Изучение свободного использования объектов смежных прав по законодательству

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Введение

Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Понятие смежных прав было дано и в связи с тем, что большинство объектов смежных прав не могут существовать без объектов авторского права и, соответственно, производны от них.

Дело в том, что многие авторы сами не могут и не хотят исполнять свои произведения, а предоставляют это право известным музыкантам, певцам, которые в свою очередь могут передать право на запись своего выступления производителям фонограмм и право на передачу в эфир организации эфирного вещания, права которых также носят исключительный характер и подлежат защите, как и авторские права.

Актуальностью темы заключается, то что понятие смежных прав впервые появилось в 1993 г. в законе «Об авторских и смежных правах», а затем получило дальнейшее развитие в главе 71 Гражданского кодекса Российской Федерации. Со временем появлялись новые объекты смежных прав, такие, как право изготовителя базы данных и право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.

Законодатель конкретизировал содержание исключительного права по каждому из объектов смежных прав и закрепил особую форму договоров в гражданском праве - лицензионных договоров, на основании которых правообладатель мог распорядиться своим исключительным правом.

Целью данной работы является изучение свободного использования объектов смежных прав по законодательству, для достижения чего поставлены следующие задачи:

1) дать общую характеристику понятию смежных прав;

2) раскрыть понятие объектов смежных прав;

3) Выявить свободное использование объектов смежных прав;

4) Рассмотреть Гражданско-правовые меры защиты смежных прав.

Работа соответствует поставленным целям и задачам и состоит из оглавления, введения, четырех параграфов , заключения, библиографии.

§ 1. Понятие смежных прав

Смежные права являются самостоятельным институтом интеллектуальной собственности. Однако они неразрывно связаны с институтом авторских прав, ведь наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, создателей баз данных и публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами и перечисляются в ч. 1 ст. 1303 ГК РФ1.

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности2.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

§ 2. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

исполнения и постановки

фонограммы (звуковые записи)

радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)

содержание баз данных

публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав)3.

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время.  Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право4.

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

исполнения музыкальных произведений со словами и без;

спектакли;

хореографические постановки;

цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века.  Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права. Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор.

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав.

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются5.

§ 3. Свободное использование объектов смежных прав по законодательству Российской Федерации

Как и произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав в предусмотренных ГК РФ случаях могут использоваться без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и, как правило, без выплаты им вознаграждения (ст. ст. 1273,1274,1277, 1278 и 1279 ГК РФ). Присутствие в нормативно-правовых актах подобных случаев, которые имеются в законодательстве всех государств, охраняющих смежные права, и допускаются ст. 15 Римской конвенции, объясняется теми же причинами, что и наличие ограничений в правах авторов. Совершенно вполне понятно, что они установлены в интересах общества, которое заинтересовано в свободном распространении информации, развитии науки и образования. Как и любые исключения из общего правила, предусмотренные ограничения смежных прав не подлежат какому-либо расширительному толкованию. Свободное использование объектов смежных прав не должно наносить ущерба нормальному их использованию и ущемлять законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, а также авторов исполняемых или ередаваемых произведений6.

Установленные случаи свободного использования объектов смежных прав сводятся к следующему. Во-ервых, допускается свободное использование во время редачи в эфир, ередачи по кабелю, а также для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы. Данный случай использования объектов смежных прав ничем не отличается от свободного использования в аналогичных целях произведений науки, литературы и искусства. Главное состоит в том, что

целью обзора или репортажа является информирование публики о происходящих событиях, а не доведение до ее сведения исполнения, постановки, фонограммы, ередачи в эфир или по кабелю. В связи с этим в соответствующем обзоре или репортаже могут приводиться лишь отрывки, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения текущих событий7.

