Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России

PAGE \* MERGEFORMAT3

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы пенсионной реформы в России……………………..5

1.1. Сущность и понятие пенсионной реформы………………………………...5

1.2. Факторы, влияющие на становление и развитие пенсионной

реформы в регионах России……………………………………………………...8

2. Оценка эффективности реализации пенсионной реформы в России……...15

2.1. Основные этапы разработки и реализации пенсионной реформы………15

2.2. Принципы и способы оценки пенсионных систем……………………….20

3. Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в

современной России……………………………………………………………..23

3.1. Проблемы реализации пенсионной реформы в России…………………..23

3.2. Пути формирования позитивной динамики пенсионной реформы

в регионах России………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...34

Введение

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше – это долгожители. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, но и во всем мире. В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же.1 При той системе работал принцип солидарности поколений, т.е. все пенсионные отчисления, собранные с работающего населения шли в общий бюджет, из которой выплачивались пенсии существующих пенсионеров. Но в современной посткризисной инновационной России такая система становится все менее приемлемой. Актуальность данной темы исследования заключается в том, что реформа полностью перестраивает пенсионную систему, ведь в будущем уровень жизни россиян, вышедших на пенсию, будет зависеть не от расчётов государства, а от личной инициативы каждого гражданина.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

- исследовать понятие и сущность пенсионной реформы в России;

- выявить инструменты формирования и развития пенсионной реформы;

- проанализировать тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России;

- систематизировать пути формирования позитивной динамики пенсионной реформы в регионах России.

Предметом исследования явилась совокупность социально-экономических факторов, влияющих на совершенствование пенсионной системы РФ. Объектом исследования выступила пенсионная система современной социально – ориентированной России.

Степень разработанности проблемы исследования: теоретическую и методологическую основу данной работы составили научные труды: работы П.С. Завьялова, А.Н. Литвиненко, Соловьевой И.Н., Г.И. Ханина и Н.В. Иванченко. Информационная база исследования послужили данные Саратовстата, данные Пенсионного фонда РФ, Минфина РФ Росстата, материалы международных, всероссийских научно- практических конференций, форумов. Пpи нaпиcaнии были иcпoльзoвaны cлeдующиe мeтoды иccлeдoвaния: мeтoд нaучнoй aбcтpaкции, мeтoд aнaлизa и cинтeзa, мeтoд oбщeгo и cпeцифичecкoгo, eдинcтвo иcтopичecкoгo и лoгичecкoгo, индукция и дeдукция, мeтoд cpaвнeния, a тaкжe мaтeмaтичecкиe и cтaтиcтичecкиe пpиeмы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, введения, заключения, содержащего обобщающий авторский вывод по заданной теме, списка литературы из 24 источников.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы исследования, определены цели и задачи выполнения, а также перечислены методы и приемы исследования, применяемые в процессе написания, приведена структура, теоретическая и практическая значимость данного исследования. В первой главе работы проводится общая теоретическая характеристика основ – понятия, сущности, роли пенсионной реформы в российском обществе, во второй главе уделено особое внимание методологии и принципам разработки и реализации, этапам реализации, разработки пенсионной реформы. В третьей речь идёт о тенденциях и перспективных направлениях реализации пенсионной реформы в России в эпоху глобальных экономических и стратегических перемен.

Заключение курсовой работы содержит ряд теоретических выводов и авторских предложений.

Глава 1. Теоретические основы пенсионной реформы в России

1.1. Сущность и понятие пенсионной реформы

Современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социально-общественной жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны. Успешное реформирование системы невозможно без изучения теоретических основ функционирования пенсионной системы, а также критического анализа уже пройденных этапов реформирования. Пенсионная система с установленными взносами включает в себя: систему условно-накопительных счетов (УНС) в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения, обязательный накопительный элемент и базовый элемент пенсии, решающий проблему перераспределения. Накопительная часть российской пенсионной системы, по крайней мере на начальном этапе, имеет структуру сберегательного фонда с внешними управляющими активов.

Суть действующей пенсионной системы РФ - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Основными целями пенсионной реформы являются:

- реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

- адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Росси рыночным отношениям;

- рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

- повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.

Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива. Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей, имеющих соответствующие рабочие места.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из важнейших социальных институтов страны. ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.2

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации.

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);

- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. С октября по декабрь 2008 года в Программу вступили свыше 800 000 россиян.3

Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездный обязательный платеж, имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. За счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Таким образом, Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

1.2. Факторы, влияющие на становление и развитие пенсионной реформы в регионах России

Факторы, влияющие на становление и развитие пенсионной реформы,

а также их структура, представлены в таблице 1.4

Таблица 1

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий

Внутренние

Внешние

Общероссийские

Региональные

Экономические

Демографические

Информация о состоянии рынка

Общеэкономическое положение

Валовой региональный продукт

Численность постоянного населения

Гибкость работодателя

Трудовое законодательство

Структура экономики региона

Половозрастная структура населения

Конкурентоспособность работника в конкретной компании

Налоговая политика

Объем инвестиций

Естественное движение населения

Национальные и психологические особенности жителей

Межбюджетные отношения

Развитие предп-ринимательства

Миграционный прирост (убыль)

уровень заработной платы на рынке

Реформа системы образования

Уровень инфляции

Уровень урбанизации

Внешнеэкономическая политика

Миграция населения

Следовательно, согласно данным таблицы 1, хозяйствующие субъекты большинства регионов России работали в реальном секторе экономики. Приведенные данные можно рассматривать как аргумент в пользу того, что среди факторов, определяющих становление и развитие пенсионной реформы, можно назвать - трудовое законодательство, объем инвестиций, межбюджетные отношения, уровень инфляции, внешнеэкономическая политика, а крупных предприятий сферы услуг - налоговая политика, уровень заработной платы на рынке, половозрастная структура населения.

В результате трансформационного спада темпы роста в России 90-х гг. были стабильно отрицательными. В итоге Россия закономерно сдвигалась по шкале ВВП на душу населения, пропуская вперед все новые и новые страны третьего мира, превращаясь из великой державы в экономически слабое государство. Российскую экономическую ментальность можно охарактеризовать как коммунальную, общинную, рассматривающую человека как часть целого. Проведенные в 1990-е гг. социальные преобразования по-разному отразились на уровне свободы различных групп населения.

С 1992 по 2013 годы численность населения страны сократилась на 5,2 млн. человек. Такое стремительное ращение численности населения РФ представляет собой основную угрозу для национальной безопасности страны, опасность ситуации определяется такими экономико- графическими особенностями России, как обширность занимаемой территории; неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории; мощный природно-ресурсный потенциал, практически имеющий мировых аналогов; многонациональный состав населения; дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, демографические прогнозы показывают, что процессы популяции и старения населения в России усилятся. По среднему варианту прогноза, сделанному Федеральной службой государственной статистики к, к 2030 году численность российского населения сократится до 141,6 млн. человек, по прогнозу ООН (средний вариант) к 2050 году - до 133,5 млн. человек, иммиграция является основным источником восполнения численности российского населения.5

В 2012 г. у 13 из 16 исследуемых регионов (81%) доля отраслей, производящих товары, в ВВП страны превышала долю отраслей, создающих услуги, и находилась в пределах от 54,3% (Самарская область) до 76,3% (Красноярский край). Аналогичное соотношение долей было у 63,5% регионов, не включенных в разряд конкурентоспособных в 2011 г.6 На протяжении последних лет в области стабильно увеличивается продолжительность жизни населения, которая достигла 69,6 года, превысив среднероссийский уровень. Саратовская область занимает 20 место в Российской Федерации по данному показателю. Сравнительно высокая доля пенсионеров в общей численности населения области, достигшая 27,8 процента, обуславливает необходимость выделения дополнительных ресурсов на социальную поддержку этой категории населения.

В Саратовской области, как и в большинстве регионов страны, начиная с 2006 года, отмечается постепенная убыль населения. Экономика области имеет общую тенденцию к экономическому росту, который осуществлялся крайне неравномерно. Наибольшее влияние на рынок труда Саратовской области оказывают такие социально- экономические факторы, как спад производства, приватизация, низкая инвестиционная активность. Потребность в формировании гибкой, адаптивной экономической системы, способной быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, особенно высока в условиях, сложившихся на рынке труда.

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. произошли следующие позитивные изменения (далее цифры приводятся по отношению к 2002 году): прирост валового регионального продукта области составил 8,1%; улучшилась динамика промышленного производства (8% против 4,3%); увеличился объем продукции сельского хозяйства (на 7,8%); расширился оборот розничной торговли (на 9,2%) и общественного питания (на 1,2%); возрос внешнеторговый оборот (на 39,1%), при этом доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 83,1%, доля импорта – 16,9%; увеличился объем работ, выполненных по договорам строительного подряда – на 10%; возрос объем услуг предприятий транспорта (на 19,5%) и связи (на 18%) [50, С. 154-156]. Вместе с тем положительная динамика основных показателей экономического развития была достигнута за счет интенсивных методов организации труда работников (повышения производительности труда, внедрения новых проектов по модернизации производства, применения современных технологий).

Неравномерность замещения поколений отражается на показателе демографической нагрузки на трудоспособное население. Так, на 1000 человек трудоспособного населения приходился 621 человек нетрудоспособного возраста. На современном этапе развития отраслей экономики в Саратовской области снизилось число зарегистрированных безработных до 18,7 тыс. человек (1,3 процента от экономически активного населения), при уровне 2,1 процента в среднем по России. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,1 человека. На начало 2014 г. структура экономики региона выглядит следующим образом: туризм - 14,1%, медицина – 9,9%, легкая промышленность- 18,5%, тяжелая – 5,2%, ЖКХ- 12%, образование – 12%, строительство – 11,4%, транспорт – 15,7% от экономики региона в целом.7

Регионы России сильно дифференцированы по численности постоянного населения. Самыми густо населенными субъектами Российской Федерации являются г. Москва, где на начало 2014 года проживало 10357,8 тыс. человек, и Московская область (6627,0 тыс. человек). Плотность населения в Московской области (учитывая г. Москву) составляет 319, 2 чел. на 1 кв. километр. А самыми мало населенными регионами Российской Федерации являются: Таймырский АО (39,8 тыс. человек). Эвенский АО (17,7 тыс. человек). Корякский АО (25,0 тыс. человек). Плотность населения в таких регионах составляет 0,02 - 4,2 человек на 1 кв. километр.

