Анализ деятельности ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
PAGE \* MERGEFORMAT1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
Отчет
по преддипломной производственной практике
в
ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ НАУЧНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРЕНБУРГСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
(ФГБНУ «Оренбургский НИИСХ»)
Выполнил:
студент 33 группы
Жалмагамбетов Ринат Айтбаевич
Руководитель практики от ОГАУ:
заведующий кафедрой
Левин Владимир Сергеевич
Руководитель от организации:
главный экономист
Афанасьева Екатерина Кирилловна
Отчет проверил:
_______________________________
_______________________________
Оренбург 2015
Содержание
Введение |
3 |
|
1 |
Организационно-экономическая характеристика ФГБНУ Оренбургский НИИСХ |
5 |
1.1 |
Организационная характеристика ФГБНУ Оренбургский НИИСХ |
5 |
1.2 |
Экономическая характеристика ФГБНУ Оренбургский НИИСХ |
9 |
2 |
Анализ деятельности ФГБНУ Оренбургский НИИСХ |
16 |
2.1 |
Порядок взаимодействия ФГБНУ Оренбургский НИИСХ с контролирующими финансовыми органами |
16 |
2.2 |
Порядок взаимодействия ФГБНУ Оренбургский НИИСХ с налоговыми органами |
19 |
2.3 |
Порядок и методика составления сметы ФГБНУ Оренбургский НИИСХ |
21 |
Выводы и предложения |
24 |
|
Список использованной литературы |
26 |
|
Приложения |
27 |
Введение
В условиях рыночной экономики теоретические знания, приобретенные в высших учебных заведениях, необходимо закреплять практически. Это необходимо также для изучения особенностей своей будущей профессии. Но в первую очередь это необходимо для того, чтобы студент имел практические навыки, был квалифицированным специалистом.
Главной целью практики является закрепление уже полученных теоретических знаний на практике и приобретение новых.
Для достижения поставленной цели поставлены перед собой следующие задачи:
- углубление теоретических знаний в ходе прохождения практики;
- получение профессиональных навыков работы;
- изучение взаимодействия организации с государством, налоговой службой;
- ознакомление с производственной, экономической, финансовой и управленческой работой организации;
- изучение основных законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность организации;
- набрать опыт практической работы на должностях финансово-экономических служб.
Объектом исследования является федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства». Местом непосредственной практики являются отдел бухгалтерского учета и рабочее место главного экономиста. В ходе прохождения практики работал с финансовой отчетностью института, первичными бухгалтерскими и экономическими документами, кассовыми документами, декларациями. Были изучены в ходе прохождения практики следующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность института: Устав института, Налоговый кодекс Российской Федерации от 05 августа 2000 года №117-ФЗ, указание Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. №174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению», учебная и периодическая литература. Применены следующие методы: табличный, сравнения, динамики.
1. Организационно-экономическая характеристика
ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
- Организационная характеристика
ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
Оренбургская областная государственная сельскохозяйственная опытная станция была переименована в Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства в декабре 1973 г. А в апреле 2002 г. был преобразован в государственное научное учреждение «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук». В 2014 г. была преобразована в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».
Институт занимается селекцией устойчивых к засухе высокоурожайных сортов зерновых, крупяных, кормовых культур и картофеля, в т. ч. сильных и твердых пшениц, ярового ячменя, проса, кукурузы. Разрабатывает и совершенствует их сортовую агротехнику, технологию возделыванию зерновых, кормовых культур, картофеля, почвозащитного земледелия, работает над усовершенствованием пород крупного рогатого скота молочного направления, оренбургской пуховой породы коз, созданием белой пуховой породы.
За годы работы учеными института создано 36 сортов зерновых культур.
Возглавляет институт заслуженный деятель науки Российской Федерации член-корреспондент Россельхозакадемии Бельков Григорий Иванович один из авторитетных ученых страны.
Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства является государственным научным учреждением. Его местонахождение и почтовый адрес института: Россия, 460051, г. Оренбург, проспект Гагарина, 27/1.
Главной целью деятельности института является объединение усилий учёных на решение научных задач, имеющих приоритетное теоретическое значение и практическую ценность для сельскохозяйственного производства, направленных на научное обеспечение агропромышленного комплекса Южного Урала и Оренбургской области, путем проведения фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области сельского хозяйства, а также получении прибыли, направляемой на решение установленных задач института.
В непосредственном подчинении института находится: ГУП ОПХ «Урожайное», ГУП ОПХ им. Куйбышева, ГУП ОПХ им. 50-летия ВЛКСМ, ГУП ОПХ «Советская Россия», ГУП ОПХ «Тоцкое». Подчиненные институту опытно-производственные хозяйства сохраняют при этом юридическую самостоятельность, а их деятельность определяется Уставом Россельхозакадемии, общим положением о научно-исследовательских, конструкторских и технологических организациях и собственными уставами.
Институтом проводится большая работа по селекции яровой мягкой и твердой пшеницы, ячменя, проса. Учеными создано 45 сортов зерновых, зернобобовых и кормовых культур. Сорта института занимают более 730 тыс. га, что составляет 32% к посевной площади зерновых культур в области. В год 50-летия освоения целинных и залежных земель в Восточном опорном пункте созданы новые высокоурожайные сорта, хорошо приспособленные к местным условиям: яровая мягкая пшеница Оренбургская целинная, ячмень Первоцелинник и Адамовский 1.
Глубокие научные исследования проводятся по разработке ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур. Разработаны биологические приемы повышения плодородия почвы и урожайности с.-х. культур. Решена проблема защиты паровых полей от всех видов эрозии, что повышает эффективность его использования для выращивания озимых культур.
Научные исследования института послужили основой для разработки "Системы сухого земледелия", применение которой обеспечивает повышение устойчивости сельского хозяйства к засухе, стабильности работы аграрного сектора экономики области. Это позволило производить более трех миллионов тонн зерна за последние годы.
С 1997 года открыта аспирантура по четырем специальностям, а с 2003 г. диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по двум специальностям растениеводство и общее земледелие. Это позволяет привлечь в науку молодых перспективных специалистов.
В 2014 г. в соответствии с Государственным заданием в аспирантуре обучался 1 человек с объемом бюджетного финансирования всего 14 тыс. руб. В связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 823-06 от 30.04.2014г.) прекращено выполнение Государственного задания по разделу «Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура)»
Коллектив института тесно сотрудничает с профессорско-преподавательским составом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет». Ученые института являются членами советов по защите кандидатских и докторских диссертаций при университете, участвуют в работе комиссий по приему государственных экзаменов и защите дипломных работ, читают лекции.
Выпускники ФГБОУ ВПО ОГАУ обучаются в очной аспирантуре института. Аспиранты института проходят подготовку к сдаче кандидатских экзаменов и сдают экзамены по иностранному языку, истории и философии науки в университете.
Наставниками молодых ученых являются ведущие ученые института, научные руководители аспирантов и соискателей - доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии Бельков Г.И., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Крючков А.Г., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Максютов Н.А., доктор географических наук, профессор Тихонов В.Е. Они имеют свои научные школы, которые известны не только в области, но и в Самаре, Уфе, Челябинске и за рубежом в Казахстане.
Институт в праве привлекать для работы российский и иностранных специалистов, самостоятельно определяет формы, системы, размеры и виды оплаты их труда. В данный момент в институте работают российские граждане. Построим таблицу для анализа рабочей силы института.
