Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы


Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления (см. подробнее: Крылова О. Приёмы развития критического мышления. Электронное пособие).

По пословице, доброе начало полдела откачало. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя.

Например, при изучении темы «Коренные и пришлые народы Ямала» в курсе литературного краеведения можно предложить такие утверждения:

    Коренные народы Ямала — самоеды, остяки, вогулы, остяко-самоеды, татары. Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Численность коренных народов Ямала около 58 тысяч человек. Численность пришлых народов на Ямале примерно в 6,5 раза больше численности коренных народов. Коренные народы Ямала имеют близких родственников в Европе. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы. Письменность у коренных народов Ямала появилась только в 30-х годах ХХ века.

После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.

Приём «Верите ли вы…» можно использовать при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала учитель демонстрирует фотографии или портреты писателя, а затем предлагает утверждения. Например, при знакомстве с биографией А. Н. Островского можно предложить такие утверждения:

    Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Островского называли “Колумбом Замоскворечья”. Окончил филологический факультет Московского университета. Служил секретарём в суде. Никогда не отказывал себе в удовольствии “хвастнуть нездоровьем”. По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». Писал о себе: “У русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия. И меценат, и защита”. Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.

При изучении биографии можно использовать и приём прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А. С. Пушкина» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворения Пушкина, расположенные не в хронологической последовательности (они должны быть в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора!..», «Если жизнь тебя обманет…».

Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.

После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.

Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.

Проиллюстрируем это фрагментом урока «Пословицы северных народов» (литературное краеведение — третий урок курса). Учитель сообщает, что этот урок — знакомство с одним из жанров уникального северного фольклора, который ненцы называют И` нгудм`мэта вада`хара``.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Предположения записываются.) Затем учитель предлагает несколько подсказок, направляющих учеников и позволяющих напомнить особенности пословиц:

    В. Даль называл это “стоном и вздохом, плачем и рыданием” (записываются новые предположения или проводится корректировка ранее записанных); “радостью и весельем” (ведётся запись, корректировка); “цветом народного ума” (запись, корректировка); оно есть в устном народном творчестве любого народа, потому что слово — цветочек, а Оно — Ягодка.

С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф. Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).