Таким образом, население крайне неравномерно распределено по территории Российской Федерации, что является существенной причиной различия предложения рабочей силы на региональных рынках труда. В большинстве густо населенных регионов наблюдается весьма низкий уровень безработицы, например, в Москве - 0,5%; в Санкт-Петербурге - 0,6% от численности экономически активного населения. В то же время в мало населенных субъектах Федерации этот показатель значительно выше: в Чукотском АО - 4,8%; в Агинском Бурятском АО - 4,2%; в Эвенском АО -4,6%. Существующие различия можно объяснить тем, что во многих регионах северной части России слабо развита рыночная инфраструктура, и это существенно сокращает возможность предложения рабочих мест.

Демографическая ситуация, когда одновременно с естественной убылью отмечается отрицательное сальдо миграции, наиболее неблагоприятна для региона. Такая ситуация сложилась в 49 из 83 регионов России, в том числе и в Саратовской области. В последнее десятилетие в Саратовской области миграция является фактором, усугубляющим демографические проблемы. Миграционная убыли населения регистрируется в области с 1999 года. За период с 2000 года численность населения уменьшилась на 173,5 тыс. человек, в том числе на 51,8 тыс. человек за счет миграционной убыли. В 2012 году потери численности населения области полностью обусловлены миграционным оттоком (естественный прирост составил 2278 человек).8

Практически во всех субъектах Российской Федерации (97% от общего числа) наблюдается перевес женщин в численности населения. Исключение составляют: Ямало-Ненецкий АО и Чукотский АО. Наибольший удельный вес женщин в численности населения (свыше 60%) отмечается в таких регионах, как Архангельская область, г. Санкт-Петербург, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский край, Нижегородская область. Республика Татарстан, Кировская область, Свердловская область. Республика Мордовия, Приморский край. Существующая диспропорция в половой структуре населения создает предпосылки для увеличения доли женщин среди безработных. В большинстве регионов наблюдается увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста. В большинстве субъектов она составляет около 20% от численности населения, примерно столько же составляют дети.

Совокупное влияние внутренних факторов на развитие пенсионной реформы в регионах России представлено в таблице 2.9

Таблица 2

Совокупное влияние внутренних факторов на развитие пенсионной реформы в регионах России, %

Январь 2013/ Январь 2012

Январь 2014/Январь 2013

Крупные

Средние

Мелкие

Крупные

Средние

Мелкие

Московская область

0,25

0,31

0,37

0,19

0,33

0,4

Белгородская область

0,17

0,18

0,25

0,23

0,19

0,25

Брянская область

0,23

0,28

0,26

0,18

0,27

0,27

Владимирская область

0,19

0,20

0,25

0,27

0,23

0,32

Воронежская область

0,17

0,28

0,34

0,12

0,27

0,35

Ивановская область

0,16

0,15

0,19

0,17

0,17

0,21

Калужская область

0,19

0,24

0,35

0,15

0,27

0,28

Рязанская область

0,23

0,29

0,27

0,24

0,31

0,33

Смоленская область

0,12

0,14

0,20

0,12

0,16

0,22

Саратовская область

0,27

0,25

0,25

0,31

0,25

0,29

Таким образом, анализ факторов воздействия показал, что существенное влияние на динамику пенсионной реформы оказывает налоговое и трудовое законодательство, уровень инфляции, инвестиционная политика, структура экономики региона, вторыми по значимости являются – миграционная политика, межбюджетные отношения, внешнеэкономическая политика, половозрастная структура населения, естественное движение населения, национальные и психологические особенности жителей. Показатели развития экономики регионов России, представленные в таблице 2, позволяют сделать вывод, только проведение структурных преобразований, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, повышение внутреннего спроса на фоне устойчивого роста экономики, консолидация активов и диверсификации бизнеса, модернизация производства и государственная поддержка обуславливают позитивную динамику пенсионной системы социально – современной посткризисной России.

Таким образом, состояние пенсионной системы зависит от многих факторов, резко отличающихся в зависимости от региона России: от уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики.

Глава 2. Оценка эффективности реализации пенсионной реформы в России

2.1. Основные этапы разработки и реализации пенсионной реформы

Для решения сложных вопросов, определяющих перспективы развития, должна быть разработана стратегия движения к более эффективному его образу чем существующий сегодня. Решение этой проблемы требует изменения политики хозяйствования как в смысле решения внутригосударственных вопросов, так и ее влияния на глобальное сообщество в целом. Хотя во многих случаях, основным аргументом по реализации программ устойчивого развития и шагов по их выполнению может быть результат, который рассчитан на ближайшую перспективу. В 2002-2003 годах было разработано и введено в действие новое пенсионное законодательство в России. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках, накопительной части трудовой пенсии. За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков. Проводимая государством пенсионная реформа относится не ко всем категориям российских граждан. Все население России делится на две группы, и задачи государства в отношении этих, групп различны.

Первая группа - нынешние пенсионеры. Они уже никак не могут повлиять на размер своей пенсии. Поэтому повышение уровня их жизни, является важнейшей задачей государства, являясь правоприемником того государства, нынешнее государство обязано обеспечить индексацию выплачиваемых пенсий. Вторая группа - работающие граждане. Государство должно решить задачи: обеспечить гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения для любого гражданина России, создать условия дня формирования населением достаточных пенсионных накоплений.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Страховая часть зависит от суммы условных накоплений на пенсионном счете, который открывает каждому гражданину Пенсионный фонд России. До 1 января 2010 года в структуру трудовой пенсии входила базовая часть, которая сегодня вошла в состав страховой в виде фиксированного базового размера. Фиксированный базовый размер устанавливается Правительством РФ, с 1 декабря 2009 года составляет 2 562 рубля, главное нововведение, представляющее для работающих граждан особый интерес, - накопительная часть пенсии. Данная часть пенсии напрямую зависит от размера заработной платы и суммы уплаченных пенсионных взносов. Она накапливается в течение всей трудовой деятельности на Вашем индивидуальном лицевом счете в ПФР. Воспользоваться своим правом распоряжаться накопительной частью трудовой пенсии могут мужчины 1953 года рождения и моложе и женщины 1957 года рождения и моложе.

Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом посланий Президента Российской Федерации. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации направлена на совершенствование пенсионной системы, которая должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать международным стандартам. Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации. 10

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или) при необходимости (с учетом анализа развития макроэкономической ситуации). В рамках первого этапа (2013 - 2014 годы) предлагается: формирование системы управляемого дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда; повышение страховых взносов для самозанятых граждан (фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году, два с половиной – в 2014 году и трехкратного – в 2015 году); приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни; комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда; установление механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении; законодательное установление новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы.

Таблица 3 содержит исследование гендерных аспектов применения фриланса в России (самозанятости), что доказывает объективную необходимость применения данного направления на исследуемом этапе. Анализ данных таблицы 3 позволил сделать следующие выводы: в крупных компаниях, за период 2010 – 2013 г.г. наблюдается постепенное увеличение доли женщин с свободным графиком работы на 0,23%, мужчин - на 0,19%, в средних предприятиях почти не изменилось за данный период количество фрилансеров, на предприятиях малого бизнеса: доля мужчин, работающих по свободному графику увеличилось на 1,03%, женщин – на 2%, для крупных компаний легкой промышленности характерно увеличение на 1,1% доли и мужчин и женщин – фрилансеров, для средних компаний – доля мужчин – фрилансеров увеличилась к концу отчетного периода на 4,3%, женщин на 0,1%, микрокомпаний – мужчин на 0,3%, женщин – фрилансеров стало больше на 4,3%, почти 70% всех российских фрилансеров живут в 14 крупнейших регионах страны. Чуть менее трети 31% проживают в Москве, 11% - в Санкт-Петербурге, 5% - в Московской области, по 3% - в Ростовской, Свердловской и Новосибирской областях. Возраст фрилансеров по всему миру намного выше, чем российских. Фрилансинг в мировом масштабе не имеет границ. Почти 10% опрошенных находятся в возрасте от 60 лет и выше, 14% составляет - до 20 лет.

Таблица 311

Гендерный аспект применения фриланса в России

Наименование услуг

Прирост применения фриланса

2011/2010

2012/2011

2012/2013

Крупные предприятия (торговля)

Мужчины

2,3

2,39

2,49

Женщины

4,1

4,26

4,43

Средние предприятия

Мужчины

5,5

5,72

5,95

Женщины

7

7,28

7,57

Предприятия малого бизнеса

Мужчины

12,6

13,10

13,63

Женщины

20,8

21,63

22,80

Крупные предприятия (легкая промышленность)

Мужчины

8,8

9,15

9,9

Женщины

10,3

10,71

11,4

Средние предприятия

Мужчины

4,6

4,78

4,98

Женщины

9,9

10,30

10,0

В рамках второго этапа (2015 - 2017 годы) предлагается: поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода; доведение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, до актуарно обоснованного размера исходя из требований обеспеченности накопленных пенсионных прав застрахованных лиц; расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений; введение уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления, установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем; введение новой системы формирования пенсионных прав.

В рамках третьего этапа (2018 - 2030 годы) предлагается: установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта уплаты страховых платежей для формирования пенсионных прав, в том числе исходя из норм коэффициента замещения до 40% средней заработной платы (при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов), уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан; расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70 %.

Исходя из высоких рисков применения отдельных видов неформальной занятости в финансово- инвестиционной сфере фриланса, можно сделать вывод, что российский рынок фриланса находится на стадии становления, но однако, данные показали, что он положительно влияет на состояние экономики модернизированной России. Можно сказать, что фрилансеры играют огромную роль в мировой экономике, делают вклад в хозяйственный кругооборот страны, а также в ту деятельность, н которой они работают. Они начали играть важную роль в российской экономике, так как количество фрилансеров увеличивается, вместе с этим увеличивается и число сайтов-бирж фриланса. Поэтому правительству необходимо изучить данную форму занятости, создать инструменты, которые будут контролировать мошенничество в этой сфере и помогут огранить недостатки фриланса.

Нельзя не учитывать и тот факт, что для современного процесса развития — процесса осуществления новой индустриализации производительных сил России — характерны: наличие диспропорций, трудности в формировании механизма индустриализации, слабая развитость или полное отсутствие многих его элементов, сложности в становлении самого субъекта реализации индустриальных перемен. Все эти трудности сформировались в ходе экономических реформ, осложнились в периоды экономических кризисов, сопровождались недостатком инвестиционных ресурсов, просчётами в кредитной политике и бюджетном финансировании. Они окончательно лишили экспортно-сырьевую модель способности обеспечивать и качественный, и количественный рост. По оценкам экспертов, экспортно-сырьевая модель себя окончательно исчерпала, а результаты хозяйствования в первом полугодии 2012 года стали наглядным примером вступления России в фазу угасания темпов экспортно-сырьевого роста.

Таким образом, можно выделить три основных этапа стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации, имеющих специфические элементы, временные рамки, способы реализации направлений, совокупность мероприятий, ресурсов, необходимых для проведения данных мероприятий, принципов и инструментов оценки каждого направления выбранного этапа.

2.2. Принципы и способы оценки пенсионных систем

Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения. Процесс реформирования социального страхования, и в еще большей степени деятельность субъектов социального страхования после реформы, является важнейшим полем приложения усилий актуариев. Актуарные расчеты становятся все более важным инструментом продвижения реформы социальной сферы и актуарная служба формируется как неотъемлемый элемент управления различными видами социального страхования.

Решение социально значимых задач невозможно без адекватного сопровождения процесса разработки и реализации реформ актуарными расчетами, позволяющими согласовать различные параметры деятельности государственных социальных внебюджетных фондов и обеспечить устойчивое финансирование выплат и иных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию. на основе проведенного подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

- выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;

- осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.

Актуарные расчеты уже стали необходимым элементом сопровождения при формировании законодательства о профессиональном пенсионном страховании. Они лежат в основе определения предельной величины платежей в профессиональные пенсионные системы. Актуарное оценивание пенсионных систем представляет собой оценку способности пенсионной системы выполнять принятые на себя обязательства по выплате пенсий в долгосрочной перспективе при различных сценариях демографического и социально-экономического развития страны. Иными словами, актуарные расчеты представляет собой финансовый прогноз устойчивости пенсионной системы в будущем. На реализацию этой задачи направлены специфические методы экономико-математического, статистического, демографического, макроэкономического и других видов анализа.

Задачами деятельности специалистов-актуариев являются: формирование базы данных демографических и социально-экономических показателей для информационно-статистического обеспечения актуарных расчетов и проведения актуарного оценивания Отделения ПФР на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, выработка рекомендаций по основным направлениям развития Отделения ПФР на долгосрочную перспективу, участие в развитии актуарной технологии в системе ПФР для организации единой экономико-статистической и финансовой системы обработки и анализа информации для решения стратегических задач развития ПФР. Таким образом, актуарное прогнозирование рассматривается как один из важнейших этапов работы над пенсионной реформой. В современных российских условиях невозможно в полной мере применить актуарные методы для формирования и оптимизации инвестиционного портфеля из-за малой продолжительности, существенной неоднородности и неструктурированности российского рынка ценных бумаг. В силу малого срока существования российского рынка ценных бумаг индексы большинства разрешенных классов активов еще нужно создавать, причем основываясь на минимальной статистической информации.

Таким образом, двумя основными элементами любой модели, в том числе модели пенсионной системы, являются; алгоритмы проведения расчетов, реализованные в форме некоторой компьютерной программы: актуарные предположения, на основании которых проводятся расчеты. Для полноценного анализа различных вариантов реформирования пенсионной системы необходимо наличие нескольких конкурирующих центров разработки пенсионной реформы, по крайней мере, на этапе выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации.

Глава 3. Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России

3.1. Проблемы реализации пенсионной реформы в России

Признание того, что основой формирования политики неоиндустриализации России на данный момент времени является переход к новой модели экономического развития, обуславливает и тот факт, что успех новой индустриализации, динамика процесса её осуществления во многом будут зависеть от того, в какой форме будет функционировать эта модель. Заметим, что отказ от экспортно-сырьевой модели хозяйствования и переход к новой инновационной модели, которая способна обеспечить индустриальные преобразования производительных сил, возможен, если и социальная, и политическая сферы жизни российского общества будут меняться в инновационно-индустриальных направлениях, инновационная модель, которая способна обеспечить новую индустриализацию, будет реально осуществимой, если её задачи окажутся не изолированными от других проблем жизни общества.12 Практическая реализация пенсионной реформы сталкивается со значительными трудностями.

