____ г.
___________________________________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуем____ в дальнейшем «Правообладатель», в лице ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующ____ на основании _________________________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
с одной стороны, и __________________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуем____ в дальнейшем «Пользователь», в лице ______________________________________________
___________________________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующ____ на основании _________________________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Согласно настоящему Договору Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в Договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав, а именно: право на фирменное наименование и коммерческое обозначение Правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания.
1.2. Пользователь вправе использовать принадлежащий Правообладателю комплекс исключительных прав на следующей территории ________________________________________________________________.
1.3. Срок действия настоящего Договора: _____________________________________________________.
1.4. Вознаграждение за пользование комплексом исключительных прав составляет: ________________ ___________________________________________ и выплачивается в форме __________________________
(прописью)
в следующие сроки: ______________________________________.
2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Правообладатель обязан:
1) передать Пользователю техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую Пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по настоящему Договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
2) выдать Пользователю в следующие сроки: _________________ следующие лицензии: _____________ ____________________________________________, обеспечив их оформление в установленном порядке;
3) обеспечить регистрацию настоящего Договора в установленном порядке;
4) оказывать Пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
5) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) Пользователем на основании настоящего Договора;
6) не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему Договору, для их использования на закрепленной за Пользователем согласно п. 1.2 территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
2.2. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой Пользователем по настоящему Договору, Пользователь обязуется:
1) использовать при осуществлении предусмотренной настоящим Договором деятельности фирмен-
ное наименование, коммерческое обозначение Правообладателя, иные права следующим образом: _______________________________________________________;
2) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе настоящего Договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно Правообладателем;
3) соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется Правообладателем, в том числе указания, касающиеся места расположения, внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых Пользователем при осуществлении предоставленных ему по Договору прав;
4) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя;
5) не разглашать секреты производства Правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
6) предоставить следующее количество субконцессий: _________________________________________ _______________________________________________________;
7) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу настоящего Договора;
8) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие настоящего Договора;
9) отказаться от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) Правообладателя.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ
3.1. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к Пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) Пользователем по настоящему Договору.
3.2. По требованиям, предъявляемым к Пользователю как к изготовителю продукции (товаров) Правообладателя, Правообладатель отвечает солидарно с Пользователем.
4. ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ЗАКЛЮЧИТЬ НАСТОЯЩИЙ ДОГОВОР
НА НОВЫЙ СРОК
4.1. Пользователь, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, имеет право по истечении срока настоящего Договора на его заключение на новый срок на тех же условиях.
4.2. Правообладатель вправе отказать в заключении Договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока настоящего Договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал настоящий Договор.
5. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА
5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение срока, указанного в п. 1.3 настоящего Договора.
5.2. Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, указанного в п. 1.1 настоящего До-
говора, не является основанием для изменения или расторжения Договора. Новый правообладатель становится Стороной настоящего Договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.
5.3. В случае если в период действия настоящего Договора истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по настоящему Договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, настоящий Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.
5.4. Настоящий Договор прекращает действие в случае:
5.4.1. Истечения срока, указанного в п. 1.3 настоящего Договора.
5.4.2. Объявления Правообладателя или Пользователя несостоятельным (банкротом).
5.4.3. Прекращения принадлежащих Правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами.
5.4.3. В иных случаях, предусмотренных законом.
5.5. Пользователь вправе требовать расторжения Договора и возмещения убытков в случае изменения Правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав.
В случае если Пользователь не требует расторжения настоящего Договора, Договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения Правообладателя.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Договор составлен в _______ экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
6.2. Во всем ином, не урегулированном в настоящем Договоре, Стороны будут руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства России.
7. Адреса и банковские реквизиты сторон
Правообладатель _____________________________________________________
Пользователь ________________________________________________________
8. Подписи сторон:
____________________________________________________ _________________
(фамилия, инициалы) (подпись)
____________________________________________________ _________________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Рис №3.
франчайзи |
Фран
Схема 3. Взаимодействие франчайзера и франчайзи.
~ 57 ~
Перспективы развития франчайзинга в России