Американская оккупация и политические реформы
Содержание
Введение
1. Американская оккупация и политические реформы
2. Послевоенное восстановление экономики
3. Япония в первой половине 1950-х годов.
Заключение
Введение
Япония уникальная страна, со сложной историей. Много веков она развивалась под влиянием своих соседей (Китая и Кореи), начавшаяся с 17 века самоизоляция Японии продлившаяся два столетия наложило отпечаток на дальнейшее развитие Японии, что выражалось в её военной и технической отсталости, которая стала особенно ощутимой с середины 19 века. Однако поставив перед собой задачу в кротчайшие сроки перенять у Европы и Америки научные знания, технологии, развить промышленность и военную мощь японцы в этом преуспели.
После сокрушительных побед в войнах с Россией и Китаем Япония стала ведущей державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе и одной из ведущих держав в мире. Начав в 1930-х годах оккупацию Юго-Восточной Азии Япония фактически встала на путь международной конфронтации, в результате которой оказалась втянута во Вторую мировую войну, поражение в которой стало для неё колоссальнейшим потрясением.
Однако несмотря на все потери Японии удалось в кратчайшие сроки восстановить свою экономику м выйти из кризиса. Позднее это назвали «Японским экономическим чудом. Удивительно быстрое возрождение Японии после Второй мировой войны, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, проблема уже много лет притягивающая к себе внимание исследователей всего мира.
Цель данной работы рассмотреть как этой небольшой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран и в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира.
Цель работы диктует следующие задачи: 1). рассмотреть начальный этап оккупации Японии; 2). разобрать основные положения Конституции 1947 года; 3) выявить основные социально-экономические реформы в послевоенные годы.
Для написания данной работы использовались руды российских историков и экономистов, таких как: Трошин Ю. А., Николаев А.Н Леонтьева Е., Рамзес В.Б. и др. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
1. Американская оккупация и политические реформы
В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен американский оккупационный режим. Особенностью оккупации было то, что хотя верховная власть и находилась в руках американской оккупационной армии, её командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство.
Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. в которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии.
Соединённые Штаты как основная держава оккупировавшая Японию была вынуждена, придерживаться основных положений Потсдамской декларации. Американским оккупационным властям приходилось считаться с настроениями Японского населения, требовавших проведения подлинно миролюбивой политики и выступавших против втягивания страны в новые военные авантюры.
В первый период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями Дальневосточной комиссии. Была разрешена деятельность политических партий, освобождены политические заключенные, введено всеобщее избирательное право как для мужчин, так и для женщин. Все вооруженные силы Японии были демобилизованы, а военные учреждения и тайная полиция ликвидированы1.
Была проведена чистка в правительственном аппарате в результате которой под сокращение попало 200 тысяч чиновников не согласных с американской политикой2. Кроме того, в Токио был утвержден трибунал по военным преступлениям. В ходе судебных разбирательств в котором было осуждено 28 главных военных преступников3. В вопросах внешней политики фактическая власть находились в руках оккупационных властей. Все функции министерства иностранных дел Японии сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск4.
Главной реформой проведённой в Японии стала новая конституция, законодательно закрепившая мирный характер внешней политики страны.
В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране была введена система государственного основанная на парламентских законах. Парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”. Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства стран, в которых, парламент не поставлен в качестве верховного органа государственной власти.
Конституция 1947 г. наделила Парламент исключительными прерогативами в сфере законодательства. Согласно новым законам изменения в конституцию могут быть внесены только с одобрения двух третей состава парламента и с проведением затем народного референдума. При этом в Японии глава исполнительной власти формально лишен права законодательной инициативы. Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента, палаты представителей и палаты советников, так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.
Конституция закрепила частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что «право собственности не должно нарушаться».
Важным нововведением явилось положение ст. 9, об отказе Японии от войны как средства решения международных споров и запрещение Японии иметь свои вооруженные силы.
Что касается сферы экономики, то можно отметить ст. 85 Конституции: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и не какие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента».
Иное место было отведено и Императору в новой Конституции
Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”. Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”. В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра. Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением императорского двора.
В функции самого императора входит назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парламентских выборов. На императора также возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах.
Но при этом все эти действия, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них5.
Сложившаяся тогда в Японии политическая система, стала представлять собой уникальное сочетание норм континентального права и новейших заимствований из общего англо-американского права. Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию.
Новая конституция нанесла ощутимый удар по феодальным пережиткам в стране. Из военно-феодальной абсолютистской монархии Япония была превращена в государство, по своему социально политическому характеру близкое к капиталистическим странам запада. Японское общество в целом достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введение новой конституции, которая стала фундаментом политико-правовых реформ послевоенных лет и моральной юридической основой существования государства.
2. Послевоенное восстановление экономики
Уровень промышленного производства в 1945г. упал до 28,5% в сравнении с довоенным. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства.
Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель сильно пострадали в ходе боевых действий. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс. человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний6. Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров и голодом7.
Для восстановления Японии была проведена либерализация цен, стабилизировали бюджет и ввели фиксированный валютный курс. Но главной задачей для оккупантов стала программа демонополизации экономики, ликвидация семейных монополистических объединений дзайбацу. Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда. Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже преимущественно служащим компаний.
А в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмерной концентрации экономической мощи, была произведена деперсонификация собственности. Новые законы запрещали создание головных держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25% акций других компаний. В результате этой политики концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли.
Очень важные преобразования были осуществлены в аграрной сфере. В два этапа была проведена крупнейшая земельная реформа. В декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. Первоначально было два проекта земельной реформы советский и англоамериканский. В итоге в жизнь был проведен англо американский проект на основе которого было разработано «положение о завершении реформы земельной системы» которое было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьянсобственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г. 14 августа 1946г. штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы, а 21 октября 1946 .г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом.
По новым законам размер земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо 12 тё). Помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей преимущественно обрабатывающим ее арендаторам.
В то же время, леса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали, также как и общественные земли, предоставленные деревням для совместной обработки, земли сельскохозяйственных объединений и земли, признанные земельными комитетами непригодными для создания собственнических хозяйств вследствие их низкой урожайности.
К концу 1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г. реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей. Доля земли в крестьянской собственности увеличилась с 31% в 1941г. до 70% в 1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль, за рынком сельхозугодий8.
Таким образом была проведена радикальная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров.
В 1947 г. в Японии было введено новое трудовое законодательство. Установившего 8-часовой рабочий день, систему оплачиваемых отпусков, охрану труда женщин и подростков9. Это законодательство, однако, не устранило дискриминацию в оплате труда в зависимости от пола и не ликвидировало систему временных рабочих, также носившую дискриминационный характер. В 1948 г. в Японии был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров10.
В целом, если говорить о японской экономике в первые послевоенные годы, то надо отметить, что производственно техническая база промышленности мало пострадала от военных действий. Но, наибольшее сокращение производственных мощностей произошло в легкой промышленности, текстильной и пищевой, удовлетворявших потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой промышленности.
В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи: с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию экономики. Еще с сентября 1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам ГАРИОА (Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое восстановление оккупированных территорий).
По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию продовольствие, удобрения и другие товары. Поступления от реализации этих и других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и использовались преимущественно для финансирования монополистических предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в Японию поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл.11.
В условиях первого этапа развития экономики в послевоенный период очень высока оставалась роль государства, административное регулирование диктовалось острыми диспропорциями и инфляцией, поэтому государство не спешило отказываться от прямого регулирования12.
Тогда в условиях хозяйственного коллапса, идея прямого контроля получила имела оккупационных властей. Были введены фиксированные цены на тарифы на электроэнергию и основные потребительские товары, в том числе уголь, газ, черные металлы, хлопок, соду и др. Была также введена карточная система. Таким образом Японии не пошли на отказ от политики мощного государственного, в том числе и административного регулирования. Эти методы поддерживали и корректировали восстановление и функционирование экономики13.
Главным государственным учреждением занимающимся возрождением экономики, стало Министерство торговли и промышленности (МИТИ). МИТИ направило все усилия на то, чтобы сохранить коммерческие банки и использовать их в развитии промышленности (в русле решения этих задач направлялась и деятельность таких государственных организаций, как центральный банк и министерство финансов). МИТИ ставило задачу не дать развернуться спекулятивному финансовому капиталу и максимально снизить цену капитала. Под её давлением коммерческие банки давали относительно дешевые займы для промышленности. Гарантом всех займов выступало государство. В 1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через который пошли займы на восстановление приоритетных отраслей промышленного производства14.
В условиях, когда прекратились поставки сырья из оккупированных районов японское правительство видело спасение в развитии на двух ключевых отраслей добыче угля и металлургии, с расширением производства в обеих отраслях.
В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов госбюджета Японии шло на перестройку экономики в целях ее демилитаризации, несмотря на их серьезное инфляционное воздействие. В итоге, к 1949г. производство в Японии было восстановлено на 80%, в некоторых отраслях, например в угольной и металлургии на все 100%.
Период с апреля 1949г. по июль 1952г. в истории Японии принято называть «линией Доджа». Он получил название по фамилии американского финансиста Д. Доджа, который и разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год. Это период либерализации и стабилизационной политики . Причиной развёртывания этой политики были планами США использовать Японию как главный американского плацдарм в Азии, Вашингтон стал уделять больше внимания развитию Японской экономики. Основными пунктами этого плана стали: сбалансирование государственного бюджета с помощью увеличения налогов, стабилизации заработной платы и установление контроля над ценами15. Кроме того Додж предлагал отменить государственные субсидии на восстановление производства и поддержание цен. Их он хотел заменить коммерческими банковскими кредитами. Кроме того Додж вёл политик повышения налогов.
По его рекомендации был создан особый фонд, в который перечислялись средства от продажи в Японии американских товаров. Из этого фонда в свою очередь проводилось долгосрочное кредитование крупных Японских компаний.
В мае 1949 г. американские оккупационные власти прекратили демонтажные работы и изъяли военные предприятия из репарационных списков. Были сняты ограничения на производство в ряде отраслей промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов16.
Важной частью «линии Доджа» реформа налоговой системы Японии в 1949 года. Тогда произошло увеличение налогов одновременно с перераспределением налогового бремени были понижены налоги на корпорации и отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогового бремени простых трудящихся.
Однако начавшийся рост экономики был незначителен, так как , покупательский потенциал широких слоёв населения был весьма. А отмена государственных субсидий привела к быстрому росту цен и ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки производства в этих условия привели к интенсификации труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы17.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что с 1949 г. в Японии проводилась «шоковая терапия». Однако при этом благодаря введению единого твердого курса иены к доллару Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом и вывозом капитала. Т. е. «шоковая терапия» не была распространена на финансовую сферу. Для этого был принят закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об иностранном капитале (1950г.), которые хотя и провозглашались как временные временных, но действовали они на протяжении 30 лет18.
3. Япония в первой половине 1950-х годов.
Важным событием для экономического развития Японии, стала корейская война 1950-53гг. Тогда японская промышленность стала выполнять военные заказы для войск США. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американцев «спец. заказов» в 1950-1953гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья19.
Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949-1951гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора раза а Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше, чем в период 1945-1949 гг.20.