Основная из них - реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали. Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости. Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится единственно возможным путем. Эффективная модель развития экономики должна соответствовать целям социально-экономического развития страны, обеспечивать формирование современного инновационного мировоззрения, генерацию научно-исследовательской среды, отражать результативность реального процесса воспроизводства и результативность работы каждого подразделения, реализоваться как эффективность внутреннего процесса производства.

Во-вторых, финансовое состояние граждан России характеризуется все возрастающим дефицитом. Это фактически означает, что дополнительные расходы пенсионной системы покрываются за счет других налоговых поступлений. Помимо проблем, связанных с отходом от страховых принципов, необходимо отметить следующие трудности в проведении пенсионной реформы. Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, о своих возможностях в новой системе пенсионного обеспечения - как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но происходит это очень медленно.

Здесь необходимо учитывать несколько моментов. Российские граждане разучились самостоятельно заботиться о своей старости и до сих пор считают, что это проблема государства. Они начинают интересоваться вопросами пенсионного обеспечения только в предпенсионном возрасте. Кроме того, одной из проблем является неверие российских граждан в возможность соблюдения государством каких-либо финансовых обязательств в долгосрочной перспективе.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) советуют России уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин. Эти специалисты удивляются тому, что группа населения, продолжительность жизни которой выше, выходит на пенсию раньше, в России в среднем женщины находятся на пенсии 23 года, а мужчины - всего 13 лет. ОЭСР рекомендует повышение пенсионного возраста России как для женщин, так и для мужчин до 63 лет. Это позволит уже к 2025г. снизит число пенсионеров в стране с 36 до 30 млн человек.13

Вследствие этого, происходит слишком медленное формирование инвестиционного потенциала накопительной системы. Лишь небольшая часть граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования свои пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты; имеющие право инвестировать в реальный сектор экономики, достаточно часто со стороны государственных органов звучат предложения о демонтаже накопительного компонента в рамка системы трудовых пенсий. Подобные меры означали бы отход oт накопительных принципов в пенсионной реформе и постепенный возврат к уравнительной модели пенсионного обеспечения, а также снижение финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе Кроме того, постоянные изменения государством «правил игры» при проведении пенсионной реформы подрывают доверие населения к ней.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения посткризисной России характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Таким образом, в результате пенсионной реформы и введения многокомпонентной пенсионной системы происходит переход от пенсионной системы с установленными выплатами к пенсионной системе с установленными взносами.

3.2. Пути формирования позитивной динамики пенсионной реформы в регионах России

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР. Первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется социальное страхование. Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. В результате пенсионной реформы и введения многокомпонентной пенсионной системы происходит переход от пенсионной системы с установленными выплатами к пенсионной системе с установленными взносами.

Как направление повышения эффективности реализации пенсионной системы в России предлагается на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах и утвержденных в локальных нормативных актах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения в целях формирования дополнительных пенсионных прав работников, либо установления надбавок компенсационного характера к заработной плате, либо предоставления иных социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов, в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Исследование динамики перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования предприятий России в отраслевом размере и в зависимости от размера предприятия представлено в таблице 4.14

Таблица 4

Исследование динамики перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования предприятий России, %

Наименование показателя

Период

2011

2012

2013

Крупные предприятия

Индекс роста оказания услуг, % к 2012году

22,89

20,86

23,9

Индекс роста производства, % к 2012году

12,21

22,94

20,44

Темп роста перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования

5,3

6,4

7,5

Средние предприятия

Индекс роста оказания услуг, % к 2012году

32,50

29,59

21,0

Индекс роста производства, к 2012году

13,8

16,94

17,9

Темп роста перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования

3,6

4,1

4,6

Малый бизнес

Индекс роста оказания услуг, % к 2012году

41,9

39,0

40,5

Индекс роста производства, % к 2012году

22,8

20,4

20,5

Темп роста перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования

0,3

0,3

0,4

Таким образом, согласно данным таблицы 4, можно наблюдать следующие тенденции: у крупных предприятий – снижение индекс роста оказания услуг на 2,03 % в 2012 г. по сравнению с 2011г., увеличение на 1,1% в 2013г. по сравнению с 2011г., резкое увеличение индекс роста производства в 2012 г. по сравнению с 2011г. на 10,83%, постепенное снижение на 2,5% в 2013г. по сравнению с 2011г., постепенное увеличение перевода работников в системе добровольного пенсионного страхования на 1,1% у крупных предприятий, на 0,5% у средних предприятий, на 0,1% у микропредприятий к концу отчетного периода, данная динамика указывает на медленную адаптацию данных хозяйствующих субъектов к требованиям экономики.

В настоящее время потребуется внедрение оценки профессионального риска – вероятности причинения вреда жизни и здоровью работника при длительной занятости профессиональной деятельностью – на каждом конкретном рабочем месте с учетом условий труда. В целях дополнительного стимулирования работодателей к переводу работников в системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предлагается предоставить работодателям право при исчислении налога на прибыль уменьшать доходы на сумму взносов в рамках указанных систем в отношении работающих на рабочих местах, рассмотреть возможность установления преференций для соответствующих пенсионных выплат в части страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц. При этом объем преференций должен быть дифференцирован в зависимости от объема предоставленных работникам гарантий.

В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, в среднесрочной перспективе предлагается: оптимизировать тариф страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы; обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций; оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.

Как второе направление совершенствования пенсионной реформы можно отметить гармонизации банковского, страхового законодательства на макро- и микроуровне. Для России укрепление ЕврАзЭС и формирование единого страхового рынка означает усиление естественного лидерства в новом качестве - первый среди равных. Для стран ЕврАзЭС в целом любое укрепление торгово-экономические и финансовых связей между предприятиями и организациями стран - членов Сообщества означает повышение уровня экономического развития и степени финансовой защищенности хозяйствующих субъектов и граждан.

Работа по созданию единого страхового рынка началась, но она сопряжена с рядом серьезных проблем. Первой из них является значительное отставание южного субрегиона ЕврАзЭС (Киргизия, Таджикистан) от северного (Россия, Белоруссия, Казахстан). Невысокий уровень значимости института страхования в этих странах находит отражение в низкой доле страховых взносов в ВВП и объеме страховой премии на душу населения, стоит принимать во внимание такие политические факторы, как гражданская война в Таджикистане в 1990-е гг. и революции в Киргизии («Тюльпановая» в 2005 г. и «Народная» в 2010 г.). Если в страховое законодательство Киргизии за весь период развития национального страхового рынка вносились какие-то изменения, то в Таджикистане только в 2010 г. была принята новая редакция закона «О страховой деятельности», что говорит о низком приоритете страхования в стране. В Белоруссии основным препятствием ее участия в интеграции страхового рынка является политика государства, имеющая протекционистскую направленность. В стране продолжают действовать неравные условия ведения операций для частных и государственных участников рынка в пользу последних. Попытки развития добровольного страхования кажутся весьма слабыми, так как фактически его внедряют посредством «добровольного принуждения».15

Данные факторы способствуют низкой конкуренции между государственными и частными страховыми компаниями и отсутствию желания заинтересовать страхователей в покупке. Как показывают исследования российских учёных, пути обеспечения развития и экономического роста как последних десятилетий так и, во многих случаях, более ранних периодов были неэффективными с экологической, экономической и социальной точки зрения.

Сближение и дальнейшая гармонизация банковского, страхового законодательства, законодательства и правоприменительной практики по ценным бумагам стоят в числе приоритетных задач Сообщества, хотя реализация обозначенных принципов в области страхования в полной мере возможна только при переходе на более сложную ступень интеграции - экономический и валютный союз. Создание валютного союза дает определенные преимущества для развития единого страхового рынка в интеграционном объединении.

Значит, резюмируя вышесказанное, международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации.

Заключение

Эффективная пенсионная реформа - атрибут развитого рыночного механизма, в основе которого конкуренция на внутреннем развитом рынке, который должен быть сформирован в России до 2015 г. в результате проведения институциональных реформ в государственном и частном секторах, а именно в сферах образования, медицины, промышленности, ЖКХ, банковской и финансовой, а также на товарных рынках.

Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопления пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе в ряде регионов России. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на каждого работника.

Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы социально – ориентированной России, являются:

- изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 г. среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;

- реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;

- обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;

- изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;

- законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.

Основными особенностями, обеспечивающими создание и поддержание позитивной динамики развития пенсионной системы являются:

- реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

- определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд РФ;

- обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом РФ и другими источниками;

- законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

- повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именно накопительных пенсионных счетов;

В современных условиях, для успешной реализации большинства проектов устойчивого развития (сохранение и восстановление экосистем больших и малых городов, борьба с эрозией земель, подтоплением), они должны быть не только обоснованные с экологической, экономической и социальной точек зрения, а гарантировать результаты, которые могут быть получены в относительно отдаленном будущем. Основным аргументом, по реализации про грамм устойчивого развития и шагов по их выполнению во многих случаях может быть результат, который рассчитан на ближайшую перспективу. Для уменьшения влияния изменения климата на условия проживания населения, как в развитых экономиках мира, так и в развивающихся странах, необходимо эффективное стратегическое планирование и значительные финансовые ресурсы.

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постоянное снижение тарифа отчислений за работников, в особенности вредных производств.

Список использованных источников

1. Васильцова В.М. Институциональная экономика. СПб.: Питер, 2013.

2. Волков С.С. Институциональная экономика. М.: Юристъ, 2014.

3. Генина Е. Ю. Сущность пенсионной реформы в России // Современное российское посткризисное общество. 2012. С. 138-139.

4. Дудкина В.В. Основные направления разработки и реализации пенсионной реформы // Логистические инновации и социально- экономические эффекты. 2012. №1. С. 60-62.

5. Кудина М. В. Экономика инновационного развития. М.: ИД «Форум», 2014.

6. Ласкин С. О. Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России // Экономика, управление и право: проблемы и перспективы развития регионов. 2012. С. 326-327.

7. Лихачев Л. В. О перспективных направлениях развития инновационной России // Тенденции и перспективы развития российского общества в условиях интеграции и глобализации экономики. 2013. С. 12-15.

8. Маркелова Е. Н. Пенсионная реформа в России: институциональный аспект // Помним прошлое, устремлены в будущее. 2012. С. 50-53.

9. Моторкина А. Е. Этапы формирования и реализации пенсионной реформы в условиях глобализации экономики // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально- экономических отношений. 2013. С. 202-207.

10. Ниткин В. В. Тенденции и перспективы пенсионной реформы в условиях неоинституциональной экономики // Институциональные проблемы национальной безопасности России. 2013. С. 300-301.

11. Ниткин В. В. Факторы, влияющие на выбор направлений пенсионной реформы // Инновационные доминанты социально- экономической сферы. 2012. №17. С. 19-20.

12. Романов И. М. Способы оценки пенсионных систем // Science progress in European countries: new concepts and modern solutions. 2013. С. 286-289.

13. Смочко Н. М. Новые концепции формирования систем территориального размещения населения и производительных сил территорий особого типа // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 159-161.

14. Солодский В. А. Устойчивое развитие и экономический рост // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 96-98.

15. Сушкова И. А. Основа и предпосылки формирования политики неоиндустриализации российской экономики // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 111-112.

16. Сушкова И. А. Неоиндустриализация российской экономики: теоретические подходы и методология обоснования // Economicpotential and perspectives or Europe, Russsia and CIS states. 2014. С. 61-64.

17. Федотова Т. А. Устойчивое развитие регионов в аспекте оптимизации потенциала человеческих ресурсов // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 131-133.

18. Шварц Е. О. Основные этапы реализации пенсионной реформы в посткризисной России // Economicpotential and perspectives or Europe, Russsia and CIS states. 2014. С. 21-23.

19. Шварц Е. О. Пенсионная реформа в России: проблемы оценки // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 142-143.

20. Яковлева А.В. К вопросу о разработке эффективной пенсионной реформы в инновационной России // Предпринимательство, региональная экономика и стратегия развития. 2011. № 1. С. 202-207.

21. Яковлев А. С. Институциональная экономика. М.: Дело и сервис, 2012.

22. Яковлева Е.В. Формирование пенсионной реформы в условиях инновационности экономики России // Современные логистические технологии в отраслях экономики. 2012. №2. С. 99-100.

23. Яковлева Е.В. Методология формирования пенсионной реформы в условиях глобализации экономики // Современные логистические технологии в отраслях экономики. 2012. №1. С. 66-68.

24. Якушев А. Ю. Институциональная экономика. М.: Дело, 2013.

1 Сушкова И. А. Основа и предпосылки формирования политики неоиндустриализации российской экономики // Sustainable economic development of regions. Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Vienna: East West, 2014. – С. 111.

2 Шварц Е. О. Пенсионная реформа в России: проблемы оценки // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 143.

3 Ниткин В. В. Тенденции и перспективы пенсионной реформы в условиях неоинституциональной экономики // Институциональные проблемы национальной безопасности России. 2013. С. 300.

4 Дудкина В.В. Основные направления разработки и реализации пенсионной реформы // Логистические инновации и социально- экономические эффекты. 2012. №1. С. 60.

5 Смочко Н. М. Новые концепции формирования систем территориального размещения населения и производительных сил территорий особого типа // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 159.

6 Солодский В. А. Устойчивое развитие и экономический рост // Sustainable economic development of regions. 2014. С. 96

7 Яковлева Е.В. Формирование пенсионной реформы в условиях инновационности экономики России // Современные логистические технологии в отраслях экономики. 2012. №2. С. 99.

8 Сушкова И. А. Неоиндустриализация российской экономики: теоретические подходы и методология обоснования // Economicpotential and perspectives or Europe, Russsia and CIS states. 2014. С. 61.

9 Яковлева Е.В. Методология формирования пенсионной реформы в условиях глобализации экономики // Современные логистические технологии в отраслях экономики. 2012. №1. С. 66.

10 Лихачев Л. В. О перспективных направлениях развития инновационной России // Тенденции и перспективы развития российского общества в условиях интеграции и глобализации экономики. 2013. С. 12.

11 Шварц Е. О. Основные этапы реализации пенсионной реформы в посткризисной России // Economicpotential and perspectives or Europe, Russsia and CIS states. 2014. С. 21.

12 Ниткин В. В. Факторы, влияющие на выбор направлений пенсионной реформы // Инновационные доминанты социально- экономической сферы. 2012. №17. С. 19.

13 Ласкин С. О. Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России // Экономика, управление и право: проблемы и перспективы развития регионов. 2012. С. 326.

14 Маркелова Е. Н. Пенсионная реформа в России: институциональный аспект // Помним прошлое, устремлены в будущее. 2012. С. 50.

15 Генина Е. Ю. Сущность пенсионной реформы в России // Современное российское посткризисное общество. 2012. С. 138.

Тенденции и перспективы реализации пенсионной реформы в современной России