Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени

План

1. Введение………………………………………………………………………...3 2. Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени………………………………………….4

3. Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969)…7

4. Трагедия ГУЛАГа в творчестве В. Шаламова………………………………14

5. Вологодский опыт по перевоспитанию осуждённых………………………16

6. Заключение…………………………………………………………………….21

7. Библиографический список…………………………………………………..23

Введение

Задача:

- Рассмотреть систему ИТУ в годы Великой Отечественной войны. Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969).

Цель:

- Раскрыть режим исправительно-трудовых учреждений в военные годы;

- Дать характеристику методов воздействия на осуждённых для их перевоспитания и становления на правильный путь;

- Показать значение опыта приобретённого в военные годы для уголовно-исполнительной системы в настоящем.

Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени.

Начало войны показало, что плана перевода исправительно-трудовых учреждений на новый режим работы в условиях военного времени не оказалось. От руководства НКВД, ГУЛАГа посыпались на места распоряжения по радио, телефону, телеграфу: об изоляции заключённых, усилении охраны, изъятии репродукторов, запрещении выдавать газеты, прекращении свиданий, переписки с родственниками, увеличении рабочего времени до 10 часов и повышении нормы выработки на 20%, прекращении освобождения отдельных категорий заключённых, о сосредоточении особо опасного контингента в специальных лагерных пунктах и т.д.

По требованию командования на оборонительные работы широко привлекались заключённые, следовавшие пешим порядком вглубь страны. Для этих нужд ГУЛАГ передал 200 тыс. человек.

Война предоставила возможность лицам, осуждённым за прогулы, бытовые и должностные преступления, искупить вину перед обществом. В соответствии с указом ВПС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключённых с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию.

Особыми условиями войны диктовалась необходимость приостановления освобождения из мест лишения свободы до окончания войны лиц, судимых за измену Родине, шпионаж, террористические акты, диверсии, активное участие в троцкистских и иных антипартийных группировках и бандитизм.

С самого начала военных действий в местах лишения свободы стали распространяться пораженческие настроения, активизировалась антисоветская агитация, проявлялись акты саботажа, оживилась деятельность отдельных групп осуждённых, направленная на подготовку вооружённых восстаний в лагерях. В 1941 году были выявлены подпольные организации в Ныробском, Нижне-Амурском, Сибирском, Унженском, Мурманском, Усть-Вымском, Красноярском и некоторых других ИТЛ.

Попытки создания повстанческих организаций не прекращались в 1941 и 1942 годах.

В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена «Инструкция о режиме содержания и охране заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время». Она наделяла оперативно-служебные наряды охраны правом в ряде случаев применять оружие без предупреждения (при побеге и преследовании заключённых. При нападении на администрацию и конвой). При открытом злостном сопротивлении заключённых охрана лагеря имела право после двукратного предупреждения применять оружие. Допускалось его применение при отказе заключённых приступить к работе. Неприменение оружия, когда к этому была вынуждена обстановка, влекло за собой судебную или административную ответственность, что открывало дорогу для произвола.

Основной задачей ГУЛАГа НКВД СССР в годы войны являлось укомплектование ИТЛ и ИТК заключёнными, занятыми на строительстве важнейших предприятий оборонного значения. Не менее важной задачей было сохранение их в качестве рабочей силы. В приказе НКВД СССР № 792/к – 1941 года предлагается принять меры по коренному улучшению жилищно-бытовых условий для заключённых, в особенности для положительно характеризующихся на производстве, упорядочению питания за счёт выдачи дополнительных пайков, улучшению работы пищеблоков, доставке горячей пищи заключённым в обеденный перерыв.

Приказом НКВД СССР № 0033-1943 года устанавливается:

- трёхдневный отдых в месяц и обязательное предоставление восьмичасового ежедневного отдыха для сна;

- обязательное ежедневное трёхразовое питание заключённых; - норма жилой площади на одного заключённого 2 кв. м., выделено индивидуальных спальных мест на нарах вагонного типа;

- обеспечение заключённых своевременной лечебной помощью и полной госпитализации всех заболевших, требующих коечного лечения и т.д.

- устанавливаются нормы выработки аналогичные соответствующим отраслям производства. Вводится оплата за простой вследствие неблагоприятных погодных условий, были введены перерывы для обогрева. Время, затрачиваемое на движение к объектам труда сверх трёх километров, включалось в рабочий день.

