Использование игровых приёмов в работе над стихотворением
Использование игровых приёмов в работе над стихотворением
Автор:Меттус Анна Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Описание работы.
Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Можетиспользоватьсялогопедами и воспитателями речевых групп в работе над стихотворением. Предложенные лексико-грамматические игры и упражнения способствуют активизации речи детей, а элементы драматизации помогают обыграть произведение.
Методические рекомендации.
Стихотворение сначала прочитывается педагогом, разбирается с детьми его содержание, проводятся лексико-грамматические игры и упражнения.
После этой предварительной работы проводится игра-драматизация.
Игра-драматизация по стихотворному произведению «Дождь, ветер, солнце».
Из группы детей выбирают троих, им надевают шапочки с эмблемами дождя, ветра и солнца. Один ребенок - ведущий.
Выходит дождь:
Дождь Над полянкой над лесной
Льется дождик проливной.
Выходит ветер:
Ветер Над полянкой над лесной
Дует ветер озорной.
Выходит ребенок-ведущий, подходит к ветру:
Ведущий Ветер, ветер, утихай,
Нам цветочки не ломай.
Ветер Ветер дул не утихал,
Ветер тучи разогнал.
Выходит солнце.
Солнце Светит солнышко опять -
Выходите танцевать! (обращается к сидящим детям)
Выходят в круг все дети, исполняют подвижную или хороводную игру.Дальше игра может повториться (тогда дети передают свои шапочки другим).
Лексико-грамматические игры и упражнения к стихотворению «Дождь, ветер, солнце»
1.«Назови ласково»:
Дождь-дождик, ветер-ветерок, солнце-солнышко, поляна-полянка.
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2.«Маленький - большой - большущий»:
Дождик-дождь-дождище, ветерок-ветер-ветрище, солнышко-солнце, полянка-поляна-полянище.
Цель: упражнять в подборе родственных слов, образовании существительных с суффиксами превосходного значения.
3.Подбери определение.
«Какой дождь?»: сильный, проливной, быстрый, шумный, косой, и т. д.
«Какой ветер?»: озорной, сильный, слабый, тихий, штормовой и т. д.
«Какое солнце?»: теплое, яркое, жаркое, доброе, желтое, светящее и т. д.
Цель: обогащать и активизировать словарь именами прилагательными.
4.Подбери действие.
«Что делает дождь?»: льет, идет, капает, мочит, шумит, грохочет и т. д.
«Что делает ветер?»: дует, утихает, ломает, разгоняет тучи и т. д.
«Что делает солнце?»: выходит, светит, греет, сушит земля, радует и т. д.
Цель: активизировать глагольный словарь.
5.«Скажи наоборот»:
Дождь льет - пролил, дождь идет - прошел (кончился), ветер дует - не дует (продул, кончился), ветер сильный - слабый, солнце спряталось - вышло, солнце светило - светит.
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), образовывать глаголы прошедшего времени.
6.«Доскажи словечко».
Цель: упражнять в изменении существительных по падежам, их употреблении.
Дует (что?) ветер.
Над полянкой не стало (чего?) ветра.
Мы обращались (к кому? к чему?) к ветру.
Мы довольны (кем? чем?) ветром.
Мы говорили (о ком? о чём?) о ветре.
Светит (что?) солнце.
Не стало (чего?) солнца.
Радуемся (чему?) солнцу.
Мы говорили (о чем?) о солнце
Льется (что?) дождь.
Над полянкой не стало (чего?) дождя.
Ветер разогнал (что?) тучи.
Мы говорили (о чем?) о дожде, дождевых тучах.
Литература.
Праздники и развлечения в детском саду. / Сост. С.И. Бекина, общ. ред. Э. В. Соболева.- М.: Просвещение, 1982.