ПРОКЛАДКА КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

ЛЕКЦИЯ 9,10. ПРОКЛАДКА КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Подготовительные работы.

Разработка подготовительных мероприятии. В процессе подготовки к строительству изучается проектная документация и трасса линии в натуре. При этом особое внимание обращают на речные переходы, пересечения с шоссейными и железными дорогами, прокладку кабеля по мостам, дамбам, в тоннелях, по обочинам дорог, в болотах, на скальных и горных участках, в населенных пунктах и. Одновременно уточняются места расположения кабельных площадок, состояние дорог вдоль трассы и возможность подъезда к пунктам разгрузки кабеля, места расположения строительных подразделений (прорабских участков, механизированных колонн и др.), стоянок для транспорта жилых и бытовых фургонов, условия обеспечения работающих питанием; водой, культурно-бытовым и необходимым санитарно-медицинским i обслуживанием.

Проект производства работ. По результатам изучения проектной документации и ознакомления с трассой в натуре составляется проект производства работ (ППР), в котором исходят из объема работ и срок окончания, отражаются следующие основные вопросы; состав и число механизированных колонн; количество автотранспорта; материально-техническое обеспечение; потребность в измерительной аппаратуре, инструменте, нетиповых конструкциях; потребность в рабочей силе; состав производственных подразделений и их размещение.

Организация производственных подразделений. Для выполнения отдельных видов работ в составе строительных организаций (СМУ — строительно-монтажных управлений, ПМК — передвижных механизированных колонн, СМП — строительно-монтажных поездов и т. п.) создаются производственные подразделения: строительно-монтажные участки; бригады по проверке и подготовке кабеля на кабельных площадках; механизированные колонны; бригады по разработке траншей и прокладке кабеля вручную; бригады по устройству переходов через шоссейные и железные дороги; бригады по устройству телефонной канализации и смотровых устройств; группы разбивки трассы и фиксации; монтажно-измерительные колонны.

Подготовка кабелей к прокладке, группирование строительных длин.

ПОДГОТОВКА КАБЕЛЯ ПРОКЛАДКЕ

Размещение кабельных площадок.

Кабельные площадки размещаются, возможности, ближе к трассе через 15—20 км. Площадка должна быть ровной, сухой в период таяния снега, разлива рек, осенних дождей и т. п., не должна заливаться водой. Размеры площадок определяются исходя числа барабанов, которые размещаются таким образом, чтобы имелась возможность производить измерения и испытания, а также погрузку и вывозку их на трассу без перекатки. площадки оборудуются противопожарными средствами: огнетушителями, ящиками с песком, бочками с водой т. п.

При транспортировке кабеля в кузове машины барабаны укрепляются постоянным и съемным упорами, коше после погрузки барабанов скрепляются продольными брусьями (рис. 7.24).

Испытания кабелей. Все строительные длины кабеля, поступившие на кабельную площадку, перед вывозкой на трассу подвергаются полной или частичной проверке.

При полной проверке производятся: внешний осмотр барабанов; испытание на герметичность; измерение электрического сопротивления изоляции изолирующих шланговых покровов (оболочка-броня); испытание электрической прочности и измерение сопротивления изоляции жил; проверка целостности жил и экранов.

При частичной проверке производятся внешний осмотр барабанов, испытание на герметичность оболочки и измерение изоляции «оболочка — броня» в кабелях со шланговыми покровами.

Рис. 9.1. Укрепление барабанов на автомашине: а) одного; б) двух;

1 — постоянный упор; 2 — съемный упор; 3 — продольные брусья

Кабели, поступившие на площадки без избыточного давления, а также имеющие вмятины, пережимы, обломанные концы и другие внешние дефекты, подвергаются полной проверке. После измерений и испытаний все строительные длины устанавливаются под избыточное давление 90—ПО кПа (0,9—1,1 кгс/см2). Результаты проверки кабеля на площадке фиксируются в протоколах.

ГРУППИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЛИН

Качество передачи по кабелю зависит от электрической однородности цепей. Для получения максимальной однородности строительные длины кабеля в пределах одного усилительного участка группируются перед прокладкой по конструктивным данным, размерам строительных длин, волновому сопротивлению коаксиальных пар, величинам переходного затухания и средним значениям рабочей емкости.

По конструктивным данным группированию подлежат кабели всех типов. На усилительном участке укладывают строительные длины кабеля, имеющие одинаковые материалы и размеры токоведущих элементов, изоляцию, скрутку, расцветку жил и элементов и оболочек, выпускаемых по одному и тому же ГОСТу (ТУ) и, как правило, изготовляемых одним заводом. В пределах усилительного участка прокладываются длины с однородными оболочками (полиэтилен, поли-винилхлорид и т. д.), что необходимо для обеспечения возможности их сращивания при монтаже.

По размерам строительных длин кабели группируются таким образом, чтобы общая длина участка соответствовала проектной. При двухкабельной системе подбирают по две одинаковые длины для того, чтобы муфты были в одном котловане. Кроме того, при подборе учитываются особые условия трассы (например, реки, болота и другие препятствия, где размещение муфт, невозможно или нецелесообразно).

По волновому сопротивлению кабели группируются таким образом, чтобы в месте стыка строительных длин разность концевых значений волновых сопротивлений в каждой соединяемой коаксиальной паре типа 2,6/9,5 не превышала 0,45 Ом, в паре типа 1,2/4,6—1,2 Ом и в кабеле ВКПА 2,1/9,7—2,4 Ом.

В усилительный пункт (ОП, ОУП, НУП) вводится конец строительной длины такого кабеля, у которого волновое сопротивление любой коаксиальной пары типа 2,6/9,5 находится в пределах 75-+0,25 Ом, пары типа 1,2/4,6—75-+0,3 Ом, а в кабеле т ВКПА — 75-+0,6 Ом. Порядок группировки коаксиальных пар при изготовлении строительных длин кабеля и его маркировке изложен в гл. 4.

Группирование строительных длин по величинам переходного затухания производится на симметричных ВЧ белях таким образом, чтобы прилегающие к усилительному пункту (0УП, НУП) строительные длины на протяжении 2,5—3 км имели по возможности наибольшие величины переход го затухания на ближнем конце, не менее 65 дБ. При этом следует иметь в виду, что строительные длины ВЧ кабелей с минимальным переходным затуханием на ближнем конце более 65 дБ имеют на щеке барабана соответствующий знак (>65 дБ).

Группирование строительных длин по средним значениям рабочих емкостей производится на симметричных высокочастотных кабелях таким образом, чтобы максимальное число длин одной и той же группы было проложено рядом, а средние значения рабочей емкости смежных строительных длин отличались друг от друга более чем на 0,2 нф/км. На подходах к НУП (ОУП) прокладываются строительные длины, средняя рабочая скорость которых отличается от номинального значения не более чем 0,2 нф/км.

По результатам группирования , каждого кабеля каждого усилительного участка составляется укладочная ведомость

Прокладка подземных кабелей.

Способы прокладки. Прокладка подземных междугородных кабелей мо-кет осуществляться двумя основными способами: 1) специальными кабелеукладочными механизмами — кабелеукладчиками, с помощью которых комплексно, практически одновременно, производится образование траншей, размотка и укладка кабеля; 2) вручную в предварительно подготовленные траншеи. 2}-Как правило, прокладка кабеля осуществляется, кабелеукладчиками, что по сравнению с прокладкой кабеля вручную сокращает трудоемкость работ в 20—30 раз. Траншеи разрабатываются только на участках, где использование кабелеукладчика невозможно! (наличие подземных сооружений, стесненные условия и т. п.) или экономически нецелесообразно ввиду ограниченного объема работ.

В пределах одного усилительного участка все строительные длины разматываются концом А в одну сторону, а концом Б — в другую. Для коаксиальных кабелей это требование относится к участкам ОУП—ОУП.

При размотке барабан с кабелем должен вращаться от усилия, приложенного с помощью автоматического устройства, или от рук рабочих, а не от тяги кабеля; это необходимо для снижения растягивающих нагрузок на кабель и обеспечения свободной, без натяжения укладки его на дно траншеи. Во время размотки следят, чтобы слипание или смерзание витков не вызывало резких перегибов кабеля. На стыке строительных длин устанавливается временный знак с нанесением номера муфты.

Глубина прокладки кабеля составляет 1,2 м. Она уточняется проектом.

Прокладка кабеля кабелеукладчиками. Наиболее распространенными являются кабелеукладчики, действие которых основано на принципе расклинивания специальными ножами грунта и образования в нем узкой щели на заданную глубину (0,7—1,3 м). В эту щель по мере движения механизма (рис. 9.2) через находящуюся в теле ножа или прикрепленную к нему кассету укладываются кабели сматываемые с барабанов, установленных на корпусе кабелеукладчика или на специальной прицепной тележке.

