Национальная экономика в разрезе экономических систем
ВВЕДЕНИЕ
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук и рассматривается как целостная система, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции, производящие товары или услуги.
Каждая страна развивается в рамках определенной социально-экономической системы, используя имеющиеся условия жизнедеятельности. Среди них следует выделить три комплексных блока: природно-климатические факторы развития страны, производственно-экономический базис и социокультурные традиции. Все страны, располагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффективно использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели общества.
Национальная экономика - воспроизводящаяся система. Это означает, что вопрос о внутренних источниках ее простого и расширенного воспроизводства - центральный вопрос экономической выживаемости страны. Соответственно, определение этих источников, оптимальной структуры экономики, распределения прав собственности, экономических финансовых механизмов, типа социально-трудовых отношений, форм связи с внешним миром, системы управления экономикой в целом, экономических границ национальной экономики - ключевые элементы системы национальной экономики.
Изучение экономического строя общества, национальной экономической системы должно опираться на выявление как общих закономерностей экономического развития, которые неизбежно преломляются в экономике страны, так и ее своеобразия, вытекающего из неэкономических основ жизни общества и сочетания различных укладов экономической жизни. Человеческое общество в своем развитии использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Типы национальных экономик" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью курсовой работы является определение понятия экономической системы, её классификация и разновидности.
Объект курсовой работы национальная экономика в разрезе экономических систем
При написании курсовой работы ставятся такие основные задачи:
- определение понятия экономической системы, её типов и моделей;
- рассмотрение характеристик рыночной экономической системы;
- характеристика рыночной экономики свободной конкуренции (чистый капитализм), современной рыночной экономики (современный капитализм), а также традиционной и административно-командной
Источниками информации для написания работы по теме "Типы национальных экономик" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации, ресурсы Интернет.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.
Глава 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ.
1.1 Исторические аспекты возникновения национальной экономики
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, то есть уяснить данное явление как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.
Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно, что объясняется использованием различных критериев для характеристики данного процесса.
На первом этапе экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библии «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит душу».
Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма. Национальная же экономика изучает конкретно-историческое состояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития. Историческое прошлое всегда является важным фактором развития настоящего.
Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др. странах первоначально возникла теоретическая школа меркантилизм (от итал. «мерканте» торговец, купец). Она считала, что богатство людей это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение «политическая» образовано от греческого «политика» искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.
Физиократизм. Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио природа, и крат власть). Основатель этого направления Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.
Классическая политическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития. Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.
В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.
Ленинизм Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.
Неоклассическая теория является одной из трех течений современной западной экономической теории. Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. Такая теория исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.
Современная экономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.
1.2. Структурные аспекты национальной экономики.
Для определения понятия экономической системы, необходимо дать определение категории «система» в целом. Система органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно-следственными связями и взаимозависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек это часть природы, составляющая общественную систему, которая возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека. Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и объединений как социальных феноменов.
Экономическая система связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, научно-технические, организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Экономическая система общества системная организация природы и общества, в которой каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем с их характерными особенностями.
Экономическая система это совокупность общественных институтов, существование, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.
Под экономической системой понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, домашними хозяйствами. Все производственно-хозяйственные ячейки, все отрасли народного хозяйства прочно, устойчиво связаны между собой процессами разделения труда и обмена.
Можно назвать следующие основные составные части экономической системы:
- производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
- технико-экономические отношения;
- социально-экономические отношения;
- хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства.
Хозяйственный механизм это совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экономической политики.
Ввиду всех современных мировых тенденций, можно сказать, что понятие «экономическая система» сейчас охватывает практически все сферы жизни человека и общества, обеспечивает их существование и жизнедеятельность, обуславливает их развитие.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы традиционная и административно-командная.
Поиск наиболее эффективного пути развития становится более успешным, если он опирается на мировой опыт развития других стран. Он позволяет предугадать возможные сценарии развития при использовании экономических рычагов, уже апробированных другими государствами в рамках той или иной хозяйственной модели.
Выявлению специфических особенностей, присущих каждой модели, способствует классификация типов развития. Такая классификация, построенная на критериальной основе, облегчает процесс идентификации каждого типа и его хозяйственного механизма.
Каждый тип национальной экономики имеет свои пределы возможностей. Границы возможностей, вытекающие из уровня развития производительных сил, стали важнейшим критерием классификации типов национальной экономики.
Национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:
- отраслевую структуру, представляющую собой соотношение различных отраслей в системе национального хозяйства;
- воспроизводственную структуру, это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности, в данном случае наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным определяющим условием расширенного воспроизводства, при таком подходе национальная экономика включает три субъекта: домашнее хозяйство, фирмы (предприятия), государство
- территориальная структуру, определяющую деление национальной экономики на экономические районы, она предполагает определенную связь источников сырья с рынком сбыта, наличием трудовых ресурсов.
По достигнутому уровню экономического развития такая группировка стран была предложена ООН. Она совместила эту группировку с типом, хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню.
ООН выделила три группы стран:
- развитые страны с рыночной экономикой;
- развивающиеся страны с рыночной экономикой;
- страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной).
Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень развития производительных сил. По этому критерию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) экономики.
Доиндустриальный сектор является в основном добывающим. Он базируется на сельском хозяйстве, рыбоводстве, заготовке леса и других ресурсов, добыче полезных ископаемых вплоть до природного газа и нефти.
Разграничение между постиндустриальной и индустриальной экономиками происходит по различиям в использовании ими технологических процессов.
По степени открытости национальных экономик мировому рынку национальные экономики могут быть открытыми и закрытыми. По этому критерию Всемирный банк выделяет пять групп.
Низшая группа стран, которые причисляют к странам с закрытой экономикой, имеют долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая группа - более 35%. Большинство переходных экономик, относится к весьма открытым экономикам с высокой долей экспорта в ВВП.
По степени адаптации к глобальным процессам национальные экономики ранжируются по выигрышным и проигрышным позициям.
Национальные экономики можно классифицировать и по иным критериям, например по региональному, этническому и т.д. В рамках каждого типа национального хозяйства возможны различные варианты развития.
Территориальная структура национальной экономики - динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики.
Важнейшей составляющей экономики выступает национальное богатство. Национальное богатство - это совокупность ресурсов страны (экономических активов), необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. При оценке элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.
В его состав входят:
- невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения;
- воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);
- нематериальное имущество: интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.); человеческий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);
- сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.
В основе построения экономики в международной практике лежит представление о национальной экономике как системе с определенной структурой, с определенным воздействием связующих звеньев и элементов. Национальная экономика структурно может быть представлена: по сферам деятельности и отраслям, как совокупность институциональных единиц, по секторам по типам экономических систем
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик, или национальных систем хозяйствования.
В основу классификации этих систем положены самые разнообразные критерии, отражающие какую-либо одну либо сразу несколько особенностей (черт), свойственных тому или иному типу хозяйственных систем.
По стадиям развития рыночных отношений национальную экономику подразделяют на:
- экономику свободного капитализма;
- экономику современного капитализма;
- централизованно планируемую и управляемую национальную экономику;
- экономику «традиционного» типа.
По социально-экономическому и технико-технологическому уровню выделяются высокоразвитые; развивающиеся и слаборазвитые национальные хозяйственные системы.
По структуре хозяйства проводят деление на аграрно-индустриальные и индустриально-аграрные национальные экономики.
По этническому (национальному) признаку экономики группируются по странам.
По региональному признаку национальные экономики объединяются с учетом местоположения страны на конкретной территории мира: Северо-Американского региона, Европы; Азиатско-Тихоокеанского региона. Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и т. д.
Так, например, в рамках национальной экономики современного капитализма можно выделить национальные хозяйственные системы, использующие либо либерально-капиталистическую (США, Великобритания), либо государственно-корпоративную их модели (Германия, Япония, Южная Корея и др.). Можно также классифицировать национальные экономики по площади территории, по степени интеграции в мировую систему хозяйствования, а также по региональному признаку. Так, страны европейского региона можно поделить на западно- и восточноевропейские или севере - и южноевропейские и т. д.
Определенный социально-экономический смысл имеет расширение и самого числа критериев (признаков) классификации. Например, по длительности периода существования национальные экономики могут быть поделены на вновь образованные национальные экономики, национальные экономики «старых» или «молодых» государств. Имеет значение и выделение национальных экономик, объединенных или, напротив, не входящих в какие-либо международные экономические и прочие союзы государств. Например, стран ЕС, стран АСЕАН (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), Союза двух (Россия и Республика Беларусь), Союза пяти стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).
Охарактеризуем кратко отдельные типы национальных хозяйственных систем, получившие наиболее широкое распространение в современной практике мирохозяйствования и играющие наибольшую роль в развитии интеграционных процессов в современном мире.
2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК.
2.1. Экономические системы нерыночного типа.
Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства.
Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения. Также для этих стран характерны:
- низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;
- политическая и экономическая нестабильность;
- слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;
- чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;
- неконкурентные цены на товары;
- низкий уровень накопления и скудные инвестиции;
- малоэффективное использование природного сырья;
- неразвитое сельское хозяйство;
- большой процент неграмотных;
- недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.
Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.
Характерными чертами системы выступают:
- прямое управление предприятиями из центра;
- полный контроль государства за производством и распределением;
- управление с помощью административно-приказных методов.
Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности. Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др. Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи.
Для такой экономики как хозяйственной системы характерны определенные признаки.
- Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно-колхозная и собственность общественных организаций).
- Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего числа отраслей экономики.
- Централизованное планирование производства, распределение ресурсов производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда.
- Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на сочетании административно-распорядительных, экономических и морально-этических методов воздействия на социально-экономические процессы воспроизводства в стране при значительном преобладании методов первой группы.
- Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций, что в известной мере сдерживает свободу деятельности, снижает ответственность за конкретные результаты хозяйствования и материальную заинтересованность участников производственного процесса.
- Непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра Госплана, что исключает самодеятельность и сдерживает инициативу всех звеньев и уровней хозяйствования, от низовых хозяйственных единиц (предприятий, учреждений и организаций) до отраслевых министерств и ведомств, а также регионов и территорий страны.
Низовой экономической ячейкой национальной хозяйственной системы страны, ее первичным звеном выступают государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы и совхозы, а также предприятия и организации, находящиеся в собственности профсоюзов и других общественных структур.
В экономике этого типа более высока степень организации производственных отношений и более высокая степень жесткости государственного контроля и координации хозяйственной деятельности в масштабе национальной экономики.
Это проявляется:
- в процедурах ограничения со стороны государства деятельности всех субъектов хозяйствования;
- в практике хозяйствования по единому государственному плану экономического и социального развития страны, разрабатываемому на долгосрочный (10-20 лет), среднесрочный (5 лет) периоды. При этом среднесрочный план разрабатывается в годовом разрезе;
- в централизации и концентрации всех ресурсов и источников экономического роста, составляющих экономический, социальный, трудовой, интеллектуальный потенциал страны;
- в развитии и совершенствовании хозяйственной системы на базе единой государственной структурной, инвестиционной, инновационной, технической, технологической и прочей политики в стране;
- в использовании нового макроэкономического регулятора, который наилучшим образом соответствует общественному характеру целей и задач в области экономического и социального прогресса общества и государства.
При формировании такого механизма осуществляется масштабный процесс национализации средств производства и общественного присвоения прибавочного продукта.
Такой хозяйственный механизм позволяет:
- постоянно наращивать объемы производства товаров, работ и услуг;
- постепенно догонять по объемам производства те страны, которые являются геополитическими оппонентами (соперниками) данного способа хозяйствования. Это обстоятельство сохраняет свое значение даже при условии формирования и существования нескольких геополитических «полюсов роста» в современной практике мирохозяйствования;
- сокращать технологический разрыв, а в ряде случаев даже превосходить своих геополитических стран-соперников. Например, СССР был страной, в которой впервые осуществлен полет человека в космос, разработана технология непрерывной разливки стали, изготовлены первые лазеры. Многие из передовых технологий, созданных нашими учеными и специалистами, до сих пор не имеют аналогов и практики в высокоразвитых странах Запада;
- постоянно снижать общественные издержки производства;
- активно помогать государствам, входящим в родственные политические, экономические и другие союзы и ориентирующимся на эту общественно-политическую и экономическую организацию общественного бытия;
- проводить активную социальную политику применительно к конкретным слоям и категориям населения страны, в области решения масштабных социальных задач и проблем в различных сферах жизнедеятельности общества (искусства, культуры, здравоохранения, просвещения, физкультуры, спорта и т. д.);
- обеспечивать достаточный для условий мирного сосуществования военный паритет, экономическую, технологическую, фармацевтическую, продовольственную и другую безопасность страны;
- осуществлять независимое, суверенное развитие страны;
- гарантировать своим гражданам социально-экономические перспективы, ясность целей и задач экономического и социального прогресса общества и государства.
Особое внимание органов власти и хозяйственного управления должно быть уделено вопросам повышения качества производимой продукции, работ и услуг, так как, являясь одним из критериев роста конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества в условиях быстроразвивающейся хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа не находит должной ни технико-технологической, ни организационно-экономической поддержки.
Обычно причинами такого положения дел выступают:
- необходимость ускоренным образом обеспечить паритеты в развитии различных сторон жизнедеятельности «своей» национальной экономики по отношению к «своим» геополитическим государствам-соперникам;
- «давление» груза военных расходов для обеспечения выживаемости страны в условиях жесткого противостояния военно-политических блоков различной общественно-политической ориентации;
- отсутствие гарантий мирного сосуществования государств различной общественно- политической ориентации;
- особенности исторического, экономического, социального и политического развития стран, избравших переход от стадий свободного капитализма, минуя государственно-корпоративный капитализм, сразу к хозяйственной системе централизованно планируемого и управляемого типа.
Выступая основным регулятором хозяйственной деятельности в командно-административной системе, норма народнохозяйственного дохода дает возможность значительную часть средств экономии от снижения издержек производства направлять на:
- снижение розничных цен на потребительские (продовольственные и непродовольственные) товары и тарифов на услуги;
- обеспечение непрерывного и нормального процесса простого воспроизводства на уже действующих предприятиях, в учреждениях и организациях и расширенного воспроизводства в масштабе национальной хозяйственной системы страны в целом;
- планомерный рост товарной массы, производимой в стране, и постепенную ликвидацию дефицита в потреблении товаров и услуг социально-культурного и коммунально-бытового характера;
- исключение какой-либо возможности использовать иностранные инвестиции для становления и совершенствования отраслей, способных «закабалить» страну, что противоречит интересам населения и государства.
Наибольшим достижением хозяйственной командно-административной системы является ее способность концентрировать в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции и приоритеты, а также выбирать направления, сценарии, стратегию и тактику национального суверенного развития экономики страны в целом, ее сфер, отраслей и регионов. Это дает возможность определять эффективные соотношения между объемом капиталовложений и темпами экономического роста, между объемом ВОП и НД страны, между фондом потребления и фондом накопления в НД, между спросом и предложением и т. д.
Балансы и балансовые расчеты, разрабатываемые в масштабе национальной хозяйственной системы, а также в разрезе ее межотраслевых, отраслевых и региональных составляющих, позволяют формировать и реализовывать единую социальную, техническую, технологическую, структурную, инвестиционную, инновационную и прочую политику. А нормы и нормативы расходования всех видов материальных, трудовых, финансовых ресурсов открывают возможность рационализировать и оптимизировать их использование, избежать «проедания» ресурсного потенциала национальной экономики.
2.2 Национальные экономики рыночного типа.
Противоположностью административно - командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм) и современная регулируемая рыночная экономика.
Рыночная экономика - это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.
Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.
Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правильном вмешательстве в экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества. Практика современной экономики предполагает использование гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях. Проявление монополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства и ухудшению качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках. Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. В ней с одной стороны, большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частной инициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли. В то же время, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иных государств о развитии столь значительна (как скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.
Современная регулируемая рыночная экономика Этот тип рыночного хозяйствования наступает по мере сращивания отраслевых монополий с межотраслевыми, через слияние свободных и разобщенных монопольных крупных и крупнейших частных товаропроизводителей в интегрированные. Процесс объединения осуществляется через систему организационно-экономических мер, направленных на обеспечение технико-технологических процессов производства, к которым в первую очередь следует отнести добычу, переработку и поставку сырья, материалов, топлива, энергии; производство необходимого оборудования, машин, приборов, средств механизации и автоматизации производственных процессов; производство, транспортировку, хранение и потребление продукции и т. п.
Основную массу хозяйственных единиц, функционирующих на этой стадии развития национальной хозяйственной системы, составляют такие их виды, как транснациональные и национальные корпорации, финансово-промышленные группы всех видов, а также связанные с ними организационно и технологически, жестко контролируемые подразделения мелкого и среднего бизнеса.
Все большую роль играет государство, активно влияющее на состояние дел в национальной хозяйственной системе, координирующее и контролирующее наиболее приоритетные сферы и отрасли, развитие отдельных регионов и территорий страны через сложную систему методов прямого и косвенного воздействия на них.
Поэтому данную стадию современного рыночного капитализма называют еще государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Являясь основой национальной экономики этого типа, современная высокоразвитая капиталистическая корпорация представляет собой единую хозяйственную технологическую цепочку, которая берет начало в добывающих отраслях, проходит через обрабатывающие и выпускающие отрасли и заканчивает свой путь в сфере личного и общественного потребления материальных благ, работ и услуг. При этом подразделения отдельных отраслей экономики, входящие в состав этой корпорации, могут находиться как на национальной территории, так и за ее пределами, т. е. на территориях других стран. Эта особенность современной высокоразвитой капиталистической корпорации учитывается при определении размеров ВВП и ВНП.
В условиях единой технологической хозяйственной цепочки, с помощью современных методов организации и управления хозяйственной деятельностью корпоративная система позволяет:
- снижать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию (работы и услуги) за счет цены на конечную продукцию и использования общей массы прибыли, получаемой корпорацией;
- иметь даже убыточные (нерентабельные) предприятия, учреждения и организации, например, в добывающих и обслуживающих отраслях хозяйства корпорации;
- делать экономически выгодным рост качества и потребительских свойств промежуточной продукции в интересах роста качества и потребительских свойств конечной продукции;
- уменьшать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию.
В рамках отдельной современной капиталистической корпорации появляется возможность совмещать основные критерии конкурентоспособности национальной экономики с воспроизводством конечного продукта, т. е. прибыль с конечным материально-вещественным результатом хозяйствования.
В этой связи экономическим регулятором воспроизводственных процессов на стадии современного капитализма выступает уже не норма индивидуальной или монополистической прибыли, как это было на стадии свободного капитализма, а масса прибыли. Последняя становится реальным результатом масштабного рыночного хозяйствования.
В отличие от частного индивидуального предприятия и отраслевой монополии капиталистическая корпорация:
- выступает формой организации уже не индивидуального, а общественного хозяйственного процесса;
- устанавливает и организационно закрепляет взаимосвязь подразделений хозяйства корпорации;
- создает условия для регулирования объемов и структуры производства промежуточного продукта в соответствии с объемами и структурами конечного продукта, определяемыми спросом на этот конечный продукт.
При всех своих преимуществах, в сравнении с ранее существовавшей стадией свободного рыночного капитализма, современный рыночный капитализм, даже при высокоорганизованной системе государственного регулирования национальной системы, имеет существенные недостатки.
1. Одним из условий нормального функционирования корпорации выступает необходимость превращения конечного продукта в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации. Однако корпоративная форма организации хозяйствования не дает такого превращения в масштабе всей национальной хозяйственной системы, а лишь подводит к нему.
2. Корпоративная форма хозяйствования по сравнению со стадией свободного рыночного капитализма кроме снижения издержек производства способствует еще и экономии от роста качества промышленной продукции, работ и услуг производственного назначения. Но при этом корпорация имеет «традиционный» для всех стадий капитализма набор недостатков: рост цен, инфляцию, безработицу, кризисы и спады производства, банкротства, обесценивания капитала в его реальной (здания, сооружения, предприятия, например) и стоимостной (акции, облигации, векселя и т. д.) формах.
Тем не менее, корпорация как основное звено рыночного хозяйствования в условиях функционирования государственно-корпоративного капитализма действует в форме общественного, а не индивидуального производства. Главное достоинство состоит в установлении и организационном закреплении в рамках крупных и крупнейших корпораций органической связи двух подразделений национального хозяйства (пусть даже пока только в рамках корпорации). Этим корпорация создает реальные условия для регулирования производства промежуточного продукта в своих интересах и в соответствии с объемами и структурой спроса на конечный продукт.
Смешанная экономика - экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