Опытно-практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические основы развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика ……..……….6

1.2 Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………14

1.3Виды музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………18

Глава 2. Опытно-практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей

у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

2.1. Диагностика уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..25

2.2 Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей………………………………………………………………………..32

2.3 Оценка эффективности развития музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр………………………………………………………………………………….40

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы………………………………………………………………………..49

Приложение

Введение

Среди многих, различных видов искусства ,музыка по праву занимает особое место ,так как, именно ее целью является формирование художественного эстетического, и всестороннего развития человека. Палитра музыки многообразна ,все что нельзя описать словами ,находит свое отражение в музыке .Само понимание музыкального искусства .как целостного духовного мира, дает ребенку представление о действительности, закономерности музыки ,и направлено на формирование музыкально-сенсорных способностей, знание ,и понимание которых, по сей день остается актуально в музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание это- целенаправленное и систематическое развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание является одним из важнейших средств формирования личности ребенка. Оно, осуществляемое в дошкольных учреждениях через хор. пение, игру на инструментах, слушание музыки и муз. грамоту, способствует формированию мировоззрения, художеств. взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств. Также нельзя упускать такое понятие, как развитие музыкально-сенсорных способностей .Под самими музыкальными способностями понимается, не только качество восприятия .которое позволяет ребенку различать отдельных компоненты музыкальных звуков ,таких как: высоту силу длительность и тембр ,но и то ,что в структуру этих способностей входит качество ,так называемого активного слушания , музицирования и ознакомление детей с различными музыкальными эталонами.

Проблема развития музыкально сенсорных способностей детей, приобретает в настоящее время особую актуальность. Л.С Выготским и А.Л Леонтьевым была выделена идея «педагогики способностей» ,которая включала в себя различные педагогические методы обучения и воспитания детей , способности которых существенно выделялись.Будь то способности к музыке,рисованию,танцам.Ведь любые способности таланты ребенка по-своему уникальны,и несомненно, должны быть развитыми.

Значение использования музыки в развитии ребенка ,и формирование музыкально-сенсорных способностей,трудно переоценить Музыка, как и другие виды искусства развивает «всеобщую универсальную способность человека, которая будучи достаточно развитой ,реализуется в любой сфере деятельности и познания» (Э.В Ильенков ,1984.)

Теории о развитии музыкально-сенсорных способностей были посвящены труды таких великих людей как Н, А, Ветлугина, Л. Н. Комисарова, И. Л. Дзержинская, А. В, А. П. Усова, Н. Г. Кононова.

Несмотря на всю важность развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников, и разработанность теоретических положений в данной области науки, на сегодняшний день задачи по развитию музыкально-сенсорных способностей остались не решенными ,в дошкольных учреждениях. Проанализировав имеющуюся литературу по данной теме,можно сделать вывод ,что из-за неразработанности методов и приемов внимания музыкально сенсорным способностям не уделяется в должной мере.

Важным средством развития музыкально-сенсорных способностей детей, является непосредственное использование игр.Ведь игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста на протяжении всего обучения в дошкольном образовательном учреждении. Основная задача игр - в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры,и вызвать интерес к данной области.А так как они доступны для детского сознания,то вызывают у детей желание и интерес участвовать в них.В итоге эти не только получают необходимые имя знания ,умения и навыки ,но и учатся любить ценить и понимать музыку.

Для того,чтобы игры вызывали желание у детей принимать активное участие в них, они в первую очередь, должны быть оформлены очень красочно, отличаться своей оригинальностью и разнообразием. Только в этом случае, задачи, стоящие перед игрой, такие как: развитие слухового восприятия ,тактильного восприятия, внимания ,эмоционально волевой сферы, памяти ,мышления, координации движений, свойства голоса, воспитание общей музыкальной речевой двигательной культуры и другие ,будут выполняться в полной мере.

Актуальной проблемой является выявление эффективности методов развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей старшего дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Анализ специально педагогической литературы ,показывает, что из всех музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей самым сложным являются игры на развитие звуковысотного слуха.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление и разработка эффективных методов развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Объектом является развитие музыкально сенсорных способностей детей дошкольного возраста.

