Чацкий и Софья (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)


Главный герой комедии - . С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим действующим лицам.

Любовь Чацкого к Софье - чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?Чтоб, кроме вас, ему мир целыйКазался прах и суета?

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запальчивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекали?Зачем мне прямо не сказали,Что все прошедшее вы обратили в смех?

"Тут что ни слово - то неправда, - говорит Гончаров. - Никакой надеждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии... Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!" Но дело-то в том, что Чацкий отличается "искренностью и простотой... Он не франт, не лев...". В своем чувстве к Софье он непосредствен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.

Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?

Очень хорошо сказал о ней Гончаров: "Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие достоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла...

Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.