Тайны баллады И. В. Гёте «Лесной царь»
6–7-й классы
I
1. Сегодня на уроке из века XXI перенесёмся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске нарисована лента времени, на ней отмечается нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха романтизма (под датой появляется табличка «Роман (бессмертное произведение)тизм»). Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, отказ от обыденного, недаром основной чертой романтизма исследователи считают двоемирие, взор поэта-романтика прикован к мятущейся душе человека, её порывам.
У каждого литературного направления есть любимые жанры; в романтизме одним из любимых жанров была баллада.
2. Каковы жанровые признаки баллады? (Вопрос ученикам; по ходу их ответов на доске появляется определение жанра.)
Баллада — лиро-эпическое произведение; сюжет развивается динамично, он раскрывает, какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев баллады, на них сосредоточено внимание автора.
3. Одна из самых известных баллад — баллада великого немецкого поэта И. В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году (Лента времени). Я прочитаю её, а вы попытайтесь проанализировать свои чувства. (Чтение баллады.)
4. Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?
Постичь тайны баллады Гёте — цель нашего урока, а тему так и определим — «Тайны баллады Гёте “Лесной царь”». (Запись в тетрадях.) Чтобы постичь эти тайны, приоткроем дверь в мастерскую великого поэта.
II
1. Итак, один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет. Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий), завязки (событие, благодаря которому события начинают развиваться), действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия), после кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой. (По ходу объяснения на доске возникает сюжетная схема.)
2. Найдём в нашей балладе названные элементы сюжета.
— Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
(Это неизвестно, то есть нет завязки.)
— А какова судьба персонажей до начала этой езды?
(Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.)
— Что же известно о них?
(Они скачут куда-то по ночному лесу, причём эта езда убыстряется: Скачет–мчится–летит; это зависит от чувств малютки: Приник–тоскует–кричит, нарастает чувство страха; поэту интересны не события и герои, а то, что они чувствуют, гамма их чувств; персонажи — отец-старик и малютка-сын; сын слышит голос лесного царя.)
— Какое событие является кульминационным?
(Смерть ребёнка.)
— Есть ли в балладе развязка?
(Она совпадает с кульминацией.)
3. Вывод. Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным. Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна баллады. (Запись в тетрадь.)
III
1. Мы уже сказали, что внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев. Основное чувство героев?
(Ужас.)
— Чем он вызван?
(Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением.)
2. Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.
3. Попытаемся вместе войти в царство лесного царя. (Заполнение схемы с разделами: «Предметы мира», «Краски», «Звуки», «Температура».)
— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?
— А ребёнку? Как это показывает поэт?
(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)
4. А что видит отец?
Сделайте самостоятельно схему мира реального. Что у вас получилось?