Решая задачу для улучшения работоспособности заключённых необходимо было изыскать возможности для улучшения их питания. Перед исправительно-трудовыми учреждениями выдвигается задача развития рыбного хозяйства, сбора дикорастущих ягод, грибов, трав.

Для повышения производительности труда осуждённых широко применялось трудовое соревнование, которое подкреплялось мерами материального и морального стимулирования отрядов, цехов, лагерных пунктов, бригад и отдельных осуждённых. Были приняты меры распространения на все категории заключённых права перевода части заработанных денег родственникам.

В трудные годы Великой Отечественной сотрудники исправительно-трудовых учреждений и заключённые внесли немалый вклад в общую Победу.

Для обеспечения внутреннего порядка в лагерях и колониях в 1943 году приказом НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательной службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях» НКВД «создаются специализированные службы внутреннего надзора, обеспечивающие круглосуточный надзор за заключёнными в жилых зонах и на производственных объектах».

Коренной перелом в войне в пользу СССР повлиял на количество антисоветских проявлений, на число привлекаемых к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления. В то же время наметилась тенденция увеличения числа привлечённых к ответственности за уголовные преступления. Продолжается дальнейшее ужесточение мер уголовного наказания, принимаются законы, устанавливающие новые виды уголовной ответственности. По мере освобождения временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории органы НКГБ-НКВД СССР проводили работу по выявлению лиц, служивших в специальных воинских формированиях (власовцев), в полиции, пособничавших немецко-фашистским оккупантам. Эта категория граждан привлекалась к ответственности в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, предусматривающим их содержание в лагерях для осуждённых на каторжные работы, созданных в составе ИТЛ, где они использовались на тяжёлых подземных работах в угольных шахтах, на добыче золота и олова.

За исключением особых категорий, освобождение заключённых происходило во все годы войны. Что касается амнистии, то впервые она проводилась по директиве НКВД и Прокуратуры СССР от 21 января 1945 года. Эта мера была распространена на женщин, имевших детей в возрасте до 7 лет.

4 июля 1945 года были расформированы аппараты уполномоченных НКВД СССР по фронтам.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года оказал наибольшее влияние на динамику контингента. «Об амнистии в связи с победой над фашистской Германией», после чего количество заключённых в ИТК резко сократилось.

Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946-1969).

Завершение войны не оказало существенного влияния на изменения характера труда заключённых. По-прежнему правительство рассматривало их как стабильную силу, способную активно участвовать не только в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, но и в создании новой промышленно-производственной базы.

В рассматриваемый период вносились изменения в систему управления милицией и ИТУ.

18 марта 1946 года V сессия Верховного Совета СССР приняла решение о преобразовании Совета народных комиссаров (СНК) СССР и союзных республик в Советы Министров (СМ). В связи с этим решением НКВД был преобразован в Министерство внутренних дел (МВД), в состав которого, так же как и в НКВД, входили Главное управление милиции (ГУМ) и Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ).

Ужесточение карательной политики в послевоенные годы было связано с введением новых законов в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан», в которых было введено понятие экономических преступлений с довольно свободным его толкованием, вызвало дальнейшее расширение системы лагерей, численность заключённых в которых резко возросла к 1950 году.

Вновь принимавшиеся законодательные акты также предусматривали санкции в виде лишения свободы на длительные сроки. Были и необоснованно репрессированные.

Согласно принятым в первые послевоенные годы ведомственным нормативным актам, лица, осуждённые к лишению свободы на срок до трёх лет, содержались в исправительно-трудовых колониях, а на срок три года и более – в исправительно-трудовых лагерях. В лагерях были установлены два вида режима: общий и усиленный. На усиленном режиме содержались осуждённые за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, побег из мест заключения, а также рецидивисты.

Одновременно проводилась работа по совершенствованию структуры аппарата управления ИТУ. В 1947 году в составе ГУЛАГа создаётся первое управление по оперативной работе и охране. Соответственно на уровне исправительно-трудовых лагерей и Отделов исправительно-трудовых колоний организовались отделы (отделения). На местах оперативные работники и командиры военизированной охраны переходили в подчинение начальникам лагерных подразделений, колоний.

Отмена в 1947 году применения смертной казни в качестве меры уголовного наказания развязала руки воровскому миру. Сведение счётов и расправа над неугодными, в том числе и представителями администрации, часто приводившие к физическому их устранению, вызвали настоящий «беспредел» в лагерях. Государство, учитывая рост тяжких преступлений и их общественную опасность, в том числе и в местах лишения свободы, вынуждено было восстановить в 1950 году применение смертной казни.

Положение в местах лишения свободы усугубляло совместное содержание уголовников-рецидивистов и лиц, впервые осуждённых за неопасные преступления. На это обстоятельство обращается внимание работников лагерей и колоний в приказах МВД СССР по результатам расследования чрезвычайных происшествий в местах заключения.

В 1948 году был введён строгий режим для содержания лиц, злостно нарушающих режим в местах лишения свободы и уклоняющихся от труда. Он был законодательно закреплён Постановлением Совета Министров СССР «Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников».

В послевоенные годы в жизни исправительно-трудовых лагерей и колоний прослеживается явная тенденция к обострению оперативной обстановки, межличностных отношений в среде осуждённых. Для их нормализации, наряду с ужесточением режимных ограничений, требовались срочные меры, позволяющие стимулировать правопослушное поведение заключённых и одновременно решить проблему разгрузки лагерей и колоний от избыточного лагерного населения. В качестве таких мер было признано целесообразным обратиться к широко используемой в пенитенциарной системе зарубежных государств практике применения амнистий, которые в то же время рассматривались как важный фактор воспитательного воздействия.

Первые послевоенные амнистии имели свои особенности: при их применении в расчёт не принималось поведение и отношение заключённых к труду в период отбывания наказания. Такой подход характерен для исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 года «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Подобным образом решался вопрос о применении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1947 года «Об освобождении от наказания осуждённых беременных женщин и женщин, имеющих при себе в местах заключения детей», одноимённых указов Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1949 года и 26 августа 1950 года.

Однако уже в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1952 года «О льготах заключённым, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина» в качестве критерия досрочного освобождения от дальнейшего содержания в исправительно-трудовых лагерях указывается на их честное отношение к труду.

Амнистия, как одна из форм государственного воздействия на повышение эффективности деятельности мест заключения, не в состоянии была обеспечить должный порядок в этих учреждениях, оказать серьёзное влияние на формирование правопослушной личности. Требовалась коренная перестройка всей исправительно-трудовой системы.

В 1950 году была введена оплата труда заключённых, а с 1952-1953 годов в некоторых ИТУ стали применяться зачёты рабочих дней.

Указом ПВС СССР от 27 марта 1953 года в стране была проведена массовая амнистия заключённых, отбывающих сроки в исправительно-трудовых лагерях, и большинство ИТУ (за исключением тех, в которых содержались особо опасные государственные преступники) передаются в ведение Министерства юстиции СССР. Однако уже в начале 1954 года они вновь были возвращены МВД СССР.

Начиная с середины 1954 года деятельность ИТУ регламентировалась в основном не ведомственными, а нормативными актами, принятыми высшими законодательными и исполнительно-распорядительными органами государственной власти.

Указами ПВС СССР от 24 апреля и 14 июля 1954 года было восстановлено досрочное и условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы.

В 1954 году начала осуществляться реформа исправительно-трудового права. 10 июля Совет Министров СССР одобрил Положение об ИТЛ и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Перед лагерями и колониями ставилась главная задача – исправление и перевоспитание осуждённых на основе приобщения их к труду.

Важное значение для укрепления законности в деятельности ИТУ имело утверждённое 24 мая 1955 года Указом ПВС СССР положение о прокурорском надзоре в СССР, предусматривающее и прокурорский надзор за местами лишения свободы.

В октябре 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы МВД СССР», в котором значительное внимание было уделено вопросам совершенствования исполнения наказания. Было признано нецелесообразным дальнейшее сохранение исправительно-трудовых лагерей, которые подлежали реорганизации в исправительно-трудовые колонии. С этого времени систему ИТУ образуют исправительно-трудовые колонии, признаваемые основным видом ИТУ, и тюрьмы. В ИТК было установлено три режима: общий, облегчённый и строгий.

Данное постановление предусматривало усиление воспитательного воздействия на осуждённых, привлечение всех осуждённых к труду. Были восстановлены участие общественности в деятельности ИТУ, создание самодеятельных организаций осуждённых и проведение политико-воспитательной работы.

12 декабря 1958 года Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствии с ними.

27 октября 1960 года был принят Уголовный кодекс РСФСР, а 29 августа 1961 года Указом Президиума ВС РСФСР утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах.

В результате была создана та система исправительно-трудовых колоний, которая с некоторыми изменениями существует до настоящего времени. Это колонии:

- общего режима – для впервые судимых за менее опасные преступления;

- усиленного режима – для впервые судимых за тяжкие преступления;

- строгого режима – для неоднократно судимых, но не признанных особо опасными рецидивистами;

- особого режима – для особо опасных рецидивистов и лиц, которым смертная казнь в порядке амнистии или в помиловании заменена лишением свободы;

Женщины, признанные особо опасными рецидивистками, содержались в колониях строгого режима, отдельно от мужчин. Остальные осуждённые к лишению свободы женщины – в колониях общего режима. В тюрьмах содержались осуждённые, нуждавшиеся в особо строгой изоляции.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей был принят Указ ПВС СССР от 12 апреля 1962 года, который утвердил новое Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних Министерства охраны общественного порядка РСФСР. В нём впервые предусматривалось содержание несовершеннолетних осуждённых в колониях двух видов режима – общем и усиленном. Общий режим был предназначен для содержания осуждённых за менее тяжкие преступления и всех осуждённых женского пола; усиленный – для ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, а так же лиц, совершивших тяжкие преступления.

Указом ПВС РСФСР от 26 июня 1963 года «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осуждённых к лишению свободы, твёрдо вставших на путь исправления» система колоний дополнилась ещё одним видом – колонией-поселением. Вопрос о переводе осуждённых, вставших на путь исправления, из ИТК общего, усиленного и строгого режимов в колонии-поселения рассматривался народным судом по месту отбывания наказания.

Указом ПВС СССР от 20 марта 1964 г. «Об условном освобождении вставших на путь исправления впервые осуждённых с направлением их на стройки народного» был введён ещё один вид условного освобождения из мест лишения свободы. Условно освобождённые направлялись на стройки предприятий народного хозяйства.

В 1964 году большинство тюрем было преобразовано в следственные изоляторы, куда переводились лица, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Осуждённые к тюремному заключению и лица, переведённые на тюремный режим из колоний, по-прежнему содержались в тюрьмах.

Значительным событием в истории исправительно-трудовых учреждений в рассматриваемый период является кодификация исправительно-трудового законодательства.

Основы исправительно-трудового законодательства были приняты шестой сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года и введены в действие с 1 ноября 1969 года. Это был первый в истории Советского государства общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания. В 1970-1971 гг. в соответствии с Основами ИТЗ во всех союзных республиках были приняты исполнительно-трудовые кодексы. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят 18 декабря 1970 года и просуществовал с большим количеством изменений и дополнений до 1 июля 1997 года.

Трагедия ГУЛАГа в творчестве В.Т. Шаламова.

Элементы характеристики лагерной жизни, в том числе и преступной среды даются в произведениях В. Шаламова. Он, безусловно прав, когда утверждает, что без отчётливого понимания сущности преступного мира нельзя понять лагеря1.

«Лагеря – отрицательная школа жизни целиком и полностью… Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута.

Там много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел – лучше ему умереть.

Заключённый приучается там ненавидеть труд – ничему другому и не может он там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становиться эгоистом»2.Ибо, только учитывая это обстоятельство можно говорить о содержании режима и его обеспечения в местах лишения свободы.

В. Шаламов в условиях УСВИТЛа воровской мир подразделял на две основные категории: блатарей и фрайеров. Основное ядро блатарей, по его утверждению, составляют потомственные воры, которым принадлежит решающий голос как во всех делах, касающихся организационных начал, так и во всех делах лагеря. Внутренняя жизнь их связана особыми законами, содержание которых определяется воровской идеей: вор должен воровать, обманывать, пить, гулять, играть в карты, не работать, участвовать в «правилах», то есть в «судах чести».

Следует подчеркнуть, что содержание «законо воровского» мира постоянно приспосабливается к той общественно-политической и социально-экономической обстановке, которая складывается в тот или иной период исторического развития государства и общества, а также к условиям функционирования мест лишения свободы.

В. Шаламов прослеживает эту эволюцию на протяжении тридцатых-сороковых годов. Он отмечает, что по-воровскому закону тридцатых годов, вор не имел права занимать в заключении какие-либо административные должности, на которые могли быть назначены заключённые. Согласие вора на назначение на административные должности и их исполнение являлось основанием для его исключения из воровского сообщества, признания его «сукой», ссучившимся», ставило его вне воровского закона.

Новый, послевоенный воровской «закон», идеологами которого стали воры, участвовавшие в Великой Отечественной войне и после войны вернувшиеся к старой своей профессии, разрешал блатным занимать административные должности старост, нарядчиков, бригадиров и др. Насаждение новых отношений вызвало глубокие разногласия в воровской среде.

Третий воровской закон, в основе которого отсутствовала какая-либо идея, закрепив кровавую вражду как к ворам первой формации, так и к ворам «ссучившимся», положил начало так называемому «беспределу». Воры, исповедовавши этот закон, убивали и воров «законных», и воров «ссучившихся»3.

Отмена в 1947 году применения смертной казни в качестве меры уголовного наказания развязала руки воровскому миру. Сведение счетов и расправа над неугодными, в том числе и представителями администрации, часто приводившие к физическому их устранению, вызвали настоящий «беспредел» в лагерях. Государство, учитывая рост тяжких преступлений и их общественную опасность, в том числе и в местах лишения свободы, вынуждено было восстановить в 1950 году применение смертной казни.

Положение в местах лишения свободы усугубляло совместное содержание уголовников-рецидивистов и лиц впервые осуждённых за неопасные преступления. На это обстоятельство обращается внимание работников лагерей и колоний в приказах МВД СССР по результатам расследования чрезвычайных происшествий в местах заключения.

Коллегия МВД СССР в решении от 25 августа 1955 года вынуждена была отметить неудовлетворительную работу режимно-оперативных аппаратов ИТЛ и колоний, которые не изучают должным образом контингент заключённых и обстановку в лагерных подразделениях, своевременно не выявляют и не изолируют активный уголовно-бандитствующий элемент4.

В этих условиях попытки ГУЛАГа осуществить изоляцию воровских авторитетов в специальных лагерных пунктах заранее были обречены на неудачу. При глобальном поражении воровской идеологией всей лагерной системы место изолированных лидеров воровского мира сразу же занималось новыми представителями воровской иерархии.

Вологодский опыт по перевоспитанию осуждённых.

В связи с направлением в Вологодскую область в начальный период Великой Отечественной войны большого количества заключённых из северо-западных областей (до 16 тыс.), на основании Приказа НКВД СССР от 21 февраля 1942 г. № 00357 ОИТК был преобразован в УИТЛК (Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний). Ему подчинялось 11 подразделений со штатом сотрудников 1617 чел5.

Деятельность УИТЛК протекала в напряжённых условиях военного времени. Постоянный некомплект личного состава, а также дефицит материальных ресурсов негативно отражались на условиях содержания заключённых. В 1942 – 1943 гг. было установлено, что в большинстве из них контингент завшивлен, проживает в грязных и холодных бараках, получает однообразный и малокалорийный рацион и имеет шестичасовой ночной отдых6. Результатом неудовлетворительного коммунально-бытового и санитарного обслуживания заключённых стал рост смертности. В итоге в 1944 г. УИТЛК было реорганизовано обратно в ОИТК. Было ликвидировано два лагерных подразделения и сократилось количество лечебных учреждений. Это давало значительную экономию, а также высвобождение трудоспособных заключённых для направления на важнейшие стройки по нарядам ГУЛАГа7.

Наибольшее влияние на динамику контингента оказал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над фашистской Германией», после чего количество заключённых в ИТК резко сократилось.

Судя по архивным документам, бараки для проживания заключённых были оборудованы нарами вагонного типа. Жилые помещения были обеспечены столами, скамейками, умывальниками, бачками с водой. Для стирки белья и помывки контингента в каждой колонии имелась баня-прачечная8.

Обеспечение заключённых продуктами питания, как отмечается в отчётной документации, было «организовано удовлетворительно». Тем не менее имели место перебои в снабжении контингента мясом, рыбой и жирами из-за несвоевременной отгрузки указанных продуктов поставщиками9. В большинстве лагерных подразделений имелись собственные подсобные хозяйства, на которых выращивались зерновые, картофель и овощи.