Таблица 1.1 - Динамика показателей движения рабочей силы на предприятии
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Наличие рабочей силы на начало года, чел. |
165 |
160 |
154 |
Принято за год, чел. |
10 |
11 |
13 |
Уволено за год, чел. |
15 |
17 |
37 |
Наличие рабочей силы на конец года, чел. |
160 |
154 |
130 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
163 |
157 |
142 |
Коэффициенты: |
|||
общего оборота |
0,15 |
0,18 |
0,35 |
притока рабочей силы |
0,06 |
0,07 |
0,09 |
оттока рабочей силы |
0,09 |
0,10 |
0,26 |
По данным таблицы 1.1 видно, что за 2013 2014 годы количество принятых сотрудников ежегодно увеличивается незначительно. В то же время отток рабочей силы на протяжении трех лет растет и наибольшее количество уволенных 37 человек в 2014 г. Следовательно, численность работников на конец года уменьшается. В динамике движения рабoчей силы наблюдается негативное движение, так как коэффициент общего oборота увеличивается и его рoст связан с оттoком рабочей силы.
Для полной характеристики института необходимо проанализировать финансово-экономические показатели, которые мы рассмотрим в следующем подразделе.
1.2. Экономическая характеристика ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
Институт является юридическим лицом по законодательству РФ, созданным собственником для осуществления научных функций некоммерческого характера.
Институт в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, финансируется за счет государственного бюджета. Он может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему денежными средствами.
Институт имеет печать, содержащую полное наименование на русском языке, а также в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Институт является государственным учреждением, финансирование денежных средств идет из федерального бюджета. Но также институт имеет доходы от предпринимательской деятельности и от сдачи в аренду недвижимого имущества, которые идут на покрытие тех расходов на приобретение товаров и оказание услуг, по которым идет недостаточное финансирование из бюджета или оно вообще отсутствует. Проанализируем поступление денежных средств из разных источников за 2012-2014 гг.
Как видно из рис. 1.1 динамика поступлений денежных средств из различных источников на протяжении 2012-2014 гг. меняется. Поступление денежных средств из федерального бюджета увеличивается на 1 495,0 тыс. руб. в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Данное увеличение связано, в первую очередь, с повышением окладов сотрудникам бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, что вследствие приводит к росту финансирования бюджетных средств. Наибольшее увеличение произошло средств от сдачи в аренду недвижимого имущества в 2013 году и составило 10 200,0 тыс. руб. по сравнению с 2012 г. 5 128,4 тыс. руб., что связано с повышением арендной платы в 2013 г. В 2014 г. данный вид дохода снизился и составил 9 822,1 тыс. руб., что связано с уменьшением площади сдаваемой в аренду.
Рис. 1.1 Динамика поступлений денежных средств, тыс. руб.
Институт является государственным учреждением, поэтому его эффективная работа во многом зависит от помощи государства. Финансирование института происходит за счет поступления денежных средств из федерального бюджета. Расходование данных денежных средств до 2014 г. происходит согласно смете расходов и доходов, утвержденной финансово-экономическим управлением Российской академии сельскохозяйственных наук, а с 2014 г. согласно плана финансово-хозяйственной деятельности. [Приложение А, Б, Ж] Данное поступление денежных средств из федерального бюджета состоит из субсидии на выполнении государственного задания и целевых субсидий. Расходование денежных средств осуществляются строго по статьям расходов. Построим и проанализируем таблицу расходов бюджетных средств.
Таблица 1.2 - Анализ расходов бюджетных средств, тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Заработная плата |
15 598,0 |
16 424,0 |
16 660,0 |
106,8 |
Прочие выплаты |
20,0 |
15,0 |
15,0 |
75,0 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
4 711,0 |
4 845,0 |
4 914,8 |
104,3 |
Услуги связи |
х |
х |
69,2 |
х |
Коммунальные услуги |
645,0 |
645,0 |
858,0 |
133,0 |
Прочие расходы |
803,0 |
913,0 |
755,0 |
94,0 |
Итого |
21 777,0 |
22 842,0 |
23 272,0 |
106,9 |
По данным таблицы 1.2 видно, что общее увеличение субсидий составило 6,9%. Данное увеличение произошло в связи с увеличение статья «заработная плата», что связано с увеличением окладов сотрудников учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Оплата труда включает в себя выплату заработной платы сотрудникам, надбавки за ученую степень, стимулирующие надбавки руководящим работникам, заведующим отделов и лабораторий, доплаты научным руководителям. Увеличение поступлений на статью «Коммунальные услуги» на 33% в 2014 г. по сравнению с 2012 г. связано с ростом тарифов.
Начисления на фонд оплаты труда включает отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По данным таблицы 1.2 видно, что снизились поступления на статью «Прочие расходы» на 6,0%. Данное снижение произошло по следующим причинам. В данную статью расходов входят стипендия и налог на землю и имущество. Финансирование на подстатью «Стипендия» зависит от количества аспирантов. В связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 823-06 от 30.04.2014г.) прекращено выполнение Государственного задания по разделу «Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура)», соответственно произошло и сокращение финансирование средств из бюджета.
Источниками финансирования средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящий доход, деятельности являются следующие доходы: гранты, премии, предоставление услуг по испытанию образцов зерна и почвы на определение качественных показателей, оказание научных, научно-технических и консультационных услуг, предоставление услуг от выполнения договоров на создание, передачу и использование научной и научно-технической продукции. [Приложение В, Г, Ж] Составим и проанализируем следующую таблицу.
Таблица 1.3 - Анализ расходов средств, полученных от предпринимательской или иной деятельности, тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Заработная плата |
3 315,3 |
3 415,0 |
2 828,0 |
85,3 |
Прочие выплаты |
10,0 |
10,0 |
69,0 |
увел. в 6,9 раз |
Начисления на выплаты по оплате труда |
1 193,2 |
1 048,6 |
1 001,0 |
83,9 |
Услуги связи |
236,0 |
227,0 |
- |
х |
Транспортные услуги |
32,2 |
42,0 |
- |
х |
Коммунальные услуги |
1 620,0 |
1 260,0 |
825,0 |
50,9 |
Услуги по содержанию имущества |
372,0 |
141,0 |
- |
х |
Прочие работы, услуги |
627,7 |
620,0 |
- |
х |
Прочие расходы |
1 250,0 |
1 100,0 |
1 157,6 |
92,6 |
Увеличение стоимости основных средств |
400,0 |
500,0 |
450,0 |
112,5 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
7 339,7 |
3 835,4 |
5 669,4 |
77,2 |
Итого |
16 396,1 |
12 199,0 |
12 000,0 |
73,2 |
Расходы от предпринимательской и иной приносящий деятельности по статьям утверждается институтом самостоятельно. Из таблицы 1.3 видно, что основную долю расходов составляют статьи «Заработная плата», «Материальные запасы». Расходы на заработную плату уменьшились на 14,7% в 2014 г. по сравнению с 2021 г. Внебюджетные средства, связанные с оплатой труда, в основном идут на заработную плату сезонным рабочим, обслуживающим науку, премии, доплаты. Увеличение на 12,5% в 2013 г. расходов на приобретение основных средств связано с заменой морально устаревших объектов основных средств, в частности обновление компьютерной и прочей оргтехники, мебели.
Также институт имеет доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключены договора аренды недвижимого имущества со следующими организациями: ЗАО «М-Сервис», ЧП Владимиров, ЧП Килейнова, ОАО «Элитные семена Южного Урала», ФГУ Госсеминсекция Оренбургской области, ФГУ станция защиты растений, ИФНС по Ленинскому району. Проанализируем доходы и расходы денежных средств, полученных от сдачи в аренду имущества. [Приложение Д, Е, Ж]
Таблица 1.4 - Анализ расходов средств, полученных от сдачи в аренду имущества, тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Заработная плата |
2 243,0 |
1 300,0 |
2 436,0 |
108,6 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
591,0 |
400,4 |
749,0 |
126,7 |
Услуги связи |
284,0 |
200,0 |
350,8 |
123,5 |
Транспортные услуги |
27,8 |
40,0 |
90,0 |
увел. в 3 раза |
Коммунальные услуги |
313,0 |
х |
||
Услуги по содержанию имущества |
120,0 |
400,0 |
983,0 |
увел. в 8 раз |
Прочие работы, услуги |
202,3 |
700,0 |
1 400,0 |
увел. в 7 раз |
Увеличение стоимости материальных запасов |
1 660,3 |
7 159,6 |
3 500,3 |
увел. в 2 раза |
Итого |
5 128,4 |
10 200,0 |
9 822,1 |
191,5 |
По данным таблицы 1.4 видно, что основную долю расходов денежных средств от сдачи в аренду недвижимого имущества составляют заработная плата и материальные запасы. Заработная плата идет в виде доплаты сотрудников для доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда. Доходы от сдачи в аренду имущества увеличились практически в 2 раза в 2014 г. по сравнению с 2012 г. При этом численность арендаторов осталось на прежнем уровнем уровне, но арендная плата увеличилась в 2014 г. Увеличение расходов произошло по статьям «Услуги по содержанию имущества». Это связано с проведением ремонтных работ в 2014 году и оформлением договоров гражданского-правового характера на уборку территории помещения. Увеличение расходов в 2 раза в 2014 г. по сравнению с 2012 г. на приобретение материальных запасов связано с увеличением расходов на горюче-смазочные материалы, так как в 2014 году было запланировано увеличение командировок по Оренбургской области, которые осуществлялись на транспортных средствах института. Значительный удельный вес статьи расходов «Материальные запасы» в общей структуре расходов связано с тем, что финансирование из федерального бюджета по данной статье отсутствует.
Как было сказано выше, ежегодно увеличивается отток рабочей силы. Одной из причин такого процесса является заработная плата сотрудников. Составим и проанализируем следующую таблицу.
Таблица 1.5 - Среднемесячная заработная плата по ФГБНУ Оренбургский НИИСХ, руб.
Категория работников |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Штатные сотрудники, в том числе |
10 423 |
11 584 |
15 206 |
145,9 |
научные сотрудники |
15 087 |
16 445 |
20 418 |
135,3 |
специалисты, лаборанты, техники |
7 691 |
8 395 |
11 619 |
151,1 |
Как видно из таблицы 1.5 общее увеличение заработной платы составляет 45,9 %. Но если смотреть по внутренней структуре, то это происходит в результате повышения заработной платы в 2014 г. научным сотрудникам и повышение заработной платы за аналогичный период остального персонала. Анализируя абсолютные показатели, мы видим, что заработная плата сотрудников института ниже среднемесячной по Оренбургской области, что также является одной из причин отсутствия молодых специалистов и оттока рабочей силы.
Таким образом, анализируя финансово-экономические показатели института, можно сделать следующие выводы. Финансирование институт осуществляется как из федерального бюджета, так и от предпринимательской деятельности и от сдачи в аренду недвижимого имущества. Иные источники доходов составляют примерно тот же объем финансирования бюджетных денежных средств, что позволяет институту «оставаться на плаву», то есть осуществлять научную деятельность. Ведь за счет прочих источников доходов институт производит доплаты к заработной плате сотрудников, обновление оргтехники, приобретение товарно-материальных ценностей.
2. Анализ деятельности ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
2.1. Порядок взаимодействия ФГБНУ Оренбургский НИИСХ с контролирующими финансовыми органами
ФГБНУ Оренбургский НИИСХ является государственным научным учреждением. Следовательно, он является получателем средств федерального бюджета. Для получения данных денежных средств, институт имеет лицевой счет в отделении Федерального казначейства г. Оренбурга (далее Казначейство). Казначейство обязано уведомлять о поступившем финансировании, производить выдачу денежных средств на выплату заработной платы, своевременно информировать об изменении порядка учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, консультировать по вопросам оформления и предоставления в органы федерального казначейства платежных поручений и документов для получения наличных денег. Казначейство обязуется обеспечивать тайну операции по лицевому счету института и сведения о нём.
До начала финансирования расходов из федерального бюджета, на текущий финансовый год институту необходимо предоставить казначейству смету доходов и расходов, лимиты бюджетных обязательств по установленной форме. Также предоставлять документы, подтверждающие наличие денежных обязательств, возникших в результате заключения договоров с исполнителями работ (услуг), оплата которых производится за счет средств федерального бюджета; предоставлять расчетно-денежные документы, документы, служащие основанием платежа (договора, счета фактуры, акта выполненных работ и др.).
Казначейство имеет право проверять целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, а также требовать от института предоставления дополнительной информации, связанной с операциями по лицевому счету.
Все кассовые операции с наличными денежными средствами института (прием и выдача наличных денежных средств) регламентируются указанием Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Для этого установлен лимит остатка наличных денег на основании внутреннего приказа. [Приложение З] Накопление институтом наличных денег в кассе свеpх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы. В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Лимит остатка денежных средств определяется следующим образом.
, где
L - лимит остатка наличных денег в рублях;
V - объем поступлений наличных денег за период с 01 ноября 2013 года по 30 ноября 2013 года (21 520 рублей);
P количество рабочих дней за период с 01 ноября 2013 года по 30 ноября 2013 года (19 рабочих дней);
- период времени между днями сдачи в банк наличных денег (7 календарных дней).
Таким образом, лимит остатка денежных средств в кассе составляет: 21 520 / 19 х 7 = 7 928, 42 рублей.
Одним из новшеств по учету кассовых операций является следующее. С 2013 года институт устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе самостоятельно, тогда как ранее необходимо было согласовывать данный лимит с Министерством финансов Оренбургской области. Также данный лимит теперь не нужно устанавливать ежегодно, если в том нет необходимости. То есть при указании в приказе начала действия лимита без срока действия, данный лимит считается бессрочным.
Наличные денежные средства в кассе института необходимы на выплату командировочных расходов, возмещение расходов на приобретение товарно-материальных ценностей и прочих товаров и услуг, оплаченных через подотчетное лицо, в случае утверждения данного возмещения директором института, Бельковым Григорием Ивановичем. На практике это происходит следующим образом. При предъявлении документов подотчетным лицом на возмещении расходов или приказа на командировку сотрудника бухгалтерия через специальную программу «Удаленное рабочее место» заказывает необходимую сумму наличных денежных средств. [Приложение И] В зависимости от того, на что идет возмещение, денежные средства заказываются по определенной статье (например, ст. 310 приобретение объектов основных средств, ст. 222 транспортные расходы при направлении сотрудника в командировку и др.). Бухгалтерия Министерства сельского хозяйства проверяет заказанную сумму в соответствии с остатком на расчетном счете института и финансированием средств по статьям расходов. Далее бухгалтерия Министерства сельского хозяйства также через программу «Удаленное рабочее место» направляет для проверки в Министерство финансов Оренбургской области и только после их проверки данные денежные средства через Казначейство поступают на лицевой счет института.
У института в Сбербанке открыта корпоративная карта, материально-ответственным за которую является кассир Пронина Н.П. Именно по корпоративной карте происходит снятие денежных средств для выдачи через кассу подотчетным лицам. Далее кассир обналичивает денежные средства с корпоративной карты и на основании чека приходует в кассу, оформив приходный кассовый ордер. На основании утвержденного директором заявления от сотрудника кассир выдает наличные денежные средства, оформив расходный кассовый ордер.
В случае превышения лимита остатка денежных средств в кассе или остатка наличных денежных средств на последний рабочий день недели - кассир сдает всю сумму в Главный расчетно-кассовый центр государственного управления Банка России по Оренбургской области. С 01 января 2014 г. Институт сдает наличные денежные средства в ОАО «Россельхозбанк». [Приложе-ние К] Для этого заполняется объявление на взнос наличных денежных средств и строго в отведенное время осуществляется сдача денежных средств, после чего они вновь поступают на расчетный счет института.
Все остальные расчеты с поставщиками, выплата заработной платы происходит безналичным путем. Выдача заработной платы осуществляется по картам Сбербанка два раза в месяц (аванс и окончательный расчет за месяц).
2.2 Порядок взаимодействия ФГБНУ Оренбургский НИИСХ с налоговыми органами
Для более полной характеристики ФГБНУ Оренбургский НИИСХ необходимо ознакомится с практикой расчетов налоговых платежей и провести их анализ.
Учреждение является плательщиком земельного налога в связи с наличием в собственности земельных участков. Расчет производится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 05 августа 2000 года №117-ФЗ. Институт заполняет автоматически в специально установленной программе налоговую декларацию по земельному налогу и предоставляет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в налоговую инспекцию, в частности непосредственно в ИФНС по Ленинскому району.
Данная декларация сдается электронно по программе «СБИС», так как в институте есть электронно-цифровая подпись. Данный вид сдачи очень удобен, так как он экономит время. Во время прохождения практики мною была заполнена декларация за 2014 год. Для заполнения декларации и определения размера земельного налога необходимо знать налоговую базу, то есть кадастровую стоимость земельного участка, и налоговую ставку, которая для земельного участка института определена как 1,5% от налоговой базы. Для примера заполнено самостоятельно декларация за 2014 г. [Приложение Л]
В собственности института имеется транспортные средства. Следовательно, институт является плательщиком транспортного налога. Так же как и декларация по земельному налогу, декларация по транспортному налогу также предоставляется в электронном виде. Платежи земельного и транспортного налогов осуществляются в бюджет авансовыми платежами в течение календарного года. Для определения размера транспортного налога необходимо знать мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в зависимости от которой устанавливается соответствующая налоговая ставка, а также с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В период прохождения практики самостоятельно заполнена декларация за 2014 г. [Приложение М]
Также Институт является плательщиком налога на доходы физических лиц, отчислений. Составим таблицу.
Таблица 2.1 Состав и структура платежей в бюджет, тыс. руб.
Виды налогов |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
НДФЛ |
2 426,1 |
2 621,0 |
2 979,8 |
122,8 |
Отчисления по обязательному социальному страхованию от НС на производстве и профессиональных заболеваниях |
46,8 |
47,0 |
47,4 |
101,3 |
Налог на доходы физических лиц Институт перечисляет в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга. В основном он перечисляется одновременно с начисленной заработной платой сотрудников, а также при перечислении иных выплат, например, расчетов с сотрудниками при увольнении или перечислении отпускных. Сумма НДФЛ напрямую зависит от суммы начисленной заработной платы, а также от предоставляемых сотрудникам вычетов, например, стандартный налоговый вычет родителю на первого ребенка в размере 1 400 руб. ежемесячно до месяца, в котором доход не превышает 280 000 руб. и другие. Отчисления по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях составляют 0,2% от суммы вознаграждений и выплат, произведенным сотрудникам Института и на которых начисляются страховые взносы.
2.3 Порядок и методика составления плана финансово-хозяйственной деятельности ФГБНУ Оренбургский НИИСХ
В связи с реорганизацией в 2014 г. в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», вместо сметы доходов и расходов Институт составляет план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период (далее - План). Данный документ составляется в соответствии с Приказом федерального агентства научных учреждений (далее - ФАНО) от 23 декабря 2013 г. № 6н «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении федерального агентства научных организаций». В Институте данный вид отчета составляет главный экономист Афанасьева Екатерина Кирилловна.
План составляется на этапе формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Но в любом случае, План составляется на основании выделенных денежных средств для института. Рассмотрим более подробно на примере Плана на 2014 г.
В I разделе Плана указываются следующее:
- цель деятельности Института проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение достижений науки и передлового опыта, напрвленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию;
- виды деятельности Института в частности некоторые из них: выполнение научно-исследовательских работ и экспериментальных разработок, их внедрение в производство; определение химического состава выращенной сельскохозяйственной продукции и другие;
- перечень работ, услуг, которые являются основными видами деятельности оказание научных, научно-технических и консультационных услуг; гранты, премии и другие.
II раздел Плана посвящен показателям финансового состояния Института. В нем дана расшифровка в денежном выражении таких показателей, как нефинансовые и финансовые активы, обязательства.
В III разделе Плана отражены показатели по поступлению и выплатам Института, в частности остаток средств на начало 2014 г. и поступление денежных средств в 2014 г. в виде субсидии на выполнение государственного задания, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. Данные показатели даны на 2014 г. и на плановые 2015-2016 гг. Причем показатели на текущий финансовый 2014 г. и плановые 2015-2016 гг. предоставляются ФАНО через органы Федерального казначейства. Выплаты Института в Плане представлены по видам выплат и кодам бюджетной классификации. Например, такие виды выплат, как оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, оплата работ, услуг и прочие выплаты.
Далее данные виды выплат, предоставленные в III разделе Плана, более детально предоставлена в Информации к III разделу Плана, которых составляется по видам источников поступления денежных средств6 субсидии на выполнение государственного задания, средства от приносящей доход деятельности, от сдачи в аренду федерального имущества.
После принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ, План был подписан главным экономистом, ответственным за содержащиеся в Плане данные. Далее утверждается руководителем Института. Копия утвержденного плана направляется в ФАНО до 1 марта текущего финансового года, т. е. в данном случае было направлено до 1 марта 2014 г.
После утвержденного Плана Института, расход денежных средств выполняется строго по видам выплат и статьям расходов. Любые отклонения от утвержденного планы невозможно без внесения изменений в План и согласования с ФАНО и Федеральным казначейством.
Выводы и предложения
В период с 29 июня 2015 г. по 12 июля 2015 г. находился на производственной преддипломной практике в федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».
В ходе прохождения практики мною были выполнено следующее:
- дана организационная характеристика Института: цель, задачи деятельности, основные виды деятельности;
- раскрыта экономическая характеристика Института: раскрыты источники поступления денежных средств, сделан их анализ расходования по видам;
- дана характеристика порядка взаимодействия Института с контролирующими финансовыми органами, в частности с Федеральным казначейством;
- проанализирована методика составления плана финансово-хозяйственной деятельности Института на примере 2014 года.
Проанализировав деятельность Института, можно говорить о том, что денежные средства, поступающие от предпринимательской деятельности и от сдачи в аренду федерального имущества, играю огромную роль в «удержании на плаву» Института. В частности, данные виды денежных средств идут на следующие выплаты: коммунальные услуги, материальные запасы, основные средства и прочее. Благодаря данным видам денежных средств идет постоянное обновление лабораторного оборудования, компьютерной техники, автопарка, мебели и другое.
Одни из важных документов Института является План финансово-хозяйственной деятельности, ведь от рациональности его составления и распределения денежных средств по статьям расходов зависит и непрерывная, эффективная работа Института.
При анализе расходования эффективности денежных средств Института, можно говорить о рациональном распределении денежных средств по видам расходов. Ведь поступление денежных средств от приносящей доход деятельности идут на закрытие расходов по таким статьям, как коммунальные услуги, ГМС, стоимость которых ежегодно растет. Также они идут на покрытие тех статей, по которым нет субсидий из государственного бюджета: например, покупка оборудования для лабораторных и полевых исследований.
Список использованной литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года №117-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) - Консультант Плюс (версия 4012.00.88) .
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. №174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» - Консультант Плюс (версия 4012.00.88).
- Приказом федерального агентства научных учреждений от 23 декабря 2013 г. № 6н «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении федерального агентства научных организаций» - Консультант Плюс (версия 4012.00.88).
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства» (в ред. Приказов Казначейства России от 21.06.2013 N 8н, от 12.09.2013 N 17н) // http://www.minfin.ru
- Указание Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (ред. от 03.02.2015 г.) - Консультант Плюс (версия 4012.00.88).
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О некоммерческих организациях" // Консультант плюс релиз от 15.07.2014 г.
- http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/ru/statistics/standards_of_life/ (официальный сайт Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области).