Незадолго до начала войны, начались гонения на коммунистическую партию Японии. Так, 6 июня 1950 г., генерал Макартур распорядился отстранить от политической деятельности ряд членов Компартии Японии и работников газеты "Акахата" (печатный орган Коммунистической Партии Японии). А с началом войны ряд коммунистических издании Японии и вовсе был запрещен. В августе был распущен Национальный совет связи профсоюзов (Дзэнрорэн). Всего в ходе развёрнутой "чистки красных" было уволено с ответственных постов около 20 тыс. человек.
Несмотря на репрессии, Компартия Японии решительно выступала против агрессивной войны США в Корее однако никакого серьёзного влияния на ситуацию КПЯ оказать не смогла.
После начала войны в Корее, фактическое соучастие в которой принимала Япония, актуальным стал вопрос о заключении мирного договора с Японией. СССР предлагал создать Совет министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии, Китая), который подготовил бы мирный договор в интересах всех государств воюющих с Японией. США же старались сосредоточить всю подготовку договора в Дальневосточной комиссии, где у них была поддержка большинства.
Правящие круги США рассматривали мирное урегулирование с Японией как способ превращения Японии в участника своего военно-политического блока, направленного против социалистических и освободившихся от колониальной зависимости стран. Эта линия США находила поддержку со стороны крупного японского капитала, видевшего в американских войсках главную опору восстановления своего пошатнувшегося господства в стране. Американский проект мирного договора исходил из сохранения американских войск в Японии после его заключения и из признания права Японии на перевооружение.
Советское руководство указывало на то, что в нем игнорировались международные обязательства по обеспечению демилитаризации и демократизации Японии и отсутствуют сроки вывода оккупационных войск после заключения мирного договора. СССР вновь предложил созвать совещание Совета министров иностранных дел для подготовки мирного договора, который устроил бы все стороны.
Тем временем в стране развернулось массовое движение за всесторонний мирный договор, с участием всех стран, воевавших с Японией.
Так в январе 1951 г. по инициативе Коммунистической, Рабоче-крестьянской партий, ряда демократических организаций был создан Совет патриотического движения за всесторонний мирный договор. Был проведён сбор подписей о заключении всестороннего мирного договора, против ремилитаризации страны, в ходе которого было собрано 4,8 млн. подписей. И ещё, 6,4 млн. человек подписались под Стокгольмским воззванием Всемирного Совета Мира за запрещение атомного оружия. Всё это шло на фоне усиления антивоенных настроений. В марте 1951 г. на II съезде социалистической партии в Сохе были единодушно приняты "четыре принципа мира" - ликвидация американских военных баз, заключение всестороннего мирного договора, обеспечение нейтралитета Японии и недопущение ремилитаризации Японии.
В ответ на это в сентябре 1951 г. в Сан-Франциско была созвана мирная конференция, которой был представлен проект мирного договора с Японией. СССР принял приглашение участвовать в конференции, но несмотря на требования СССР на конференцию не были приглашены КНР, КНДР, МНР и ДРВ. Индия и Бирма участия в ней не приняли. Всего на конференции были представлены 52 страны.
В ходе обсуждения делегация СССР выступила с критикой этого договора, но предложения советской стороны игнорировались и делегации СССР, Польши и Чехословакии отказались подписать Сан-францисский мирный договор, который хотя формально восстанавливал суверенитет Японии, допускал возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на ее территории. Договор также не устанавливал ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках.
Однако в договоре было прописано, что «Япония отказывается от всех прав, претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.» и др. Вместе с тем, в договоре не было указано, что Южный Сахалин и Курильские острова возвращаются Советскому Союзу, а Тайвань и о-ва Пэнхуледао - Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени21.
Оккупация Японии должна была полностью завершится в апреле 1952г., после вступления в силу договора. Однако уже после подписания мирного договора был подписан новый Японо-американский договор о безопасности, который предусматривал право США размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё и после апреля 1952 года. США сохранили своё военное присутствие в Японии.
И Сан-францисский мирный договор, и японо-американский «договор безопасности», серьезно ущемлявшие суверенитет Японии, вызвали резкие протесты оппозиционных сил в стране. Коммунистическая и Рабоче-крестьянская партии, многие профсоюзы и другие массовые демократические организации выступили против ратификации обоих договоров. Полную поддержку договорам оказывали правящая Либеральная партия (Дзиюто), и Народно-демократическая (Кокумин минсюто), созданная в апреле 1950 г.
В следствии внутреннего раскола СПЯ не смогла оказать никакого реального давления и в октябре 1951 г. палата представителей ратифицировала мирный договор 307 голосами против 47. Японо-американский «договор безопасности» был ратифицирован 289 голосами против 71.
В соответствии с «договором безопасности» 28 февраля 1952 г. США и Япония заключили административное соглашение, уточнившее условия размещения американских войск на японской территории. Американские войска сохранили все привилегии и военные объекты, которыми они располагали во время оккупации. Более того, США получали право при создавать новые базы на территории Японии. Количество американских войск, которые могли быть введены в Японию, не ограничивалось. Базы США находились под полным контролем американских властей.
Только в сентябре 1953 г. США согласились передать японским властям ограниченную уголовную юрисдикцию над личным составом американских войск.
В 1953-1955 гг. это движение достигло общенационального размаха. Основной её формой стала борьба против американских военных баз на японской земле. В апреле - июне 1953 г. произошло выступление жителей маленькой крестьянской деревни Утинада против американской военной базы. Борьба крестьян против реквизиции земель под американский военный полигон получила поддержку населения по всей Японии. В январе 1954 г. создана Национальная лига защиты конституции, которая стала центром этой борьбы. Т. к. для внесения изменений в конституцию требовалось более двух третей голосов депутатов наличие у оппозиции более трети мест в парламенте помогало вести политическую борьбу.
1 марта 1954 г. в результате испытаний американской водородной бомбы на Маршалловых островах в Тихом океане, японская шхуна «Фукурю-мару № 5» была заражена радиоактивным пеплом, выпавшим после взрыва. Среди членов экипажа были умершие, океан в районе в котором вели промысел японские суда просторах был заражен радиацией. Это послужило толчком к развертыванию массового антиядерного движения в Японии. В мае 1954 г. одна организация женщин-домохозяек в Токио выступила с призывом к сбору подписей о запрете ядерного оружие.
В августе 1954 г. был создан Национальный совет движения за запрет атомного и водородного оружия. Было собрано 30 млн. подписей. 6 августа 1955 г. (10 годовщина бомбардировки Хиросимы), состоялась первая конференция за запрещение атомного и водородного оружия. На этой конференции в результате слияния Национального совета с рядом других подобных организаций, был создан Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия (Гэнсуйкё).
Заключение
После капитуляции и принятия условий Потсдамской Декларации, перед державами победительницами стояла задача предотвращения бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством глубоких политических реформ.
В 1945-1949 гг. американской оккупационной администрации в Японии была проведена провела в Японии серию глубоких институциональных реформ. Была проведена либерализация цен, был стабилизирован бюджет осуществлена радикальная аграрная реформа с ликвидацией крупных земельных владений и массовой перепродажей земли. Была полностью перестроена система государственных предприятий и осуществлено финансовое частного сектора экономики. Проведена налоговая реформа. В результате всех этих преобразований удалось восстановить экономику. Однако подлинный экономический рост начался только с поступлением огромных военных заказов от США в связи с Корейской войной. Кроме того очень важную роль сыграло высокое качество японской рабочей силы.
В это же время в ходе политических преобразований в Японии была введена одна из самых демократических в мире Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский язык. Власть Императора, была ограничена скорее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Был создан Парламент обладающий большими полномочиями.
Именно нововведения этих лет обеспечили форсированное капиталонакопление в японской промышленности обеспечившей дальнейший скачёк. А это: экономия средств на развитии собственных технологий, ставшая возможной благодаря свободному приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, дешевизна японской рабочей силы и отсутствие значительных военных расходов. А также высокие налоги и жесткий контроль над финансовыми передвижениями созданный в ходе «линии Доджа».
Именно эти факторы позволили японским компаниям сэкономить и направить на развитие промышленности огромные дополнительные средства. Важную роль в экономических успехах Японии сыграл «человеческий фактор», а именно - высокое качество японской рабочей силы.
Вместе с тем, в ходе сложных политических интриг США удалось сохранить оккупацию Японии, что фактически нарушило японский национальный суверенитет. Это создавало широкую почву для многочисленных национальных выступлений и оппозиционного движения.
Несмотря на всю противоречивость и конфликтность послевоенного развития Японии, именно в эти годы была создана Японское государство в том виде в котором она существует и по сей день. В результате многочисленных преобразований была заложена экономическая и политическая база обеспечившая колоссальный научно-технический скачёк Японии в 1960-1970 годы, обеспечивший переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Список истопников и литературы.
Документы
- Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории. Том 3. М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960.- 805С.
Учебники и монографии
- История войны на Тихом океане (в пяти томах). Том V. Мирный договор. М.: Издательство Иностранной литературы, 1958. 508 с. / Под общей редакцией Усами Сэйдзиро, Эгути Бокуро, Тояма Сигэки, Нохара Сиро и Мацусима Эйити. // Под редакцией Б. В. Поспелова. Перевод с японского Б. В. Раскина.
- История Японии (1945-1975) М., 1978. С. 10
- Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.-М.: изд-во «МЭМО». 2001.-С. 109
- Кошкин А. А Японский фронт маршала Сталина. Факты. Документы М. 2004 С. 308
- Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. М., 1988. с. 305
- Динкевич А. И. Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.) - М., 1958.
- Николаев А.Н. Международный военный трибунал в Токио // Дипломаты вспоминают. Мир глазами ветеранов дипломатической службы. М.: 1997
- Рамзес В.Б. Тернистый путь к материальному благополучию - Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО) 1999.
- Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) -Учеб. Пособие. увеличить. Трошин Ю. 2004, 608 с.
Периодическая печать
- Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки //ВЭ. 1994. - №4.
- Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии// Российский экономический журнал. 1992. - №10. С. 92
- Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. 1992. - №8. С.8-12
1 Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) С. 290
2 История войны на Тихом океане. Том V. Мирный договор. М.: 1958 С. 288
3 Николаев А.Н. Международный военный трибунал в Токио // Дипломаты вспоминают. Мир глазами ветеранов дипломатической службы. М.: 1997http://militera.lib.ru/memo/1/art/index_node340card32858.html
4 Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время (лекции) С. 291
5Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории. Том 3. М.: изд-во социально-экономической литературы, 1960.- 805С.
6 Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.-М.: изд-во «МЭМО». 2001.-С. 109
7Рамзес В.Б. Тернистый путь к материальному благополучию, Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО),1999.-148С.
8 15. Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: Опыт и уроки //ВЭ. 1994. - №4. С. 93
9 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. , Сырицын И. М. История Японии. М., 1988. с. 298
10 Кузнецов Ю. Д. Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. М., 1988. С. 301
11 История Японии (1945-1975) М., 1978. С. 10
12 Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии// Российский экономический журнал. 1992. - №10. С. 92
13 Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. 1992. - №8. С.8-12
14 Там же С. 12
15 Лукашенко О. Побываев С. Японская экономическая реформа… // ВЭ. 1994. - №4. С. 95
16 Динкевич А. И. Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный период (1945-1956гг.) - М., 1958. С. 19
17 История Японии (1945-1975). М., 1978. с. 21
18 Никитин С. М. Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия // Деньги и кредит. 1992. - №8. с. 11
19 Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. М., 1988. с. 305
20 Там же с. 305-306
21 Кошкин А. А Японский фронт маршала Сталина. Факты. Документы М. 2004 С. 308
Американская оккупация и политические реформы