Перспективы развития экологического туризма на курортах Черноморского побережья

PAGE \* MERGEFORMAT 54

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Перспективы развития экологического туризма на курортах Черноморского побережья»

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3

Глава 1.Современное состояние туристского рынка ………….. 7

1.1. Основные характеристики и классификация туризма….. 7

1.2. Виды туризма и формы обслуживания …………………. 13

1.3 Правовое обеспечение деятельности туризма…………… 34

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности туристской фирмы ООО «HAPPY» ……………………………………………………… 43

2.1 Общая характеристика фирмы……………………………. 43

2.2 Маркетинговые исследования туристской фирмы ……... 46

2.3 Анализ потребительского рынка фирмы….……………… 53

Глава 3.Создание нового туристского продукта фирмы ООО «HAPPY» …………………………………………………………….. 56

3.1 Технология создания турпродукта………………………... 56

3.2. Внедрение разработанного тура в деятельность фирмы... 61

3.3. Экономическая эффективность экологического тура…… 70

Заключение……………………………………………………............ 75

Список литературы ………………………………………………… 77

Приложение 1...……………………………………………………… 80

Приложение 2

Введение

Актуальность темы. Современный туризм является самостоятельным, мощным сектором экономики и занимает лидирующее положение среди крупнейших мировых отраслей, но во многих случаях развитие туризма происходит без учета экологического состояния природных комплексов. Индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Инновационным решением экологических проблем является экологический туризм, имеющий высокий потенциал развития. В последнее время, в связи с широким внедрением международной концепции устойчивого развития, возрастает роль экологически устойчивых видов природопользования, в числе которых экологический туризм.

Возрастающий спрос на экологический туризм приводит к созданию и развитию особо охраняемых природных территорий, в первую очередь заповедников, национальных и природных парков. В настоящее время именно эти территории являются основными объектами экологического туризма в России.

Южный федеральный округ располагает значительным природно-ресурсным потенциалом и перспективностью развития туристско-рекреационного комплекса региона.

Краснодарский край один из приоритетных регионов России для развития внутреннего российского экологического туризма. Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации. Природные условия края уникальны по многообразию и контрастам: ландшафты степей, влажные черноморские субтропики, горные ландшафты от смешанных лесов до вечных ледников и снежников. Ежегодно Краснодарский край посещают миллионы туристов, что естественно оказывает влияние на состояние окружающей среды.

Необходимость развития экологического туризма в крае обусловлена и социальным заказом - потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам здоровья и использования свободного времени, созданию условий для ведения свободного образа жизни, духовного и экологического воспитания населения.

Развитие туристической деятельности в Краснодарском крае требует особого подхода, учитывающего специфику региона. Ранимая южная природа предполагает развитие, прежде всего экологического туризма. Туризма опирающегося на бережное использование уникального природного и историко-культурного потенциала, на ландшафтное разнообразие. Экологический туризм способен сберечь и сделать всеобщим достоянием уникальные кавказские ландшафты, повысить уровень экологического воспитания и просвещения. Это перспективный путь оздоровления экологической, экономической и социальной обстановки. Экологический туризм выступает одним из гарантов устойчивого развития территории.

Недостаточная изученность этой проблемы, дефицит научных знаний актуализируют научные исследования, направленные на совершенствования организационного механизма экологического туризма, обеспечивающего наиболее полную реализацию потенциала экотуристской деятельности Краснодарского края.

Цель исследования - разработка нового тура и обоснование его экономической эффективности.

Согласно поставленным целям предусмотрено решение следующих задач:

1. Изучить многообразие видов и форм туризма;

2. Дать определение понятию «экологический туризм»;

3. Охарактеризовать деятельность турфирмы;

4. Изучить потребительские предпочтения клиентов туристской организации;

5. Изучить закономерности создания и внедрения в деятельность туристской фирмы нового туристского продукта;

Объектом исследования является экологический туризм.

Предмет исследования – методика создания нового туристского продукта.

Основным исходным материалом для исследования послужили статистические, справочные материалы.

Информационной базой исследования послужили: фондовые, документальные и литературные материалы; материалы Официального сайта федерального агентства по туризму Российской Федерации. В работе использованы статистические данные из нормативно-правовых актов Администрации Краснодарского края.

Практическая значимость работы характеризуется тем, что:

Основные положения работы можно использовать в качестве методического инструментария для анализа проблем создания нового туристского продукта.

Отдельные положения работы могут быть использованы в учебном процессе по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Методами исследования послужили научные и прикладные труды российских и зарубежных специалистов в области организации и управления туризмом: В.В. Храбовченко, В.П. Чижовой, Н.М. Забелиной, А.В.Дроздова Т.К. Сергеевой, Е.Ю. Колбовского, Г. Цебаллоса-Ласкурейна, П. Уайт, П. Джонссон, Р. Юнгк; рекреационной географии – Ю. А. Веденина, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, Б.И. Кочурова.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассмотрены характеристики и классификация основных видов туризма. Некоторые из них рассмотрены более детально в том числе и экологический туризм.

Во второй главе содержится анализ потребительского рынка фирмы и описана общая характеристика фирмы.

Третья глава посвящена разработке нового туристского продукта. Изложена экономическая эффективность разработанного экологического тура.

Глава 1. Современное состояние туристского рынка

  1. Основные характеристики и классификация туризма

Туризм — важная составляющая экономики большинства стран, обеспечивающая занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Основные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, затем следуют профессионально-деловые, гостевые.

Обычно туризм подразделяют на два вида:

1. рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:

- «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»); познавательный (экскурсионный); спортивный туризм.

2. деловой туризм:

- астрономический туризм; бизнес-туризм; конгресс-туризм; шопинг-туризм; экстремальный туризм; индустриальный туризм; археологический туризм; гастрономический туризм; военный туризм.

Классификация видов туризма

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды.

Спортивный туризм

По видам передвижения выделяются:

- автотуризм; мототуризм; велосипедный туризм; водный туризм; парусный туризм; конный туризм; лыжный туризм; пешеходный туризм; горный туризм; альпинизм; спелеотуризм; комбинированный туризм.

Экстремальный туризм

Существует много видов экстремального туризма. Некоторые из них:

- горный туризм; альпинизм; дайвинг; индустриальный туризм; диггерство; спелеотуризм; водный туризм; каякинг; рафтинг; парусный туризм; пешеходный туризм; автостоп; легкоходство.

По способу передвижения:

- пешеходный туризм; водный туризм; сплав по рекам; рафтинг; морской каякинг; парусный туризм; велотуризм; автомобильный; конный туризм; лыжный туризм; мотоциклетный туризм; пешеходный туризм; космический туризм.

По способу экипировки:

- легкоходство;

- бэкпэкинг.

По цели:

- религиозный; паломничество; приключенческий; спортивный; агротуризм; экотуризм; фототуризм; сафари; благотворительный; медицинский; оздоровительный туризм; гастрономический туризм; познавательный (экскурсионный); образовательный туризм; ностальгический туризм; культурный; книжный туризм; музыкальный туризм.

По ландшафтному и географическому признаку:

- горный туризм;

- спелеотуризм;

- сельский туризм;

- лесной туризм.

По количеству участников:

- групповой туризм;

- самостоятельный туризм.

По возрастно-социальному признаку:

- детский туризм;

- юношеский туризм;

- взрослый туризм;

- семейный туризм;

- туризм для людей с ограниченными возможностями.

По другим признакам:

- виртуальный туризм.

В федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:

- туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

- туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

- туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

- туризм международный — туризм выездной или въездной;

- туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

- туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно.

Плановый туризм - всякие виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется страной с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. В немалой степени плановый туризм является основной составляющей деятельности всяческих коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских ассоциаций, союзов и туристских клубов, которые издают свои нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают свою туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм содержит программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.

Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и прочим гражданам, которым страна, государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной пункте населения при употреблении их права на отдых. Социальный туризм рассматривается как путешествия, новые виды туристских постов, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из путей, выделяемых страной на социальные нужды; сфера профессиональной деятельности по формированию, развитию и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма; общественное движение участников социального туризма.

Велосипедный туризм - популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.

Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов.

Водный туризм - вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.

Сплавы на байдарках, рафтах.

Требуется особое снаряжение, лодки, весла; одежда, обувь, термобелье.

Горный туризм - походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек.

Для горного туризма используется специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, "кошки", скальные и ледовые крючья, карабины, веревки.

Конный туризм - форма активного отдыха, вид спортивного туризма.

Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризм пользуется популярностью у любителей экологического туризма, поскольку позволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, с первозданной природой. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности.

Лечебно-оздоровительный туризм - вид туризма, совершаемый с оздоровительными или лечебными целями.

Курорты предоставляют туристам комплексы лечебно-оздоровительных процедур, услуги массажных кабинетов.

Лыжный туризм - разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям.

Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов.

Морской туризм - водные путешествия, совершающиеся на регулярных морских пассажирских или специальных круизных линиях.

На борту судна предоставляется полное обслуживание.

Музейный туризм - разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий.

Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий.

Этнический туризм (ностальгический) - вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания.

Участники ностальгического туризма - в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности.

Паломнический туризм - разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфесий по святым местам.

Наиболее популярные и, значит, рентабельные маршруты - монастыри и историко-археологические памятники

Пешеходный туризм - разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком.

Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь.

Приключенческий туризм - вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами.

К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота), кругосветное плавание (яхтинг).

Рекреационный туризм - вид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил.

Рекреационный туризм может отличаться большим разнообразием и включать зрелищные и развлекательные программы.

Свадебный туризм - вид туризма, рассчитанный на молодоженов.

Одним из несомненных преимуществ свадебного туризма является то, что романтическое путешествие станет частью самой церемонии, и после торжества не надо будет тратить время на сборы чемоданов и перелеты.

Экологический туризм (экотуризм) - посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием.

Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных и других парков, заповедников, экологически чистых мест. В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия.

  1. Виды туризма и формы обслуживания

Этнический туризм.

Ностальгический или этнический тур (nostalgic tour), еще один замечательный экзотический вид отдыха. Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности культуры, бытовые моменты. Это хороший способ узнать больше о своих корнях или изучить историю требуемого народа ученым, любителям. Благодаря такому новшеству в туристических фирмах, многие даже находили своих дальних родственников на чужих землях. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Теперь, наверное, ясно, почему второе название, это ностальгический тур, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.

А переселенцев в мире множество, условно переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев мигрировали в свое время в Исландию, Гренландию. Давным-давно пилигримы из религиозных убеждений покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Немцы Поволжья за свою историю, а это последние две сотни лет, поменяли не один край, смена законов гнала их то в Россию, то в Казахстан, а теперь обратно в Германию.

Долго еще можно перечислять миграционные этапы разных народов, и это повлекло созданию этнических туров (nostalgic tour), это возможность понять жизнь своих предков и, возможно, выбрать себе новое место обитания, вернуться домой.

В начале 90-ых годов ностальгические туры начали набирать обороты в России. Тысячи туристов-финов приезжают сюда, чтобы посетить давние места своих не таких и далеких предков. В основном это старые люди, которые едут даже не к землям своих родственников, а к своим юношеским местам. Во время второй мировой войны, полмиллиона финнов покинули ленинградскую область (Карельский перешеек) и разъехались, кто в Финляндию, кто в Швецию. Теперь многие возвращаются, чтобы вспомнить прежнюю жизнь. И для осуществления мечты, были созданы турфирмы, которые специализируются именно на этом.

Говоря о ностальгических турах, можно выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visi¬tors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

Конный туризм

С начала семидесятых годов многие развитые страны охватила своеобразная «конная лихорадка». Поголовье лошадей стало возрастать. Этому, конечно, способствовали утверждения специалистов о том, что регулярная верховая езда активизирует обмен веществ, препятствует чрезмерному отложению жира, вырабатывает красивую осанку.

Первый в нашей стране конный верховой маршрут был проложен в 1971 году Алтайским краевым советом по туризму и экскурсиям с туристской базы «Катунь». Теперь такие маршруты действуют в различных краях и областях.

Туристам предлагаются маршруты на любой вкус: верховые, с передвижением на колесных экипажах, а зимой - на санях. Есть маршруты, проходящие по лесостепной и степной зонам, в горах и тайге, по высокогорью.

Конные маршруты по продолжительности могут быть от одного часа до нескольких дней и даже месяцев. Конные маршруты от одного часа до одного дня с возвращением на конюшню называются конно-полевыми выездами. Маршруты от двух дней называются походами.

Конные походы могут проводиться с сопровождением, когда вещи и питание доставляется отдельно от основной группы так и без него.

Конный поход, удовлетворяющий спортивным правилам и заявленный должным образом, называется спортивным.

Конные походы бывают: конно-верховые, конно-верховой с сопровождением и походы в упряжках.

Конно-верховой поход – это маршрут, при котором снаряжение и питание для участников и лошади перевозятся во вьюках или переметных сумках, притороченных к седлу туриста, при этом общее количество лошадей равно количеству участников.

Конно-верховой с сопровождением – маршрут, предполагает, что участники едут по маршруту верхом, а снаряжение и продукты перевозятся отдельно посредством дополнительных вьючных или упряжных лошадей, а также с использованием автотранспортных средств.

Конно-упряжной – маршрут, при котором туристы, снаряжение и провиант находятся в телеге, экипаже, кибитке, без использования верховых лошадей.

Конным туризмом так же могут назвать походы на пони, верблюдах, ослах, оленях, яках, слонах и других видах животных.

Участие в конных походах, которые - доминируют в программах обслуживания, сочетается с экскурсиями, отдыхом у моря или на реке, спортивными и культмассовыми мероприятиями.

Большинство маршрутов рассчитано на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Опытные инструкторы проводят на турбазах необходимую предпоходную подготовку по специально разработанным программам. Пройдя обучение, турист приобретает навыки по уходу за лошадью, обучается седлать и запрягать ее, управлять ею. Для опытных туристов-конников предназначены более сложные маршруты.

Для путешествия по конным маршрутам используется в основном то же снаряжение, что и для пеших походов. Но есть и некоторые особенности экипировки конного туриста. Прежде всего, необходимы сапоги даже для сравнительно коротких походов, иначе будут потерты голени. Сапоги желательно иметь офицерского покроя или специально изготовленные для спортсменов-конников. В крайнем случае, подойдут и кирзовые солдатские сапоги. Брюки должны быть спортивного покроя с «широким шагом», так как придется высоко поднимать ногу для посадки в седло. Не годятся модные обтягивающие бедра джинсы. В них трудно оседлать лошадь, грубые швы быстро натрут ноги. Необходимо также иметь спортивный костюм, кроссовки или кеды, шерстяные и хлопчатобумажные носки, головной убор, легкий свитер, легкую куртку {ветровку или штормовку), накидку от дождя. Более подробно о снаряжении можно прочитать в любом пособии по конному туризму.

Водный туризм

Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX веха, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках. Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 г.г. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн. человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через два года авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1840 г. компания начинает групповые турпоездки по Средиземному морю. В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы.

Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия. Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов. Появление в середине - конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море, Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гаваи и Карибский бассейн (США).

История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда ВАО "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю с туристами из соцстран. В 1960 г. на "Адмирале Нахимове" был организован первый круиз с советскими туристами на Крымско-Кавказской линии, а в 1962 г. на Дальнем Востоке - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике.

Водный туризм — один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг.

Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции. Наиболее распространенным в мире судном для коммерческого сплава является рафт. Рафты также используются в спортивных соревнованиях, таких как «Чуя Ралли», «Интерралли Белая».

Катамараны — двухкорпусные судна; корпуса судна соединяются сверху рамой:

- сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам. Наибольшее распространение катамаран получил в странах СНГ, на западе практически не используется. Автором идеи катамарана считается Сергей Папуш.

- парусные катамараны — для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса).

Байдарки и Каяки — малоразмерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека. Каяк делится на множество разновидностей, главные из которых: родейный, водопадный, для игрового сплава.

Плоты — суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью:

- деревянные плоты (из брёвен);

- рамные с надувными элементами;

- честеры — разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна;

- надувные (рафт).

Для совершения несложных путешествий может использоваться резиновая надувная лодка.

Водные походы условно разделяются на некатегорированные и категорированные (с 1 по 6 категорию сложности). 6 категория сложности — самая сложная и доступна только очень подготовленным группам.

Этнический туризм

Ностальгический или этнический тур (nostalgic tour), еще один замечательный экзотический вид отдыха. Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности культуры, бытовые моменты. Это хороший способ узнать больше о своих корнях или изучить историю требуемого народа ученым, любителям. Благодаря такому новшеству в туристических фирмах, многие даже находили своих дальних родственников на чужих землях. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Теперь, наверное, ясно, почему второе название, это ностальгический тур, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.

А переселенцев в мире множество, условно переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев мигрировали в свое время в Исландию, Гренландию. Давным-давно пилигримы из религиозных убеждений покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Немцы Поволжья за свою историю, а это последние две сотни лет, поменяли не один край, смена законов гнала их то в Россию, то в Казахстан, а теперь обратно в Германию.

Долго еще можно перечислять миграционные этапы разных народов, и это повлекло созданию этнических туров (nostalgic tour), это возможность понять жизнь своих предков и, возможно, выбрать себе новое место обитания, вернуться домой.

В начале 90-ых годов ностальгические туры начали набирать обороты в России. Тысячи туристов-финов приезжают сюда, чтобы посетить давние места своих не таких и далеких предков. В основном это старые люди, которые едут даже не к землям своих родственников, а к своим юношеским местам. Во время второй мировой войны, полмиллиона финнов покинули ленинградскую область (Карельский перешеек) и разъехались, кто в Финляндию, кто в Швецию. Теперь многие возвращаются, чтобы вспомнить прежнюю жизнь.

Говоря о ностальгических турах, можно выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visi¬tors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

Паломнический туризм.

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи, с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество pilgrimage - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории храмов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено ко дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных - со сменной одеждой) и сосуд для воды.

Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.

Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.

Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников - 45 - 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.

Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи.

Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

Религиозный туризм

Религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами.

Религиозное паломничество (religious or pilgrim tour), один из популярнейших видов туризма. Религия окутала весь мир, а это влечет свои последствия и путешествовать по религиозным известным местам, заведено очень давно. Паломничество в Ватикан, Святую Землю, Мекку осуществляется на протяжении веков.

Сегодняшние причины паломничества разные, начиная от обычного любопытства и заканчивая поездками в святыни своей веры. Многие устремляются, чтобы укрепить веру. Есть и такие, что хотят излечиться от болезней и посещают буквально все святые места планеты. Ведь это порой единственный шанс, чтобы обрести здоровье.

Столетия назад люди ехали также поклониться святыням, время проходит, а количество странствующих из причин веры не уменьшилось, а даже увеличилось. Теперь есть возможность посетить святые места без особых трудностей. Раньше человек шел пешком тысячи километров месяцами, чтобы посетить, допустим, Иерусалим и поклониться Гробу Господню. Теперь это расстояние на самолете преодолевается быстро. А памятных мест много, это Иерусалим, Ватикан, Мекка, все зависит от вероисповедания. Есть и такие, которые посещают все святыни земли. Необязательно быть мусульманином, чтобы поехать в Мекку. Можно и ближе найти известный собор с благодатными иконами. Россия, известна монастырем Валаам, на острове Кононец. В Украине люди часто посещают Софиевский собор (Киев, столица Украины) или Почаевскую лавру (Тернопольская область). Они известны в мировом религиозном масштабе. В каждой стране и даже регионе есть свои значительные церкви, монастыри или просто часовни. Иногда малые церквушки в деревнях имеют большую святую силу, и верующие знают их и едут за тысячи километров к этому место, хотя население деревни бывает не более сотни людей. А это все обуславливает религиозное паломничество, как вид туризма.

Можно посещать и религиозные церемонии, которые проводятся по всему миру. И даже атеистическое отношение многих людей к вере, имеет свой ряд туристических поездок. Самыми красочными и популярными местами для людей, не весьма желающих посещать святые места, это ледники Финляндии. В Финляндию на рождество едут тысячи людей со всего мира и в частности из России. Это родина Санта Клауса, и этим все сказано. Финские местечка, а популярнейшее – Рованием, около самого Полярного Круга скрасит рождество каждому и оставит незабываемые впечатления. А особенно интересно проводить эти праздники с семьей. Дети будут просто в восторге от всяких Рождественских сказок, представлений. Лапландия, родина Санта Клауса – находка, как для детей, так и для взрослых. Здесь можно увидеть рождественские вертепы, пережить самое настоящее сказочное Рождество.

Город Санты принимает каждый год 300 тысяч туристов. Всяческие аттракционы с известными друзьями Санта Клауса, супермаркет с игрушками «на любой вкус и цвет». Имеется тут и современный аэродром, а значит, добраться не составит труда. Единственное, что печалит, что нет тут Деда Мороза. Ведь целых 10 000 км Полярного круга, это территория России, но наши турагентства еще не сочли нужным сделать тут центр развлечений, а надо б но. Но что делать, финский Санта Клаус есть и этим можно вполне довольствоваться. Высокопрофессиональный подход финнов, сделало Лапландию рождественским центром. И Рождество нужно отмечать только здесь.

Если хочется больше острых ощущений, тогда есть туры на затонувшие корабли, потухшие вулканы или места катастроф самолетов, на руины зданий.

Интересно совместить отдых с полезным и пережить настоящее приключение. Кладоискательство - это именно тот вид приключенческого туризма, где можно пережить все это, а возможно и вынести сокровище. Вначале нужно сказать, что есть подобные развлечения реальные и развлекательного характера. Можно профессионально отправиться на поиск сокровища, а можно записаться на одну из многих программ. Выбор во втором варианте велик. Начиная от острых настоящих ощущений, когда бродишь по необитаемому острову с картой в руке и лопатой, а в результате находишь самый настоящий клад, правда, с мнимым золотом и изумрудами. Такие можно получить на одном из красивейших островов Индийского океана, которые дарят не только множество острых ощущений, но и множество солнца, и прекрасный климат, природу. А можно и настоящее золото получить или драгоценный камень. Если отправиться на места золотых рудников, здесь за неделю, возможно, намыть золота, правда очень мало, но оно будет подлинным.

Экологический туризм

Сегодня экологический туризм играет значительную роль в мировой индустрии туризма и гостеприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), темпы его роста будут по прежнему высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад развитие экономик различных стран мира, особенно развивающихся.

Большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации концепции устойчивого развития туризма и путешествий. Рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических туристских ресурсов позволит избежать многих негативных последствий массового туризма. Вместе с тем проблеме развития экотуризма в целом и в отдельных регионах пока еще мало исследованы. Наблюдается большие разночтения и разногласия в терминологии и практике организации экотуристской деятельности.

Экотуризм - это природный туризм, который включает изучение природной и культурной окружающей среды и служат для улучшения обстановке в этой среде.

Экотуризм подразделяется на пассивный и активный. Спектр признаков экотуризма:

- любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;

- путешествие, в котором природа является главной ценностью;

- доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку окружающей среды;

- экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы;

- экотур - это путешествие, в котором все действия являются «экологически мягкими».

В настоящее время туризм - это одна из немногих отраслей экономики России, которая при общем экономическом спаде развивается довольно успешно и заслуживает пристального внимания не только административных органов, но и непосредственно самого населения края. Туризм для Тверской области сравнительно молодой, но быстро развивающаяся отрасль экономики и культуры.

Экотуризм классифицируют по нескольким признакам: по виду транспорта (например, водный, пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, авиационный), агротуризм (туризм в сельской местности).

Экологические маршруты в основном пролегают через национальные парки и заповедники. Путешественники знакомятся с окружающим миром, посещают пещеры, водопады, наблюдают за животными в их естественной среде обитания.

Для большинства стран туризм играет огромную роль в экономике, решает проблемы в стимулировании социального развития регионов, а также в поступлении значительных средств в государственную казну. На долю туризма приходится около десяти процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритетов путешествий - является экотуризм как туризм, целью которого служит охрана природы. Это заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более десяти процентов туристского рынка, а темпы его роста в два три раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма. Вот лишь несколько немаловажных причин столь активного развития экотуризма:

а) На сегодняшний день практически во всех регионах мира насущной задачей является сохранение благоприятной окружающей среды.

б) Люди по причинам урбанизации, индустриализации стали испытывать возрастающую потребность в общение с природой.

Все это дает экологический туризм. Проблемы экологического туризма рассматриваются, анализируется понятие - экологический туризм; освещаются его различные аспекты.

Наибольшее внимание уделяется проблемам развития экологического туризма за рубежом, проблемы же развития экологического туризма в России освещены в меньшей степени.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду пригодной для жизни.

Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.). По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.

В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а также соответствующие законодательные меры.

Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма или гостиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами туристской деятельности.

Экоревизии дают ответ на то, каким образом туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.

Исследования показали, что благодаря применению новых экологических методов работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление электроэнергии на 10-25%, а потребление воды на 30%.

В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продовольствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов.

Внедрение экологических методов в управление туристскими предприятиями, экологического менеджмента является для индустрии туризма сравнительно новым делом. В основе последовательного и приемлемого на международном уровне управления экологическими вопросами лежит система экологического менеджмента, которая базируется на философии системного ряда качества (оперативные, регистрационные и контрольные процедуры) ИСО 9000 Международной организации стандартизации.

Путешествия, совершаемые в рамках экологического тура, достаточно разнообразны - от небольших познавательных туров для школьников, до регулярных туристических программ в национальных парках Исследования показали, основным мотивом участия в экологических турах является желание насладиться первозданной природой. В некоторых странах под экотуризмом понимают поездки с обязательным участием в природоохранительных мероприятиях.

Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.

Эксперты ВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма: - обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов;

- наличие увлекательных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных экотуристов, но и обычных временных посетителей;

- проведение разумной ценовой политики;

- хорошая комфортная организация поездок.

Экологические туры рассматриваются специалистами как одно из перспективных направлений развития туризма.

1.3. Правовое обеспечение деятельности туризма

Туристская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существуют. В 2006-2007 годах, в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

- развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

- усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы);

- развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

- комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее - смежное законодательство);

- развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

- гармонизацией законодательства Российской Федерации и прав Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств.

Рассмотрим основные источники правового регулирования туристской деятельности.

Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, признаваемые данным государством. Собственно, понятия «туризм» в Конституции нет, но закреплены многие права и свободы, непосредственно с ними связанные. Так, статья 27 устанавливает право свободного перемещения по территории государства, а также свободного пересечения границ; статья 37 закрепляет право на отдых; статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Статья 44 гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, также устанавливает обязанность по сохранению исторического и культурного наследия. Туризм зачастую связан с использованием природных ресурсов, поэтому нормы статей 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, 48 - каждому гарантированно право не получение квалифицированной юридической помощи, 58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, следует считать источниками правового его обеспечения. Для выездного туризма огромное значение имеет статья 61, гласящая, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Туристическая и сервисная деятельность - прежде всего деятельность экономическая, поэтому необходимо сказать и о статьях: 8 - гарантирующей единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и свободу экономической деятельности; 34 - закрепляющей право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью; 57 - устанавливающей обязанность платить, законно установленные налоги и сборы, 74 - не допускающей установления препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Следующий источник - это Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем закреплены основные принципы гражданского права, понятия, признаки, организационно-правовые формы юридических лиц, общие положения о договорах. Также в статье 779 ГК РФ указанно, что договор на туристское обслуживание является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Это положение противоречит Закону об основах туристской деятельности, согласно которому договор на туристское обслуживание является разновидностью договора купли-продажи.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает состав земель особо охраняемых территорий, в том числе земель рекреационного назначения, как раз тех, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты, (земельный кодекс РФ, ст. 98 земли рекреационного назначения).

Федеральный закон « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г. №132 ФЗ в редакции от 05.02.2007г. (далее - Закон об основах туристской деятельности)- базовый закон в сфере туризма.

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. В нем закреплены основные понятия, такие как «турист», туристические ресурсы», туристская деятельность», определены основные и закреплены приоритетные виды туризма. Также в законе указанны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.

Федеральный закон « О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года в редакции от 21.12.2004 года (далее Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между исполнителями и потребителями услуг, преимущественно в том случае, если оказаны услуги ненадлежащего качества либо небезопасные для жизни или здоровья. Также в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.

Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 в редакции от 29.06.2004г.- устанавливает общие правила по пересечению государственной границы Российской федерации, в том числе и с целью осуществления туризма, а также порядок прохождения таких видов туристских формальностей, как паспортный, санитарный, таможенный и визовый контроль.

Большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон.

Реализация Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом.

Также, можно выделить еще такие источники, как Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании», Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» и др., регулирующие отдельные аспекты отношений в сфере туризма.

Важное место в системе правового обеспечения туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, значительный социально-экономический эффект получен от реализации постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует получению значительных выгод для российских портовых городских и иных поселений (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский).

Далее следует рассмотреть нормативные документы министерств и ведомств. К ним относятся акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства по туризму РФ и других. Например, Федеральное агентство по туризму в рамках своей компетенции разработало и опубликовало проект «Порядка оказания услуг по реализации турпродукта», предусмотренный новой редакцией Закона об основах туристской деятельности, который был принят 01.06.2007 году. Этот подзаконный акт регулирует порядок работы турагентств.

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма»). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые - особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:

- определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности;

- защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;

- содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

- классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;

- содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;

- содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;

- другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.

Наконец, необходимо остановиться еще на одной группе источников. Это международные правовые акты, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. В Конституции Российской Федерации установлено, что если положения закона противоречат нормам международного договора, то применяется международный договор.

Это, прежде всего, многосторонние международные договоры: Международная конвенция по контракту на путешествие, Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и туроператорами. Международная конвенция о документах, удостоверяющих личность моряков, Конвенция о международных льготах для туристов, Гаагская декларация по туризму, Манильская декларация по мировому туризму. Также нужно назвать Документ Акапулько, определивший задачи по выполнению рекомендаций Всемирной туристской организации, и Хартию туриста, закрепившую основные задачи в области туризма, стоящие перед государствами, и права и обязанности туристов.

Кроме того, источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в указанной области. В настоящее время Россия имеет двусторонние международные договоры в сфере туризма с 48 странами, например с Китаем, Кипром, Турцией, Литвой, Польшей, Норвегией, Францией и другими. 4 сноска. Также в пределах своей компетенции издает рекомендательные акты Всемирная туристская организация.

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.


Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО «HAPPY»

2.1. Общая характеристика фирмы ООО «HAPPY»

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «HAPPY». Сокращенное фирменное наименование ООО «HAPPY».

Место нахождения Общества: 350000, Краснодар, Рашпилевская, дом 13, офис 13., тел.(861) 04 01 13 т/факс 250 69 67.

ООО «HAPPY» является туристским агентством и осуществляет свою деятельность с 2003 года. Ежегодно по итогам опроса посетителей сайта «Отдых на Кубани.ру», она  стабильно входит в число двадцати  наиболее популярных туристических фирм Краснодарского края. Сотрудничество с известными ведущими операторами Турции, Болгарии,  Румынии, Туниса, Египта, позволило фирме занять одно из первых мест по  качеству организации отдыха  своих  туристов в этих странах.  

ООО «HAPPY» в настоящее время успешно функционирует на рынке туризма благодаря:

  • Накопленной в течение 8 лет клиентской базе.
  • Опыту и знаниям сотрудников организации в сфере туризма.
  • Наработанным связям с представителями туруслуг.
  • Стабильному положительному имиджу фирмы на рынке туристских услуг края.

Целью компании является организация продажи туристских услуг. Под продажей туруслуг подразумевается предложение стандартных пакетов услуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложение индивидуальных туров.

ООО «HAPPY» как самостоятельно разрабатывает новый турпродукт, так и приобретает готовые туры у туроператоров и реализует их потребителю. Туристское агентство добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, и от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Главной рыночной ролью туристского агентства является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей его развития и рычагов управления.

Организационно – правовая форма предприятия и форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями являются физические лица.

Компания предлагает целый комплекс туруслуг, что является одним из привлекающих потенциальных туристов и путешественников факторов.

Во-первых, это организация различного вида туров: как стандартных и нестандартных, так и индивидуальных туров.

Стандартными принято считать туры, минимальная продолжительность которых 7 ночей. Их можно назвать своего рода «экономтурами».

Нестандартные туры отличаются сроками: менее или более 7 ночей. В этом случае необходимо рассчитывать тур посуточно. В зависимости от расчета складывается цена, которая, как правило, независимо от количества дней, выше предложенной на стандартный тур.

Индивидуальными турами считаются туры, созданные по желанию клиента. Здесь основным отличием являются не только сроки, но и маршрут, набор дополнительных услуг, особые пожелания клиента, в результате чего, подобные туры являются более дорогими.

ООО «HAPPY» предлагает различные виды индивидуальных туров:

  • Пляжный отдых. Туры данного вида в любой сезон пользуются большой популярностью, особенно летом, несмотря на разнообразие предлагаемых туров. В 2007 году их продажа составила более 65% от продаж всех туров.
  • Экскурсионные туры.
  • Тематические туры. Познавательные туры, туры за покупками, свадебные туры. Экскурсионные и тематические туры находятся на втором месте по популярности.
  • «Экотуры». Поездки на дикую нетронутую природу в такие страны, как Исландия, Австралия. Как правило, это является дорогостоящим удовольствием, но по впечатлениям такие туры превосходят любые другие путешествия.

Среди направлений, которые предлагает ООО «HAPPY», невозможно выделить основное. В зависимости от сезона, будь то лето, зима, осень или весна, спрос на направления меняется.

Так, летом особо популярными среди туристов являются, в первую очередь, Турция, Кипр, Хорватия, чуть меньше востребованы Греция и Болгария. Зимой туристы большей частью предпочитают Египет, Таиланд, ОАЭ, Индию, Кубу. Значительно увеличивается спрос на активные туры, в частности можно выделить горнолыжные курорты Австрии, Финляндии и Франции. Что же касается весенних и осенних путешествий, туристы больше внимания уделяют таким странам, как Египет, Куба, ОАЭ, Турция, Кипр, Греция. Помимо поездок за рубеж, так же востребованы путевки и на курорты Краснодарского края.

ООО «HAPPY», оформляя тур на определенное направление, является посредником между туристом и туроператором, потому как не выполняет функции по комплектации товаров. Первоначальным этапом предоставления компанией услуги по оформлению и продаже тура на определенное направление является выбор туроператора. В настоящее время в результате, приобретения определенного опыта и установления необходимых связей на рынке туристских услуг, руководство данной компании определило для себя ряд туроператоров по направлениям, с которыми осуществляется взаимовыгодное сотрудничество, благодаря накопленным скидкам (комиссионным процентам), уверенности в порядочности данного оператора и его гарантиях.

Таким образом, например, по странам Средиземноморья рассматриваются предложения компаний «Тез-Тур», «Нева», «Глобус», «Алеан» (Черноморское побережье Краснодарского края). Как правило, туристы не желают рисковать и омрачать свой отдых, поэтому готовы покупать более дорогие и гарантировано качественные пакеты. А агентство, в свою очередь, сотрудничая с одними и теми же операторами, накапливает комиссионный процент. Туры в Испанию предлагает компания «Альфа Лайн», Таиланд предлагают «Вест-Тревел», «Интер Гальф».

Также компания предлагает ряд сопутствующих услуг:

  • Услуги по поиску и подбору тура online.
  • Запрос на индивидуальный тур online.
  • Бронирование наземных услуг: встреча в аэропорту, экскурсионное обслуживание, гиды, переводчики, аренда автомобилей.
  • Бронирование авиа и железнодорожных билетов.
  • Содействие в оформлении виз
  • Корпоративные поездки.
  • Продажа туристской литературы. Путеводители по странам мира, карты, словари, что приносит дополнительный доход.

2.2. Маркетинговые исследования туристической фирмы

Цель маркетинговой деятельности туристского предприятия - управление туристским предприятием исходя из требований рынка, что позволяет предоставлять потребителям требуемый туристский продукт в определенное время и в определенном месте.1 В условиях современного рынка для этого недостаточно опираться на интуицию, суждения специалистов и прошлый опыт, необходимо также получать адекватную и актуальную информацию.

На характер принимаемых решений оказывает влияние слишком большое число факторов, причем большинство из них является труднопредсказуемыми (поведение конкурентов, потребителей). Для уменьшения степени неопределенности и риска туристское предприятие также должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией, получение ее обеспечивается проведением маркетинговых исследований.

Грамотно проведенное маркетинговое исследование позволяет туристскому предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности либо сегменты рынка, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.

Маркетинговое исследование - это систематическое планирование, сбор, анализ данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой ситуации, с которой столкнулась компания.2

Анализ макросреды.

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристского предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. В макросреде выделяют несколько основных аспектов, изучение которых необходимо для успешного функционирования фирмы.

  1. Демографический аспект:

Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинговые исследования должны включать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать возможное их влияние на деятельность туристской фирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы.

Демографическая ситуация, сложившаяся в Краснодарском крае к началу 2010 года, в целом отражает общие тенденции ее развития в Российской Федерации и характеризуется значительными изменениями в динамике демографических процессов.

Общая численность постоянного населения Краснодарского края на начало 2010 года составила порядка 5,161 млн. человек, что на 0,4 процента больше, чем в 2009 году (52,5 процента - горожане и 47,5 процента - сельские жители). Краснодарский край занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Увеличение численности происходило из-за сокращения естественной убыли. Плотность населения составляет 67,9 человека на один кв. км и превышает среднероссийский показатель в 8,2 раза.

В течение последних лет в Краснодарском крае наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей. Так например, существенно снизились темпы сокращения численности населения: с 32124 человек до 27448 человек в период 2000 - 2005 годов и до 20053 человек в 2008 году. Коэффициент естественной убыли населения в 2009 году составил 1,2 на 1000 населения, что на 1,0 процента ниже, чем в 2008 году.

Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. Рождаемость в Краснодарском крае имеет тенденцию к ежегодному росту: с 2005 года по 2009 год рождаемость увеличилась на 20,4 процента; в 2008 году родились 62383 ребенка, что на 7,7 процента больше, чем в 2007 году. В 2009 году рост рождаемости по Краснодарскому краю составил 2,2 процента (63730 человек).

Следует отметить, что в Краснодарском крае наблюдается позитивная тенденция увеличения числа зарегистрированных браков и уменьшения числа расторгнутых браков. Это, в свою очередь, влияет на продажу туров как для молодежи, так и для людей среднего возраста, и даже пенсионеров и детей.

Демографические тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет.

  1. Экономический аспект:

Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захотят приобрести.

Экономические факторы могут как прямо (например, уровень капиталовложений в туризм, налогообложение туристической деятельности, развитие туристической инфраструктуры), так и косвенно (через благосостояние населения) влиять на направления и массовость туристических потоков. К числу наиболее значимых показателей уровня экономического развития общества, воздействующих на турфирмы, можно отнести: уровень доходов населения, уровень социальных гарантий и материальное положение социально незащищенных слоев общества, уровень и качество жизни, стабильность национальной валюты, длительность отпусков, уровень безработицы и т.д.

Экономические факторы во многом определяют степень развития туризма в регионе или в стране, но с другой стороны и сам туризм оказывает непосредственное воздействие на темпы экономического развития, обеспечивая поступление валютных средств в экономическую систему, решая проблемы занятости населения, сглаживания различий в экономическом развитии регионов.

  1. Политический аспект:

Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (например, политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм. Сильная и легитимная политическая власть в государстве сдерживает рост криминала, оказывает мощное сопротивление сепаратистским тенденциям в государстве, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций.

  1. Культурный аспект:

В процессе освоения определенного региона туристами, в контакт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна на другую. Так, например, культура приезжих определяет их поведение, а вместе с тем и культуру отдыха. Культура отдыха, в свою очередь, зависит от культуры обслуживания.

  1. Экологический аспект:

Одной из современных особенностей общественной жизни является повышение техногенных факторов загрязнения окружающей среды, что в экстремальных случаях приводит к экологическому кризису в первую очередь туристических ресурсов. "Гибнущие" туристические ресурсы, какими бы популярными они ни были, моментально перестают пользоваться туристским интересом, поскольку туристами, прежде всего, руководят инстинкты самосохранения.

Анализ микросреды.

Рынки - турфирма предоставляет свои услуги на территории Краснодарского края.

Потребители – индивидуальные туристы и группы туристов.

Конкуренты – это: ООО «Арт-Макс», ООО «Банк Туров», ООО «Мир Путешествий», ООО Агентство «ТурМаркет».

Каналы сбыта - нулевой канал сбыта, так как продают непосредственно менеджеры по продажам туров.

Поставщики - фирма предлагает туры только проверенных туроператоров, являющихся старыми и надежными партнерами фирмы: турфирмы «Тез-Тур», «Нева», «Глобус», «Алеан», «Альфа Лайн», «Вест-Тревел», «Интер Гальф».

Контактные аудитории – общественность; сотрудники, работающие в компании.

Выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз фирмы.