Во-вторых, к рассмотренному случаю близко примыкает использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, ередачи в эфир или по кабелю для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. Определение границ данного случая свободного использования объектов смежных прав зависит от правильного толкования используемых законом понятий «небольшой отрывок» и «информационная цель», которые взаимосвязаны друг с другом. Под небольшим отрывком подразумевается такая часть исполнения фонограммы или ередачи, которая является необходимой и вместе с тем достаточной для того, чтобы публика получила представление о том объекте смежного права, сведения о котором доводятся до нее путем цитирования. Установить какой-либо предельный объем цитаты хотя и заманчиво, но вряд ли возможно. Многое зависит от характера самого используемого объекта смежного права, от того, какая его часть взята в качестве цитаты, от способа ее использования и т.д.

Наряду с этим понятие «информационная цель» выступает в качестве критерия обоснованности цитирования как такового. Что такое «информационная цель», ГК РФ не раскрывает, однако уяснить это понятие помогает ст. 1274 ГК РФ, допускающая цитирование произведений науки, литературы и искусства в научных, учебных, культурных и информационных целях. Как видим, есть различие между указанными целями цитирования и рассматривается цитирование в информационных целях как его особый вид.

Однако, как бы широко или узко ни трактовать понятие «информационная цель», им в любом случае не охватывается получившая широкое распространение практика использования цитат из чужих произведений и объектов смежных прав, при которой цитаты внедряются в состав других объектов смежных прав в художественных целях. Так, например, в ередачах многих известных радиостанций постоянно звучат цитаты в виде фраз или диалогов героев известных кинофильмов, короткие отрывки из чужих исполнений, фонограмм и ередач. Подобные действия могут совершаться лишь при условии соблюдения авторских и (или) смежных прав правообладателей используемых объектов8.

Условия использования исполнения, постановки, ередачи в эфир или по кабелю, с одной стороны, и воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, с другой стороны, не совсем совпадают. Если ервая группа объектов смежных прав может использоваться заинтересованными лицами для цитирования бесплатно, то любое использование организациями эфирного и кабельного вещания экземпляров фонограммы для ередачи в эфир или по кабелю возможно только при условии выплаты вознаграждения.

В-третьих, объекты смежных прав могут использоваться любыми заинтересованными лицами в целях обучения или научного исследования. Это изъятие из сферы смежных прав является достаточно серьезным, так как не поставлено в какие-либо дополнительные рамки в отличие, например, от использования в тех же целях творческих произведений. Следует отметить, что формулировка данного случая свободного использования в российском законодательстве полностью совпадает с тем, как он описан в ст. 15 Римской конвенции.

В-четвертых, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование редачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Это достаточно обычное изъятие из сферы исключительных прав, которое уже анализировалось применительно к правам создателей творческих произведений. Воспроизведение фонограммы даже в личных целях допускается при условии выплаты вознаграждения, выражающегося в виде особой наценки на оборудование и материальные носители, используемые для такого воспроизведения (ст. 1326 ГК РФ).

В-пятых, не требуется разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или редачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной ередачи при условии:

1) предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на ередачу в эфир самой постановки, исполнения или редачи, в отношении котоы осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;

2) ее уничтожения в пределах 6-месячного срока после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с обладателями прав на запись. Но если единственный экземпляр записи имеет исключительно документальный характер, он может быть сохранен в официальных архивах.

В-шестых, свободное использование объектов смежных прав разрешено также в тех случаях, которые установлены ГК РФ в отношении произведений науки, литературы и искусства. Возможность введения во внутреннее законодательство подобных ограничений предусмотрена Римской конвенцией. Исполнение, постановка, фонограмма, ередача в эфир и по кабелю могут свободно воспроизводиться для судебных целей, использоваться во время официальных и религиозных церемоний и т.д.

Тогда, когда условия свободного использования объектов смежных прав и авторских произведений применительно к одним и тем же случаям их использования (цитирование, использование в целях обучения и т.п.) не совсем совпадают, надлежит руководствоваться правилами, закрепленными соответствующими статьями ГК РФ.

§ 4. Гражданско-правовые меры защиты смежных прав

Установленные законом смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите. В целях активизации борьбы с интеллектуальным пиратством Правительство РФ создало Комиссию по защите интеллектуальной собственности. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться9.

За нарушение смежных прав установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Учитывая рост числа нарушений смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.
В зависимости от характера нарушения обладатели смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.
Поскольку гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет право обладателям исключительных прав по своему выбору альтернативно требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.
Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом10.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законодательством, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

Заключение

Индустрия записи исполнительского искусства приобрела коммерческий размах только в XX в., уже после того, как возникло национальное законодательство об авторском праве и была разработана Бернская конвенция. По этой причине законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с правами авторов).

В ходе моего исследования было выяснено, что наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, которые и именуются смежными правами.

Важным фактом является и то, что в Российской Федерации признаются и охраняются объекты смежных прав, созданные не только в нашей стране, но и за ее пределами. При этом исполнениям, фонограммам, сообщениям передач организаций эфирного или кабельного вещания охрана предоставляется в соответствии с Римской конвенцией и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. Из этого следует, что охрана смежных прав в нашей стране соответствует международному уровню.

Так как развитие смежных прав в какой-то степени зависит от технического прогресса, можно прогнозировать, что число объектов, охраняемых с помощью смежных прав, в будущем еще больше увеличится.

Библиографическое описание источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - № 32.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".
  3. Добровольский В.С. Интеллектуальное право ч 1. : Авторское право и смежные права / В.С.Добровольский, М.К.Добровольская, К.А.Дубаренко. - СПб. : Политехн. университета, 2012. – 289 с.
  4. Коршунова Н.М. Право интеллектуальной собственности : учеб. пособие / Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили – М. : Юнити, 2012. – 254 с.
  5. Лопатин В.Н. Интеллектуальная собственность : словарь терминов и определений / В.Н. Лопатин. - М. : ИНИЦ «Патент», 2012. –150 с.
  6. Лопатина В.Н. О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в РФ в 2012 году: Аналитический доклад / В.Н. Лопатина. - М. : 2013, 659 с.
  7. Щербачева Л.В. Гражданско-правовая регламентация интеллектуальной собственности в России на современном этапе : учебник / Л.В. Щербачева – М. : Юнити, 2012. – 287 с.
  8. Объекты смежных прав [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/obekty-smezhnyx-prav/ (дата обращения : 17.11.2014).
  9. Свободное использование смежных прав [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.easyschool.ru/books/10/75/35 (дата обращения : 23.12.2014).
  10. Всероссийская организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosvois.ru/ (дата обращения : 06.01.2015).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. - № 32.

2 Лопатин В.Н. Интеллектуальная собственность : словарь терминов и определений. - М. : ИНИЦ «Патент», 2012. – С. 38.

3 Объекты смежных прав [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/obekty-smezhnyx-prav/ (дата обращения : 17.11.2014).

4 Коршунова Н.М. Право интеллектуальной собственности : учеб. пособие / Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили – М. : Юнити, 2012. – С. 67.

5 Всероссийская организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosvois.ru/ (дата обращения : 06.01.2015).

6 Добровольский В.С. Интеллектуальное право ч 1. : Авторское право и смежные права / В.С.Добровольский, М.К.Добровольская, К.А.Дубаренко. - СПб. : Политехн. университета, 2012. – С. 109.

7 Свободное использование смежных прав [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.easyschool.ru/books/10/75/35 (дата обращения : 23.12.2014).

8 Постановлении Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".

9 Лопатина В.Н. О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в РФ в 2012 году: Аналитический доклад / В.Н. Лопатина - М. : 2013. - С.126.

10 Щербачева Л.В. Гражданско-правовая регламентация интеллектуальной собственности в России на современном этапе : учебник / Л.В. Щербачева – М. : Юнити, 2012. – С.87.

Изучение свободного использования объектов смежных прав по законодательству