Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований

PAGE 12

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Областное государство в Италии ……………………………………...4

Глава 2. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований …………………………………...……………………7

Заключение ………………………………………………………………………10

Список использованной литературы …………………………………………..12

Введение

Италия — республика. Действующая конституция вступила в силу 1 января 1948. Глава государства — президент, избираемый на 7 лет парламентом на совместном заседании обеих палат тайным голосованием. В выборах президента участвуют также по 3 делегата, избираемых областными советами каждой области (от области Валле - д'Аоста —1 делегат). Президент наделён широкими полномочиями: обнародует законы, издаёт декреты, обладающие силой закона, имеет право роспуска парламента, назначает председателя правительства и, по его предложению, министров и т.д.; является главнокомандующим вооружёнными силами, председательствует в Верховном совете обороны.

Высший орган законодательной власти — парламент, состоящий из двух палат: палаты депутатов и сената республики. Палата депутатов избирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной системе представительства с голосованием по партийным спискам. Сенат республики также избирается всеобщими и прямыми выборами, 5 сенаторов назначаются президентом республики пожизненно (за особые заслуги). Кроме того, в состав сената включаются пожизненно бывшие президенты республики.

Исполнительная власть осуществляет правительство — Совет министров, который состоит из председателя и министров (в том числе министров без портфеля). Правительство ответственно перед парламентом.

Согласно конституции (ст. 116), 5 областей имеют специальные статуты (Сицилия, Сардиния, Валле-д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия). В этих областях — собственные парламенты — областные советы, и правительства (джунты), обладающие ограниченными законодательными полномочиями (по вопросам местного управления). Назначаемые центральным правительством комиссионеры координируют деятельность этих органов.

Цель работы – исследование правового положения автономных областей в Италии.

Глава 1. Областное государство в Италии

Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии. Опыт создания "областного государства" в Италии и государства, состоящего из "региональных автономных объединений", представляется полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных началах с регионами. Так, в некоторых сферах полномочия итальянских областей шире, чем полномочия субъектов федерации (например, в Индии и Австрии).

С точки зрения практики государственного строительства интересны и сроки проведения таких реформ. В Италии принципы автономного устройства были закреплены конституциями (1947, 1978 гг.), принятыми на волне демократических преобразований в обществе. Этими актами, в частности, Конституцией Италии были предусмотрены сроки проведения реформ (выборы в областные советы в течение года с момента вступления в силу Конституции). Однако процесс реализации конституционных требований по вопросам создания механизма областного и регионального управления растянулся на долгие годы.

Анализ практики государственного строительства в Италии позволяет говорить об осторожном подходе к проблеме новой политико-территориальной организации государства.

В Основном законе Италии предусмотрено создание 20 автономных областей: 15 областей, которым предоставляется статус обычной автономии, и 5 областей со специальным статусом (в районах, где проживают этнические и национальные меньшинства, а также в районах со специфическими условиями экономического и политического характера).1

Институциональными актами автономных образований в Италии стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. В Италии статут областей разрабатывался и принимался областными советами. Однако они подлежали утверждению Парламентом Италии - последний мог либо утвердить его, либо вернуть его областному совету для повторного рассмотрения.

Ключевым положением статутов в Италии является регламентация системы органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию автономных образований. Так, например, в качестве представительного органа автономного образования предусмотрен Совет, исполнительный орган области - джунта. Основные положения, касающиеся системы органов областей, закреплены в Законе от 10 февраля 1953 г. "Образование и деятельность областных органов".

Одним из наиболее спорных вопросов при разработке конституций и принятии статутов в Италии явился вопрос о разграничении предметов ведения между центральной властью и автономными образованиями.

Процесс согласования различных точек зрения в Италии привел к тому, что областным советам было предоставлено право издавать законы по ограниченному кругу вопросов. К этим вопросам, в частности, относятся такие, как организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территория коммун; местная городская и сельская полиция; музеи и библиотеки местного значения; градостроительство; туризм и гостиничное дело; транспортные пути и автомобильные дороги областного значения и т.д.

Что касается областей со специальным статутом, то они по ряду вопросов обладают исключительной законодательной компетенцией (например, на основании ст. 3 статута Сардинии).2

Кроме того, в одной из областей полномочия в сфере законодательства предоставлены также провинциальным советам, причем перечень этих полномочий весьма внушителен: организация провинциальных учреждений, строительство, сельское хозяйство и т. д.

Вместе с тем интересы экономического развития страны потребовали более активного включения автономных областей в решение задач, стоящих перед страной в целом. Достижению этих целей должны были послужить новые подходы к разработке некоторых нормативных актов, принимаемых общенациональным Парламентом, - разработка законов, содержащих общие принципы.

Для унификации законодательства, принимаемого различными региональными автономными объединениями по некоторым вопросам, "государство может издавать законы, устанавливающие принципы, необходимые для согласования нормативных установлении региональных автономных объединений, даже если речь идет о предмете регулирования, отнесенном к их компетенции, и во всех случаях, когда этого требуют общие интересы..." 3

Важным моментом в регулировании отношений центра и областей в финансовой сфере явилось законодательное закрепление форм и методов "освоения" выделяемых государством средств. При этом следует отметить, что целевые ассигнования выделяются по узкому кругу вопросов, в то время как во многих сферах автономии могут сами решать вопросы, как расходовать такие средства (исключение, в частности, касается ассигнований, связанных с реализацией общенациональных программ развития области).

Глава 2. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований

Интересна и проблема контроля со стороны центрального Правительства за деятельностью автономных образований. Предоставление автономным образованиям широких полномочий государством не означает "устранения" центра.

В Италии в каждой области создается должность правительственного комиссара. Как представитель центрального Правительства он руководит деятельностью государственной администрации на территории области и координирует ее с деятельностью административных органов области.

В вопросах законодательства полномочия комиссара напоминают полномочия губернаторов индийских штатов: ему предоставлено право визирования законов, принимаемых областным Советом.

В том случае, когда Правительство выступает против принятия такого акта, считая, что закон превышает полномочия области или противоречит национальным интересам либо интересам других областей, оно возвращает закон в областной Совет. Вето в отношении законопроекта может быть преодолено большинством голосов депутатов областного Совета.4

В случае повторного одобрения законодательного акта областным Советом Правительство может инициировать его рассмотрение Конституционным судом или поставить вопрос о законности такого акта перед Парламентом.

Контроль за административными актами осуществляется в Италии в децентрализованном порядке специальным государственным органом, который формируется Президентом республики по рекомендации председателя Совета министров.

Для того чтобы избежать чрезмерных амбиций автономных областей в Италии и испанских региональных объединений, в этих странах предусмотрен порядок, в соответствии с которым центр выступает в качестве высшего арбитра в отношениях с автономиями.

Президент республики может распустить областной Совет по соображениям национальной безопасности; если вследствие отставок или из-за невозможности образовать большинство представительный орган не в состоянии функционировать; если Совет совершает действия, противоречащие Конституции, или допускает серьезные нарушения законности, а также не выполняет предложение правительства сместить джунту или ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.

Жизнестойкость отношений центр - автономии объясняется не только достаточно полной регламентацией этих вопросов как в основных законах указанных стран, так и в статутах автономных образований и в текущем законодательстве, но также и отлаженностью механизма разрешения споров. Здесь следует отметить роль административной юстиции, осуществляющей в странах континентальной системы права общий контроль за органами управления, а также роль Конституционного суда.5

При разработке конституций Италии важным этапом явилась регламентация полномочий автономных образований по формированию высших органов государства.

Для Италии следует, прежде всего, отметить роль автономных областей в избрании Президента. В выборах Президента республики наряду с Парламентом участвуют и по три делегата от каждой области, избираемых областным Советом с учетом представительства меньшинств.

Одна из палат Парламента - Сенат - избирается также по областям. Ни одна область не может иметь меньше семи сенаторов. Молизе избирает двух сенаторов, а Валь д'Аоста одного сенатора. Распределение мест между областями производится в соответствии с указанным выше правилом, пропорционально численности населения областей (ст. 57).6

Конституция Италии 1947 г. предоставила областям специальные полномочия в области законодательства - они наделены правом законодательной инициативы, а также могут инициировать проведение референдума в отношении законов, вносящих изменения в Конституцию.

Заключение

Итак, в основном законе Италии предусмотрено создание 20 автономных областей: 15 областей, которым предоставляется статус обычной автономии, и 5 областей со специальным статусом (в районах, где проживают этнические и национальные меньшинства, а также в районах со специфическими условиями экономического и политического характера).

Институциональными актами автономных образований в Италии стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. В Италии статут областей разрабатывался и принимался областными советами. Однако они подлежали утверждению Парламентом Италии - последний мог либо утвердить его, либо вернуть его областному совету для повторного рассмотрения.

Процесс согласования различных точек зрения в Италии привел к тому, что областным советам было предоставлено право издавать законы по ограниченному кругу вопросов. К этим вопросам, в частности, относятся такие, как организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территория коммун; местная городская и сельская полиция; музеи и библиотеки местного значения; градостроительство; туризм и гостиничное дело; транспортные пути и автомобильные дороги областного значения и т.д.

Жизнестойкость отношений центр - автономии объясняется не только достаточно полной регламентацией этих вопросов как в основных законах указанных стран, так и в статутах автономных образований и в текущем законодательстве, но также и отлаженностью механизма разрешения споров. Здесь следует отметить роль административной юстиции, осуществляющей в странах континентальной системы права общий контроль за органами управления, а также роль Конституционного суда. При разработке конституций Италии важным этапом явилась регламентация полномочий автономных образований по формированию высших органов государства.

При разработке конституций Италии важным этапом явилась регламентация полномочий автономных образований по формированию высших органов государства.

Для Италии следует, прежде всего, отметить роль автономных областей в избрании Президента. В выборах Президента республики наряду с Парламентом участвуют и по три делегата от каждой области, избираемых областным Советом с учетом представительства меньшинств.

Одна из палат Парламента - Сенат - избирается также по областям. Распределение мест между областями производится в соответствии с указанным выше правилом, пропорционально численности населения областей (ст. 57).

Список использованной литературы

  1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт, 2015. – 400с.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2015. – 488с.
  3. Иностранное конституционное право. / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристь, 2015. – 512с.
  4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 2014. – 456с.

1 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2015. С.218.

2 Иностранное конституционное право. / Под ред. В.В. Маклакова. – М., 2015. С.317.

3 Иностранное конституционное право. / Под ред. В.В. Маклакова. – М., 2015. С.318.

4 Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С.192.

5 Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С.194.

6 Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2015. С.176.

Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований