Процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление

ВВЕДЕНИЕ

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующиеся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников и восполнит свой капитал.

Роль капитала фирмы, а так же эффективное его использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование капитала предприятия, со своевременным обнаружением путей его приумножения и способов его эффективного использования. В сочетании с человеческим трудом достигается максимальная эффективность использования капитала. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия.

Основная проблема для каждой фирмы, которую необходимо определить – это недостаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Эта проблема практически для всех предприятий остается пока нерешенной, о чем свидетельствует значительный недостаток собственного оборотного капитала. Следовательно, существует объективная потребность во всестороннем изучении, анализе и улучшении методологии и организации управления собственным капиталом хозяйствующих субъектов.

Актуальность. Управление собственным капиталом фирмы на этапе развития рыночных отношений является одной из наиболее важных тем, так как грамотное его формирование и использование позволяет фирме быть более финансово независимым в виду меньшей потребности в привлечении заемных средств. Среди понятий, связанных с оценкой стоимости денег во времени, базовым является понятие процентной ставки. Это понятие отличается многообразием конкретных его видов, используемых в практике инвестиционных вычислений. Безусловно, любой проект можно отбирать к реализации, руководствуясь в той или иной мере интуицией, однако ориентация на методы количественного обоснования представляется более оправданной. Одним из критических моментов в оценке единичного проекта или составления бюджета капиталовложений является выбор и обоснование критерия оценки. В аналитических оценках преимущество имеют критерии, представленные в терминах годовой процентной ставки.

Объектом исследования данной работы является собственный капитал – капитал конкретной фирмы, необходимость его формирования, а также процентная ставка как отражение цены денег во времени и инструмент оценки стоимости и доходности капитала.

Цель курсовой работы – выяснить, что представляет собой процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятию «фирма»;
  • дать определение капиталу и рассмотреть его состав;
  • рассмотреть основные источники формирования капитала;
  • рассмотреть методы оценки стоимости капитала;
  • провести анализ состояния капитала на конкретном предприятии;
  • рассмотреть достоинства собственного капитала;
  • рассмотреть условия роста собственного капитала;
  • дать понятие «процент» и процентная ставка;

Предмет: процесс образования процента и процентной ставки и его роль на деятельность фирмы.

Объект: организация деятельности фирмы.

Данной теме в настоящее время посвящено много статей в периодических изданиях, она глубоко и всесторонне раскрывается на страницах научной литературы и различных учебных пособий. Также очень большое внимание отводится управлению собственным капиталом на предприятиях различных форм собственности, предусматривающих его формирование. При изучении данной темы и написании работы нормативно-правовую базу составили Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные документы Российской Федерации, программные положения правительства Российской Федерации, разработки Министерства финансов и Министерства по экономики Российской Федерации, теоретические разработки в области экономической науки отечественных и зарубежных авторов и источники периодической печати. Информационной базой исследования явились также практические материалы работы торговой фирмы и ресурсы Интернет.

  1. Понятийные аспекты

Полноценное рассмотрение заявленной темы «Роль процента на капитал и процентной ставки на деятельность фирмы» предполагает анализ ряда основных понятий, касающихся данной темы. Для проведения практического исследования при написании данной курсовой работы возникла необходимость в четком определении и разъяснении наиболее часто употребляющихся терминов в интересующей нас области. Для получения результата анализа проблемного поля и вычислении процентной ставки на основе данных конкретного предприятия, необходимо дифференцировать категории теоретического исследования и дать основные понятия определениям, фигурирующим в экономической науке и необходимым для проведения практической работы.

  1. Фирма – определения, виды, цели.

Основными экономическими агентами в любой экономической системе являются домашние хозяйства и фирмы. Если домашние хозяйства выступают в качестве потребительских ячеек экономики, то фирмы являются производственными ячейками. Фирма - это организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей1.

Таким образом, фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Фирмы отличаются друг от друга по профилю работы, размеру, характеру

продукции, структуре управления, организационно-правовой форме.

При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли2.

Цели фирмы:

Получение максимальной прибыли – это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

Приступая к созданию фирмы, предприниматели должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми нужными материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения капитала.

Современная фирма – сложная организационная структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:

  • научной организации производства;
  • научной организации труда;
  • научной организации управления.

В России фирмы могут создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы.

Создание новых предприятий и расширение действующих обусловливается такими факторами, как:

  • наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);
  • наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
  • уровень раз вития науки и техники соответствующей отрасли производства.

На основе первоначальных капитальных вложений, потраченных или назначенных на определенные цели, организуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала совершается за счет прибыли, целенаправленно сохраняемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях - за счет ассигнований из бюджета вышестоящего органа по принадлежности фирмы.

Открытие фирмы закрепляется соответствующими документами.

  1. Капитал – основные понятия и характеристики

“Capitale” (слово из поздней латыни, от caput – голова) появилось около XII–XIII вв. в значении “ценности; запас товаров; масса денег; или же деньги, приносящие процент”.

Капитал (первоначально - главное имущество, главная сумма, от

латинского capitals - главный) - одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночного хозяйства. Историческими формами существования капитала со времен становления товарного производства были: торговый капитал (в виде купеческого капитала), исторически древнейшая свободная форма капитала, ростовщический, а затем - промышленный3.

Каждая организация, независимо от организационно-правовой формы должна располагать экономическими ресурсами – капиталом - для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.

Капитал — одна из фундаментальных экономических категорий, сущность которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий. Термин «капитал» происходит от латинского «саpitalis», что означает основной, главный. В первоначальных работах экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли это первоначальное абстрактное и обобщенное понятие капитала наполнялось конкретным содержанием, соответствующим господствующей парадигме экономического анализа развития общества.

Главный источник и дохода, и прибыли, по мнению большинства авторов, — капитал. Они же отмечают и тот факт, что рост капитала зависит от инвестированных средств, от инвестирования прибыли. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная взаимозависимость. Нельзя понять прибыль, не раскрыв сущность капитала, и наоборот, капитал не будет изучен досконально без анализа прибыли и ее роли в движении капитала.

Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы — станки, оборудование, инструмент, новейшие технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Следует обратить особое внимание на три заключенных в этом определении момента.

  1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. В этом состоит его отличие от фактора земля, объединяющего разнообразные ресурсы, созданные природой.
  2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. Обувь, пища, личные автомобили и прочие предметы потребления, хотя и созданы людьми, но в производстве не используются и капиталом не являются.
  3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Капитал в качестве капитального блага подлежит купле – продаже, выступая товаром на факторном рынке капитала. Конечная его цена будет обусловлена двумя факторами: стоимостью капитальных благ и тем доходом, который капитал может приносить, то есть чистой производительностью капитала. Последняя выражается в процентном доходе, зарабатываемым пользователем капитала в результате затрат на применение капитала4.

Капитал может накапливаться, использоваться для реализации проектов. Одновременно эффективность его использования будет зависеть от рыночной величины ставки ссудного процента. А по мере интенсивного использования и накопления капитала чистая производительность капитала будет снижаться. Это естественно при прочих равных условиях, когда остальные факторы производства не подвергаются изменению, остаются постоянными

Рассматривая экономическую сущность капитала фирмы, следует отметить такие его характеристики, как:

  1. Капитал фирмы является основным фактором производства. В системе факторов производства (капитал, земля, труд) капиталу принадлежит приоритетная роль, т.к. он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
  2. Капитал характеризует финансовые ресурсы фирмы, приносящие доход. В данном случае он может выступать изолированно от производственного фактора в форме инвестированного капитала.
  3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Часть капитала в текущем периоде выходит из его состава и попадает в «карман» собственника, а накапливаемая часть капитала обеспечивает удовлетворение потребностей собственников в будущем.
  4. Капитал фирмы является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает, прежде всего, собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Наряду с этим, объем используемого собственного капитала на предприятии характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими факторами – формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия.
  5. Динамика капитала фирмы является важнейшим показателем уровня эффективности ее хозяйственной деятельности. Способность собственного капитала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования и эффективное распределение прибыли, его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время, снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности фирмы5.

Капитал классифицируют по следующим признакам.

1. По принадлежности фирмы выделяют собственный и заемный капитал. Собственный капитал принадлежит ей на праве собственности и используется для формирования значительной части активов. Заемный капитал отражает привлекаемые для финансирования фирмы денежные средства на возвратной и платной основе. Все формы заемного капитала представляют собой обязательства фирмы, подлежащие погашению в установленные сроки. Краткосрочный заемный капитал (включая кредиторскую задолженность) направляют для покрытия оборотных активов.

2. По целям использования выделяют производственный, ссудный и спекулятивный капитал. Спекулятивный капитал появляется на вторичном фондовом рынке вследствие существенного завышения стоимости обращающихся акций. Основная цель спекулятивных операций — извлечение максимального дохода (прибыли).

3. По форме инвестирования бывает денежный, материальный и нематериальный капитал, используемый для формирования уставного (складочного) капитала хозяйственных товариществ и обществ. Однако для целей бухгалтерского учета он получает конкретную стоимостную оценку.

4. По объектам инвестирования различают основной и оборотный капитал. Основной капитал вложен, но все виды внеоборотных активов (материальных и нематериальных), а оборотный капитал инвестирован в оборотные активы с различной степенью ликвидности (запасы, дебиторскую задолженность, финансовые вложения и денежные средства).

5. По формам собственности выделяют государственный, частный и смешанный капитал. По состоянию на 01.01.11 доля предприятий с государственным капиталом составляла 11,2% с частным капиталом — 74,4%, со смешанным капиталом — 14,4%.

6. По организационно-правовым формам деятельности различают акционерный, паевой (складочный) и индивидуальный капитал, принадлежащий семейным хозяйствам.

7. По характеру участия в производственном процессе капитал подразделяют на функционирующий и бездействующий (основные средства, находящиеся в ремонте, резерве, на консервации, в незавершенном строительстве).

8. По характеру использовании собственниками (владельцами) выделяют потребляемый и накашиваемый (реинвестируемый) капитал. К потребляемому капиталу относят суммы, направляемые на выплату дивидендов и другие выплаты социального характера. К реинвестируемому капиталу относят нераспределенную прибыль отчетного года и прошлых лет.

9. По источникам привлечения в экономику страны — отечественный и иностранный капитал6.

Согласно бухгалтерскому определению, капиталом называют все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный, т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в денежной форме, а иногда выделяют ещё и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров.

Но самыми основными в деятельности фирмы являются основной и оборотный капитал, или, по российской терминологии, на основные фонды и оборотные производственные фонды.

Капитал оборотный – капитал, который остаётся компании после покрытия текущих расходов: разница между текущими активами и пассивами (чистые текущие активы).

Капитал основной – часть производительного капитала, который многократно по частям приносит свою стоимость на вновь созданный продукт и возвращается после его реализации в денежной форме.

Основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капитала фирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе. Например, в России в 2010 году соотношение между основным и оборотным капиталом в целом по стране составляло 25:1.

Основные фонды представлены, прежде всего, зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, машинами, оборудованием и приборами, транспортными средствами, инструментами, скотом и некоторыми другими их видами. В России основные фонды часто делят на производственные и непроизводственные. К производственным фондам относят средства труда, функционирующие в сфере материального производства, а к непроизводственным – средства труда, функционирующие в жилищном и коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, науки, культуре и искусстве, органах государственного управления, кредитной и других отраслях сферы услуг.

Основной капитал включает основные средства, а также незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и новые долгосрочные финансовые инвестиции (вложения).

Основные средства, арендованные с правом последующего выкупа или в конце аренды по условиям договора, переходящие в собственность арендатора, учитываются также, как собственные основные средства.

Оборотный капитал (оборотные средства) – это часть капитала фирмы (предприятия), вложенного в его текущие активы. По материально- вещественному признаку в состав оборотного капитала включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т. д.), готовая продукция на складах, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Характерной особенностью оборотных средств является скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства.

Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет к росту готовой продукции; реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам.

Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.), а другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, денежные средства, ценные бумаги и т. д.).

Если брать финансовое (бухгалтерское) определение оборотного капитала (оборотных фондов, оборотных средств), то к перечисленному следует добавить нереализованную готовую продукцию, средства в расчётах (с поставщиками и покупателями), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату.

Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве фирм и отраслей первый намного меньше второго. Тем не менее, оборотный капитал в соответствии со своим названием оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала и именно на оборотный капитал начисляются проценты на прибыль, определяются процентные ставки7.

1.3. Процент, процентная ставка – основные способы формирования.

Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. То есть процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Таким образом, процент — это часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой.

Предельная эффективность капитала – это ожидаемая норма прибыли на дополнительный капитал, зависящая от нормы процента.

На величину процента и ее колебания оказывает влияние ряд основных факторов, к важнейшим из которых относятся: величина капитала; производительность капитала; соотношение между предложением и спросом на капитал; прибыль.

Нельзя полагать также, что кругооборот капитала обязательно начинается с денег и кончается ими же. Даже в момент создания фирмы собственники не всегда вносят свой первоначальный взнос деньгами. Это могут быть здания, оборудование, товары. А равно и все последующие обороты капитала и полученные проценты никогда не начинаются и не завершаются только деньгами. Капитал никогда не принимает ни чисто денежную, ни чисто вещную форму; он всегда представляет собой то или иное сочетание денег, вещей и обязательств (как к получению, так и к выплате). Кругооборот капитала начинается с капитала одного размера и кончается капиталом другого размера; разница между вторым и первым может исчисляться в процентах и называется прибылью.

Экономическая оценка капитала – это расчёт общей прибыли или экономической выгоды, которую получают после проведения определённых операций с капиталом.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально незащищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала (социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений). Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан.

При анализе категории процента следует различать понятия процентной ставки и дисконтирования.

Дисконтирование - это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Ставка дисконтирования отражает стоимость денег с учетом временного фактора и рисков.

С экономической точки зрения ставка дисконтирования - это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором. Иначе говоря, при помощи ставки дисконтирования можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Поэтому от значения ставки дисконтирования – процентной ставки зависит принятие ключевых решений, в том числе при выборе капиталовложений.

Существует несколько подходов к оценке доходности действующего предприятия. Одним из них является метод, основанный на дисконтировании денежного потока. Актуальность этого подхода обусловлена тем, что управление денежным потоком играет огромную роль для всех сторон, заинтересованных в эффективной деятельности фирмы, позволяет управлять стоимостью действующего бизнеса и позволяет повысить финансовую гибкость. Денежный поток, в отличие от показателя чистой прибыли, позволяет соотнести притоки и оттоки денежных средств с учетом износа и амортизации, капиталовложений, дебиторской задолженности, изменения в структуре собственных оборотных средств компании.

Расчет стоимости предприятия при применении данного метода осуществляется следующим образом: анализируются и прогнозируются валовые доходы, расходы и инвестиции, рассчитываются денежные потоки для каждого отчетного года, определяется ставка дисконта, производится дисконтирование полученных денежных потоков, рассчитывается остаточная стоимость, суммируются текущие стоимости будущих денежных потоков и остаточная стоимость, осуществляется корректировка и проверка результатов.

При определении ставки дисконтирования следует учитывать, то что она рассматривается как нижний предельный уровень доходности вложений, при котором владелец фирмы допускает возможность вложения своих средств в данную фирму, учитывая, что имеются альтернативные вложения, предполагающие получение дохода с той или иной степенью риска. В данном случае под риском понимается вероятность несоответствия ожидаемых результатов от вложений фактически полученным результатам, а так же вероятность потери собственности вследствие банкротства фирмы, политических и других чрезвычайных событий. Соответственно, чем выше риск, тем выше ставка дисконта. Таким образом, ставка дисконта используется для определения суммы, которую заплатил бы инвестор сегодня (текущая стоимость) за право получения ожидаемых в будущем поступлений.

Для расчета ставки дисконта используется несколько методик, наиболее предпочтительными из которых являются: модель оценки капитальных активов CAMP и модель суммирования. При расчете ставки дисконта для бездолгового денежного потока используется модель средневзвешенной стоимости капитала.

Модель средневзвешенной стоимости капитала предполагает расчет ставки дисконта на основании доли собственного капитала в финансировании (пассивах) предприятия, индивидуальная ставки дисконта, определенная по методу цены капитальных активов (по модели оценки капитальных активов) или по методу кумулятивного построения ставки дисконта, доли заемных средств, ставки дисконта на заемные средства (кредитная ставка по обязательствам компании), ставки налога на прибыль.

После дисконтирования полученных денежных потоков необходимо определить величину дохода от бизнеса в постпрогнозный период. При расчете необходимо учитывать, что остаточная стоимость представляет собой текущую стоимость денежного потока, получаемого после дискретного прогнозного периода и включает в себя стоимость всех денежных потоков для всех периодов, которые остаются за рамками данного прогнозного года.

В целях полноты оценки действующего предприятия допускается не только применение доходного подхода, основанного на дисконтировании денежных потоков, но и использование рыночного (сравнительного) и затратного подходов. Это позволяет избежать определенной доли субъективности и сделать оценку бизнеса более точной.

Руководитель предприятия и главный бухгалтер смогут самостоятельно рассчитать денежный поток по представленной выше методике, но для определения ставки дисконтирования и расчета остаточной стоимости денежного потока, а так же для оценки бизнеса с помощью затратного и рыночного подходов, необходимо привлечение опытного и квалифицированного эксперта оценщика, способного объективно оценить стоимость бизнеса и дать необходимые рекомендации для эффективного управления стоимостью фирмы.

Таким образом, процент в рыночной экономике выступает как цена равновесия на рынке капитала – фактора производства. Для субъекта предложения капитала процент выступает как доход, для субъекта спроса – как издержки, которые несет заемщик8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего, за счет максимализации прибыли.

Проведенное исследование и написание курсовой работы на тему «Роль процента на капитал и процентной ставки в экономическом поведении фирмы» позволило достигнуть основной цели — обосновании и развитии теоретических положений о процентной ставке как инструменте оценки стоимости и доходности на рынке капитала, эффективности финансовых операций, необходимости совершенствовать существующие показатели оценки эффективности капитала.

В работе выполнен системный анализ работ зарубежных и российских ученых в области управления финансами организаций, которые внесли значительный вклад в разработку проблем изучения процентной ставки как базового понятия связанного с оценкой стоимости денег во времени. Проведен комплексный анализ основных базовых положений теории временной стоимости капитала и управления хозяйственной деятельностью.

Исследовано понятие процентной ставки, обоснованы и получили дальнейшее развитие теоретические положения о процентной ставке как инструменте отражения цены денег во времени, как инструмента оценки стоимости и доходности на рынке капитала.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования прикладных рекомендаций при оценке проектов в деятельности фирм с учетом факторов риска, а также целесообразности включения полученных выводов и обобщений в организацию торговой деятельности фирм.

Список литературы

Нормативные документы

  1. Федеральный закон «Об основах организации внешнеторговой деятельности» от 08. 12. 2003 № 164 – ФЗ / «Консультант-Плюс».
  2. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.); часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. ).
  3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г., № 2043-р.

Методическая литература. Учебные пособия. Словари.

  1. Амуржуев О.В., Дорогавцев А.Е. «Теория экономического анализа» М. Финансы и статистика, 2008 г.
  2. Булычева Г.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий: Учебн. пособие. 2009.
  3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб.пособие.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КНОРУС, 2006.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2010.
  6. Крыканова О. Выбор ставки дисконтирования при расчете стоимости инвестиционного проекта // Финансовая газета № 42, 2006.
  7. Леонтьева В. Адекватная ставка дисконтирования: как рассчитать и обосновать., май 2008.
  8. Мельник М.В., Бердников В.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения: Учебное пособие. /. – М.: Экономист, 2006.
  9. Подолякин В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала: Учебное пособие. Иваново: ИГТА, 2005.
  10. ТЕРРА-Лексикон Энциклопедический словарь., ТЕРРА., Москва., 2004.
  11. Уилсон Л.Дин. Ставка дисконтирования: игра воображения или строгая наука?//Вопросы оценки. 2006.
  12. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса. Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». «ЭКМОС», 2008г.
  13. Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Григорьев В.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика: Учебник. -. - М.: Дело, 2005.
  14. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – 2-е изд., испр. – Москва: Омега-Л,2007.

Источники интернет

www.rcb.ru/archive/

www.cfin.ru/finanalysis/

www.bankdelo/ru

www.toprabota-100/ru

www.moneyguide.ru

www.okp-okp.ru

www.economist.ru

1 Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб.пособие.М.: ЮНИТИ, 2010.

2. Булычева Г.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий: Учебн. пособие. 2009

3 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Анализ отчетности-М.:Финансы и статистика,

4 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом.. — М.: Финансы и статистика, 2010.

5 Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса. Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». «ЭКМОС», 2008г

6 Подолякин В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала: Учебное пособие. Иваново: ИГТА, 2005.

7 Мельник М.В.,. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения:. /. – М.: Экономист,

8 Леонтьева В. Адекватная ставка дисконтирования: как рассчитать и обосновать.- 2008.

26

Процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление