КОРРОЗИЯ СООРУЖЕНИЙ СВЯЗИ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ
ЛЕКЦИЯ 27, 28. КОРРОЗИЯ СООРУЖЕНИЙ СВЯЗИ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ
Виды и причины коррозии.
Коррозия процесс разрушения металлических оболочек кабелей (свинцовых, стальных, алюминиевых), а также защитных и экранирующих покровов (стальной брони, медных алюминиевых экранов) вслёдствие химического электрического воздействий окружающей среды. Различают следующие виды коррозии: почвееную (электрохимическую); межкристаллитную (механическую) и электрокоррозию (коррозию блуждающим токами).
Коррозия оболочек приводит к потере герметичности кабелей связи, ухудшению их электрических свойств и в ряде случаев выводит кабель из строя. Разрушающее действие коррозии характеризуется следующими данными: 1 А блуждающего в земле тока приводит к потере в течение года 12 кг стали, 36 кг свинца, 100 кг алюминия.
В зависимости от характера, взаимодействия оболочки кабеля и почвы, в которой он находится, а также от прохождения блуждающего тока, вдоль кабеля образуются анодные, катодные или знакопеременные зоны.
Анодной зоной называется участок кабеля, на котором он имеет положительный электрический потенциал по отношению к окружающей среде. В этой зоне токи стекают с оболочки, унося частицы металла и разрушая ее.
Катодной зоной называется участок, на котором он имеет отрицательный электрический потенциал по отношению к окружающей среде. В этой зоне ток втекает в оболочку, не создавая опасности ее разрушения.
Знакопеременной зоной называется участок, на котором имеет место чередование положительных и отрицательных потенциалов по отношению к земле."
Скорость коррозии зависит от величины тока, протекающего между анодом и катодом, и природы процессов. Ее можно определить по формуле
где UK и Uа катодный и анодный потенциалы; Sa-площадь анодного участка; Rвнутреннее сопротивление цепи; К коэффициент, определяемый числом Фарадея.
ПОЧВЕННАЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ
Почвенной коррозией называется разрушение металлической оболочки кабеля, вызванное электрохимическим процессом взаимодействия металла с окружающей его почвой. Основными причинами, вызывающими почвенную коррозию, являются: содержание в почве влаги органических веществ, кислот щелочей, неоднородность оболочки кабеля, неоднородность химического состава грунта, соприкасающегося с оболочкой кабеля, неравномерное проникание кислорода воздуха к оболочке кабеля. В результате на поверхности металла образуются гальванические пары, что сопровождается циркуляцией тока между металлом и окружающей средой (рис. 27.1). В местах выхода токов из оболочки кабеля в грунт образуются анодные зоны, в которых и происходит разрушение оболочки.
Рис. 27.1. Почвенная коррозия:
+ анодная зона; катодная зона; 1 оболочка кабеля; 2 токи коррозии
Интенсивность коррозии зависит от степени агрессивности среды, которая характеризуется двумя параметрами: vудельным сопротивлением грунта .и химической характеристикой грунта по кислотному содержанию рН (рН это кислотное число, характеризующее число ионов водорода в единице объема грунта).
По удельному сопротивлению грунты подразделяются на три категории:
низкоагрессивные (песчаные, глинистые, каменистые)р>100 Ом-м;
среднеагресиионые (суглинистые, лесные, слабый чернозем)р = 20 100 Ом-м;
высокоагрессивные (торф, известь, чернозем, перегной, мусор) р< <1О0Ом-м.
Третья категория грунтов весьма опасна для металлических оболочек в коррозийном отношении.
По химическому содержанию (кислотному числу рН) грунты также делятся на три категории:
рН = 5 кислотные грунты,, содержащие растворы серной, азотной, соляной кислот (торф, перегной, чернозем, отходы производства и др.);
рН = 5... 10 нейтральные грунты (песок, глина, скала);
рН = 10 ... 15 щелочные грунты, содержащие растворы кальция, натрия, калия, фосфора и др. (известь, удобрения, зола и т. д.).
На рис. 27.2 показана агрессивность грунтов различных категорий. Следует иметь в виду, что различные металлы по-разному ведут себя в различных грунтах. Свинец разрушается главным образом в щелочных средах, а также в кислотных средах при потенциале выше 1,5 В. Алюминий подвержен весьма интенсивной коррозии в обеих средах. На сталь весьма агрессивно действует кислотная среда и меньше влияет щелочная.
Рис. 27.2. Подверженность коррозии различных металлов:
Iкислотный грунт; IIнейтральный; Ш щелочной
Межкристаллитная коррозия
Межкристаллитная коррозия возникает вследствие вибрации кабеля при его транспортировке на значительные расстояния, прокладке кабеля вблизи железных дорог с большим грузовым движением, на мостах автомобильных и железных дорог, а также при подвеске на опорах воздушных линий. В свинцовой оболочке кабеля при межкристаллитной коррозии появляются мелкие трещины, которые, увеличиваясь за счет продуктов коррозии, приводят к дальнейшему разрушению металла и распаду не участков оболочки.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ
Электрокоррозия это процесс разрушения металлической оболочки кабеля за счет блуждающих токов земле. Источниками блуждающих токов могут быть рельсовые пути трамвая, электрифицированных железных дорог, метрополитена, установок дистанционного питания, использующих в качестве обратного провода землю.
На электрифицированных железных дорогах и трамвайных сетях питающий ток, возвращаясь по рельсам к питающей подстанции, частично ответвляется в землю. Проходя по земле и встречая на своем пути металлическую оболочку кабеля, ток распространяется по этой оболочке (pис. 27.3), а затем сходит с оболочки в землю и рельсу, чтобы возвратиться к другомy полюсу генератора. Те участки кабеля, на которых блуждающие токи входят из земли в кабель, образуют катодную зону; участки кабеля, на которых блуждающие токи выходят из кабеля в землю, образуют анодную гону, в которой происходит разрушение оболочки кабеля.
Рис. 27.3. Схема прохождения блуждающих токов от эл. ж. д.
На междугородных кабельных линиях может применяться дистанционное питание усилительных пунктов по системе «провод земля». При этом ток, стекающий с заземлителя, частично попадает на оболочку кабеля, образуя катодную зону, а затем этот ток в другом месте стекает с оболочки в землю, образуя анодную зону.
Интенсивность электрокоррозии металлической оболочки зависит от величины тока и напряжения в ней. По действующим нормам напряжение и ток не должны превышать: UK< <0,9 В; /к<0,15 мА/дм2. При больших значениях VK и 1К требуется защита кабеля от коррозии.
На электрифицированном транспорте возможны два варианта заземления источников питания (рис. 27.4):
отрицательного потенциала; б) заземление положительного потенциала
заземление отрицательного электрода (трамвай, метрополитен, эл. ж. д.); заземление положительного электрода (пригородная железная дорога).
В первом случае однозначно известна анодная зона зона разрушения кабеля и можно осуществлять его защиту. Во втором случае анодная зона перемещается вдоль кабеля вместе с движением электропоезда. Кабель подвержен опасности разрушения на всем пути и трудно, реализовать защитные меры. Поэтому необходимо иметь заземление отрицательного электрода источников питания.
Рис. 27.4. Варианты заземления источников питания: а) заземление отрицательного потенциала; б) заземление положительного потенциала
Измерения при защите кабелей от коррозии.
Для выявления опасных анодных зон и осуществления защиты кабелей от коррозии приводится комплекс измерений: потенциалов и токов на оболочке кабеля, удельного сопротивления грунта по трассе кабеля; переходного сопротивления «кабельземля» и плотности тока, стекающего с кабеля, разности потенциалов «кабельрельс».
Важной характеристикой является создаваемая блуждающими и почвенными токами величина потенциалов на оболочке кабеля по отношению к земле. Измерение этой величины производится с помощью металлических электродов-заземлителей на бронированных кабелях в местах установки КИП, а на голых в кабельных колодцах. По данным измерений строят диаграммы распределения потенциалов вдоль трассы кабеля, выявляют анодные зоны и определяют участки, требующие защиты от коррозии (рис. 27.5).
Контрольно-измерительные пункты оборудуют на подземных кабелях для осуществления электрических измерений потенциалов блуждающих и почвенных токов, а также для контроля за состоянием изолирующих покровов кабеля без специальных раскопок котлованов и вскрытия защитных покровов. Установку КИП в зависимости от типа кабеля и условий прокладки производят на различном расстоянии друг от друга (0,6 ,2 км), обычно устройства соединительных муфт.
На кабелях в свинцовых оболочках с броней и наружным джутовым покровом (кабели типов МКСБ, КМБ и др.) установку КИП производят через 0,62 км, на кабелях с алюминиевыми оболочками, в полиэтиленовых защитных шлангах через 67 км.
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Номера колодцев
Рис. 27.5. Диаграмма распределения потенциала на кабеле вдоль трассы в местах
Кроме этого, КИП устанавливаются в местах оборудования заземлений или перемычек оболочкой и броней, предусмотренных для защиты от влияния ЛЭП, эл; ж. д., переменного тока и ударов молнии, а также в местах установки устройств защиты от коррозии. При передаче дистанционного питаниях по системе «проводземля» КИП-1 оборудуется на расстоянии 75100 м и 250300 м в. обе стороны от каждого НУП.
Применяются два типа КИП: для установки на бронированных кабелях в металлических оболочках без изолирующих покровов КИП-1 и на бронированных и небронированных кабелях в металлических оболочках пластмассовыми покрытиями КИП-2.
Рис. 27.6. Схема соединений: а) на КИП-1; б) на КИП-2
Контрольно-измерительный пункт представляет собой железобетонный столбик прямоугольного сечения с внутренней продольной трубой, через которую проходят соединительные провода. В верхней части столбик укрепляется коробка (ниша) с наружной дверкой. Внутри коробки крепится щиток из изоляционного материала с клеммами, к которым подключаются соединительные провода от оболочки и заземления. Нижняя часть столбика заканчивается двусторонним выступом, препятствующим выдергиванию столбика из земли: КИП-1 имеет щиток с двумя клеммами, а КИП-2 с пятью.
Схемы монтажа КИП-1 и 1 показаны соответственно на рис. 27.6
Защита кабелей от почвенной, электрокоррозии, межкристаллитной коррозии.
МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ
Защитные меры по коррозии оболочек кабелей связи производятся как на установках электрифицированного транспорта, так и на сооружениях связи.
На электрифицированном транспорте осуществляются следующие меры защиты:
уменьшают сопротивление рельсов путем качественной сварки стыков;
улучшают изоляцию рельсов от земли (полотно из гравия, щебня, песка);
переполюсовывают источники питания так, чтобы заземлялся минусовый электрод.
На сооружениях связи такими мерами защиты являются:
выбор трассы с менее агрессивным грунтом (песок, глина, суглинок, нежирный чернозем);
применение кабелей с герметичными полиэтиленовыми шлангами поверх металлических оболочек (обязательно для алюминия и стали);
электрический дренаж (от электрической коррозии);
катодные установки (от электрической и почвенной коррозии);
изолирующие муфты (от электрической коррозии);
протекторные установки (от почвенной коррозии);
антивибраторы амортизирующие, рессорные, подвески (от межкристаллитной коррозии).
Электрический дренаж, катодные и протекторные установки относятся к активным электрическим методам защиты, остальные к пассивным.
Электрический дренаж это отвод блуждающих токов с защищаемого кабеля посредством проводника. Дренаж подключается к кабелю в середине анодной зоны, т. е. там, где кабель имеет наибольший положительный потенциал по отношению к земле. Блуждающие токи по дренажному кабелю отводятся из оболочки защищаемого кабеля к рельсам или минусовой шине, питающей подстанции. В результате анодная зона на кабеле превращается в катодную (рис. 27.7).
"При необходимости устанавливают несколько дренажей с тем, чтобы на всем сближении кабелей связи с эл. ж. д. оболочка имела отрицательный потенциал. Такие дренажи называются прямыми электрическими дренажами. Прямой электрический дренаж имеет двустороннюю проводимость, поэтому он используется только в устойчивых анодных зонах, например при защите междугородного кабеля от блуждающих токов дистанционного питания.
Рис. 27.7. Электрический дренаж: а) принцип действия; б) потенциал на кабеле
Рис. 27.8. Схема поляризованного дренажа ПГД:
Д диод; А амперметр; R резистор; К -СУ сигнальное устройство
В зонах, где наблюдается изменение знака потенциала оболочки относительно земли, применяют дренажи односторонней проводимости, так называемые поляризованные дренажи. В дренажную цепь включается вентиль, диод или поляризованное реле, обладающее односторонней проводимостью. В результате ток течет только от оболочки кабеля к питающей станции электрифицированной железной дороги. Для кабелей связи применяются поляризованные дренажи.
Промышленность выпускается 20 типов поляризованных дренажей, но наиболее широкое применение нашли дренажи, указанные в таблице 6.8
На рис. 27.8 показана схема поляризованного дренажа ПГД
Принцип действия катодной защиты состоит, в том, что к оболочке кабеля, имеющей положительный потенциал по отношению к земле (анодная зона), присоединяют отрицательный полюс от постороннего источника постоянного тока, тем самым придавая оболочке отрицательный потенциал. Таким образом, напряжение источника тока переводит анодную на оболочке кабеля в катодную. Положительный полюс источника тока заземляют. Принцип работы катодной защиты показан на рис. 27.9.
Для катодной защиты применяются катодные станции, представляющие собой выпрямительное устройство с селеновыми выпрямителями или германиевыми диодами. Выпускаются катодные станции с встроенными выпрямителями, имеющими плавную или ступенчатую регулировку выпрямительного напряжения.
Эффективным мероприятием по защите от коррозии кабельных оболочек является применение автоматических катодных станций (например, АСКЗ-1200), обеспечивающих автоматическое поддержание защитного потенциала в заданном диапазоне.
Рис. 27.9. Катодная установка: а) принцип действия; б) потенциал на кабеле
Эффективным мероприятием по защите от коррозии кабельных оболочек является применение автоматических катодных станций (например, АСКЗ-1200), обеспечивающих автоматическое поддержание защитного потенциала в заданном диапазоне.
Принципиальная схема КС-400 показана на рис. 27.10. . Вследствие сравнительно больших эксплуатационных расходов катодные станции используются преимущественно для совместной защиты нескольких подземных сооружений и главным образом защиты от коррозии блуждающих токов.
Рис. 27.10. Принципиальная схема катодной станции
Протекторная защита, по существу, аналогична катодной защите, только в данном случае для создания отрицательного потенциала на оболочке кабеля используется не посторонний источник тока, а ток, появляющийся за счет разности электрохимических потенциалов при соединении различных металлов. Этот ток направлен от более высокого потенциала к более низкому. В результате его действия разрушению подвергается металл с более низким потенциалом.
Обычно для протекторных электродов (протекторов) используются магниевые сплавы МЛ, состоящие из магния, алюминия и цинка. Электрод представляет собой цилиндр длиной 600900 мм, диаметром 150240 мм с контактным стальным стержнем (рис. 27.11). Применяются три типа протекторов: ПМ-5У, ПМ-10У и ПМ-20У.
принцип протекторной защиты состоит в том, что катодная зона на оболочке кабеля создается в результате ее соединения изолированным проводом с заземленным протекторным электродом, имеющим более низкий электрохимический потенциал, чем потенциал заземляемой оболочки, Такой электрод является анодом, и ток с него будет стекать в землю. Оболочка кабеля при этом становится катодом, и следовательно, защищена от коррозии. Например, разность потенциала кабеля со свинцовой оболочкой и магниевого электрода составит U=2,37 (-0,126) = -2,24 В.
Протекторные электроды применяются главным образом для защиты от почвенной коррозии и устанавливаются по два-три на усилительный участок, при этом расстояние между ними и кафелем должно быть не нее 26 м, глубина закопки 0,6 - 1,8 м. Протектор включается через контрольно-испытательные пункты (КИП)
Рис. 27.11. Устройство электродной защиты:
1 соединительный проводник; 2 гидроизоляция; 3 свинец; 4 заполнитель; 5 электрод; 6 контактный стержень; 7 кабель связи
УСТРОЙСТВА ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ
Изолирующие муфты (рис. 27.11), устанавливаемые на кабеле, разрывают металлическую оболочку и тем самым уменьшают величину блуждающего тока.
Рессорную подвеску кабеля (рис. 27.12) применяют для уменьшения вредного действия вибрации при прокладке кабеля по мостам, вблизи автомобильных и железных дорог.
Кроме того, при подвеске кабелей по опорам используют резиновые или пластмассовые гасители в местах крепления кабеля.
Рис. 27.11. Изолирующая муфта:
1 сердечник; 2 оболочка; 3 изолирующая муфта
Рис. 27.12. Рессорная подвеска кабеля: 1 трубка; 2 кабель; 3 рессора
Защита металлических цистерн НУП от коррозии
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ АЛЮМИНИЕВЫХ И СТАЛЬНЫХ ОБОЛОЧЕК
Сопоставляя подверженность коррозии применяемых в настоящее время кабельных оболочек из свинца, стали и алюминия, следует отметить что наиболее стойкими .к агрессивному воздействию коррозии являются свинец, сталь и, наконец, алюминий. Сильная подверженность алюминия коррозии обусловлена тем, что он нарушается не только в анодной зоне, но и при больших катодных потенциалах. Кроме того, алюминиевые оболочки подвергаются коррозии в результате действия гальванических пар, образующихся в местах контакта оболочек со сталью, медью и свинцом.
Алюминий свободен от коррозии лишь в узком диапазоне отрицательных потенциалов(0,521,48).Свинец и сталь коррозируют лишь в анодных зонах (при потенциалах, больших, чем 0,9 В).
При сравнении различных оболочек следует также иметь в виду, что сталь весьма чувствительна к воздействию кислотных сред и ведет себя довольно стойко в щелочных средах. Свинец и алюминий подвержены коррозии в обоих случаях. Стальная гофрированная оболочка разрушается, как правило, по вершинам гофр. Исходя из изложенного, кабели связи в алюминиевых и стальных оболочках для защиты от коррозии обязательно должны иметь поверх металла герметичную полиэтиленовую оболочку, наносимую в процессе изготовления кабелей.
С целью повышения эффективности защиты дополнительно могут быть применены электрохимические методы защиты с помощью протекторов, катодной защиты, а также электрических дренажей, оборудуемых на участках действия блуждающих токов.
КОРРОЗИЯ СООРУЖЕНИЙ СВЯЗИ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