ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ…………………………………………..6

1.1 Понятие «молодежь»,ее специфика как социальной группы………6

1.2 Характеристика ценностных ориентаций российской молодёжи….10

II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА………………………………………………………….17

2.1 Ориентиры молодежной культуры досуга…………………………….17

2.2 Культура и сферы реализации молодежи……………………………...20

III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………………...26

3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи……………………………………………………………………..26

3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи.29

Заключение…………………………………………………………………...34

Список литературы…………………………………………………………..37

Приложение

Введение

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых.

Исследование ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, когда появились теоретические работы психолога Б. Г. Ананьева, социологов А. Г. Здравомыслова, В.А.Ядова и др., а также эмпирические исследования, крупнейшим из которых стало социологическое и социально-психологическое исследование ценностных ориентаций рабочих (в том числе и молодых), выполненное ленинградскими учеными под руководством В.А.Ядова в начале 1970-х годов. В отечественной социологической литературе понятие "ценностные ориентации личности" стали использоваться в 60-х годах XX века. Первыми исследователями ценностных ориентации были В.А. Ядов, В.Б. Ольшанский и А.Г. Здравомыслов. В.Б. Ольшанский определял ценностные ориентации как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов связывали понятие ценностной ориентации с психологическим понятием установки личности, но только на уровне общества, а не отдельно взятой личности.1

Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций идевальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения молодежи к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил молодежи, и в этом смысле она является не только барометром настроений молодежи, но индикатором стабильности общества.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. Процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей имеют особую значимость, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет из себя молодежь.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга.

Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи.

Предмет исследования представляют особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга.

Задачи исследования:

  • дать характеристику теоретическим основам изучения ценностных ориентаций молодежи;
    • проанализировать особенности ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга;
    • Раскрыть досуговую деятельность молодежи.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Понятие «молодежь» , ее специфика как социальной группы

В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности2. И.С. Кон определял молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологических свойств».Определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура , начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый , так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход — статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от14 до 30 лет.

Третий подход — социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом,

представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.

Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.

В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

— Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

Итак, молодежь — это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры

Особая ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические , психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности , места проживания и социального статуса молодого человека.

Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества3:

  • молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;
  • молодежь – носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
  • молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

1.2. Определение понятия «ценностные ориентации»

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.

Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия , чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят. Они составляют основу нравственных принципов.

Ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности. Различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в его повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества. Впервые понятие ценности ввел И. Кант. Противопоставляя сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), ценности он определял как сами по себе не имеющие бытия, являющиеся требованиями, обращенными к воле, и целями, поставленными перед ней. Во второй половине XIX века аксиология — учение о ценностях - выделяется в самостоятельную науку.

П. Менцер дает следующее определение понятию ценности: «Ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением»4. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Процедура оценивания какого-либо объекта, явления или процесса осуществляется на основании определенных критериев и соответствующими способами, зафиксированными в общественном сознании и культуре.

Ценности всегда субъективны, т.е. то, что является ценностью для одного человека, не является таковой для другого.

С формальной точки зрения, ценности можно разделять на позитивные и негативные, абсолютные и относительные. В зависимости от содержания можно рассматривать ценности вечные, логические и эстетические. Экономические ценности как особый вид ценностей подразумевают значимость материальных благ или таких альтернатив, выбор которых приведет к максимальной выгоде.

В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре типа ценностных систем5:

  • смысложизненная система объединяет ценности человеческой жизни, определяет цели человеческого бытия, ценности красоты, добра, свободы, т.е. все общечеловеческие ценности;
  • витальную систему составляют ценности сохранения и поддержания повседневной жизни: ценности здоровья, безопасности, комфорта;
  • интеракционистская система включает в себя ценности межличностного и группового общения: хорошие отношения, совесть, честность, взаимопомощь;
  • в социализационную систему входят ценности, определяющие процесс формирования личности.

Б.А. Барабанщиков выделяет три уровня организации основных видов ценностей6:

  • абстрактные ценности, наиболее обобщенные; к ним относятся духовные, социальные и материальные ценности;
  • ценности, проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность и др.;
  • а также способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.

Личностные ценности отражаются в сознании каждого отдельного человека в форме ценностных ориентаций, обеспечивающих устойчивость личности.

Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Ценностные ориентации (или предпочтения) представляют собой определенную совокупность ценностей, иерархически связанных между собой; эта совокупность задает человеку направленность его жизнедеятельности. «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного»7.

Ценностные ориентации составляют определенную систему, включающую в себя несколько подсистем:

  • социально-структурные ориентации и планы;
  • планы и ориентации на определенный образ жизни;
  • деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В рамках всей совокупности ценностей можно выделить общечеловеческие или глобальные ценности. К таковым относятся гуманизм, справедливость, семья, свобода, труд, дети и т.п.

Таким образом, ценностные ориентации можно рассматривать с одной стороны как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, а с другой стороны как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях и интересах. Они также определяют мотивацию поведения индивидов и составляют мировоззрение человека как личности.

Ценностные ориентации и потребности молодежи тесно связаны с жизненными планами молодых людей. Такие планы не являются изначально организованными и упорядоченными, а изменяются и корректируются с течением времени, благодаря накоплению жизненного опыта.

На жизненные планы молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует особо выделить конкретно-исторические условия, в которых находится человек. Также важную роль играют родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и т.п.

Жизненные планы молодого человека связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять свои разнообразные потребности и самореализоваться как социальному субъекту.

Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей , объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.8

Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

Специфично и отношение современной молодежи к основным либерально-демократическим ценностям, таким как свобода слова, свобода вероисповедания, право на образование, право на жилье и т.д. Они воспринимаются молодыми людьми не как первостепенные ценности, значимые для общества, а как совершенно естественные составляющие нынешнего времени. Следует также отметить, что сфера досуга так же имеет огромную роль в жизни молодежи. Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга молодежи гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодежи реализовать то лучшее, что в ней есть.

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.
  2. Ценность – это некая значимость объекта для субъекта. Определенная совокупность ценностей, иерархически связанных между собой, составляет ценностные ориентации человека. Система ценностных ориентаций включает в себя: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации рассматриваются, во-первых, как оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней, во-вторых, как способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

II. . АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА

2.1Ориентиры молодежной культуры досуга

Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.

Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.

Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи.
Анализ реальной социокультурной ситуации в стране -предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество.

Изучение ценностных ориентации молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества.

Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило , относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.

Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных.

При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости. Динамику ценностных ориентации в таком случае можно представить такими типами:

- сохранение старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в обществе перемены; - расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии;

- развитие изменения в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.

Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - достаточно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.

2.2 Культура и сферы реализации молодежи

Досуговая сфера. Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут. Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода9.

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях10.

Сфера религии. Среди молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.

Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

В целом религиозность молодёжи резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.

Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии11.

Политическая сфера. Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере12.

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах молодёжи демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней молодёжи, все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы13.

Сфера культуры. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников14.

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)15.

За прошедшие 10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю – например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени).16

Таблица 1.Динамика досуга российской молодежи за последние 10 лет,%

III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи.

Рассматривая жизнедеятельность молодежи, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс самореализации представителей изучаемой социальной группы, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие как социальные характеристики молодежи, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга.

Основные социальные характеристики молодежи (материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода) не только влияют на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, так и в досуговой деятельности, но и определяют специфику и основные формы проведения досуга.

Между материальным положением молодежи и характером их досуговой деятельности существует прямая зависимость. Более того, «молодежь из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченной молодежи резервы истощаются борьбой за выживание» . В современных условиях значительная часть молодежи может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, доступные далеко не всем. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями, интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни молодежи, которое может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе и противоправного, поведения .

Кроме того, условия жизни и уровень материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья молодежи, что также выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реальные возможности представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды внедомашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья молодежи объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности , «негативно сказываются на личной коммуникации» .

Помимо условий жизнедеятельности молодежи и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности».

Итак, на образе жизни молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях.

По мнению специалиста в области социологии молодежи А. И. Ковалевой, в кризисном обществе, где социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, происходит осложнение процесса социализации. Это проявляется в снижении социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, на трудоустройство, на возможность участия в культурных, спортивных, оздоровительных программах, а также в снижении уровня жизни в стране.

Кроме вышеуказанных факторов, в той или иной степени влияющих на досуговую деятельность молодежи, следует выделить состояние самой сферы досуга, как элемента социально-экономической системы общества. От таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, масштабы распространения культурно-просветительских и прочих учреждений, зависит характер включения различных групп населения, в том числе молодежи, в досуговую деятельность.

Также на характер и содержание досуга молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений, их способность предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг.

Т.А. Петрушенко говорит о необходимости создания модели городского культурного пространства, которая подразумевает творческую активность молодежи, их массовую включенность в высокую, профессиональную и самодеятельную культуру.

Таким образом, деятельность молодежи в свободное время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети культурно-досуговых учреждений. Кроме того, существенное влияние на процесс становления ценностных ориентаций молодежи в сфере досуговой деятельности оказывают общественные процессы.

Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи.

Принцип системности, дает возможность рассматривать досуговую сферу жизнедеятельности как составной элемент, зависимый от свойств целого – системы более высокого уровня. Сфера досуга не является чем-то изолированным, четко ограниченным, отдельно стоящим по отношению к иным аспектам жизни студенческой молодежи.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем и жизнью в целом.

Для молодых людей предпочтения в сфере досуга являются важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни, выступают в качестве одного из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Именно досуг в настоящее время оказывает ключевое воздействие на формирование личностных качеств студентов, их ценностные ориентации.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что «существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь» .

Молодежный, в частности студенческий, досуг, словно перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие полноценной досуговой деятельности является одним из основных критериев формирования всесторонне, гармонически развитой личности.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы «приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. В этом случае можно говорить о том, что досуг для молодого человека превращается в образ жизни» .

Система организации досуговой активности определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Нельзя не отметить, что потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной из них, как правило, порождает иную, что позволяет менять вид деятельности, обогащая досуг. В рассматриваемой сфере жизни «должен осуществляться последовательный переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.» . Так, по мере изменения социального положения человека, уровня его культуры, неизбежно происходят изменения и в структуре его досуга.

Исследователи (социологи, психологи, экономисты) установили прямую взаимосвязь между трудовой и досуговой сферами жизнедеятельности. Итак, Ю.А.Стрельцов замечает, «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы»17 .

Любая деятельность, специализированная, коллективная, индивидуальная может быть глубоко личной для человека, если она наполнена для него жизненным смыслом и эмоционально окрашена. И, напротив, даже самые интимные человеческие отношения не обходятся без определенных рутинных, стандартизованных элементов и могут быть полностью поглощены ими, утратив свой жизненный смысл.

Эмоциональные потребности людей, их интересы, не одинаковы ни по содержанию, ни по интенсивности. Пока главные из них удовлетворяются, частичность отдельных форм деятельности не воспринимается человеком как трагедия. Но в том случае, если какая-то значимая для индивидуума потребность в течение длительного времени блокируется, не получает удовлетворения, возникают разного рода трудности и проблемы. Так, бессознательно пытаясь компенсировать данную неудовлетворенную потребность в другой, не предназначенной для этого сфере, человек предъявляет к ней завышенные требования, вкладывает в нее смысл, не соответствующий ее объективному значению. Человек, не удовлетворенный своим трудом, предъявляет повышенные требования к семье, досугу. Неумеющий отдыхать вкладывает все силы в работу. Но по мере повышения требований уменьшается способность к их удовлетворению, а, следовательно, неудача в одной области увеличивает вероятность неудовлетворенности и в другой. А поскольку, все виды деятельности суть разные формы человеческой коммуникации, эта неудовлетворенность собственной жизнью превращается в чувство отчуждения от других членов общества .

