Американская оккупация и политические реформы

Содержание

Введение

1. Американская оккупация и политические реформы

2. Послевоенное восстановление экономики

3. Япония в первой половине 1950-х годов.

Заключение

Введение

Япония уникальная страна, со сложной историей. Много веков она развивалась под влиянием своих соседей (Китая и Кореи), начавшаяся с 17 века самоизоляция Японии продлившаяся два столетия наложило отпечаток на дальнейшее развитие Японии, что выражалось в её военной и технической отсталости, которая стала особенно ощутимой с середины 19 века. Однако поставив перед собой задачу в кротчайшие сроки перенять у Европы и Америки научные знания, технологии, развить промышленность и военную мощь японцы в этом преуспели.

После сокрушительных побед в войнах с Россией и Китаем Япония стала ведущей державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе и одной из ведущих держав в мире. Начав в 1930-х годах оккупацию Юго-Восточной Азии Япония фактически встала на путь международной конфронтации, в результате которой оказалась втянута во Вторую мировую войну, поражение в которой стало для неё колоссальнейшим потрясением.

Однако несмотря на все потери Японии удалось в кратчайшие сроки восстановить свою экономику м выйти из кризиса. Позднее это назвали «Японским экономическим чудом. Удивительно быстрое возрождение Японии после Второй мировой войны, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, проблема уже много лет притягивающая к себе внимание исследователей всего мира.

Цель данной работы рассмотреть как этой небольшой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран и в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира.

Цель работы диктует следующие задачи: 1). рассмотреть начальный этап оккупации Японии; 2). разобрать основные положения Конституции 1947 года; 3) выявить основные социально-экономические реформы в послевоенные годы.

Для написания данной работы использовались руды российских историков и экономистов, таких как: Трошин Ю. А., Николаев А.Н Леонтьева Е., Рамзес В.Б. и др. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

1. Американская оккупация и политические реформы

В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен американский оккупационный режим. Особенностью оккупации было то, что хотя верховная власть и находилась в руках американской оккупационной армии, её командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство.

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. в которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии.

Соединённые Штаты как основная держава оккупировавшая Японию была вынуждена, придерживаться основных положений Потсдамской декларации. Американским оккупационным властям приходилось считаться с настроениями Японского населения, требовавших проведения подлинно миролюбивой политики и выступавших против втягивания страны в новые военные авантюры.

В первый период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями Дальневосточной комиссии. Была разрешена деятельность политических партий, освобождены политические заключенные, введено всеобщее избирательное право как для мужчин, так и для женщин. Все вооруженные силы Японии были демобилизованы, а военные учреждения и тайная полиция ликвидированы1.

Была проведена чистка в правительственном аппарате в результате которой под сокращение попало 200 тысяч чиновников не согласных с американской политикой2. Кроме того, в Токио был утвержден трибунал по военным преступлениям. В ходе судебных разбирательств в котором было осуждено 28 главных военных преступников3. В вопросах внешней политики фактическая власть находились в руках оккупационных властей. Все функции министерства иностранных дел Японии сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск4.

Главной реформой проведённой в Японии стала новая конституция, законодательно закрепившая мирный характер внешней политики страны.

В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране была введена система государственного основанная на парламентских законах. Парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”. Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства стран, в которых, парламент не поставлен в качестве верховного органа государственной власти.

Конституция 1947 г. наделила Парламент исключительными прерогативами в сфере законодательства. Согласно новым законам изменения в конституцию могут быть внесены только с одобрения двух третей состава парламента и с проведением затем народного референдума. При этом в Японии глава исполнительной власти формально лишен права законодательной инициативы. Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента, палаты представителей и палаты советников, так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.

Конституция закрепила частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что «право собственности не должно нарушаться».

Важным нововведением явилось положение ст. 9, об отказе Японии от войны как средства решения международных споров и запрещение Японии иметь свои вооруженные силы.

Что касается сферы экономики, то можно отметить ст. 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и не какие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента».

Иное место было отведено и Императору в новой Конституции

Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”. Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра. Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением императорского двора.

В функции самого императора входит назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парламентских выборов. На императора также возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах.

Но при этом все эти действия, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них5.

Сложившаяся тогда в Японии политическая система, стала представлять собой уникальное сочетание норм континентального права и новейших заимствований из общего англо-американского права. Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию.

Новая конституция нанесла ощутимый удар по феодальным пережиткам в стране. Из военно-феодальной абсолютистской монархии Япония была превращена в государство, по своему социально – политическому характеру близкое к капиталистическим странам запада. Японское общество в целом достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введение новой конституции, которая стала фундаментом политико-правовых реформ послевоенных лет и моральной юридической основой существования государства.

2. Послевоенное восстановление экономики

Уровень промышленного производства в 1945г. упал до 28,5% в сравнении с довоенным. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства.

Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель сильно пострадали в ходе боевых действий. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс. человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний6. Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров и голодом7.

Для восстановления Японии была проведена либерализация цен, стабилизировали бюджет и ввели фиксированный валютный курс. Но главной задачей для оккупантов стала программа демонополизации экономики, ликвидация семейных монополистических объединений – дзайбацу. Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда. Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже преимущественно служащим компаний.

А в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмерной концентрации экономической мощи, была произведена деперсонификация собственности. Новые законы запрещали создание головных держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25% акций других компаний. В результате этой политики концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли.

Очень важные преобразования были осуществлены в аграрной сфере. В два этапа была проведена крупнейшая земельная реформа. В декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо–американский. В итоге в жизнь был проведен англо – американский проект на основе которого было разработано «положение о завершении реформы земельной системы» которое было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян–собственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г. 14 августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы, а 21 октября 1946 .г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом.

По новым законам размер земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо – 12 тё). Помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей преимущественно обрабатывающим ее арендаторам.

В то же время, леса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали, также как и общественные земли, предоставленные деревням для совместной обработки, земли сельскохозяйственных объединений и земли, признанные земельными комитетами непригодными для создания собственнических хозяйств вследствие их низкой урожайности.

К концу 1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г. реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась с 31% в 1941г. до 70% в 1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль, за рынком сельхозугодий8.

Таким образом была проведена радикальная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров.

В 1947 г. в Японии было введено новое трудовое законодательство. Установившего 8-часовой рабочий день, систему оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков9. Это законодательство, однако, не устранило дискриминацию в оплате труда в зависимости от пола и не ликвидировало систему временных рабочих, также носившую дискриминационный характер. В 1948 г. в Японии был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров10.

В целом, если говорить о японской экономике в первые послевоенные годы, то надо отметить, что производственно – техническая база промышленности мало пострадала от военных действий. Но, наибольшее сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности, текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности.

В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи: с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий).

По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию продовольствие, удобрения и другие товары. Поступления от реализации этих и других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и использовались преимущественно для финансирования монополистических предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл.11.

В условиях первого этапа развития экономики в послевоенный период очень высока оставалась роль государства, административное регулирование диктовалось острыми диспропорциями и инфляцией, поэтому государство не спешило отказываться от прямого регулирования12.

Тогда в условиях хозяйственного коллапса, идея прямого контроля получила имела оккупационных властей. Были введены фиксированные цены на тарифы на электроэнергию и основные потребительские товары, в том числе уголь, газ, черные металлы, хлопок, соду и др. Была также введена карточная система. Таким образом Японии не пошли на отказ от политики мощного государственного, в том числе и административного регулирования. Эти методы поддерживали и корректировали восстановление и функционирование экономики13.

Главным государственным учреждением занимающимся возрождением экономики, стало Министерство торговли и промышленности (МИТИ). МИТИ направило все усилия на то, чтобы сохранить коммерческие банки и использовать их в развитии промышленности (в русле решения этих задач направлялась и деятельность таких государственных организаций, как центральный банк и министерство финансов). МИТИ ставило задачу не дать развернуться спекулятивному финансовому капиталу и максимально снизить цену капитала. Под её давлением коммерческие банки давали относительно дешевые займы для промышленности. Гарантом всех займов выступало государство. В 1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через который пошли займы на восстановление приоритетных отраслей промышленного производства14.

В условиях, когда прекратились поставки сырья из оккупированных районов японское правительство видело спасение в развитии на двух ключевых отраслей – добыче угля и металлургии, с расширением производства в обеих отраслях.

В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов госбюджета Японии шло на перестройку экономики в целях ее демилитаризации, несмотря на их серьезное инфляционное воздействие. В итоге, к 1949г. производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях, например в угольной и металлургии на все 100%.

Период с апреля 1949г. по июль 1952г. в истории Японии принято называть «линией Доджа». Он получил название по фамилии американского финансиста Д. Доджа, который и разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год. Это период либерализации и стабилизационной политики . Причиной развёртывания этой политики были планами США использовать Японию как главный американского плацдарм в Азии, Вашингтон стал уделять больше внимания развитию Японской экономики. Основными пунктами этого плана стали: сбалансирование государственного бюджета с помощью увеличения налогов, стабилизации заработной платы и установление контроля над ценами15. Кроме того Додж предлагал отменить государственные субсидии на восстановление производства и поддержание цен. Их он хотел заменить коммерческими банковскими кредитами. Кроме того Додж вёл политик повышения налогов.

По его рекомендации был создан особый фонд, в который перечислялись средства от продажи в Японии американских товаров. Из этого фонда в свою очередь проводилось долгосрочное кредитование крупных Японских компаний.

В мае 1949 г. американские оккупационные власти прекратили демонтажные работы и изъяли военные предприятия из репарационных списков. Были сняты ограничения на производство в ряде отраслей промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов16.

Важной частью «линии Доджа» реформа налоговой системы Японии в 1949 года. Тогда произошло увеличение налогов одновременно с перераспределением налогового бремени – были понижены налоги на корпорации и отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогового бремени простых трудящихся.

Однако начавшийся рост экономики был незначителен, так как , покупательский потенциал широких слоёв населения был весьма. А отмена государственных субсидий привела к быстрому росту цен и ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки производства в этих условия привели к интенсификации труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы17.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что с 1949 г. в Японии проводилась «шоковая терапия». Однако при этом благодаря введению единого твердого курса иены к доллару Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом и вывозом капитала. Т. е. «шоковая терапия» не была распространена на финансовую сферу. Для этого был принят закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об иностранном капитале (1950г.), которые хотя и провозглашались как временные временных, но действовали они на протяжении 30 лет18.

3. Япония в первой половине 1950-х годов.

Важным событием для экономического развития Японии, стала корейская война 1950-53гг. Тогда японская промышленность стала выполнять военные заказы для войск США. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американцев «спец. заказов» в 1950-1953гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья19.

Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949-1951гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора раза а Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше, чем в период 1945-1949 гг.20.

Незадолго до начала войны, начались гонения на коммунистическую партию Японии. Так, 6 июня 1950 г., генерал Макартур распорядился отстранить от политической деятельности ряд членов Компартии Японии и работников газеты "Акахата" (печатный орган Коммунистической Партии Японии). А с началом войны ряд коммунистических издании Японии и вовсе был запрещен. В августе был распущен Национальный совет связи профсоюзов (Дзэнрорэн). Всего в ходе развёрнутой "чистки красных" было уволено с ответственных постов около 20 тыс. человек.

Несмотря на репрессии, Компартия Японии решительно выступала против агрессивной войны США в Корее однако никакого серьёзного влияния на ситуацию КПЯ оказать не смогла.

После начала войны в Корее, фактическое соучастие в которой принимала Япония, актуальным стал вопрос о заключении мирного договора с Японией. СССР предлагал создать Совет министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии, Китая), который подготовил бы мирный договор в интересах всех государств воюющих с Японией. США же старались сосредоточить всю подготовку договора в Дальневосточной комиссии, где у них была поддержка большинства.

Правящие круги США рассматривали мирное урегулирование с Японией как способ превращения Японии в участника своего военно-политического блока, направленного против социалистических и освободившихся от колониальной зависимости стран. Эта линия США находила поддержку со стороны крупного японского капитала, видевшего в американских войсках главную опору восстановления своего пошатнувшегося господства в стране. Американский проект мирного договора исходил из сохранения американских войск в Японии после его заключения и из признания права Японии на перевооружение.

Советское руководство указывало на то, что в нем игнорировались международные обязательства по обеспечению демилитаризации и демократизации Японии и отсутствуют сроки вывода оккупационных войск после заключения мирного договора. СССР вновь предложил созвать совещание Совета министров иностранных дел для подготовки мирного договора, который устроил бы все стороны.

Тем временем в стране развернулось массовое движение за всесторонний мирный договор, с участием всех стран, воевавших с Японией.

Так в январе 1951 г. по инициативе Коммунистической, Рабоче-крестьянской партий, ряда демократических организаций был создан Совет патриотического движения за всесторонний мирный договор. Был проведён сбор подписей о заключении всестороннего мирного договора, против ремилитаризации страны, в ходе которого было собрано 4,8 млн. подписей. И ещё, 6,4 млн. человек подписались под Стокгольмским воззванием Всемирного Совета Мира за запрещение атомного оружия. Всё это шло на фоне усиления антивоенных настроений. В марте 1951 г. на II съезде социалистической партии в Сохе были единодушно приняты "четыре принципа мира" - ликвидация американских военных баз, заключение всестороннего мирного договора, обеспечение нейтралитета Японии и недопущение ремилитаризации Японии.

