Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца


Заключительный урок в 6-м классе

Вставай же, друг мой!

Собери в пучок лучи своего счастья,

будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы поймём нечто важное. Поздоровайтесь со мной по-тетеревиному!

— Ши!

— А как по-тетеревиному “солнце”?

— Чуф!

— Что ж, знание текста радует. Это поможет нам разобраться в теме сегодняшнего урока.

Знакомство с темой и эпиграфом

Сегодня нам предстоит понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.

М. М. Пришвин по специальности был агрономом, а значит, хорошо знал всё, связанное с растениями, ботанику. У ботаников есть термин — “разнотравье”. Он относится к цветущим лугам, где десятки разнообразных и весёлых цветов. Думается, что каждый из вас видел такой луг и легко может себе его представить. Мне кажется, что прозу М. М. Пришвина можно с полным правом назвать “разнотравьем русского языка”. К. Паустовский говорил, что “слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”.

Приглашаю вас полюбоваться словом как частью этого “цветущего луга”. Для этого выполним задания.

Задание для одной половины класса:

    Найти в тексте или вспомнить слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание для второй половины класса:

    Найти в тексте сравнения и олицетворения.

Задания выполняются одновременно, ответы заслушиваются поочерёдно. Ребята могут помогать друг другу.

— Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

(О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом.)

— Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)

Теперь вы сможете использовать эти изобразительно-выразительные средства в своих сочинениях и написать их так же интересно, как М. Пришвин. Или почти так.

Разминка

Встаньте, пожалуйста. Представьте себе, что вы берёзки, ёлочки, дубы в пришвинском лесу. Потянитесь, листочками помашите.

Давайте повторим путь Насти и Митраши. Но сначала выберем двух учеников, которые начертят нам схему этого пути. Помните сказочный камень? Что на нём было написано? А дальше знание текста и сообразительность помогут вам изобразить маршрут Насти и Митраши. На их тропах коротко напишите, что им пришлось преодолеть.

(Задание проверяется по мере выполнения и всегда приветствуется учениками.)

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные, любящие друг друга. Докажите это текстом.

— Что произошло потом?

(Дети поспорили, и каждый пошёл своей тропой. Настя по изведанной тропе, проверенной многими. Лобастый “мужичок в мешочке” избирает малоизвестную тропку.)

— Какие трудности встретились на их пути?

(Митраша из-за своей горячности и упрямства попал в болото и едва не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил.)

— Думал ли Митраша в это время о Насте?

(Конечно, думал.)

— А как вы догадались об этом? Ведь в тексте напрямую об этом не написано.

Психологи считают, что в экстремальных ситуациях выживает тот человек, который знает, что ему нельзя погибнуть, потому что где-то там мать, сестра, дочь, которые очень его любят и которых любит он.

— Вернёмся к Насте. С какими трудностями сталкивается она?

(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. Потеряла человеческий облик.)

Докажите это текстом.

— Что помогло Насте опомниться?

(Пень, который согревал всех, и змея.)

— Пень и змея — часть живой природы. И именно природа вернула Насте человеческий облик. Что сделала Настя, когда опомнилась?

(Закричала: “Братец! Митраша!”)

— А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли дети? В чём правда жизни? Кто остаётся человеком в любой жизненной ситуации?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть суровая правда жизни — вековая борьба людей за любовь.)

Сочинение-миниатюра

Темы:

1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?

2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?

Тему миниатюры ребята выбирают по желанию.

В конце урока можно прочитать несколько сочинений, они, как правило, бывают очень хорошими, и читать их — одно удовольствие.

Домашнее задание “для души”. Задумайтесь о том, как вы относитесь к маме, папе, сестре, брату. Скажите им ласковое слово. Пообщайтесь с братьями нашими меньшими.