Конституция Японии и роль Премьер-министра. Премьер-министр как глава кабинета министров
PAGE 14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Конституция Японии и роль Премьер-министра …………………….4
Глава 2. Премьер-министр как глава кабинета министров ……………………8
Заключение ………………………………………………………………………13
Список использованной литературы …………………………………………..14
Введение
В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?
Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.
Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической практики.
Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой добровольно или вынужденно и прямое воздействие, конечно национальная специфика сохранялась в любом случае.
Цель данной работы изучить роль премьер-министра в правительстве Японии.
Глава 1. Конституция Японии и роль Премьер-министра
Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне, оккупированная американскими войсками, Япония вынуждена была принять требования союзников по демократизации политической системы. Важнейшими положениями нового Основного закона стали признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления. Япония, таким образом, получила юридическую базу для развития в качестве страны с парламентской демократией. Новое определение получила роль императора, утратившего неограниченные полномочия и ставшего «символом государства».
Примечательно, что текст послевоенной Конституции был подготовлен американскими юристами из штаба оккупационных войск (хотя и с учетом мнения японских правоведов и политиков). Это обусловило появление время от времени в политических кругах страны требований пересмотреть Конституцию и придать ей «исконно национальный» характер.
Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.
Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по важным аспектам. Характеристика новой конституции:
Эта Конституция была самой демократичной из всех послевоенных;
Конституция впервые закрепила социально-экономические права наряду с личными и политическими;
Появились мирные положения, в том числе ст. 9: "Япония навечно отказывается от войны, как суверенного права народа и все международные споры будет решать только мирным путем". Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия. В соответствии с ней Япония на нужды обороны не может тратить более 1 % от ВВП. Фактически сегодня Япония тратит только 0,3 %. Также Япония не имеет права содержать регулярные вооруженные силы, а только право содержать войска самообороны (их численность всего 240 тыс. чел.). Все. 240 тысяч - это одни офицеры, а если армия кадрированая, то в течение месяца её можно увеличить до миллиона, т.к. подготовка солдат не требует много времени. Армия всегда стабильная, если один генерал уходит, другой занимает его место. На основании ст. 9 Япония не может посылать войска самообороны за границу, т.е. она не может участвовать даже в миротворческих действиях, которые проводятся под эгидой ООН и совета безопасности. Аналогичная норма есть и в конституции Германии, но она грубо нарушила свою конституцию, когда послала свои войска в Югославию.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что хотя Конституция Японии и была принята в 1947 году, она и по сей день соответствует нормам, предъявляемым временем к таким нормативным актам. Япония, как и США в истории своего конституционализма не знала частой смены основного закона, и может быть именно это дает ей стабильность как внутри государства, так и на мировой арене. С принятием Конституции Япония встала в один ряд со многими ведущими державами мира, а в некоторых положениях даже обошла их.
Переходя к характеристике исполнительной власти, хотелось бы отметить изменение роли государства в японском обществе, усиление его функций как вершителя “общих дел”, арбитра между классами и социальными слоями, хранителя целостности общества, контролера за если не вполне справедливым, но не удовлетворительным распределением материальных и духовных благ.
Рассматривая кабинет министров, уже упоминалось о консультативных комитетах и советах при органах исполнительной власти и о выполняемой ими роли посредника между государственной администрацией и общественностью. В Японии существует большое количество небольших частных, государственных и полугосударственных исследовательских институтов и мощных “мозговых трестов”, созданных крупными концернами, которые представляют различные экономические и социальные программы, краткосрочные и среднесрочные прогнозы японской и мировой экономики, обзоры положения в различных отраслях промышленности. Эти исследования издаются крупными тиражами, об содержании средства массовой информации информируют широкую общественность, давая ей таким образом возможность высказать свое отношение к той или иной важной программе, до того как она будет одобрена министерствами или кабинетом министров.
Существует вероятно жизнеспособный баланс законодательной и исполнительной властей. Этот баланс покоится на эффективной институциональной основе “сдержек и противовесов”.
В стране существует система разделения властей, в основу которой положен американский принцип “сдержек и противовесов”. Его соблюдение помогло покончить с диктатом исполнительной власти и с полной зависимостью от нее судебной. Система “сдержек и противовесов” наиболее ярко проявляется в характере взаимоотношений правительства и парламента как высших органов двух ветвей власти. Естественно, как и в каждой стране, система разделения властей действует в Японии с учетом политических реалий, в данном случае с учетом системы доминантной партии.
Согласно конституции не менее половины министров должны быть депутатами парламента. Никто из министров не может занимать в момент своего назначения каких-либо административных государственных постов всем им, как гасит конституция, надлежит быть “гражданскими лицами.
Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой.
Конституция и закон о кабинете министров провозглашают принцип коллективной ответственности кабинета перед парламентом. Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету, если премьер-министр не распускает палату представителей в течении 10 дней со дня принятия вотума недоверия. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано давать парламенту требуемую информацию и отчеты.
Однако на практике ответственность кабинета перед парламентом фактически отсутствует. Избираемый парламентом премьер-министр является обычно лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.
Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета он руководит всеми звеньями исполнительно государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время деятельность и распоряжения всех государственных исполнительных учреждений.
Глава 2. Премьер-министр как глава кабинета министров
Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.).
В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры (руководители отдельных министерств) и государственные министры (министры без портфелей), генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.
Конституцией определен принцип гражданского кабинета, согласно которому члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел отсутствуют.
Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер-министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра.
Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять свои функции или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета при условии, что он заранее был уполномочен на это главой кабинета. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из министров либо поручает их другому министру, если кто-либо из них оставил свой пост или не может выполнять свои функции.
Согласно конституции, кабинет министров наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров (при этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение парламента); организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах.
Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и представляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.
Конституция и Закон о кабинете министров провозглашают принцип коллективной ответственности кабинета перед парламентом. В случае принятия палатой представителей резолюции о недоверии кабинету или отклонения резолюции о доверии ему кабинет либо должен уйти в отставку, либо в течение 10 дней император по рекомендации премьер-министра должен распустить палату представителей. На практике чаще происходило второе.
Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время (до рассмотрения кабинетом) деятельность и распоряжения всех прочих государственных исполнительных учреждений.
Функции остальных министров, в соответствии с Законом об организации государственного управления, сводятся в основном к руководству министерствами и управлениями, надзору за работой их персонала, разработке законопроектов и проектов правительственных указаний.
У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному (или по два) парламентских вице-министра. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по представлению министров. Они теряют свои посты автоматически после ухода в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства.
При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. Повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Законодательное бюро предварительно редактирует и обеспечивает юридическую грамотность законопроектов, договоров и указов, утверждаемых кабинетом, консультирует кабинет и министров по рассматриваемым ими законодательным документам. Совет по делам персонала решает вопросы, связанные с организацией труда всех служащих государственного административного аппарата, и дает по этим вопросам свои рекомендации правительству и парламенту. Он занимается также сбором статистических сведений, относящихся к деятельности государственных должностных лиц. Три члена совета (один из них выполняет функции председателя) назначаются кабинетом министров с согласия обеих палат парламента на четырехлетний срок.
Совещательным органом при премьер-министре является совет национальной обороны.
Время от времени при кабинете министров создаются также комиссии и советы, призванные решать различные специальные вопросы.
Под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна министерству, входит решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношение ко всем министерствам или к значительной их части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого-либо из министерств. Возглавляется канцелярия министром кабинета. Состоит она из собственно канцелярии и находящихся при ней комитетов и управлений. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Не случайно поэтому по сложившейся в Японии практике во главе этих комитетов и управлений ставятся обычно министры кабинета.
Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. Некоторые из министерств имеют еще самостоятельные управления. Почти при каждом из министерств имеется ряд консультативных комитетов, комиссий и советов, а также всевозможные учреждения, исследовательские институты, учебные заведения и т.п.
Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому-либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.
Заключение
Итак, главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы, сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до настоящего времени.
В Японии создалось общественно-политическая атмосфера в которой политическое ядро, отстаивая интересы наиболее близкой к нему части общества, в то же время учитывает социальные запросы и широких народных масс. Так, ЛДП, электорат которой постоянно составляет большинство и эта партия уже более сорока лет находится у власти, ей приходится учитывать потребности почти всех слоев общества. Политическая система, носящая все типичные признаки современной развитой демократии Западного типа в специфической японской модификации, представляет полные возможности политической деятельности консерваторам и их союзникам, однако таких возможностей ничуть не лишена и оппозиция. Особенность политического климата Японии состоит в том, что господство монополистической буржуазии осуществляется в условиях широкого развития буржуазно-демократических институтов.
Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах.
Список использованной литературы