Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)


Переделать все. Устроить так, чтобы все стало

Новым; чтобы лживая, грязная, скучная,

Безобразная наша жизнь стала справедливой,

Чистой, веселой и прекрасной жизнью.

А. Блок

Великий русский поэт Александр Блок еще задолго до Октябрьской революции предчувствовал гибель старого мира. Как настоящий большой художник, он чутко улавливал все изменения в мире, в обществе. М. А. Бекетова в своей книге воспоминаний о Блоке пишет, как радостно встретил поэт "переворот 25 октября", как верил в очистительную силу революции. "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству". Вера в эту очистительную силу революционной стихии и вдохновила Блока на создание поэмы "Двенадцать". Другое дело, что очень скоро Блок увидел реальные последствия свершившейся революции. Увидел - и ужаснулся. Но в тысяча девятисот семнадцатого году он ощущал именно то, что отразил в своей поэме, и это главное.

Говоря о событии, перевернувшем старый мир, Блок применяет смелые новаторские приемы. Вся поэма построена на эффекте контрастов: черного и белого, тьмы и света, старого и нового, низкого и высокого. Грешное соседствует со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, частушка с маршем, "паршивый пес" с Иисусом Христом. Таким образом, одной из важных особенностей поэмы является сложное переплетение литературных стилей, многообразие образов и символов. Поэтому "Двенадцать" можно сравнить с музыкальной симфонией - столько в ней многоголосия и разнообразия меняющихся ритмов.

Для характеристики старого и нового автор использует точные яркие, взятые из реальной жизни образы. Так, прогнивший старый мир с его буржуями, витиями, попами, барынями, проститутками для Блока - "паршивый пес", жалкий, трусливый, "поджавший хвост".

В образе двенадцати красногвардейцев, которые идут "без имени святого", Блок показывает силу, сотворившую революцию. Это дети той народной стихии, о которой Блок думает как о могучей, необоримой силе. Вырвавшись на волю, она вершит беспощадную расправу над старым миром. Блок не погрешил против правды. В душах двенадцати смешано все: среди них много людей, одержимых слепой злобой, находивших оправдание любой жестокости, готовых на разбой и поножовщину.

Чтобы выразить свое отношение к описываемым событиям, Блок использует контрастную цветовую гамму. Поначалу напряженность борьбы двух миров подчеркивается постоянным противопоставлением двух цветов - черного и белого. "Черный вечер", "винтовок черные ремни", "черное небо", "черная злоба" - и "белый снег", жемчужная россыпь снега, "сугробы пуховые". Старый и новый мир полярны, как день и ночь, как свет и тень. Позднее автор вводит также красный цвет. Во-первых, цвет крови убитой Катьки. Красное на черном фоне - это высший накал темного, эгоистического чувства, это власть низменных инстинктов, разъединяющих людей, ввергающих их в кровавую вражду. Вторично красное пятно возникает на белом фоне в революционной стихии, призванной уничтожить "страшный" мир.

Блок - лирический поэт. Однако в поэме "Двенадцать" почти нет авторской речи, нет лирического героя. Он перевоплощается в рассказчика, свидетеля, летописца происходящих событий. Поэтому строки поэмы "Двенадцать" наполнены просторечными словами и оборотами, народными песнями и частушками, пестрят призывами, раздающимися с противоположных сторон. И в этом заключается еще одна особенность поэмы "Двенадцать".

Блок принял революцию тысяча девятисот семнадцатого года как проявление народной, космической стихии ("Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови..."). Отсюда - захватывающий дыхание "полет над бездной", задыхающийся, судорожно-прерывистый ритм поэмы. Художественный мир поэмы многозначен. Неоднозначен и ее финал. Существуют разные мнения: то ли это гимн революции, то ли наоборот - предчувствие ее ужасных последствий. Блок отразил в своей гениальной поэме историческую действительность такой, какой она была.