История предпринимательства в период монголо-татарского ига

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Предпринимательская культура в период феодальной

Раздробленности………………………………………………………….. 4-6

2. История предпринимательства в период монголо-татарского ига….. 6-12

2.1. Московское купечество………………………………………………. 12-17

2.2. Новгородская и псковская торговля…………………………………. 17-19

2.3. Социальное положение высших слоев купечества………………..... 19-20

Заключение……………………………………………………………….... 21

Список литературы………………………………………………………... 22

Введение

Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Российское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда. Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное – чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

  1. Предпринимательская культура в период феодальной раздробленности

Отношение в древнерусском обществе было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использования их для сбыта излишков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты.

Защищая интересы купечества (а значит, и свои собственные), правители древнерусских княжеств и земель эпохи феодальной раздробленности в XII —XIII вв. стремились заключить на равноправной основе международные торговые договоры, обеспечивавшие иноземным и своим гостям свободный путь, без уплаты проездных таможенных пошлин.1 В договорах Новгорода с немецкими городами (1191 — 1192 гг., 1269 г. и др.), Смоленска с Ригой и Готландом (1229 г.) также большое внимание уделялось урегулированию споров между купцами, наказаниям за уголовные преступления, нередко совершавшиеся в купеческой среде. В торговых соглашениях специально оговаривалось, что обе стороны на взаимной основе отказываются от применения таких мер, как конфискация товаров, арест и содержание купцов в тюрьмах. Впрочем, на практике эти запреты нередко нарушались. Непоследовательно относилась к купцам и православная церковь.

Представители православного духовенства еще в домонгольскую эпоху для пополнения доходов стали заниматься побочными видами деятельности — торговлей и ростовщичеством. Чтобы не допустить падения их авторитета и престижа в глазах прихожан, церковные владыки Новгорода не раз угрожали суровыми карами зарвавшимся корыстолюбцам из числа священнослужителей. Церковью предпринимались кое-какие меры для регулирования наиболее одиозных с точки зрения православной морали сторон деятельности профессиональных купцов, в частности, осуждалась практика продажи рабов-христиан представителям других религий. Вряд ли, однако, эти запреты могли как-то ограничить товарообмен купцов из Руси с кочевниками южных стран, мусульманским миром, торговцами иудейского вероисповедания.

Итак, древнейшие истоки русского предпринимательства связаны с торговлей и купечеством. Скудные и разрозненные показания источников не позволяют создать о них исчерпывающие представления, о многом приходится говорить лишь в предположительной форме. Совсем практически не сохранились сведения о семейно-родственных отношениях в купеческой среде домонгольской Руси, размерах и преемственности капиталов, численности купечества в наиболее крупных центрах, земельных владениях купцов. Лишь по сообщениям новгородских летописцев о резких скачках цен на хлеб в неурожайные годы можно судить о значительной норме торговой прибыли в таких экстремальных ситуациях.

Еще более бедна информация о зарождении элементов предпринимательской деятельности в ремесленном производстве периода феодальной раздробленности. Характерное для предпринимательства применение наемной рабочей силы документально зафиксировано лишь в княжеском каменном строительстве и на транспорте. Разделение же труда обычно практиковалось тогда не внутри одной ремесленной мастерской, а за ее пределами, между ремесленниками родственных, но отпочковавшихся специальностей, о чем свидетельствуют как довольно скудные письменные источники периода феодальной раздробленности, так и более массовые археологические материалы. По статье 15 Пространной Русской Правды за лишение жизни «ремественика и за ремественицю» полагалось уплатить 12 гривен, то есть гораздо больше, чем за убийство простого холопа (5 гривен), выполнявшего неквалифицированную работу в княжеском домениальном хозяйстве. Почти не сохранилось свидетельств о социальной организации и общественном положении свободных ремесленников Древней Руси. Нет никаких убедительных доказательств в пользу существования ремесленных цехов.

Экономика периода феодальной раздробленности Руси носила многоукладный характер, проявлявшийся во всех ее сферах: и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве, и в системе товарного обмена. Ростки же предпринимательской деятельности могли возникнуть лишь в социально-экономических укладах, базирующихся на ресурсах и труде свободных людей — профессиональных торговцев и ремесленников-товаропроизводителей. Они охватывали и ростовщичество, распространившееся довольно широко. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал на Руси, безусловно, являлся не ремесленник, не ростовщик, а купец, в наиболее тесной форме связанный с рынком и товарными отношениями.

2. История предпринимательства в период монголо-татарского ига.

Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни большинства русских земель. Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел (стеклоделия, некоторые сложные приемы ювелирного дела и др.), в огне пожаров были уничтожены мастерские с инструментами и запасами сырья. Установившееся почти на лва с половиной столетия ордынское иго, сопровождавшееся уплатой огромной дани, выполнением других повинностей в пользу Орды и набегами ордынских отрядов, намного замедлило экономическое развитие русских земель, а значит, и ростков предпринимательства.2

Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове, Смоленске), избежавших монгольских погромов. Уже со второй половины XIII в. начинается постепенное возрождение городской экономики и в наиболее пострадавших областях, особенно на северо-востоке, куда устремляются переселенцы (в том числе торговцы и ремесленники) из южных районов, находившихся на границе со степью. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли.

В ремесленном производстве XIV —XV вв. продолжаются тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период: углубление специализации и упрощение технологии производства, которые способствовали удешевлению изделий массового спроса, предназначенных для рыночного сбыта. Изменение технологического приема сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. привело, в частности, к сокращению количества используемой стали, уменьшению трудовых затрат и вместе с тем к ухудшению качества изделий. Наряду с зависимыми от феодалов вотчинными мастерами в городах работали свободные ремесленники (кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, судостроители, ювелиры, косторезы, портные и др.), производившие продукцию как на заказ, так и для рыночной продажи.

В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла — массивное литье (колоколов, пушек), чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Правда, часть из них (изготовление оружия, монет, колоколов) работала на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах XIV —XV вв. объединений ремесленников по улицам (например, Щитной — в Новгороде, Кузнечной — в Пскове).

Рассуждая об уровне развития товарного производства на Руси XIV —XV вв., нужно учитывать тесную связь и городского, и в еще большей степени деревенского ремесла с сельским хозяйством, которым одновременно приходилось заниматься мастерам. Многие из проживавших вне города ремесленников являлись оброчными крестьянами. В ряде районов Новгородской земли (в основном в бассейне Невы и по побережью Финского залива) в их среде получила значительное развитие железоделательная промышленность. Только в одном из них — Водской пятине — к концу XV в. добычей железной руды и выплавкой железа занималось около 700 крестьян, плативших феодалам оброк частью продукции своего неземледельческого промысла, но имевших возможность свободно продавать оставшуюся в их распоряжении долю.

Вероятно, аналогичным способом осуществлялась добыча и плавка железной руды в районах Серпухова и Каширы, отраженная, правда, в более поздних источниках.

Еще более массовым характером производства отличалась соледобыча: только для изготовления бурильных снарядов необходимо было объединить усилия нескольких человек; кроме того, кузнецы выковывали и ремонтировали специальные железные сковороды (црены) для выпаривания соли из раствора на огне, другие работники рубили и подвозили солеварам дрова. Такой трудоемкий и вместе с тем прибыльный промысел требовал налаживания простой кооперации труда, использования наемной рабочей силы и предварительной затраты значительных средств. Из-за высоких рыночных цен на соль он был очень выгоден, поэтому солеварением в XIV —XV вв. занимались и великие князья, и светские феодалы рангом пониже, и монастыри, и крестьяне.

Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240.г. нарушенные торговые связи русских земель, в чем были кровно заинтересованы и правители Золотой Орды, получавшие значительные дополнительные доходы от взимания таможенных пошлин.3 Наряду с Новгородом Великим, Псковом и Смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли в XIV —XV вв. превратились Москва, Нижний Новгород, Тверь. Вокруг них и других крупных городов формировались областные рынки, налаживались и межобластные связи. В источниках больше всего отложилось свидетельств о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой. Сбытом излишков сельскохозяйственной продукции занимались не только феодалы и крестьяне, но и профессионалы-перекупщики, специализировавшиеся на определенных видах товаров, например, «прасолы», торговавшие солью, а позже и мясом, «хлебопродавцы». Отправлявшиеся в приуральские и зауральские области за ценными северными мехами (новгородская «югорщина») одновременно выступали и в роли сборщиков дани, и как организаторы нередко неравноправной меновой торговли с угорскими народами. Отсутствие источников не позволяет точно установить масштабы и динамику внутреннего обмена.

Купеческая среда Руси постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. В XIV —XV вв. продолжали заниматься сбытом своей продукции на городских торгах и сельских торжках ремесленники. Доля мелкотоварного ремесленного производства, поставляющего массовые рыночные партии товаров, постепенно увеличивалась, а некоторые мастера становились профессиональными купцами. Разбогатев на торговых операциях, они бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами.

Нелегкой ценой доставались русским людям ценные меха соболя, горностая, лисицы, которые гости меняли на дорогие заморские изделия. Для их добычи необходимо было отправляться в далеко не безопасные для жизни путешествия на Север. «Житие Дмитрия Прилуцкого» (XIV в.) содержит интересный рассказ о северных торговых операциях его брата, переяславского купца средней руки, совершившего три поездки на Печору и в Югру. Возвратившись домой с драгоценной пушниной из первого путешествия, он расплатился полностью с долгами, после второго стал очень богатым в городе человеком, а на третий раз загубил свою жизнь где-то в дремучих лесах Печоры. Чтобы так рисковать из-за прибыли, средневековый купец, должен был быть не только весьма предприимчивым, но и авантюристическим по складу характера человеком.

Меньше опасностей сулило занятие внутренней (городской или межобластной) торговлей, приносившей тоже немало доходов. Из летописей известно, например, о русских хлеботорговцах, старавшихся не упустить свою выгоду, особенно при чрезвычайных обстоятельствах, скажем, недороде. Во время нашествия на Русь в 1408 г. ордынских полчищ Едигея простой люд страдал и умирал от голода, не имея возможности приобрести зерно по резко завышенным ценам. На городских торгах Северо-Восточной Руси продавались и другие продукты сельского хозяйства. По крайней мере со времен Ивана III в Москве и других городах наряду с рынками (торгами) появились лавки и гостиные дворы для приезжих купцов.

Торгово-ремесленные пункты (небольшие торжки и рядки) возникают и в сельской местности. Некоторые из таких промысловых сел (Верея, Кашира, Радонеж, Руза и др.) со временем приобретают характер городских поселений.

Средневековые письменные источники подтверждают, что на Руси в XIV —XV вв. продолжали торговать, как и ранее, не только свободные, но и зависимые от феодалов люди, в том числе находившиеся на положении холопов. Да и свободные купцы часто везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам. Как свидетельствует Белозерская таможенная грамота 1497 г., на Белоозере (между Ярославлем и Вологдой) вели торговлю представители различных слоев населения: городские жители Белоозера и других земель (Московской, Новгородской, Тверской), пригорода и сельской округи, а также купцы, крестьяне и служилые люди.

Укажем еще на один источник пополнения средневекового русского купечества — свободных и зависимых церковных людей. В XIV и особенно в XV в. церковь все более активно втягивалась в сферу обмена. Хотя еще во времена Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством: «А который игумен или поп, или чернець торговал прежде сего или серебро давали в резы (в долг под проценты), а того бы от сех мест не было, зане же вам казненным быти за то от Бога». Но жизнь заставляла православных иерархов отказываться от столь суровых запретов и даже самим посылать своих людей в торговые поездки. При московских великих князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче представители митрополита, торговавшие излишками натуральных доходов, уже были освобождены от уплаты тамги.

Еще большей предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей Северо-Восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма братии. Древнейшая из сохранившихся княжеских грамот на право беспошлинной торговли была дана в 20-х годах XIV в. Спасскому ярославскому монастырю. В следующем столетии такую привилегию получили и многие другие монастыри — Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Евфимьев, вологодский Глушецкий. Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород Великий триста возов зимой и триста телег летом. Его лодки с товарами плавали по Волге, Оке, Шексне, Северной Двине и другим рекам. Для постоя и проживания торговых людей использовались принадлежащие ему городские дворы во Владимире, Дмитрове, Кашине, Москве, Переславле-Залесском, Ростове, Соли Галичской, Угличе. Не отставал от него Кирилло-Белозерский монастырь, имевший несколько дворов на посадах в Вологде, Белоозере и развернувший торговлю от Холмогор до Москвы. Чаще всего монастырские купчины везли рожь, рыбу, соль, мед.

По мере завершения объединения русских земель великокняжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись, нарушая запреты, доставлять беспошлинно и их на рынки, что не могло не вызывать зависти и недовольства остальных купцов, не имеющих возможности воспользоваться привилегиями в уплате таможенных и проездных сборов.

2.1. Московское купечество XIV-XVвв

Для средневекового московского купечества XIV —XV вв. характерна значительная имущественная и социальная дифференциация, отразившаяся в наименовании представителей различных его групп. Высшую группу составляли занимавшиеся крупной международной торговлей «гости нарочитые», иногда в источниках именующиеся «купцами великими». Среди них с середины XIV в. выделялась особо привилегированная корпорация гостей-сурожан, привозивших дорогой шелк, красители, ковры, пряности и прочие экзотические товары из Сурожа — современного Судака, Кафы -Феодосии (Крым), Константинополя и даже далекой Италии. Они получали большие прибыли и пользовались значительными привилегиями. Очевидно, далеко не последнюю роль в возвышении гостей-сурожан сыграло выполнение ими торговых поручений московских великих князей и родовитого боярства, весьма заинтересованных в сбыте излишков своих натуральных доходов в обмен на дорогостоящие заморские товары. Поездки гостей-сурожан из Москвы в Крым и обратно были весьма небезопасными: на Волге на них нередко нападали речные пираты-ушкуйники, а на степных дорогах — татарские отряды и казаки. Поэтому сурожанам приходилось путешествовать в составе больших купеческих караванов и нанимать охрану, что заметно повышало их путевые издержки и сказывалось на цене привозимых товаров. Караван в свою очередь состоял из более мелких групп — «котлов», объединявших от двух — трех до пяти человек, нередко родственников. В их среде получило широкое распространение торговое складничество. Входившие в один «котел» складники объединяли свои капиталы и усилия с целью повышения эффективности своей предпринимательской деятельности. Кто-то из членов такого купеческого товарищества отправлялся в Крым за новыми товарами, кто-то мог оставаться в Москве для сбыта ранее привезенных шелковых тканей, а кто-то (порой рискуя жизнью) снаряжался в небезопасные поездки за самой ценной северной пушниной. В торговле с южными и восточными странами участвовали люди самого разного имущественного достатка. Если небогатые купцы закупали товары максимум на несколько десятков рублей, то оборотный капитал представителей именитого купечества достигал нескольких сотен, а то и тысяч рублей. Нередко торговали и на взятые в кредит чужие деньги, как, например, знаменитый описанием своего беспримерного путешествия в Индию Афанасий Никитин из Твери.

На оживленных рынках Крыма нередко случались конфликты между самими купцами, между ними и местными чиновниками (итальянскими, а затем татарскими и турецкими), ведавшими торговлей. И московские великие князья стремились защитить экономические интересы своих сурожан. Так было, например, в 1474 г., когда последний консул Кафы Джоффредо Леркари приказал конфисковать товары московских гостей Гридки Жука и Степана Васильева «с товарищи» на значительную сумму в 2 тыс. руб. серебром, чтобы возместить потери десяти кафинских торговцев, которых ограбили по пути из Москвы в Крым лихие разбойники. В качестве ответной меры правитель Московии Иван III запретил генуэзским купцам из Кафы въезд в свои владения. И позднее великокняжская администрация не раз проявляла заботу о сохранении и передаче законным наследникам имущества московских гостей, умерших в Крыму, с помощью дипломатических средств протестовала против сбора с них завышенных таможенных пошлин и поборов в пользу литовских властей Киева, через который они иногда возвращались из Крыма в Северо-Восточную Русь.

Разбогатевшие гости-сурожане занимались не только торговыми операциями, но и ростовщичеством, давая в долг деньги менее удачливым торговцам и даже представителям аристократии. В составленной около 1481 г. духовной грамоте вологодский удельный князь Андрей Васильевич завещал наследникам отдать 300 руб. долга купцу Гавриле Салареву. Владимир Григорьевич Ховрин, как предполагают, оказывал финансовую поддержку великому князю московскому Василию II в борьбе с его соперниками, за что, вероятно, получил очень редкий и небывалый в истории Руси статус «гость да и болярин великого князя», с которым в Ермолинской летописи он упоминается в 1450 г. Еще один из гостей-сурожан, Андрей Шихов, был кредитором дмитровского удельного князя Юрия Васильевича, отдавшего в залог за 30 руб. серебром рулон дорогого заморского сукна. Занимаясь кредитованием родовитых особ, зажиточные московские купцы (Бобынины, Онтоновы-Вепревы, Ховрины, Шиховы и др.), очевидно, рассчитывали на необходимую для них помощь феодальной аристократии, в среду которой и сами стремились проникнуть.

Это стремление выражалось и в заключении браков между представителями купеческих семей и родовитых боярских фамилий, и в приобретении купцами земельных вотчин. Самые ранние свидетельства о купеческом землевладении в Московском и Суздальско-Нижегородском княжествах относятся к эпохе Дмитрия Донского, когда упоминаются села гостя Тараса Петрова из Нижнего Новгорода и москвича-сурожанина Некомата. С известными в XV в. купеческими фамилиями связаны названия ряда подмосковных сел — Саларева, Тропарева, Ховрина. Сохранилась купчая грамота 1491 — 1492 гг. на приобретение Дмитрием Владимировичем Ховриным у гостя-сурожанина Федора Даниловича Саларева деревни Красулинской в Подмосковье. Несколько крупных земельных владений в Дмитровском уезде — села Старое Ермолинское, Куноки, Спасское-Семеновское — принадлежали богатой купеческой династии Ермолиных. Занимаясь торговыми делами и часто отправляясь в дальние поездки, гости-сурожане, понятно, не имели возможности постоянно проживать в собственных вотчинах и возлагали контроль за выполнением крестьянами феодальных повинностей на своих слуг-управляющих или сельских старост.

Приблизительно с середины XV в. некоторые сурожане приступили к освоению еще одной области вложения капитала — каменного строительства. Получение от московских великих князей, церковных иерархов, представителей знати заказов на строительные работы было и выгодным, и престижным делом, которым мог заниматься далеко не каждый даже при наличии достаточных средств. Для руководства строительством купцу-подрядчику требовалось не только обеспечить артель мастеров-каменщиков материалами (камнем, кирпичом, деревом, раствором), но и глубоко вникнуть в специфику их труда, приобретя определенные навыки зодчего. И далеко не всем, конечно, это удавалось. Имя В.Д.Ермолина (Дмитриева) можно по праву поставить первым в перечне торговых людей, участвовавших в каменной застройке Москвы в XV в. Наиболее полно его активная строительная деятельность в 1462—1472 гг. отражена в Ермолинской летописи, переписанной с дополнениями, очевидно, по заказу самого Ермолина, человека, весьма сведущего в книжном деле и начитанного. Он происходил из богатой московской купеческой семьи сурожан, несколько поколений которой занимались торговлей с Югом.

Первое известие о В.Д.Ермолине как о строителе относится к 1462 г., когда им была поставлена в Кремле каменная церковь св. Афанасия Александрийского (возможно, по инициативе его дяди, купца Афанасия Ермолина) и отремонтирован участок кремлевской стены от Свибловой стрельницы (ныне Водовзводной башни) до Боровицких ворот. В 1464 и 1466 гг. под его руководством были вырезаны и установлены на Фроловских (Спасских) воротах белокаменные горельефы св. Георгия и св. Дмитрия, что было новшеством на Руси. В 1467 г. Ермолин с мастерами, использовав кирпич, умело достроил каменную церковь Вознесения в одноименном монастыре Московского Кремля. Им выполнялись архитектурно-строительные работы (в том числе реставрационного характера) и в других центрах Северо-Восточной Руси — Троице-Сергиевом монастыре, Владимире, Юрьеве-Польском. В 1472 г. Ермолин вместе с И.В.Головой-Ховриным получил подряд на возведение в Кремле нового Успенского собора, но из-за возникшего между ними конфликта и отсутствия поддержки заказчика, московского митрополита Филиппа, отказался от него.

Но главным делом для гостей-сурожан, приносившим им наибольший доход, был все же торговый обмен.

Юг и Восток не были, конечно, единственными направлениями международной торговли Московского княжества. Ведущую роль в торговом обмене со странами Запада играла еще одна привилегированная группа — «суконники», известные в Москве по летописи с 1382 г. и нередко упоминавшиеся в источниках XIV —XV вв. вместе с сурожанами, но стоявшие на более низкой ступени в иерархии средневекового московского купечества. В отличие от сурожан в летописях и грамотах применительно к суконникам даже не употреблялся термин «гости». Значит, они и не пользовались такими же большими льготами. Как видно уже из самого названия, главным предметом их торговых операций являлось западноевропейское (чаще всего немецкое, английское, бельгийское) сукно, которое обычно закупалось на близлежащих рынках Новгорода, Пскова, городов Ливонии, Литвы, Польши. Еще с начала XIII в. торговцы из Руси часто посещали Ригу — ведущий центр Ливонии. В Рижской долговой книге 1286—1352 гг. наряду с 1175 немецкими именами записано 222 иных, в том числе 100 русских имен купцов (Василий, Иван, Кузьма, Максим, Матвей, Семен, Степан, Тимофей и др.) преимущественно из Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска.

Право беспрепятственного проезда торговцев обеих сторон («путь чист») специально оговаривалось в соглашениях Москвы и Твери с Литвой: и в перемирной грамоте великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича с великим князем московским Дмитрием Ивановичем (1371 г.), и в договоре 1427 г. великого князя литовского Витовта и великого тверского князя Бориса Александровича. В последнем документе устанавливались места взимания таможенных сборов с тверских торговых людей в Литве — Витебск, Вязьма, Киев, Смоленск, Дорогобуж. «А гостем нашим гостити без рубежа и без пакости», — говорилось в докончании 1449 г. московского великого князя Василия II Темного с польским королем и великим литовским князем Казимиром и в подписанном тогда же договоре последнего с Тверью. Следует пояснить, что в отличие от современного русского языка слово «рубеж» в те давние времена, помимо «граница, предел», имело еще одно значение — «конфискация товара». И, несмотря на все договорные обязательства, московским купцам на территории Великого княжества Литовского нередко приходилось сталкиваться и с «рубежом», и с «пакостями» властей. А ведь помимо проездных пошлин там существовали различные торговые сборы, в том числе и весовой, от уплаты которых было невозможно уклониться. И все-таки экономические интересы заставляли московских, тверских, псковских, можайских гостей регулярно ездить туда. И даже торговать в кредит с местными купцами, хотя долг с них удавалось получить иной раз с большим трудом.

2.2. Новгородская и псковская торговля

В сложных условиях развивалась в XIV —XV вв. и новгородская торговля. В отличие от предшествующего периода обмен Новгорода с Германией и Скандинавией приобрел в это время более пассивный характер. На Балтике новгородских гостей почти полностью вытеснили западноевропейские посредники из городов Ганзейского союза, членами которого стали и центры Ливонии. Ганзейцы получили монопольное право на посредническую торговлю между Новгородом и странами Западной Европы. Ведущим торговым партнером для Новгорода стал с середины XIV в. Ревель (Таллинн), а для Пскова и Смоленска — Рига.

В составе новгородского экспорта по-прежнему основное место занимали пушнина, воск, лен, кожа. В обмен на них импортировались крупные партии западноевропейского сукна, соль, вино, сельдь, серебро, цветные металлы и ряд других товаров. Таким образом, импорт обеспечивал потребности не только феодальной верхушки, но и ремесленного производства в сырье. Часть привозных товаров поступала через Новгород в центры Северо-Восточной Руси, что способствовало укреплению их связей. В свою очередь, оттуда ввозился в неурожайные годы хлеб в Новгородскую землю едва ли не чаще, чем из соседней Прибалтики. В Новгороде с 1406 г. наряду с возникшими ранее иноземными Готским и Немецким дворами появился Псковский торговый двор.

На западных рынках новгородцы вынуждены были торговать с ганзейцами на менее выгодных и неравноправных условиях. Используя свое монопольное положение, ганзейские купцы нередко поставляли в Новгород товары (например, соль, сукно) низкого качества, к тому же в специальной таре (бочках, мешках) и упаковке (рулонах), объем которых с умыслом занижался. Не раз Новгород Великий требовал улучшения условий торговли, но безрезультатно. Не добившись удовлетворения своих законных претензий у властей ганзейских и городов Германии и Ливонии, новгородские купчины сами вершили суд да расправу путем конфискации товаров других, ни в чем неповинных иноземцев, их ареста или избиения, опираясь на старинный обычай кровной мести и принцип взаимного ответа за обиды88. Но не надо думать, что всегда правда была на их стороне. Среди новгородских и псковских торговцев тоже встречались люди нечестные, жулики, авантюристы, причинявшие ущерб немецким купцам. Наряду с мелкими проделками (вроде заполнения кругов воска горохом или камнями) они совершали и серьезные правонарушения, в том числе воровство и разбойные нападения.

Как и в Москве, среди членов Иванской корпорации и других купеческих объединений Новгорода прочно укоренилось складничество. Число купцов-складников обычно не превышало двух—трех человек, торговавших одинаковыми товарами. Именно о таком складничестве говорится в нескольких новгородских берестяных грамотах XII —XV вв.. В Новгороде практиковались и торговые сделки в кредит, хотя формально они не поощрялись властями. Торг города являлся своеобразной территориальной общиной с самоуправляющимися рядами. Каждый из них имел своего выборного старосту, свои общественные помещения, культовые постройки, судопроизводство и специализировался на производстве и продаже определенных видов товаров. Все торгово-ремесленное население древнего Новгорода подразделялось на сотни — структурные единицы военной организации горожан, появившиеся еще в эпоху родового строя. «Пошлые» купцы являлись членами привилегированного «Иванского ста», а остальные торговцы входили в состав непривилегированного «купеческого ста». Их члены, проживая в разных концах (районах) города, все равно в социальном и военном отношении группировались по своим сотням.

И в Пскове, и в Новгороде купечество было сильно дифференцировано в социальном и имущественном отношении, распадаясь на несколько групп. Торговые операции на международных рынках Балтики вели главным образом зажиточные новгородские купцы, члены привилегированной Иванской корпорации, которые получали большие прибыли и обладали значительным капиталом, занимаясь также и ростовщичеством. В подчинении у богатейших купчин Новгорода, имевших помимо городских усадеб сельские земельные владения, находились и работавшие по найму приказчики, и зависимые от них люди.

2.3.Социальное положение высших слоев купечества

Многие историки справедливо отмечают незрелость в социальном плане русского купечества XIV —XV вв. Его верхушка, относившаяся к «лучшим людям», всячески стремилась возвыситься над основной массой населения городского посада («черными людьми») и слиться с боярскими кругами. Исходя из экономических интересов торговых людей, которым мешали феодальные перегородки, логично, казалось бы, предположить, что все они стояли за объединение русских земель и создание единого централизованного государства. Однако в реальной жизни все обстояло гораздо сложнее. Без сомнения, основной массе купечества должна была импонировать идея государственной централизации, но отдельные его представители проявляли колебания и далеко не всегда поддерживали московских великих князей, стремясь играть более самостоятельную политическую роль.

В обычное же время великие князья предпочитали использовать гостей-сурожан на ином, дипломатическом поприще. Ведь они обычно владели, кроме русского, греческим, итальянским, татарским языками, хорошо знали политическую обстановку и обычаи в соседних странах, имели там определенные связи. От них можно было всегда получить ценную информацию и полезные советы.

Возможность выполнения московскими торговцами разведывательно-информационной функции учитывали и противники Руси.

Социальный престиж гостей-сурожан и суконников в средневековом московском обществе был весьма высок. Обычно они упоминались летописцами при перечислении сразу же за князьями и боярами. Об их огромном влиянии и авторитете свидетельствует и возведение этими богатейшими купцами в тогдашней преимущественно деревянной Москве каменных зданий и храмов. В 1450 г. Владимир Григорьевич Ховрин построил на свои средства из камня и кирпича Воздвиженскую церковь. Немногим позже (в 1486 г.) его сын Иван Владимирович Ховрин-Головин, ставший также великокняжеским казначеем, и купец Таракан (1471 г.) на удивление москвичам и зависть многим боярам возвели на территории Кремля для себя кирпичные жилые палаты.

Заключение

Переход от относительно прочного государственного единства к раздробленности ознаменовался, с одной стороны, ростом городов и их торгово-ремесленных посадов, становлением областных и межобластных рынков, а с другой — княжескими междоусобицами, увеличением числа мытниц и феодальных поборов с купцов. Далее монголо-татарское иго.

На основе выполненной работы можно сделать вывод - нашествие татаро-монголов и последующая оккупация страны отрицательно сказалась на развитии предпринимательства. Экономическая база страны была подорвана, людские ресурсы оскудели, а налоговый гнет стал особо сильным, так как предпринимателям приходилось платить дань местным князьям в повышенном размере, так как последние, в свою очередь, платили дань татарам. Однако, Северная Русь в этот период, наоборот испытывала экономический подъем, так как Новгород и Псков по существу превратились в единственных посредников между Западной Европой и Северной Россией. В отличие от покоренных южных княжеств, в северной части Руси налоговая политика была весьма терпимой – торговая пошлина составляла около десяти процентов стоимости товара, что было значительно ниже обычной нормы прибыли торговых операций в те времена даже с учетом риска.

Список литературы

1. Бессолицин А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. – М.: «ПРЕСС», 2003. – 321 с.

2. История предпринимательства в России. / Под ред. Семенова А.В. – М.: «РОССПЭН», 2000.- 453 с.

3. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. / Под ред. Бовыкина В.И. – М.: «РОССПЭН», 1999. – 351 с.

4. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Учебное пособие для экономических вузов. – М.: «Кнорус», 2008. – 192 с.

5. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства В России: Учебное пособие. – М.: «ПРИОР», 2004. – 390 с.

1 История предпринимательства в России. /Под ред. Семенова А.В. – М., 2000. – с. 25

2 История предпринимательства в России. / Под ред. Семенова А.В. – М., 2000. – с. 26

3 История предпринимательства в России. /Под ред. Семенова А.В. – М., 2000. – с. 29

PAGE \* MERGEFORMAT 2

История предпринимательства в период монголо-татарского ига