Таким образом, влияние досуга на личность и все сферы ее жизни безоговорочно и неминуемо. Варьируется лишь характер и степень вышеупомянутого влияния. Поскольку в современном обществе досуг становится основной сферой жизнедеятельности молодежи, можно говорить об определяющем влиянии данной сферы на все остальные.

Итак, на процесс самореализации молодежи в сфере досуговой деятельности оказывают влияние следующие факторы:

  • социальные характеристики студенчества;
  • процессы, происходящие в обществе;
  • общее состояние сферы досуга.

Выше упомянутое влияние может носить либо позитивный, либо негативный характер, то есть, либо способствовать самоактуализации молодежи, либо препятствовать ей. Несомненно, сочетание таких факторов как высокий уровень материального благосостояния, отсутствие нарушений в состоянии здоровья, регулярное и полноценное питание, отсутствие проблем в жилищно-бытовой сфере жизнедеятельности, наличие бюджета свободного времени заметно облегчает процесс самореализации молодежи в досуговой деятельности. Кроме того, положительное воздействие на данную сферу жизни оказывает наличие развитой системы культурно-просветительских учреждений и клубов по интересам. Но определяющее влияние на процесс самореализации оказывает желание, стремление личности направить собственную досуговую активность на раскрытие своего внутреннего творческого потенциала, на духовное совершенствование, на получение новых знаний и умений.

Получение определенных результатов, достижение поставленных целей в сфере досуговой активности способствует появлению новых стремлений и задач, в процессе решения которых неизбежно происходит расширение социальных связей индивидуума. Достижение поставленных человеком целей, как правило, сопровождается эмоциональным, душевным подъемом, который оказывает положительное влияние на все прочие сферы жизни.

Заключение

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. Образ территории действительно накладывает некоторые социальные различия в поведенческие и духовные аспекты жизни всего населения, и молодежи в частности.

Представляя собой основу будущего общества, молодежь заслуживает к себе самого непосредственного внимания.

У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

На мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой, которой в социологической литературе посвящено много работ. Можно сделать вывод о том, что исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи. Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

Всестороннее изучение молодого поколения имеют принципиальное значение для корректировки государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных программ, способствующих вхождению этого поколения в социум. Анализу подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как части нашего общества, к которой «взрослое сообщество» относится либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

Список литературы

  1. Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Текст] /Н.Ф. Головатый. – К.: Издательство МАУП, 1999. – 224 с.
  2. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.
  3. Ромашова, Л.О. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1014
  4. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В.Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
  5. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург, 1997. – 211 с.
  6. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев, 1988. – 283 с.
  7. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519 с. – ISBN 5-7621-0196-7.
  8. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // СОЦИС. – 2002. – №1. – С. 105 – 110.
  9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 1986.
  10. Салиев Р.З. Ценностные ориентации молодежи / Р.З. Салиев // Соц. исслед. – 1997. -№8.
  11. Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
  12. Т.Г. Киселева, 2004 © Ю.Д. Красильников, 2004 © Московский государственный университет культуры и искусств, 2004,стр 164-202.
  13. Фатов А. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
  14. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4
  15. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. №1
  16. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.
  17. Философский энциклопедический словарь. М., 1998
  18. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.С. 6162.
  19. Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999 г. № 6. с. 98.
  20. Васильев В.Г. Мазеин В.О. Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии// Социологические исследования. 2000 г. №1. с. 119 – 120
  21. Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества//Социологические исследования. 2000 г. № 6. с. 40.
  22. Вишневский Ю.Р. Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г. с. 89
  23. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов//Социологические исследования. 1999. № 8. c.12
  24. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998 г. № 12. С. 21
  25. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975г
  26. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.
  27. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043922
  28. http://praktika.karelia.ru/file/93
  29. http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_2.html

Приложение

Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Орёл.

В целях данной курсовой работы мною был проведён опрос на тему «Досуговая деятельность молодежи».

Всего было опрошено 40 человек в возрасте от 14 до 27 лет. Из них: 5 — учащиеся, 21 — студенты, 14 — рабочая молодежь. Мною была поставлена цель, определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др.

Выдвигалась гипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и работающая молодежь предпочитает пассивный отдых, школьники мужского пола предпочитают проводить время за компьютером, большая часть школьников просто гуляет с товарищами и участвует в антикультурных мероприятиях, большая часть студентов проводит свое свободное время в ночных клубах.

По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению досуга. Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок - концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internet-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий спортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр. А также попросили содействия в постройке скейтпарка.

Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте в рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми.

На вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» 1-ые места занимают: посещение дискотек и баров, посиделки с друзьями, времяпрепровождение с любимым человеком.

На последних позициях сейчас находятся посещение кружков по интересам, рукоделие, домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотр телевизионных передач и походы в кино, театры и выставки находились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений.

На вопрос , что для меня лучший отдых, рабочая молодежь и студенты сейчас все больше склоняются к ответам «быть одному» и «общаться только с близкими людьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем противоположную тенденцию, сегодня 89% опрошенных предпочитают активный отдых.

На вопрос «Достаточно ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговых потребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает, что «достаточно» (40 %), многим больше тех - кто считает, что «недостаточно» (60 %).

Времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов старших курсов значительно отличается. Так, из младших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 10% используют время для самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов.

Зачем студенты ходят в ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выражен этот мотив.

Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку, шумную обстановку, 35% ссылаются на нехватку времени, 20% не устраивают цены на входной билет или удаленность клубов от дома.

На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 37% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку.

Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63% это важно. Наиболее нейтральное отношение у студентов к наличию в ночном клубе бильярда, бара. С возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба.Таким образом, в настоящее время, большинство студентов являются активными посетителями ночных клубов.

Наиболее популярными местами отдыха стали Площадь им. Ленина, Городской парк культуры и отдыха, развлекательный центр МЕГАгринн, клубы «Сфера», «Часы», «Версаль», кафе, кофейни. Респондентам был задан вопрос «Что городские власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн, стадион, спортзал, 31% — организовать бесплатные клубы по интересам, 18% — создать молодежные организации, которые способствовали бы коллективному отдыху (например, туристические походы), 9% — создать структуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти.

Если бы была возможность стать членом какой-либо организации, то молодежь бы выбрала организацию:

а) спортивной направленности 45%

б) творческой направленности 33%

г) интеллектуального плана 22%

В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями качественного его насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.

Напрашивается вывод: молодежь страдает опасной социальной немощью, причина которой - ухудшение морального климата в обществе, качества человеческого общения, социального самочувствия в целом. На вопрос: "Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?" ответы распределились следующим образом. Оказывается, библиотеки посещают всего около 15% опрошенных, причем большинство из них студенты 1-3 курсов. Кинотеатрам отдали предпочтение 47%, ночные клубы и кафе - 33%. Участию в художественной самодеятельности и спортивным секциям как виду досуга отдали предпочтение чуть более 3 процентов опрошенных. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась. Это сразу же отразилось на разговорной речи. Она стала косноязычной. Если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы. Большой популярностью сегодня пользуется не реальное общение, а виртуальное, сюда можно отнести такие сайты как «Одноклассники», «В Контакте», «Facebook», «Skype» ну и конечно самым популярным средством общения можно назвать «ICQ».

Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением, как российской молодежи, так и самой страны.

1 Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1966.

2 Словари и энциклопедии. Молодежь [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043922 – Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.

3 Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К., 1999.

4 Национальные особенности ценностей воспитания [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://praktika.karelia.ru/file/93 – Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer.

5 Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. №1.

6 Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.

7 Философский энциклопедический словарь. М., 1998.

8 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.

9 Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . С. 61 – 62.

10 Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования. 1999 г. № 6. с. 98.

11 Васильев В.Г. Мазеин В.О. Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии// Социологические исследования. 2000 г. №1. с. 119 - 120

12 Воторопин А.С. Политические ориентации студенчества//Социологические исследования. 2000 г. № 6. с. 40.

13 Вишневский Ю.Р. Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов// Социс. 1997 г. с. 89

14 Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов//Социологические исследования. 1999. № 8. c.12

15 Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи//Социологические исследования. 1998 г. № 12. С. 21

16 http://www.isras.ru