ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

PAGE \* MERGEFORMAT 12

Лекция 5

Тема. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель. Дать понятие о изменениях, произошедших на рынку технологий, создании комплексных измерительных решений.

  1. Учебная. Разъяснить системную интеграцию отечественных сетей связи.
  2. Развивающая. Развивать логическое мышление и естественное - научное мировоззрение.
  3. Воспитательная. Воспитывать интерес к научным достижениям и открытиям в отрасли телекоммуникации.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: информатика, математика, вычислительная техника и МП, системы программирования.

Обеспечиваемые: Стажерская практика

Методическое обеспечение и оборудование:

Методическая разработка к занятию.

Учебный план.

Учебная программа

Рабочая программа.

Инструктаж по технике безопасности.

Технические средства обучения: персональный компьютер.

Обеспечение рабочих мест:

Рабочие тетради

Ход лекции.

  1. Организационный момент.
  2. Анализ и проверка домашней работы
  3. Ответьте на вопросы:
  4. На какие классы можно разделить измерительную технику современных телекоммуникаций? Что относится к каждому классу?
  5. Что включает в себя понятие максимальная функциональность прибора?
  6. Какие сети создаются на базе типовых каналов и трактов первичной сети?
  7. Что в себя включает современная технология измерений оптических кабелей включает:
  8. Дайте определение каждому из трех уровней измерений.
  9. Что включают в себя измерительные технологии сетей подвижной?
  10. В чем состоит разница в трактовках семиуровневой модели у МСЭ (ITU) и ISO?

План лекции

  1. Изменение подхода к оснащению измерительной техникой
  2. Системная интеграция отечественных сетей связи
  3. Создание комплексных измерительных решений
  4. Мировой рынок - общие тенденции и факторы влияния на рынок
  5. Директивные и рыночные методы контроля рынка
  6. Рынок измерительных технологий и метрология

  1. Изменение подхода к оснащению измерительной техникой

Как известно, на рынке задействованы три группы участников: заказчики, производители и поставщики. В Украине представлены наиболее полно заказчики и поставщики, из производителей представлены украинские, российские и зарубежные производители. Зарубежные производители, в основном, предпочитают работать на украинском рынке через дистрибьюторов и посредников. Рассмотрим основные тенденции развития рынка для каждой группы и их взаимовлияние.

От решения «в довесок» к системному решению. Взгляд заказчиков на рынок связан с анализом подходов к оснащению измерительной техникой предприятий связи. В настоящий момент в отечественной практике телекоммуникаций можно выделить две основных практики внедрения измерительной техники (рис.1).

Наиболее традиционной практикой является закупка линейного оборудования и в «довесок» к нему измерительного оборудования для эксплуатации. При этом оператор ориентируется на рекомендации фирм (см. рис. 1, слева), которые, как правило, предлагают пакет стандартных измерительных решений для эксплуатации поставляемого ими линейного оборудования.

Если на сети используется оборудование нескольких фирм-производителей, измерительные решения оказываются, как правило, частными и несогласованными. В этом случае сеть оборудуется, так называемым «набором приборов», что удобно для фирмы-поставщика линейного оборудования,

Рис. 1. Две практики внедрения измерительной техники

поскольку любое комплексное решение требует проработки методов измерения, возникают требования интеграции измерительных приборов в общую сеть, соединение полученного комплекса с системой управления и т.д. Наиболее простым вариантом является сведение этих задач к уровню частных задач эксплуатации, где "набор приборов" представляет собой корректное решение. Практика оснащения оборудованием "в довесок" определяется еще и низким уровнем знаний операторов о современных технологиях телекоммуникаций, поскольку требование комплексного подхода связано с пониманием задач измерительной техники в каждой конкретной сети

Комплексный подход (рис. 1, справа) учитывает способность современной измерительной техники к интеграции в измерительные комплексы, локальные сети приборов и возможность реализации комплексных методик настройки и эксплуатации сети Этот подход является перспективным, так как учитывает сложность построения сетей и технологии в целом, и требует пересмотра вопросов системного и технического проектирования сетей связи, поскольку измерительная техника становится неотъемлемой частью сети.

Уже на этапе системного проектирования измерения на сети должны включаться в виде комплексных решений по организации эксплуатации, а на уровне рабочего проектирования они должны дополняться методологией проведения измерений. Только в этом случае измерительная техника будет и использоваться эффективно, и обеспечивать эффективную эксплуатацию.

Таким образом, с развитием современных телекоммуникаций и повышением роли измерительной техники появляются задачи системной интеграции измерительных решений, т.е. комплексного подхода к использованию измерительной техники.

От тендера к системной интеграции. Практика проведения тендеров при закупке оборудования, получившая распространение в последнее время, и примененная к закупке измерительной техники, дает негативные результаты.

Измерительная техника имеет высокую наукоемкость, поэтому к ней неприменимы общепринятые понятия товара, партии и закупки. Высокая наукоемкость современной измерительной техники, постоянное наращивание мощности и функциональности приборов приводит к тому, что измерительные приборы в ряде случаев закупаются в некорректной конфигурации и используются в лучшем случае на 10-20% своих возможностей. Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Наиболее оптимальным решением является закупка не только прибора, но и широкого комплекса услуг, включая обучение, модернизацию и консультации в течении срока, необходимого персоналу для освоения всех нюансов измерений

К сожалению, современные маркетинговые отделы большинства компаний не предусматривают внедрения такого подхода. На пути повышения квалификации в использовании измерительных приборов стоит процедура тендерных закупок, подтвержденная устаревшими указами и распоряжениями. В самой концепции тендера нет ничего плохого или нелогичного. Действительно, если заказчик хочет закупить набор товаров различных фирм, он вправе призвать их к конкуренции и объявить тендер. Пусть себе «фирмачи» снижают цены, мы от этого только выиграем. Однако в измерительной технике объявить тендер означает заведомо проиграть всем участникам

В большинстве случаев покупатель не знает и не может детально указать тот набор функций прибора, который ему нужен, а фирмы-производители к обсуждению спецификации не допускаются по правилам тендера. В результате спецификация «списывается» с характеристик уже известного прибора, который потом не побеждает в тендере.

Далее, следует учесть, что каждый прибор обычно имеет свою изюминку: один более дешевый, другой имеет возможности, которых нет у конкурента, третий вообще выполнен с альтернативной всем остальным концепцией измерений. Технические специалисты в большинстве случаев заказывают под определенные задачи конкретный прибор в конкретной спецификации. Но тогда тендер не имеет никакого смысла, сама идея выбора превращается в игру

Наконец третий аспект связан с основным законом всех тендеров - борьбой за понижение стоимости закупаемого оборудования. Предположим, что заказчик смог создать спецификацию измерительного прибора, допускающую несколько вариантов. В этом случае фирмы-поставщики начинают бороться за право поставки прибора, предоставляя те или иные скидки. Выигрывает тот, у которого предложение дешевле. Других факторов помимо стоимости не возникает. В результате заказчик получает набор коробок с сомнительной перспективой, что его специалисты полностью освоят прибор. Все преимущества индивидуального подхода - консультации, обучение, сопровождение прибора (за исключением гарантийного и послегарантийного ремонта) - оказываются потеряны, поскольку для фирмы-производителя, давшей повышенные скидки, уже нерентабельно предоставлять весь комплекс услуг

В результате в условиях тендера проигрывают и поставщики и заказчики

Альтернативой является индивидуальный подход к каждому заказчику и создание измерительного решения. К этому подходу, названному системной интеграцией, в настоящее время призывают как фирмы-поставщики, так и многие специалисты заказчиков

В целом можно охарактеризовать тенденцию ближайшего будущего развития рынка как переход от одного подхода к другому.

  1. Системная интеграция отечественных сетей связи

Логика развития системного подхода к задачам измерений и появление задач системной интеграции вызывают соответствующую эволюцию системных интеграторов на рынке измерительной техники Динамика развития отечественного рынка измерительной техники для телекоммуникаций во многом аналогична динамике развития рынка средств связи. Последний начал развиваться когда система централизованных закупок импортной техники перестала играть доминирующую роль. Первая стадия развития рынка характеризовалась созданием ряда совместных предприятий (СП), которые, представляя технику западных производителей, готовили почву для работы инофирм. Этап работы СП во многом определялся тем, что большинство западных производителей опасались начинать работу на рынке

Затем на арену вышли представительства фирм-производителей и СП досталась роль дистрибьюторов. Необходимо отметить, что качественно процесс работы представительств мало чем отличается от работы дистрибьюторов, и те, и другие представляют интересы фирмы-производителя и стремятся к коммерческому успеху продукции этой фирмы. Кроме представительств и дистрибьюторов долгое время на отечественном рынке не было других участников. Вероятно, это было связано с необходимостью глубокого ознакомления с новыми технологиями современной цифровой связи. И только несколько лет назад зазвучало ныне модное слово "системный интегратор", т е фирма, которая, зная недостатки и достоинства фирм-производителей, находит оптимальное решение для заказчика, гарантируя эффективность системы и отвечая за ее работу. В ряде случаев системными интеграторами становятся дистрибьюторы. Еще несколько лет назад деятельность системных интеграторов ограничивалась только локальными и корпоративными сетями местного уровня, однако сейчас на рынке работают системные интеграторы, способные решать самые сложные задачи построения сетей связи.

На рынке измерительной техники этап системной интеграции только начинается, так как измерительная техника требует более глубокого знания технологий телекоммуникации, а также ряда дополнительных дисциплин. Не удивительно, что "инкубационный период" системной интеграции на рынке измерительных технологий длиннее, чем на рынке самих средств связи.

  1. Создание комплексных измерительных решений

По мере развития рынка измерительных технологий и понимания задач измерительной техники меняется структура предлагаемых на рынке измерительных решений (рис. 2). Вначале (на этапе работы СП-дистрибьюторов) решения строятся на основе предлагаемой техники, как правило, без детального анализа задачи заказчика и методологии измерений. В условиях дефицита измерительной техники и недостаточно высокой квалификации заказчиков такой подход вполне можно считать оправданным. С этим этапом развития рынка связано повсеместное внедрение измерительных решений в виде "набора приборов".

Рис. 2. Эволюция комплексных измерительных решений

С развитием рынка измерительных технологий появляются первые комплексные решения на основе использования техники одного производителя. Эти решения опираются на опыт инофирм и являются опробованными, однако довольно дорогими и не всегда эффективными, поскольку часто не учитываются специфические требования заказчика.

На этапе появления системных интеграторов возникают проблемы оптимизации комплексных решений, усложняются решения таких проблем, однако эффективность предлагаемых решений растет, а их стоимость снижается.

Подытоживая анализ процесса развития рынка измерительных технологий, можно выделить четыре этапа их развития (табл. 1). В настоящий момент отечественный рынок находится на третьем этапе, характеризующемся появлением системных интеграторов и комплексных решений, альтернативных комплексным решениям инофирм.

Оценивая перспективы развития рынка, можно предположить его стабилизацию. Она будет выражаться в повышении квалификации участников рынка (поставщиков и заказчиков) до уровня развития мировых измерительных технологий. При этом на рынке будут соседствовать две категории комплексных измерительных решений. По-прежнему, будут представлены новые комплексные решения инофирм - эффективные, опробованные, однако сравнительно дорогие. Системные интеграторы будут создавать свои комплексные решения, отличающиеся большей эффективностью при большем риске несовместимости технических средств.

Эти два класса комплексных измерительных решений будут успешно конкурировать, обеспечивая заказчикам удовлетворение их новых запросов.

Таблица 3.1. Этапы развития измерительных технологий

  1. Мировой рынок - общие тенденции и факторы влияния на рынок.

Как отмечалось выше, большая часть зарубежных фирм-производителей непосредственно на рынке практически не представлена. Поэтому взгляд на группу производителей, приводимый здесь, это взгляд на мировой рынок измерительных технологий и измерительной техники. Следует отметить, что оценка эта, хоть и подкреплена наблюдениями и фактическим материалом, является субъективной и может быть не безошибочной.

В практике последних нескольких лет наметились два взаимоисключающих направления в развитии фирм-производителей: ориентация на универсальность и ориентация на узкую специализацию. В настоящее время обе тенденции нашли распространение в мировой практике.

Первая тенденция характерна для больших фирм, создающих широкую номенклатуру измерительной техники. Такие фирмы предлагают универсальные технические решения, охватывающие всю систему электросвязи. Однако при этом компания значительно расширяется, снижается ее гибкость и замедляется реакция на запросы заказчиков, происходит значительная внутренняя интеграция подразделений. И, как следствие, снижаются темпы развития компании на мировом рынке.

Развитие этой тенденции связано с широкой практикой слияния крупных компаний, специализирующихся в области измерительной техники, и подписанием корпоративных соглашений. В последнее время (1999 - 2000 гг) произошли значительные изменения на мировом рынке, связанные с этой тенденцией. Первоначально даже казалось, что западное сознание не выдержало встречи с круглой датой - двухтысячным годом. Большинство фирм стремилось отметить эту круглую дату как можно более масштабно. В результате основные фирмы-производители в период с 1998 по 2000 г. начали изменять свой состав. Hewlett-Packard разделилась на две независимые компании - Hewlett-Packard и Agilent Technologies. Wan-del&Golterman объединилась с Wavetek, а затем и с ТТС и Ando, и в результате возникла компания Actema Teketec переименовалась в Тетех Telecom, IFR купила Marconi Instruments, TREND - ICT Electronics. Часть производства Tektronix перешла в компанию Tempo, а сама фирма Tektronix приобрела подразделение измерительной техники Siemens. Компания TAS купила часть компаний Noise/Com и Consultrorucs, а затем сама была куплена вместе с компаниями Adtech и Metrohm концерном Spirent и т.д. (рис. 3). В результате в настоящее время путаница на мировом рынка превосходит все ожидания, и общая расстановка сил не ясна .

Рис. 3. Тенденции развития мирового рынка измерительной техники

Описанные события не могли не сказаться на качестве работы, большая часть новых разработок приборов была приостановлена, значительно выросли сроки поставки приборов основных фирм-производителей.

Ориентация на узкую специализацию, как правило, характерна для малых фирм-производителей Основной идеей такой тенденции является достижение максимального профессионализма в узкой области технологии измерений. К числу компаний достигших успеха на этом пути, можно отнести:

Компания TREND Communication Ltd (Великобритания) специализируется в тестовом оборудовании для ISDN. Является признанным лидером в области эксплуатационного измерительного оборудования для ISDN, имеет практически абсолютное лидерство на рынках Германии (наиболее развитом рынке ISDN), Великобритании и США.

Компания Metrohm (Великобритания) сделала значительный прорыв в области измерений на электрических кабелях, создав целое семейство ручных и портативных рефлектометров

Компания ICT Electronics (Испания) совершила локальную революцию в области технологии измерений цифровых систем передачи PDH/SDH. Первый портативный анализатор PDH/SDH VICTORIA [4], выпущенный в 1999 г. - это настоящий прорыв в области технологии измерений цифровых систем передачи. Продукция фирмы ICT доминирует на мировом рынке в своем классе измерительной техники.

Компания Amentec (США) заняла узкопрофессиональную нишу по производству оборудования для трафиковой имитации. Трафиковые имитаторы компании семейства Niagara и Crescendo во многих методиках приняты как стандарт оборудования этого класса.

Компания TAS (США) выпустила на мировой рынок широкую номенклатуру имитаторов кабелей и в настоящее время является признанным лидеров в этой области измерительной технологии. Компания также лидирует в области тестирования оконечного оборудования телефонной связи (аналоговых модемов, факсов, модемов "последней мили").

Обычно ориентация на узкую специализацию связана с уникальностью выпускаемой техники и практически не влияет на распределение сил на рынке. Например, имитационное оборудование является системным и имеет очень малый спектр заказчиков, конкуренция в этом случае практически исключена Изменения в состав рынка вносят компании, совершающие прорыв в области эксплуатационного оборудования (такие как TREND, ICT и Metrohm). Отсутствие гибкости в технической политике больших фирм-производителей не позволяет быстро реагировать на новые разработки малых фирм. В результате малые фирмы получают статус стандарта де факто и могут занять целый сегмент рынка

Рассмотрим возможные влияния описанных тенденций на отечественный рынок измерительной техники. Третий этап, на котором находится рынок измерительных приборов, характеризуется появлением комплексных задач в технологии измерений, переходом к системному подходу и появлением системных интеграторов. Однако наиболее распространенной формой поставки оборудования по-прежнему является работа через дистрибьюторов и посредников. В этой ситуации тенденция к укрупнению западных фирм сильно влияет на расстановку сил на отечественном рынке.

Процессы укрупнения и повсеместного слияния крупных фирм-производителей неизбежно влекут за собой усиление конкурентной борьбы. В качестве примера рассмотрим гипотетический случай, когда фирма А является эксклюзивным дистрибьютором фирмы С на отечественном рынке, а фирма В - эксклюзивным дистрибьютором фирмы D Вследствие интеграционных процессов фирмы С и D сливаются и образуют фирму Е. Бывшие конкуренты разных фирм, компании А и В, становятся дистрибьюторами одной и той же фирмы и представляют одну и ту же продукцию Совершенно очевидно, что фактор конкуренции в этом случае должен вырасти. Фирмы А и В сейчас «в одной лодке» и должны стремиться победить конкурента при одинаковых начальных условиях Эксклюзивности больше нет, зато возникает неизбежно явление, получившее название «внутренней конкуренции». Рассматривая интеграционные процессы на мировом рынке измерительной техники, можно увидеть, что в целом фирм-производителей становится все меньше, а объединенные фирмы становятся все крупнее. Крупная фирма-производитель для проведения эффективной маркетинговой политики неизбежно должна стремиться к увеличению количества дистрибьюторов на рынке, чтобы, с одной стороны, расширить свое присутствие и охватить всю номенклатуру продукции, с другой стороны - не содержать для этой цели большой штат, а ограничиться несколькими специалистами, координирующими работу дистрибьюторских фирм. Таким образом, можно ожидать рост числа дистрибьюторов крупных фирм, и может возникнуть ситуация «все торгуют всем» с высочайшим уровнем внутренней конкуренции. Как следствие, неизбежна стабилизация цен и появление системных интеграторов, поскольку в обстановке единообразия представляемой техники единственным положительным аргументом становится не оборудование, а предлагаемое комплексное решение.

Кроме того, тенденция к объединению крупных фирм-производителей значительно меняет расстановку сил на рынке. Происходит ротация кадров. Ряд фирм, представленных на рынке, оказывается выброшенным с него. В качестве примера рассмотрим события нескольких последних лет До последнего времени одно из лидирующих положений на отечественном рынке занимала компания W&G, которая в 1998 г, была объединена с компанией Wavetek. Компания Wavetek имела в Украины трех сильных дистрибьюторов В результате слияния дистрибьюторская сеть практически прекратила существование, и в настоящее время восстанавливается заново, не без проблем. Позиции W&G и Wavetek на отечественном рынке несколько пошатнулись. Компания Amentec является прямым конкурентом W&G. В то же время до 1998 г представительство Wavetek являлось дистрибьютором Amentec в восточной Европе. В результате слияния Amentec потеряла дистрибьютора, и в данный момент на рынке Украины не представлена. Довольно большое количество проданных приборов Amer-ltec осталось фактически без поддержки.

На развитие рынка не менее существенное влияние оказывает деятельность системных интеграторов. Если крупные фирмы-производители заинтересованы иметь несколько дистрибьюторов, чтобы охватить всю номенклатуру, то узко специализированные фирмы ориентируются в своей маркетинговой деятельности на одного эксклюзивного дистрибьютора, представляющего номенклатуру от нескольких до нескольких десятков приборов Если такая специализированная фирма-производитель совершает локальный переворот в технологии, расстановка сил на рынке меняется фактически в течении года. Появление нового «революционного» прибора или устройства позволяет эксклюзивному дистрибьютору в течении года захватить иногда довольно существенный сегмент рынка и коренным образом поменять расстановку сил. В сочетании с системным подходом в создании измерительных решений такой прорыв может привести к быстрому росту небольших компаний.

В качестве примера можно привести значительный успех технической и коммерческой политики компании PR-GROUP-одного из первых системных интеграторов на отечественном рынке тестового оборудования. В настоящее время компания представляет продукцию более 20 фирм-производителей, многие из которых имеют узкоспециальную направленность.

Рассмотрев все объективные законы и субъективные черты развития отечественного рынка измерительной техники, хотелось бы выделить еще несколько довольно специфичных особенностей, влияющих на его развитие.

"Малый" рынок. Рынок измерительной техники принципиально узкий, так как производителей измерительной техники намного меньше, чем производителей телекоммуникационного оборудования. Это необходимо учитывать при анализе динамики развития рынка -нет никаких оснований ожидать его большего насыщения.

Слабая конкуренция. Отличительной особенностью отечественного рынка измерительной техники является низкая покупательная способность операторов. По некоторым исследованиям количество закупаемой в Украины измерительной техники за год можно сравнить с количеством техники, закупаемой в Германии за месяц. В результате многие фирмы-производители рынок серьезно не рассматривают и не проявляют заинтересованности в нем. Так компания Anritsu, успешно конкурирующая с основными производителями (W&G, R&S, Hewlett-Packard) во всем мире, у нас практически неизвестна.

Влияние сертификации. Рынок измерительной техники — это рынок штучного, почти эксклюзивного товара (в год, например, закупается не более 2-3 анализаторов ATM на всю страну) В связи с этим обязательное требование сертификации оборудования без очевидных перспектив окупить затраты на сертификацию, заставляет фирмы идти на риск, т е. вкладывать деньги в довольно слабый рынок. Только крупные компании могут позволить себе это В результате ряд малых компаний, специализирующихся в узких сегментах рынка и успешно конкурирующих с крупными компаниями во всем мире, фактически оказываются выброшенными из рынка Украины. Следствием этого является развитие монополизма, рост цен и замедление стабилизации рынка. По сути обязательное требование сертификации приводит к частичному коллапсу, свертыванию еще не сформировавшегося рынка. В качестве примера можно предположить, что продукция таких компаний как TAS, INET и Tekelec в ближайшее время в Украине не появится, возможно не появится никогда.