В ответ на это в сентябре 1951 г. в Сан-Франциско была созвана мирная конференция, которой был представлен проект мирного договора с Японией. СССР принял приглашение участвовать в конференции, но несмотря на требования СССР на конференцию не были приглашены КНР, КНДР, МНР и ДРВ. Индия и Бирма участия в ней не приняли. Всего на конференции были представлены 52 страны.

В ходе обсуждения делегация СССР выступила с критикой этого договора, но предложения советской стороны игнорировались и делегации СССР, Польши и Чехословакии отказались подписать Сан-францисский мирный договор, который хотя формально восстанавливал суверенитет Японии, допускал возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на ее территории. Договор также не устанавливал ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках.

Однако в договоре было прописано, что «Япония отказывается от всех прав, претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.» и др. Вместе с тем, в договоре не было указано, что Южный Сахалин и Курильские острова возвращаются Советскому Союзу, а Тайвань и о-ва Пэнхуледао - Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени21.

Оккупация Японии должна была полностью завершится в апреле 1952г., после вступления в силу договора. Однако уже после подписания мирного договора был подписан новый Японо-американский договор о безопасности, который предусматривал право США размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё и после апреля 1952 года. США сохранили своё военное присутствие в Японии.

И Сан-францисский мирный договор, и японо-американский «договор безопасности», серьезно ущемлявшие суверенитет Японии, вызвали резкие протесты оппозиционных сил в стране. Коммунистическая и Рабоче-крестьянская партии, многие профсоюзы и другие массовые демократические организации выступили против ратификации обоих договоров. Полную поддержку договорам оказывали правящая Либеральная партия (Дзиюто), и Народно-демократическая (Кокумин минсюто), созданная в апреле 1950 г.

В следствии внутреннего раскола СПЯ не смогла оказать никакого реального давления и в октябре 1951 г. палата представителей ратифицировала мирный договор 307 голосами против 47. Японо-американский «договор безопасности» был ратифицирован 289 голосами против 71.

В соответствии с «договором безопасности» 28 февраля 1952 г. США и Япония заключили административное соглашение, уточнившее условия размещения американских войск на японской территории. Американские войска сохранили все привилегии и военные объекты, которыми они располагали во время оккупации. Более того, США получали право при создавать новые базы на территории Японии. Количество американских войск, которые могли быть введены в Японию, не ограничивалось. Базы США находились под полным контролем американских властей.

Только в сентябре 1953 г. США согласились передать японским властям ограниченную уголовную юрисдикцию над личным составом американских войск.

В 1953-1955 гг. это движение достигло общенационального размаха. Основной её формой стала борьба против американских военных баз на японской земле. В апреле - июне 1953 г. произошло выступление жителей маленькой крестьянской деревни Утинада против американской военной базы. Борьба крестьян против реквизиции земель под американский военный полигон получила поддержку населения по всей Японии. В январе 1954 г. создана Национальная лига защиты конституции, которая стала центром этой борьбы. Т. к. для внесения изменений в конституцию требовалось более двух третей голосов депутатов наличие у оппозиции более трети мест в парламенте помогало вести политическую борьбу.

1 марта 1954 г. в результате испытаний американской водородной бомбы на Маршалловых островах в Тихом океане, японская шхуна «Фукурю-мару № 5» была заражена радиоактивным пеплом, выпавшим после взрыва. Среди членов экипажа были умершие, океан в районе в котором вели промысел японские суда просторах был заражен радиацией. Это послужило толчком к развертыванию массового антиядерного движения в Японии. В мае 1954 г. одна организация женщин-домохозяек в Токио выступила с призывом к сбору подписей о запрете ядерного оружие.

В августе 1954 г. был создан Национальный совет движения за запрет атомного и водородного оружия. Было собрано 30 млн. подписей. 6 августа 1955 г. (10 годовщина бомбардировки Хиросимы), состоялась первая конференция за запрещение атомного и водородного оружия. На этой конференции в результате слияния Национального совета с рядом других подобных организаций, был создан Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия (Гэнсуйкё).

Заключение

После капитуляции и принятия условий Потсдамской Декларации, перед державами победительницами стояла задача предотвращения бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством глубоких политических реформ.

В 1945-1949 гг. американской оккупационной администрации в Японии была проведена провела в Японии серию глубоких институциональных реформ. Была проведена либерализация цен, был стабилизирован бюджет осуществлена радикальная аграрная реформа с ликвидацией крупных земельных владений и массовой перепродажей земли. Была полностью перестроена система государственных предприятий и осуществлено финансовое частного сектора экономики. Проведена налоговая реформа. В результате всех этих преобразований удалось восстановить экономику. Однако подлинный экономический рост начался только с поступлением огромных военных заказов от США в связи с Корейской войной. Кроме того очень важную роль сыграло высокое качество японской рабочей силы.

В это же время в ходе политических преобразований в Японии была введена одна из самых демократических в мире Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский язык. Власть Императора, была ограничена скорее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Был создан Парламент обладающий большими полномочиями.

Именно нововведения этих лет обеспечили форсированное капиталонакопление в японской промышленности обеспечившей дальнейший скачёк. А это: экономия средств на развитии собственных технологий, ставшая возможной благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, дешевизна японской рабочей силы и отсутствие значительных военных расходов. А также высокие налоги и жесткий контроль над финансовыми передвижениями созданный в ходе «линии Доджа».

Именно эти факторы позволили японским компаниям сэкономить и направить на развитие промышленности огромные дополнительные средства. Важную роль в экономических успехах Японии сыграл «человеческий фактор», а именно - высокое качество японской рабочей силы.

Вместе с тем, в ходе сложных политических интриг США удалось сохранить оккупацию Японии, что фактически нарушило японский национальный суверенитет. Это создавало широкую почву для многочисленных национальных выступлений и оппозиционного движения.

Несмотря на всю противоречивость и конфликтность послевоенного развития Японии, именно в эти годы была создана Японское государство в том виде в котором она существует и по сей день. В результате многочисленных преобразований была заложена экономическая и политическая база обеспечившая колоссальный научно-технический скачёк Японии в 1960-1970 годы, обеспечивший переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Список истопников и литературы.

Документы

  1. Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории. Том 3. М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960.- 805С.

Учебники и монографии

  1. История войны на Тихом океане (в пяти томах). Том V. Мирный договор. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1958. — 508 с. / Под общей редакцией Усами Сэйдзиро, Эгути Бокуро, Тояма Сигэки, Нохара Сиро и Мацусима Эйити. // Под редакцией Б. В. Поспелова. Перевод с японского Б. В. Раскина.
  2. История Японии (1945-1975) – М., 1978. – С. 10
  3. Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.-М.: изд-во «МЭМО». – 2001.-С. 109
  4. Кошкин А. А Японский фронт маршала Сталина. Факты. Документы М. 2004 С. 308
  5. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 305
  6. Динкевич А. И. Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.) - М., 1958.
  7. Николаев А.Н. Международный военный трибунал в Токио // Дипломаты вспоминают. Мир глазами ветеранов дипломатической службы. — М.: 1997
  8. Рамзес В.Б. Тернистый путь к материальному благополучию - Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО) 1999.
  9. Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) -Учеб. Пособие. увеличить. Трошин Ю. 2004, 608 с.

Периодическая печать

  1. Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки //ВЭ. – 1994. - №4.
  2. Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии// Российский экономический журнал. – 1992. - №10. – С. 92
  3. Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – С.8-12

1 Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) С. 290

2 История войны на Тихом океане. Том V. Мирный договор. — М.: 1958 С. 288

3 Николаев А.Н. Международный военный трибунал в Токио // Дипломаты вспоминают. Мир глазами ветеранов дипломатической службы. — М.: 1997http://militera.lib.ru/memo/1/art/index_node340card32858.html

4 Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) С. 291

5Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории. Том 3. М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960.- 805С.

6 Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.-М.: изд-во «МЭМО». – 2001.-С. 109

7Рамзес В.Б. Тернистый путь к материальному благополучию, Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО),1999.-148С.

8 15. Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки //ВЭ. – 1994. - №4. – С. 93

9 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. , Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 298

10 Кузнецов Ю. Д. Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М., 1988. – С. 301

11 История Японии (1945-1975) – М., 1978. – С. 10

12 Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии// Российский экономический журнал. – 1992. - №10. – С. 92

13 Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – С.8-12

14 Там же С. 12

15 Лукашенко О. Побываев С. Японская экономическая реформа… // ВЭ. – 1994. - №4. – С. 95

16 Динкевич А. И. Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.) - М., 1958. – С. 19

17 История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 21

18 Никитин С. М. Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с. 11

19 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М., 1988. – с. 305

20 Там же – с. 305-306

21 Кошкин А. А Японский фронт маршала Сталина. Факты. Документы М. 2004 С. 308

Американская оккупация и политические реформы