ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ОБЩАЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ………………..4
2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………………………………………………...8
3 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ…………………………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Постоянство роста экономики государства и увеличения качества существования его граждан зависит, от величины формирования его пенсионной системы, в том числе социального и медицинского страхования. Несомненно, что эти виды государственного расхода должны быть по максимуму защищены, в частности, вероятных модификаций мировых условий сырьевых товаров или порчи макроэкономических показателей развития государства.
Вследствие этого построенные для распределения финансов, внебюджетные фонды являются носителями особой формы распределения ресурсов, притягиваемых для распределения финансов государства , не входящие в его бюджет.
Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов состоит в том, что средства, накопленные в них, назначены для граждан на использование на социальные нужды и здоровье.
Доходы государственных внебюджетных фондов вырабатываются за необходимых платежей, а так же взносы по собственной воле как юридически, так и физических лиц.
Цель расчетно-графического задания изучить внебюджетные фонды.
1 ОБЩАЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Суть создания государственных внебюджетных фондов состоит в том, чтобы реализовывать конституционные гарантии и права граждан России в области охраны здоровья и общественного обеспечения. В этом разделе представлена характеристика государственных внебюджетных фондов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Установлен их состав, цели и задачи, принципы организации доходов и направление расходов фондов, правовые основы их деятельности. Детально анализированы функции Минздравсоцразвития России, исполняющего координацию деятельности ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС.
В России существует три государственных внебюджетных фонда:
1) Пенсионный фонд РФ
2) Фонд социального страхования РФ
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Так же, в регионах воздействуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.
Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и распоряжаются денежными средствами, которые находятся в их распоряжении. Фонды называют себя некоммерческими организациями - финансово-кредитными организациями, построенными для того, чтобы реализовывать гос. Политику в сфере обязательного социального страхования (далее также - "ОСС"), а так же - в сфере социального обеспечения. Эти фонды имеют свой бюджет, который находится за рамками федерального бюджета, поэтому они называются "внебюджетные" [1].
В жизни каждого застрахованного человека наступают события, при которых материальное положение ограничено и нужна помощь, данные случаи представлены ниже:
- Выход на пенсию;
- получение инвалидности;
- потеря кормильца;
- болезнь и травмы;
- несчастный случай на работе или профессиональное заболевание;
- Наступление беременности;
- появление на свет ребенка (детей);
- помощь в развитии и уходу за детьми до 1.5 года;
- а также другие случаи .
Основы внебюджетных фондов заложены в Конституции Российской Федерации и в Бюджетном кодексе РФ. Расходы фондов направленны на выполнение целей, которые заложены бюджетным законодательством. Включают различные виды услуг, такие как обязательное медицинское страхование, социальное и т.д.
Бюджетный кодекс определяет полный состав внебюджетных фондов. Состав представлен на рисунке ниже.
Рисунок 1 Состав внебюджетных фондов Российской Федерации
Доходы и расходы этих фондов распределяют органы управления РФ, в соответствии с текущими правилами и тарифами на государственные и муниципальные услуги. Основной проект составляется Минздравсоцразвитием. В процедуру составления входит:
- Разработка минимальной оплаты труда, которая определяется благодаря индексам социального развития;
- Распределение аккумулирующих средств между всеми основными внебюджетными фондами;
- Создание проектов минимальных отчислений во внебюджетные фонды на определенный период;
- Организация проектов на очередной финансовый год.
При составлении планов ВФ учитывается следующее:
- Характеристики бюджетов федерального и муниципальных уровней на определенный плановый срок;
- Проекты, соответствующие законодательству, на определенный период времени работы внебюджетных фондов.
Минздравсоцразвития РФ отдает свои проекты высшим органам управления, которые уже основываются на современном законодательстве. Население играет действительно большую роль в управлении и распределении финансами своего муниципального образования. Оно может само выставлять условия приватизации средств, порядок их передачи или распределения [2].
Все финансовые ресурсы местного образования централизуются в местном бюджете. Данный «орган» финансовой политики утверждается непосредственно высшими органами местного самоуправления. Смета местного бюджета содержит как доходы, так и расходы. Если говорить о доходах, то они формируются совершенно разными путями: различными видами налогов и сборов, штрафов, акциз, также за счет средств, передаваемых государством для реализации государственных программ, средства от займов, дотаций и других иных средств.
Бюджеты всех уровней отчисляют в бюджеты государственных внебюджетных фондов средства, сумма которых прописана в федеральных законах. Все планы ГВФ имеют свой строгий устав и определенную систему.
В Государственной Думе проекты, предназначенные именно для внебюджетных фондов, рассматриваются в первую очередь, без замедления.
Таким образом, система, на которой основывается деятельность государственных внебюджетных фондов есть строгая система, которая опирается полностью на законодательство.
2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Рассмотрим Пенсионный фонд РФ. Целью создания пенсионного фонда РФ является то , что он снабжает финансами различные виды пенсий и иных общественные выплаты людям Российской Федерации. Для этого он использует полномочия, которыми наделен, необходимые для пенсионного обеспечения населения в России. В его функции входят сбор и введение учетности по средствам, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за тем, как поступают взносы в фонд; ведение базы данных и выплата пенсий; контроль средств, находящихся в фонде, а так же за правильностью их использования; объединение и ведение олицетворенного учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования; Ведение базы данных банка стрвхования [3].
Пенсионный фонд обладает правом выпускать нормативные правовые акты, также выступать в роли контролера, организовывать проверки, осуществлять взимания с организаций и граждан недоимок, пени и штрафов по уплате обязательных страховых взносов, сумм государственных пенсий по инвалидности и др. Также Пенсионный фонд исполняет капитализацию средств ПФР, а также агитирует на добровольные взносы в фонд (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, инвестирует средства пенсионных накоплений, а также предоставляет целый комплекс государственных услуг гражданам и организациям.
Не беря в расчет пенсий по обязательному пенсионному страхованию, которые люди получают из Пенсионного фонда, ему выделены привелегии по выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению из федерального бюджета. Поэтому денежные средства бюджета, которыми он пользуется, подразделяются на две основные категории: средства Пенсионного фонда РФ, собранные благодаря взносам за страхование, а также других взносов, и средства федерального бюджета, которые действуют в Пенсионном фонде на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Например, Пенсионный фонд принимает участие в выполнении прав граждан на пенсию по государственному пенсионному снабжению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом финансовое снабжение средств на пенсию, а так же их доставку, производится благодаря межбюджетным трансфертам из федерального бюджета, выдаваемых бюджету Пенсионного фонда РФ для того, что бы платить пенсию [4]
Особенность ПФ РФ в том , что его бюджет является автономным и независимым от прочих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Денежные средства , а так же другое имущество Пенсионного фонда по находятся в государственной собственности Российской Федерации и элиминированию не подлежат. Органы Пенсионного фонда получая денежные средства, распределяют их. Также лица Пенсионного фонда выполняют полномочия администраторов доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет Пенсионного фонда РФ растет за счет взносов по страховке; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; взносов по доброй воле физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; резервные средства; пенсионные накопления которые были накоплены страховыми лицами, которым назначена срочная пенсионная выплата; вторых источников, которые не под запретом в РФ.
Можно сказать, что Пенсионный фонд это особое гос. автономное образование, которое создано для государственного управления денежными средствами социального страхования, которые имеют свой личный бюджет , свои источники доходов(страховые взносы), а так же личные расходы (выплата пенсий и пособий), свои законотворчества и особые полномочия, а также множество прочих функций разнообразного характера, которые нужны в первую очередь для обеспечение постоянной работы всей государственной системы общественного страхования и пенсионного снабжения. Можно сказать, что большое количество функций Пенсионного фонда носит публично-правовой характер, это разрешает делать выводы многим исследователям Пенсионного фонда к федеральным органам исполнительной власти [5].
Средства фонда накапливаются за счет страховых взносов. Каждый человек должен платить взносы, так как они обязательные , но, в отличие от последних, они возвращаются. Благодаря этим взносам оплачиваются страховые случаи, которые наступают у людей .
Обязательное страхование выплачивает:
1) трудовой пенсии;
2) Пособия на захоронения близких, на тот случай, если человек временно не работает.
Кроме обязательного страхового обеспечения Пенсионный фонд выплачивает:
1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии для военных и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих (за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров);
2) Выплаты отдельным людям, например, таким как: Героям СССР, РФ, инвалидам, ветеранам и так далее.
3) Выплаты матерям, если в семье более 2-х детей.
Выделение средств, направленные на другие цели.
Перечень расходов фонда достаточно большой. Вот почему доходы фонда формируются также за счет:
1) обязательные взносы в фонд;
2) доходов от вкладов средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ;
3) Заработанные средства от размещения временных средст;
4) Заработанные средства от аренды имуществ, которое находится во владении фонда ;
5) Штрафы и денежные сборы;
6) других зачисления.
Рассмотрим фонд социального страхования. Обязательное социальное страхование является системой, которую создавало государство. Оно занимается организационными и экономическими мерами, направленные на выплату гражданам по социальному случаю, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, других категорий граждан которые не имеют работу и признаны безработными, получения травм на работе, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, нужды получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Обязательное социальное страхование является совокупность мер, которые устремленны на выплату денежных средств работающим гражданам , а в случаях, когда граждане не имеют работы, получения вреда на работе, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, должны получать помощь в медецине, так же необходимо предоставлять им путевки в санатории и др.
Фонд социального страхования РФ занимает свое место в системе обязательного социального страхования. Его доходы зачисляются из разнообразных источников и тратятся в разнообразных направлениях (рис. 2).
Рисунок 2 Доходы фонда социального страхования
Расходы фонда связаны не только с социальным страхованием, его денежные средства также направляются на:
1) Помощь инвалидам в техническом направление, изготавление каких-либо благ, например, протезы;
2) выделение денежных средств на детей, которые получили радиацию;
3) Покупка каких-либо вещей и благ для людей;
4) общественные выплаты гражданам;
5) Так же другие цели.
Деньги обязательного социального страхования считаются федеральной государственной собственностью. Отчего страховщики реализовывают едва оперативное управление деньгами обязательного социального страхования.
Средства обязательного социального страхования денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном правлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
Для того чтобы управлять деньгами и имуществом социального страхования Российской Федерации был создан Фонд социального страхования РФ, который используется специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Цель создания ФФОМС заключается в том, чтобы люди могли получать бесплатной помощи по медицине.
Медицинское страхование представляет из себя основную форму защиты граждан. Цель медицинского страхования помогать людям при возникновении каких-либо проблем связанных со здоровьем.
Медицинское страхование бывает 2 видов: обязательном и по своей воле.
Обязательное медицинское страхование является основным для всех людей, когда человек рождается, он уже застрахован обязательным мед. Страхование. Когда человек получает какой-либо урон и он является страховым, то ему выплачивают средства из фонда.
Добровольное медицинское страхование не основное страхование, смотря на название, надо понимать его как дополнительно. Это значит что человек может получить его дополнительно и при получении какого-либо урона , он получает как основные выплаты, так и дополнительную помощь.
Денежные средства, которые накоплены фондом появляются за счет основного мед. страхования.
Для осуществления государственной политики в области обязательного медицинскою страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как автономные торговые финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования нужны для накопления денежных средств на обязательное медицинское страхование, для обеспечения постоянства системы OMC [7].
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не помещаются в состав бюджетов, других фондов и элиминированию не подлежат.
Доходы фонда формируются за счет:
1) каких-либо штрафов;
2) недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;
3) страховых поступления на OMC;
4) поступлений за счет использования имущества;
5) других источников.
Расходы Федерального фонда направляются на:
1) общегосударственные вопросы;
2) охрану здоровья;
3) межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;
4) межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;
5) Выплата денежных средств женщине, которая беременна, а так же наблюдение за ребенком и помощь в первый год рождения;
6) отдельные другие цели.
В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Обязанности страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Ответственность фонда описана в программах обязательного медицинского страхования:
1) фундаментальной программе OMC;
2) территориальной программе OMC в пределах фундаментальной программы ОМС.
Увеличение доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования является причина становления тарифа страхового взноса на OMC , для населения, которое не работает, составляет 18 864,6 рублей, кроме того увеличение указанной части доходов в 2017 году рачитано на увеличение тарифов страхового взноса на OMC неработающего населения по темпу роста инфляционных изменений.
Кроме того, значительное повышение доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования без учета межбюджетных трансфертов обусловлено установлением тарифа страховых взносов с 2016 года в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.
3 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
Рисунок 3 Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, млрд. руб.
В доходах бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается существенное увеличение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2015 году относительно 2014 года, в связи с завершением аттестации негосударственных пенсионных фондов в 2015 году и направлением страховых взносов застрахованных граждан на накопительную часть трудовой пенсии. Так же смотря на диаграмму, мы видим, что с каждым годом, начиная с 2010 по 2015, доходы Пенсионного фонда растут, вместе с тем растут и расходы, но они не превышают доходы.
Рисунок 4- Доходы и расходы Фонда социального страхования, млрд. руб.
Анализируя диаграмму доходов и расходов Фонда социального страхования с 2010 по 2015 год, можно сказать, что расходная часть больше доходной, это особенно видно с 2012 по 2013. В последние годы практически удается практически выравнить положение, но все равно расходная часть остается большей.
Рисунок 5- Доходы и расходы Фона обязательного медицинского страхования, млрд. руб.
Увеличение доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в 2015 году по сравнению с 2014 годом обусловлено установлением тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения. Как мы видим на диаграмме, в 2010 году доходная часть была ниже расходной, а начиная с 2011 по 2015 год, доходная часть становится выше, чем расходная. Так же это обусловлено и увеличение тарифа страховых взносов в размере 5,1%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовые основания вырабатывания государственных внебюджетных фондов закреплены Конституцией РФ. Разбор доходов и расходов, а также их формирование осуществляется Бюджетным кодексом. Доходы государственных внебюджетных фондов вырабатываются благодрая обязательным платежам, а также взносов по доброй воле. Статей 13 БК установлено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, как и федеральный " бюджет, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Особенностью механизма вырабатывания расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов показывает их классическое целевое направление, регламентированное законодательством РФ. Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и элиминированию не подлежат. Контроль и управелия фондами происходит через Минздрав.
Стоит отметить, что всем 3 фондам отведена своя роль в соц. страховании, а не только Фонду социального страхования, название которого как бы включает в себя все облики социального страхования, но это не так. Правильно говорить, что Фонд социального страхования занимается теми вопросами и решает те проблем которые не входят в ФФOMC и ПФ PФ.
Так же, каждый из этих фондов не только предоставляет страховку, но и социально обеспечивает. Каждый фонд играет важную роль в жизни общества и каждый фонд по своему важен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
2 Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
3 Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2011. 777 с.
4 Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Адвокат. 2014. - № 11.
5 Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие" (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)
6 Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (СПС «КонсультантПлюс»)
7 Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. N 3.
PAGE 20
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