Предметом являются музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-сенсорных способностей.

Задачи в процессе написания работы были поставлены и решались следующим образом.

1.Изучение теоретических аспектов развития музыкально-сенсорных способностей детей в дошкольном возрасте.

2. Определение воздействия музыкально-дидактических игр еа развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

3.Разработка и применение системы музыкально дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей и выявление ее эффективности на практике.

Методы исследования:

-изучение и анализ психолого-пе6дагогической и методической литературы;

-наблюдение, беседы, анализ музыкально-игровой деятельности;

-проведение опытно-практической работы, содержанием которой является развитие у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения,2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика.

В развитии способностей большую роль играет сам человек. Можно найти много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Задатки в свою очередь – это врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития». [13,стр,61]

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество приобретения этого фонда. Таким образом, музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент. Необходимо учитывать и то, насколько быстро и легко, по сравнению с другими, он приобрел их. .[5,стр,30]

Специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувства ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Музыкальная способность формируется в активной деятельности музыкального слуха. Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б. В. Асафьев. По его мнению, слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта – воспитывать и развивать слуховую деятельность. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие “музыкальность”. А музыкальность, это “комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности”.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Таких как: Ладовое чувство (музыкальный слух), музыкально-слуховые представления(музыкальная память) и музыкально-ритмическое чувство они составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. [17,стр,31]

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

“Активное запоминание слуховых представлений делает участие двигательных моментов особенно существенным” - отмечает Б.М.Теплов.

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Музыкально-ритмическое чувство - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. [6,стр,61]

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. [10, стр,45]

Тембровый и динамический слух.

Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.[3,стр,61]Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 2-3 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Также, на развитие специальных музыкальных способностей оказывает влияние творческие способности.Под детским музыкальным творчеством понимается способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивной. Последняя характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания. Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству. Методически целесообразны и полезны приемы творческих заданий, направленные на развитие музыкальных способностей. Например, развитие чувства лада, музыкально-слуховых представлений происходит во время вопроса педагога и ответа, сочиненного детьми, чувства формы - во время импровизации ответной фразы. Для развития музыкального восприятия применяют прием оркестровки музыкальных произведений. Этот прием используется не столько для обучения детей навыком игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Подобная деятельность может содействовать творческим стремлениям детей. [5,стр,34]

В одной из своих из своих работ Б. М. Теплов дает анализ проблемы развития восприятия и творчества. Он подчеркивает, что эстетическое воспитание в детстве не может быть полноценным, если ограничиться развитием лишь восприятия ребенка. Творческая деятельность свойственна детям, но она совершенно неравномерно представлена в различных видах художественной деятельности детей. Проведя сравнительную характеристику состояния этого вопроса применительно к изобразительной, литературной и музыкальной деятельности детей, Б. М. Теплов отмечает следующее: в первой из них дети занимаются творчеством, но у них слабо развито восприятие художественных картин; во второй на достаточном уровне и словесное творчество детей, и качество их восприятия; в третьей уделяется внимание развитию музыкального восприятия, творчество же детей лишь исполнительское. Вместе с тем нельзя ограничиваться одним обучением. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способность у детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-сенсорные способности существуют у всех детей. У каждого ребенка есть те или иные задатки к музыке или в к любому другому виду деятельности, т.е. способности. Но стоит помнить, что развитие их в полной мере зависит от педагогов.

1.2 Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д.

Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитие ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, целостностью и непосредственностью. В восприятии музыки имеют место общие и специальные группы сенсорных процессов. Первые из них характеризуются целостностью восприятия. При этом средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях. Вторые – объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики. Существует также сенсорная способность вслушивания в музыкальную ткань, узнавания свойств музыкальных звуков и сравнения их по сходству и контрасту.

Правильное уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Прежде всего, следует дать характеристику психологической природы сенсорного развития ребенка

Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Оно предполагает задачи: формировать слуховое внимание детей; приучать их вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания; улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания; развивать музыкально – сенсорные способности. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание развития музыкально-сенсорных способностей предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Основное требование развития музыкально-сенсорных способностей – практическое обучение навыкам восприятия, способам действий, активизирующим слуховое внимание. Организация первоначального сенсорного опыта нуждается в создании моделей свойств музыкальных звуков, так как понятия о них слишком сложны для дошкольников. Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, „вещественными”. Моделирование происходит путем использования музыкально–дидактических пособий, игр, игрушек, побуждающих детей к музыкальной самостоятельности. На этой основе детям напоминаются или вновь сообщаются обозначения различных свойств музыкальных звуков. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе и подводит детей к самостоятельным обобщениям. Внешнее моделирование помогает возникновению первых самостоятельных обобщений, которые в дальнейшем все более осознаются уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики: пения, слушания, движения, игры на музыкальных инструментах.

И.Л Дзержинская с своих совместных работах с Н.А Ветлугиной пишет ,что намечается программа музыкального сенсорного воспитания, которая предполагает развитие не только музыкальной сенсорики на занятиях, но и самостоятельное развитие ,и деятельность ребенка. Можно сделать вывод о том, что необходимость формирования восприятия отдельных свойств музыкальных звуков очень высока, также говориться о том, что с помощью этого возможно повысить культуру музыкального восприятия .Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в музыке ,и в ее особенностях ,как в виде искусства. Стоит заметить, что уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Необходимо подчеркнуть то, что между развитием восприятия ребенка ,и сенсорным развитием имеется очень тесная взаимосвязь. Процесс формирования детского восприятия проходит длинный и сложный путь развития, причем, сам процесс протекает не спонтанно, а путем обучения познанию окружающей действительности. [12,стр,67]

Формируя способность восприятия, необходимо одновременно развивать у детей умения выражать свои впечатления ,эмоции, это все связано с обогащением детской речи ,и повышением словарного запаса. Стоит заметить ,что формирование представлений ,закрепленных словах является очень важным фактором развития детей. Как уже было сказано ,формирование музыкальных представлений тесно связано с восприятием. Музыкально сенсорное развитие наиболее успешно и благоприятно происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной организации приводит к активизации и развитии музыкальных переживаний ребенка.Важно знать, что под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, то есть:

-различение свойств музыкальных звуков;

-различение их выразительности соотношений;

-качество обследования музыкальных явлений.

Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Сенсорное воспитание предполагает задачи: формирование слухового внимания детей ,приучение детей ,к вслушиванию в разнообразные звукосочетания, улавливание смены контрастных и сходных звуков, и обучение способам обследования музыкального звучания. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Само содержание музыкального опыта предусматривает воспитание у детей восприимчивости ,любви к музыке ,и интереса, формирует эмоциональную отзывчивость, и приобщает к различным видам музыкальной деятельности ,что позволяет развивать музыкальность ребенка, и его творческие способности. [7,стр,19]

Первоначальный сенсорный опыт предполагает создание моделей свойств музыкальных звуков, так как сами понятия слишком сложны для восприятия дошкольников. Стоит помнить, что практическое обучение навыкам восприятия способов вслушивания в музыкальное звучание удается только в том случае, если они становятся наглядными. Моделирование происходит путем применения музыкально дидактических игр, игрушек ,пособий, которые побуждают детей с самостоятельной музыкальной деятельности На этой основе детям напоминают или же заново сообщаются обозначение различных свойств музыки. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе ,и подводит детей к самостоятельным обобщениям, которые в дальнейшем все больше и больше осознаются ребенком ,но уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики то есть: слушания музыки ,пения, движения, и игре на музыкальных инструментах. Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель, роль, музыкально-сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста, это- практическое обучение навыкам, умениям, и способам действий ,активизирующим слуховое внимание.

1.3 Виды музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Как уже говорилось ранее, использование музыкально дидактических игр позволяет в простой форме , дать представление о музыке , ее выразительных возможностях, научить различать чувства, которые композитор хотел передать в музыкальном произведении. Благодаря применению музыкально дидактических игр у дошкольников более активнее развиваются музыкально сенсорные способности, общие музыкальные способности и возникает интерес к музыке. [10,стр,165] Дидактические игры часто применяли в целях сенсорного воспитания детей. Стоит заметить что большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И Радиной, Б.И Хачапуридзе,и Ф.Н Блехер.Но, к сожалению, как отметил в свое время А.В Запорожец ,эти игры использовались без тесной связи с другими основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей. Истории известно ,что в конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха).Она выделяет три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные.

Музыкально дидактические игры ,используемые в процессе пения помогают обучить детей ,петь непринужденно ,выразительно ,работать над дыханием ,и удерживать его до конца фразы в песне. В детском саду дети поют песни самого различного характера. Со временем дети начинают осознавать что разные песни ,надо исполнять по- разному: одни –протяжно, а другие- легко ,напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами детей или с солистом оказывает в это существенную помощь. Чтобы закрепить знакомую песню у детей ,можно использовать игру «Волшебный волчок»,которую возможно проводить в нескольких вариантах: дети могут определять песню по вступлению ,или припеву, или же узнать песню ,сыгранную на металлофоне или аккордеоне. Ценность этой игры в том, что дети закрепляют представление о музыкальных инструментах. Естественно лучше ,если эту игру проводит не музыкальный руководитель, а воспитатель, в это случае игру можно проводить в любое свободное время тем самым развивая музыкальные способности детей.

Рассмотрим знакомую всем игру «Чудесный мешочек» ,в этот мешочек могут спрятаться игрушки которые «пришли» на занятие. Звучат знакомые детям мелодии : «зайчик» М.Старокомсого или же «Медвежата» М.Красева.Дети узнаю мелодии, и игрушки достаются из мешочка. Игрушки «приветствуют детей».Такая игровая форма очень нравится детям и удобна для воспитателя, ведь можно использовать совершенно любые игрушки животных ,но главным является подбор мелодий, они должны быть знакомы детям, постепенно благодаря таким играм ,дети приобщаются к умению вслушиваться и распознавать уже знакомые им произведения. Чтобы закрепить пройденный материал в разделе слушания музыки ,в старших группах можно уже использовать такие дидактические игры как «Найди нужную иллюстрацию». Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они ,своей привлекательностью и выразительность ,доступны детям всех возрастов. Эти мелодии: «Лиса по лесу ходила»,«Чики-чики-чикалочки» ,игровые песни младших дошкольников такие как, «петушок» очень нравятся детям ,и помогают разнообразить содержание многих дидактических игр. В работе ДОУ, используются музыкально дидактические игры, при помощи которых, моделируют, звуковысотные, тембровые, и другие свойства музыкальных звуков. Они играют очень важную роль в структуре музыкальности, именно поэтому стоит уделить особое внимание ,и применять эти игры лишь по необходимости, для знакомства с выразительными возможностями музыкальных средств ,и закрепления представлений о динамике и тембре.

Ниже представлены виды музыкально дидактических игр используемых для развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста;

Игры на определение характера музыки

«Выбери карточку»

Игровой материал: карточки с изображением улыбающегося и грустного человечка(по количеству детей)

Ход игры: Звучит музыкальное произведение. Один или двое детей выбирают нужные картинки и рассказывают об услышанной музыке. А остальные дети могут оценивать. Если ответ правильный – аплодисменты, если не правильный – то дети молчат. Если в игре выбирается двое детей, то выигрывает тот, кто больше наберёт карточек, соответствующих характеру звучания музыки.

«День рождения»

Игровой материал: Мягкие небольшие игрушки (кукла, петрушка, воробей, гусь, козлик др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры.Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот же кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Педагог исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - гость с подарком и дарит его Зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомый детям.

Эту игру можно провести с детьми младшего дошкольного возраста, а также с детьми старшего возраста.

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Музыкальные лесенки»

Игровой материал: Четыре комплекта карточек - с обеих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В один комплект входят 12 карточек (6пар). Каждая пара состоит из карточки на которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4 ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма. 
Ход игры: Играют от 3-х до 7 детей, один – ведущий. Ведущий делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточку с кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего, у кого есть такая лесенка, отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки. 


«Бубенчики»
Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма

Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке.

Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.


«Лесенка-чудесенка»
Игровой материал: Лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.

Ход игры: Воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)

« Учёный кузнечик»

Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.

Игры на развитие чувства ритма.

«Весёлый поезд»

Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.
Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

« Наше путешествие»

Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

«Учитесь танцевать»

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

Игры на различие тембровой окраски.

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

« Колобок»
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. 

Игры на восприятие музыки.

«Наши песни»

Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Весело-грустно»
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная,грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем–грустным.Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

Следовательно, использование музыкально-дидактических игр, развивает у детей старшего дошкольного возраста интерес, вызывает самостоятельность, и активность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер, побуждает детей старшего дошкольного возраста проявлять свои индивидуальность и развивать музыкальные задатки. Если в процессе музыкальной деятельности у всех детей ,будут развиты музыкально сенсорные способности, то это не пройдет бесследно, для их последующего музыкального развития.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Диагностика уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Опытно-практическая работа проводилась на базе ГБОУ СОШ №2103 СП №1141 в течении 2014-2015 учебного года в подготовительной к школе группе №7.В опытно практической работе принимало участие 15 детей.

Список детей:

  1. Азизбек.А (6 лет)
  2. Ева.Б(6 лет)
  3. Полина.В(6 лет)
  4. Оля.Г (6 лет)
  5. Руслан.К (7 лет)
  6. Соня.К (6 лет)
  7. Максим.Л (6 лет)
  8. Дима.П (6 лет)
  9. Стас.П (6 лет)
  10. Леня.П (6 лет)
  11. Саша.Т (6 лет)
  12. Марина.Е (6 лет)
  13. Алан.Э (6 лет)
  14. Ален.Э (6 лет)
  15. Полина.Ш (6 лет)

Опытно-практическая работа состоит из трех этапов

  1. Констатирующий
  2. Формирующий
  3. Контрольный

Целью данной опытно-практической работы было создание системы музыкально дидактических игр по развитию музыкально-сенсорных способностей. С целью изучения развития музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилась диагностика в начале учебного года. В основу данной диагностики легла методика Н.Г Кононовой «музыкально дидактические игры для дошкольников». Она включала в себя музыкально-дидактические игры разного уровня сложности. Результаты диагностики показали, что наибольшая трудность возникает у детей в определении высоты звуков, т.е возникает проблема недостаточно развитого музыкального слуха. Музыкально-дидактические игры были подобраны для того, чтобы выявить уровень развития музыкально сенсорных способностей.

Для диагностики было выбрано по одной музыкально-дидактической игре на каждую музыкально сенсорную способность.

Нами выбирались такие игры, в которых можно было сравнительно легко оценить индивидуальный уровень музыкально сенсорного развития каждого ребенка

На первом, констатирующем этапе были проведены следующие музыкально-дидактические игры:

  1. «Выбери карточку»

Цель: развитие тембрового и динамического слуха.

Игровой материал: карточки с изображением улыбающегося и грустного человечка (по количеству детей).

Ход игры: Звучит музыкальное произведение. Один или двое детей выбирают нужные картинки и рассказывают об услышанной музыке. А остальные дети могут оценивать. Если ответ правильный – аплодисменты, если не правильный – то дети молчат. Если в игре выбирается двое детей, то выигрывает тот, кто больше наберёт карточек, соответствующих характеру звучания музыки.

2.«Бубенчики»

Цель: развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма.


Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке.

Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.

3.«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель: развитие ритмического слуха.

Игровой материал: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 10.

Ход игры: В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем педагог показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой.

  1. «Музыкальные загадки»

Цель: развитие тембрового слуха

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Проведенный этап диагностики со старшими дошкольниками показал довольно удовлетворительный уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических игр,однако действия детей имели существеннее недочеты, дети часто путались, во время игр на развитие звуковысотного слуха. Из всего этого следует, что данная музыкальная способность у детей данной группы развита довольно слабо. На основании проведенного этапа диагностики можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкально–сенсорных способностей

Критерии оценки были следующими:5(отлично высокий уровень),ребенок быстро и безошибочно справляется с игрой; оценка 4(хорошо средний уровень) ставилось ,когда ребенок делал незначительные ошибки или долго вникал в содержание игры; оценка3(удовлетворительно низкий уровень) ставилось когда ошибки были, но ребенок после нескольких повторений давал правильный ответ ,или если его реакция была слишком медленной.

Результат опытно практической работы представлен в таблице №1 и диаграмме №1

Данные обследования музыкально-сенсорных способностей детей подготовительной к школе группы

Имя ребенка

Динамический слух

Звуковысотный слух

Тембровый слух

Ритмический слух

Уровень развития

Азизбек.А

5

3

4

4

средний

Ева.Б

5

5

5

5

высокий

Полина.В

5

3

5

3

средний

Оля.Г

5

3

5

5

средний

Руслан.К

5

5

5

4

удовлетворительный

Соня.К

5

4

4

4

средний

Максим.Л

4

3

4

3

средний

Дима.П

4

4

4

4

средний

Стас.П

5

3

3

4

удовлетворительный

Леонид.П

4

3

4

4

средний

Саша.Т

5

5

3

4

средний

Марина.Е

3

5

5

4

высокий

Алан.Э

4

3

5

4

удовлетворительный

Ален.Э

4

4

5

4

удовлетворительный

Полина.Ш

4

4

4

4

удовлетворительный

Игры были подобраны интересно и в доступной форме. Они позволяли детям самостоятельно упражняться в усвоении способов музыкально-сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. Но для музыкально-сенсорной практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием, различием музыкальных инструментов и высоты звучания музыки. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей, которая несомненно важна не только для их общего развития, но и для развития музыкально сенсорных способностей.

2.2 Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей

Также был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который проводился в виде игр, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкально-сенсорных способностей . Во время игр этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Итак, на втором формирующем этапе были проведены следующие музыкально-дидактические игры :

1.«Лесенка»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз, пианино

Ход игры: В гости к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков – фа, ля, до2,на пианино После проигрывания каждого имени дети ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина – на нижнюю, Таня - на среднюю, Маша – на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются в разной последовательности, после чего ребята определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и в каком порядке.

После того как дети закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, педагог рассказывает детям о том, что матрешки для них приготовили концерт.

Взрослый говорит: «На концерте они будут петь втроем, вдвоем, по одной, а вы, дети, должны будете определить, сколько матрешек поет». Определяя сколько матрешек поет, дети знакомятся с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о достаточном развитии звуковысотного слуха. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

2. «Кто как поет»

Цель. развитие тембрового слуха

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Ход игры: дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынишка – тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре , называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор и называя высоту того как поет семья. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Музыкальный репертуар. «Кто поет» Г. Левкодимова.

Во время проведения музыкально-дидактической игры дети успешно и точно выполняли требования заданий, но возникали несущественные трудности. Позже были частные просьбы проведения этой игры вновь,дети высказывали желание усложнить игру.

3.« Веселый ансамбль»

Цель:Развитие звуковысотного слуха

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, колокольчики, маракасы.
Ход игры: Дети сидят полукругом ,на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают какие звуки были исполнены на этом музыкальном инструменте, а потом каждый из детей под руководством педагога пытается сыграть тот или другой звук.

Дети успешно и точно выполняли требования заданий, недочеты встречались,но весьма редко ,что свидетельствует о хорошем развитии звуковысотного слуха. Детям понравилась данная игра, были частые просьбы провести ее вновь.

4.«Громко – тихо»

Цель. Развитие динамического слуха.

Игровой материал: карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бордового цвета – громкому звучанию музыки.

Ход игры. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого звучания первой части к тихому второй и громкому – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей может быть использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Во время проведения музыкально-дидактической игры "Громко-тихо" у детей были обнаружены следующие трудности с выполнением заданий: возникало несоответствие между выбранными по цвету карточками и звучащей громкостью музыкального произведения. Во время повторения данной игры несколько раз в течении практики дети освоили игру, разногласия между выбором цветовой карточки и громкостью музыкального произведения более не возникало. Детям импонирует эта игра, что свидетельствует об их желании развиваться в музыкальной деятельности.

5.“Кот и мыши”

Цель. Развитие тембрового слуха.

Ход игры.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Дети успешно и точно выполняли игру, но она показалась им слишком легкой. Что свидетельствует о достаточном развитии тембрового слуха.

6.«Принц и Принцесса».

Цель: Развитие динамического слуха

Игровой материал: Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова, Бантик.

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, но некоторые допускали довольно существенные ошибки, и подглядывали. В целом, игра очень понравилась детям. Были частные просьбы поиграть в нее вновь.

7.Угадай колокольчик. 
Цель. закрепление звуковысотного слуха.

Игровой материал: колокольчики различной тональности, по количеству детей,ширма.

Ход игры: Игра может иметь несколько вариантов.
- Детям раздаются колокольчики в наборе. Водящий звонит в колокольчик за ширмой, а участники игры должны ответить ему, выбрав соответствующий колокольчик из собственного набора.


-Каждому участнику игры выдаётся один колокольчик. Водящий звонит – и ему отвечает тот игрок, у которого соответствующий звук.

Во время проведения музыкально-дидактической игры «Угадай колокольчик» трудностей у детей не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о высоком развитии звуковысотного слуха у некоторых детей. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

8.Весёлые игрушки. 
Цель:Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры:В этой игре педагог напоминает детям о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом. Цыплёнка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигрёнка и бычка – низким, грудным. Дети пытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок. 


Хочешь научиться пенью? 
Ты, дружок, имей терпенье — 
Вместе с нами голоси: 
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си». 
Станешь краше и сильнее, 
Здоровее, веселее! 
Ты к ним прислушаться спеши! 
В музыке лишь три регистра 
Есть: высокий, средний, низкий. 
Мой природный голосок, 
Он не низок, не высок. 
Я им песенки пою 
Или просто говорю. 
У цыпленка голос тонок, 
Высоко поет цыпленок. 
И тигренок не молчит — 
Низким голосом рычит: 
«Рррр». 
А бычок мычит упрямо — 
Просит молока у мамы, 
Толстым голосом поет 
Терпеливо маму ждет: 
«Мууууу»! 
Высоко щебечут птицы. 
Светит солнце высоко. 
Будем песни петь учиться 
Быстро, весело, легко. 
А игрушки нам помогут: 
Будем с ними голосить — 
Наши песенки учить. 

Во время проведения музыкально-дидактической игры «Весёлые игрушки» трудностей не возникало.Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о сохранности знаний о музыкальных регистрах и готовности детей к самостоятельным действиям с применением полученных знаний от музыкального руководителя. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

9.«Музыкальные стульчики».

Цель: Развитие ритмического слуха.

Игровой материал: стулья ,музыкальные инструменты по количеству детей

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о довольно хорошо развитом уровне развития ритмического слуха. Позже дети самостоятельно использовали эту игру в свободное от занятий время.

 10.«Игра с инструментами».

 

Цель:Развивать ритмический слух и внимание.

Игровой материал: стулья ,музыкальные инструменты по количеству детей

Ход игры:Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках  у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает  игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем  ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.

 Во время проведения музыкально-дидактической игры возникали небольшие трудности .Не все дети понимали то что требуется от них, но в целом ,игра им понравилась. Позже дети самостоятельно использовали эту игру в свободное от занятий время, уточняя у педагога правильность выполнения действий.

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактической игры дети переносили их в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно с этим происходило знакомство детей со следующей игрой.

Процесс освоения музыкально-дидактический игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства восприятия музыки и игр;

- при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания в играх с большим желанием. Разнообразие и усложнение игр в какой-то степени способствовал еще большему,и полноценному развитию музыкально сенсорных способностей.

2.3 Оценка эффективности развития музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр

После завершения формирующего этапа, мною были проведены игры для главного-контрольного этапа опытно-практической работы. Музыкально-дидактические игры данного этапа также были направлены на развитие музыкально-сенсорных способностей.

На констатирующем этапе опытно-практической работы были проведены такие игры как: «Выбери карточку», «Бубенчики», «Простучи столько раз, сколько точек на карточке» , «Музыкальные загадки».Результативность которых была проверена на контрольном этапе.

.

Критерии исследования оставались те же.

После проведения игр на контрольном этапе, уровень развития музыкально-сенсорных способностей существенно увеличился.

Что было показано в диаграмме №2 , в таблице №2 и в гистограмме №2.

Имя ребенка

Тембровый слух

Звуковысотный слух

Динамический слух

Ритмический слух

Уровень развития музыкально сенсорных способностей

Азизбек.А

5

5

5

4

средний

Ева.Б

5

5

5

4

средний

Полина.В

5

5

4

5

средний

Оля.Г

5

4

4

4

средний

Руслан.К

5

5

4

4

удовлетворительный

Соня.К

5

5

5

4

высокий

Максим.Л

4

4

4

3

средний

Дима.П

4

3

3

5

средний

Стас.П

5

4

4

5

удовлетворительный

Леонид.П

4

4

5

4

средний

Саша.Т

5

5

4

4

средний

Марина.Е

3

4

4

5

средний

Алан.Э

4

5

4

4

высокий

Ален.Э

4

5

4

3

высокий

Полина.Ш

3

5

5

4

удовлетворительный

На основе всего выше перечисленного можно смело сделать вывод, о том ,что музыкально дидактические игры ,являются очень ценными и эффективными ,ибо они открывают перед ребенком не только новые знания ,и пути применения эти знаний в своей жизни, но и развивают все музыкально-сенсорные способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема формирования музыкально-сенсорных способностей дошкольников остается малоизученной. 

Всем известно, что в доступной игровой форме у детей развиваются

музыкальные способности. Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом,это изучалось такими учеными как ДзержинскаяИ.Л,Ветлугина Н.А,Кононова Н.Г,Теплов Б.М.
В связи с этим нами была выбрана и изучена тема выпускной работы «Музыкально дидактические игры, как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста». При изучении теоретических аспектов были рассмотрены вопросы музыкально-дидактической игры, ее роль в развитии детей дошкольного возраста, значение развития музыкально-сенсорных способностей, их характеристика, виды музыкально-дидактической игры для развития музыкально-сенсорных способностей, и роль музыкально-дидактической игры в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Применение на занятиях музыкальных дидактических игр, создание игровых ситуаций, в конечном итоге приводит к возникновению интереса у детей к музыке, способствует быстрому усвоению музыкального материала и развивает музыкальные способности детей. Изученные теоретические аспекты позволили говорить о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
В опытно-практической части была проведена диагностика, музыкально - сенсорных способностей по тембровому, динамическому, звуковысотному и ритмическому слуху, на основе игр Н.Г Кононовой ,в ходе которого выяснилось, что данные разновидности музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста низко сформированы, дети имеют слабое представление о, тональности и видах музыкальных инструментах. В тоже время, звуковысотный слух находится на удовлетворительном уровне.
Рассмотрев теоретические предпосылки коррекции музыкально-сенсорных способностей, нами была проведена серия игр Кононовой Н. Г а именно, следующие музыкально дидактические игры: «Выбери карточку»,«Бубенчики», «Простучи столько раз, сколько точек на карточке», «Музыкальные загадки», «Весело-грустно», «Лесенка», «Кто как поет», « Веселый ансамбль», и собственные игры, такие как: «Звериный ансамбль»

(усложнение игры «Веселый ансамбль»).
Основным направлениями музыкально-дидактических игр следует считать: развитие звуковысотного ,тембрового и динамического слуха и в целом всех музыкально сенсорных способностей

В ходе проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1.Изучены теоретические аспекты развития музыкально-сенсорных способностей детей в дошкольном возрасте.
2. Определены воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
3. Применена система музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей и выявлена ее эффективность на практике.

Таким образом, цель дипломной работы достигнута: выявлены и разработаны эффективные методы развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Можно сделать вывод, о том, что музыкально-дидактические игры, являются ценным и эффективным способом развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста, так как они открывают перед ребенком не только новые знания, но и пути применения эти знаний в своей жизни.

На основе этого можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы была достигнута.