Социология как наука

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет»

Экзаменационная работа

по дисциплине:

Социология.

направление подготовки: педагогическое образование

профиль дошкольное образование студентка 2 курса

Гусева Елена Николаевна

г. Комсомольск-на-Амуре, 2015

Тема 1. Социология как наука.

История становления социологии

Контрольный тест по теме.

  1. Какая из приведенных характеристик наиболее соответствует понятию «структура социологии»?

а) фундаментальные общесоциологические теории;

б) Экономическая, социальная, духовная, политическая;

в) прикладные социологические исследования;

г) теории среднего уровня, включающие: теории социальных институтов; социальных общностей и социальных процессов.

Ответ: а); в); г).

2. Выберите из предложенных положений те, которые характеризуют методы социологи:

а) обращение к респондентам;

б) сбор эмпирических данных;

в) построение теорий;

г) сравнительно-исторический, генетический;

д) опрос, анализ документов; анкетирование, интервьюирование;

е) биографический

Ответ: а); б); в); г); д); е).

3. Какое понятие характеризует следующие положения:

а) теоретико-познавательная;

б) управленческая;

в) прогностическая;

г) идеологическая.

Ответ: Функции социологии.

4. Определите, верны или неверны следующие утверждения, характеризующие черты социального.

а) общее свойство, присущее различным теориям;

б) социальное выражает взаимное положение индивидов, обусловленное современными общественными отношениями;

в) социальное проявление в отношениях индивидов к своему положению в обществе;

г) социальное есть результат совместной деятельности индивидов.

Ответ: б); в); г).

Тема 2. Общество как социокультурная система

Вопросы для дискуссии.

4. Социальный прогресс – это что такое? Определите критерии прогресса общества.

Понятие прогресса

Прогресс (от лат. progressus -- движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе, были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Типы прогресса

Во-первых, с точки зрения идеализма, это попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале -- в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, с точки зрения концепций социального прогресса это плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, с точки зрения немецких философов эпохи просвещения, это развитие, ограничивающееся достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Противоречивость прогресса.

Факты из истории XIX - XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков.

Если попытаться прогресс человечества изобразить графически, то получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия.

Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы.

Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные "органы" (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Рост крупных городов, необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, увеличение патологии нервной системы, сосудистых и иных заболеваний.

Увеличение возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей сопровождается распространением наркомании, алкоголизма, преступности. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются "болезнями урбанизации": транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. В 20 - 30-е гг. XX в. Наша страна вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставшие жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни всех людей тотальному регулированию и контролю.

Общественный прогресс, его критерии и границы

В научной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества. Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ.

Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Контрольные тесты по теме.

  1. Выберите правильный ответ: основные специфические черты общества:

а) носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы;

б) выражает и согласовывает социальные интересы всех членов;

в) осуществляет социализацию общества;

г) регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение;

д) является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования;

е) общество многослойно и многосферно.

Ответ: а); б); г); е).

2. Назовите основные сферы общественной жизни:

а) сельскохозяйственная;

б) промышленная;

в) религиозная;

г) экономическая и политическая;

д) социальная;

е) духовная.

Ответ: г); д); е);

3. Главная функция общества – воспроизводство человека. Назовите критерии классификации обществ:

а) социальные;

б) исторические;

в) идеологические;

г) экономические;

д) политические;

е) культурные, идеологические

Ответ: б); в); г); е)

   

Тема 3. Социальная структура общества и

социальная стратификация

  1. В какие периоды общественного развития более активно протекает вертикальная мобильность?

Социальная мобильность — это переход человека из одной социальной группы в другую. Выделяются горизонтальная мобильность, когда человек переходит в группу, находящуюся на том же иерархическом уровне, что и предыдущая, и вертикальная, когда человек перемещается на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии.

Примером горизонтальной мобильности можно считать переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.

Примеры вертикальной мобильности это смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицированного рабочего в квалифицированного, избрание политика президентом страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение предпринимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность).

При вертикальной мобильностипроисходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс.

Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, — со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Контрольный тест

  1. Социальная структура общества может быть определена как:

а) черта социального целого (общества или группы);

б) постоянство во времени элементов целого;

в) элементы целого взаимосвязаны;

г) элементы целого определяют и обуславливают функционирование этой целостности;

д) элементы целого определяют деятельность этой целостности;

е) совокупность институтов и организаций.

Ответ: а); в); е).

2. Социальная структура определяется как:

а) устоявшиеся социальные отношения;

б) повторяющиеся и регулярные аспекты взаимодействий между членами социального целого;

в) модель повторяющегося устойчивого поведения;

г) упорядоченные, устойчивые отношения между элементами (частями общества);

д) элементы общества: группы людей, социальные роли, социальные институты и функциональные отношения между ними;

е) базовые единицы социальной структуры – нормы и ценности.

Ответ: а); б); г); д).

3. Социальная общность:

а) совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями;

б) форма социального взаимодействия людей;

в) объединения, направленные на удовлетворение потребностей людей в осуществлении солидарных скоординированных действий;

г) возникает естественно исторические, т.е. обусловлена потребностями общественного развития;

д) имеют общие черты, признаки, функции, цели, общее социальное положение;

е) иерархия.

Ответ: а); б); в);д); г).

Тема 4. Социальная организация

Вопросы для дискуссии

  1. Почему общество немыслимо без организации?

Общество немыслимо без организаций.  Итак, социальная организация (от франц. organisatio – формирую, создаю) – это определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некоторую систему отношений  для достижения взаимосвязанных специфических целей и формирующих высокоформализованные структуры. К социальным объектам этот термин употребляется в трех смыслах. Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции и в этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом. В таком значении словом “организация” можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д. Во-вторых, термин “организация” может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. В этом смысле понятие “организация” совпадает с понятием “управление”. В-третьих, под организацией может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, специфический для всякого социального объекта.

Социальная организация возникает только тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через достижение и выдвижение общих целей. Цели организации – это желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Центральным компонентом любой организации является ее социальная структура. Социальная структура организации представляет собой совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения. Социальная структура организации различается по степени формализации.

Формальная организация (от лат. forma – вид, облик, образ) или формальная структура организации – это способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко обозначены определенными установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но все равно  он формально занимает низшее место в социальной организации. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах и закреплены в официальных документах.

Однако внутри каждой формальной организации всегда создается организация неформальная. Неформальная организация – это спонтанно (самопроизвольно) сложившаяся система социальных связей, норм, взаимодействий, являющаяся продуктом более или менее действительного межличностного и межгруппового общения. С точки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный сотрудник  может иметь даже более высокий статус, чем директор учреждения. Взаимоотношения в неформальной структуре не закрепляются официальными правилами, они складываются на уровне непосредственного межличностного взаимодействия. Неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная.

Для организации коллективных действий, направленных на реализацию общих целей, люди не могут избежать иерархического построения. Социальная иерархия в организации (от греч.hierarchia - священная власть) - это форма построения социальной организации, когда социальные позиции и роли “нижнего” уровня контролируются “верхними”. Оптимальным воплощением такой власти является бюрократия. Социологическую теорию бюрократии разработал М.Вебер. Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила) – это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Они различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Контрольный тест по теме

  1. Формальные организации и их типы.

а) группы, создаваемые специально для достижения конкретных целей;

б) государственные структуры – от местных муниципальных до федеральных, правительственные: корпорации, университеты, больницы, ассоциации, государство;

в) добровольные, принудительные, утилитарные;

г) университеты, корпорации, фермерские объединения, правительственные и частные фонды;

д) бюрократия – основана на иерархии должностей и ролей, предписанные четкими правилами и стандартами, и на разделении функций власти;

е) олигархия – концентрация власти в руках нескольких человек, использующих свое положение в корыстных целях.

Ответ: а); б); в); г); д); е).

2. Структурные элементы социального института.

а) цель и сфера деятельности;

б) функции, предусмотренные для достижения цели;

в) социальные статусы и роли, обусловленные нормами;

г) средства и учреждения достижения цели и реализация функций, включая санкции;

д) по характеру выполняемых задач выделяют политические, экономические (разделение труда, собственность, налоги, институты родства, брака, семьи, институты духовной сферы и др.).

Ответ: а); б); в); г);д).

3. Процесс институтоционализации, т.е. образование социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

а) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

б) формирование общих целей;

в) появление социальных норм и правил в ходе социального взаимодействия;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) установление системы санкций для поддержания норм и правил;

е) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Ответ: а); б); в); г); д); е).

Тема 5. Личность как активный элемент социума

Вопросы для дискуссии.

  1. Какие субъекты являются агентами направленной социализации?

Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. Например, по отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги, друзья и проч. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации, так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое.

Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации. Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем. Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости. Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов. В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации. Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми.

Контрольный тест по теме

  1. Совокупность или система социально значимых качеств, характеризующих индивидов как членов общества и общественного развития:

а)индивид;
б) человек;

в) личность;

г) группа;

д) общность;

в) социальная организация.

Ответ: а); б); в);

2. Социальная структура личности:

а) совокупность социальных свойств индивида;

б) самостоятельная деятельность, духовный мир;

в) взаимодействие с другими людьми;

г)способ осуществления в деятельности специальных качеств, нравственные нормы и принципы;

д) объективные социальные потребности личности;

е) способности к творческой деятельности, знания, навыки.

Ответ: а); б); в); д); е).

3. Социализация личности – это процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок. Основные факторы социализации индивида:

а) целенаправленное воздействие общества на личность;

б) социальная среда;

в) активность самой личности;

г) умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли;

д) активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Ответ: а); в); г); д).

Тема 6. Социальный конфликт

Вопросы для дискуссии и самоконтроля

  1. Какова общая причина всех социальных конфликтов?

Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов. Социальный конфликт по-разному проявляет себя в разных социальных условиях. В открытых обществах, где проблемы ставятся и решаются публично, где существуют альтернативные программы развития, конфликты протекают и разрешаются плавно. Такое общество предохранено от социального взрыва своей открытостью, плюралистичностью. Здесь конфликт регулируемый. В закрытых обществах социальный конфликт протекает подспудно, постепенно накапливая «критическую массу», он разделяет людей на два враждебных лагеря и через революционное насилие «взрывает» социум.

Причины социальных конфликтов могут исходить из свойств человеческого характера, но затрагивать при этом интересы многих людей, целых социальных групп. Такие причины конфликтов называются психологическими.

Психологические причины конфликтов обычно проявляются как: несовместимость, антипатия, стремление к лидерству, к власти над людьми, которое может быть прикрыто социально позитивной оболочкой и представлено как стремление к порядку или, например, к улучшению условий труда, повышению его производительности.

Социальные причины конфликтов могут предстать в виде: столкновений статусов, борьбы за смену ценностей, идей, противоречий между материальными интересами.

По месту и охвату различных областей социальной пирамиды конфликты могут быть горизонтальными (протекают на одном социальном уровне, в одной страте) и вертикальными, которые охватывают две или несколько страт или целую область социальной пирамиды сверху донизу.

По характеру все конфликты подразделяются на конфликты, имеющие контактный, открытый характер. Примерами таких кофликтов служат полемика, насилие, война, классовая борьба, конфликты, имеющие скрытый, бесконтактный для противоборствующих сторон характер. Это, например, интриги, заговоры, секретная дипломатия и т. д.

Длительность конфликтов может быть самая различная – от нескольких минут или дней до нескольких месяцев и лет. Более длительны, как правило, скрытые конфликты. Существуют и постоянные, хронические конфликты, например конфликт «отцов и детей», разных поколений существует в любом обществе.

Напряженность конфликта зависит от глубины социальных проблем, числа участников, их агрессивности или, наоборот, толерантности.

Формы социальных конфликтов. Конфликты обычно приобретают ту форму, испытывают воздействие того типа социальных отношений, в какой социальной среде, в какой сфере общества они происходят. По этому признаку они подразделяются на экономический, административно-управленческий, политический, национальный, религиозный;военный и др.

По количеству участников социальные конфликты дифференцируются на личностные (но с социальными, а не личными целями), групповые, классовые, этнические (между этносами одной нации), межгосударственные, межконфессиональные (религиозные), идеологические (из-за системы ценностей).

По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными.

По уровню, на котором возникают и протекают конфликты, они классифицируются как межличностные, межгрупповые, международные (между двумя или несколькими государствами) и всемирные (глобальные).

Наконец, конфликты различаются по движущим силам, в качестве которых могут выступать потребности индивидов и социальных групп, их интересы или ценности и т. д.

Социальные конфликты могут развиваться по-разному. Каждый имеет свои причины, характер, длительность, напряженность, количество участников и движущие силы. Каждый конфликт в своем развитии проходит определенные стадии, или этапы. Рассмотрим основные этапы социального конфликта.

Первый этап можно определить как «верхушка айсберга». Здесь видны только отдельные противоречия, недостатки, недовольства. Например, в СССР в период перестройки наблюдались недостатки в сфере обслуживания, люди жаловались на низкое качество товаров, однако противоречия во взглядах на права человека, на политическую, экономическую и правовую систему в целом еще явно не проявлялись (если не считать нонконформистов).

Второй этап можно условно назвать как «определение размеров айсберга». На этом этапе наблюдается нарастание дефектов то в одной, то в другой сфере, недостатков выявляется все больше (нехватка некоторых товаров, ухудшение работы пассажирского транспорта и др.), усиливается недовольство населения. Непринятие мер властями по устранению дефицитов и дефектов наглядно показывало действительные размеры системного кризиса, поразившего советское общество.

После этого наступил третий этап, который можно обозначить как «раскол айсберга». Он характеризовался осознанием широкой общественностью глубинных причин недостатков и вынесением вердикта: «Так жить нельзя», стремлением к серьезным реформам всей социальной системы. Наряду с этим в обществе выделяются группы консерваторов, считающих, что недостатки могут быть устранены без глубоких реформ, тем более без смены общественного строя. Так появляется причина социального конфликта – идеологические противоречия. Резко возрастает социальная активность людей, партий, групп. Общество раскалывается на две большие группы: «за» и «против» перемен (инноваций, реформ, смены элиты, наказания виновных и т. д.). Этап «раскол айсберга» – характерное проявление социального конфликта в закрытом обществе. Здесь он носит ярко социальный, контактный, напряженный характер в отличие от конфликтов в открытом обществе, где явной поляризации социальных сил не наблюдается.

Контрольный тест по теме

  1. По мнению К. Боулдинга, все конфликты имеют общие элементы и образцы развития:

а) этнические;

б) религиозные;

в) профессиональные;

г) возрастные;

д) личные;

е) групповые;

ж) организационные.

Ответ: а); б); в); г); д); е); ж).

2. В современной теории конфликтов выделяют три основных типа конфликтов:

а) семейные;

б) молодежные;

в) конфликт интересов;

г) ценностные конфликты;

д) информационные;

е) конфликты идентификанты.

Ответ: в); г); е)

3. Все конфликты преследуют общие цели:

а) конфликт снижает напряженность;

б) навязать свою волю, изменить поведение противника;

в) отстранить противника от ресурсов, снизить его статус, престиж;

г) лишить свободы маневрировать, выбирать и т.д.

д) формирует равновесие сил;

е) усиливает внутригрупповую сплоченность.

Ответ: б); в); г).

Тема 7. Социальное поведение и социальный контроль

Вопросы для дискуссии

  1. Каковы особенности коллективного поведения?

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников. Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.

Существуют два вида коллективного поведения: поведение толпы и массовое поведение.

Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью.

Формы поведения толпы:

Паника – форма поведения, при которой множество людей, столкнувшись с неожиданной реальной опасностью, пытаются ее избежать, проявляя при этом нескоординированность и иррациональность реакции. Для возникновения паники необходимы следующие условия: реальная, а не мнимая, опасность, угрожающая людям, ограниченные возможности избежать опасности, отсутствие организованности. Общая эмоция, характерная для данной толпы - страх.

Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста, мятеж, волнение, смуту, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Основная эмоция – враждебность.

Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбуждённой толпой против собственности или личности. Погром чаще всего может приобретать вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

Оргия – форма поведения толпы, в которой индивиды получают удовольствие путем потворства своим безудержным желаниям. Оргия ослабляет напряжение, как бунтующая толпа сходит сума от злости, так в оргии толпа сходит сума от удовольствия. Оргия – необузданное поведение в рамках общепризнанных границ.

Можно выделить несколько видов толп в зависимости от способа их формирования и поведения:

Случайная толпа. Обладает размытой структурой. Примером такой толпы является обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее.

Конвенционная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае поведение членов толпы находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Так, участники религиозной службы, митингующие, болельщики соблюдают нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым.

Экспрессивная толпа. Обычно организуется в целях выражения общих для ее членов эмоций, активность людей в ней сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, народные гулянья, фестивали).

Действующая толпа – толпа, которая производит действия, имеющие реальные последствия для окружающих (материальный урон, нанесение телесных повреждений и т.д.).

Случайная, конвенционная и экспрессивная толпы при определенных обстоятельствах могут перерасти в действующую.

Основными подходами к изучению поведения толпы являются теория заражения (Г.Лебон). С точки зрения Лебона, толпа представляет собой иррациональное образование, попадая в которое люди начинают демонстрировать модели поведения, не свойственные им в обыденной жизни. Эти перемены обусловлены следующими причинами: анонимность и многочисленность толпы, в толпе действует заражение – передача эмоционального состояния и чувств от одного человека другому. Любое чувство или эмоция в толпе заразительны и притом до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному, восприимчивость к внушению приводит к исчезновению сознательной личности, к преобладанию личности бессознательной. По мнению Лебона становясь частицей толпы, человек спускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму, геройству, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще больше усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния. Лебон отмечает следующие характеристики толпы: импульсивность, изменчивость, раздражительность, податливость внушению и легковерие, преувеличение и односторонность чувств толпы, нетерпимость, авторитетность и консерватизм.

Массовое общество. Поведение масс.

Если общество столь же старо, сколь сознательная жизнь людей, массовое общество – относительно новый социальный феномен.

Масса – это множество людей, пространственно рассеянных, реагирующих на одинаковые стимулы, но действующих индивидуально, не обращая внимания друг на друга. Герберт Блумер так описывает массовое общество: оно не имеет ни установленного набора правил и ритуалов, ни структур статусов и ролей, ни установленного лидерства.

Формы массового поведения- массовая истерия – состояние всеобщей нервозности повышенной возбудимости и страха, вызванная необоснованными слухами («охота на ведьм»; «холодная война»; массовая нетерпимость к евреям со стороны социал-патриотов и т.д.). Слухи - быстро распространяющиеся сведения, достоверность которых не установлена. Слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.

Существует множество оснований, по которым можно классифицировать слухи. По содержанию: политические, экономические, экологические. По типу происхождения: спонтанные, преднамеренные. По временной ориентации: касающиеся прошлого, предсказывающие будущее. По отношению к реальности: рациональные, фантастические. По эмоциональным потребностям людей, которые удовлетворяются: слух-мечта (отражает надежды и стремления); слух-пугало (выражает распространенные в обществе страхи и тревоги); слух-разделитель (отражает предрассудки по отношению к другим социальным группам). Г. Олпорт и Л. Постман сформулировали основной закон слухов: «Интенсивность слухов зависит от важности темы для аудитории и степени информационной неопределенности в аудитории относительно данной темы». Еще один важный фактор, который был предложен несколько позднее, - уровень тревожности индивидуума.

Мода – увлечения определенными стилями в одежде, украшениях, внешности, которые носят циклический характер. Мода может захватывать любой аспект групповой жизни – искусство, литературу, философию и даже методологию наук, но чаще всего проявляется в одежде и украшениях. Мода отражает доминирующие интересы и ценности общества в какой-либо промежуток времени. Например, в 16 -17 в. быть полным было модным, т. к. толщина была признаком здоровья и богатства. В 18 в. одежда отражала витиеватую культуру высшего класса, а утонченный стиль Викторианской эпохи отражал Викторианскую жеманность.

Мания - это увлечение, которое носит навязчивый характер, становится наваждением для его последователей. Например: военная мания, спекулятивные бумы, увлечение экстрасенсами. Поскольку мания охватывает только небольшие части населения и является относительно временной озабоченностью чем-либо, она быстро изживает себя.

Общественное мнение – особое состояние реального сознания масс, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно значимым вопросам.. Термин появился в Англии в речи Солсбери 1115 г. и в конце 13 в. стал общепринятым.

Условия формирования общественного мнения: общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное значение, т.е. проблема, затрагивающая социальные интересы людей. Предметом рассмотрения общественности прежде всего выступают те вопросы, которые предполагают различие в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности. Третье условие формирования – определенный уровень компетентности людей по данной теме.

Тест по теме

1.Причины девиации:

а) аномия общества;

б) разрыв между целями общества и средствами их достижения;

в) процесс социализации;

г) конфликты, свойственные природе личности;

д) социальная среда;

е) рост аномии общества.

Ответ: а); б; в); г);

2.Типы девиантного поведения:

а) культурные отклонения;

б) психические отклонения;

в) индивидуальные и групповые;

г) культурно-одобряемые и культурно-осуждаемые;

д) девиации положительного и отрицательного характера;

е) нейтральная девиация.

Ответ: а); б); д); в); е).

3. Социальный контроль и его уровни:

а) механизм регуляции поведения в обществе;

б) межличностные отношения в семье;

в) отношения в социальной группе;

г) отклонения в подсистемах общества (в сферах экономики, политики, культуры, науки и др.);

д) отношения в социальных организациях.

Ответ: а); б); в)

Контрольные вопросы к зачету/экзамену

  1. Социальные общности, их классификация, определение, виды и формы. Маргинальность.

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Классификация социальных общностей

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге «Массовое поведение» (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

  1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
  2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;
  3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);
  4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
  5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
  6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
  7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Массовые социальные общности

Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, которые составляют основное содержание такой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

  1. представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;
  3. им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;
  4. вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений(за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями.

К массовым социальным общностям относятся:

  • этнические общности (расы, нации, народности, племена);
  • социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом. Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать свои ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей. В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле. Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Другим важным условием формирования этноса является общность языка, хотя и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

Маргинальность - ( от лат. мargo – край ) – "пограничность", промежуточность положения индивида  или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность  характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением  от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь  и традиции  двух различных групп. Это понятие  появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение .  Однако маргинализация  далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью .  Если маргинализация связана с радикальным изменением  социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса .  Однако маргинальные элементы  предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности ( перевороты  и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

  1. Становление и основные этапы исторического развития социологии.

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности. Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания. Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека.

Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др. Отличительной особенностью этого периода общественной мысли стала пестрота спектра теорий и концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники этого подхода на первое место ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического цикла к биологии, которая оказала значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни (социальные потрясения и кризис общественных отношений). Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г. Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности.

Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

В начале XX в. в общественной жизни происходили значительные изменения, что не могло не отразиться на развитии социологического знания.

Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая характеризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;

2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя. Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесение к ценностям.

Отнесение к ценностям – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.)предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни. При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными.

Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ. В дальнейшем марксистскую социологию более или менее последовательно и успешно развивали многочисленные ученики и последователи Маркса и Энгельса: в Германии –Ф. Меринг, К. Каутский и др., в России – Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др., в Италии –А. Лабриола, А. Грамши и др. Теоретическое и методологическое значения марксистской социологии сохраняются по сей день.

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три: 1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство; 2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX вв.) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия.

Социология как наука