Рис. 9.2. Прокладка кабеля кабелеукладчиком:

1— корпус кабелеукладчика; 2 — нож; 3 ~ кассеты; 4 — кабель; 5 — барабан; 6 — ролики; 7 — нож пр порочный; 8 - тракторы; 9 — трос

Перед прокладкой производится пропорка трассы с помощью специального пропорочного или кабелеукладочного ножа (без кабеля в кассете), что обеспечивает разрыхление грунта и предохраняет кабель от возможных повреждений при пересечении скрытых; препятствий (камней, корней дерева и т.п.).

Перед началом прокладки для установки ножа в рабочее положение выкапывается котлован и конец кабеля с установленного на кабелеукладчике„ барабана пропускается через кассету. Когда на барабане остается 1,5—2 м кабеля, колонна останавливается, краном снимают пустые барабаны, погружают на их место полные, скрепляют внахлест концы ранее проложенных длин с концами, подлежат размотке, и продолжают движение колонны.

Разработка траншеи. На участках трассы, где использование кабелеукладчика по условиям местности не можно или экономически нецелесообразно (при малом объеме работ, высокой стоимости транспортировки колонны и т. п.), кабель укладывают в открытые траншеи, предварительно, разработанные механизмами или вручную (рис. 9.3, а). Глубина траншеи определяется проектом и, как прав должна быть в грунтах I —III групп не менее 0,9 м, а в скальных грунтах при выходе скалы на поверхность, - не менее 0,5 м. Коаксиальные кабели прокладываются на глубину 1,5, чем обеспечивается их более надежная защита от механических повреждений.

а) б] в)

Рис. 9.3. Траншея для прокладки кабеля: а) без крепления; б) с креплениями; в) защита посторонних сооружений

Ширина траншей, разрабатываемых механизмами, обычно находится в пределах 0,4—0,7 м.

Для предотвращения обвалов грунта и связанных с этим несчастных случаев при разработке траншей и котлованов стены их крепятся (рис. 7. 6, б) или устраиваются откосы. Разработка траншей без крепления может осуществляться на глубину не более 1 м в насыпных песчаных грунтах; 1,25 — в супесчаных и суглинистых грунтах; 1,5 м — в глинистых грунтах; 2 м — в особо плотных грунтах. Действующие подземные сооружения в местах пересечения с ними разрабатываемых траншей заключаются во ременные защитные короба (рис. 7.26,в).

При пересечении трассы бронированного кабеля с другими подземными сооружениями выдерживаются следующие размеры по вертикали: от трамвайных и железнодорожных путей — не менее 1м от подошвы рельсов; от шоссейных дорог — не менее 0,8 м ниже дна кювета; от силовых кабелей — выше или ниже их на 0,5 м, при прокладке в трубе — 0,25 м; от водопровода и канализации — выше их на 0,25 м, при прокладке в трубе — 0,15 м; от продуктопровода — выше или ниже на 0,5 м, при прокладке в трубе — 0,15 м; от кабельной канализации — ниже блока не менее 0,1 м; от других бронированных кабелей связи — ниже или выше на 0,1 м.

На склонах оврагов и подъемах с уклоном более 30° траншея роется зигзагообразно. В каменистых и скальных грунтах в траншее устраивается постель из разрыхленной земли или песка. Толщина нижнего и верхнего слоев постели — 10 см.

Прокладка кабеля в траншеи. Как правило, прокладка кабеля производится с барабанов, установленных на кабельные транспортеры или автомашины, оборудованные козлами-домкратами. Кабель сматывается и укладывается непосредственно в траншею или вдоль нее по бровке, а затем в траншею. При наличии на трассе препятствий, исключающих применение механизмов, размотка осуществляется вручную. Для этого барабан с кабелем устанавливается на козлы-домкраты или транспортер в непосредственной близости к траншее.

Засыпка траншей. Перед засыпкой траншей все подземные сооружения (кабель, трубы и т. п.) фиксируются на планшетах рабочих чертежей с «привязкой», т. е. с указанием расстояний к постоянным ориентирам.

Засыпка осуществляется специальными траншеезасыпщиками, бульдозерами или вручную. В некоторых случаях, в городах или на территории промышленных предприятий перед засыпкой траншеи кабель покрывается кирпичом для защиты его от механических повреждений.

