ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
- Экономический анализ
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие и анализ в первую очередь на уровне отдельных предприятий, областей, регионов, поскольку эти звенья составляют основу рыночной экономики.
Анализ (от греч. analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое. Особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете; забвение экономических проблем, нерешенность экономических задач обрекают на неудачу во всех остальных сферах. Анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов область исключительно экономического анализа1.
Экономический анализ прикладная наука, представляющая собой систему специальных знаний, позволяющих оценить эффективность деятельности того или иного субъекта рыночной экономики. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность деятельности человека, позволяет рационально обосновать не только текущую деятельность, но и ближайшую перспективу развития субъекта хозяйствования. С помощью экономического анализа создаются предпосылки для оценки целесообразности принимаемых управленческих решений на перспективу.
Теория экономического анализа как наука начала формироваться одновременно с выделение из экономической теории прикладных экономических наук и развитием собственно экономического анализа. Для периодизации теории экономического анализа большое значение имеет развитие общетеоретических представлений о закономерностях развития экономики, а в последнее время и экономических систем как разновидности систем вообще2.
Развитие экономического анализа в России следует отнести к началу XX столетия, когда возникла потребность оценки при несостоятельности (банкротстве) предприятий и убыточных регионов. С началом планирования народного хозяйства (1929 г.), при котором банкротство не могло иметь места, основная суть анализа хозяйственной деятельности стала сводиться к оценке и сравнению достигнутых и плановых показателей. Анализировались показатели производства, реализации продукции, себестоимости, труда и заработной платы. В 30-х начале 40-х гг. появляются первые книги по анализу хозяйственной деятельности.
За довоенный период в СССР по вопросам экономического анализа было издано почти 300 книг и примерно 600 статей в журналах и научных сборников. В этот период резко изменилась роль экономического анализа. Анализ деятельности вошел составной частью в новую, созданную в годы Советской власти науку и учебную дисциплину анализ хозяйственной деятельности.
В 1938 г. Наркомфин СССР издал методические указания по проверке и анализу финансовыми органами балансов и годовых отчетов предприятий, имевшие большое организующее значение не только для централизованного руководства аналитической практикой, но и для развития анализа хозяйственной деятельности как научной дисциплины.
Значительное развитие получили работы по экономическому анализу в годы Великой Отечественной войны, когда в условиях острого дефицита ресурсов необходимо было наращивать объемы производства.
В послевоенные годы достигнуты значительные результаты в развитии экономического анализа. Уже до начала 60-х годов был создан общий курс анализа хозяйственной деятельности, методы анализа рассматривались дифференцированно по отраслям народного хозяйства, был также осуществлен переход от анализа общих показателей работы предприятий к внутрихозяйственному анализу. Характерной особенностью развития экономического анализа в 6070-х годах XX в является достижение его комплексности, системности, применение экономико-математических методов и электронной вычислительной техники, осуществление требований полного хозяйственного расчета3.
Предметом экономического анализа является вся доступная информация по тем или иным направлениям деятельности субъектов рыночной экономики, находящаяся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии, выражающая изменение состояния того или иного субъекта хозяйствования.
К основным направлениям экономического анализа относятся:
- формирование системы показателей характеризующих работу анализируемого объекта;
- качественный анализ изучаемого явления (результата);
- количественный анализ этого явления (результата);
- оформление выводов и конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов анализа.
Первоначальным источником экономической информации служат данные бухгалтерских, статистических и оперативных данных о состоянии и использовании всех видов ресурсов производства, процессе производства, финансовых результатов и др. Для управления важно изучить учетные и отчетные данные. т.е. обработать, осмыслить хозяйственные процессы и явления, принять решения по улучшению деятельности объекта. Изучение учетных данных путем превращения их в широкий круг экономической информации, ее уяснение и использование в управлении достигается с помощью анализа.
Экономический анализ это система способов изучения (на основе данных учета, отчетности, планов и других источников) достигнутых результатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля за производством и обоснования управленческих решений, направленных на повышение его эффективности.
В процессе анализа экономические показатели сопоставляются с показателями прошлых периодов; определяется положительное и отрицательное влияние факторов на изучаемые показатели, исследуются причины их изменения, формулируются выводы и предложения по дальнейшему, перспективному развитию субъектов хозяйствования. Ведущим аспектом анализа на макроуровне оценка экономической эффективности общественного производства и отдельных его элементов.
Экономический анализ, используя на входе учетную и статистическую информацию, после ее обработки обобщает результаты на выходе в виде конкретных рекомендаций по управлению. Комплексная оценка состояния и диагностика хозяйственной деятельности применяются на различных стадиях жизненного цикла и в различных сферах управления, в частности, для разработки стратегии выхода из кризиса и финансового оздоровления, обоснования инновационной и инвестиционной политики.
Таким образом, одна из основных задач и конечная цель экономического анализа выявление хозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию. Резервами называют неиспользованные возможности улучшения анализируемых хозяйственных результатов.
Под методом экономического анализа следует понимать диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Исходя из этого, метод экономического анализа представляет собой совокупность способов изучения хозяйственной деятельности путем выявления и определения взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на составные части и сравнения с другими, измерения величины влияния на изучаемые показатели, как отдельных составных частей, так и совокупности их в единстве и взаимной связи. В этом определении обнаруживается пять наиболее общих элементов метода:
выявление и представление взаимосвязи изучаемого явления; расчленение или детализация; сравнение; определение величины влияния факторов или элиминирование; обобщение.
Без применения при анализе всех названных элементов метода невозможно глубокое и всестороннее изучение экономических показателей и процессов, происходящих в экономике.
Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой в целом и перед теорией экономического анализа в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, корректировались ранее поставленные. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем. Наряду с выделенными проблемами совершенствования методологии экономического анализа регионов разработке подлежат и такие разделы анализа, как инновационный анализ, оценка и анализ рисков, цена капитала и оценка бизнеса, анализ денежных потоков и оценка денег во времени, особенности управленческого анализа в отдельных отраслях экономики и другие4.
1.2 Анализ экономики регионов.
В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые попытки экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России5.
Понятию «регион» в современной экономической, географической и градостроительной литературе уделено много внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания), наконец, социологические (нормы общения, поведения).
Регион это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
Регион целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.
Регион как хозяйственная подсистема - более сложное образование, чем отрасль. Если отрасль - совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, регион - совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов6.
Специализация региона означает преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнение определенных функций с учетом наиболее эффективного использования благоприятных экономических условий данного района в целях получения абсолютных и сравнительных преимуществ. Специализация региона в экономике страны определяется путем исчисления удельного веса той или иной отрасли региона в соответствующей отрасли народного хозяйства страны. Расчет ведется по общему объему выпуска продукции, численности занятых и стоимости капитала. Другим показателем специализации региона является отношение производства продукции или стоимости основных фондов в расчете на одного жителя региона к аналогичной величине по стране.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
- индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
- индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
- общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Развитие региона многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитие, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным7.
Содержание анализа регионов в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, может сильно различаться. Действительно, развитие регионов Российской Федерации по своему содержанию сильно различается, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и прочим, поэтому сущность анализа социально-экономического положения региона состоит в том, чтобы выявить слабые стороны региона, а так же факторы негативно влияющие на положение и развитие региона и на основе анализа предложить пути улучшения положения, решение проблемных моментов.
Существуют различные подходы для анализа положения региона:
- Экономический характеризует состояние экономики региона, финансовую сторону развития, стратификацию населения и пр.
- Географический рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.
- Демографический характеризующий воспроизводство населения через ряд результирующих показателей, набор которых резко ограничен. Состоит из таких показателей как, уровень рождаемости, уровень смертности, миграция и т.д.
- Социальный это подход, который формируется на основе показателей уровень образования, уровень здравоохранения, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей и др.
Таким образом, на уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели экономического положения:
- ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
- показатель валового регионального продукта (ВРП), являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом.
- уровень инфляции. Инфляция оказывает достаточно сильное влияние на многие экономические и хозяйственные процессы региона, в том числе и на поступление налогов в бюджетную систему;
- инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.
- средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
- продолжительность жизни, уровень физического здоровья людей;
- уровень образования;
- уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
- уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
- состояние окружающей среды;
- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
- обогащение культурной жизни людей8.
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества. И поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете определяет успех той или иной экономической политики.
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
- создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
- регулирование деловой активности;
- прямая кооперация администрации и бизнеса.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и городские вокзалы, аэропорт и т.д.
Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать их в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.
Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.
Регулирование деловой активности. Регион формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и прямых заимствований.
Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию региона в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации региона9.
Таким образом, подводя итог по главе можно сделать следующий вывод: регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Мурманская область была образована 28 мая 1938.
Мурманская область расположена в Северной Европе. Находится на Кольском полуострове, а также на Рыбачьем (полуострове), Среднем. Острова: Айновские острова, Великий, Семь островов, Кильдин. Большей частью за Северным полярным кругом. На западе граничит с Норвегией и Финляндией, на юге граничит с Республикой Карелия. Омывается Белым и Баренцевым морями.
Климат в южной части умеренно холодный, в северной субарктический морской, смягчённый тёплым течением Гольфстрим, это позволяет осуществлять судоходство круглый год. Зимой характерна полярная ночь, летом полярный день. Практически вся Мурманская область покрыта тундрами и лесотундрами, лишь на юге области тайга.
Для территории Мурманской области характерны сложные северные условия, воздействие многих природных и связанных с ними экономических факторов, что удорожает и усложняет ее хозяйственное развитие.
Основной промышленно-транспортный узел - город Мурманск. В нем развита рыбная промышленность, судоремонт; начинается Северный морской путь. Зимой иногда замерзает Мурманский залив, но это не создает препятствия для движения судов.
Особую важность для района имеет проблема рационального использования и охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли специализации10.
История Мурманской области имеет многовековую историю.
В конце I тысячелетия нашей эры территорию Кольского полуострова населяли саамы. Вели они кочевой образ жизни, жили родами, ловили рыбу, били морского зверя, занимались оленеводством.
В ХII веке Беломорское побережье начинают посещать русские поморы. Эту часть полуострова они называли Терским берегом (от древнего скандинавского названия Кольского полуострова "Треннес" - "Терский мыс"). В конце XII века русские поморы ходили вдоль всего северного побережья Кольского полуострова, которое получило название Мурманского (от "Норман", т.е. "Норвежец"). В ХV веке русские появляются на полуострове как постоянные жители.
В 60-х годах XIX века началось интенсивное заселение Мурманского побережья. На западном побережье селились преимущественно финны и норвежцы, на востоке - русские. 8 февраля 1883 года был образован Кольский уезд с центром в городе Кола.
В конце XIX века на Терском берегу помимо рыбных промыслов, охоты и скотоводства начались первые лесоразработки. В 1898 году был построен и пущен в эксплуатацию Умбский лесопильный завод, положивший начало развитию лесной промышленности на Кольском полуострове.
В декабре 1914 года принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск - Мурман. Оно было продиктовано необходимостью получения военных грузов от союзников России в первой мировой войне. Железная дорога была построена менее чем за 2 года. Одновременно в районе Семеновых островов сооружался торговый порт: с 21 сентября (4 октября) 1916 года - город Романов-на-Мурмане, с 3 апреля 1917 года - Мурманск. В 1923 году Мурманская железная дорога была превращена в промышленно-транспортный и колонизационный комбинат, куда вошел и Мурманский порт. В годы НЭПа эта организация вела освоение края, развивала промышленность и промыслы. Были построены лесопильные, кирпичные, деревообрабатывающие заводы. Занимались добычей рыбы, леса, слюды, торговыми операциями.
13 июня 1921 года Александровский уезд Архангельской губернии, в которую почти 2 века входил Мурманский край, преобразован в Мурманскую губернию с центром в городе Мурманске, а 1 августа 1927 года губерния преобразована в Мурманский округ.
После окончания советско-финской войны 1939-1940 годов согласно мирному договору между СССР и Финляндией западная часть полуостровов Рыбачьего и Среднего отошла от Финляндии к Советскому Союзу и 13 июля 1940 года эта территория была присоединена к Полярному району Мурманской области. В соответствии с подписанным Финляндией в 1944 году Соглашением о перемирии с СССР и Великобританией Советскому Союзу была возвращена область Петсамо (Печенга), отошедшая Финляндии в 1920 году по мирному договору с Советским государством. В 1945 году был образован Печенгский район с центром в поселке Никель, вошедший в состав Мурманской области11.
2.1. Природно-ресурсный потенциал.
Мурманская область располагает разнообразными природными ресурсами. В недрах Кольского полуострова уже открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. В настоящее время добывается почти три десятка видов полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют руды фосфора, титана железа, алюминия, меди, никеля, циркония и других редких металлов. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.
За последние двадцать лет на шельфе Баренцева моря были открыты богатые Залежи нефти и газа, в числе которых получившее мировую известность Штокмановское газоконденсатное месторождение, с запасами более 3,0 трлн. куб. м газа. Освоение этого уникального месторождения в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-запада России на многие годы.
В Мурманской области в горах Хибинах академик Ферсман обнаружил богатейшие залежи апатита (г. Апатиты). Около города Ковдор находится уникальное железорудное и флогопитовое месторождение.
Природно-ресурсный потенциал области велик и разнообразен. Она находится в процессе активного хозяйственного освоения. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.
К числу наиболее важных из них в промышленном отношении относятся: апатито-нифелиновые, железные, медно-никеливые и редкоземельные руды Кольского полуострова.
Нефтегазовые ресурсы сосредоточены в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей.
Запасы торфа сосредоточеные в Мурманской области, основная часть которых используется в качестве топлива, а также в сельском хозяйстве.
Из металлических полезных ископаемых на Кольском полуострове встречаются руды черных металлов. Это железные руды, представленные железистыми кварцитами (Приимандровское месторождение) и магнетитовыми рудами (Ковдор), титановые руды (Африкандское, Колвицкое и др.). Из руд цветных металлов разрабатываются медно-никелевые руды (Печенгское, Мончегорский массив). Сульфидные руды в Монче-тундре были открыты А.Е.Ферсманом в 1930 г. Они оказались настолько богатыми, что можно было их плавить без предварительного обогащения. На базе этих руд был построен комбинат "Североникель". Сейчас богатые руды выбраны и комбинат работает на привозном сырье, самородную медь (бассейны рек Умба, Варзуга, Пана и др.), кианитовые руды (Новая Шуурурта, Тяпш-Манюк, Тавурта и др.), свинец и цинк (жилы "Виктория", "Самуил" и др.), серебро (остров Медвежий), руды редких и рассеянных элементов. Из неметаллических полезных ископаемых наиболее известны апатито-нефелиновые руды (Хибинский, Ловозерский массивы), слюда (Ковдорско-Енский, Стрельнинский), керамическое сырье (Стрельнинский, район Мурманска, Кейв), строительные материалы: абразивный гранат, диабазы, хибинит, известняк и пр. Также встречается множество поделочных и коллекционных камней (эвдиалит, розовый кварц, аметист, берилл, астрофелит, мурманит и многие другие), речной жемчуг.
Важнейшими месторождениями железной руды являются Оленигорское и Ковдорское (запасы каждого более 0,5 млрд.т), расположенные на Кольском полуострове. Среднее содержание железа в рудах 25-32%. Руды хорошо обогащаются, почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать высококачественный металл.
В Мурманской области имеются месторождения медно-никелевых руд. Руды сравнительно бедны никелем, но содержат также медь, кобальт, селен, благородные металлы.
Алюмосодержащее сырьё района представлено бокситами Северо-Онежского, Средне- и Южно-Тиманского, Северо-Уральского бокситных районов, нефелинами Хибинских месторождений и кианитами области.
Редкометалльное сырье сосредоточено в основном в Кольском регионе. Это месторождения тантала, ниобия, лития, цезия, циркония, стронция. Титаносодержащее сырье выявлено в Мурманской области.
Фосфатное сырье представлено уникальными по масштабу и качеству комплексными апатитонефелиновыми рудами Хибинского месторождения и апатитомагнетитовыми рудами Ковдорского месторождения. Нефелины добываются на Кольском п-ве в Мурманской области вместе с Апатитами. Это сырьё обогащается, поставляется на ближайшие заводы Северного и Северозападного региона, приблизительно 770 минералов. Общие запасы апатитосодержащих руд превышают 10 млрд.т12.
Нематаллорудное сырье представлено крупными запасами высококачественной слюды, полевого шпата, высокоуглеродных шкнгитов.
Показатели добычи ископаемых относительно общих показателей по Российской Федерации представлены в таблице 1
Таблица 1
Показатели добычи ископаемых
Добыча |
Обрабатывающие |
Производство и распределение |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2005 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
3062460 |
5090973 |
6212101 |
8871976 |
14351985 |
18286805 |
1690656 |
3030165 |
3616264 |
Мурманская область |
27036 |
46719 |
62399 |
45558 |
52570 |
82980 |
23278 |
36155 |
42811 |
2.2. Население.
Численность населения области на начало 2010 года составила 864 607 человек, из них 74 284 сельское и 790 323 городское. (Таблица 3)
За период с 2008 года по 2010 год численность постоянного населения области сократилась на 27,7 процента (Таблица 2).
Таблица 2
Общий прирост (убыль) населения Мурманскойй области в 2002-2010 гг.,
его составляющие, тыс. человек
годы |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Естест-венный прирост |
10,3 |
-14,8 |
-21,9 |
-24,0 |
-22,9 |
-27,3 |
-22,7 |
-16,2 |
-27,7 |
Мигра-ционный прирост |
-5,9 |
17,4 |
10,8 |
8,4 |
0,4 |
8,6 |
-1,5 |
-3,1 |
0,4 |
Общий прирост |
4,4 |
2,6 |
-11,1 |
-15,6 |
-22,5 |
-18,7 |
-24,2 |
-19,3 |
-20,5 |
Сокращение происходит в основном за счет естественной убыли, которую формируют рождаемость и смертность. Уровень социально-экономических показателей представлен в таблице 4.
Этнический состав :
- Русские 760 862 (85,25 %), Украинцы 56 845 (6,38 %), Белорусы 20 335 (2,28 %), Татары 7 944 (0,89 %), Азербайджанцы 4 614 (0,5 %), Чуваши 2 759 (0,33 %), Мордва 2 479 (0,3 %), Карелы 2 203 (0,25 %), Коми 2 177, Молдаване 1 974, Армяне 1 954, Саамы 1 769, Немцы 1 211, Поляки 1 142, Марийцы 1 037
- Таблица 3
Число муниципальных образований по типам
Муниципальные образования - всего |
в том числе по типам |
||||||
муниципальные районы |
городские |
внутригородская территория города федерального значения |
поселения |
||||
всего |
в том числе |
||||||
городские |
сельские |
||||||
Российская Федерация |
23304 |
1824 |
515 |
236 |
20729 |
1733 |
18996 |
Мурманская область |
40 |
5 |
12 |
- |
23 |
13 |
10 |
Таблица 4
Место, занимаемое субъектом по основным социально-экономическим показателям в РФ.
Площадь |
Числен-ность населе-ния на |
Уровень |
Уровень безрабо-тицы |
Средне-душевые денежные доходы |
Средне- |
Число собствен-ных легковых автомо- |
Общая площадь жилых поме- |
Продукция |
Ввод |
Удельный вес автомобиль- |
Оборот |
Поступле- |
|
Мурманская область |
25 |
62 |
7 |
53 |
11 |
10 |
18 |
28 |
77 |
75 |
15 |
11 |
18 |
Мурманская область, в силу своего географического положения и особенностей исторического развития располагает необходимыми ресурсами для развития туризма.
Почти вся территория области находится севернее Полярного круга и расположена в двух физико-географических зонах: тундры и редкостойной тайги. Две трети территории области покрыто лесами.
Ресурсы позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты. Это - горнолыжные туры в Кировске, скалолазные маршруты разной категории сложности, водный туризм по рекам, озерам и Белому морю, рыбалка на семужьих реках, минералогические экскурсии по Хибинскому горному массиву, охотничьи туры на медведя, лося, боровую и водоплавающую дичь, посещение саамских селений, а также различные мероприятия - Праздник севера, Лыжня Дружбы Баренцрегиона. Мурманская область - идеальное место для любителей экстремального отдыха. Сплав по рекам, альпинистские туры, туры для скалолазов, авторалли "АрктикТрофи", минералогические туры...
Активно развивается рекреационный туризм (рекреационная рыбалка и охота). Семужья рыбалка - визитная карточка въездного туризма Кольского полуострова. 10 рыболовных лагерей для иностранных и российских туристов расположены на Терском берегу. В рыболовный туризм вкладываются крупные инвестиции иностранных компаний: около 6 млн. долларов США поступает ежегодно в экономику области. Влияние международного рынка открывает новые возможности для роста объемов туристских услуг путем создания транзитных международных маршрутов и способствует повышению уровня сервиса. Большим спросом среди иностранных туристов в настоящее время пользуются круизы, бизнес - мероприятия и научные конференции, культурно-познавательные экскурсии по Мурманску и области.
2.2. Анализ отраслевой структуры,
Основные отрасли промышленности: рыбная, цветная металлургия (добыча и обогащение медно-никелевых и железных руд, производство цветных металлов), добыча и переработка апатито-нефелиновых руд, судоремонт, а в животноводстве - молочное скотоводство и оленеводство.
Основная доля валового регионального продукта области традиционно создается предприятиями промышленности. В настоящее время около 56% общего объема промышленного производства региона уходит на экспорт.
Экономическую ситуацию в области во многом определяли и будут определять базовые отраслевые комплексы: горно-промышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный и транспортно-коммуникационный
Последние годы Мурманская область стабильно входит в первую десятку регионов России с наиболее высоким размером ВРП на душу населения. По производству промышленной продукции на душу населения область занимает второе место в Северо-Западном Федеральном округе (Таблица 5).
Таблица 5
Валовой региональный продукт на душу населения
2008 |
2009 |
2010 |
|
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах) всего |
196770,0 |
238867,4 |
226007,5 |
Мурманская область |
224351,4 |
252433,9 |
240346,1 |
В структуре промышленного производства Мурманской области максимальная доля (61,1%) приходится на горно-промышленный комплекс и весьма заметная (11.2%) - на рыбную отрасль.
Значительную роль в экономике играет транспорт. Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути.
Доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет примерно 13,6%. Имеющиеся наземные, воздушные и морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения делового сотрудничества с российскими и иностранными компаниями.
Доля строительства в структуре валового регионального продукта области составляет около 2,5%.
Незначительный удельный вес (в среднем 0,6%) в валовом региональном продукте области приходится на сельское хозяйство. Тем не менее, отрасль имеет немаловажное значение для всех жителей области, обеспечивая региональные потребности в диетических продуктах питания. В настоящее время доля собственного производства продовольствия в общем фонде потребления составляет - 18% молока и молокопродуктов, 6,9% - мяса всех видов, 66% - яиц, 29,6% - картофеля и 9% овощей13.
В последние годы возрастает роль малого бизнеса в экономике области, развивается туристская индустрия, укрепляются международные и внешнеэкономические связи. Активнее стал использоваться научный потенциал региона в интересах научно-технического обеспечения базовых отраслей экономики, внедрения новых технологий и развития системы высшего образования. Работают социальные отрасли образование, здравоохранение.
Пищевая и перерабатывающая подотрасль АПК области объединяет предприятия молочной, мясной, хлебопекарной, кондитерской, макаронной, мукомольно-крупяной, элеваторной, пивобезалкогольной и ликеро-водочной промышленности. Отраслевая структура Мурманской области представлена в таблице 6.
Таблица 6
Отраслевая структура
|
Всего |
по видам экономической деятельности |
||||||||||||||
Сель- |
Рыбо-ловст-во, ры- |
Добы-ча полез-ных ископа-емых |
Обра- |
Произ-водст-во и распре-деле-ние элект-роэнер-гии, газа и воды |
Строи-тельст-во |
Оптовая и роз- |
Гости-ницы и ресто-раны |
Транс-порт и связь |
Финан-совая |
Опера-ции с недви-жимым имущест-вом, аренды и пре-достав-ление услуг |
Госу-дарст-венное управ-ление и обес-пече-ние воен-ной безо-паснос-ти; обя-затель-ное соци-альное обеспе-чение |
Обра- |
Здра- |
Предос-тавле-ние прочих комму-наль-ных, соци-альных и пер-сональ-ных услуг |
||
2010 г. |
||||||||||||||||
Российская Федерация |
100 |
5,2 |
0,3 |
12,8 |
18,5 |
3,8 |
5,7 |
21,8 |
0,9 |
10,6 |
1,1 |
9,0 |
2,9 |
2,8 |
3,1 |
1,5 |
Мурманская область |
100 |
0,6 |
8,2 |
10,8 |
25,5 |
6,5 |
2,5 |
11,3 |
0,7 |
13,6 |
0,0 |
6,6 |
4,5 |
3,2 |
4,5 |
1,5 |
2.3. Внешнеэкономические связи области.
Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом. Приграничное положение области и значительные экспортные возможности способствовали развитию международных и внешнеэкономических связей области, прежде всего с ближайшими соседями - Финляндией, Швецией и Норвегией.
Одно из важных направлений международной политики России на Северо-Западе участие Мурманской области в сотрудничестве стран Баренцева Евроарктического региона (БЕАР).
Успешно осуществляется взаимодействие по вопросам повышения ядерной и радиационной безопасности. Всего в течение двух последних лет на территории области реализованы проекты на общую сумму 60 млн. норвежских крон. 5 ноября 2002 года состоялось торжественное открытие нового административно-бытового комплекса, предназначенного для безопасного выполнения работ с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами в губе Андреева. Комплекс получил название "Норвежская деревня", так как основное здание построено из 30 модулей, поставленных норвежской фирмой ЮНИТИМ.
Норвежские партнеры принимают участие в осуществлении энергосберегающих программ. При поддержке норвежского энергетического центра (Осло) в Мурманске и Кировске созданы центры энергоэффективности, которые участвуют в реализации проектов по реконструкции тепло- и электроснабжения в зданиях социальной сферы.
Активно развивается сотрудничество в рыбохозяйственном комплексе. Созданы два новых российско-норвежских предприятия "Гиганте Печенга" и "Гиганте Мурманск". При финансовой поддержке норвежского правительства осуществляется программа по модернизации производства комбината "Печенганикель" с целью сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ. Для поддержки предпринимательской деятельности шведских фирм в Мурманске открыт Шведский центр, представляющий интересы шведского Союза работодателей и торгово-промышленной палаты северных губерний. В свою очередь в Лулео создан Русский центр, основной целью которого является представление интересов Мурманской области на севере Швеции. Результатом этого взаимодействия стал проект по развитию сотрудничества в электронной промышленности, реализуемый совместно фирмой "Микро-Макарна" из города Пайола и АО "Микротех" из Мурманска. Такая производственная кооперация позволила российскому предприятию сохранить рабочие места, а шведской компании модернизировать свое производство и повысить конкурентоспособность.
Благополучно работает российско-шведское предприятие "Норфрюз-Ловозеро" в оленеводческом хозяйстве "Тундра". Здесь создан по шведской технологии единственный в России современный цех по забою оленей, который сертифицирован Европейским Союзом, что позволяет экспортировать оленину в страны ЕС.
Шведские партнеры принимают активное участие в осуществлении энергосберегающих программ в нашем регионе. Начиная с 1993 года, в области успешно осуществляются проекты, финансируемые по линии программы технического содействия ЕС Тасис. С этого времени, в рамках Тасис выделено более 30 миллионов евро для реализации более 30 проектов. В настоящее время на территории области осуществляются 13 проектов, из них 6 больших (до 3 млн. евро) и 7 малых (до 200 тыс. евро). Спектр направлений широкий, это и энергосбережение, здравоохранение, охрана окружающей среды, ядерная безопасность, туризм, социальная сфера. Наибольшее их число реализуется совместно с финскими компаниями.
В рамках программы "Северное измерение" создан Фонд поддержки Экологического партнерства и принят долгосрочный план восстановления экологии северо-западных регионов России общей стоимостью 1,3 млрд. евро, в том числе на утилизацию ядерных отходов 500 млн. евро. Международное сотрудничество в Мурманской области не ограничивается рамками Баренцева региона.
Анализ внешней торговли области и вложения инвестиций в основной капитал представлены в таблицах 7 и 8.
Таблица 7
Внешняя торговля
|
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||||
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами |
|||||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
|
Российская Федерация |
89269 |
22276 |
13824 |
11604 |
208846 |
79712 |
32627 |
18996 |
336959 |
197439 |
59685 |
31606 |
Мурманская область |
587,9 |
125,4 |
4,7 |
4,9 |
1187,3 |
203,6 |
3,4 |
6,8 |
1731,3 |
201,9 |
52,0 |
4,7 |
Таблица 8
Внешние инвестиции в основной капитал
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
8781616 |
7976013 |
91514111) |
Мурманская область |
46844 |
41722 |
35040 |
Малое предпринимательство
В настоящее время в области работает около 4500 малых предприятий, где занято более 48 тысяч человек. Кроме того, в разных сферах экономики занято ещё 29 тысяч частных предпринимателей. Только в 2010 году они внесли налогов и сборов в бюджеты всех уровней свыше 200 млн. рублей.
Предполагается, что их число к 2015 году возрастёт в 1,5 раза в основном в таких отраслях как торговля, общественное питание, туризм, жилищно-коммунальное и культурно-развлекательное обслуживание, воспитание детей и образование. Высокий научный потенциал области и современные информационные технологии позволят также внедрять малый бизнес по инновационным направлениям развития промышленности, где он может участвовать в форме дочерних предприятий, либо самостоятельных подрядных организаций.
Предметом их деятельности может стать разработка небольших новых, а также техногенных месторождений, внедрение современных технологий, продуктов, строительство, технический сервис, транспортные услуги, связь, повышение квалификации персонала и т. д.
Таблица 9
Оборот розничной торговли
(млн. руб)
2008 |
2009 |
2010 |
2010 |
|
Российская Федеpация. |
13924,9 |
14584,7 |
16468,6 |
106,3 |
Муpманская область |
84266 |
92058 |
102865 |
103,0 |
Специфика экономики Мурманской области, ее природно-географических условий продиктовала необходимость иметь достаточно обоснованные долговременные ориентиры и перспективы развития, которые позволяют не только принимать сбалансированные решения, но и определять механизм их реализации.
Именно с этой целью в 2001 году была разработана Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года В Стратегии на основе анализа социально-экономического развития области, долгосрочных планов развития базовых отраслей и предприятий, прогноза конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках, а также с учетом тенденций развития мировой и национальной экономик, с определенной степенью достоверности спрогнозированы основные макроэкономические показатели социально-экономического развития области на период до 2015 года. Определены формы и механизмы поддержки органами власти приоритетных направлений и проектов в базовых отраслях экономики области.
Прогнозные показатели социально-экономического развития региона позволят хозяйствующим субъектам и органам власти учитывать их в качестве ориентиров, принимать необходимые меры по их достижению, а также преодолению тех или иных негативных тенденций.
Для обеспечения реализации и поддержания актуальности Стратегии, а также корректировки и обновления её основных положений, образована Комиссия по реализации Стратегии, в состав которой вошли члены правительства области, руководители и специалисты органов управления области, предприятий и организаций базовых отраслей народнохозяйственного комплекса, ученые Кольского научного центра РАН, депутаты областной Думы.
Стратегия стала связующим звеном, объединившим власть, бизнес и общество в решении насущных проблем области, выработке целевых ориентиров социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу и определении путей и способов выхода экономики области на траекторию экономического роста.
Совместные усилия Правительства области, руководителей и трудовых коллективов предприятий по реализации Стратегии дают положительные результаты по повышению эффективности и конкурентоспособности.
12 октября 2002 года впервые в истории региона на акватории Кольского залива, на рейдовом перегрузочном комплексе, произведена перевалка нефти для её дальнейшей транспортировки в зарубежные порты. 21 февраля 2003 года на рейде По предложению нефтяных компаний "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "ТНК" и "Сибнефть", прорабатывается возможность строительства трубопроводной системы по транспортировке нефти, в объемах 60 100 млн.тонн в год, из Западной Сибири на Кольский полуостров. Это обусловлено преимуществами порта Мурманской области большие глубины, незамерзающая акватория, свободный, не стесненный проливами, выход в океан, возможность транспортировки нефти супертанкерами 200 300 тыс.тонн на европейский и американский рынки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную экономическую политику.
В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
Для выполнения этой цели в условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:
- сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
- обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др;
- оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности путем развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др;
- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.
Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.
В данной курсовой работе уточнено содержание понятия регион, которое рассматривается в единстве его внешних и внутренних характеристик, отражающих роль в экономике, степень развития различных составляющих и технологическую завершенность регионального комплекс. Выявлены основные понятия экономического анализа, история, назначение, функции и методы.
Курсовая работа выполнена на примере Мурманской области. Предложена система статистических показателей, всесторонне отражающая ключевые особенности социально-экономического развития конкретного региона на примере Мурманской области.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Мурманская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ. Среди регионов России Мурманская область занимает 62 место по численности населения, 77 по уровню сельского хозяйства, 11 по обороту розничной торговли на душу населения.Мурманская область стабильно входит в первую десятку регионов России с наиболее высоким размером ВРП на душу населения. По производству промышленной продукции на душу населения область занимает второе место в Северо-Западном Федеральном округе. Мурманская область располагает богатыми и разнообразными природными ресурсами.
В структуре промышленного производства Мурманской области максимальная доля (61,1%) приходится на горно-промышленный комплекс. Предприятия черной металлургии производят 38,8% всероссийского выпуска стали, 32% проката, 18 % стальных труб. Возрастает роль малого бизнеса в экономике области, развивается туристская индустрия, укрепляются международные и внешнеэкономические связи. Активнее стал использоваться научный потенциал региона в интересах научно-технического обеспечения базовых отраслей экономики, внедрения новых технологий и развития системы высшего образования. Работают социальные отрасли образование, здравоохранение.
Мурманская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением.
Среднегодовая численность населения области 684607 человек. Область высоко урбанизирована 91,4% населения проживает в городах. Преимуществом области является наличие квалифицированных трудовых ресурсов. В различных отраслях экономики заняты 289400 человек или 42,2% от населения области.
Выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития туризма. Всего в области 7 туристических баз, которые отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью, как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов.
Мурманская область в значительной степени обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства. Большая часть продукции сельского хозяйства приходится на животноводство, рыбную отрасль в растениеводстве преобладает выращивание зерновых культур. Более половины продукции производится в хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах.
В целом, Мурманская область имеет положительные показатели и тенденции.
Анализ прогнозных параметров развития области свидетельствует, что различия в уровнях социально-экономического развития весьма существенны. Имеются значительные колебания в темпах развития промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, платных услуг населению, уровнях средней заработной платы, показателях обеспеченности объектами социальной сферы, уровнях цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, в целом для прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2012-2013 годы остается характерным динамичное развитие экономики и социальной сферы, позволяющее создать условия для дальнейшего повышения уровня жизни населения Мурманской области и развития экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М. Мысль, 2006
- Большая советская энциклопедия
- Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М. Ростов н/Д: Изд-во «МарТ», 2005.
- Баканов, М.И Шеремет, А Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов - 4-е изд.,.- М.: Финансы и статистика, 2006.
- Борисов, Е Ф. Экономическая теория: - М.:Юристъ, 2009..
- Видяпин В.Н., Региональная экономика. М. Инфра-М, 2009.
- Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
- Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2009.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2006
- Деев Г. Модель распределения населения по доходам Вопросы статистики. 2010. №5.
- Демографический ежегодник России.-М.,2010г.
- Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
- Киселев А.А., Шевченко А.В. Мурманская область: география и история освоения. Уч. пособие для уч-ся ст. классов, студентов, учителей. Мурманск, 1995.
- Коваленко Е. История экономики и управления. М., 2007.
- Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону, 2006.
- Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ, Москва, 2010 г.
- Морозова Т.Г. Регионоведение: Учебник для вузов. 2009
- Синева Е.В. Природа и природные ресурсы Мурманской области. Мурманск, 2007.
- Статистические данные Мурманской области, иформация, департаментов и комитетов администрации области. 2010
- Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 2001.
- Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1.
- Средства INTERNET www.region.ru
1 Большая советская энциклопедия
2 Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
3 Коваленко Е. История экономики и управления. М., 2007.
4 Баканов, М.И Шеремет, А Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец. - 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006
5 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2006
6 Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
7 Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
8 Денисов Д.В, Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.:, 2005
9 Морозова Т.Г. Регионоведение: Учебник для вузов. 2009
10 Синева Е.В. Природа и природные ресурсы Мурманской области. Мурманск, 1982.
11 Киселев А.А., Шевченко А.В. Мурманская область: география и история освоения. Уч. пособие для уч-ся ст. классов, студентов, учителей. Мурманск, 1995.
12 Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2004
13 Синева Е.В. Природа и природные ресурсы Мурманской области. Мурманск, 2007
PAGE \* MERGEFORMAT 10
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