Конспект урока по математике в 6 классе «Умножение многозначных чисел на однозначное число»
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Камешково»
Урок математики в 6 классе
«Умножение многозначных чисел на однозначное число».
Учитель математики
Каревская Лариса Александровна
2014 год
Тема урока: «Умножение многозначных чисел на однозначное число».
Цель урока: закрепление навыков умножения многозначных чисел, содержащих в некоторых разрядах 0, на однозначное число в ходе решения примеров и задач.
Задачи урока:
1)Образовательная: повторить разряды числа; отрабатывать навык увеличения числа в несколько раз; закрепить умение решать составные задачи; повторить разностное сравнение чисел.
2)Коррекционно-развивающая: развивать произвольное внимание учащихся при выполнении упражнения на отбор нужных чисел; развивать умение сравнивать числа в ходе записи их в порядке возрастания;
3) Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: учебники «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы Г. М. Капустина и М. Н.Перова).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие класса, доклад дежурного.
II.Устные упражнения.
1).На сколько 15>10? 21300? 120
Каким действием отвечают на этот вопрос?
2).Как называются разряды числа класса единиц, например, числа 348? На каком месте справа пишутся единицы? Десятки? Сотни?
Сообщение темы урока и задач урока.
III. Закрепление учебного материала.
-Откройте учебник на стр. 149.
№ 566 (1,2,3) – коллективная работа (задание 1 выполняет у доски 1 ученик задания 2,3 выполняет у доски 2 ученик).
Множители: 1290, 1030, 3004, 1620, 1090, 2005, 1540, 1070. 1)Выпишите множители, в которых разряды единиц обозначены 0, и увеличьте их в 6 раз.
2) Выпишите множители, в которых разряды единиц и сотен обозначены 0, и увеличьте их в 7 раз.
3) Выпишите множители, в которых разряды десятков и сотен обозначены 0, и увеличьте их в 3 раза.
Задача № 559 – коллективное решение (ученик у доски).
В садовом питомнике 1300 саженцев вишен, а саженцев яблонь в 4 раза больше. На сколько больше в питомнике саженцев яблонь, чем саженцев вишен?
Физкультпауза.
Упражнения для плечевого пояса.
Упражнения для пальцев рук.
Упражнения для глаз.
IV.Самостоятельная работа учащихся.
I вариант.
(для сильной группы)
1.Общее задание для обеих групп
№ 565
Увеличьте в 5 раз числа 1600, 1490, 1800, 1200, 1090, 1730, 1583. Запишите полученные ответы по порядку, начиная с наименьшего.
2.Задача № 561.
В заповеднике живут 630 лосей, кабанов в 3 раза больше, чем лосей, а косуль 415. Сколько всего лосей, кабанов и косуль живёт в заповеднике?
3.Примеры № 571 (1 ст.)
14284 -4843
12647-959
12178-8827
10169-25
II вариант
1.Общее задание для обеих групп
№ 565
Увеличьте в 5 раз числа 1600, 1490, 1800, 1200, 1090, 1730, 1583. Запишите полученные ответы по порядку, начиная с наименьшего.
2.Задача № 556.
В лесопитомнике вырастили 1400 саженцев сосны, саженцев ели в 6 раз больше. Сколько саженцев вырастили в лесопитомнике?
3.Примеры № 563 (4 ст.)
1200 8 2306 4
3087 3 1450 5
Тетради сдать на проверку.
V.Задание на дом: с.149 примеры № 563 (1,2 ст.)
VI. Итог урока.
Самоанализ урока математики в 6 классе.
(учитель Каревская Л. А.)
В 6 классе обучается 11 учащихся. Они делятся на 2 группы по возможностям обучения. Учащиеся 1-й группы быстро решают, умеют мыслить, хорошо и с удовольствием работают самостоятельно, умеют решать разные виды задач (5 чел.). Учащиеся 2-й группы решают медленнее, чаще делают ошибки в вычислениях. Эти ученики могут затрудняться в записи условия и в решении задач. Им требуется иногда помощь учителя. (6 чел.).
3-й группы в этом классе нет. Класс в целом хорошего уровня подготовленности, но есть большие проблемы в межличностных отношениях детей. Часты конфликты между учащимися во внеурочное время. Класс не очень дружный.
Данный урок в изучаемой теме «Умножение многозначных чисел на 1-значное число и круглые десятки» девятый по счету (из 14 уроков). Тип урока – урок закрепления умений и навыков.
Методы ведения урока: словесный (беседа) и практический.
Все учащиеся 6 класса уже научились выполнять письменное умножение чисел, содержащих нули в отдельных разрядах, хотя ещё не все делают это безошибочно. Поэтому целью урока было закрепление навыка умножения многозначных чисел, содержащих нули, на 1-значное число в ходе решения примеров и задач.
В течение урока решались 3 вида задач: 1)Образовательные: повторить разряда чисел, умение выполнять увеличение числа в несколько раз и разностное сравнение чисел, умение решать составные задачи; 2) Коррекционно-развивающие: развитие произвольного внимания уч-ся при выполнении задания на отбор нужных множителей; умения сравнивать числа в ходе расположения их в порядке возрастания; 3) Воспитательные – воспитание трудолюбия и самостоятельности.
Урок содержал следующие этапы:
I Организационный момент.
II Устные упражнения.
III Закрепление учебного материала.
IV Самостоятельная работа уч-ся.
V Домашнее задание.
VI Подведение итогов урока.
Устные упражнения были направлены на актуализацию знаний и умений учащихся и содержали задания на разностное сравнение чисел и повторение разрядов числа.
На этапе закрепления учебного материала проводилась коллективная работа по решению примеров на увеличение чисел в несколько раз, сопровождающаяся отбором нужных множителей, имеющих 0 в нужном разряде, и решение составной задачи на разностное сравнение чисел с использованием учебника.
На уроке использовались Методы:
- словесные – беседа для актуализации знаний и при установлении контакта учителя с учащимися;
-Практические: упражнения (примеры и задачи).
Формы обучения: коллективная и самостоятельная работы.
Каждый этап урока был направлен на достижение цели урока и решение поставленных задач. В ходе коллективной работы к доске выходили ученики, у которых встречались трудности в решении примеров на умножение чисел с нулями в некоторых разрядах. С помощью учителя и других уч-ся класса они преодолевали эти трудности. Учащиеся школ VIII вида часто забывают, каким действием следует выполнять разностное сравнение чисел. Поэтому устные упражнения и разбор задачи помогли им это вспомнить. Физкультпауза, проведенная перед самостоятельной работой, помогла учащимся расслабиться и снять напряжение в руках, напряжение глаз, немного отдохнуть.
Организованная на уроке самостоятельная работа позволяет учителю увидеть, как учащиеся 6 класса усваивают данную тему, умеют ли самостоятельно решать задачи. Дифференцированные задания I и II вариантов позволили ученикам работать на доступном им уровне, создают ситуацию успеха и тем самым повышают мотивацию учения, что чрезвычайно важно для детей с ОВЗ. Если 1-е задание (решение примеров на увеличение чисел в несколько раз с последующей записью ответов в порядке возрастания) было общим для обоих вариантов, то два следующих задания были дифференцированы для группы сильных учащихся и более слабой группы. В I варианте (для сильной группы) долее шла задача на нахождение суммы 3-х слагаемых, а во II варианте (слабее группа) была задача стандартная – на вычисление суммы 2-х слагаемых.
В задание № 3 сильным ученикам были предложены примеры в 2 действия, а II варианту – примеры в 1 действие.
Так что объемы выполняемых заданий в этих вариантах тоже были различны. Т. к. уч-ся 2-й группы решали медленнее. Задание на дом тоже полностью соответствует теме урока – это 2 столбика примеров на умножение чисел с нулями в отдельных разрядах.
В течение всего урока царила атмосфера доброжелательности и спокойствия. Учено-познавательная работа была организована через фронтальную индивидуальную, дифференцированную работу. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. При выполнении самостоятельной работы осуществлялся самоконтроль.
Учащиеся были организованы и активны во время урока, заинтересованы учебной работой.
Общие результаты урока: план урока выполнен, на уроке реализовывались образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Урок был эффективный. Цель урока достигнута.