Кабели, проложенные в районах вечной мерзлоты, подвергаются воздействию мерзлотно-грунтовых явлений: пучение, 'морозобойные трещины, оползни и т. д. Как правило, кабели связи в районах вечной мерзлоты прокладываются в деятельном слое, который оттаивает в летнее время и промерзает в зимнее. Тип кабеля, глубина и способ его прокладки определяются проектом. Основным мероприятием по защите кабельных линий от воздействия мерзлотных явлений следует считать применение кабеля с круглопроволочной броней. Используется также обваловка трассы путем насыпки грунта толщиной слоя в 0,6 м и более.

Устройство переходов.

УСТРОЙСТВО ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ШОССЕЙНЫЕ И ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Чтобы не прекращать движения транспорта во время строительства кабельной линии, на пересечении трассы с шоссейными и железными дорогами кабели, как правило, укладывают в предварительно заложенные под проезжей частью трубы. Укладка труб в основном, асбоцементных или пластмассовых, обычно выполняется способом горизонтального бурения грунта. Прокладываемые железными дорогами асбоцементные трубы для повышения их изоляции предварительно покрываются горячим битумом. Число труб определяется проектом. Концы труб должны выходить не менее чем на 1 м от края кювета и лежать на глубине не менее 0,8 м от его дна (рис. 9.4).

Бурение Грунта и затяжка труб осуществляется гидравлическим буром (рис. 9.5), бурильно-шнековой установкой или пневмопробойником. Процесс бурения состоит в следующем. С помощью гидравлического блока цилиндров и насоса высокого давления в грунт заталкивается стальная штанга, состоящая из отрезков длиной 1 м, навинченных друг на друга по мере продавливания. После выхода на противоположную сторону шоссе (или железной дороги) конца первой штанги с навинченным наконечником, последний заменяют расширителем, который протягивают в обратном направлении; при этом в грунте в результате его уплотнения образуется канал. Вслед за расширителем в канал заталкивают трубы, что обычно удается сделать при ширине перехода до 12 м. При более широких переходах трубы затягивают в канал с помощью разборной штанги при ее обратном движении. Для этого штангу проталкивают на противоположную сторону перехода, на ее конец надвигают отрезок .трубы, которую закрепляют с помощью шайбы и гайки. Концы труб после их прокладки на переходах немедленно закрывают пробками для предохранения от засорения.

Рис. 9.4. Прокладка труб на Пересечении с железной дорогой

Рис. 9.5. Прокладка трубопровода с помощью гидравлического бура:

1 — опорная плита; 2 — гидравлический пресс; 3—шланги; 4- насос высокого давления; 5 — силовая установка; б —стальная штанга; 7 — наконечник; 8 —расширитель, 9 - труба

Установка замерных столбиков.

Спустя некоторое время после прокладки трасса покрывается растительностью, а в зимнее время — снегом, что усложняет обнаружение кабеля, муфт и других элементов линии в процессе эксплуатации. Поэтому в процессе строительства на стыках строительных длин, а также на поворотах трассы, в местах пересечений с шоссе, железными дорогами, реками и другими препятствиями устанавливаются замерные столбики. Обычно столбики изготовляются из железобетона сечением 0,15x0,15 м и длиной 1,2 м (подземная часть 0,7 м и надземная 0,5 м). В районах с большими снежными покровами проектом предусматриваются столбики увеличенной длины. Столбики устанавливаются на расстоянии 0,1 м от осевой линии трассы обычно на полевой стороне.

Прокладка кабелей в телефонной канализации и по мостам.

ПРОКЛАДКА КАБЕЛЯ В КАНАЛИЗАЦИИ

В кабельной канализации прокладываются небронированные кабели, голые, освинцованные или в пластмассовой оболочке.

Перед началом работ по прокладке кабеля проводятся подготовительные работы, состоящие в очистке кабельных колодцев от воды и грязи, вентиляции для очистки их от светильного и болотного газов, которые могут скапливаться в колодцах, а также в подготовке канала канализации к протягиванию кабеля.

Стальной трос, к которому крепится кабель, вводится в канал с помощью тонкого тросика, каната или капронового шнура, пропускание которого в канал трубопровода принято называть заготовкой канала. Заготовка может выполняться посредством различных приспособлений. За последние годы для этой цели успешно используются различные конструкции пневматических или электрических ка-налопроходчиков.

Пневматический каналопроходчик (рис. 9.6, а) состоит из двух резиновых конусов 1 и 2, собранных на общей стальной оси. Для протаскивания капронового шнура 3 он плотно вставляется в канал канализации, после чего сжатый до 0,4—0,6 МПа воздух от передвижного компрессора подается в канал через специальный штуцер. Под давлением воздуха резиновые конусы передвигаются по каналу и тянут за собой шнур.

Электрический каналопроходчик (рис. 9.6, б) состоит из электродвигателя и движущего механизма. Вращательное движение от электродвигателя, получающего питание от сети переменного тока, передается двум ходовым осям движущего механизма. На осях укреплены зубчатые колеса, с помощью которых прибор передвигается по каналу. Для лучшего сцепления колес со стенками канала имеется подвижной бугель с цепной передачей, который, упираясь в верхнюю поверхность трубопровода, исключает возможность пробуксовки или движения прибора по спирали.

Рис. 9.6. Каналопроходчик: а) пневматический; б) электрический;1, 2 —резиновые конусы; 3 — шнур

Рис. 9.7. Устройства для заготовки каналов: а) винтовая палка; б) вращающийся наконечник; в) деревянный наконечник

При отсутствии механических каналопроходчиков или при протягивании кабеля по частично занятому каналу применяют стальные или дюралевые свинчивающиеся палки длиной 1 м. Первая палка (рис. 9.7, а) с навинченными на нее наконечниками (рис. 9.7, б и в) вводится в канал, вторая — плотно свинчивается с первой и проталкивается в канал, к ней привинчивается третья и проталкивается далее по каналу и т. д. до тех пор, пока первая палка не достигает другого колодца. После этого к одному из концов их прикрепляется тонкий трос, который пройдет по каналу от одного колодца до другого вслед за палками.

На месте прокладки кабеля проверяется плотность его оболочки. Обычно кабель поступает с завода под внутренним воздушным давлением; в этом случае в оболочке делают прокол и по характерному звуку выходящего воздуха убеждаются в целостности оболочки.

Для скрепления кабеля с тросом его конец надевается стальной (рис. 9.8). При протягивании чулок уменьшается в диаметре и плотно охватывает кабель.

Кабель может протягиваться с помощью моторной или ручной лебедки, устанавливаемой у люка колодца (рис. 9.9). Для предохранения от повреждений оболочки кабеля о край канала в отверстие трубопровода вставляют предохранительную или применяют специальный направляющий шаблон (колено). Для уменьшения трения между стенками канала и кабелем последний перед поступлением в канал обильно смазывается техническим вазелином.

Рис. 9.8. Концевой чулок для протягивания кабеля

Рис. 9.9. Схема протягивания кабеля в канализации: 1 — барабан; 2 —кабель; 3—автомобиль

В практике строительства кабельных линий применяются машины КМ, позволяющие значительно ускорить и облегчить процесс прокладки кабеля в канализации. Машина КМ-2 оборудована на автомобиле ГАЗ-66, на котором смонтирована лебедка для протягивания кабеля, имеющая усилие до 19 600Н, кран грузоподъемностью до 2000 кг и насос для откачки воды из колодцев производительностью 16 м3/ч. Машина имеет вентилятор для дегазации колодцев, пневматический кабелепроходчик и электрогенератор для приведения в действие электроинструмента.

ПРОКЛАДКА КАБЕЛЯ ПО МОСТАМ, СТЕНАМ ЗДАНИИ И ПОДВЕСКА НА ОПОРАХ

При пересечении водных преград иногда прокладывают кабель по мостам. В зависимости от конструкции моста кабель может быть проложен различными способами. Чаще он прокладывается в асбоцементных трубах или желобах под пешеходной частью моста (рис. 9.10). В некоторых случаях приходится прибегать к менее удобному способу — подвеске труб к балкам моста. С обеих сторон моста устанавливаются кабельные колодцы соединяющие трубопровод или желоб, проложенный по мосту, с канализацией, подходящей к мосту.

Рис. 9.10. Прокладка кабеля: а) под пешеходной частью моста; б) вывод кабеля на стену здания

Для предохранения от разрушений межкристаллитной коррозией следует стремиться прокладывать кабель целым куском, так как около муфт оболочка чаще подвергается повреждениям от вибрации. Для ослабления вибрации кабеля применяют пружинные амортизаторы.

При устройстве абонентских кабельных вводов на городских телефонных сетях приходится прокладывать кабель по стенам зданий. В этом случае распределительный кабель выводится на стену здания (рис. 9.10, б) обычно со стороны двора и защищается от механических повреждений угловой сталью или желобом на высоте до 3 м от поверхности земли. Если кабель прокладывается по стенам зданий, имеющих карнизы или другие, выступающие части, стараются проложить кабель под ними, чтобы защитить его от механических повреждений, возможных при сбрасывании с крыши льда и снега. По опорам воздушных линий кабель подвешивают на стальном оцинкованном тросе, укрепленном с помощью клемм (консолей). Для закрепления на промежуточной опоре трос зажимают между губками клеммы (рис. 9.11), укрепленной на столбе глухарями. На оконечных опорах трос крепится так, как это показано на рис. 9.12. Кабель укрепляется на тросе с помощью подвесок из оцинкованного железа.

Опоры существующих воздушных линий могут быть использованы для подвески однокоаксиального кабеля с несущим встроенным тросом, вмонтированным в общую пластмассовую оболочку,— ВКПАШп-т и с усиленным тросом ВКПАШп-ут. Допустимые длины пролетов приведены в табл. 9.1.

Способ крепления на опоре подвесного кабеля с несущим тросом приведен на рис. 9.13. На рис. 9.13 показано крепление соединительной муфты или встроенного усилителя такого кабеля к опоре.

При подвеске кабеля используют натяжные блоки. Величину натяжения контролируют динамометром.

Таблица 9.1

Марка кабеля

Длина пролета, м, при типе линии

О

Н

У

ОУ

ВКПАШп-т

ВКПАШп-ут

83,3

150

62,5

120

50 100

35,7 80

Рис. 9.11. Крепление троса на промежуточной опоре:

1 — кабель; 2 — клемма; 3 — глухарь; 4 — подвеска

.

Рис 9.12. Крепление троса на оконечной опоре: 1 — трос; 2 —кабель; 3 —глухарь

Рис. 9.13. Крепление кабеля с встроенным тросом: а) на опоре; б) на траверсе

Рис. 7.52. Крепление кабеля с встроенным тросом при наличии усилителя или соединительной муфты:

1 — петля; 2—винтовая стяжка; 3 —крюк КН-18; 4 — подвесной крюк

При вводе в здание, а также в подземные НУПы подвесной кабель спускают по опоре на землю (рис. 9.14). Во избежание повреждений кабель на опоре защищают угловой сталью.

Рис. 9.14. Крепление подвесного кабеля при спуске в землю на оконечной опоре (а) вводе в НУП (б)

ПРОКЛАДКА ПОДВОДНЫХ КАБЕЛЕЙ

Способы прокладки речных подводных кабелей зависят от характера реки, ширины, глубины ее, наличия судоходства, времени прокладки, массы кабеля и имеющихся в распоряжении технических средств для прокладки. Кабель может быть проложен с помощью кабелеукладчика или плавучих средств (баржи, баркаса, плота, лодок и т. п.), а в зимнее время — со льда.

Трасса кабельного перехода располагается по возможности на прямолинейных участках реки с неразмываемым руслом, отлогими, не подверженными разрушениям берегами, с наименьшей шириной поймы. Для предохранения кабеля от затворов льда переход через судоходные и сплавные реки, как правило, размещается ниже (по течению реки) магистральных автомобильных и железнодорожных мостов.

Перед началом работ по прокладке кабеля производят разбивку трассы. Трасса подводного перехода обозначается реперами (рис. 9.15).

В необходимых случаях перед прокладкой кабеля производится водолазное обследование трассы кабельного перехода для выявления и удаления препятствий (крупных камней, затонувших лодок или судов, корней и т. п.). Для защиты от повреждений якорями речного транспорта, при ледоходе движущимися по льду, затонувшими бревнами, камнями, при чистке и углублении водоемов и т. п. кабели заглубляются в дно.

На судоходных и сплавных реках при глубине до 8 м кабель заглубляется в дно реки не менее чем на 1 м, на несудоходных — на 0,7 м. В береговой части до места стыка с подземным подводный кабель углубляется на 1 м.

Рис. 9.15. Трассы подводного перехода

Прокладка кабеля кабелеукладчиком в дно реки возможна при пологих берегах, гладком профиле реки, не засоренном топляками, валунами и другими препятствиями. Кабелеукладчик обычного типа может применяться для прокладки кабелей через шириной до 200 м и глубиной до 8 м при скорости течения реки до 1,5 м/с. Для прокладки кабеля со сложным рельефом дна применяются специальные гидравлические кабелеукладчики. Перед прокладкой кабеля проверяют дно и выявляют возможные препятствия. Для этого кабелеукладчик проходит трассу вхолостую (без кабеля) или протягивают якорь-кошку.

Кабелеукладчик кабелем ставят на одном берегу, а передвигающие его тракторы - на другом. Трос трактора прикрепляют к кабелеукладчику. Затем тракторы перетягивают с одного берега на другой кабелеукладчик, укладывающий кабель по дну (рис. 9.16).

Если применение обычного (расклинивающего) ножевого кабелеукладчика невозможно, используется гидравлический кабелеукладчик. С помощью насоса, установленного на судне, через трубу под напором до 10 МПа подается вода, которая, выходя через специальное сопло на конце трубы, образует сильную струю, размывающую грунт на заданную глубину. Рядом с трубой для воды укреплена вторая труба, через которую по движения кабелеукладчика в размытую траншею укладывается кабель, сматываемый с барабана, установленного на том же судне.

Если использование кабелеукладчиков невозможно, кабель через прокладывается в предварительно разработанные подводные траншеи. При небольших объемах работ подводные траншеи разрабатываются водолазами с помощью ручных гидромониторов, мотопомп, грунтососов. На судоходных и сплавных реках подводные траншеи разрабатываются мощными унисальными подводными гидромоторами, землечерпательными снарядами и другими специальными механизмами.

Рис. 9.16. Прокладка кабеля через реку кабелеукладчиком с помощью лебедки и — тракторная лебедка; 2— якорь; 3 — кабель

В подводные траншеи кабель прокладывают с буксируемых или самоходах плавсредств. В зимнее время кабель укладывается со льда через прорубь. На переходах через горные реки траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами при необходимости с предварительным временам отводом воды из основного русла. На судоходных и сплавных реках обычно прокладывают два кабеля: основной и резервный. Расстояние между створами должно быть не менее 300 м. При этом по каждому кабелю передается 50% информации. На крутых берегах (более 30°), в слабых грунтах производится укрепление кабелей путем укладки их от уреза воды в зигзагообразную траншею длиной 50 м (). При опасности размыва берегов должны осуществляться берегоукрепительные работы. При устройстве переходов через реки особое внимание уделяется предварительной проверке герметичности и электрических характеристик подлежащего прокладке кабеля.

Проложенные на судоходных и сплавных реках кабели ограждаются створными знаками с фонарями, зажигаемыми в ночное время; специальные фотовыключатели автоматически включают фонари с наступлением темноты и выключают их на рассвете.

Морские подводные кабели прокладываются со специально оборудованного кабельного судна (рис. 9.17), которое может маневрировать не только на ходу, но и на месте, а также располагать достаточным помещением для укладки кабеля. В трюмах судна размещают большие чаны-тэнксы, в которые укладывают кабель. Для прокладки и выемки кабеля на судне устанавливается кабельная машина.

Рис 9.17. Кабельное судно для прокладки морских кабелей

Техника безопасности при прокладке кабелей связи.

Прокладка кабеля кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений. Обслуживающему персоналу запрещается находиться на кабелеукладчике или в кузове автомашины во время транспортировки между трактором и кабелеукладчиком или другим механизмом находятся люди, запрещается приводить трактор в движение. Запрещается также следить за прокладкой кабеля, стоя на раме кабелеукладчика (а не на специальной площадке); выполнять работы под трактором при работающем моторе; перевозить на тракторе посторонних лиц.

При прокладке кабеля в ручную на каждого рабочего должен приходиться участок кабеля массой не более 35 кг. При подноске кабеля к траншее на плечах или руках все рабочие должны находиться по одну сторону от кабеля. Перевозить барабаны с кабелем через замерший водоем можно только при толщине льда не менее 0,5 м. Размотка и разноска кабеля осуществляется на той стороне вырубленной во льду траншеи, которая ниже по течению. Не разрешается скопление работников (более 10 человек) в одном месте на краю пробитого льда.

Прокладка ВОК

ПРОКЛАДКА ОПТИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ

При строительстве волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) как и при строительстве обычных линий связи выполняются следующие работы: разбивка трассы, доставка кабеля и материалов на трассу, испытание кабеля, прокладка, монтаж и устройство вводов.

В табл. 9.2 для сравнения приведены некоторые конструктивно-механические характеристики электрических кабелей городской связи и оптических кабелей. Из таблицы видно, что характеристики кабелей в основном аналогичны за исключением необходимости прокладывания больших строительных длин оптических кабелей.

Для снижения тягового усилия на оптический кабель целесообразно в промежуточных колодцах устанавливать дополнительные промежуточные лебедки гусеничного типа.

Таблица 9.2.

Параметр

Электрический кабель

Оптический кабель

Минимально допустимый радиус изгиба кабеля, мм

100...800

200...300

Диаметр кабеля, мм

10...80

10...15

Допустимое тяговое усилие, кгс

55...3100

60... 120

Предельная длина кабеля, затягиваемого в канал, м

265...490 (кабель ТГ)

500... 1000

Масса 1 км кабеля, кг

93...6368

160

Оптические кабели чаще всего прокладываются в канализации, а также непосредственно в грунт. Возможна подвеска на опорах и по стенам зданий.

В телефонной канализации прокладываются кабели, не имеющие поверх оболочки броневых и защитных покровob. Допускается прокладка в одном трубопроводе нескольких оптических кабелей. Общее число кабелей, прокладываемых в одном канале канализации не должно превышать трех, а суммарная площадь сечения этих кабелей не должна превышать 20—25 % площади сечения канала. Уменьшение силы трения при прокладке кабеля достигается применением соответствующих смазочных материалов.

В свободные каналы кабель затягивается при помощи стальных тросов диаметром 5—6 мм, а в занятые каналы — при помощи пеньковых тросов в полиэтиленовых шлангах. Для скрепления кабеля с тросом на его конец надевают стальной чулок (рис. 9.18). При протягивании чулок уменьшается в диаметре и плотно охватывает кабель. Между тросом и чулком устанавливают компенсатор кручения, который не позволяет кабелю скручиваться. Таким образом, основную нагрузку при прокладке в канализации воспринимает кабель в целом, а стеклянные волокна не испытывают растягивающих усилий.

Процесс протяжки кабеля в канализацию иллюстрируется на рис. 9.19 Для предохранения от повреждения оболочки кабеля о край канала кабель на входе в колодец пропускают через гибкую стальную трубу.

Рис. 9.18. Крепление оптического кабеля с тросом для канализации:

1 — компенсатор кручения; 2 — чулок; 3 — обмотка стальной проволокой; 4 — кабель; 5 — трос

Рис. 9.19. Протяжка оптического кабеля в канализацию:

1— кабель; 2 — барабан; 3 — гибкая стальная труба; 4— соединение кабеля с тросом; 5 — трос; 6 — лебедка

Оптические кабели, как правило, изготавливаются большими строительными длинами — 0,5-q KM и больше, поэтому они прокладываются транзитом через несколько колодцев кабельной канализации. На относительно прямолинейных отрезах можно транзитом затягивать кабель длиной до 1 км, а на трассе, имеющей большое число поворотов, строительную длину кабеля следует сократить до 500 м.

Непосредственно в грунт прокладываются кабели, имеющие поверх оболочки защитно-броневый покров. Подземная прокладка кабелей осуществляется двумя основными способами: кабелеукладчиками, а также ручным способом в заранее открытую траншею. Первый способ более производительный и существенно сокращает трудоемкость. Глубина прокладки 0,9— 1,2 м.

При использовании кабелеукладчика практически одновременно производится образование траншеи, размотка и укладка кабеля. После прохода кабелеукладчика образованная в грунте щель засыпается обрушивающимся грунтом. При необходимости кабелеукладчиком можно укладывать одновременно два кабеля.

Прокладка кабеля в заранее отрытые траншеи производится, как правило, с барабанов, установленных на кабельном транспортере или автомашине, оборудованных козлами-Домкратами.

Для подвески оптического кабеля используется стальной трос, несущий основную нагрузку от воздействия ветра и гололеда. Перед монтажом производится приемка проложенного кабеля, в процессе которой проверяется герметичность оболочки от проникновения влаги, правильность размещения и глубины залегания кабеля в траншее и канализации, а также проверка целостности оптических волокон с помощью источника света.

В кабельных колодцах и коллекторах, примыкающих к телефонным станциям, оптический кабель прокладывается в защитных желобах прямоугольного сечения (30X33 мм) из твердого полиэтилена, снабженных крышками.

ПРОКЛАДКА КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