Конспект урока «Зук «Ж»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24 c. Крутой Лог»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока
«Зук «Ж»
Подготовила
учитель-логопед
Гладышко Наталья Викторовна
Крутой Лог, 2015
Цель : Автоматизация звука «Ж» в речи ребенка.
Задачи:
- Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развёрнутую речь.
- Автоматизировать звук. Ж в слогах, в словах и предложениях.
- Закрепить представления о звуковом анализе и синтезе слов.
- Развивать мышление, внимание, слуховую и зрительную память.
Оборудование: игрушка Букваешка ( гном ), схемы - картинки для артикуляционной гимнастики, картинки на звук Ж, игра « Весёлый поезд»
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках в кабинете логопеда.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к звуку Ж, но сначала нам нужно подготовиться. Сейчас мы с вами (стук в дверь)- появляется гном Букваешка.
Буквоешка: Я тоже хочу в путешествие.
Усвоение нового материала.
Логопед: Ребята, давайте возьмём Букваешку с собой в путешествие к звуку Ж, и покажем Букваешки, что мы умеем. Но сначала нам нужно выполнить логопедические упражнения:
Спрячь конфетку
Почистить зубки
Вкусное варенье
А теперь поиграем с пальчиками. Как Букваешка называется человек, который играет на пианино.
Букваешка : Не знаю.
Ребёнок : Пианист.
Логопед : Покажите Букваешке, какие вы замечательные пианисты.
« Игра на пианино»
При произнесении слогов : жа-жо-жи-жу; жо-жу-жи-жа; жу-жи-жа-жо; жи - жа - жо-жу - дети имитируют игру на пианино, прижимая поочерёдно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого.
Логопед : Букваешка, а что у тебя в конверте.
Букваешка: А у меня здесь красивые картинки.
Логопед: А ты покажешь, ребятам.
Букваешка: Хорошо, я достаю картинку, а ребята называют.
Дети: Жук, жираф, журнал, пижама, морж, баклажан, лыжи, ножницы.
Логопед: Ребята, как вы думаете, в словах живёт наш звук Ж.
Дети: Живёт.
Логопед: Ребята, а скажите Букваешке, что вы знаете про звук Ж.
Дети: Он согласный, звонкий, всегда твёрдый.
Логопед: Ребята, а давайте Букваешки споём песенку жука ( дети имитируют рукой движения жука, одновременно произносят раскатистый длинный звук-ж-ж-ж.
Букваешка: Ребята, а какие гласные звуки вы знаете.
Дети: А, О, У, И.
Букваешка: А давайте подружим наш звук Ж с гласными звуками, и у нас получится песенка - жа-жо-жу –жи. А теперь давайте споём её - тихо, громко, удивлённо, сердито. Молодцы у вас получились красивые песенки. А ещё я знаю с песенками игру называется « Говорим быстро, чисто и красиво». Я буду говорить, а вы повторять.
Жа-жа - жа – есть иголки у ежа,
Жу –жу –жу - рыбу мы дадим моржу.
Жи –жи –жи - жили – были тут ежи.
Жок-жок –жок - развевается флажок.
Жан –жан –жан - мама жарит баклажан.
Логопед: А теперь Букваешка давай с ребятами немножко отдохнём и подвигаемся. Закройте глазки, и представьте, что вы не ребята, а смешные медвежата.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили –
Вот так. Вот так.
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили,
Из реки водичку пили –
Вот так, вот так.
Из реки водичку пили.
А потом они плясали –
Вот так, вот так.
Выше ноги поднимали.
Молодцы, ребята. А давайте поиграем в Игру « Весёлый поезд» и Букваешку научим в неё играть. Сейчас я напомню вам условия игры. Чтобы пассажиры отправились в путешествие на весёлом поезде нужно назвать каждого пассажира, выделяя звук Ж, прохлопать в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика).
Поезд с вагончиками на магнитной доске. Картинки ( жук, жеребёнок, ёжик, медвежонок, жираф, морж, баклажан, жасмин).
Букваешка: Какая интересная игра, я научился считать слоги в словах. А я ещё люблю играть в игру «Большой - маленький».
Логопед: Букваешка, научи ребят играть в эту игру. Расскажи, как из большого предмета сделать маленький.
Букваешка: Я скажу (большой) луг - (маленький) лужок.
Начинаем игру:
Флаг – флажок, снег – снежок, пирог - пирожок, утюг –утюжок, живот - животик, круг – кружок, пружина - пружинка. Молодцы, ребята.
Логопед: Ребята, а давайте Букваешку научим играть в игру «Подружи слова». Кто расскажет, что нужно делать.
Дети: Составить предложение из слов.
Логопед: Молодец. Я называю слова, а вы составляете предложение:
Жаба, болото, жить, в.
Жеребёнок, бежать, лужок. По.
Ваня, увидел, дорожка, ежа, на.
Жираф, жить, в, Африка.
Молодцы, ребята у вас получились красивые предложения.
Итог занятия.
Букваешка: Ребята, я очень люблю задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.
Дети: Да.
Букваешка: У какого звука мы были сегодня в гостях.
Дети: У звука Ж
Букваешка: А в какие игры мы играли.
Дети: « Говорим быстро, чисто и красиво»
«Большой - маленький»
« Весёлый поезд»
« Слова рассыпались»
Логопед: А теперь ребята вам пора на прогулку. Скажите Букваешки до свидания.
Список использованной литературы:
Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Прометей, 2015. – 53 с.
Минкин Е. М. /От игры к знаниям/ Е. М. Минкин. - М.: Прометей, 2015. – 47 с.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: РПА, 2015. – 88 с.
Современный логопедический урок: опыт работы/авт. сост. Е. А.Лапп, Н. Г.Фролова.-Волгоград: Учитель, 2015.-231с.