Рабочая программа по музыке для 5 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Беловская СОШ
Рабочая программа
По музыке
Для 5 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель музыки
Каржень Н. А.
2015 - 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета
Музыканаправлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений
Музыка. 5-8 классы, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)
Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме
Музыка и другие виды искусства, которая раскрывается в двух крупных разделах –
Музыка и литература,
Музыка и изобразительное искусство. Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки
в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания
композиций;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.
-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х. К. Андерсена, поэма А. С. Пушкина
Руслан и Людмила, стихотворения А. С. Пушкина
Зимний вечер,
Вот ветер, тучи нагоняя…,
музыкальнаябасня Г. Малера
Похвала знатока, общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. В. Глюк
Орфей);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления
импрессионизм);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма
описание);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;
Уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
Использовать приобретённые знания и умения
В практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
Программа Рассчитана на 34 часа; в том числе контрольных работ - 5.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы |
Всего Часов |
Контроль-ные работы |
Образовательный Продукт |
|
1. |
Музыка рассказывает обо всём |
1 |
- |
Выученная песня Родина, письмо Богине Музыке |
2. |
Древний союз |
3 |
- |
Выученные песни Красно солнышко, Музыка, иллюстрация на тему Звучащая природа, составление варианта урока-концерта Природа в искусстве. Синквейн. |
Музыка и литература | ||||
3. |
Слово и музыка |
3 |
- |
Выученные песни Песенка о словах, Песенка о песенке, сочинение песни, решение кроссворда. Синквейн, цифровой диктант. |
4. |
Песня |
4 |
- |
Выученные песни Если другом стала песня, Уж ты зимушка-зима, эссе. Кроссворд, музыкальная викторина. |
5. |
Романс |
2 |
1 |
Выученный романс Жаворонок, тестирова-ние, кроссворд. |
6. |
Хоровая музыка |
2 |
- |
Выученная песня С весёлой песней |
7. |
Урок-обобщение |
1 |
1 |
Итоговое тестирование |
8. |
Опера |
2 |
- |
Выученный хор Славьсяиз оперы Жизнь за царя, иллюстрации декораций |
9. |
Балет |
2 |
1 |
Выученная песня Песня менуэта, иллюстрация костюмов. Тест по темам: Опера, Балет. |
10. |
Музыка звучит в литературе |
2 |
- |
Выученная песня Зимний вечер, о музыке. Синквейн. |
Музыка и изобразительное искусство | ||||
11. |
Образы живописи в музыке |
2 |
- |
Выученная песня Весёлое эхо, сравнение картин |
12. |
Музыкальный портрет |
1 |
- |
Выученная песня Песня о картинах, сопоставление музыки и картин, иллюстрации к про-слушанным произведениям |
13. |
Пейзаж в музыке |
2 |
- |
Выученная песня Семь моих цветных карандашей, Иллюстрации к про-слушанным произведениям |
14. |
Музыкальная живопись сказок и былин |
3 |
1 |
Выученная песня Сказка по лесу идёт, иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки. Кроссворд. |
15. |
Музыка в произве-дениях изобрази-тельного искусства |
2 |
- |
Выученная песня Птица-музыка, репродукции картин. |
16. |
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года Музыка и другие виды искусства |
1 |
1 |
Итоговое тестирование, музыкальная викторина, выученная песня Пожелание друзьям |
17. |
Урок-концерт |
1 |
- |
Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся |
Всего часов |
34 |
5 |
Содержание программы
Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Введение в тему года
Музыка и другие виды искусства. Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди
Родина. Письмо Богине Музыке.
Древний союз (3 часа)
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси
Снег танцует, П. Чайковский
Июнь. Баркарола,
Октябрь. Осенняя песнь, Р. Шуман
Первая утрата, М. Таривердиев
Маленький принц. Разучивание песен П. Аедоницкого
Красно солнышко, Г. Струве
Музыка. Иллюстрации на тему
Звучащая природа, составление варианта урока-концерта
Природа в искусствеЗрительный ряд: А. Осмеркин
Ветлы у пруда, А. Куинджи
Берёзовая роща, И. Шишкин
В лесу графини Мордвиновой, И. Айвазовский
Чёрное море, Леонардо да Винчи
Джоконда, Н. Ге
Портрет Л. Н. Толстого, И. Репин
Портрет А. Г. Рубинштейна, И. Левитан
Осенний день. Сокольники, И. Бродский
Опавшие листья.
Слово и музыка (3 часа)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка
Я помню чудное мгновенье, Ф. Шуберт
В путь, В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский
Кот Матрос. Разучивание песен С. Старобинского
Песенка о словах, А. Куклина
Песенка о песенке. Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса
За полем ржи, П. Элюара
Музыкант(на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер
Художник в мастерской, В. Серов
Портрет Ф. И. Шаляпина, В. Тропинин
Портрет А. С. ПушкинаПесня (4 часа)
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер
С чего начинается Родина?, русская народная песня
Среди долины ровныя,
Ах ты, степь широкая,
Вечерний звон, Польская н. п.
Висла; Г. Малер
Похвала знатока; Ф. Мендельсон
Песня без слов№14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова
Если другом стала песня, А. Александрова
Уж ты зимушка-зима. Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин
Среди долины ровныя, В. Поленов
Монастырь над рекой, И. Левитан
Вечерний звон.
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка
Жаворонок, С. Рахманинов
Ночь печальна, Р. Шуман
В сиянье тёплых майских дней. Разучивание: М. Глинка
Жаворонок.
Зрительный ряд: И. Левитан
Цветущие яблони,
Весна. Большая вода; И. Грабарь
Февральская лазурь.
Хоровая музыка (2 часа)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р. н.п.
Есть на Волге утёс; П. Чайковский
Отче наш; Н. Римский-Корсаков
Вхождение в невидимый град, Г. Свиридов
Поёт зимаиз
Поэмы памяти Сергея Есенина. Разучивание песен: канон
С весёлой песней; кант XVIII века
Музы согласно.
Зрительный ряд: К. Юон
Вид Троицкой лавры; В. Суриков
Посещение царевной женского монастыря, И. Билибин
Преображённый Китеж.
Урок-обобщение (1 час)
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 10.
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы
Руслан и Людмила, Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы
Снегурочка,
Сеча при Керженцеиз оперы
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Разучивание: М. Глинка хор
Славьсяиз оперы
Жизнь за царя, С. Баневич
Пусть будет радость в каждом доме…финал из оперы
История Кая и Герды. Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин
Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова, М. Шишков
Сады Черномора; А. Васнецов
Берендеевка,
Снегурочка. Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.
9. Балет (2 часа)
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.
Русские сезоныв Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы
Жизнь за царяII д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский
Русская,
У Петрушкииз балета
Петрушка; П. Чайковский Вариация II из балета
Щелкунчик. Разучивание песен: Е. Адлер
Песня менуэта. Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин
Тамара Карсавина в Шопениане
, Б. Кустодиев
Масленица,
Ярмарка, А. Бенуа
Петербургские балаганы.
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк
Жалоба Эвридикииз оперы
Орфей и Эвридика. Разучивание песен: М. Яковлев
Зимний вечер; М. Преториус
Вечер.
Образы живописи в музыке (2 часа)
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев
Вариации Феи зимыиз балета
Золушка, О. Лассо
Эхо, П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский
Два еврея, богатый и бедный. Разучивание песен: Г. Струве
Весёлое эхо, Е. Поплянова
Как поёшь?Зрительный ряд: И. Ромадин
Иней, А. Саврасов
Вид в швейцарских Альпах, К. Моне
Стог сена в Живерни, Э. Дробицкий
Жизнь и смерть.
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский
Песня Варлаамаиз оперы
Борис Годунов;
Гномиз ф-ного цикла
Картинки с выставки. Разучивание песен: Г. Гладков
Песня о картинах. Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин
Протодьякон.
Пейзаж в музыке (2 часа)
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов.
Музыкальные краскив произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский
Апрель. Подснежник, И. Стравинский
Поцелуй земливступление к балету
Весна священная, М. Равель
Игра воды; К. Дебюсси
Облака. Разучивание песен: В. Серебренников
Семь моих цветных карандашей. Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов
Весна, Н. Рерих
Поцелуй земли, К. Моне
Река в Аржантае,
Впечатление; П. Сезанн
Гора Святой Виктории.
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков
Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбокиз оперы
Садко, П. Чайковский Па-де-де из балета
Щелкунчик, И. Стравинский
Заколдованный сад Кащеяиз балета
Жар-птица, М. Мусоргский
Избушка на курьих ножкахиз ф-ного цикла
Картинки с выставки, А. Бородин Симфония №2
БогатырскаяI ч. (фр-т), М. Мусоргский
Богатырские ворота. Разучивание песен: С. Никитин
Сказка по лесу идёт, Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере
Садко. А. Головин
Кащеево царство; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов
Бо-гатыри; И. Билибин
Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Что такое музыкальность в живописи.
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия. Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко
Птица-музыка.
Зрительный ряд: Караваджо
Люнист, А. Аппиани
Парнас, Т. Ромбо
Песня, Э. Дега
Оркестр оперы, М. Пепейн
Придворный бал, Э. Делакруа
Портрет Шопена, И. Репин
М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила, И. Айвазовский
Наполеон на острове Святой Елены.
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года
Музыка и другие виды искусства(1 час)
Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23. Разучивание песен: Б. Окуджава
Пожелание друзьям.
Урок-концерт (1 час)
Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Литература
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр
Академия, 2004.
2. Алеев В. В, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В. Н., Лагутин А. И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е. И. Детям о музыке: М.:
Аквариум, 1996.
7. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр
Академия, 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И. Ю., Минина Е. В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО
Диамант, ООО
Золотой век, 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ
Большая Российская энциклопедия, 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И. А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д. К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр
Академия, 2003.
19. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр
Академия, 2001.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- Шедевры музыки.
Кирилл и мефодий, 2001. ООО
Уральский электронный завод.
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир.
Коминфо, 2002.
- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
Си ЭТС, 2004.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
Коминфо, 1999.
- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО
Интерсофт, 1998.- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.
- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
Приложение
Примерные вопросы текущего тестирования
Тест 1
I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:
а) отличается простотой ____________________;
б) развитый, утончённый жанр ______________________;
в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;
г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;
д) характер мелодии обобщённый _________________________;
е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;
ж) используется куплетная форма ______________________;
з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;
и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;
л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.
II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:
а) польская народная песня
Висла;
б) Г. Малер.
Похвала знатока;
в) русская народная песня
Ах ты, степь широкая;
г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.
Тест 2
1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:
а) жанр;
б) тема;
в) соната;
г) песня.
2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют: а) слово и песня;
б) живопись и музыка;
в) слово и музыка;
г) песня и романс.
3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы
Прекрасная мельничихаи
Зимний путьстали подлинными вершинами вокальной музыки:
а) А. Пушкин;
б) Н. Кукольник;
в) И. Бунин;
г) В. Мюллер.
4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка
Выйди, выйди, Иванко: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;
б) В. Моцарт. Симфония №40;
в) П. Чайковский.
Октябрь. Осенняя песня.
г) Р. Шуман.
Первая утрата.
5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?
а) поэзия;
б) живопись;
в) театр;
г) архитектура.
6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:
а) В. Моцарт. Симфония №40;
б) П. Чайковский.
Октябрь. Осенняя песня.
в) Р. Шуман.
Первая утрата.
г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.
Примерные вопросы тестирования для итогового контроля
1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:
а) слово и песня;
б) живопись и музыка;
в) слово и музыка;
г) песня и романс.
2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:
а) жанр;
б) тема;
в) соната;
г) песня.
3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня – веснянка
Выйди, выйди, Иванко: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;
б) В. Моцарт. Симфония №40;
в) П. Чайковский.
Октябрь. Осенняя песня.
г) Р. Шуман.
Первая утрата.
4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:
а) этюд;
б) романс;
в) соната;
г) песня.
5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:
а)
Ах ты, степь широкая;
б)
Висла;
в)
Похвала знатока;
г)
Вечерний звон.
6. Какой приём использует Малер в песне
Похвала знатокадля большей убедительности образа?
а) секвенция;
б) имитация;
в) звукоподражание;
г) вариация.
7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл
Песни без слов?
а) Л. Бетховен;
б) И. Бах;
в) В. Моцарт;
г) Ф. Мендельсон.
8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:
а) этюд;
б) романс;
в) соната;
г) песня.
9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?
а) куплетная форма;
б) рондо;
в) трёхчастная форма;
г) вариации.
10. В какой форме чаще всего пишутся песни?
а) куплетная форма;
б) рондо;
в) трёхчастная форма;
г) вариации.
11. Кто из композиторов написал романс
Ночь печальна?
а) М. Глинка;
б) С. Рахманинов;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) П. Чайковский
Отче наш;
б) М. Глинка
Жаворонок;
в) р. н.п.
Есть на Волге утёс;
г) р. н.п.
Вечерний звон.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема года:
Музыка и другие виды искусства
№ В разделе |
Тема урока |
Тип урока |
Элемент содержания |
Умения и виды деятельности |
Контрольно- Оценочная деятельность |
Домашнее Задание |
Дата |
||
Общеучебн. |
Специальн. |
Вид |
Форма |
План |
Факт |
||||
1 |
1 |
Музыка рассказывает обо всём. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т). Пение: И. Хрисаниди Родина; В. Алеев Гвоздь и подкова. Творческое задание: письмо богине Музыке. |
Наблюдать, сравнивать |
Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния |
Устный опрос |
Cтр. 4-6 Написать письмо богине Музыке. |
|
Древний союз (3 часа) |
|||||||||
2 |
1 |
Истоки. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: К. Дебюсси Снег танцует; П. Чайковский Баркарола. Пение: П. Аедоницкий Красно солнышко. Творческое задание: нарисуй картину на тему Звучащая природа. |
Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. |
Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. |
Устный опрос |
Стр. 9-14 Придумать 5 вопросов по тексту. |
|
3 |
2 |
Искусство открывает мир. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: М. Таривердиев Маленький принц. Пение: Г. Струве Музыка. Творческое задание: стихотворение о музыке. |
Сравнивать, анализировать |
Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. |
Взаимо-опрос |
Стр.15-25 |
|
4 |
3 |
Искусства различны, тема едина. |
Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН |
Слушание: П. Чайковский Октябрь. Осенняя песнь; Р. Шуман Первая утрата. Пение: Й. Гайдн Мы дружим с музыкой. Творческое задание: Составь вариант урока-концерта Природа в искусстве. |
Сравнивать, анализировать |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства |
Стр. 26-33 |
||
Музыка и литература |
|||||||||
Слово и музыка (3 часа) |
|||||||||
5 |
1 |
Два великих начала искусства. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: М. Глинка Я помню чудное мгновенье; Ф. Шуберт В путь. Пение: С. Старобинский Песенка о словах. Творческое задание: импро-визация на стихотворение Р. Бёрнса За полем ржи. |
Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. |
Импровизировать по заданным параметрам. |
Устный опрос |
Стр. 37-44 |
|
6 |
2 |
Стань музыкою, слово . |
Комбиниро-ванный урок |
Слушание: В. Моцарт Симфония №40 I ч. (фр-т); П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром III ч. (фр-т). Пение: н. п. Весёлый мельник; укр. н. п. Веснянка. Творческое задание: вокальная импровизация. |
Высказывать своё мнение, работать с текс-том учебника, отвечать на поставленные вопросы. |
Импровизировать по заданным параметрам. |
Стр. 45-48 |
||
7 |
3 |
Музыка дружитне только с поэзией. |
Урок обобщения и систематиза-ции знаний |
Слушание: М. Мусоргский Кот Матросиз вокального цикла Детская. Пение: А. Куклин Песенка о песенке. Творческое задание: д. м.н. стр. 7 |
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства |
Цифровой диктант |
Стр. 49-52 |
|
Песня (4 часа) |
|||||||||
8 |
1 |
Песня – верный спутник человека. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: В. Баснер С чего начинается Родина?. Пение: Ю. Тугаринов Если другом стала песня. Творческое задание: д. м.р. стр.8 |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. |
Устный опрос |
Стр. 53-57 |
|
9 |
2 |
Обобщающий урок по темам: Древний союз, Слово и музыка. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся. Д. м.н. стр. 7. |
Контролировать и оценивать свою деятель-ность |
Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач. |
Кроссворд, музыкаль-ная викто-рина. |
||
10 |
3 |
Мир русской песни. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: Р. н.п. Среди долины ровныя, Ах ты, степь широкая, Вечерний звон. Пение: А. Александров Уж ты зимушка-зима. Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина Листопад. |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Импровизировать по заданным параметрам |
Устный опрос |
Стр. 58-61 |
|
11 |
4 |
Песни народов мира. |
Комбиниро-ванный урок |
Слушание: Польская н. п. Висла; Г. Малер Похвала знатока; Ф. Мендельсон Песня без слов№14 (фр-т). Пение: П. н.п. Висла; вокализ на тему Песни без слов№14. Творческое задание: Составить песенный концерт. |
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. |
Цифровой диктант |
Стр. 62-68 Кроссворд по теме Песня |
|
Романс (2 часа) |
|||||||||
12 |
1 |
Романса трепетные звуки. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: М. Глинка Жаво-ронок. Пение: М. Глинка Жаворонок. |
Сравнивать, сопоставлять. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. |
Стр. 69-75 Д. м.н. стр. 9. |
||
13 |
2 |
Мир человеческих чувств. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: С. Рахманинов Ночь печальна; Р. Шуман В сиянье тёплых майских дней. Пение: М. Глинка Жаворонок. Творческое задание: д. м.н. стр. 10. |
Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния |
Темати-ческий |
Тест по темам: Песня, Романс. |
Стр. 76-78 |
Хоровая музыка (2 часа) |
|||||||||
14 |
1 |
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: Р. н.п. Есть на Волге утёс; П. Чайковский Отче наш; Н. Римский-Корсаков Вхождение в невидимый град. Пение: Канон С весёлой песней; кант XVIII века Музы согласно. |
Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текс-том учебника, выделять главное. |
Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния |
Устный опрос |
Стр. 79-86 Придумать 5 вопросов по тексту. |
|
15 |
2 |
Что может изображать хоровая музыка. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: Г. Свиридов Поёт зимаиз Поэмы памяти Сергея Есенина. Пение: М. Славкин Снег; венгерская н. п. Много песен мы поём. |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. |
Взаимо-опрос |
Стр. 87-91 |
|
16 |
1 |
Обобщающий урок по темам: Песня, Романс, Хоровая музыка. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Слушание: повторение пройденного за полугодие. Пение: по выбору учащихся. |
Контролировать и оценивать свою деятель-ность |
Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. |
|||
II полугодие |
|||||||||
Опера (2 часа) |
|||||||||
17 |
1 |
Самый значительный жанр вокаль-ной музыки. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы Руслан и Людмила. Пение: М. Глинка хор Славьсяиз оперы Жизнь за царя. Творческое задание: д. м.н. стр.11 |
Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. |
Устный опрос |
Стр.92-97 Сочинить либретто к своей опере. Описать характер будущей музыки. |
|
18 |
2 |
Из чего состоит опера. |
Комбиниро-ванный урок |
Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы Сне-гурочка; Сеча при Керженцеиз оперы Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Пение: С. Баневич Пусть будет радость в каждом доме…финал из оперы История Кая и Герды. Творческое задание: д. м.н. стр.12 |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. |
Устный опрос |
Стр. 98-101 Д. м.н. стр. 12 |
|
Балет (2 часа) |
|||||||||
19 |
1 |
Единство музыки и танца. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы Жизнь за царяII д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер Песня менуэта. Творческое задание: д. м.н. стр.13 |
Сравнивать, сопоставлять, работать с текс-том учебника, выделять глав-ное. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. |
Устный опрос |
Стр. 102-105 |
|
20 |
2 |
Русские сезоны в Париже. |
Комбиниро-ванный урок |
Слушание: И. Стравинский Русская, У Петрушкииз балета Петрушка; П. Чайковский Вариация II из балета Щелкунчик. Пение: П. Чайковский Вальс цветовиз балета Щелкунчик. Творческое задание: д. м.н. стр.14 |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. |
Темати-ческий |
Тест по темам: Опера, Балет |
Стр. 106-112 Д. м.н. стр. 14 |
Музыка звучит в литературе (2 часа) |
|||||||||
21 |
1 |
Музыкальность слова. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Пение: М. Яковлев Зимний вечер; М. Преториус Вечер. |
Работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи. |
Устный опрос |
Стр. 113-115 |
|
22 |
2 |
Музыкальные сюжеты в литературе |
Урок закрепления знаний |
Слушание: К. Глюк Жалоба Эвридикииз оперы Орфей и Эвридика. Пение: М. Яковлев Зимний вечер; М. Преториус Вечер. Творческое задание: запиши стихотворение, звучание которого отличается особой музыкальностью. |
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения, работать с текстом учебника, выде-лять главное. |
Расширять опыт адекватного восп-риятия устной речи. Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. |
Стр.116-120 |
||
Музыка и изобразительное искусство |
|||||||||
Образы живописи в музыке (2 часа) |
|||||||||
23 |
1 |
Живописность искусства. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: С. Прокофьев Вариации Феи зимыиз балета Золушка; О. Лассо Эхо. Пение: Г. Струве Весёлое эхо. |
Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. |
Устный опрос |
Стр. 123-127 Д. м.н. стр. 15 |
|
24 |
2 |
Музыка – сестра живописи . |
Урок закрепления знаний |
Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский Два еврея, богатый и бедный. Пение: Е. Поплянова Как поёшь?Творческое задание: д. м.н. 16,17 |
Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Научить находить общее и различное между музыкой и живописью. |
Стр. 128-132 |
||
Музыкальный портрет (1 час) |
|||||||||
25 |
1 |
Может ли музыка выразить характер человека? |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: М. Мусоргский Песня Варлаамаиз оперы Борис Годунов; Гномиз ф-ного цикла Картинки с выставки. Пение: Г. Гладков Песня о картинах. Творческое задание: д. м.н. стр.18-19 |
Сравнивать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. |
Стр. 133-137 |
||
Пейзаж в музыке (2 часа) |
|||||||||
26 |
1 |
Образы природы в творчестве музыкантов. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: П. Чайковский Апрель. Подснежник; И. Стравинский Поцелуй земливступление к балету Весна священная. Пение: В. Серебренников Семь моих цветных карандашей. Творческое задание: вокальная импровизация. |
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. |
Сформировать понимание свое-образие изобрази-тельных свойств музыкальной ткани. Импровизировать по заданным параметрам. |
Устный опрос |
Стр. 138-143 |
|
27 |
2 |
Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессиони-стов. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: М. Равель Игра воды; К. Дебюсси Облака. Пение: Р. н.п. Ты река ли моя. Творческое задание: д. м.н. стр. 20. |
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. |
Сформировать представление об особенностях импрессионисти-ческого стиля в музыке. |
Стр. 144-153 Составить кроссворд по темам: Му-зыкальный портрет, Пейзаж в музыке. |
||
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа) |
|||||||||
28 |
1 |
Волшебная красочность музыкальных сказок. |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Слушание: Н. Римский-Корсаков Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбокиз оперы Садко; П. Чайковский Па-де-де из балета Щелкунчик. Пение: С. Никитин Сказка по лесу идёт. |
Сопоставлять, анализировать, Работать с текстом учеб-ника, выделять главное. |
Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. |
Стр. 154-158 Д. м.н. стр. 21 |
||
29 |
2 |
Сказочные герои в музыке. |
Урок закрепления знаний |
Слушание: И. Стравинский Заколдованный сад Кащеяиз балета Жар-птица; М. Мусоргский Избушка на курьих ножкахиз ф-ного цикла Картинки с выставки. Пение: А. Зацепин Волшебник. |
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. |
Воспринимать музыкальную интонацию, эмо-ционально откли-каться на содер-жание услышан-ного произведе-ния |
Стр. 159-163 Придумать вопросы к тексту |
||
30 |
3 |
Тема богатырей в музыке. |
Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН |
Слушание: А. Бородин Симфония №2 БогатырскаяI ч. (фр-т); М. Мусоргский Богатырские ворота. Пение: Былина о Добрыне Никитиче. Творческое задание: д. м.н. стр. 21 |
Сравнивать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме. |
Взаимоо-прос |
Стр. 164-166 |
|
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа) |
|||||||||
31 |
1 |
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия . |
Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний |
Пение: В. Синенко Птица-музыка. |
Сравнивать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства. |
Устный опрос |
Стр. 168-172 |
|
32 |
2 |
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия . |
Урок закрепления знаний |
Слушание: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Пение: В. Синенко Птица-музыка. |
Сравнивать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства. |
Цифровой диктант |
Стр. 173-179 |
|
33 |
1 |
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Пение: Б. Окуджава Пожела-ние друзьям. Творческое задание: д. м.н. стр. 22. |
Сравнивать, работать с текстом учеб-ника, выделять главное, выска-зывать собствен-ную точку зрения. |
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. |
Устный опрос |
Стр. 180-182 |
|
34 |
2 |
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. |
Комбинированный урок |
Пение: Б. Окуджава Пожела-ние друзьям. Творческое задание: д. м.н. стр. 23. |
Контролировать и оценивать свою деятель-ность |
Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. |
Тест, музыкаль-ная викторина |
||
35 |
1 |
Заключитель-ный урок по теме года Музыка и другие виды искусства. |
Комбинированный урок |
Слушание и пение по выбору учащихся. |
Оценивать качес-тво воплощения избранной интер-претации в своём исполнении. |