Формы и методы государственной промышленной политики РФ
ВВЕДЕНИЕ
В течение всего реформенного периода в России не существовало эффективной стратегии промышленного развития: на федеральном уровне так и не было создано единого центра, ответственного за реализацию промышленной политики и координацию действий правительства в этой области, принятые законодательные акты носили фрагментарный характер, а отдельные меры господдержки приоритетных отраслей и предприятий не отвечали базовым принципам системности и не были подкреплены реальными возможностями правительства.
Необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывали многие поколения экономистов (начиная с Аристотеля и Платона), однако идеологические предпосылки каждый раз были разные. Если оставить в стороне идеологические вопросы, то для обоснования необходимости промышленной политики следует сравнить темпы экономического роста в условиях проведения промышленной политики с темпами роста в отсутствие государственного вмешательства. Однако отсутствие эмпирических данных для непосредственного анализа ставит под сомнение справедливость любых рассуждений об обоснованности проведения промышленной политики, но в то же время, позволяет ограничиться рассмотрением частичных последствий государственного вмешательства в тех областях, в которых эмпирические оценки эффективности возможны. Вместе с тем, межстрановые исследования показывают, что страны, проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпы экономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось от вмешательства в рыночные отношения.
Необходимость разработки и реализации государственной промышленной политики является частью большинства концепций среднесрочного и долгосрочного развития России, несмотря на то, что отношение к идее вмешательства государства в промышленное развитие страны на протяжении последних 20 лет было неоднозначным. Промышленную политику при этом обычно рассматривают в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей, получивших статус приоритетных.
Экономика России, несмотря на относительное благополучие последних лет, благодаря кризису в целом остается слабой и уязвимой. Уровень применяемых технологий, а значит, и производительность предприятий, и, соответственно, их конкурентоспособность низки в сравнении с показателями компаний-лидеров в соответствующих областях. Особенно это касается тех сфер и отраслей, для которых отсутствуют какие-либо природные преимущества либо их роль для конкурентоспособности конечной продукции слишком низка. Если для первичной переработки сырья у российских предприятий еще могут быть определенные козыри (например, в виде территориальной близости к его источнику или доступа к дешевой энергии, определяющей низкий уровень затрат на переработку), то для продукции технически сложной (например, того же машиностроения) единственным преимуществом является дешевизна квалифицированного труда, да и та исчезает вместе с обученными и получившими опыт еще в советский период квалифицированными кадрами.
Актуальность работы: Система государственной поддержки хозяйствующих субъектов недостаточно эффективна и не обеспечивает в полной мере правовых, экономических, информационных и организационных условий функционирования развитого промышленного сектора экономики, гарантирующего стабильные темпы экономического роста. Поэтому в российской экономике необходимо совершенствование существующих и разработка новых подходов в формировании государственной промышленной политики, базирующихся на структурной, инвестиционной и инновационной составляющих, что приведет к производству качественной, конкурентоспособной отечественной продукции.
Таким образом, необходимость государственного вмешательства в экономику страны становится первостепенным делом и оно должно нести системный характер.
Объект исследования - промышленная политика РФ.
Предмет исследования формы и методы государственной промышленной политики РФ.
Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность промышленной политики.
2. Рассмотреть технологию выработки промышленной политики.
3. Обосновать необходимость новой промышленной политики.
4. Рассмотреть цели, ценности, принципы, субъекты, этапность новой промышленной политики.
Информационной базой работы послужили законы и нормативные акты Российской Федерации, справочные и статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников, материалы периодической печати, источники Интернета.
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
- Промышленная политика сущность, функции
Россия имеет все условия для того, чтобы в самое ближайшее время стать одной из самых развитых стран мира. Жизненное ее пространство составляет 17,1 млн км2 - это примерно в 1,5 раза больше территории США, Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых.
Население России - 148 млн человек; трудовые ресурсы - почти 87 млн человек, в том числе 71% людей с высшим и средним образованием. Численность научных работников превышает 1 млн человек - почти 70% общесоюзных.
Россия располагает почти всеми природными ресурсами, необходимыми для ее дальнейшего развития. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд м3 на душу населения приходится 5 га леса (в США - 0,8 га, а в Канаде - 8,6 га). Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 650 млн га1.
Как экономика любой страны, так и экономика России состоит из множества отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но основой, фундаментом ее является все же промышленность.
Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:
- Развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном хозяйстве;
- Промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России;
- Обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;
- От развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления2.
На данный момент в числе конкурентных преимуществ России на мировом рынке пока ещё остаются:
- богатые природные ресурсы и развитая минерально-сырьевая база;
- образованная, квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила;
- наличие научно-технического потенциала;
- наличие мощностей по производству массовой, относительно дешёвой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке и рынках ряда развивающихся стран.
Наиболее слабыми местами отечественной промышленности являются:
- общее достаточно серьёзное технологическое отставание от мирового уровня;
- несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
- отсутствие соответствующей инфраструктуры и навыков сбыта продукции и её обслуживания;
- низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;
- слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.
Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и основой для повышения эффективности общественного производства.
Промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.
Отсутствие единой теоретической базы ведет к разнообразию толкований термина «промышленная политика» как среди российских, так и зарубежных экономистов от определения промышленной политики через направления реализации интересов государства в сфере промышленного производства (что фактически размывает границы влияния промышленной политики до пределов социально-экономической политики), до сведения промышленной политики к выборочной поддержке отраслей народного хозяйства. Неоднозначность трактовки содержания данного термина затрудняет идентификацию роли и места промышленной политики среди других видов государственной социально-экономической политики.
Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.
Промышленная политика определяется как комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния граждан3.
Актуализация промышленной политики и острая необходимость в ее скорейшей разработке и практической реализации обусловлены следующими обстоятельствами:
- стремительно разрушается технологический потенциал страны;
- технологическое отставание от передовых стран за последние годы приобретает общий характер;
- технологическое отставание, достигшее критического предела, грозит утратой самой способности к созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- мировому уровню соответствует лишь четвертая часть всех технологий, многие из которых никак не преобразуются в конкурентные преимущества на стадии промышленного производства.
Мировой опыт свидетельствует о том, что основными принципами разработки и реализации промышленной политики, обеспечивающей повышение национальной конкурентоспособности на основных направлениях социально-экономического развития современных обществ и государств, являются:
- формирование промышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегии с активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций;
- переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний;
- смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией, возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;
- создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста.
Современные экономические теории выделяют две базовые концепции государственной промышленной политики:
- жесткая государственная промышленная политика с безусловным преобладанием методов прямого бюджетного субсидирования отраслей промышленности или отдельных амбициозных проектов на основе волевых, административных рычагов; эта модель применялась, как правило, на ранних стадиях индустриального развития;
- современная национальная промышленная политика с безусловным преобладанием методов косвенного (финансово-экономического) стимулирования выпуска конкурентоспособных продукции и услуг.
Системообразующей целью промышленной политики в условиях вхождения России в мировое рыночное пространство является повышение национальной конкурентоспособности (т.е. способности производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с другими странами), соблюдение международных стандартов и расширение доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках как основного источника повышения благосостояния граждан страны при непрерывном росте их жизненного уровня.
Основной задачей государства в этой сфере является создание целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства России. Речь идет не о поддержке отраслей или подотраслей по канонам плановой экономики, а о поддержке отдельных производств и технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для мировой экономики.
Исходя из данных предпосылок основные задачи промышленной политики можно сформулировать следующим образом:
- стимулирование научно-технического прогресса;
- проведение структурной реформы научно-промышленной сферы;
- создание институциональных основ и инфраструктуры экономики знаний, обеспечивающих практическое освоение научных достижений;
- формирование стимулов для инвестирования в новые знания и новые технологии;
- накопление, развитие и эффективное использование интеллектуального (человеческого и структурного) капитала новой экономики;
- направление инвестиционных потоков в интеллектуальный капитал;
- приоритетное развитие сферы образования;
- перераспределение части доходов традиционных секторов экономики для решения задач научно-технического прогресса;
- информатизация общества и проведение на этой основе реформы управления.
Основным недостатком большинства существующих определений является отсутствие системности - промышленная политика не может быть направлена только на решение проблем отдельных отраслей или же их механической суммы. Она должна вести к повышению эффективности экономики через оптимизацию распределения ресурсов и позволять быстро и адекватно реагировать на внешние проблемы, являясь, таким образом, основой устойчивого экономического роста.
В соответствии с таким определением сущности промышленной политики, предложена следующая классификация ее видов, в зависимости от различных осей рассмотрения:
- по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;
- по масштабу воздействия общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);
- по территориальному охвату федеральную, региональную и районную;
- по направленности участия в международном разделении труда импортозамещающую и экспортно-ориентированную;
- по превалирующему функциональному направлению научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр4.
- Инструменты и методы промышленной политики
Существует несколько инструментов промышленной политики, среди которых наибольший интерес для изучения представляют: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика.
Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом. Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.
Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий, централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, “точек экономического роста”, дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.
Налоговая политика. Налоги основная статья доходной части бюджета. Для эффективной реализации промышленной политики необходимо учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Также в рамках налоговой политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики.
В инструментарий налоговой политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения.
Денежно-кредитная политика. Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения. Форму организации денежного обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы.
Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).
А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Основными государственными органами проведения данных политик являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).
Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит.
Инструменты финансовой политики выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.
Институтоциональная политика. Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения. В ведение институциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов.
Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства.
Внешне-экономическая политика. Наша страна контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов домашних хозяйств и фирм, здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что бы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.
Цель внешнеэкономической политики улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.
Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства.
Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.
Инвестиционная политика Инвестиции долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом.
Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.
Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.
Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики.
Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.
Инструментарий инвестиционной и инновационной политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик. Здесь могут быть как прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, так и налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т.д.
Подобная классификация позволяет охватить весь комплекс возможных для использования систем промышленной политики на различных уровнях ее реализации. К таким системам, составляющим единый механизм промышленной политики, отвечающий требованиям комплексности и системности, относят (по характеру воздействия на объект): макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные:
- Макроэкономические системы направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты.
- Информационные системы предполагают обеспечение экономических агентов и соответствующих органов управления систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, позволяющими принимать более эффективные решения в производственной (в том числе инвестиционной и инновационной) и коммерческой сферах деятельности.
- Ресурсные (затратные) системы предполагают предоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для решения задач промышленного развития.
- Институциональные систеиы связаны с формированием соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационно-экономической среды, с утверждением общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка.
Основными методами государственной промышленной политики являются:
1. Экономичеcкие.
- финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование);
- налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы);
- таможенные;
- тарифные (по естественным монополиям);
- банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использования резервов и прибыли ЦБ).
2. Институциональные.
- новые инвестиционные инструменты (пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг);
- механизмы банкротства;
- управление госимуществом в промышленности.
3. Бюджетные и законодательные.
- федеральные и региональные программы;
- целевые законы.
4. Административные и социально-политические.
- государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий);
- общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизмы рефлексии).
Документы промышленной политики
- Концепция промышленной политики России (идейные и ценностные ориентиры).
- Программа реализации промышленной политики (меры, действия, порядок осуществления).
- Пакет проектов нормативно-правовых актов по реализации промышленной политики (механизм реализации).
Технология разработки промышленной политики
- Сбор всех предыдущих наработок (РСПП, правительства, министерств, научных организаций, исследовательских центров, зарубежных прецедентов).
- Определение понятия и предмета промышленной политики для целей данной разработки.
- Определение инструментариев промышленной политики.
- Определение фактического состояния и содержания промышленной политики, проводимой правительством в России на текущий момент.
- Определение основных проблем и вызовов состояния и тенденций российской промышленности на текущий момент.
- Выбор целей и ценностей промышленной политики. Конкретный выбор в условиях конфликта интересов: государство-бизнес, различных идейных моделей, особенно в сравнении с право-либеральной.
- Определение приоритетов текущих и стратегических управленческих задач в рамках промышленной политики.
- Выбор решений (методы и инструменты, сроки, порядок, ресурсы, уровни решений, субъекты и объекты решений) для поставленных управленческих задач.
- Детализация решений до уровня технологий и механизмов их реализации.
- Определение и прогноз политической приемлемости выбранных решений в конкретных российских политических условиях.
- Оформление итоговых документов:
- концепция промышленной политики;
- программа промышленной политики;
- пакет нормативно-правовых проектов по ее реализации.
Важно реформировать промышленную политику на уровне региона. Анализ современной региональной политики развитых стран тоже свидетельствует, что цели выравнивания межрегиональных различий за счет бюджетных трансфертов во многом противоречат целям общего роста экономики5.
Таким образом, промышленная политика - это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.
Промышленную политику предлагают рассматривать как стратегию развития и повышения эффективности промышленного производства, увеличения конкурентоспособности отечественных отраслей, секторов, предприятий и продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, обеспечивающую устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. Промышленная политика не может рассматриваться как альтернатива политике построения рыночной экономики и конкурентной политике, а является, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост через структуру промышленного производства.
- Основные цели промышленной политики
Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Напротив, промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов.
Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем. Во-первых, это крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансового, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского. Во-вторых, ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства. В-третьих, структурные диспропорции в экономике.
К целям российской промышленной политики относятся:
- создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение "правил игры" и организацию диалога между бизнесом и властью);
- развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций;
- создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики6.
Согласно Конституции РФ, вопросы основных направлений внешней и внутренней политики (в том числе промышленной) входят в компетенцию Президента РФ. Поэтому уровень внедрения промышленной политики является президентским. РСПП выступает за использование понятия "национальная", а не "государственная" промышленная политика, подразумевающего активное участие представителей всех уровней бизнеса и общественности в обсуждении ее приоритетов и инструментов.
Существует три уровня разработки и реализации политики:
На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.
На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.
На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).
Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти)7.
Промышленная политика в реальной практике всегда принимает вид структурной политики ограниченные бюджетные средства и государственную поддержку необходимо направить в те отрасли хозяйства, которые в долгосрочной перспективе обеспечат достижение стратегических целей (максимальный прирост национального богатства, устойчивый рост благосостояния населения и т.д.), в некоторых случаях, за счет депрессивных отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей, находящихся на начальной фазе жизненного цикла. В связи с этим, одним из ключевых вопросов в рамках разработки промышленной политики является выбор и обоснование приоритетов промышленного развития. В соответствии с базовыми принципами и общими целями социально-экономического развития можно разделить выбор приоритетов в широком и узком смысле. Выбор приоритетов в широком смысле заключается в определении общего направление развития экономической системы, модели реализации промышленной политики. Критериями выбора в данном случае выступают господствующая в обществе идеология и характер конкурентных преимуществ страны в мировом хозяйстве. Анализ опыта реализации промышленной политики в развитых и развивающихся странах позволяет выделить следующие базовые модели, выступающие в качестве вектора промышленного развития: экспортно-ориентированная, импортозамещающая и инновационно-ориентированная модели.
Импортозамещающая промышленная политика предполагает обеспечение внутреннего рынка страны преимущественно на основе развития национального производства, часто с использованием высокого (в том числе, запретительного) уровня протекционистской защиты лицензий, импортных тарифов, квот, а также других инструментов. Основным ограничением для политики импортозамещения, как правило, является внутренний платежеспособный спрос. В том случае, когда темпы роста внутреннего рынка отстают от динамики общемировой конъюнктуры, политика импортозамещения может негативно влиять на конкурентоспособность импортозамещающих производств, в частности, и страны в целом.
Политика стимулирования экспорта в развивающихся странах, как правило, являлась лишь фазой торговой политики и осуществлялась на различных стадиях индустриализации, обычно после стадии импортозамещения.
В последние годы ключевыми направлениями промышленной политики стали меры по увеличению инвестиций в основные средства, НИОКР, и человеческий капитал (образование и повышение квалификации), что определяет инновационно-ориентированную модель политики.
Как показывает практика, модели промышленной политики не являются взаимоисключающими и могут эффективно сочетаться для достижения целей сбалансированного экономического развития. При этом успех в долгосрочном периоде определяет не ставка на ту или иную модель, а комплексный подход к разработке долгосрочной стратегии развития, основанной на понимании страновых конкурентных преимуществ, на экономически обоснованном определении приоритетов развития, на формировании центров ответственности за реализацию этой стратегии и на разработке четких правил поведения экономических субъектов, при обеспечении макроэкономической стабильности8.
1.4 Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики
Общий вектор государственной промышленной стратегии выбор приоритетов в широком смысле продиктован господствующей в обществе идеологией, особенностями государственного интервенционизма, характере страновых конкурентных преимуществ. Выбор же приоритетов в узком смысле, т.е. набор определенных отраслей, секторов, должен быть подчинен четким и обоснованным критериям.
В самом общем виде критерием отбора приоритетных областей, которые в принципе могут претендовать на ту или иную форму государственной поддержки, в автором предлагается считать принадлежность к потенциальным точкам роста. Точка роста для любой социально-экономической подсистемы является важнейшим элементом, развитие которого обеспечивает рост системы в целом. Исходя из этого, в предложены следующие основные критерии выделения точек роста:
- Первый критерий наличие и надежные перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг. Производство приобретает положительную количественную и качественную динамику только при увеличении спроса и изменении его структуры, а значит, при осуществлении промышленной политики необходимо исходить из того, что поддержки заслуживают в первую очередь те отрасли, продукция которых пользуется платежеспособным спросом. В том случае, если платежеспособный спрос ограничен, государство может, прежде всего, содействовать его расширению, и лишь затем идти на крупномасштабные вложения в производство удовлетворяющих его продуктов и услуг.
- Второй критерий наличие конкурентных преимуществ комплекса, отрасли или отдельного производства. Базовыми являются такие преимущества, как дешевизна исходного сырья, энергии и рабочей силы, высокая производительность труда, минимум затрат экологического характера, наличие значительного научного потенциала, высокая рентабельность производства. Последний показатель имеет особое значение. Рентабельность объектов государственной поддержки обеспечивает самофинансирование их расширенного воспроизводства и улучшение качественных параметров производственной базы, применяемых технологий и самого конечного продукта. Этот параметр может быть особенно важен в начальный период послекризисного возрождения индустрии, т.е. в условиях острейшего инвестиционного дефицита, однако с оживлением и подъемом производства расширяется круг предприятий и отраслей, выступающих в роли «дойных коров». Это позволяет расширить масштабы перераспределения финансовых ресурсов, как важнейшего рычага селективной промышленной политики, без ущерба для воспроизводства предприятий и отраслей-доноров.
- Третий критерий существенное мультипликативное воздействие развития избираемой отрасли, вытягивающее за собой смежные производства. Желательно, чтобы избранный и поддерживаемый сектор индустрии обеспечивал значительный и растущий спрос на продукцию и услуги сопряженных отраслей-поставщиков (сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, средства коммуникации), на услуги строителей, транспортников, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Подъем основного производства и производств, технологически с ним связанных, через увеличение объема зарплаты вызывает сопутствующий спрос в отраслях, работающих на личные и общественные непроизводительные текущее потребление и накопление.
Определение приоритетов в широком смысле в реальности во многом может являться функцией идеологического аспекта. В то же время, приоритеты промышленной политики в широком смысле должны регулярно пересматриваться с учетом изменяющихся внешних условий (тенденции мирового развития, складывающаяся промышленная структура как внутри страны, так и в странах-партнерах, НТП и т.д.)9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремление государства к постепенному переходу в качественно новое состояние, с доминированием "новой экономики", должно сопровождаться, прежде всего, активной государственной политикой, направленной на использование нашего основного и наиболее перспективного потенциала для развития научных знаний. Именно от того, насколько нам удастся обратить на пользу этот потенциал, и будет зависеть ответ на вопрос о том, какое же место займет Россия в быстро меняющемся и противоречивом мире; Кризис и его последствия предоставляют нам уникальную возможность для радикального совершенствования основополагающей законодательной базы. Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для осуществления инвестиций. С этой точки зрения комплекс мер, направленных на увеличение доходов и распределение их через бюджет в другие отрасли экономики на основе того или иного критерия может рассматриваться как пример промышленной политики10.
Анализ нормативно-правовых актов в области внешнеторговой, региональной и отраслевой политик, реализуемых в России в последние годы, свидетельствует о доминировании ситуационного подхода в отсутствии методологической базы для обоснования принимаемых правительством решений.
Стратегический подход к разработке и реализации промышленной политики подразумевает анализ и прогнозирование последствий принимаемых государственных решений. Соответственно, предлагается следующая последовательность действий при разработке промышленной политики:
- анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей страновой конкурентоспособности;
- определение приоритетов развития в широком смысле целей промышленной политики и целевой функции (например, общественное благосостояние или экономический рост);
- определение критериев выбора приоритетов развития в узком смысле (объектов поддержки);
- руководствуясь выбранными критериями, определение приоритетов развития в узком смысле (объектов промышленной политики);
- определение доступных инструментов поддержки;
- определение необходимых затрат на использование каждого инструмента (необходимый бюджет и возможные косвенные общественные потери), а также полученных выгод от использования инструмента (общественные выгоды прямые и косвенные, доходы бюджета и т.п.);
- определение эффективности каждого инструмента, возможных синергий (мультипликационных эффектов) в условиях оптимального его использования;
- планирование доступного бюджета (с учетом возможности получения дополнительных доходов в будущем);
- выбор оптимального набора (соотношения) инструментов, максимизирующего целевую функцию при заданном объеме финансирования, либо минимизирующего издержки при условии достижения поставленных целей.
- оценка эффективности реализации промышленной политики и, в случае необходимости, коррекция курса.
Таким образом, задача выработки промышленной политики представляет собой задачу многоуровневой и многофакторной оптимизации в условиях неопределенности. Помимо этого, процесс выработки промышленной политики является итеративным, поскольку вновь поступающая информация может корректировать принятые решения.
Выбор в пользу подобной промышленной политики или отказа от нее чрезвычайно актуален для современной России. Устойчивое развитие это эколого-социо-экономическое развитие, характеризующееся стабильной положительной динамикой промышленных объемов с замкнутыми циклами ресурсопользования, что обеспечивает повышение удовлетворение материальных, духовных потребностей и социальное развитие в условиях сохранения экологического равновесия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные законы
- Методологические положения по статистике. Выпуск второй. Госкомстат России. М.: 2010.
- Федеральная программа развития экспорта. Одобрение: Постановление Правительства Российской Федерации N 123 от 8 февраля 2009 г.
- О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Закон Российской Федерации от 14.4.08 N 63-ФЗ
- Государственная внешнеэкономическая политика. Программа Правительства РФ. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2009 г. №816-р.
Научная и методологическая литература
- Андрианов В.Д. «Россия: экономический и инвестиционный потенциал». М.: ОАО Издательство «Экономика», 2009.
- Артемьев В.И. Промышленность России. М.: ИНФРА-М, 2009.
- Берри Л.Я. Планирование народного хозяйства. Под редакцией Л.Я. Берри. Изд. «Экономика» - М.: 2008.
- Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Экономист. 2008. - №1-2.
- Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика, 2008.
- Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. 2009.
- Даланян А.А. Экономика - М.: Инфра, 2006г,
- Зелтынь А.С. «Структурная политика России на пороге третьего тысячелетия», Экономический Обзор (ЭКО), 2009.
- Иванова Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н.Иванова. М.: ИНФРА-М, 2008.
- Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: ВЛАДОС, 2009 г,
- Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009.
- Кириченко В. «Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики в России». РЭЖ, 2009. №8,
- Кондратенко Н. Особенности национальной экономики // Экономика и жизнь. 2009г. №11.
- Кривов В.Д. Разработка и реализация макроэкономических решений. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007.
- Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: Конспект лекций. М.: Приор издат, 2006.
- Липсиц И.В., Нещадин А.А. «Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации». Экспертный институт, Москва, 2007.
- Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизмов реализации // Современная конкуренция, 2008.
- Сотников Д.М. Взаимодействие государства и общества в процессе выработки промышленной политики: научно-технические прогнозы // М.: "Теис", 2009
- Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики // «Вестник МГУ», «Экономика», №1, 2010 г,
- Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008.
- Фишер, Пауль. «Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России». Проблемы теории и практики управления, №3, 2007.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2006.
- Цветков В.А. Проблемы развития российской экономики в среднесрочной перспективе // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008.
- Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т.А.. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие М.: ПРИОР, 2007.
- Шинкаренко П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. 2008.
- Шукшин С.Н. Проблемы реализации промышленной политики РФ // Вопросы экономики. 2009. - №7.
- Экономическая наука современной России. / Материалы Всероссийской конференции. Москва, 28-30 ноября 2007 г. Под ред. проф. Г.Б.Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
- Ясин Е., Яковлев О. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2008. - №10.
Источники ИНТЕРНЕТ
www.econom.nsc.ru/eco - «ЭКО», Всероссийский экономический журнал
Иностранные правительственные учреждения:
www.worldbank.org Мировой Банк
www.imf.org Международный валютный фонд
1 Андрианов В.Д. «Россия: экономический и инвестиционный потенциал». М.: ОАО Издательство «Экономика», 2009.
2 Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика, 2008.
3 Липсиц И.В., Нещадин А.А. «Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации». Экспертный институт, Москва, 2007.
4 Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизмов реализации // Современная конкуренция, 2008.
5 Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008.
6 Сотников Д.М. Взаимодействие государства и общества в процессе выработки промышленной политики: научно-технические прогнозы // М.: "Теис", 2009
7 Шукшин С.Н. Проблемы реализации промышленной политики РФ // Вопросы экономики. 2009. - №7.
8 Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика, 2008
9 Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики // «Вестник МГУ», «Экономика», №1, 2010 г,
10 Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2006.
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Формы и методы государственной промышленной политики РФ