Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Квалификационная работа

«Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг»

2015


СОДЕРЖАНИЕ

[1] Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления, повышению эффективности государственной власти, необходимой для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

Проводимые преобразования способствуют сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство, обеспечивают реальное соблюдение общественных интересов, действенность политических и правовых механизмов в стране.

Следует понимать, что реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций, в том числе: перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций, являющихся необходимыми составляющими административной реформы.

В процессе инвентаризации функций федеральных органов исполнительной власти, проводимой в рамках административной реформы, последние были объединены в три группы, а именно:

- группа правоустанавливающих функций;

- группа правоприменительных функций;

- группа функций по предоставлению государственных услуг (государственные публичные услуги).

Таким образом, анализ существовавших на то время функций федеральных органов исполнительной власти позволил вычленить из общего объема функций и вытекающих из них полномочий государственных органов услуги, оказываемые государственными структурами гражданам и юридическим лицам.

В данной работе выделены основные способы и методы, используемые при реализации административной реформы, направленные на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также совершенствование системы их предоставления.


  1. Стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг

Задачи по повышению качества и доступности государственных услуг, развития системы правового просвещения граждан и обеспечению доступности правовой информации требуют модернизации существующей системы государственного управления.

Основные задачи совершенствования государственного управления и направленной на это административной реформы устанавливаются исходя из ориентиров, определяемых федеральным законодательством.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 №1021-р утверждена «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы», целями которой являются:

  • снижение административных барьеров;
  • повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Для достижения поставленных целей определена необходимость решения задач по следующим первоочередным направлениям:

  • реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
  • оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Основанием оптимизации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций является Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Федеральным законом № 210-ФЗ запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг – либо на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании Перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, правовым актом представительного органа муниципального образования.

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

В настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 Федерального закона № 210-ФЗ.

За период с 2006 по 2012 год федеральными органами исполнительной власти было утверждено в установленном порядке около 500 административных регламентов, свыше 9500 административных регламентов утверждено на региональном, более 19500 - на местном уровне.

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг

  1. Проект «Электронное правительство»

К 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ:

  • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента РФ от 07.02. 2008 №Пр-212.
  • Распоряжение Правительства РФ «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» от 06.05.2008 №632-р.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.
  • План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 №1555-р.

Все эти документы в определенной степени затрагивали вопросы активизации использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг, систематизировали стоящие перед Российской Федерацией цели, задачи и мероприятия по следующим показателям:

- качеству и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий;

- качеству взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;

- внедрению единых стандартов обслуживания населения;

- эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена;

- обеспечению эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

  • эффективности государственного управления путем обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

  1. Этапы перехода предоставления услуг в электронном виде

Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществлялся поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р был подготовлен «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями».

Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов.

Первый этап — до 1 декабря 2010 года. Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Второй этап — до 1 января 2011 года. Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

Третий этап — до 1 июля 2012 года. Обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представить документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Четвертый этап — до 1 января 2013 года. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции).

Пятый этап — до 1 января 2014 года. Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Главным результатом всей этой деятельности стало создание системного проекта «электронного правительства». Это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронное правительство, как система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов, способствует повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

  1. Портал «Государственные услуги»

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный реестр). Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

На сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается ~2000 государственных и муниципальных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из этих функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.

Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 14500 услугах (функциях) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в среднем 175 услуг на субъект Российской Федерации), для 65% из которых утверждены административные регламенты. На муниципальном уровне в Федеральный реестр внесены сведения более чем по 32 500 муниципальных услуг (функций) (из них регламентировано более 60 %).

Анализ информации, внесенной в региональный и муниципальный разделы федерального реестра, показал существенные различия в количестве и наименованиях публикуемых услуг и функций, поскольку субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельны в нормативно-правовом регулировании реализации ими собственных полномочий.

В целях обеспечения единообразия и корректного сопоставления информации, вносимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в федеральный реестр, на основе анализа законодательства Российской Федерации подготовлены типовые перечни региональных и муниципальных услуг (функций). В перечне региональных услуг (функций) отражено 116 наименований, в перечне муниципальных услуг (функций) – 65 наименований. Данные перечни интегрированы в информационную систему федерального реестра в качестве классификаторов, что позволяет оперативно оценивать прогресс в заполнении регионального и муниципального разделов федерального реестра и разработке соответствующих административных регламентов.

Необходимо отметить, что в настоящее время действующий единый справочно-информационный портал «Государственные услуги» (www.gosuslugi.ru) — это единая точка доступа физических и юридических лиц к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти РФ.

Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения.

Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

В частности, согласно распоряжению Правительства РФ №1555-р через единый портал обеспечена подача заявлений и документов, мониторинг и получение результатов услуг по ряду первоочередных, массовых и общественно значимых государственных услуг. К таковым относятся: государственная регистрация юридических лиц; прием налоговых деклараций; регистрация работодателей в Пенсионном фонде РФ; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация и технический осмотр автотранспортных средств; прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений.

  1. Многофункциональные центры

  1. Принцип «одного окна»

Другая важная задача — развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как показали результаты исследований качества и доступности государственных и муниципальных услуг гражданам РФ, а также степени удовлетворенности граждан качеством работы государственных органов, проведенных Минэкономразвития России в конце 2011 года, самым удобным каналом получения комплекса услуг от различных ведомств населением признаны многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте, при этом гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам.

Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ сокращаются благодаря организации взаимодействия ведомств на основании соглашений и административных регламентов.

Создаваемые МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к созданию и функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе следующих требований:

  • к материально-техническому обеспечению МФЦ;
  • к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ;
  • к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронном виде;
  • к количеству окон приема и выдачи документов, к площади, к расположению МФЦ;
  • к количеству и основным направлениям предоставляемых услуг.
    1. Основные функции МФЦ

Федеральным законом № 210-ФЗ закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления государственных услуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Основными функциями МФЦ являются:

- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, обусловлено требованиями Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года № 601 и предполагает высокий уровень профессиональных качеств и ответственности конечного звена всей системы государственного и муниципального управления – оператора МФЦ.

К числу его обязательных функций можно отнести обязанности:

  • Поддерживать атмосферу доброжелательности.
  • Принимать документы согласно установленной форме, удостоверять и оценивать комплектность и состав недостающих документов.
  • Регистрировать и отцифровывать принятые документы.
  • Передавать полученные документы по профилю исполнения.
  • Выдавать заявителю результат или информировать об отказе.
  • Регистрировать результаты предоставления услуги.
  • Заверять копии оригиналов документов.
  • Участвовать в обучении и консультировать начинающих.
  • Взаимодействовать с органами государственного и муниципального управления.
  • Готовить периодические отчеты о результатах деятельности.
  • Хранить персональные данные и сведения.

Этот функционал требует владения базовыми компетенциями:

  • Психологическая устойчивость.
  • Умение работать в АИС МФЦ.
  • Знание общих вопросов и компетенций государственного и муниципального управления.
  • Знание административных регламентов услуг и требований к оформлению используемых документов.

По данным Минэкономразвития России за первый год действия Указа Президента в стране было создано 293 МФЦ, на конец 2011 года в Российской Федерации действовало 655 офисов МФЦ в 62 субъектах Российской Федерации. В 2014 году темп создания МФЦ значительно возрос – за год было открыто 760 МФЦ, за счет чего доля охвата населения «одним окном» достигла 60,38%. На 31 декабря 2014 года количество действующих МФЦ составляет 1773 центра.

Более 15 миллионов человек, как минимум один раз, обратились в многофункциональный центр, где в одном месте можно получить более 100 документов и справок от различных ведомств и организаций. Благодаря созданию МФЦ ожидание в очереди сократилось до 15 минут.

Существенное значение для формируемой сети МФЦ составит создание, развитие и сопровождение автоматизированной системы управления деятельностью МФЦ, без которой существование МФЦ в современных условиях невозможно. В настоящее время лишь 382 из всех МФЦ, функционирующих в Российской Федерации, используют автоматизированные информационные системы, соответствующие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1376.

В перспективе возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» должна быть обеспечена гражданам в каждом муниципальном районе и городском округе РФ.

  1. Универсальные электронные карты

Федеральный закон №210-ФЗ также касается организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (далее – УЭК). Эта карта представляет собой универсальную систему получения населением услуг в электронном виде. Она должна содержать электронное приложение: уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. УЭК может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг.

В целях выпуска, выдачи и обслуживания УЭК высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ определяет уполномоченную организацию субъекта РФ. Кроме того, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок подачи заявления о выдаче УЭК и порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан.

Выдача УЭК осуществляется ОАО «Сбербанк РФ» на бесплатной основе с января 2013 года по заявлению. С начала 2014 года универсальная электронная карта выдается всем. Получить ее может гражданин РФ, достигший 14 лет. Подать заявку на оформление данной карты можно в пунктах по приему заявлений, созданных Уполномоченной организацией субъекта. В заявлении указывается только фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место рождения.

Получает готовую карту лично гражданин, по предъявлению паспорта, в указанной выше организации. Кроме УЭК выдается пакет документов и запечатанный конверт с ПИН-кодом. На основе Электронной Карты можно будет получать государственные и муниципальные услуги.

При запуске проекта в 2010 году предполагалось, что УЭК будет содержать около 260 приложений и с помощью карты можно будет получить не только государственные, региональные, но и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, информационных киосков, персональных компьютеров, мобильных устройств, в будущем сможет быть использована как замена паспорту, водительскому удостоверению, содержать пенсионные и медицинские данные гражданина и многое другое. В конце 2011 года стало понятно, что функционал УЭК будет гораздо скромнее.

Предполагается, что с помощью УЭК можно будет:

  • оплатить услуги ЖКХ и паспортного стола, налоги, пошлины и штрафы в ГИБДД,
  • проезд в общественном транспорте,
  • произвести банковские операции,
  • записаться на прием к врачу,
  • внести деньги за питание ребенка в школе.

К тому же, одновременно, УЭК может использоваться в качестве платёжной карты, проездного и т.д.

УЭК разработана на основе единого федерального стандарта, на карте присутствует номер банковского счета, номер полиса страхования, страховой номер индивидуального лицевого счета, фотография, имя, дата рождения и образец подписи владельца.

Проект «Универсальная электронная карта» реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации. Оператором Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» является федеральная уполномоченная организация - ОАО «Универсальная электронная карта» (http://www.uecard.ru/).

Ранее планировалось, что выдача гражданам универсальных электронных карт на основании их заявлений будет осуществлена с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно, затем срок был продлен до 31 декабря 2014 года.

Однако, согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон №210-ФЗ, выпуск универсальных электронных карт по заявлениям граждан продлен по 31 декабря 2016 года (Федеральный закон от 31.12.2014 №514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

C 1 января 2017 года предполагается выдача УЭК всем гражданам, не подавшим по 31 декабря 2016 года заявлений о выдаче УЭК и не обратившимся с заявлениями об отказе от их получения. Смещение сроков обусловлено необходимостью синхронизации обязательного выпуска УЭК и начала реализации проекта по внедрению электронного паспорта (согласно соответствующим решениям Правительства Российской Федерации).

Без участия гражданина выдать ему электронную карту нельзя: нужна фотография, подпись, конверт с PIN-кодами необходимо вручать лично. Пока граждане не спешат получать УЭК, даже несмотря на то, что в некоторых регионах эта карта даёт разнообразные скидки, является пропуском в некоторые учреждения. Не готова и инфраструктура, причём её подготовка - это значительные расходы, и все необходимые средства (~ 150170 млрд.руб.) на них пока не выделены.

По данным компании ОАО «УЭК», заявление на получение универсальных карт подали около 600 тысяч человек, в регионах действуют 1417 пунктов приема заявлений.

  1. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг

Основанием для проведения мониторинга являются: п. 29 Плана мероприятий по реализации «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р.

Целью мониторинга является определение эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) выявляются, анализируются и оцениваются нормативно установленные и фактические значения параметров, характеризующих качество и доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе полных временных и финансовых затрат на получение конечного результата государственной (муниципальной) услуги;

2) анализируется обеспеченность административными регламентами государственных и муниципальных услуг, в отношении которых требуется проведение мониторинга;

3) оцениваются достаточность и информативность сведений о государственных и муниципальных услугах, в отношении которых требуется проведение мониторинга, размещённых на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) соответствующего региона и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru);

4) вырабатываются меры по улучшению выявленных значений исследованных параметров качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Объектом мониторинга являются государственные и муниципальные услуги, предоставляемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями.

По итогам исследования, проведенного рядом регионов 2014 году под эгидой Минэкономики РФ, в ходе мониторинга было проанализировано 17 административных регламентов государственных услуг, включая 3 проекта, и 220 административных регламентов муниципальных услуг, включая 32 проекта.

Наблюдение проводилось в местах предоставления государственных и муниципальных услуг в часы приема заявителей. Всего в ходе мониторинга было обследовано 174 места предоставления услуг.

Опрос проводился методом формализованного интервью в местах предоставления государственных и муниципальных услуг. Всего в ходе опроса был сделано 1820 результативных интервью.

Результаты проведенного мониторинга показали, что качество предоставления услуг в целом оценено положительно. Всеми участниками опроса был дан положительный ответ о содержательности и доступности информации о порядке предоставления услуг.

Качеством консультирования удовлетворено подавляющее большинство респондентов (99,1%). За предварительной консультацией к специалистам МФЦ обращались 66,5% респондентов, из них 82,2% потратили на получение информации менее 15 мин, остальные не более 30 мин.

69,8 % опрошенных оценили качество предоставляемых услуг на «отлично», 27,6 % - на «хорошо». Респонденты довольны комфортностью помещений (74 %), удобным графиком работы (75,7 %), оперативностью приема (72 %), компетентностью персонала (67,9 %). 2,6 % респондентов оценили качество предоставляемых услуг на «удовлетворительно» в связи с длительностью ожидания приема (1%), наличием очередей (1,4 %), некомпетентностью сотрудников (0,4 %) (рис. 2).

Соответствующие исследования намечено проводить в течение всего периода реализации Административной реформы. Они являются важнейшим источником получения объективной и независимой оценки о качестве государственного и муниципального управления в целом и выработке мер по исполнению Указа Президента РФ от 07.05.2013 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором установлены социально-экономические показатели эффективности реализации Административной реформы, включающие в том числе:

  • уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90%;
  • доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг к 2015 году - не менее 90%;
  • доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70%;
  • снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году - до 2;
  • сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут.
  1. Причины, негативно влияющие на качество предоставления государственных услуг

Процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг осложнен рядом трудностей.

Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер.

Во-вторых, возможность публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно, что обусловлены диспропорциями в финансово-экономических возможностях ряда регионов и муниципальных образований, определенных слоев общества.

В-третьих, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Среди других причин, негативно влияющих на качество предоставления государственных услуг и выявленных по результатам мониторинга МФУ, можно выделить следующие:

- реализацию принципа "одного окна" в деятельности многофункционального центра только по ряду услуг;

- невозможность получения государственных услуг по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места проживания);

- отсутствие возможности подачи заявлений и других документов в электронном виде;

- отсутствие типовой автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления услуг.


Выводы

Административная реформа в Российской Федерации еще далека до завершения, однако по определенным ее результатам уже можно сделать ряд выводов. В результате реализации нескольких этапов административной реформы созданы необходимые условия для комплексной модернизации системы управления.

На настоящий момент можно сказать, что в России сформирована база для качественного предоставления услуг в электронной форме. Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. В частности, в органах государственной власти создана современная информационно-технологическая инфраструктура, обеспечены потребности в вычислительной технике, созданы автоматизированные рабочие места.

Результаты работы МФЦ демонстрируют значительное сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной разобщенности, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с многочисленными предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

Применение результатов полноценного мониторинга качества и доступности государственных услуг позволяет повысить эффективность основных показателей реализации Административной реформы.

Тем самым, практически, реализованы все этапы перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде в рамках формирования электронного правительства, что соответствует плану перевода услуг в электронный вид.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 634

О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

  • Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373

О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг

  • Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р

Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронном виде

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р

Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, представляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями

PAGE \* MERGEFORMAT1

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг