Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова)
Роман (бессмертное произведение)тическая поэма "Мцыри", написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.
Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: "как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник". Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с "грозой оторванным листком". Юноша мечтает вырваться
От келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы.
Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.
Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:
О, я как братОбняться с бурей был бы рад!Глазами тучи я следил,Рукою молнию ловил...
Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: "Я сам, как зверь, был чужд людей". В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство - то, чего ему так не хватало "в плену", в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда
Юность вольная сильна,И смерть казалась не страшна!
Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес - сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:
Помощи людскойЯ не желал... Я был чужойДля них навек, как зверь степной.
Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба - быть покорным и смиренным монахом, ведь он
Быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.
Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:
Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волковПод свежим пологом лесов.Казалось, что слова людейЗабыл я.
Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него - "три блаженных дня". Недоумевающего монаха он спрашивает:
Скажи мне, что средь этих стенМогли бы дать вы мне взаменТой дружбы краткой, но живой,Меж бурным сердцем и грозой?..
В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную "тюрьмой". Он прекрасно понимает причину своей гибели:
Едва взошла заря,Палящий луч ее обжегВ тюрьме воспитанный цветок...
Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где
Акаций белых два куста...Трава меж ними так густа,И свежий воздух так душист,И так прозрачно-золотистИграющий на солнце лист!
Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в "милую страну", и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.
Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком.