Рецензия по-ученически
Рецензия как жанр трудна для школьников. П. Басинский в статье «Моё любимое произведение современной литературы, или Как написать рецензию» («Литература», 1996. № 9) замечает, что не все "даже и вполне «маститые» критики до конца справляются с этим жанром". Но Министерство образования вновь предлагает рецензию на аттестационном сочинении 2001 года. Значит, можно уже сейчас работать над текстами.
Отбор произведений можно, конечно, доверить выпускникам, но предпочтительнее, на мой взгляд, это сделать учителю. Критерием поиска соответствующих текстов является обязательное сочетание их достаточно высокого художественного уровня с положительной воспитательной направленностью. От учителя требуются хорошее знание личностных качеств выпускников, определённая осведомлённость в современном литературном процессе, возможность оказать школьнику помощь в поисках источников. Отобранные произведения необходимо "примерить" на конкретных подростков, чтобы они соответствовали их интересам, потребностям, уровню развития и так далее. Не исключена вероятность ошибок и новых поисков.
Предположим, мы располагаем комплектами журнала «Новый мир» за последние два года. Выделяем тексты авторов: В. Астафьева, Ю. Буйды, А. Варламова, А. Волоса, Б. Екимова, Ф. Искандера, В. Залотухи, А. Кузнецова, П. Лаврёнова, В. Пьецуха, А. Слаповского, Р. Солнцева, Л. Улицкой и других.
Допустим, что предложенные и вкратце охарактеризованные учителем тексты понравились ученикам, они решили писать рецензию. Проводим общую консультацию, используя советы специалистов, опубликованные в разных методических сборниках и газете «Литература» за предыдущие годы. Подчёркиваем, что эмоциональный отклик на произведение надо обязательно подтвердить анализом сюжета, композиции, системы образов, стиля, позиции автора и другим. Следовательно, напоминаем, что и рецензия потребует владения знакомыми литературоведческими понятиями.
За этим следует самое важное: определить, в каком актуализированном контексте рассматривать произведение (литературно-художественном, литературоведческом, социально-нравственном, социально-историческом, психологическом, философском и так далее). Без такого "фона" невозможно оценить произведение. Здесь, вероятно, потребуется конкретная градация. Для выпускников, не претендующих на глубокий анализ текста в определённом сложном аспекте, можно предложить повесть А. Волоса «Дом у реки» (1998, № 7), рассказы Б. Екимова (1998, № 10; 2000, № 7; 2000, № 12), его повесть «Пиночет» (1999, № 4), рассказ А. Кузнецова «Мираж у Геммерлинга» (2000, № 7), повесть Р. Солнцева «Иностранцы» и другие небольшие произведения. Они понятны подросткам благодаря жизненным ситуациям, которые дети наблюдали и о которых у них сложилось определённое мнение. Такая "база данных" позволяет пишущему высказать самостоятельные суждения, критически оценить степень достоверности художественного изображения, выразить свои переживания. Сюжетные перипетии, характеры героев вызывают у школьников ассоциации со знакомыми реалиями. Страшные примеры разворовывания материальных ценностей, которые даны в рассказе А. Кузнецова «Мираж у Геммерлинга», в повести Б. Екимова «Пиночет», сцены жестокого противостояния, нарисованные Р. Солнцевым в повести «Иностранцы» и А. Волосом в повести «Дом у реки», впечатляюще воздействуют на подростков и способствуют их социальной зрелости. Авторы названных произведений прибегают порой к натурализму, а такой стиль вызывает у не слишком искушённого читателя доверие к автору. Принимая его позицию, школьник формирует свой взгляд на окружающее, на себя, учится прислушиваться к противоположному мнению, а значит, формирует мировоззрение, возможно, легче, чем при изучении классики. Здесь быстрее возникает тот социально-нравственный контекст, в котором школьник чувствует себя достаточно свободно и уверенно.
Более сложной и тонкой работы потребует рассмотрение "детского" рассказа П. Лаврёнова «Косиножка» и прелестной новеллы Д. Шеварова «Второй день Рождества». Социально-психологический ракурс изображения потребует от рецензентов раздумий не только об ушедшем детстве, но и о воспитании в скором будущем собственных детей. Шестнадцатилетние подростки уже ушли от Димкиной поры (рассказ «Косиножка»), но хорошо помнят её. Они ещё не дошли до возраста повествователя из рассказа «Второй день Рождества». Такая "промежуточность" возрастной категории вызывает своеобразное восприятие и толкование рассказов. Умение критически оценить прошлое и всерьёз заглянуть в будущее потребует от пишущего развитой фантазии и умения соотносить ситуации своей жизни с событиями, изображёнными в рассказах. Такой личностно-заинтересованный аспект даёт надежду на интересную рецензию.
Выпускникам, интересующимся литературой, можно предложить для рассмотрения «Затеси» В. Астафьева (2000, № 2) (из тетради о Николае Рубцове), «Поэт» Ф. Искандера (1998, № 4). Эти произведения вызывают признательность авторам за их умение психологически точно нарисовать портреты собратьев по перу. Чтение таких текстов поучительно для школьников глубокой человечностью позиций авторов, сумевших показать неоднозначность, неординарность поэтов, которыми они восхищаются и которых любят. Литературно-художественный мир, в котором живут герои и который закрыт для нас, предстаёт сложным и учит избегать категоричных суждений о людях.
Интересным может получиться отзыв в идеологическом аспекте на повесть В. Залотухи «Последний коммунист». Молодой герой, ровесник наших тинэйджеров, сын "нового русского", активно защищает немодные теперь коммунистические идеи. Такая неожиданная позиция юноши, его противостояние родителям могут привлечь читателей-школьников сходством с их личными проблемами. Ситуация, в которой оказывается герой повести, напоминает об остроте вечного конфликта отцов и детей, который ученики наблюдают и в своей жизни, и в классическом романе И. С. Тургенева. Эти знания становятся основой размышлений над повестью В. Залотухи.
Литературоведческий и историко-литературный аспекты прочтения и оценки произведения уместны и при рассмотрении плутовского романа А. Слаповского «День денег». Занятный сюжет привлекает и современностью, и фантазией на острые темы. Забавна форма повествования. Интересно сопоставить приключенческую композицию этого романа с плутнями пройдох классических авантюрных повествований. Учитель имеет возможность предложить выпускнику для прочтения старинный плутовской роман. Заманчива перспектива сравнения сюжетов, героев, картин, рисующих социальную почву бродяжничества, стиля в произведениях одного жанра, но разных эпох. И опять-таки сверхзадачей станет выяснение нравственно-психологической ценности произведений такого рода, потому что в них зафиксирована потребность человека в поисках способов достойной жизни при самых сложных социальных условиях, форм борьбы с унынием и депрессией. Поэтому роман А. Слаповского отлично корректирует настроение читателей, учит смотреть на жизнь и проще, и более философски.
Богатейшими возможностями для рецензирования обладает роман Л. Улицкой «Путешествие в седьмую сторону света». Это сложное и многоплановое произведение с интересными сюрреалистическими эпизодами. Наверное, за сочинение по данному роману могут взяться самые способные дети. Ученица, решившая остановиться на этом произведении, отметила его богатые возможности для рецензирования в широком аспекте: от социально-бытового до философского. И всё-таки стержнем рецензии, по её мнению, должен стать анализ изображения трагической судьбы интеллигенции в Советском Союзе. Заинтересовавшись романом, выпускница одновременно выразила возмущение наличием в тексте ненормативной лексики. На это ей было предложено высказать в рецензии критические замечания в адрес автора.
При подготовке к рецензии учителю приходится учитывать, что школьники оценивают художественное произведение прежде всего с содержательной стороны. Детям гораздо важнее что изображено, чем как это сделано. Даже тем ученикам, которым небезразличны формальные изыски писателей, трудно увлечься, например, платоновским «Котлованом». Поэтому если профессиональный критик содержание произведения естественно и органично воспринимает через форму и пишет об идее и средствах её воплощения в неразрывном единстве, то от школьника едва ли можно ожидать такого умения. Оно ему не по возрасту. Потребуются индивидуальные консультации, которые призваны помочь авторам рецензий увидеть художественные формы, содержащие идею произведения. Благодаря такой поддержке учителя выпускник вполне может "слепить" свой текст, который он сначала представит в качестве контрольного сочинения – например, в конце апреля, – а потом при желании может положить его в основу аттестационной работы.