Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»


Чтение истории о воскрешении Лазаря — цент­ральный, кульминационный эпизод «Преступления и наказания». Он делит роман на две части: на собственно преступление — и наказание; на дерзновение — и раскаяние, нравственное искупление; падение — и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир.

“Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества”, — говорил Достоевский. Весь замысел писателя проявлен в эпизоде чтения Библии: динамика диалога здесь равноценна динамике событий. В достаточно статичном — с точки зрения событий, движения, перемены мест — эпизоде содержится огромная движущая сила, которая приводит в равновесие сюжет, ведёт его к логической развязке. Без него «Преступление и наказание» можно трактовать как историю преступления, попросту говоря, детектив.

Таким образом, духовный текст становится ключом к пониманию композиции и психологической оправданности текста Ф. М. Достоевского. Он выполняет роль своеобразного словаря к сложному, напряжённому тексту писателя. Поэтому текст о воскрешении Лазаря необходимо анализировать наравне с самим текстом Достоевского, сопоставляя их.

Эта работа занимает, как правило, два урока, если выполняется в классе. Предпочтительнее начать работу в школе, чтобы иметь возможность проконтролировать правильность её выполнения, и закончить дома, обсудив на следующем уроке. Для этого лучше всего применить модульную технологию. Предлагаю следующий вариант формулировки задания.

1. Перечитайте эпизод из части 4, главы 4 «Преступления и наказания» — чтение Евангелия Соней и Раскольниковым.

2. Откройте Евангелие от Иоанна (11, 1–46) — эпизод об исцелении Лазаря.

3. Расположите тетрадный лист горизонтально, разделите его пополам.

4. Левую колонку озаглавьте «Евангелие от Иоанна, гл. 11, 1–46». Правую половину листа назовите: «Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”».

5. В левую колонку перепишите строфы Евангелия.

6. Найдите в тексте Достоевского соответствия каждому стиху Евангелия. Запишите эти соответствия: либо в виде цитаты, либо просто называя эпизод.

Например: