Российские современные технологии и разработки

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4

1.Теоретические аспекты инновационных разработок и технологий…………8

1.1Понятие, структура и показатели инновационного рынка…………..8

1.2Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и в организациях……………………………………………………………………..12

1.3Основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях……………………………………...…………19

2. Российские современные технологии и разработки………………....28

2.1 Российские современные технологии и разработки в области вооружения ………………………………………………………………………28

2.2 Открытие фосфорилгуанидина ……………………………………...32

2.3 Исследования графена………………………………………………. 32

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список использованных источников…………………………………………...36

Введение

Структурная перестройка экономики, направленная на применение интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в качестве альтернативы ресурсоёмким производствам, предусматривает формирование условий для постоянного обновления технологий и продукции, увеличения образовательного уровня граждан и улучшения менеджмента через нововведения (инновации), основанные на современных научных знаниях. Итоговым результатом выступает увеличение конкурентоспособности продукции, компании, экономики в совокупности.

В широком смысле инновации - это новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и другого характера.

В целом суть всей экономической реформы - создание условий для увеличения восприимчивости экономики к нововведениям, развитие инновационного предпринимательства и стимулирование экономического роста через применение достижений науки и техники.

Это вызывает потребность в активизации инновационной деятельности.

Инновации затрагивают разные сферы: производство, науку, культуру, образование; экономические, правовые, социальные отношения и иные направления деятельности людей.

Реализация инновационных процессов - ключевая составляющая программы, отвечающей за гибкое реагирование на изменения рыночных потребностей. Основой улучшения управления инновационной деятельностью компаний выступает эффективное планирование финансирования инновационных процессов, т.к. это определяет успех выполнения инновационной программы и устойчивое финансово-экономическое положение компании.

Актуальность исследования напрямую связана с тем, что инновационный менеджмент - относительно новый термин для научной общественности и предпринимательства в Российской Федерации.

Как раз сейчас наша страна переживает всплеск новаторских идей. На смену одним формам и способам управления экономикой приходят иные. В таких условиях инновационной деятельностью приходится заниматься каждому предприятию, каждому субъекту хозяйствования от государственного уровня управления до только что созданного общества с ограниченной ответственностью в области малого бизнеса.

В тематической литературе и официальной документации чаще всего применялись термины управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство. Это признаки централизованно управляемой экономики.

Управление современной компанией в эпоху глобализации экономики и возрождение промышленных организаций на новом качественном уровне, базирующимся на применении в производстве значительного инновационного и информационного потенциала, - это сложный процесс, который включает в себя выбор и реализацию некоторого набора управленческих действий для решения перспективной задачи формирования устойчивого финансового и социально-экономического развития компании. Актуальными задачами выступают разработка для промышленных компаний группы эффективных инновационных проектов, формирование механизма эффективной реализации стратегии инноваций, создание инфраструктуры стимулирования научно-технической деятельности, рациональное применение научно-технического потенциала организации.

Целью работы является оценка и прогнозирование рынка инноваций.

Решаемые задачи:

- характеристика теоретических аспектов инновационной деятельности;

- выделение главных рыночных факторов, которые определяют характер инновационной деятельности;

- описание процесса развития инновационной деятельности современных компаний.

Предметом исследования является процесс инновационной деятельности.

Объектом исследования выступают главные рыночные факторы, оказывающие влияние на характер инновационной деятельности.


1. Теоретические аспекты инновационных разработок и технологий

1.1 Понятие, структура и показатели инновационного рынка

Инновационная деятельность - деятельность по созданию и освоению итогов исследований, улучшающих эффективность методов и средств выполнения определённых процессов, включая освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера включает:

- в первую очередь сам объект инноваций;

- её субъекты – предпринимателей и систему, отвечающую за продвижение инноваций до стадии их реализации (менеджмент, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

Для активизации инновационной деятельности формируется инновационная политика - совокупность принципов и мер, обеспечивающих формирование благоприятного инновационного климата в государстве. Инновационная политика выступает составной частью социально-экономической политики. Она призвана объединить общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую сферу, образование и быть направленной на освоение интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и экономические приоритеты.

В международной экономической литературе "инновация" трактуется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный результат, выражающийся в новых товарах и технологиях. [1]

НТП - применение передовых достижений науки, техники и технологии в хозяйстве и производстве для увеличения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей граждан. Понятие широко применялось в советской экономической науке вместе с родственным по значению термином "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, применяемые в экономике и технике, обычно именуют инновациями.

Проблематика нововведений в России на протяжении многих лет формировалась в ходе экономических исследований НТП.

Понятие "инновация" начало часто применяться в переходной экономике России как обособленно, так и для обозначения некоторых родственных терминов: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.д.

Понятие

Характеристика

Автор понятия

Новшество

Новый порядок, новый метод, изобретение;

Нововведение

Применение новшества;

Инновация

Новая научно-организационная комбинация производственных условий, мотивированная предпринимательским духом;

Й. Шумпетер

Процесс, при котором изобретение либо идея обретает экономическое содержание;

Б. Твисс

Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые приводят к образованию на рынке новых и обновлённых промышленных процессов и техники;

Ф. Никсон

Общественно-технико-экономический процесс, который через практическое применение идей и изобретений приводит к формированию лучших по своим качествам изделий, технологий, и, в случае, если инновация направлена на экономическую выгоду, прибыль, её появление на рынке может стать источником добавочного дохода;

Б. Санто

Получившее новое свойство новшество с момента принятия к распространению;

З.П. Румянцева 
Н.А. Соломатин

Таблица 1. Характеристики инновации

Период времени от появления идеи, формирования и распространения новшества и до его применения называют жизненным циклом инновации. С учетом последовательности выполнения работ жизненный цикл инновации определяется как инновационный процесс.

Инновация определяется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительским свойствами товара либо услуги по сравнению с ранее выпускаемым продуктом.

Разделение инноваций на определённые группы по некоторым признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями применяют разные классификаторы инноваций.

По типу новизны для рынка инновации подразделяются на: новые для отрасли во всём мире; новые для отрасли в определённом государстве; новые для определённого предприятия либо группы организаций.

По стимулу появления (источнику) выделяют:

- инновации, обусловленные развитием науки и техники;

- инновации, связанные с потребностями производства;

- инновации, появившиеся из-за потребностей рынка.

По месту в системе (на в компании, в организации) выделяют:

- инновации на входе компании (сырье, техника, сведения и т.п.);

- инновации на выходе фирмы (изделия, услуги, технологии, данные и т.д.);

- инновации системной структуры организации (управленческой, производственной). [2]

В зависимости от глубины предполагаемых изменений выделяются:

- радикальные (базисные) инновации, реализующие крупные изобретения и формирующие новые направления в развитии оборудования;

- улучшающие инновации, реализующие мелкие изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- модификационные (частные) инновации, которые направлены на частичное улучшение устаревших поколений оборудования и технологий.

Инновация как экономическая категория характеризует самые общие качества, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Суть инновации проявляется в её функциях. Функции инновации характеризуют её назначение в экономической системе страны и её значение в хозяйственном процессе. Особую роль выполняют инновации в увеличении конкурентоспособности организаций.

Инновация выполняет три функции:

1. воспроизводственную;

2. инвестиционную;

3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция предполагает, что инновация - важный источник финансового обеспечения расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции заключается в извлечении прибыли от инновации и применения её в виде источника финансирования.

Прибыль, получаемая за счёт реализации инновации, может использоваться по разным направлениям, включая использование в виде капитала. Такой капитал можно направить на денежное обеспечение новых вариантов инноваций. Таким образом, применение прибыли от инновации для инвестирования составляет суть инвестиционной функции инновации.

Получение коммерческим сектором прибыли от реализации инновации непосредственно соответствует главной цели каждого коммерческого предприятия. Прибыль – это стимул для предпринимателей и предприятий для внедрения новых инноваций; побуждает их всё время изучать спрос, улучшать организацию маркетинговой деятельности, использовать современные методы управления финансами. В совокупности это всё является сутью стимулирующей функции инновации.

Стартом инновационного процесса выступает инициация. Инициация -- это такая деятельность, которая состоит в выборе цели инновации, постановке задачи, которую будет выполнять инновация, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в воплощении идеи. Материализация идеи - это превращение идеи в товарный вид (имущество, новый продукт, новая услуга и т.п.).

После обоснования нового товара выполняются маркетинговые исследования разрабатываемой инновации, в при которых рассматривается спрос на новый продукт, выявляется объём выпуска продукта, изучаются потребительские качества и товарные характеристики, которые следует придать инновации как продукту, выходящему на рынок. Далее производится реализация инновации, т.е. появление на рынке малой партии инновации, её продвижение, расчёт эффективности и диффузия.

Продвижение инновации - это комплекс мероприятий, которые направлены на продажу инноваций (реклама, организация процесса торговли и т.п.). [3]

Итоги реализации инновации и расходы на её продвижение подвергаются статистической обработке и последующему анализу, на основании этих данных определяется экономическая эффективность нововведения.

Инновационный процесс завершается диффузией инновации. Диффузия (от лат. diffusio - распространение, растекание) инновации – это распространение ранее освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Таким образом, термин инновация в широком смысле слова содержит в себе определённый объект или мероприятие, внедряемый в производство по итогам проведенного научного исследования либо сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предыдущего аналога.

Рынок инноваций весьма обширен, поэтому вся совокупность инноваций требует организации соответствующей классификации.

В зависимости от классификационной характеристики формируется и суть инновации.

1.2 Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и в организациях

Инновационная деятельность – это сложная динамичная система действия и взаимодействия разных методов, условий и органов управления, которые занимаются научными исследованиями, формированием новых видов товаров, улучшением оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производственной деятельности на основе передовых достижений науки, техники и передового опыта, планированием, финансовым обеспечением и координацией НТП, улучшением экономических рычагов и стимулов, проработкой системы мероприятий по регулированию комплекса взаимообусловленных мер, которые направлены на ускорение интенсивного развития НТП и увеличение его социально-экономической эффективности.

Компания в рыночной экономике уделяет особое значение процессу создания и внедрения инноваций. В условиях ускоряющегося НТП становится необходимым оперативное обновление производственной технологии и номенклатуры создаваемой продукции. Это обусловлено быстро меняющимся спросом на продукцию и услуги, появлением дополнительных требований к их свойствам.

Перед компанией встает вопрос о борьбе с её конкурентами, сокращении расходов производства и максимизации прибыли. Поэтому важную роль в деятельности компании играет маркетинг, одним из компонентов которого выступает разработка и внедрение инновационной стратегии. Стратегия компании призвана задавать долгосрочные цели и задачи организации и утверждать комплекс действий и направления расходования ресурсов, требуемых для достижения таких целей.

Компания в рамках стратегического менеджмента и планирования формирует комплексную стратегию развития организации, включающую в себя основную и функциональные стратегии: основная задает общие направления развития компании, функциональные создают по базовым сферам деятельности компании, углубляют и уточняют основную стратегию, способствуют её воплощению. [4]

В рамках основной стратегии компании можно выделить такие функциональные стратегии:

- производственная;

- инновационная;

- маркетинговая;

- финансовая;

- информационная;

- социально-экономическая;

- экологическая;

- внешнеэкономической деятельности.

В текущих условиях развития отечественной промышленности особого внимания маркетинга в инновационной деятельности требуется всесторонний анализ инновационной стратегии, где воплощаются инновационные процессы компании. Эффективная разработка и внедрение нововведений позволяют компании успешно функционировать в уже освоенных направлениях и открывают возможности выхода на новые рынки. Особую роль это приобретает при рыночной экономике, которая характеризуется быстрым изменением конъюнктуры рынка и активной конкуренцией разных фирм.

В ходе разработки, внедрения и реализации нововведений задействованы почти все главные функциональные подразделения компании. Согласованность их действия со службой маркетинга - необходимое условие эффективности реализации этапов инновационной стратегии.

На успех реализации нововведений в компании влияет множество условий, среди которых следует отметить НТП, производственно-техническую базу, главные виды ресурсов, крупные капиталовложения, соответствующую систему менеджмента. Правильное соотношение и применение этих условий и тесная взаимосвязь между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью компании позволяет получить положительный итог осуществления инновационной стратегии.

Для ознакомления с новым товаром потенциальных покупателей следует исследовать рынки его реализации, что выполняется через выставление нового товара на выставки, ярмарки, конкурсы, предоставление его образцов (если это продукция длительного использования) в пробную, бесплатную либо льготную эксплуатацию, в лизинг, через реализацию продукции по сниженным ценам, которые пока не покрывают увеличившейся в ходе освоения себестоимости продукции. Расходы на подобное предварительное размещение нового товара выступают как часть инвестиции в освоение его сбыта, и помогают приступить к маркетинговым исследованиям спроса на новый товар.

Продвижение на рынок «товаров-новинок» требует применения таких каналов, как:

- вывоз инновационного продукта на тематические выставки (с экспонированием его через демонстрацию в потреблении);

- передача нового продукта на пробную эксплуатацию через льготные продажи и краткосрочный лизинга (включая с прикомандированием собственных работников поставщика, обладающих квалификацией в производительном и безопасном использовании инновации);

- освоение нового рынка через персональную работу с потребителями, имеющими влияние на остальных клиентов и способными советовать инновацию к распространению.

Размещение на рынке новых «товаров доверия» происходит через утверждение на нём товарного знака определённого поставщика (как через рекламу поставщика, так и через накопление доверия к продукту у клиентов).

Обеспечение прочной доли рынка при выпуске нового продукта выполняется либо через скорейшее формирование постоянной клиентуры, либо через формирование условий для качественной (воспроизводимой) инновационной монополии.

Инновационную монополию поставщик нового товара может обеспечить:

- регистрацией и активной защитой (отслеживание соблюдения исключительных по закону прав на коммерческое применение определённых технологий, судебное преследование правонарушителей, пренебрегающих такими правами) пакета заявляемых патентов на инновации и полезные модели, которые заложены в конструкцию либо технологию выпуска нового товара;

- сохранением в виде коммерческой тайны (охраняемой особо объявляемым и соблюдаемым режимом сохранения секретности, наличие которого в случае потребности можно документально доказать в суде) ключевых технических решении (ноу-хау), которые касаются конструктивных либо технологических особенностей нового товара.

Инновационная монополия из-за выпуска на рынок качественно нового для рынка товара, который является вновь появившимся либо улучшенным из существующих ранее, но соответствующим новым потребностям (а также потребностям, обусловленным особыми приёмами работы с общественностью -- от рекламных акций до семинаров по распространению новых научно-технических знаний), доступна каждому предпринимателю независимо от размеров деятельности. Такая монополия обычно не превышает полутора-двух лет. Она нарушается либо повторной разработкой аналогичных ключевых изобретений (с подачей заявок на «параллельные» патенты и их получением), либо утечками главного, скрытого ноу-хау, обусловленного текучестью кадров - носителей такого ноу-хау. [5]

Исследования и отслеживание потребностей рынка, требование постоянного и своевременного обновления производимых инновационных товаров требуют придания ключевого значения в инновационной экономике добавлению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с обширным использованием информационных технологий и компьютеризированных систем выступает сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в основу всех структурных преобразований экономики региона, в содержание региональной инновационной инфраструктуры следует положить автоматизированные высокие технологии и компьютерные системы со сквозным “безбумажным” оборотом: “проектирование - производство - контроль - реализация”. Отсюда выходит, что важнейшей региональной проблемой создания и развития инновационной экономики выступает решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, которые связаны с разработкой, формированием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, которые осуществляют в автоматизированном режиме сквозной “безбумажный” оборот, и объединяющих в единой системе инновационно направленные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские труды, процессы технологической подготовки и прогнозирования производства, которые направлены на формирование инновационной продукции.

Также в подобных системах следует автоматизировать в сквозной цепи три главных этапа, которые характерны для формирования новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; создание и комплектация головного образца наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытательные мероприятия для проверки новой наукоемкой системы.

Последние десять лет в рыночную систему хозяйствования активным образом внедряется инновационная деятельность. Важнейшей задачей выступает увеличение уровня инноваций в организациях, а именно: их способности грамотно реагировать на рыночные тенденции через выпуск новой либо улучшение имеющейся продукции, внедрение новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации, улучшение системы внутреннего управления и применение новейших маркетинговых стратегий. В итоге создание и развитие инновационного потенциала превращается в неотъемлемую часть стратегии современных компаний.

При анализе инновационного потенциала организации следует учитывать сложность и особенности инновационного цикла компании.

Основным принципом формирования подобной структуры выступает построение в компании целостной системы комплексов, которая охватывает весь цикл организации инновационной деятельности - от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и продажи разработанной на этой основе современных наукоемких товаров.

Как системный объект подобная структура должна иметь своё внутреннее строение и быть составной частью некоторой большой по отношению к ней системы (фирма).

Такая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих комплексов, и соответствующих им организационных компонентов, которые необходимы и достаточны для успешного осуществления в области науки и техники, обладающая собственным внутренним строением.

Инновационные процессы реализуются в ходе намеченной инновационной стратегии, являющейся одной из приоритетных, определяющих развитие всех направлений производственной деятельности компании. Для обеспечения успешного развития инновационного потенциала фирмы нужна соответствующая организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной деятельности компании. Она должна ориентироваться на достижение определённой цели, иметь необходимые для подобного механизмы, формироваться и действовать на основе заданных принципов. Итоговой целью создания структуры становится не только формирование определённым хозяйствующим субъектом условий, для более эффективного осуществления им научно-технической и инновационной деятельности, но и преодоление производственного спада организации, её структурную перестройку и изменение ассортимента производимых товаров, увеличение её конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, формирование новых рабочих мест, становление нового инновационного потенциала. [6]

Таким образом, рассмотрение проблемы развития инновационной деятельности в организациях показало, что чтобы оценить общее состояние и уровень развития научно-технической, и инновационной деятельности целесообразно применение интеграционного термина - инновационный потенциал компании. Он определяется числом подразделений, которые осуществляют научно-исследовательскую деятельность и разработки, числом научных сотрудников, которые участвуют в подобных разработках, объемом научно-технических работ, числом конструкторских разработок и т.п. Во-вторых, для стимулирования нововведений в области производства и развития инновационного потенциала необходимо формирование системы структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности компаний и т.д. Такая система поможет определить внутренний потенциал и преимущества инновационной деятельности, рассчитать потенциал развития предприятия для увеличения эффективности её коммерческой деятельности. Среди менеджмента отечественных компаний ещё не сформировалось понимание важности таких процессов для сохранения конкурентоспособности и увеличения уровня устойчивости организаций на национальном и международном рынках.

1.3 Основные методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях

Планирование развития науки и техники предусматривает разработку системы частного прогнозирования по ключевым направлениям инноваций и комплексного плана научно-технического развития. Это позволяет сформировать обоснованное представление о возможных научных и технических результатах и достижениях, о потенциальном применении таких результатов в производственной деятельности и иных областях экономики, о последствиях внедрения инноваций.

Система частного прогнозирования содержит прогнозы фундаментальных исследований, научных открытий, прикладных исследований по различным экономическим отраслям, научно-технические планы по комплексным направлениям инноваций и некоторые иные.

Комплексный план предусматривает:

- комплексный анализ НТП, международной динамики развития науки и техники, тенденций, структуры и применения научного и образовательного потенциала государства;

- определение предложений по главным направлениям структурной и научно-технической политики и объяснение предпосылок для повышения быстроты НТП в выбранных направлениях;

- формирование рекомендаций по созданию научно-технических программ, обоснование значения решения различных научно-технических проблем, расходов, потенциального социально-экономического эффекта и рекомендации по ресурсному и организационному обеспечению научно-технических программ.

Если рассмотреть инновации в форме последовательно развивающихся во времени этапов - фундаментальные, прикладные, конструкторские, проектные и организационные исследования, производственная деятельность и последующая эксплуатация, то задачи прогнозирования и определение способов планирования зависят от особенностей каждого этапа.

В международной практике в ходе разработки планов развития науки и техники используются интуитивные и формализованные методы.

При планировании фундаментальных исследований обширное распространение получили системный анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения "дерева целей" и морфологического анализа. Возможность использования статистических методов ограничивается отсутствием либо недостатком исходной информации и трудностями определения характера протекания прогнозируемого процесса.

Планирование развития фундаментальных исследований осуществляется на перспективу по всем научным видам деятельности институтов и академий наук. Объектами прогнозирования выступают направления исследований, ожидаемые итоги, планируемые научные и экономические результаты, текущие расходы и инвестиции. Прогнозируется также число научных сотрудников, докторов и кандидатов наук, вспомогательных работников.

При разработке планов фундаментальных исследований осуществляется анализ текущего состояния развития науки, определяются актуальные проблемы и пути решения существующих научных проблем и выявляются новые проблемы, которые требуется решить.

Прикладные исследования обладают двояким назначением. Они способствуют глубокому анализу и продолжению фундаментальных исследований для оценки возможности их развития и использования на практике для формирования новых средств и предметов труда (оборудование, технологии, материалы и т.д.). При этом они обеспечивают анализ состояния производства в совокупности, разработку предложений по улучшению имеющейся и формированию новой техники, по вопросам организации и управления народным хозяйством и входящих в него элементов. Итогами прикладных исследований могут стать макеты различных узлов и компонентов будущих разработок. Планируются типоразмеры товаров, сокращение ресурсоёмкости, повышение квалификации научных работников и иные показатели.

Разработки (конструкторские, технологические, проектные и организационные) проводятся для проверки опытным путём возможности выпуска нового оборудования, технологий, товаров, для улучшения серийно выпускаемых продуктов и средств труда. Продуктами труда на этапе разработки выступают заявки на изобретение, рабочие чертежи на создание новой техники, опытные образцы, отчёты об их испытании, подготовке производственных мощностей к изготовлению новой продукции, изменении технологии, схемы новых систем управления, планы строительства новых цехов, компаний, развития транспортных средств и т.д. [7]

Основным при прогнозировании развития науки и техники на этапе разработки выступает выбор самых перспективных разработок, качественно влияющих на увеличение производительности труда, уменьшение затрат материалов на единицу выпускаемого товара, рациональное применение природных ресурсов, охрана окружающей среды, т.е. определяется лучший вариант по различным показателям. При планировании разработок главными объектами прогноза выступают: качество, цена, эффективность, потребность в ресурсах на выпуск нового оборудования.

При планировании прикладных исследований и различных разработок используются методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования, оптимизации и методы, которые основаны на изучении патентной документации и научно-технических сведений.

Этап подготовки производственных мощностей необходим для строительства компаний по выпуску новых средств и предметов труда, подготовки существующих фирм к выпуску нового оборудования за счёт частичной или полной модернизации, изменения производства, для возведения опытных и опытно-промышленных установок.

Главными задачами планирования на этом этапе становится выбор, обоснование и определение путей самого быстрого сооружения организаций и реконструкции уже существующих.

Этап подготовки производственных мощностей в отдельных отраслях экономики сливается с этапом разработки. Подготовку производственных мощностей можно сократить с помощью внедрения мероприятий по подготовке производственных мощностей при выпуске опытного образца, партии.

Серийное производство необходимо для производства новых средств, предметов труда и продуктов. На этом этапе НТП окончательно закрепляются идеи, выдвинутые на предыдущих этапах. На этапе серийного производства главными задачами НТП выступают внедрение новой техники, материалов, технологии, значительно повышающих производительность труда во всех экономических отраслях и эффективность общественного производства с помощью экономии ресурсов, улучшения организации труда, применения основных фондов, увеличения качества выпускаемых товаров.

На этапе эксплуатации новая техника идёт на производство и в личное потребление. После морального и физического устаревания продукты снимаются с серийного производства и эксплуатации. Тем самым заканчивается жизненный цикл данного варианта техники.

В ходе прогнозирования производства и эксплуатации новой техники применяются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчётов. При определении способов построения прогнозов важна глубина упреждения прогноза. Если расчётный процесс может быть эволюционным, без скачков, то использование формализованных методов оправдывается для расчёта скачка и оценки времени его выполнения; если же в нем могут возникнуть скачи, то следует использовать методы экспертных оценок, а на участках эволюционного процесса использовать формализованные методы.

Методы экспертных оценок основаны на мнении одного либо нескольких экспертов о возможностях развития науки и техники. При этом имеются области науки и техники, где нельзя применять иные способы прогнозирования, и области деятельности, в которых отсутствуют сведения о состоянии объекта в прошедшем периоде, либо научно-техническое развитие в значительной степени обусловлено принимаемыми решениями, чем от самих технических возможностей производства. Далее приведём методы, распространённые в международной практике.

Метод комиссий. Сущность такого метода в том, что эксперты при вынесении решения влияют друг на друга так, чтобы компенсировать собственные ошибки. Такой метод имеет преимущества и недостатки.

Основные преимущества следующие:

1) информационная насыщенность, т.е. если состав комиссии грамотно подобран и в неё добавлены лица, выступающими экспертами в этой сфере науки и техники, то общий объём сведений, которым располагает такая группа, значительно превышает данные, которыми располагают отдельные члены комиссии;

2) равенство числа факторов, т.е. число факторов в этой сфере науки и техники, изучаемое группой, не меньше числа факторов, анализируемых отдельным участником группы;

3) коллективная ответственность специалистов. Сущность такого принципа в том, что группы специалистов с большей готовностью берут на себя ответственность, чем отдельные эксперты. Это обстоятельство важно при планировании. Ведь прогноз может быть "профессионально рискован" для отдельного эксперта и существенно отличается от общепринятых мнений его коллег. Поэтому предложение подобного прогноза может негативно отразиться на будущей научной деятельности эксперта. Совместная работа в комиссии помогает специалисту убедить других экспертов в группе в правильности собственных взглядов, а их поддержка может избавить от сомнений и помочь пойти на риск.

Недостатки следующие:

1) группа экспертов может сильно давить на отдельных участников группы, принуждая, например, одного согласиться с мнением большинства, даже если последний считает, что общее мнение ошибочно;

2) специалисты с малыми группами показали, что часто побеждает не обоснованность, а число замечаний "за" и "против". То есть меньшинство не сможет подавить других членов группы и при объективном рассмотрении потеряет преимущества;

3) значительное влияние на группу оказывает профессионал с отличной репутацией либо специалист с даром убеждения.

При планировании методом комиссий предприятия вынуждены мириться с его недостатками из-за значительности его преимуществ.

Метод "Делфи" - наиболее прогрессивный метод, который позволяет устранить эти недостатки, и предусматривает осуществление опроса группы экспертов через серии анкет, причем в анкете имеются как вопросы, так и сведения относительно уровня согласованности мнений членов группы. Каждое очередное представление анкеты на изучение называется "туром опроса", а коллектив специалистов - "жюри".

Метод написания сценариев предусматривает установление логической последовательности событий для того, чтобы показать, как, основываясь на имеющейся либо иной заданной ситуации, может постепенно развертываться будущее состояние. При применении данного метода в научно-техническом прогнозировании получают такие положительные моменты:

- сценарии наибольшим образом ослабляют традиционные способы мышления. Они, по мнению одного ведущего эксперта, выбирающего этот метод, "позволяют погрузиться в незнакомый, и быстро изменяющийся мир настоящего и будущего";

- сценарии помогают детализировать исследователем процессы, которые он упустил бы, опираясь только на абстрактные соображения.

Метод исторической аналогии – тоже возможный подходов к более "строгому" планированию. Он заключается в сопоставлении прогнозируемых трансформаций новых технологических структур либо выбранных технологий с определённой похожей технологической трансформацией в прошедшем времени.

Метод коллективной генерации идей («мозговая атака») обширно применяется в международной практике при планировании развития науки и техники. Используются также его модификации, например, метод "635". Нужно отметить, что через такие методы следует выполнять прогнозы на кратко- и среднесрочный периоды.

Международный опыт показывает, что из всех методик экспертных оценок метод "Делфи" - самый совершенный способ экспертного планирования развития науки и техники.

Методы планирования по аналогии необходимо отнести к категории "наивных" моделей. "Наивность" их - в предположении, что независимо от причины, из-за которой появилось некоторое поведение технологической трансформации в прошедшем времени, она будет вызывать аналогичное поведение и в будущем периоде.

Метод морфологического анализа создан швейцарским астрономом Цвикки, во время его привлечения к участию в ранних этапах ракетных исследований и разработок компании "Аэроджет инжиниринг корпорейшн". Со слов изобретателя, "метод охватывает всю совокупность решений данной проблемы" и позволяет выполнить прогноз по стадиям:

1-я стадия - точная характеристика проблемы, нуждающейся в поиске решения;

2-я стадия - выбираются важнейшие характеристики, от которых зависит решение проблемы; т.е. изучаются все характеристики и выбираются самые значимые;

3-я стадия - по выбранным характеристикам строят матрицу, и определяют возможные варианты для решения проблемы;

4-я стадия - выясняется функциональная ценность полученной совокупности решений;

5-я стадия - выполняется выбор оптимальных решений и вариантов их реализации.

Методы экстраполяции тенденций предусматривают, что имеющийся темп технического развития останется и в будущем периоде. В зависимости от выявленной закономерности (предшествующая-последующая) планирование осуществляется по экспоненциальному или линейному закону. Особое значение при применении методов экстраполяции тенденций имеет выбор и обоснование характеристик прогнозируемого объекта. Каждая характеристика должна быть измеримой и определять по возможности обобщенную функцию. Также следует располагать информацией о прошлом развитии характеристики. Плюс характеристика должна удовлетворять требованиям сопоставимости.

Несмотря на то, что методы экстраполяции - простые и обширно используются на практике, они обладают серьезными недостатками из-за того, что не позволяют рассчитать итоги развития науки и техники на случай смены условий. Не удаётся получить и сведения о том, какие факторы нужно было бы поменять, чтобы получить желаемый темп внедрения инноваций. Самым же существенным минусом выступает недостоверность расчётных данных при значительном временном интервале. Из-за этого методы экстраполяции есть смысл использовать на стартовом этапе научно-технического прогнозирования.


Глава 2. Российские современные технологии и разработки

2.1 Российские современные технологии и разработки в области вооружения

Стратегические межконтинентальной ракеты - это важное вооружение. Основой ракетного войска России являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им увеличен в три раза. Сейчас для их замены создали тяжелый комплекс «Сармат», представляющий собой ракету стотонного класса, несущую в головном элементе от десяти разделяющихся боевых блоков. Основные характеристики «Сармата» уже определены. Серийный выпуск планируется осуществить на известном «Красмаше», на реконструкцию которого будет осуществляться за счёт поступлений из федерального бюджета в размере 7,5 миллиардов рублей. Сейчас создаётся перспективное боевое оснащение, включая блоки индивидуального разведения с перспективными способами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард». Командующие РВСН два года назад осуществили экспериментальный пуск этой баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Данный запуск был четвёртым с 2011 года. Три предыдущих тоже были успешными. В ходе испытания ракета летела с макетом боевой штатной части, заменившим ранее применяемый балласт. «Авангард» - принципиально новая ракета, не считающаяся продолжением группы «Тополь». Командование РВСН подсчитало, что «Тополь-М» способны поразить 1 или 2 противоракеты (например, американского типа SM-3), а на один «Авангард» необходимо от 50 противоракет. То есть результативность прорыва ПРО существенно выросла.

Донные ракетные комплексы. Современные военные разработки Российской Федерации имеются и в такой области. Здесь также присутствуют инновационные внедрения. Так, летом 2013 года проводились испытания в Белом море такого оружия, как свежая баллистическая ракета «Скиф», способная в режиме ожидания на океанском либо морском дне в определённый момент выстрелить и ликвидировать наземный или морской объект. Она использует толщу океанических вод в виде своеобразной шахтной установки. Расположение этих систем на морском дне обеспечит наличие нужной неуязвимости вооружению.

Мобильные ракетные комплексы. В это направление также вложено много труда. Так, Минобороны России в 2013 году приступило к испытаниям свежей гиперзвуковой ракеты. Скорость полета такой установки порядка 6 тыс. км/ч. При этом сейчас в Российской Федерации изучают по разным направлениям гиперзвуковую технику. Вместе с тем Россия ещё выпускает боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это в значительной мере модернизирует вооружение. В этом направлении активно выполняются опытно-конструкторские военные отечественные разработки.

Это важное вооружение. Каждый эшелон с заданными установками либо конвой, в который включены большегрузные автомобильные контейнеровозы, станет мощнейшим ракетным подразделением, способным объявиться в любом месте. Успешные испытания доказывают, что комплекс Club-K на самом деле боевая система. Информация о свежих разработках вооружения – факт подтверждённый. Дополнительно планируются испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Так, ракета 3М-54Э способна полностью ликвидировать авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения. Сейчас «Туполев» создаёт и улучшает будущий авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА). Он станет отечественным стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Этот самолет не будет улучшением ТУ-160, а станет инновационным аппаратом, основанным на последних решениях. В 2009 году Министерство обороны РФ и фирма «Туполев» заключили контракт на осуществление НИОКР по основанию ПАК ДА на три года. В 2012 году сделали заявление, что авиапроект ПАК ДА закончен и подписан, а затем начинаются опытно-конструкторские современные военные разработки. В 2013 году это утвердило командование ВВС РФ. ПАК ДА столь же знаменит, сколь и ядерные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС. Из различных вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке со схемой «летающее крыло». Эта военная техника не может пройти скорость звука из-за специфики конструкции и крупного размаха крыльев, но способна оставаться незаметной для радаров.

Будущая противоракетная оборона. Ведутся работы по проектированию системы ПРО С-500. В этом современном поколении вооружения отечественной армии планируют использовать раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. Система С-500 в отличие системы С-400, ориентированной на противовоздушную оборону, планируется для противоракетной защиты.

Ещё она способна вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно разрабатываемыми в США. Эти новые военные российские разработки очень важны. Система С-500 предназначена для воздушно-космической обороны, запланированной на 2015 год. По замыслу она станет обезвреживать объекты, летящие на высоте более 185 км и на удалении свыше 3500 км от установки пуска. В настоящее время уже окончили проект эскиза и в данном направлении осуществляют перспективные военные разработки. Главным предназначением данного комплекса станет поражение последних образцов вооружения атакующих средств воздушного типа, выпускаемых в настоящее время в различных странах. Планируется, что эта система выполнит задачи в стационарном варианте и при выдвижении в зону боевых действий. Эсминцы (эскадренные миноносцы), планируемые к производству с 2016 г., оснастят корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры. В данном направлении тоже немало интересных разработок. Российская Федерация до Соединенных Штатов Америки приступила к военным разработкам в этой области и обладает опытнейшими образцами высокоточных химических боевых лазеров. Первую подобную установку отечественные конструкторы проверили в 1972 году. Тогда же с помощью советской мобильной «лазерной пушки» удавалось успешно поражать мишень в воздухе. Так, в 2013 году Министерство Обороны РФ потребовало продолжить разработки в области боевых лазеров, способных поражать спутники, самолеты либо баллистические ракеты. Это очень важно в современном мире.

Бронетехника. В данном направлении свежие военные разработки тоже проводятся. В 2014 году Министерство обороны РФ приступило к закупке эффективных боевых танков, которые основаны на платформе тяжелой бронетехники «Армата». На успешной партии этих машин провели контролируемую войсковую эксплуатацию. Выпуск стартового прототипа танка на основе платформы «Армата», в рамках существующего графика, был в 2013 году. Эта отечественная военная техника запланирована к поставкам в военные части с 2015 года. Планирование танка вело предприятие «Уралвагонзавод». Другим проспектом отечественного ОПК выступает «Терминатор» («Объект - 199»). Эта боевая машина направлена на обезвреживание воздушных целей, живой силы, бронетехники и для различных укрытий и укреплений.

Стрелковое оружие. Новейшие отечественные военные наработки сейчас активизировались и в этом направлении, что тоже подтверждено. Оружейники Ижевска приступили к созданию стрелкового автоматического оружия нового поколения. Оно иное по сравнению с распространённой системой Калашникова. В итоге силовые ведомства обеспечат качественно новыми боевыми системами в соответствии с программой перевооружения российской армии до 2020 года. Поэтому сейчас продолжаются значительные работы по разработке в этой области. Перспективные стрелковые виды вооружения будут модульного типа. Это поможет упростить будущую модернизацию и производство. При этом чаще станет использоваться схема, при которой оружейный магазин и ударный механизм располагаются в прикладе позади спускового крючка. Для разработки новых систем стрелкового оружия станут применять боеприпасы с инновационными баллистическими идеями. Например, повышенная кучность, существенная эффективная дальность, увеличенная способность пробития. Перед конструкторами стоит задача разработки новейшей системы «с нуля», без опоры на старые принципы. Для достижения этой цели применяют новые технологии. При этом от работ по улучшению АК 200-й серии «Ижмаш» не откажется, т.к. поставки этого вида оружия необходимы для отечественных спецслужб. Сейчас проводятся последующие военные разработки в этом направлении.

2.2 Открытие фосфорилгуанидина

Российские химики из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН открыли новый класс химических соединений — фосфорилгуанидины. Открытие данного аналога нуклеиновых кислот может стать прорывом в исследованиях работы генов внутри человеческого организма. Загадка регулирования работы генов является одной из важнейших в современной медицине.

2.3 Исследования графена

Такой материал, как графит, всем хорошо известен. Чтобы увидеть его, достаточно взглянуть на грифель обычного карандаша. Структурно графит представляет собой углеродную трехмерную кристаллическую решетку. Если мысленно отделить от этой решетки слой толщиной в один атом углерода, мы и получим тот самый графен. Но если на словах этот процесс звучит просто, то на деле получение графена долгое время было для ученых непреодолимой трудностью.

Прорывные исследования в этой области совершили российские физики Андрей Гейм и Константин Новоселов — благодаря их работам ученые всего мира не только узнали несколько новых потрясающих свойств наноматериала, но и получили простой способ его изготовления.

Теперь графен доступен для изучения исследователям, а такие корпорации как Samsung или Sony с радостью эти исследования оплачивают, ведь графен является перспективным заменителям кремния в изготовлении электронных микросхем, что позволяет уменьшить их до невероятно маленького размера.

Заключение

Глобальные тенденции в сфере развития технологий изначально кажутся далекими от отечественной действительности и не оказывающими значительного влияния на деятельность российских товаропроизводителей. Однако желание России стать полноправным участником международной торговой системы вызывает потребность в изменении производимой продукции и оказываемых услуг в соответствие с международными требованиями.

Спецификой текущего этапа развития инновационной деятельности выступает формирование в крупнейших компаниях единых научно-технический комплексов, собирающих в единое целое исследования и производственные мощности. Формирование целостных научно-производственно-сбытовых систем вполне закономерно и связано с научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной направленности предприятий.

В настоящее время условия хозяйствования предполагают максимальное расширение и совершенствование способов прогнозирования и планирования рынка нововведений. Чем выше точность прогнозов и планов, тем более значительным будет их вклад в развитие общества.

Как раз сейчас наша страна переживает всплеск новаторства. На смену одним формам и способам управления экономикой приходят иные. В подобных условиях инновационной деятельностью приходится заниматься каждому предприятию, каждому субъекту хозяйствования от государственного уровня управления до только созданного предприятия в области малого бизнеса.

Инновации выступают основным средством обеспечения конкурентоспособности товаров организации и обеспечения устойчивости успеха компании либо корпорации на рынке.

Инновация определяется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими свойствами продукции либо услуги по сравнению с ранее выпускаемым продуктом.

Инновационная деятельность – это сложная динамичная система действия и взаимодействия разных способов, условий и органов управления, которые занимаются научными исследованиями, формированием новых вариантов продукции, улучшением техники и предметов труда, технологических процессов и способов организации производства на базе передовых достижений науки, техники и накопленного опыта, планированием, финансовым обеспечением и координированием научно-технического прогресса, улучшением экономических рычагов и стимулов, разработкой совокупности мер по регулированию комплекса взаимосвязанных мер, которые направлены на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и увеличение его социально-экономической эффективности.

В заключение можно отметить, что поддержка инновационного предпринимательства – один из приоритетных векторов государственной научно-технической и экономической политики в государствах с развитой рыночной экономикой, а рынок инноваций - важный фактор развития и улучшения рынка потребностей и нововведений в Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2014. – 275 с.

2. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.

4. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.

6. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.

7. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.

8. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.

9. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.:  Питер, 2012. – 863 с.

10. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.

11. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

12. Калаков, Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов): учеб. пособие для вузов / Н.И.Калаков. - М.: Академ. проект: Культура, 2010. - 746 c.

13. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с.

14. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков,  И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К,  2013. - 272 c.

15. Коргова, М.А. Менеджмент: краткий курс: учеб. пособие / М.А. Коргова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378 c.

16. Минцберг, Генри. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру / Генри Минцберг; пер. с англ. О.И.Медведь. - М. : ЭКСМО, 2009. - 463 с.

17. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [пер. с англ. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.

18. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.

19. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Российские современные технологии и разработки