На основании директивы МВД СССР № 183 от 17 июля 1946 г. был проведён ряд мероприятий по улучшению организации питания заключённых. От родственников заключённых принимались посылки и передачи. Была организована компания по вылову рыбы в местных водоёмах и сбор дикорастущих ягод.

В целях борьбы с хищениями товарно-материальных ценностей с руководящим составом подразделений ОИТК в конце 1947 г. было проведено совещание о состоянии хранения, учёта и контроля за расходованием материальных и денежных средств. Среди заключённых и вольнонаёмного состава был проведён цикл бесед, в которых разъяснялась сущность Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об ответственности за хищение государственного и общественного имущества». В результате проведённых мероприятий количество хищений резко снизилось.

Для проверки состояния подразделений ОИТК регулярно проводились инспекционные поездки руководящих работников областного УНКВД-УМВД. Виновные в недостатках лица из числа работников ОИТК привлекались к дисциплинарной ответственности.

Важнейшим направлением работы ОИТК была производственная деятельность. Заключённые изготовляли валенки, обувь на деревянной подошве, спецукупорку, вязали сети.

Часть осуждённых работала по договорам, заключаемым с предприятиями и хозяйственными организациями области (контрагентские работы). Как правило, труд заключённых использовался на лесозаготовительных, земляных и погрузочно-разгрузочных работах.

Для использования заключённых 3-й и 4-й категорий трудоспособности (годные к лёгкому физическому труду и инвалиды) в конце 1944 г. в ряде колоний были организованы цеха по производству ширпотреба, что дало значительный экономический эффект.

Для повышения производительности труда широко использовались ударничество, трудовое соревнование и производственное обучение.

В колониях создавались необходимые условия для организации отдыха заключённых. В послевоенные годы рабочий день не превышал 9 часов. Осуждённым предоставлялся ежедневный восьмичасовой сон и 4 выходных дня в месяц. Во всех лагерных подразделениях проводилась культурно-воспитательная работа. Заключённые обеспечивались необходимым количеством газет и журналов, настольными играми. В отдельных зонах были организованы радиоточки.

Что касается отношения заключённых к труду, то оно было дифференцированным. В одном из документов отмечается: «Преобладающее количество заключённых, особенно осуждённые за бытовые, имущественные и маловажные преступления, правильно воспринимают поставленную перед ними задачу по борьбе за выполнение производственного плана и честно относится к труду. Наряду с этим необходимо отметить, что отдельные заключённые, осуждённые за контрреволюционную и предательскую деятельность, проводят вражескую работу, мероприятия партии и правительства истолковывают в резком антисоветском духе, пытаются саботировать производство»10.

Организация режима и охраны контингента была направлена на изоляцию осуждённых, недопущение преступных связей заключённых с персоналом колоний, а также на предотвращение побегов. Побеги были вызваны тяжёлым положением в местах лишения свободы, что вызывало недовольство контингента условиями содержания и толкало их на рискованные попытки обретения свободы. Косвенными причинами, порождавшими побеги, являлись некомплект личного состава вооружённой охраны, халатное отношение к службе со стороны отдельных сотрудников, произвольное расконвоирование заключённых, отсутствие освещения зон в некоторых лагерных подразделениях. Имели место грубые нарушения режима со стороны персонала ОИТК.

Для повышения эффективности борьбы с побегами вводились меры по усилению режима содержания осуждённых, организовывались учебные сборы командного и рядового состава ВОХРа.

Количество нарушений заметно снизилось после амнистии в июле-августе 1945 г.

В целях нормализации обстановки в колониях особо опасный контингент заключённых либо направлялся на режимные производственные участки с усиленной охраной, либо переводился в исправительно-трудовые лагеря. Так или иначе оперативно-следственные мероприятия позволяли контролировать ситуацию в местах лишения свободы, не допуская разгула преступности как среди личного состава, так и среди заключённых.

Несмотря на чрезвычайно сложную обстановку военных и послевоенных лет, исправительно-трудовые колонии Вологодской области сумели выполнить возложенные задачи на них по этапированию, приёму, охране, жизнеобеспечению и трудовому использованию заключённых.

Заключение

Исправительно-трудовые колонии – наиболее стабильные структурные звенья системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Для их развития приемлемым является эволюционный путь, ибо в содержании их деятельности накоплен многовековой опыт пенитенциарного дела, который нельзя соизмерять лишь особенностями той или иной социально-экономической системы.

Содержание исправительно-трудового процесса определяется объективными и субъективными факторами. В качестве объективных факторов выступают: политическая и социально-экономическая системы государства; общественная и государственная идеология; материальные возможности государства и др. Субъективные факторы находят своё выражение: в определении содержания исправительно-трудовой политики, основных направлений её реализации; уровне правовой культуры, общей и специальной подготовки работников ведомства, исполняющего наказания, на всех уровнях его управленческо-исполнительных структур; определении содержания основных средств карательно-воспитательного воздействия и их практической реализации; формировании организационных структур исполнения наказания; составе и особенностях контингента осуждённых и др.

Режим отбывания уголовного наказания в исправительно-трудовых учреждениях выполняет основные четыре функции: обеспечивает реализацию кары; обеспечивает создание условий для применения иных, предусмотренных законом, средств исправительно-трудового воздействия; обеспечивает защиту законных прав и интересов осуждённых; выступает в качестве самостоятельного воспитательного средства воздействия.

Труд осуждённых в ИТУ, выступая как основное средство воздействия, создаёт не только реальные предпосылки для формирования нравственных качеств личности, но и является источником материального благополучия осуждённых при условии, если он не превращается в механизм, придаток производства ИТУ, целью которого в последнем случае является максимальное использование рабочей силы осуждённых для обеспечения выполнения государственного плана выпуска продукции или представления услуг.

Объектом воздействия политико-воспитательной работы является наиболее сложная сфера человеческой деятельности – его психика. Она призвана формировать у осуждённого в соответствии с государственной, общественной и общечеловеческой идеологией взгляды и убеждения, которые должны предопределять его правопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и после отбытия уголовного наказания. Формирование гражданской позиции – основное её назначение.

Опыт, накопленный уголовно-исполнительной системой в экстремальных условиях Великой Отечественной войны, представляет собой ценный источник знаний для дальнейшего реформирования системы исполнения уголовных наказаний России.

Библиографический список

Калашникова Н.В., Кузьминых Л.И., Павлушков А.Р., Соколов В.А. История уголовно-исполнительной системы России: Учебное пособие. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. – 89 с.

История пенитенциарной системы России в XX веке: Сборник материалов международного научного семинара. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 286 с.

Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России, М.: «Вердикт-1М», 1999. – 448 с.: ил.

История пенитенциарных учреждений Вологодского края: Сборник материалов научно-практического семинара (Вологда, 25 января 2006 г.) / Под ред. А.Л. Кузьминых и А.Р. Павлушкова. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. – 140 с.

1 Михлин А.С. Общая характеристика осуждённых. М., ВНИИ МВД СССР, 1991, с. 31.

2 Шаламов В. Собрание сочинений. М., 1998. Т. 1. С. 146.

3 Михлин А.С. Общая характеристика осуждённых. М., ВНИИ МВД СССР, 1991, с.36,96; Журавлёв М.П., Михлин А.С. Осуждённые к лишению свободы. М., ВНИИ МВД СССР, 1972, с. 23.

4 Попов Г., Щербаков В. Диалектика подряда. Правда. 27 июня 1984 г.

5 Архив УВД ВО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 431. Л. 124 -126, 131; Белова Н.А. Деятельность мест лишения свободы на территории Вологодской области в годы Великой Отечественной войны // 1941 – 1945: уроки войны – уроки правды, мужества и патриотизма: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Вологда, 2006. С. 96.

6 Архив УВД ВО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 9 (листы не пронумерованы).

7 См.: Архив УВД ВО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 51. Л. 22.

8 См.: Архив УВД ВО. Ф. 8 Оп. 1. Д. 52. Л. 16.

9 См.: Архив УВД ВО. Ф. 8.Оп. 1. Д. 55. Л. 8; Д. 60. Л. 36.

10 Архив УВД ВО. Ф. 8. Оп. 1 Д.63. Л. 51.

22

PAGE 2

Исправительная система в годы Великой Отечественной войны. Организация ИТЛ в условиях военного времени