Речь идет не об отмене сертификации, а о необходимости облегчения этой процедуры, в настоящее время дорогостоящей и длительной.

  1. Директивные и рыночные методы контроля рынка

Два подхода к развитию современных телекоммуникаций

При рассмотрении объективных факторов, влияющих на развитие отечественного рынка измерительных технологий, необходимо учитывать борьбу подходов к развитию телекоммуникаций вообще. Эта борьба является борьбой менталитетов: старого, основанного на директивных формах работы, и нового, использующего рыночные методы. Она характерна для социально-психологической атмосферы современной Украины, влияет на все ее институты и явления, в том числе и на развитие рынка измерительной техники. Так сложилось, что научно-техническая революция в области технологии современных систем связи наложилась еще на одну революцию - социальную. Для последней характерно изменение хозяйственного уклада страны в целом и переход к рыночным принципам построения экономики. Ниже будет показано видение автором ряда тупиковых проблем, связанных с развитием рынка, и возможного пути их решения. Заметим также, что предлагаемые выводы являются сугубо индивидуальными, основанными на наблюдении описываемых явлений, и требуют критического анализа читателем.

Прежде всего хотелось бы выделить суть различий в двух подходах.

Директивный подход к развитию телекоммуникаций является наследием старой системы производственных отношений, глубоко укоренившимся в сознании специалистов в области связи на всех уровнях Основными чертами этого подхода являются централизованное руководство на верхнем уровне, нетворческое исполнение на нижнем уровне и ориентация на замкнутое производство. Из перечисленных черт наиболее понятной является централизованное руководство, связанное с работой министерств и ведомств. Централизованное руководство понимается как создание прямых директив к исполнению на всех уровнях производственной иерархии. Естественным следствием этого является слепое нетворческое исполнение директив на местах, а также психологический процесс, который можно было бы охарактеризовать как "ожидание директивы". Ориентация на замкнутое производство связана со структурой производства специальной техники в кооперации СЭВ. Внутри такого замкнутого хозяйственного пространства производились специальные (возможно нестандартные) линейные устройства телекоммуникаций (АТС, системы передачи и т д.), под эти устройства разрабатывались директивные методики их обслуживания, и под эти методики выпускалось соответствующее оборудование (возможно нестандартное). Развитие международного рынка специальной техники учитывалось постольку, поскольку необходимо было организовывать международную связь.

В настоящее время директивный подход в области телекоммуникаций устарел, и необходима его смена. Связано это со следующими процессами в нашей стране.

законодательство последних лет значительно ослабило центральную власть, в первую очередь, в плане финансирования. Слабое финансирование не дает возможности содержать достаточно многочисленный и квалифицированный аппарат. В результате центральные органы просто не справляются с количеством директив, необходимых для управления современной связью;

общая тенденция к усложнению технологии современных телекоммуникаций не позволяет в настоящее время полностью централизованно контролировать всю спецификацию аппаратуры, новые услуги связи, новые решения для построения сетей, методы проектирования и т.д. В результате возникает объективная необходимость в переходе от прямого контроля к косвенному путем использования рыночных методов регулирования,

внутреннее производство специальной техники частично или полностью развалилось. В результате возникла необходимость смены ориентации от замкнутого производства к открытому, учитывающему развитие международного рынка;

появление конкуренции в области предоставления услуг связи у местных операторов и необходимость повышения качества предоставляемых услуг потребовали перехода от "ожидания директивы" к поиску и разработке собственных методов обеспечения качества услуг связи.

В результате в настоящее время формируется новый подход к организации работ с ориентацией на рыночные отношения. Для этого подхода характерны: переход от прямого директивного центрального управления к центральному косвенному управлению (использование законов, экономических стимулов и средств массовой информации для регулирования рынка), расширение свободы в разработке оперативных методик измерений на местах в связи с ориентацией на качество предоставления услуг и, наконец, ориентация на открытое производство, широкое внедрение зарубежной техники и расширение международного сотрудничества и кооперации.

В связи с этим требуется перестройка в работе всех основных административно-управляющих институтов отрасли связи, которая только начинается. Возникает множество проблем, связанных с адаптацией нового подхода в решении текущих задач и административно-технических процедур. В настоящий момент рыночный подход не является в полной мере доминирующим, его объективная необходимость признается на всех уровнях, однако непосредственное внедрение и использование этого подхода требует времени Это связано с инерцией мышления специалистов. В результате ряд проблем, которые являются субъективными следствиями конфликта мировоззрений, рассматриваются как объективные проблемы отрасли связи, причем тупиковые проблемы. Решение этих проблем может быть найдено и ниже будут предложены варианты такого разрешения проблем, связанных с измерительной техникой и технологией измерений.

Директивный и рыночный подход к технологии измерений на сетях связи

Первые же проблемы возникают при анализе методов внедрения измерительных технологий в практику обслуживания сетей связи

Директивный метод предусматривал разработку четких методик на измерение определенных параметров, существенных для данного вида оборудования, выпускаемого в стране. Методология измерений разрабатывалась и утверждалась на основе научно-технических разработок институтов связи. Речь шла по сути о разработке инструкций по обслуживанию определенного оборудования, выпускаемого в рамках закрытого производства. В результате появлялись методики проведения измерений. В качестве приложений к ним добавлялся список приборов для организации измерений, выпускаемых в рамках той же системы закрытого производства, часто именно для обслуживания конкретного оборудования Таким образом, методика включала спецификацию измерений, график их проведения, допустимые нормы на параметры и спецификацию измерительных приборов. На местах директиву о проведении измерений, выраженную в форме приказа Министерства связи, принимали к исполнению, не анализируя смысл измеряемых параметров, методологии их измерений и не делая интерпретации результатов в широком смысле, если параметры не в норме, почему это происходит, что делать для устранения причины деградации связи, наконец, насколько существенен параметр для общего качества предоставления услуг. Такие исследования были исключены из обычной практики.

В настоящее время этот подход не работает по многим причинам. Во-первых, темп внедрения новой техники телекоммуникаций настолько велик, что директивы просто не успевают появляться и тем более не успевают учитывать реальный опыт эксплуатации. В дорыночный период такой опыт имелся постольку, поскольку разработка аппаратуры велась с участием все тех же экспертов НИИ связи, сейчас же новая техника привносится "извне", ее внутренние параметры неизвестны, и для разработки норм необходимо учитывать реальный опыт эксплуатации. Во-вторых, наличие конкуренции требует анализа необходимой спецификации измерений на сети с точки зрения обеспечения высокого качества связи Старый подход можно было бы охарактеризовать как "измерения ради выполнения приказа", новый подход-это "измерения ради обеспечения качества", что требует радикального пересмотра подходов к разработке методологии В-третьих, большое количество интеллектуальных устройств, появление целой группы новых измерений, связанных с расширенным анализом протоколов взаимодействия, привело к необходимости внесения в общую методологию рекомендаций по интерпретации результатов. Разработка таких рекомендаций связана с широким научно-техническим обсуждением проблем по обслуживанию сетей и в рамках директивного подхода просто невозможна. В-четвертых, нельзя рекомендовать те или иные приборы для проведения измерений директивным порядком, так как рынок постоянно изменяется Кроме того рынок измерительной техники в Украины вообще находится на этапе формирования, когда любая директива для конкретных моделей устаревает в течении одного года. Возникает объективная необходимость ориентироваться не на приборы, а на спецификацию измеряемых параметров, это было бы полезно и для развития рынка, и для выбора техники операторами.

В настоящее время создается тупиковая ситуация, поскольку любая директива относительно технологии измерений оказывается некорректной, а связисты на местах, ориентированные еще на концепцию "измерений ради директивы", зачастую не знают, не могут и не имеют возможности проводить измерения на современных сетях Ситуация сказывается плохо и на рынке. Новая техника оказывается невостребованной, поскольку не входит в устаревшие директивы и работает на методах, более эффективных, чем описано в старых методиках. Наконец, даже при проведении измерений обязательных параметров часто не выявляется причина деградации качества, найти которую можно методом измерения дополнительных параметров, отсутствующих в директиве С другой стороны, излишнее расширение спецификации измерений в директиве также приводит к негативным последствиям. Так, требование обязательного измерения джиттера в системах SDH, параметра, который имеет сомнительную ценность при эксплуатации, привело к значительному росту цен на измерительное оборудование, усиление монополизма на рынке измерительных приборов для SDH, и, самое главное, лишает оператора возможности обслуживать свою сеть при помощи более простых и дешевых средств. Директива в этом случае приводит к максимализму типа "все или ничего", который в области эксплуатационных измерений просто вреден.

Выход из создавшегося положения прост и может быть сформулирован следующим образом:

технология измерений должна занять свое правильное место - как средство обеспечения качества связи. Спецификация измерений, методология измерений, используемая измерительная техника и методы интерпретации результатов должны быть отданы на усмотрение оператора. Основным требованием должно стать обеспечение и контроль качества;

директивы должны касаться только норм качества, а не методологии измерений;

материалы по методологии измерений должны носить не директивный, а рекомендательный характер, чтобы помочь оператору в решении его проблем. Это могут быть даже не рекомендации Министерства связи, а труды НИИ. От концепции "для обслуживания того-то необходимо мерить следующие параметры..." необходимо перейти к концепции "для обслуживания того-то можно мерить следующие параметры..." Исключение могут составлять только параметры, непосредственно связанные с нормами качества предоставления услуг.

Подводя итог, можно сказать, что в центре внимания оператора должны быть не измерения, а параметры качества предоставления услуги. Измерения должны рассматриваться как средство достижения необходимого качества. Из этого непосредственно следует рекомендательный характер материалов по методологии измерений и творческое отношение к организации измерений, изучение и использование отечественного и международного опыта в области измерений. В этом случае возникает авторегуляция рынка: центральные органы будут законодательно управлять качественными параметрами системы электросвязи, специалисты на местах смогут использовать новейшие достижения в области методологии измерений и оптимизировать последние. Рынок измерительной техники не будет сдерживаться директивами.

Разделение задач эксплуатации на проблемы, связанные с качеством, методологией и методикой измерений, лежит в основе технологического подхода.

  1. Рынок измерительных технологий и метрология

Исторически с измерительной техникой непосредственно связана метрология - наука о единстве средств измерений, методах их организации и анализе погрешностей. Поэтому взаимодействие рынка измерительной техники и метрологии - это очень важная тема. В данном разделе сделана попытка рассмотреть некоторые проблемы современной метрологии и политики в области измерений.

Проблемы единой технической политики в области измерительной техники

Когда горит дом, нет времени писать инструкцию по пользованию огнетушителем. В наслоении двух революций - технологической и социальной - в хаосе новых технических решений, сочетающемся с хаосом новых экономических схем и методов жизни и деятельности, измерительная техника относится властью к второстепенным задачам. И это правильно, здесь нет никакой ошибки. Во всем мире иерархия приоритетов выстраивается следующим образом: сначала связь, затем качество связи, затем измерительная техника и технология измерений, которая позволяет это качество поддерживать. Так что вопрос о технологии измерений возникает тогда, когда становится актуальным вопрос о качестве связи. Без системного отношения к решению вопросов контроля качества нет необходимости системно решать вопросы об организации измерений. Соответственно возникает иерархия приоритетов в разработке руководящих документов: сначала разрабатываются документы по построению и стандартам систем связи, затем - по нормам качества на те или иные подсистемы, наконец - по методике измерений. В настоящее время процесс создания руководящих документов едва ли полностью покрывает все направления технологии телекоммуникаций Вопросы, связанные с контролем качества, только начинают находить отражение в руководящих документах. Технология измерений описывается только в общих чертах в научно-технической литературе, и, вероятно, не скоро станет предметом детального обсуждения стандартизационных органов. Поэтому современные инженеры в области телекоммуникаций поставлены в довольно сложные условия: с одной стороны они вынуждены адаптироваться к хаосу, вызванному описанной выше ситуацией, и для этого может быть успешно применена измерительная техника, с другой стороны методы применения измерительной техники практически не регламентируются существующими руководящими документами и едва ли ситуация изменится.

Все это приводит к важному выводу: в условиях современной технико-экономической ситуации нет возможности ожидать четко сформулированной «сверху» технической политики в области измерений и измерительной техники, такая политика может и должна на данном этапе формироваться «снизу», т.е. теми инженерами, которые непосредственно используют измерительную технику. Выбор - формировать или не формировать техническую политику относительно измерений - также во многом зависит от оператора. Может показаться, что выбор - это всего лишь ненужная ответственность, от которой можно отказаться. Однако оператор должен понимать - в текущей ситуации отказ от ответственности равносилен отказу от взвешенной технической политики в области измерений, что косвенно может сказаться на квалификации исполнительных кадров.

Ждать милости «сверху» не приходится, поэтому творческая инициатива должна идти «снизу». Этот фактор прояснится в ближайшем будущем, поскольку поставленные в условия необходимости быстрого реагирования при отсутствии помощи «сверху», отечественные инженеры должны будут набирать реальный эксплуатационный опыт сами. Возможно, в ближайшее время возникнет новая инженерная школа, отвечающая новым требованиям и специфике.

Роль метрологии и метрологов на современном этапе

Описанную выше ситуацию интуитивно почувствовали в первую очередь главные метрологи — специалисты, отвечающие на предприятиях за метрологическое обеспечение. С приходом рыночной экономики большинство из них стали отвечать за своевременное и правильное оснащение предприятия измерительной техникой. Но большинство специалистов оказались не готовы к выполнению такой задачи. Ведь метрология представляет собой комплекс административно-технических мероприятий, направленных на обеспечение единства средств измерений, и ничего относительно маркетинга рынка измерительной техники нигде не сказано. Поэтому маловероятно, что главный метролог окажется специалистом по рынку со всеми его нюансами. В большинстве случаев на метрологов была возложена полная ответственность за измерительную технику - от ее появления на предприятии до полного износа и списания. В результате первый удар научно-технического прогресса пришелся по ним. Несколько лет метрологи ждали помощи «сверху» - от министерств и ведомств, но помощь не пришла, да и не могла прийти, поскольку стандартизационные органы штопали дыры в законодательстве, посвященном технологии, и не могли выделить достаточный ресурс на измерительную технику. Через несколько лет главные метрологи республиканских министерств бывшего СССР ударили в набат, который до сих пор не умолкает, однако помощь «сверху» не пришла Тогда с середины 70-х годов и начался процесс объединения главных метрологов на основе семинаров и конференций. Эти семинары, изначально проводившиеся как форумы по обмену опытом, в новых условиях стали той трибуной, с которой началось широкое обсуждение всех вопросов, касающихся измерительной техники и всей проблематики отечественной метрологии, причем под метрологией в данном случае понимался и рынок измерительной техники. Эффективность таких встреч оказалась весьма высокой, в результате в настоящее время постоянно действуют ежегодные семинары главных метрологов в Украине, в Белоруссии и Казахстане, результаты которых учитываются при разработке технической политики крупнейших национальных операторов и министерств.

Можно предположить, что в ближайшем будущем именно главные метрологи и их объединения будут представлять единственные органы, которые стихийно или организованно будут формировать политику в области измерений и измерительной техники. По всей видимости, может появиться организация, своего рода комитет по технической политике, который будет отличаться от всех правительственных комитетов тем, что возникнет по инициативе «снизу». Для появления организации есть уже все предпосылки- успешно действующие конференции главных метрологов и периодическое издание - журнал «Метрология и измерительная техника в отрасли связи». Остается надеяться, что данный орган будет реально способствовать повышению профессионального уровня российских инженеров

Проблемы метрологического обеспечения современных измерительных технологий

С развитием измерительной техники тесно связаны процедуры метрологического обеспечения, которые в настоящее время столкнулись с рядом принципиальных проблем. Развитие новой измерительной техники приводит к необходимости учета не только методологии измерений параметров сигналов, но также и методологии анализа протоколов, логического анализа алгоритмов взаимодействия различных устройств. Современная отечественная метрология имеет аппарат поверки приборов, измеряющих параметры сигналов, но не может обеспечить поверку анализаторов алгоритмов работы устройств. Например, анализаторы протоколов современных телекоммуникаций не могут быть поверены существующими методами Есть определенные сомнения, что для поверки прибора, основным назначением которого является определение нарушений в протоколе ISDN, достаточно проверить соответствие его интерфейса PRI требованиям симметричного интерфейса 120 Ом. Такая поверка не дает уверенности в работоспособности прибора и выполнении им своих задач.

В международной практике получила распространение процедура калибровки измерительного оборудования, куда включается не только поверка, но и верификация логических характеристик измерительного прибора. В этой связи необходимо решить вопрос о новой метрологии или о дополнении существующих процедур.

Вторая проблема метрологии — это невозможность поверки и калибровки сертифицированного эксплуатационного оборудования не сертифицированным системным оборудованием. Для калибровки и поверки эксплуатационного измерительного оборудования используется системное измерительное оборудование, более точное по характеристикам и с большими возможностями по спецификации тестов. Очевидно, что рынок для системного оборудования еще более узок, чем для эксплуатационного. В результате нет оснований ожидать эффективности сертификации системного оборудования для поверочных лабораторий Выход из этого замкнутого круга может быть найден только в процессе обсуждения вопросов сертификации и поверки измерительного оборудования.

Основная проблема, связанная с метрологией, это обязательность поверки приборов в течении определенного периода, в то же время для оснащения поверочных лабораторий нет средств. Обычно стоимость оборудования для калибровки, которая включает поверку и верификацию характеристик, на порядок превышает стоимость эксплуатационного оборудования. Это означает, что для калибровки анализатора SDH стоимостью в 100 тыс. $ необходим измерительный комплекс стоимостью 1 млн $. Сомнительно, что такое финансирование может быть найдено в ближайшее время. В то же время требование обязательной поверки приводит к необходимости большого количества самых современных поверочных лабораторий. Таким образом концепция поверочных измерений профанируется, превращается в формальную процедуру подписания бумаг. Где искать выход?

Выход опять-таки лежит в переходе от директивных методов к рыночным. Действительно, для успешного развития рынка измерительной техники нужно две-три современных лаборатории калибровки, оснащенные всем необходимым оборудованием, на страну, где уже тысячи анализаторов используются без возможности верификации их характеристик. Но поверка оборудования может быть отнесена к необязательной процедуре. Действительно, как описывалось выше, основными рыночными параметрами выступают параметры качества. Измерительная техника используется для обеспечения качества связи. Если оператор уверен в правильности показаний прибора, он может продолжать измерять этим прибором. Необходимость поверки находится на усмотрении оператора. Исключение составляют приборы, использующиеся для разрешения противоречий между операторами, однако такие задачи не столь часто встречаются. Приборы "внутреннего" использования — для настройки сети и контроля качества - могут поверяться тогда, когда возникают сомнения в их работоспособности. Если оператор не доверяет прибору, он может его отвезти в лабораторию калибровки, где его параметры будут верифицированы. После чего прибор либо продолжает использоваться, либо его отправляют в ремонт, поскольку современные приборы, выпущенные зарубежными фирмами-производителями, практически не могут быть откалиброваны сторонними организациями. Частота поверки, указываемая в документах к прибору, в этом случае будет носить рекомендательный характер

В результате возникнет авторегуляция рынка лаборатории калибровки будут выполнять реальную работу на коммерческой основе, с операторов будет снята необходимость обязательной поверки всех приборов

Подводя итог вышеприведенному обзору развития рынка измерительной техники и измерительных технологий, хотелось бы отметить, что рынок измерительной техники для систем связи только сформировался, он находится в стадии становления. Развитие его подчиняется объективным и субъективным законам развития технологии и особенностям, связанным со спецификой измерительной техники и экономическим развитием нашей страны.

Как всегда в процессе становления вопросов, возникающих в процессе развития, больше чем ответов. На многие вопросы необходим оперативный ответ, другие возникнут только в перспективе. Однако очень важно и серьезно относиться к этому рынку, учитывать его специфику, поскольку от того, как будет развиваться он на современном этапе зависит, будем ли мы иметь стабилизированный рынок или нескольких монополистов и административное регулирование развития технологии

Домашнее задание: § конспект.

Закрепление материала:

Ответьте на вопросы:

  1. В чем суть комплексного похода к интеграции в измерительные комплексы, локальные сети приборов и возможность реализации комплексных методик настройки и эксплуатации сети?
  2. Какие этапы развития рынка измерительных технологий можно выделить? Дайте их характеристику.
  3. Чем характеризуется третий этап развития , на котором находится рынок измерительных приборов? Поясните суть «внутренней конкуренции» крупных фирм-произвдителей.
  4. Какие особенности отечественного рынка измерительной техники дополнительно влияют на его развитие?
  5. В чем суть директивного подхода к развитию измерительной техники?
  6. С какими процессами внутри страны связана необходимость смены директивного похода в области телекоммуникаций?
  7. Что характерно для формирования нового подхода к организации работ с ориентацией на рыночные отношения?
  8. По каким причинам не работает директивный подход к развитию рынка измерительной техники и технологий?
  9. Предложите методы выхода из кризиса технологии измерений.
  10. Что включается в процедуру калибровки, получившей широкое применение в международной практике?

Литература:

Амренов С. А. «Методы контроля и диагностики систем и сетей связи» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ -: Астана, Казахский государственный агротехнический университет, 2005 г.

И.Г. Бакланов Тестирование и диагностика систем связи. - М.: Эко-Трендз, 2001.

Биргер И. А. Техническая диагностика.— М.: «Машиностроение», 1978.—240,с, ил.

АРИПОВ М.Н , ДЖУРАЕВ Р.Х., ДЖАББАРОВ Ш.Ю. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ» -Ташкент, ТЭИС, 2005

Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г. Диагностика, ремонт и профилактика персональных компьютеров. -М.: Горячая линия - Телеком, 2003.-312 с: ил.

М.Е.Бушуева, В.В.Беляков Диагностика сложных технических систем Труды 1-го совещания по проекту НАТО SfP-973799 Semiconductors. Нижний Новгород, 2001

Малышенко Ю.В. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА часть I конспект лекций

Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г.Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