Практическое исследование влияния семейного воспитания на возникновение наркомании у подростков

PAGE 3

Введение …………………………………………………………………..3 Глава1.Теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде. 1.1.Категориальный аппарат исследования……………………………6

1.2.Нормативно-правовая база социальной защиты наркомана подростка в РФ………………………...…………………………………………9

1.3.Сущность проблемы наркомании в подростковой среде………..12

Глава.2 Практическое исследование влияния семейного

воспитания на возникновение наркомании у подростков.

2.1.Стратегия и тактика исследования влияния семейного воспитания подростка наркомана………………………………………………...15

2.2. Интерпретация полученных данных …………………………….21

2.3.Программа деятельности специалиста по социальной работе….25 2.4 Апробация программы и оценка ее эффективности

Заключение……………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………31

Введение.

В последние время наблюдается резкий рост наркотизации среди молодёжи и подростков. Причин для этого более чем достаточно. Они кроются в политической и социально-экономической нестабильности общества. Очевиден тот факт, что в Россию хлынула волна наркотиков всё более новых и тяжелых. По ряду причин подрастающее поколение оказалось не способным противостоять этой эпидемии. Прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации были резко разрушены.

Педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и совершенными социально-адаптивными стратегиями поведения.

Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно и бессистемно. Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. За последние 10 лет в РФ увеличился рост подростковой наркомании в 2,5 раза. Ежегодно в России около 30.000 молодых людей гибнут от наркомании.. Вызывает особую тревогу, что в разных регионах России, по данным правоохранительных органов, насчитывается от 2 до 25% старшеклассников, которые, так или иначе, знакомы с у потреблением наркотиков. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,5 раз чаще злоупотребляют наркотиками [23,с.20].

Причины наркомании сложны и многоаспектны: от экономических и социальных до психофизиологических, включая и свойства самих психотропных веществ, специфику их влияния на мозг человека. Тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей , не может выступать как основополагающая. Обычно их сочетание в различных вариантах и толкает подростка на путь наркомании.

Главная роль, на наш взгляд, принадлежит все же неправильному семейному воспитанию. Так, по данным 75% подростков, поступивших на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях.

К неблагополучным семьям обычно относят, семьи, где оба родителя, или один из них, пьют, ведут аморальный образ жизни, а также конфликтные семьи, где ребенок постоянно видит ссоры, скандалы, а то и драки. Однако в последнее время участились факты употребления наркотиков подростками из вполне благополучных и обеспеченных семей. Такие семьи часто характеризуются стилем воспитания по типу гиперпротекции—повышенной опекой над подростком, лишением его самостоятельности, чрезмерным контролем за его поведением.

В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией, напряженность, тревожность, что может привести к употреблению наркотиков. Большое значение имеет и внешняя окружающая среда, особенно неформальные подростковые группы.

Сегодня крайне важно правильно охарактеризовать подростковую наркоманию как явление, выяснить причины ее возникновения и рассмотреть методы борьбы с ней.

Все вышесказанное определяет актуальность выбора темы курсовой работы.

Объект исследования: причины, влияющие на подростковую наркоманию и склонность подростков к употреблению наркотических веществ.

Предмет исследования: влияние семейного воспитания, возникновение и развитие наркомании в подростковой среде.

Гипотеза: Возникновение наркомании и склонности к употреблению наркотических веществ у подростков определяется рядом причин, среди которых существенную роль играют условия семейного воспитания.

В нашем исследовании основной целью является анализ влияния семьи на возникновение и развитие наркомании у подростков. Для достижения цели выдвинуты конкретные задачи :

1.Определить категориальный аппарат исследования.

2. Проанализировать нормативно-правовые основы социальной защиты несовершеннолетних в РФ.

3 Рассмотреть теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде.

4. Провести экспериментальное исследование влияния семейного воспитания на возникновение и развитие наркомании у подростков.

5 .Разработать программу социальной работы с семьями подростков склонных к употреблению наркотических средств и подростков наркоманов.

Методологической основой исследования является философская концепция научного детерминизма, исходящая из признания приоритетности гуманистических начал и воплощающаяся на практике в комплексно ориентированную модель деятельности специалиста по социальной работе

Степень научной разработанности проблемы – исследованием проблемы наркомании в подростковой среде занимались такие авторы, как Ковалев В.В., Левин Б.М. и др . Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом изучении причин возникновения наркомании в подростковой среде, а также в разработке программы социальной работы с семьей подростка, страдающего наркоманией.

Глава1.Теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде

1.1. Понятийный аппарат исследования.

При написании данной квалификационной работы возникла необходимость в четком определении и разъяснении наиболее часто употребляющихся терминов в интересующей нас области. Ниже приводится список таких определений.

Семья- это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением

домашнего хозяйства , эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу[14,с.77].

Семейное воспитание- деятельность семьи, направленная на создание благоприятных условий для развития ребенка, подготовку его к общественной жизни, формирование развитой личности [39,с.114

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения он принятых в обществе норм.

Девианты - люди, известные своим частым отклонением от относительно важных норм.

К наиболее распространенным формам девиантного поведения относят алкоголизм, наркоманию, проституцию и суицид.

Наркомания- болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящая к тяжелым нарушениям функций организма. Употребление наркотика в малых дозах вызывает эйфорию, в больших дозах- наркотический сон. Систематическое употребление вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание от употребления сопровождается абстинентным синдромом.

Наркотическое вещество- психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список, вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызвать привлекательное психическое состояние, а при систематическом- психическую и физическую зависимость.

Наркотико- содержащие средства можно разделить на следующие группы -природные (натуральные) наркотические средства и полусинтетические полученные на их основе ;

- синтетические наркотические средства;

- сильнодействующие медикаментозные средства, которые не являясь наркотиком, могут вызвать болезненное пристрастие и представлять опасность для здоровья , а также использоваться как сырье для приготовления наркотиков;

- средства бытовой и промышленной химии.

Механизм действия всех наркотиков на психику человека одинаков, конкретные проявления влияния того или иного вещества на организм человека имеют свои особенности, которые определяются видом наркотика

Наркотический сон - это сон вызванный действием седативных или наркотических лекарственных

Наркотическое опьянение, или синдром наркотического опьянения, представляет собой состояние, возникающее после приема наркотических средств, включающее определенные психические и соматические симптомы .Также условно можно выделить субъективные, испытываемые опьяневшим, проявления и объективные признаки наркотического опьянения регистрируемые окружающими.

Привыкание- период, когда невозможно исключить какое-либо вещество из жизни, так как оно постоянно требуется, чтобы человеку почувствовать себя «хорошо», его требуется все больше и больше. Это явление называется толерантностью.

Наркотическая зависимость- влечение к тому состоянию, которое вызывает наркотик

наркотическая зависимость может быть :

а) психической - подавленное настроение, раздражительность, мысли о том, что «жить не имеет смысла», вызванное отсутствием приема наркотика;

б)физической – боли в голове, лихорадка, сухость во рту . тошнота и другие симптомы в случае отсутствия приема наркотика [46,с.20].

Социум- окружение, в котором формируется человек [16,с.420]. Социализация- это приобщение человека к социальной жизни. В этом процессе человек получает статусную позицию и способность функционировать в данном обществе [22,с.307].

Среда- совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм [17,с.599]. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Неформальные объединения молодежи одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями [20,с.417].Приведенный список наиболее часто употребляемых терминов позволит нам не приводить данные определения полностью по ходу дальнейшей работы.

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности.

Подросток (тинейджер) — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Социальная работа- вид деятельности, которая направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.

Социальная адаптация- процесс и результат активного приспособления личности к изменениям социальной среды.

Социальная реабилитация- комплекс мер ,направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

1.2.Нормативно-правовая база социальной защиты наркомана подростка в РФ.

В настоящее время разработана обширная нормативно- правовая база в области защиты подростков, в том числе и от наркотизации. Основание для такой защиты состоит в следующем: подросток недееспособен, что признано правовыми документами (уголовная ответственность наступает с 14 лет, административная ответственность- с 16 лет, полная правовая ответственность- с 18 лет).

Первоосновной системы защиты несовершеннолетних выступает нормативно- правовая база, состоящая из пяти уровней.

Международное законодательство в области охраны прав и интересов детей (Декларация прав человека, Хартия детства, Конвенция ООН по правам ребенка)

Международное законодательство по защите прав и интересов детей. Представляет собой свод Международных документов по защите детства. Оно представлено Хартией детства, Декларацией прав человека и Конвенцией ООН по правам ребенка /1989/, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания и защиты детей. Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена еще в Женевской декларации прав ребенка/1924/. Она получила дальнейшее развитие

Декларации прав ребенка, принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г.; признана во Всеобщей декларации прав человека;

в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Так, Конвенция о правах ребенка содержит обоснование и изложение основных проблем ребенка. Цель Конвенции состоит в максимальной за щите интересов ребенка. Она гарантирует ребенку право на жизнь, здоровье, образование, полноценное развитие, присмотр и уход[2,ст.6,7,8].

Наша страна подписала Декларацию о соблюдении Конвенции ООН по правам ребенка на ряду с развитыми европейскими странами, направленная на охрану прав и интересов детей в Российской Федерации Федеральные правовые документы по защите прав детей в РФ активно разрабатывались в последнее десятилетие.

Федеральные правовые документы по защите прав детей в Российской Федерации( Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.). Региональные нормативно- правовые акты Волгоградской области по охране прав и интересов детей

Муниципальные нормативно- правовые акты..

Локальные .

Проблема незаконного оборота наркотических и психотропных веществ сегодня заняла ведущее место среди угроз национальной безопасности России. Борьбой с незаконным производством и распространением наркотиков занимается целый ряд государственных органов РФ, в том числе и пограничная служба.[34,с.67]

В борьбе с наркоманией важным международным соглашением является Единая конвенция по наркотическим средствам, принятая в 1961 году.

Подписавшие её стороны должны:

Ограничить легальное производство, переработку и распространение наркотических средств, осуществляемых в медицинских и научных целях; ликвидировать любое незаконное производство сырья для наркотиков; бороться с нелегальным изготовлением и торговлей наркотическими средствами; сотрудничать друг с другом ради достижения целей конвенции.[41,с.109]

Федеральные правовые документы по защите прав детей в РФ активно разрабатывались в последнее десятилетие.

Переход к рыночным отношениям, вступление России на путь построения демократического общества и социально ориентированной политики не исключают ведущую роль государства и его органов по созданию механизма реализации право каждого гражданина на социальную защиту, и в первую очередь, защиту прав детей. Основы правовой защиты семьи заключены в Конституции РФ. Так, ст. 7 гласит, что Российская Федерация- социальное государство, оно определяет развитие системы социальных служб. Охрана материнства и детства также находится под охраной государства: « Забота о детях, их воспитании, равное право и обязанность родителей» (ст.38).

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование..

Среди нормативно правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечения прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности , правонарушений подростк ов, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо также назвать Семейный кодекс Российской Федерации, принятый 1 марта 1996 года. Кодекс состоит из 8 разделов и 170 статей и раскрывает права и обязанности родителей и детей, оставшихся без попечения родителей; включает вопросы об алиментных обязанностей родителей. Он обязывает должностные лица организаций и граждан, располагающих сведениями о детях , оставшихся без попечения родителей, об угрозе жизни или здоровью ребенка. О нарушение его прав и законных интересов сообщать оних в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка(ст.33). Орган опеки и попечительства в течение трех дней обязан провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить защиту его прав и интересов.[43,с.14]

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства, предусматривается в Федеральных законах, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

К числу важных законодательных актов относятся:

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-Ф3 « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» и ряд других законодательных актов.

Так в частности Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними» определяет задачи деятельности по профилактике:

- предупреждение и определение причин и условий способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; -социально- педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- выявление пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и анти общественные деяния. На региональном уровне утверждено законом Волгоградской области от 27 марта 2007 г.№111 областная программа» Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков ираспрастранению наркомании в Волгоградской области на 2007-2009г» На муниципальном уровне Администрацией Еланского района Волгоградской области принято Постановление от 30.05.2005.№14.» о создание межведомственной комиссии по противодействию незаконному обороту наркотиков и распространении наркомании в районе».

На локальном уровне работа ПДН Еланского РОВД строится по законодательному принципу. Размеры и границы территории определяет начальник РОВД.

. Таким образом, для работы с наркозависимыми подростками имеется правое поле. Тем не менее, существует ряд негативных моментов в области законодательства. С одной стороны, существует достаточно разработанная нормативно-правовая база, направленная на борьбу с наркотиками; с другой стороны, многие из норм существуют лишь «на бумаге»

1.3 Сущность проблемы наркомании в подростковой среде.

Возникновение влечения к наркотикам теснейшим образом связано с условиями жизни человека.

Прежде всего, следует рассмотреть условия которые можно разделить на две группы: макросоциум и микросоциум.

- Первая группа – это общество, в котором человек живет, включая его историческое прошлое, мораль нравственные ценности, политические и экономические проблемы.

- Вторая- непосредственное окружение человека, люди, с которыми он общается, от которых зависит, с кем дружит или враждует. В детском возрасте микросоциум составляют, прежде всего, родители( или лица их заменяющие), родственники, учителя, соседи и другие взрослые, а также друзья , одноклассники и т.п.

Влияние макросоциума на развитие ребенка, особенно пока он мал, обычно недооценивают. Через настроение родителей, через их поведение, отношение друг к другу и к другим людям ребенок часто улавливает два основных параметра функционирования общества в целом: благополучие и неблагополучие.

В свою очередь уровень напряженности в обществе тесно связан с приобщением подростков к употреблению наркотиков.

Неуверенность в завтрашнем дне, острые социальные конфликты, необходимость вынужденно менять образ жизни или место жительства является мощными факторами , толкающими подростка к употреблению наркотиков.

. Вступая в подростковый возраст, молодой человек сталкивается с огромным количеством неведомых ему ранее проблем. Он вдруг понимает , что внутри него существует источник познания.

Новые знания, которые требуются подростку, лежат не в области мышления и рассудка, а в области чувств. Когда взрослые говорят про молодого человека, что он «теряет голову», они на самом деле имеют ввиду временную утрату человеком рассудочности и его обращения куда-то в эмоции.

Молодой человек не способен выразить это ощущение словами , ему кажется , что рассудочные взрослые не способны его понять. Он начинает искать новые авторитеты, которые с его точки зрения способны разделить с ним тайну и боль становления собственного «я».

В поисках таких авторитетов везет не многим. И если мы не сможем ничего противопоставить такому авторитету, подросток пойдет за человеком, который скажет ему, что он знает лекарство от этой боли в его душе. Живущие с ощущением бессмысленности существования молодые люди на глазах взрослых создают собственную культуру. Риск, азарт, нахождение на грани жизни и смерти , физическое и психическое напряжение вызывают естественным образом примерно те же химические изменения в деятельности нервного волокна, которые вызывают и кокаин и амфетамины. Потребность в новых, отличных от серой реальности будней ощущениях, является частью той великой потребности, которую психологи называют метафизической. Таким образом, метафизическая потребность также является причиной потребления наркотических веществ

Причины наркомании сложны и многоаспектны: от экономических и социальных до психофизиологических, включая и свойства самих психотропных веществ, специфику их влияния на их мозг человека. Тем не менее, ни одна из этих причин не может выступать как основополагающая. Семья играет основополагающую роль.

Семья не сумевшая дать ребенку родительской любви, заботы, душевного контакта, ощушения защищенности, устойчивости и гармоничности отношений , приводит его к самой разнообразной психической и личностной патологии в будущем, которая в свою очередь является предпосылкой употребления наркотических веществ.

Глава.2 Практическое исследование влияния семейного

воспитания на возникновение наркомании у подростков

2.1.Стратегия и тактика исследования влияния семейного воспитания подростка наркомана.

Рассмотрев теоретические аспекты и проблемы наркомании и проработав нормативно- правовую базу приступаем к исследованию проблемы влияние семьи на наркоманию подростков. .

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение . . Роль определителя играет диагностика. оценка вещей. В работе по профилактике наркомании среди подростков, социальный работник должен диагностировать (т.е. определять наличие и уровень развития) следующие факторы риска: объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия и т.д.), здоровье членов семьи (алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д.), состав семьи, образование ребенка и т.д.[

Свою работу начинали строить во взаимодействии с различными службами Еланского района:

-комитетом по образованию;

-комиссией по делам несовершеннолетних;

-подразделением по делам несовершеннолетних;

-территориальными органами самоуправления населения. В отделении КДН создана база данных на семьи, находящиеся в социально-опасном положении, ведется учет безнадзорных несовершеннолетних употребляющих психотропные вещества и т.д.

обходимой информации прилагается, качество выражается в социальном диагнозе).

Целью нашего исследования явилось изучение взаимоотношений матерей и подростков склонных к употреблению наркотиков. Обследованы две группы подростков в возрасте от 13 до 18 лет и их матери. Экспериментальную группу составили подростки, проходящие курс социальной реабилитации и адаптации в Медицинском Центре "Группа Помощь" и их матери. Длительность курса реабилитации индивидуально варьировалась.

Диагноз - героиновая наркомания. Количество обследуемых семей .

Контрольную группу составили подростки, не употребляющие наркотики, и их матери.

Количество обследуемых семей в данной группе - 15. Испытуемые подростки как в контрольной, так и в экспериментальной группах живут в родительских семьях.

Для наркозависимых подростков и их матерей были предложены анкеты, анализ которых выявил статистические значимые положительные взаимосвязи в ответах матерей между возрастом матери и наличием конфликтов с подростками (r=0,64), а также сотрудничеством с ним (r=0,48). Статистически значимые, но отрицательные корреляции в анкетах матерей отличались между возрастом матери и доверием к ней подростка (r=0,52). В анкетах подростков выявлены статистически значимые положительные взаимосвязи доверия подростков с общностью интересов с матерью (r=0,53) и авторитетом матери (r=0,48). Матери чаще указывают на доверительность отношений, общность интересов и считают, что являются авторитетом для своего ребенка, в то время, как подростки более склонны считать отношения с матерью сотрудничеством и чаще подчеркивают конфликтность отношений. Вопреки бытующему мнению, что чем больше разница в возрасте между матерью и подростком, тем меньше у них общих интересов, что и служит во многом причиной возникающих в отношениях проблем, анализ полученных данных не выявил этой закономерности. Однако, установлено, что, чем старше мать, тем меньше доверия между ней и подростком и больше конфликтов в отношениях между ними.

Как показал корреляционный анализ, матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки. Это, видимо, связано с манипулятивным характером отношений наркозависимых подростков к своим родителям.

Для изучения нарушений семейного воспитания и выявления их психологических причин была использована методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкис. [приложение;с.33] В результате сравнения были выявлены следующие статистически значимые различия в распределении признаков в экспериментальной и контрольной выборках, измеренных с помощью методики АСВ (табл.1.).[приложение 1]

Можно видеть, что для семей экспериментальной группы характерны такие нарушения как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей - требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку. Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще является воспитательная неуверенность матери, фобия утраты ребенка и проекция негативных качеств на ребенка.

В ситуации, когда мы говорим о гипопротекции, имеется ввиду, что подростку оказывается недостаточно внимания родителей, до него "не доходят руки"; за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

В случае недостаточности требований - обязанностей и требований - запретов подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье, что проявляется в высказываниях родителей о трудности привлечения ребенка к какому-либо делу по дому. При этом ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что никто с него не спросит. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения.

Минимальность санкций свидетельствует о том, что родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности наказаний Воспитательная неуверенность родителя (в данном случае матери) и фобия утраты ребенка относятся к нарушениям взаимного влияния членов семьи, что обусловлено нарушением воспитания по типу потворствующей гиперпротекции либо пониженным уровнем требований к подростку. В этом случае как бы происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком в пользу последнего. Родитель "идет на поводу" у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его "слабое место" и добивается для себя положения "минимум требований - максимум прав". Фобия утраты связана с нарушением воспитания по типу потворствующей или доминирующей гиперпротекции. "Слабое место" - неуверенность, боязнь ошибки, преувеличение представления о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпроекция); либо мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств обуславливает эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует в самом себе. Корреляционный анализ взаимосвязей между психологическими причинами отклонений и нарушениями в семейном воспитании в контрольной и экспериментальной группах показал, что структура взаимосвязей в экспериментальной группе является гораздо более разветвленной, с большим количеством корреляций по сравнению с контрольной группой.

При этом необходимо отметить, что в общих чертах структура зависимостей между изучаемыми параметрами как в контрольной, так и в экспериментальной группах, сходна. Например, в обеих группах проекция негативных качеств на ребенка и неразвитость родительских чувств связывается с таким нарушением как гипопротекция, а фобия утраты ребенка с недостаточным количеством требований - обязанностей, предъявляемых ребенку со стороны матери

Однако интересным является факт, что если неустойчивость стиля воспитания по данным контрольной группы связана с воспитательной неуверенностью прямой, то по данным экспериментальной группы - обратной зависимостью.

Для выяснения отношений матери к семейной роли и эмоциональных контактов с ребенком были применены методика PARI Е.Шеффера и Р.Белла в адаптации Т.В.Нещерет.[прилож.; с.33].

В результате сравнения были выявлены следующие статистически значимые различия в распределении признаков в экспериментальной и контрольной выборках, измеренных с помощью методики PARI (табл.2).[приложение 1]

Было выявлено, что для семей экспериментальной группы в большей степени характерны следующие особенности: ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье, стремление к сверх авторитету родителей, раздражительность и подавление агрессивности ребенка. Кроме того, наблюдалась тенденция в различиях выборок по параметру "уклонение от контакта с ребенком" (р=0,080, среднее по экспериментальной группе = 12,71, среднее по контрольной группе = 10,86).

Представлялось интересным рассмотреть структуру зависимости между отношением матери к семейной роли и особенностями эмоционального контакта с ребенком .

Установлено, что излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция, с ребенком связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с "безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с зависимостью матери и ограниченностью рамками семьи. Особый интерес вызывает взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверх авторитета родителей. Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием авторитарности родительского мнения. С целью изучения мнения подростков по поводу установок, поведения и методов воспитания родителей был использован опросник "Подростки о родителях" (АDOR),[приложение;с.34] разработанный в Психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева (Санкт-Петер

бург). В результате статистической обработки результатов выявлено, что для семей экспериментальной группы (как считают подростки) в большей степени характерны "автономность" (3,66) самого подростка и "непоследовательность" (3,61) воспитательных воздействий со стороны матери.

Высокие баллы по шкале "автономность" означают параллельное, автономное существование членов семьи. В том случае, когда мы говорим о непоследовательности, то имеем ввиду оценку подростком поведения матери как чередование господства силы, амбиций и покорность, деликатность и сверх альтруизм и недоверчивая подозрительность. . Статистически значимые взаимосвязи между показателями "внутри" методики ADOR в экспериментальной группе подростков. Обращает на себя внимание тот факт, что в экспериментальной группе "директивность" связана прямой зависимостью с "враждебностью" и обратной - с "позитивным отношением". Это может быть интерпретировано следующим образом: проблемные отношения между матерью и подростком, отсутствие оптимального контакта связано с попыткой матери применять директивные формы воздействия, использовать давление на подростка, неприятие во внимание мнения ребенка, что, в свою очередь, подростком воспринимается как негативное отношение к себе.

2.2 Интерпретация данных

По результатам факторного анализа, предпочтительной оказалась 4-х факторная модель признаков со следующими названиями факторов: "Отношение матери к семейной роли и близость эмоциональной дистанции с подростком", "Уровень опеки над подростком", "Отношение матери к подростку глазами самого подростка", "Отношение подростка к матери".

В перечисленные факторы с ведущими факторными нагрузками вошли следующие показатели:

Фактор 1 - "Отношение матери к семейной роли и близость эмоциональной дистанции с подростком" (имеет наибольший вес): чрезмерность запретов (0,87), исключение несемейных влияний (0,84), раздражительность (0,82), зависимость матери (0,79), доминирование матери (0,76), неудовлетворенность ролью хозяйки (0,75), подавление агрессивности (0,72), семейные конфликты (0,65), ощущение самопожертвования в роли матери (0,63), чрезмерная забота (0,62), гиперпротекция (0,61).

Фактор 2 - "Уровень опеки над подростком": недостаточность удовлетворения потребностей подростка (0,87), желание ускорить развитие подростка (0,8), гипопротекция (0,75), уклонение от контакта с подростком (0,74), неразвитость родительских чувств (0,73), проекция качеств на подростка (0,71), строгость (0,63).

Фактор 3 - "Отношение матери к подростку глазами самого подростка": позитивное отношение к подростку (-0,72), директивность (0,67), автономность (-0,62), враждебность (0,54).

Фактор 4 - "Отношение подростка к матери": общность интересов (-0,69), доверительность отношений (-0,65), авторитет матери (-0,63). Первые два фактора относятся к взгляду матери на семейные отношения, а вторые два - к мнению подростка о родительско-детских отношениях в семье. Как известно, результаты факторного анализа могут быть использованы с целью типологии. Нами были использованы первые два фактора, так как они имеют наибольший вес, и, следовательно, можно предположить, что выделенные типы взаимоотношений в экспериментальной группе являются наиболее часто встречающимися. Исходя из этого, представляется возможным выделить черты семей, наиболее характерные для обследованной выборки.

Первую группу, наиболее многочисленную, составили семьи: с нарушением воспитания по типу гиперпротекция и недостаточность запретов; с характеристиками отношения матери к семейной роли как зависимость матери, доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, самопожертвование в роли матери;

с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком, для которых характерно исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности, что свидетельствует об излишней концентрации матери на ребенке.

В таких семьях родительско-детские взаимоотношения строятся по принципу либо потворствующей, либо доминирующей гиперпротекции. Подросток в такой семье находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Вторую группу составили семьи со следующими особенностями: с нарушениями воспитания по типу гипопротекция, с недостаточным удовлетворением потребностей ребенка и действием таких психологических причин как неразвитость родительских чувств, проекция нежелаемых качеств на ребенка;

с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как уклонение от контакта с ребенком. В данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним.

Полученные результаты позволяют судить о том, что родительско-детские отношения в семьях наркозависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, подтверждается существование эффекта созависимости. Все это свидетельствует о необходимости семейной психотерапии при наркомании.

Не возникает сомнений, что, во-первых, нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одним из базовых факторов становления аддиктивного поведения у подростков, а, во-вторых, эти отношения могут значительно деформироваться в связи с наркотизацией подростка.

Поэтому, можно лишь с определенной осторожностью предположить, какие из выявленных нами нарушений родительско-детских взаимоотношений являются причиной, а какие следствием обращения подростка к наркотикам. Так, фобия утраты ребенка, может быть условно отнесена к "приобретенным" , в то время как воспитательная неуверенность матери и проекция на ребенка нежелаемых качеств могут быть как причиной так и следствием становления наркоманического поведения подростка.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на то, что исследование проводилось на базе коммерческого Центра, и это позволяло предположить, что там лечатся подростки, которых совсем нельзя назвать заброшенными и забытыми, тем не менее, характерной чертой семейных взаимоотношений данной группы является гипоопека. Следовательно, материальный достаток семьи и готовность родителей тратить деньги на лечение ребенка не свидетельствует об оптимальности эмоционального контакта между матерью и подростком и наличии достаточного уровня опеки над ребенком:

Для семей наркозавизимых подростков в большей степени, чем для группы здоровых, характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к подростку.

Наиболее часто встречающиеся психологические причины нарушений воспитания в семьях наркозависимых подростков - это неуверенность матери в вопросах воспитания, фобия утраты ребенка и проекция на ребенка не желаемых качеств.

Особенностями отношения созависимых матерей подростков-наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к сверхавторитету родителей.

По результатам обследования созависимых выявлены следующие особенности эмоционального контакта между ними и подростками: раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности подростка.

По результатам обследования подростков-наркоманов взаимоотношения в их семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и подростка, а также непоследовательность воспитательных воздействий, применяемых к подростку. Выделено два типа семей: семьи с типом воспитания - доминирующая или потворствующая гиперпротекция; семьи с воспитанием либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. 2.3 .Программа деятельности специалиста по социальной работе.

На основе выделенных проблем была составлена индивидуальная программа по социальной реабилитации и адаптации подростков из семей различных типов воспитания. Многие существующие программы профилактики подростковой наркомании являются хорошим примером применения системного подхода в области работы с наркоманией. Однако очевидно, что возможности системного подхода снижаются вследствие несогласования форм, методов, стратегий и границ профилактической работы, проводимой представителями разных отделов центров социально – психологической помощи. Мы имеем в виду социального работника, социального педагога и психолога.

Каждый из этих специалистов относительно реализует определенные функции или системы функций. Некоторые функции в работе социального работника, социального педагога и психолога могут совпадать. Например, такие функции, как диагностическая, аналитическая, профилактическая и т.д. Нечеткость распределения функций зачастую снижает качество их реализации: решение задачи либо дублируется специалистами, либо вместе с ответственностью за результат делегируется коллеге.

Таким образом, проблема профилактики наркомании как социального явления возникает прежде всего на организационном уровне, где необходимо решить ряд следующих задач:

-определить границы компетенции и содержание работы социального работника, социального педагога, психолога;

-определить сферы и методы взаимодействия социального работника, социального педагога и психолога;

-установить формы организации деятельности социального работника, социального педагога и психолога.

Четкое определение функции позволит правильно организовать работу и предупредить конфликты (см. таблицу).

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

1. Социальная диагностика

Первичная социально-психологическая диагностика

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог

Выявление позитивных качеств ребенка, вредных привычек, склонности к асоциальному поведению, самовольным уходам из дома

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, воспитатели

Выявление уровня школьной дезадаптации

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, педагоги

Углубленное медицинское обследование подростков, лечение в соответствии с назначениями

Медицинские работники

Постановка социального диагноза

Специалист по социальной работе

Разработка индивидуальных программ по результатам диагностики

Специалист по социальной работе

2.Комплексная профилактика подростковой наркомании

Организация взаимодействия всех специалистов для обеспечения выполнения комплексной профилактической программы.

Специалист по социальной работе

Защита прав ребенка. Определение социально-юридического статуса

Специалист по социальной работе, юрист

Профилактические беседы о возможных последствиях

Специалист по социальной работе, сотрудники ПДН, КДНиЗП

Работа по преодолению школьной дезадаптации

Специалист по социальной работе, педагоги

Развитие позитивных свойств личности: эмоциональной, коммуникативной и познавательной сфер, работа с психотравмой

Психолог

Коррекция отклонений в нравственном развитии и воспитание морально-этических норм

Все специалисты

Лечение, укрепление адаптационных возможностей организма, формирование и закрепление навыков здорового образа жизни

Медицинские работники, педагоги дополнительного образования

3. Повышение эффективности социально-профилактической работы

Работа с персоналом:

Психолого-педагогические конференции;

Педагогические часы;

Лекции, семинары, тренинги по соответствующей тематике;

Индивидуальное консультирование.

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог

Вторичная диагностика, определение эффективности программы, ее коррекция в случае необходимости

Специалист по социальной работе

Информирование

Беседа, чтение лекций, ведение пропаганды

Беседа, чтение лекций, проведение семинаров

Беседа, проведение лекций, семинаров, в т.ч. обучающих для других специалистов по профилактике (СР, СП), ведение деловых игр, информационных тренингов, сотрудничество со СМИ

Обучение

Создание социальных условий обучения, рекомендации

Чтение лекций, ведение тренингов социальных навыков

Социально – психологический тренинг, психокоррекционные группы

Решение социальных и психологических проблем

Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, судами, биржами труда, местными администрациями),

направление нуждающихся к психологу

Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, биржами труда, местными администрациями),

направление нуждающихся к психологу, первичная диагностика и консультация

Коррекция самоотношения,

психокоррекция, психотерапия

Контроль (текущий, поэтапный)

Наблюдение на дому

 

Наблюдение на дому

Группы поддержки, периодические встречи

 

В своей работе социальный работник (СР), социальный педагог (СП) и психолог (П) выполняют несколько основных взаимодополняющих функций:

—диагностика;

—сбор информации, анализ информации;

—информирование;

—обучение;

—содействие в решение социальных и психологических проблем;

—контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Любая работа должна начинаться с определения ее целей и задач. Роль определителя играет диагностика. Естественно, каждый из специалистов социально – психологической структуры имеет границы своей деятельности и методы диагностики. Например, социальный работник ориентирован в основном на определение уровня социального благополучия человека, в то время как психологу необходимо диагностировать основные конфликты и их причины в структуре его личности.

В работе по профилактике наркомании среди подростков, СР должен диагностировать (т.е. определять наличие и уровень развития) следующие факторы риска: объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия и т.д.), здоровье членов семьи (алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д.), состав семьи, образование ребенка и т.д.

Роль СП заключается в диагностике уровня умственного развития ребенка, его социального интеллекта (уровень включенности и степень эффективности в системе общественных отношений), а также основных индивидуально – психологических характеристик, таких, как темперамент, характер, способности, направленности и т.д. Кроме того, СП, как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в их реальных условиях (на дому), может сделать выводы о методах и качестве воспитания ребенка.

Роль П заключается в диагностике основных глубинных противоречий внутри личности клиента, семейных и других систем отношений, которые могут выступать факторами наркотизации подростка. Более того, если П имеет дело с клиентом, имеющим опыт употребления наркотиков, его основная диагностическая задача состоит в определении уровня личностных расстройств, связанных с употреблением наркотиков.

Сбор информации, анализ информации. Одним из направлений деятельности центров социально – психологической помощи является не только анализ информации по конкретному случаю, но и прогнозирование основных тенденций развития наркомании как социально – психологического явления. Это возможно с помощью сбора и анализа информации, на основе которого строятся предположения о влиянии разного рода факторов на распространение наркомании.

Специалистам необходимо ответить на ряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?», «Что нужно делать?», «Что будет дальше, если …?»

Естественно, каждый специалист будет отвечать на эти вопросы по своему: СР уделит внимание внешним условиям, СП рассмотрит связь внешних факторов с внутренними, П проанализирует ситуацию и сделает прогноз.

Пример. В процессе подведения итогов за квартал обнаружилось, что на учете наркологического отдела состоит в 2 раза больше детей, проживающих в доме (А), чем в доме (Б). СР фиксирует этот факт


Работа с семьями подростков

Семья А

Семья Б

Семья В

Психолого-педагогическое направление

Индивидуальные беседы о проблемах ребенка, возможности перерастания безнадзорности в беспризорность, укрепление связи со школой

Индивидуальные беседы о проблемах ребенка, возможности перерастания безнадзорности в беспризорность, укрепление связи со школой

Индивидуальные беседы о проблемах ребенка, возможности лишения родительских прав и вытекающих отсюда последствиях, как для матери, так и для детей, перерастания безнадзорности в беспризорность

Медицинское направление

Лечение родителей от алкоголизма

Лечение матери от алкоголизма

Правовое направление

Правовое просвещение по вопросу прав и обязанностей родителей, льгот и пособий для нуждающихся семей

Правовое просвещение по вопросу прав и обязанностей родителей

Работа с юристами и сотрудниками МВД по вопросу лишения родительских прав в случае отказа лечиться от алкоголизма

Социально-бытовое направление, трудоустройство

Трудоустройство при условии лечения матери от алкоголизма;

Оказание материальной и натуральной помощи при содействии ЦСОН

Социальный патронаж семьи с целью выяснения выполнения матерью своих родительских обязанностей

Социальный патронаж семьи с целью проверки поведения матери


Индивидуальная программа профилактической работы

Подросток №1

Подросток №2

Подросток №3

Подросток №4

Подросток №5

Психологическое направление

Снятие повышенной эмоциональной возбудимости

Снятие повышенной эмоциональной возбудимости, повышение самооценки

Снятие агрессии (вербальная)

Снятие тревожности, агрессии (физическая)

Снятие агрессии (физическая), тревожности, повышение самооценки

Медицинское направление

Оздоровительные мероприятия

Оздоровительные мероприятия

Оздоровительные мероприятия

Лечение вредных привычек

Лечение вредных привычек

Правовое направление

Индивидуальные профилактические беседы о возможных последствиях бродяжничества,

Индивидуальные профилактические беседы о возможных последствиях бродяжничества,

Индивидуальные профилактические беседы о возможных последствиях бродяжничества,

Индивидуальные профилактические беседы о возможных последствиях бродяжничества, организация взаимодействия с ОППН

Индивидуальные профилактические беседы о возможных последствиях бродяжничества, организация взаимодейст-вия с ОППН

Досуговое направление

Выявление интересов, организация досуга

Выявление интересов, организация досуга

Участие в кружке художественной самодеятельности, библиотерапия

Занятия спортом, занятие музыкой

Занятия спортом, занятие музыкой


Таким образом, разработанные программы социальной профилактики, как общая, так и индивидуальная основаны на данных социальной диагностики и учитывают как личностные, так и общие черты детей из неблагополучных семей. Работа должна вестись не только с самими подростками, но и с членами их семей.

В процессе реализации разработанной программы проделано следующее:

Психологическая реабилитация – проводятся тренинги по снятию негативных психических состояний (тревожности, агрессии, повышению самооценки);

Медицинская реабилитация - проведены оздоровительные мероприятия (лечебная физкультура), лечение у нарколога.

Правовая реабилитация - поставка на учет в ОППН, беседы о возможных последствиях бродяжничества;

Досуговая реабилитация - беседы с целью выявления интересов и организации досуга.

Для оценки эффективности проведенной профилактической программы провели вторичную диагностику по указанным выше методикам.

После частичного осуществления программы (два месяца) в поведении подростков произошли следующие изменения:

Подросток №1 – наметилась тенденция к улучшению успеваемости, стало меньше пропусков занятий; за время реализации программы не было случаев бродяжничества; посещает кружок вязания и макраме.

У подростков №2, №3, №4 и №5 несколько улучшилась успеваемость. Также у подростка №2 были выявлены интересы и организован досуг: он стал посещать волейбольную секцию; тенденция к формированию самооценки ближе к адекватной.

Подросток №3 принимает участие в школьной постановке спектакля; наметилась тенденция к снижению вербальной агрессии.

Подростки №4 и №5 были поставлены на учет в ОППН; проходят лечение у нарколога.

Подросток №4 стал посещать волейбольную секцию; снизилась физическая агрессия.

Подросток №5 посещает секцию по футболу; наметились тенденции к снижению физической агрессии и тревожности.

Помимо работы с подростками наша деятельность включала в себя работу с семьей.

В многодетных семьях наблюдается изменения: они больше внимания уделяют детям, их интересам и потребностям.

Семье А была оказана единовременная материальная помощь. Были поставлены на учет в наркологическое отделения матери из семей А и В, где они начали проходить курс лечения.

Это свидетельствует, о том, что разработанная и частично апробированная программа является эффективной и требует дальнейшей реализации в работе специалиста по социальной работе.

Социально- психологическая помощь.

I. Коррекция внутрисемейных отношений.

Социально- педагогическая помощь

1. Обучение родителей педагогической реакции на поведение подростка.

2. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с подростками.

3. Распределение семейных обязанностей с участием подростка.

4. Ознакомление родителей с возможным сценарием судьбы подростка.

5. Подключение родителей к решению проблем в обучении, в профессиональном самоопределении, преодолении алкогольной зависимости. Установление еженедельного контакта между матерью и классным руководителем.

6. Организация совместного семейного досуга, обсуждения семейных проблем. Задачи:

1. Информирование педагогического коллектива относительно социально-психологических особенностей подростка.

2. Обеспечение индивидуального подхода в обучении.3. Установление контроля за посещаемостью со стороны классного руководителя.

4. Назначение шефа-наставника из числа педагогов, выполняющего роль посредника между подростком и коллективом школы.

5. Включение подростка в обще классные и общешкольные мероприятия.

Формы работы:

Собеседования с педагогами и администрацией школы.

Социально экономическая помощь:

Задачи:

1. Оказание материальной помощи от органов социальной защиты.

2. Представление бесплатного питания в школе.

Формы работы:

Подготовка необходимых документов. Организация получения льгот.

Задачи:

1. Ориентация в выборе профессии.

2. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

3. Формирование навыков, облегчающих социальную адаптацию.

Формы работы:

Организация консультации по профориентации.

Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставление информации по учебным заведениям. Организация индивидуальных консультаций с психологом по коррекции ценностных ориентации. Включение в тренинговую группу по развитию способности эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимые изменения в своей жизни. Обучение техникам снятия неблагоприятных состояний.

После проведения реабилитационных мероприятий подростки регулярно посещали школьные занятия, закончили 9 класс с удовлетворительными оценками. В соответствии с рекомендациями профконсультанта через центр занятости она подали документы и была зачислена в ПТУ .У них улучшились межличностные отношения с родителями, они реально смотрят на реальные события, осознают роль учебного процесса, активно обращались за помощью.

Заключение

Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.Однако роль включения семьи в программы профилактики наркозависимости часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Декларация прав ребенка 1959 г. – М,;ИНФРА-М 2000.

2. Конвенция о правах ребенка 1989 г.- М.; ИНФРА-М 2000.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей.-М. ИНФРА-М 2000.

4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961г.( с поправкой 1972 г.)М.: Юрид. Лит., 1996.

5 Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид. Лит., 1993

6. Семейный кодекс РФ- М.; НОРМА, 2003.

7. Уголовный кодекс РФ- М.; НОРМА, 2003.

8. Федеральный Закон от 21.12.1996г№ 159-ФЗ»О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 22.08.2004)// М. АРБТ. Электронный бюллетень. Энциклопедия Российского права. Выпуск 3 (109). Март 2005..

9. Федеральный Закон от 8.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и псиотропных веществах» ( ред. 30.06.2003) // М. АРБТ. Электронный бюллетень.). Энциклопедия Российского права. Выпуск 3 (109.) Март 2005

10. Федеральный Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998№ 124-ФЗ (ред. 21.12.2004) // М. АРБТ. Электронный бюллетень. Энциклопедия Российского права. Выпуск 3 (109.) Март 2005

11. Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(ред. 29.12.2004) // М. АРБТ. . Электронный бюллетень. Энциклопедия Российского права. Выпуск 3 (109.) Март 2005

12. Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» // М. АРБТ. Электронный бюллетень Энциклопедия Российского Выпуск 3 (109.) Март 2005

Учебная литература

13. Акулич. М.М. Эксперты о противодействии наркомании в регионе / М.М. Акулич // Социологические исследования.- 2002 - №8- С. 97 – 100.

14. Бессчетнова. О.В. Социальная работа с детьми, пострадавшими от насилия в семье (анализ отечественного и зарубежного опыта): Учеб. –метод. Пособие / О. В. Бессчетнова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. -77с.

15.Ковалев. В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.; Медицина, 1995.

16. Коломииский. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломииский. – Минск, 1996.-420с.

17 Немов Р.С. Психология: Учебник:В 3 кн. Кн.2. – М.:ВЛАДОС,2003.-599

18. Орлов, А. Ответственность наркоманов / А. Орлов // Студенческий меридиан. – 2001. - №9. – С. 34-36.

19. Основы медицинских знаний: Учеб. Пособие / Под ред. А.В. Викулова, Н.В. Тимушкиной. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. – 168 с.

20. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

21. Скворцов С.П. Проблемы семейного воспитания. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 114с.

22. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 2000. -109-424 с.

23.В преддверии опасности, или Как распознать начало наркомании // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000.- №10. – С. 24-27.

24.Кто он , юный наркоман? // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000.- №2. – С. 20-22.

25. О профилактике злоупотребления психотропными веществами // // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000.- №8. – С. 20-24.

26. Наркомания вРоссии: угроза нации // Российская газета.-1998.- 3 марта. С. 26-28.

27. Голубкова П.Я. Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом // Прикладная психология и психоанализ.- 1999- №3. –С.29

Приложение Таблица 1

Статистически значимые показатели по методике АСВ

Показатели нарушений воспитания и их причин

Средние значения

Экспериментальная группа (n=21)

Контрольная группа (n=15)

Гипоопека

5,85

3,53

Недостаточность требований-запретов

3,28

1,73

Недостаточность требований-обязанностей

3,42

1,73

Недостаточность санкций

3,28

2,46

Воспитательная неуверенность

3,85

2,93

Фобия утраты

3,76

2,2

Проекция негативных качеств

3,38

1,6

Таблица 2 Статистически значимые показатели методики PARI

Показатели методики

Средние значения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ограниченность женщины рамками семьи

13,57

11,33

Сверх авторитет родителей

16,76

14,13

Раздражительность

14,33

11,06

Подавление агрессивности

13,24

10,8

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к различным сторонам семейной жизни (семейной роли).В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описывается с помощью семи признаков:

  1. ограниченность интересов женщины рамками семьи и заботами исключительно о семье;
  2. ощущение самопожертвования в роли матери;
  3. семейные конфликты;
  4. неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
  5. «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;
  6. доминирование женщины;
  7. зависимость / несамостоятельность женщины.

Отношение к ребенку рассматривается как выраженность эмоциональной неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность матери.

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Фамилия, имя

 

Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0

-

«РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Проделанная работа

Матери предоставлена информация о возможности

постановки на учет в ЦСО

Петр принимал участие в празднике 1 июня

Петр находился в лагере дневного пребывания проекта

«Право на детство» (20-30 июля2010.)

Петр принимал участие в празднике «Вас ждет школа»

Петр начал посещать реабилитационную программу

«Ступеньки» (сентябрь 2010г.)

Предоставлена информация о возможности обучения Пети

в вечерней школе-экстернате, обучении программированию

АНКЕТА

Район___ Еланский__ дата открытия___ 08-1999 __

Социальные работники_____ Б.Г.____________________

Источник информации о ребенке_ ПДН, сам подросток___

1. Ф.И. ребенка___ Петров Вася____________________

2. Кличка (прозвище) ——

3. Возраст ___16_____ пол___ М_____

4. Приметы (цвет волос, глаз, особенности внешнего вида)

__худощавый, высокий, светло-русые волосы, серо-голубые

глаза, тонкие черты лица, неопрятно одет_____

Образование

1. Сколько классов закончил ___8_ Школа №__11111____

2. Учиться ли на данный момент? Если нет, то почему?_да___

3. Хочет ли получить образование?_да___Какое?__ неполное

высшее___

Проблемность

1. Употребление ПАВ (что, временной опыт, частота)

Курение____ постоянно с 13 лет___________________

Алкоголь___ когда есть деньги, 2-3неделю____________

Наркомания___ да _____________________________

Токсикомания _полтора года назад в течение двух лет___

2. Учет в различных учреждениях (состоит, состоял, причины

попадания) ______ОПДН (кражи, мелкое воровство),

КДН(непосещение школы) , нарколог______

3. Основные проблемы ребенка

Психологические____ терпимость, привыкание к асоци-

альным нормам поведения ____

физиологические_________________________________

другие _отсутствие культуры поведения, поведения досуга_

Среда ребенка

1. Место проживания ______ ул. Строителей, 11/1-111

коммунальная квартира, 1 комната_______

2. окружение (возраст, кол-во, имена)___нет постоянного

окружения______

3. Кто является авторитетом ребенка (в семье, неформальной сре-

де, др.)__в семье нет авторитетов, а окружение непостоянно

4. любимые места тусовок ____——_________________

5. любимые виды досуга___ досуг не организован________

6. заработок:

форма получения денег__ подручная работа, воровство__

места получения__ рынки (м.Университет, Черемушкин-

ский рынок)___

уровень дохода (руб./день)____не стабилен___

Вопрос №1. Вы: а. мужчина б. женщина

Вопрос №2.

Употребляли ли вы когда – нибудь наркотические вещества?

а. да б. нет

На следующие три вопроса отвечают только те, кто на вопрос №2 ответил а.

Вопрос №3. Сколько раз вы употребляли наркотические вещества?

а. один раз б. неоднократно

Вопрос №4. Где вам впервые было предложено приобрести наркотики? а. в школе б. в институте в. в ночном клубе г. на улице д. другое

Вопрос №5. Если на вопрос №3 вы ответили б, собираетесь ли вы в дальнейшем употреблять наркотики? а. да б. нет в. не знаю.

На следующую часть анкеты могут отвечать все.

Вопрос №6. Среди круга ваших знакомых есть наркоманы?

а. да б. нет в. не знаю

Вопрос №7.Если на вопрос №6 вы ответили а, то предлагали ли они вам попробовать наркотики? а. да б. нет

Вопрос №8.Если на вопрос №7 вы ответили а, вы:

а. согласились б. отказались в. отказались и перестали общаться с наркоманом г. другое

Вопрос №9. Как вы относитесь к легализации легких наркотиков?

а. за б. против в. не знаю

PAGE \* MERGEFORMAT 1


PAGE


PAGE 17

Практическое исследование влияния семейного воспитания на возникновение наркомании у подростков